Содержание


Содержание. 1

2. Анализ конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл-Хабаровск»  2

2.1. Краткая характеристика ООО «Востокметалл-Хабаровск». 2

2.2. Анализ экспортной деятельности компании. 7

2.3. Анализ внешней среды ООО «Востокметалл-Хабаровск». 16

2.4. Конкурентные преимущества ООО «Востокметалл-Хабаровск». 26


2. Анализ конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл-Хабаровск»

2.1. Краткая характеристика ООО «Востокметалл-Хабаровск»

ООО «Востокметалл» расположено по адресу 680032, Россия, г. Хабаровск, ул. Новая 2. телефон: (4212) 64-92-90; факс: (4212) 64-92-81; E-mail: poot@vostokmet.kht.ru 

Общество «Востокметалл» было создано в октябре 1990 года на базе предприятия вторичной металлургии «Дальвторцветмет» с двадцатилетним опытом по переработке цветного лома и производству алюминиевых сплавов.

В 1998 году произошло присоединение соседнего предприятия «Мирметалл», занимающегося заготовкой и переработкой лома черных металлов.

За это время на предприятии появились новые технологии, оснащенные самым современным оборудованием. Смонтированы: линия сушки алюминиевой стружки, кольцевая линия дробления лома, металлургический комплекс «роторной печи», в котором сейчас производятся высококачественные сплавы, пресс-ножницы НВО-300 и другое оборудование.

Сегодня это общество с ограниченной ответственностью «Востокметалл», акционерами которого являются: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, а также ряд японских компаний.

Участниками общества являются юридические лица:

-       Общество с ограниченной ответственностью «Плутон-Хабаровск», зарегистрированное Регистрационной палатой Хабаровского края по регистрации юридических лиц 13 июня 2000 года;

-       Общество с ограниченной ответственностью «Востокметалл», зарегистрированное Хабаровским отделением государственной регистрационной палаты Администрации Хабаровского края 22 декабря 1999 года.

Участники Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанный с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов в его уставной капитал. Число участников не может превышать пятидесяти.

Участники не полностью внесшие свои вклады в уставной капитал, несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах неоплаченной части вклада каждого из Участников.

В случае несостоятельности Общества по вине его Участников или по вине прочих лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных Участников или других лиц в случае недостаточности имущества Общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательном порядке, может от своего имени совершать любые, незапрещенные законодательством РФ сделки, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может открывать счета в кредитных организациях. Общество имеет свой фирменный знак, круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на его местонахождение, другие необходимые печати, штампы и бланки. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Деятельность Общества не ограничивается указанными в Уставе видами. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие закону являются действительными.

Общество может создавать самостоятельно и совместно с другими обществами, товариществами, кооперативами, предприятиями, учреждениями, гражданами на территории РФ организации с правами юридического лица в любых допустимых законом организационно-правовых формах. Общество вправе иметь дочерни и зависимые общества с правами юридического лица.

Филиалы и представительства не отвечают по обязательствам Общества. Общество несет ответственность за деятельность  своих филиалов и представительств.

Согласно Уставу, Общество учреждено с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц всех форм собственности в производственных, коммерческих и торговых услугах, получения прибыли от эффективного использования собственных и привлеченных средств.

Общество может иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в частности, Общество осуществляет следующие виды деятельности:

-       Приобретение, сбор, переработка и реализация лома черного, цветного металла и сплавов;

-       Производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, в том числе продуктов питания;

-       Все виды строительных, монтажных, пусконаладочных, отделочных и ремонтных работ;

-       Проведение операций с ценными бумагами, валютой, недвижимостью;

-       Трастовая, тендерная и депозитарная деятельность;

-       Инвестиционная, лизинговая и иные виды финансовой деятельности;

-       Коммерческая внешнеэкономическая деятельность – включая создание совместных предприятий, участие в международных объединениях и организациях в РФ и за рубежом с целью развития экспорта и импорта товаров и услуг;

-       Внешнеэкономическая деятельность, в том числе, общественного, культурного, религиозного и  иного некоммерческого характера;

-       Торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая; создание оптовых и розничных торговых подразделений и предприятий, в том числе совместных; комиссионная торговля;

