Содержание
Введение_______________________________________________________ 3
Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов_____ 5
Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов_ 11
Заключение____________________________________________________ 15
Список источников и литературы_______________________________ 16
Введение
Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.
Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.
Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.
Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций потребовало от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства стало появление семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.
Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению обоих супругов
Как уже отмечалось, основной порядок (процедура) расторжения брака — это расторжение брака в органах загса. Согласно ст. 19 СК РФ в органах загса при наличии соответствующих оснований расторгаются браки между супругами, выразившими обоюдное согласие на развод, то есть по заявлению Расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов. В соответствии с п. 1 ст. 19 СК РФ расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов производится при наличии двух оснований:
супруги выразили взаимное согласие на расторжение брака,
супруги не имеют общих несовершеннолетних детей.
Взаимное согласие супругов на расторжение брака выражается в их совместном письменном заявлении в орган загса (ст. 31, 33 Закона об актах гражданского состояния).[1] Бланк заявления установленной формы о расторжении брака имеется в органах загса. Если один из супругов не имеет возможности явиться в орган загса для подачи совместного заявления о расторжении брака (например: в связи с тяжелой болезнью, прохождением срочной военной службы, длительной командировкой, проживанием в отдаленной местности и т. д.), то волеизъявление супругов оформляется отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись заявления отсутствующего супруга должна быть нотариально удостоверена в установленном законом порядке (п. 3 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния).[2]
Для расторжения брака в органах загса кроме взаимного согласия супругов необходимо также, чтобы у них не было общих несовершеннолетних детей. В противном случае брак может быть расторгнут только в суде. Если у одного из супругов имеется несовершеннолетний ребенок, родителем или усыновителем которого не является другой супруг (например, ребенок от предыдущего брака или ребенок, рожденный вне брака), то для расторжения брака в органе загса препятствий не имеется. Следует иметь в виду, что к детям по происхождению в правовых отношениях приравниваются дети, усыновленные обоими супругами (ст. 137 СК РФ), а поэтому, если у супругов имеется несовершеннолетний усыновленный ребенок, то они не могут расторгнуть брак в органе загса.
Государственная регистрация расторжения брака производится органом загса в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 4 ст. 19 СК РФ). Как следует из ст. 32 Закона об актах гражданского состояния,[3] государственная регистрация расторжения брака производится органом загса по месту жительства супругов (одного из них) или по месту государственной регистрации заключения брака. Государственная регистрация расторжения брака по предусмотренным п. 1 ст. 19 СК ФР основаниям (включая выдачу свидетельства о расторжении брака) возможна лишь при уплате государственной пошлины в двукратном размере минимального размера оплаты труда (подп. 2 п. 5 ст. 4 и подп. 6 п. 2 ст. 6 Закона о государственной пошлине). Пошлина уплачивается одним или обоими супругами по договоренности между ними.
Орган загса не выясняет причин развода, в его обязанность не входит и примирение супругов. Однако в целях предоставления супругам срока для обдумывания целесообразности предпринимаемого ими решения, а также в целях защиты интересов супруга в случае недобросовестных действий другого супруга при расторжении брака п. 3 ст. 19 СК РФ установлено, что само расторжение брака и выдача супругам свидетельства о расторжении брака производятся органом по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о разводе. Течение указанного срока начинается на следующий день после подачи супругами заявления о расторжении брака в орган загса и истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если это число приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Установленный законом месячный срок для оформления развода и выдачи свидетельства о расторжении брака не может быть ни сокращен, ни увеличен органом загса. Вместе с тем, если супруги по каким-либо причинам не могут явиться в орган загса в назначенный им день для оформления развода, то по их совместной просьбе срок государственной регистрации расторжения брака может быть перенесен на другое время.
При государственной регистрации расторжения брака должен присутствовать хотя бы один из супругов (п. 4 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния).[4] Расторжение брака через представителя не допускается.