-       Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

-       Проектная, научно-исследовательская; проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций, информационное обеспечение;

-       Организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов, лотерей, как в РФ, так и за ее пределами, а также участие в них;

-       Все виды транспортных услуг, в том числе транспортирование грузов, включая международные перевозки, предоставление услуг складского хозяйства, фрахтовые операции с речным и морским транспортом;

-       Предоставление услуг по хранению, ремонту, продажной подготовке и продаже автотранспортных средств и запасных частей к ним;

-       Предоставление автотранспортных средств в аренду и на прокат;

-       Оказание туристических услуг, в том числе иностранным гражданам, организация и ведение гостиничного хозяйства, оказание иных сервисных услуг, в том числе по визовому оформлению российским и иностранным гражданам;

-       Прокат туристического снаряжения, бытовой техники и прочего имущества;

-       Организация и эксплуатация  объектов спортивного, оздоровительного и профилактического назначения, оказание медицинских услуг в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

-       Оказание содействия в подготовке правовой, экономической и другой документации, в проведении переговоров, заключении контрактов, как с российскими, так и с зарубежными партнерами;

-       Редакционно-издательская и полиграфическая деятельность, выпуск буклетов, рекламно-информационных материалов и иной печатной продукции;

-       Выпуск и прокат аудио- и видеоматериалов;

-       Производство всех видов рекламной продукции;

-       Бытовое обслуживание населения;

-       Организация общественного питания населения, открытие ресторанов, баров, кафе, столовых;

-       Проведение зрелищных, эстрадных, культурно-массовых мероприятий, организация гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей в РФ и за ее пределами, организация игорного бизнеса.

Общество  осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных  законодательством РФ.

 ООО «Востокметалл» является единственным на Дальнем Востоке специализированным металлургическим предприятием по производству алюминиевых сплавов. Наличие мощной материальной базы, современного металлургического оборудования, большого опыта работы в этом виде деятельности позволяет производить ежегодно до 100 тысяч тонн алюминиевых сплавов. Структура и химический состав алюминиевых сплавов отвечает требованиям международных и отечественных стандартов. Около 90% произведенной продукции экспортируется.

Переработка лома черных металлов ведется как традиционной огневой резкой, так и специализированным оборудованием. «Востокметалл» - это десять производственных участков в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Мощность предприятия по переработке черного лома составляет 150000 тонн в год.

Предприятие имеет большой опыт по разделке корабельной, авиационной, бронетанковой техники и средств ПВО.

На предприятии имеются хорошие железнодорожные подъездные пути, железнодорожные и автомобильные весы, погрузочно-разгрузочные механизмы.

Вместе с техническим перевооружением на предприятии сформировалась и социальная инфраструктура. На заводе функционирует хороший здравпункт с физиотерапевтическим и стоматологическим кабинетами, есть спортзал, в котором проводятся не только спортивные состязания, но и различные мероприятия культурно-массового плана; совместно с академией путей сообщения построена туристическая база в Приморье; работает турбаза на Петропавловском озере.

В настоящее время ООО «Востокметалл» испытывает острую нехватку оборотных средств, дефицит сырья. Это является основной причиной неполной загрузки производственных мощностей по производству алюминиевых сплавов, переработке лома черных металлов.

В связи с этим предприятие предлагает рассмотреть возможность переработки алюминиевого сырья на оборудовании завода, создание производства по переработке лома и отходов на медной основе, установки современного лесопильного производства для глубокой переработки древесины, технологических линий по утилизации промышленных и бытовых отходов.


2.2. Анализ экспортной деятельности компании

При анализе внешнеэкономической деятельности ООО «Востокметалл» следует  помнить, как об этом уже говорилось выше, что 90 % произведенной продукции экспортируется. Это связано с тем, что в России нет стабильных потребителей продукции предприятия.

Основным экспортируемым товаром является переработанный лом черных металлов и алюминиевые сплавы

Таблица 1

Характеристика экспортного товара

Марка Продукта

Размеры в пределах, мм

Примечания

Алюминий

1ПО-56К

листы: 0.5-6.65 х 1000 х 2000; 0.7 х 1000-1250 х 2000-2500;

Масса рулона не менее 1.0 кг на 1 мм ширины полосы.

Внутренний диаметр 410 мм, наружный до 2600 мм

Сталь

154кп, пс; 94П

листы: 0.5-6.65 х 1000 х 2000; 0.7 х 1000-1250 х 2000-2500; рулоны: 0.5-0.65 х 1000; 0.7-0.8 х 1000-1250;

Масса рулона не менее 8.0 кг на 1 мм ширины полосы. Внутренний диаметр 760 мм, наружный до 1600 мм

Сталь

08кп, пс; 08Ю

листы: 0.5-6.65 х 1000 х 2000; 0.7 х 1000-1250 х 2000-2500; 0.8-1.0 х 1000-1400 х 2000-3500; 1.2-2.0 х 1000-1500 х 2000-3800; рулоны: 0.5-0.65 х 1000; 0.7-0.8 х 1000-1250; 0.9-1.2 х 1000-1400; 1.4-2.0 х 1000-1500

Чугун ОП124-НГ3

Нет данных

По согласованию потребителя с изготовителем возможно

изготовление листов других размеров


Основными импортерами продукции ООО «Востокметалл» на протяжении последних пяти лет являются следующие страны, представленные в таблице 1.

Таблица 2

Объемы экспорта и основные импортеры ООО «Востокметалл» в 2000 – 2004 годах

Страна, регион

Объем экспорта алюминия и черного метала, тонн

2000

2001

2002

2003

2004

Финляндия

3295

3234

2576

2684

2784

Франция

1335

1725

1393

1021

1254

Швейцария

31666

30459

30199

31220

31240

Италия

1520

2160

1717

1380

1584

Испания

1350

1090

1026

1074

1137

Европейский Союз (всего)

39166

38668

36911

37379

37999

Япония

101950

99934

90790

82418

86128

Китай

61548

68671

69481

70192

73248

Корея

23414

23728

28966

28605

25489

Тайвань

11580

11580

12469

10959

11546

Азия (всего)

198492

230086

201706

192400

196411

Весь мир

237658

268754

238617

229779

234410


Как видно из таблицы самыми крупными потребителями продукции ООО «Востокметалл» являются предприятия, расположенные в Китае, Японии и Швейцарии. В 2004 году общий объем произведенной продукции составил 260 тыс тонн. метала (включая алюминий и переработанный лом черных металлов). Из всего этого объема на экспорт пошло 90,16%, из которых 81,32% - 190616 тонн в упомянутые три страны. Для наглядности представим диаграмму, отражающую долю всех потребителей продукции ООО «Востокметалл» в общем объеме экспорта в 2000 и 2004 годах.













Рис.1. Доля потребителей продукции ООО «Востокметалл»

в общем объеме экспорта в 2000 году














Рис.2. Доля потребителей продукции ООО «Востокметалл» в общем объеме

экспорта в 2004 году

Как видно из приведенных данных в 2004 году экспорт в Японию сократился на 5% по сравнению с 2000 годом. Экспорт в Швейцарию не изменился в связи с долгосрочным контрактом между ООО «Востокметалл» и Швейцарскими потребителями.

Другой причиной стабильного спроса на продукцию ООО «Востокметалл» в Швейцариии  является тот факт, цены на данную продукцию относительно невысокие по сравнению с общемировыми. В начале 2002 года на российском наблюдается некоторое оживление на рынках стали и алюминия и попытки поднять цены, что является скорее психологическим ходом в начале нового года. Производители устали от постоянного снижения цен и депрессивных ожиданий, а цены достигли минимального уровня. На мировом рынке цены находятся на очень низком уровне и практически не менялись. Однако листовая сталь производства ООО «Востокметалл» еще более подешевела. Понижение цен составило около $15 на тонне. Но производители ожидают в ближайшем будущем некоторого подъема цен, что связано в основном с отменой системы лицензий на импорт стали с 1 апреля 2002 г. Китаем, который в ноябре 2001 г. стал членом ВТО. Кроме того, в США появились первые признаки завершения экономического спада.

В январе 2002 г. на рынках металлопродукции наметилось оживление. Хотя цены на многие виды продукции в основном снижались из-за того, что производители и трейдеры избавлялись от прошлогодних запасов продукции, можно отметить увеличение оптимистических прогнозов. Прошлый год заставил многих производителей металлопродукции во всем мире реструктуризировать производство, выводить излишние мощности, разрабатывать программы дальнейшего уменьшения избыточного производства. Введение антидемпинговых мер на рынках США и Западной Европы, при всем негативном их влиянии на российских производителей, в том числе и на ООО «Востокметалл», положительно сказалось на “расчистке” этих рынков от излишков металлопродукции. К началу 2004 г. несколько ослабевает давление излишних объемов продукции на рынки металла, и на второе полугодие 2005 г. аналитики прогнозируют начало выхода из мирового экономического кризиса.

 В феврале на рынках металлопродукции наконец-то начался долгожданный подъем. Пока что оживление спроса еще не сопровождается значительным ростом цен, но, по крайней мере, можно с уверенностью сказать, что падение цен остановилось. Кризис 2002 г. заставил производителей черных металлов сокращать объемы производства, выводить избыточные и неэффективные мощности, повышать качество производимой продукции, а потребителей металла – использовать накопившиеся запасы. Так что в 2003 г. потребители вошли с «новым» спросом, а производители – с более качественным товаром и более гибкой системой ценообразования. Единственное опасение у аналитиков вызывает стремление продавцов металлопродукции слишком резко поднимать цены, к чему рынок пока еще не готов.

Таким образом, перед ООО «Востокметалл» открываются даже дополнительные возможности по сбыту своей продукции за рубежом.

В 2004 году, как и в 2000 году, деятельность ООО «Востокметалл» ориентировалась преимущественно на внешний рынок. По прогнозам руководства, в 2005 г. существенно – на 15% - вырастет внутренний спрос на металлопродукцию. Тем не менее, за 2004 г. ООО «Востокметалл» экспортировал 234410 тонн металлопродукции на $892 млн. Это меньше чем  объемы экспорта аналогичного периода 2000 г. в количественном выражении на 1,4%.

Производство алюминиевых сплавов –  значительная позиция экспорта ООО «Востокметалл», его доля в общем объеме экспортируемой металлопродукции - 59%. В 2004 г. предприятие экспортировало около 138302 тонн алюминиевых сплавов, что превышает уровень прошлого года на 20,5%.  проката – на 9,1%.

Более подроюная информация по структуре экспортируемого товара в Швейцарию и Японию представлена в таблице 3.

Таблица 3

Объем экспорта по видам продукции ООО «Востокметалл»

в Японию и Швейцарию в 2000 – 2004 годах

Марка Продукта

Объем экспорта по видам продукции, тонн

2000

2001

2002

2003

2004

Я

Ш

Я

Ш

Я

Ш

Я

Ш

Я

Ш

Алюминий

1ПО-56К

60150

14510

49967

14316

51750

12986

46978

13425

49093

13433

Сталь

08кп, пс; 08Ю

24487

5461

20150

5600

15434

8154

14011

8429

14642

8435

Сталь

154кп, пс; 94П

12300

7840

17846

7890

9079

3624

8242

3746

8613

3749

Чугун ОП124-НГ3

5013

3855

11971

2653

14526

5436

13187

5620

13780

5623

Итого

101950

31666

99934

30459

90790

30199

82418

31220

86128

31240

Я – Япония; Ш- Швейцария


Как видно из таблицы в течение рассматриваемого периода доля Алюминия 1ПО-56К  в общем объеме экспорта составляет около 50%.

Для более наглядного представления о динамике экспорта в Японию и Швейцарию рассмотрим рисунок 3.

Как видно из диаграммы величина экспорта продукции в Японию снижалась до конца 2003 года. В 2004 году наметился рост экспорта в Японию. Снижение экспорта в 2000 – 2003 годах связано с отсутствием постоянных заказчиков-потребителей в Японии, с которыми заключен долгосрочный контракт. Лишь в конце 2003 года они стали появляться в связи с чем наметился небольшой рост величины экспорта.

Рис.3. Динамика экспорта продукции (металла) в Швейцарию и Японию

в 2000 – 2004 годах

Что касается экспорта в Швейцарию, то отклонения здесь очень слабые, т.к. ООО «Востокметалл» имеет постоянных потребителей в Швейцарии, которые на протяжении 7 лет сотрудничают с компанией. Рассмотрим особенности экспорта в Японию и Швейцарию с позиции ассортимента экспортируемого товара (рис.4.)

Как видно из диаграммы больше половины экспортируемой продукции приходится на Алюминий марки 1ПО-56К, хотя за рассматриваемый период объем его экспорта снизился на 18,4%, на втором месте стоит Сталь 08кп, пс, 08Ю величина экспорта которой также падает и в 2004 году снизилась на 40,2% по сравнению с 2000 годом; на третьем Чугун ОП 124-НГЗ; на четвертом сталь 154 кп, пс; 94П.


Рис.4. Динамика экспорта в Японию по видам товара в 2000 – 2004 годах

Теперь рассмотрим по экспорту в Японию (рис. 5.).

Рис.5. Динамика экспорта в Швейцарию по видам товара в 2000 – 2004 годах

Как видно из диаграммы около 45% экспортируемой продукции приходится на алюминий марки 1ПО-56К, в последние годы выросла доля стали марки 08кп, пс; 08Ю; а также  чугуна марки ОП 124-НГЗ, а вто спрос на сталь марки 154 кп, пс; 94П сильно упал.

Таким образом, можно сделать вывод, что продукция ООО «Востокметалл» пользуется спросом в Японии и Швейцарии (не смотря на значительное снижение в 2000 – 2003 годах объема экспорта).

Отечественные металлурги по-прежнему сталкиваются с проблемами при сбыте продукции в странах Западной Европы, США и даже России. Высокие таможенные пошлины, обусловленные антидемпинговыми процессами против поставщиков дешевой продукции, приводят к постепенному уходу с этих рынков российской металлопродукции со средним и высоким уровнем добавленной стоимости. На продукцию низкого передела – чугун и полуфабрикаты, спрос наоборот растет.

Поэтому для поддержания и развития экспорта продукции ООО «Востокметалл» необходимо постоянно совершенствовать качество продукции, поддерживая его на уровне мировых стандартов. То есть необходимо создавать кокурентоспособный товар, который будет востребован на зарубежных рынках.


2.3. Анализ внешней среды ООО «Востокметалл-Хабаровск»

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микросреда или непосредственное окружение и макросреда.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

Анализ потребителей

Анализ потребителей как компоненты непосредственного окруже­ния организации в первую очередь имеет своей задачей составле­ние профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организа­цией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупате­лями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной орга­низации, насколько можно расширить круг потенциальных покупа­телей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

При проведении анализа непосредственного окружения ООО «Востокметалл» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации, которые оказывают очень сильное влияние на нее.

Анализ потребителей – это первый важнейший фактор внешней среды, от которого зависит жизнеспособность компании в целом.

Основными потребителями предприятия являются машиностроительные предприятия, капитальное, предприятия ТЭКа, железнодорожный транспорт.

Специфика производимого ассортимента продукции такова, что ООО «Востокметалл» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это юридические лица различных организационно-правовых форм, занимающихся преимущественно машиностроением. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ООО «Востокметалл» не приходится и 1% от общего объема выпускаемой продукции, так как они являются потребителями такой продукции, как металлически листы, блоки и т.п., которые не относятся к основным выпускаемым изделиям, и их объем производства в общем валовом объеме занимает более 2%. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ООО «Востокметалл» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет.

Рассмотрим структуру потребления переработанного лома черных металлов на ООО «Востокметалл» в 2004 году (рис.6.).

В структуре металла, потребляемого строительно-монтажным комплексом (как России, так и в других странах) за последние годы произошли существенные изменения. Частично это связано с освоением ряда новых позиций металлопроката. Прежде всего, это освоение производства арматуры класса А500С вместо класса A400 (AIII). За счет повышенной прочности (предела текучести более 500 Н/кв.мм) ее применение обеспечивает снижение металлоемкости железобетона на 10-25%, а применение ее с 2003 года рекомендовано ведущими строительными организациями мира. Потребность только России в массовой и универсальной арматуре строительного назначения составляет в 2002 году более 2 млн. тонн. Однако арматура периодического профиля класса А500 при соответствии международным стандартам EN 10080 и ISO/DIS 6935-2 имеет и значительный экспортный потенциал.


 
График1

Рис. 6. Структура потребления черного металла, произведенного

на ООО «Востокметалл»

Другим заметным изменением в потреблении металла стройиндустрией является широкое распространение применения оцинкованного листа (гофролиста, профнастила, коробов и других оцинкованных деталей). Наиболее массовым изделием (и полуфабрикатом) является горячеоцинкованный лист толщиной от 0,55 мм, производство которого также не освоено ООО «Востокметалл». Причины расширения применения оцинковок в строительстве очевидны - технологичность и высокая коррозионная стойкость.

В связи с этими изменениями в последний год наблюдается тенденция снижения доли потребителей металла ООО «Востокметалл» в строительной индустрии, т.к. предприятия не готово на сегодняшний день выпускать сстоль конкурентную продукцию и тесм более экспортировать ее за рубеж (например в Японию).

Тем не менее, основными потребителями продукции ООО «Востокметалл» являются следующие компании (таблица 4).


Таблица 4

Основные потребители и их  доли в общем объеме экспорта в Японию в 2004 году

Копании и отрасли

Объем экспорта, тонн

Строительство:

Fudo Construction Co., Ltd.

5249

Машино-, судостроение:

Chiyoda Corp.

34115

Ebara Corp.

18940

Авто-, Авиа-, мотостроение, транспортное оборудование:

AISIN SEIKI Co., Ltd.

10500

DENSO Co., Ltd.

8460

Chuo Spring Co., Ltd

8864

Итого

86128

Как видно из таблицы 4 наибольшее потребление Хабаровского метала приходится на машино- и судостроительные компании (более 60%).Что бы увидеть долю каждого потребителя в общем объеме экспорта Рассмотрим диаграмму (рис.7.).


Рис. 7. Структура потребления черного металла, произведенного

на ООО «Востокметалл» в Японии

Как видно из рисунка 40% экспортируемой продукции потребляет предприятие машиностроительного комплекса Chiyoda Corp.

Теперь рассмотрим основных потребителей в Швейцарии (таблица 5)

Таблица 5

Основные потребители и их  доли в общем объеме экспорта в Швейцарию в 2004 году

Копании и отрасли

Объем экспорта, тонн

Машиностроение:

ABB K.K.

18150

Kinden Corp.

10512

Авто-, Авиа-, мотостроение, транспортное оборудование:

Daihatsu Motor Co., Ltd.

2578

Итого

31240

В Швейцарии потребителей продукции ООО «Востокметалл» намного меньше. Это объясняется прежде всего географическим расположением и, как следствие, высокой ценой металла в Швейцарии. Также как и Японские потребители в Швейцарии наибольшую долю в экспортируемом металле берет машиностроение (92%). Доли всех предприятий-потребителей в общем объеме экспорта представлены в диаграмме (рис.8.)









Рис. 8. Структура потребления черного металла, произведенного на

ООО «Востокметалл» в Швейцарии

Как видно из диаграммы наибольшая доля потребления в общем объеме экспорта ложится на Швейцарскую компанию АВВ К.К. Данная компания является постоянным потребителем ООО «Востокметалл» на протяжении 7 лет.

Анализ поставщиков

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея­тельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого ор­ганизацией продукта.

Далее необходимо проанализировать основных поставщиков ООО «Востокметалл»  (таблица 6.).

Таблица 6

Основные поставщики ООО «Востокметалл»

Наименование

Сырья

Наименование

 Поставщика

Уголь

ОАО «Красуголь»; ОАО «Приморская угольная компания»

Кокс

ОАО  «Кузбасс-Уголь»

Мазут, бензин

ОАО «Хабаровский НПЗ»

Металлолом

-        ОАО «Хабмашстрой»;

-        ОАО «Дальэнерго»;

-        ЗАО «ВостокМаш»

-        ЗАО «ДВЖД»

-        Другие предприятия.


Таким образом, у сторонних организаций и предприятий завод закупает уголь, кокс, ферросплавы, пиломатериалы.

В Хабаровском крае есть собственный нефтеперерабатывающий завод, поэтому мазут поступает именно оттуда.

Используемые при плавке металла и для обеспечения заводской ТЭЦ уголь и кокс поступают в основном из красноярского края и Кузбасса. Красноярский уголь выходит дешевле, чем, например, приморский.

Для АМЗ при производстве нержавеющей стали характерна чрезмерно большая зависимость от поставщиков соответствующих металлических заготовок. Основные поставщики заготовок – это металлургические предприятия региона, для которых АМЗ является одним из конкурентов. В результате цены на заготовки не всегда отвечают требованиям рентабельности, в связи с чем производство нержавеющей стали на АМЗ сократилось в 2004 году и, по всей видимости, будет продолжать сокращаться в будущем.

Данная таблица показывает, что некоторые важные источники сырья для производства основных видов продукции на ООО «Востокметалл» приходится закупать за пределами региона, что приводит к повышению цен на них из-за высоких транспортных расходов.

Остальные менее значимые виды сырья закупаются на территории хабаровского края.

Анализ конкурентов

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бо­роться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится полу­чить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, за­нимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

В регионе существует ряд металлургических предприятий, выпускающие аналогичные товары. Главными конкурентами в этой области  являются транспортное предприятие ОАО "Амурметалл", "ДВ - Металл", "Амурсталь-профиль" В таблице 3 представлена ценовая конкуренцию между этими организациями.

Таблица 7

 Сравнение цен по товарной номенклатуре между конкурентами, руб.

Название

предприятия

Алюминий

1ПО-56К

Сталь

154кп, пс; 94П

Чугун ОП124-НГ3

ОАО "Амурметалл"

1500

1000 - 1300

900

"ДВ - Металл"

1700

1100

900

"Амурсталь-профиль"

1800

1300

1000

«Востокметалл»

1700

1400

1000


Как видно из таблицы, по основному показателю конкуренции – цене – ООО «Востокметалл» не является лидером, уступая некоторым конкурентам. Это результат обусловлен высокой себестоимостью продукции по сравнению с конкурентами, так как приходится привозить сырье из других удаленных регионов, высокими тарифами на энергоносители, а также уже длительное время неизменной технологией и медленно обновляемым оборудованием.  

Но по показателю надежности и качества продукции ООО «Востокметалл» признано авторитетной, поэтому спрос на ее услуги не уменьшается. Напротив, многие из конкурентных компаний, например ОАО "Амурметалл" снижают объемы производства из-за нессответствия продукции необходимому качеству и стандартам, что приводит к снижению спроса на ее товар при более низкой средней цене.

Анализ рынка рабочей силы

К элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. ООО «Востокметалл» не является здесь исключением.

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необ­ходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направле­нием изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

На предприятии осуществляется нехватка квалифицированных и простых рабочих. Общая численность персонала на начало 2005 года составила 814 человека, общая укомплектованность – 88,63%.

-       по инженерам 79,77%;

-       по рабочим-металлургам 91,23%.

Укомплектованность по инженерно-техническому персоналу снизилась на 0,14 чел., по рабочим возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по предприятию он составил 33,01%, по инженерно-техническому персоналу – 32,85%, по рабочим, литейщикам – 37,35%. К основным причинам большой текучести кадров, в частности инженеров-металлургов, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ оборудования; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено инженеров – 3 чел., повысили квалификацию 7 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. На предприятии ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика:

-       всего по предприятию – 90%

-       производственные цеха – 91,07%

-       техническая служба – 93,18%

-       экономическая служба – 100%

-       бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено, прежде всего, в сторону правительства.

А в завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность ООО «Востокметалл». Осуществим это, применив метод составления профиля среды (таблица 8).

Таблица 8

Ранжирование среды ООО «Востокметалл»

Фактор среды

Важность для отрасли

(от 1 до 3)

Влияние на организацию

(от 0 до 3)

Направление влияния

(+1 или –1)

Степень важности (D=A*B*C)

A

B

C

D

Состояние

экономики

3

3

+

9

Политика

2

2

+

4

Правовая среда

1

1

_

-1

Соц.  компонента

1

0

_

0

Технология

1

1

_

-1

Природно-географическая компонента

1

1

_

-1

Потребители

3

3

+

9

Поставщики

2

3

_

-6

Конкуренты

3

1

_

-3

Инфраструктура

1

1

+

1

Рынок рабочей

силы

1

0

+

0

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все же этот показатель невелик и результаты функционирования ООО «Востокметалл» в большей степени зависят от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.


2.4. Конкурентные преимущества ООО «Востокметалл-Хабаровск»

Общество с ограниченной ответственностью "Вайниг" - это передовые технологии и эф­фективные решения, высококачественная продукция. ООО «Востокметалл»  - это один из лидеров в производстве черного и цветного металла на территории Дальневосточного экономического района.

Многие предприятия машиностроения, ТЭК, строительства в России и за рубежом пользуются для производства своей продукции металлом поставляемым ООО «Востокметалл».

ООО «Востокметалл» выпускает не только чистый металл. Оно также продает чистый лом цветных и черных металлов крупнейшим металлургическим предприятиям России, СНГ, Азии и Европы.

Вся продукция производимая на ООО «Востокметалл» полностью отвечает тенденциям современного развития металлургического комплекса:

-       обеспечения оптимизации пере­работки металлолома и других мате­риалов;

-       развития выпуска высококачественной стали и чугуна, применяемого в строительстве, и тяжелом машиностроении;

-       применения современных технологий производства и переработки алюминия;

-       предложение потребителям небольшого набора ассортимента для выполнения отдельных законченных циклов технологического процесса.

Необходимость оптимизации переработки металлолома и других материалов диктует освоение выпуска ряда новых видов продукции, которые пользуются широким спросом в строительных технологиях. Освоение этих видов продукции сделает более конкурентоспособным ООО «Востокметалл».

Оборудование ООО «Востокметалл» позволяет получать особые виды чугуна, что обеспечивает максимальный выход и высокое качество материалов, то есть высокую крепость (вся продукция на экспорт).

В условиях быстро меняющихся требований на продукцию металлургических предприятий производство имеет гибкие технологии. Их основой являются все более широко используемые обрабатывающие центры. Их достоинства: возможность выпуска изделий широкой номен­клатуры и быстрота переналадки на обработку другого изделия. При этом продолжительность переналадки оборудования сокращается в несколько раз благодаря использованию устройств быстрого позиционирования инструмента, применению особых технологий плавки.

Применение быстродействующих ЭВМ для оценки принимаемых технологических решений в современ­ных технологических линиях производства металла резко сокращает брак. Особенно это важно на участках плавления, и литейно-прокатного производства. Агрегаты, оснащенные микроэлект­роникой, могут использоваться и как элементы автоматизированной производственной системы. Что очень важно, высокая скорость работы и следовательно высокая годовая производительность позволяет окупить это оборудование в сжатые сроки (менее 1 года).

Качество оборудования и, как следствие, продукции - основное требование современного рынка и основное преимущество ООО «Востокметалл». Поэтому необходимо отметить, что почти вся продукция ООО «Востокметалл» выпус­кается с европейским знаком ка­чества СЕ (зеленого класса), под­тверждающим их высокое качество и соответствие самым строгим требованиям Европей­ского Сообщества по качеству продукции металлургических предприятий и международному стандарту 01М 180 9.001.

Поэтому и в Рос­сии ООО «Востокметалл» - получил сертификат о соответствии качества всех экспортируемых товаров требова­ниям стандартов, которые анало­гичны нормам СЕ.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

ООО «Востокметалл» использует самые передовые технологии и решения, что делает его продукцию высококонкурентоспособной. ООО «Востокметалл» -  один из лидеров в области производства черного и цветного металла на территории Дальневосточного экономического района. Высокое качество, надежность в работе, универсальность и простота делают выпускаемую продукцию конкурентоспособной. Подобная продукция рассчитана на круг потребителей в области строительства, машиностроения, ТЭК и способно удовлетворить любые запросы.