Государственная регистрация расторжения брака заключается в составлении органом загса записи акта о расторжении брака и выдаче свидетельства о расторжении брака каждому из лиц, расторгнувших брак (ст. 37—38 Закона об актах гражданского состояния). В паспортах или иных документах, удостоверяющих личности расторгнувших брак, производится отметка о расторжении брака.[5] Если государственная регистрация расторжения брака производилась в отсутствие одного из супругов, то отметка о расторжении брака в его паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, производится органом загса при выдаче ему свидетельства о расторжении брака.
Статистика показывает, что в органах ЗАГСа расторгается примерно каждый третий брак. В частности, в 1995 г. зарегистрировано свыше 230 тыс. фактов расторжения брака между супругами, не имеющими несовершеннолетних детей, что составило 34% от общего числа разводов, общее количество которых превысило 665 тыс.[6]
К компетенции органов загса не относится разрешение споров, возникших между супругами в связи с расторжением брака. Поэтому ст. 20 СК РФ определено, что независимо от расторжения брака в органах загса споры, возникающие между супругами о разделе общего имущества, о выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, разрешаются судом. Наличие же споров имущественного характера между супругами не является препятствием для расторжения брака в органах ЗАГСа. Перечисленные в ст. 20 СК РФ споры разрешаются судом по заявлению одного из супругов (бывших супругов) или опекуна недееспособного супруга (бывшего супруга) в порядке искового производства. Раздел имущества и решение других спорных вопросов между супругами, таким образом, могут быть произведены как в период брака, так и после его расторжения. Однако следует помнить о том, что согласно п. 7 ст. 38 СК РФ на требования супругов, брак которых расторгнут, о разделе общего имущества распространяется трехлетний срок исковой давности. С требованием же о взыскании алиментов на содержание супруга (бывшего супруга) в суд в соответствии со ст. 107 СК РФ можно обратиться в любое время независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если супруги (бывшие супруги) не достигли соглашения по данному вопросу.
Положения ст. 20 СК РФ являются новеллой в семейном законодательстве, они позволили устранить существовавшие ранее формальные препятствия для расторжения брака в органах ЗАГСа, когда распад брака был очевиден, супруги не имели несовершеннолетних детей, но тем не менее вопрос о расторжении брака из-за имеющихся споров супруги были вынуждены решать в суде.
Рассматривая деятельность органов ЗАГС с правовой точки зрения, можно сказать, что органы ЗАГС предоставляют правовые услуги. Сущность правовых (именно правовых) услуг заключается в том, что органы ЗАГС, производя регистрацию актов гражданского состояния, основываются на действующем законодательстве. Одним из важнейших принципов всей деятельности по регистрации актов гражданского состояния является принцип законности. Соблюдение этого принципа означает, что должностные лица органов ЗАГС должны исходить из предписаний по этому вопросу, содержащихся в законодательстве. Действующее законодательство детально определяет порядок и условия регистрации каждого вида актов гражданского состояния. Любое, даже самое незначительное, отступление от закона может повлечь отрицательные последствия (если не в момент регистрации, то в дальнейшем), нанести существенный ущерб государственным и общественным интересам, правам и охраняемым законом интересам граждан.
Если судом было вынесено решение о расторжении брака, но ни один из супругов не зарегистрировал расторжение брака в органах ЗАГС, сколько бы времени не прошло с момента вынесения судебного решения о расторжении брака, считается, что супруги состоят в зарегистрированном нерасторгнутом браке со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Поэтому регистрация расторжения брака органами ЗАГС имеет важное значение.
Если брак расторгается в ЗАГСе, ситуация складывается такая же, как и в процессе заключения брака. Определяющее значение имеет соглашение о заводе супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, без него расторжение брака этим способом невозможно. Е. М. Ворожейкин[7] совершенно справедливо подчеркивает роль волевых актов супругов в расторжении брака. Он отрицает возможность связывать прекращение брачного правоотношения с одной только регистрацией расторжения брака, так как сама по себе регистрация расторжения брака не может иметь юридического значения, если она не имеет в своей основе волевого соглашения супруга[8]. Тем не менее сам акт регистрации развода традиционно рассматривается как волевой акт административного органа, завершающий состав юридических фактов, прекращающих брачное отношение.
Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов
Согласно п. 2 ст. 19 СК РФ расторжение брака в органах ЗАГСа может производиться по заявлению не только обоих, но и одного из супругов, причем независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей. Закон допускает такую возможность в трех случаях:
если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим,
если другой супруг признан судом недееспособным,
если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
В этой связи следует иметь в виду, что основания признания гражданина безвестно отсутствующим или недееспособным предусмотрены ГК РФ (ст. .29, 42 ГК РФ). Так, гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года. Суд может вынести решение о признании гражданина безвестно отсутствующим только тогда, когда не удалось установить место его пребывания. А недееспособным может быть признан судом гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими (ст. 29 ГК РФ). Над ним устанавливается опека, а органом опеки и попечительства назначается опекун. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или недееспособным установлен гражданским процессуальным законодательством (ст. 252—263 ГПК).
При расторжении брака в органе ЗАГСа по заявлению одного из супругов в вышеуказанных случаях согласие недееспособного супруга или супруга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, не требуется. Недееспособный супруг не может выразить волю на расторжение брака в силу своей недееспособности, согласию супруга, осужденного к лишению свободы на срок свыше трех лет, закон не придает юридического значения и брак расторгается в его отсутствие. Наличие у супругов общих несовершеннолетних детей также не является препятствием для расторжения брака в этих случаях. Заявление о расторжении брака на бланке установленной формы подается в орган ЗАГСа, как следует из п. 2 ст. 19 СК РФ, супругом, не признанным судом безвестно отсутствующим или недееспособным и не осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет. Супруг, осужденный к лишению свободы на указанный срок, правом подать заявление поп. 2 ст. 19 СК РФ не наделен, он может решить вопрос о расторжении брака только в общем порядке. Место подачи супругом заявления о расторжении брака определено ст. 32 Закона об актах гражданского состояния[9] — в орган ЗАГСа по месту жительства супругов (одного из них) или месту государственной регистрации заключения брака. К заявлению о расторжении брака супруг должен приложить соответствующие документы: решение суда о признании другого супруга безвестно отсутствующим или недееспособным либо приговор суда об осуждении другого супруга к лишению свободы на срок свыше трех лет. Супруг, желающий расторгнуть брак, должен также сообщить место жительства опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга либо место нахождения исполняющего наказание учреждения, в котором осужденный супруг отбывает наказание (эти сведения указываются в заявлении о расторжении брака).
Орган ЗАГСа, принявший заявление о расторжении брака, обязан в трехдневный срок известить супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга или управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга о поступившем заявлении и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака. Если опекун недееспособному супругу или управляющий имуществом безвестно отсутствующему супругу не назначены, то извещение о поступившем заявлении о расторжении брака и назначенной дате государственной регистрации расторжения брака направляется в орган опеки и попечительства (п. 4 ст. 34 Закона об актах гражданского состояния).[10] При расторжении брака с недееспособным или осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет супругом в извещении органа загса также указывается на необходимость сообщить до назначенной даты государственной регистрации расторжения брака — какой фамилией будет именоваться супруг после расторжения брака — своей добрачной или желает оставить себе фамилию супруга, избранную при заключении брака.[11]
Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления (п. 3 ст. 19 СК РФ). За государственную регистрацию расторжения брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет, взыскивается государственная пошлина в размере двадцати процентов от минимального размера оплаты труда с супруга, подавшего заявление о расторжении брака (подп. 2 п. 5 ст. 4 Закона о государственной пошлине).
Расторжение брака в органах ЗАГСа по заявлению одного из супругов при любых иных обстоятельствах, кроме установленных п. 2 ст. 19 СК РФ, не допускается. В этой связи необходимо иметь в виду, что предусмотренный законом порядок расторжения брака с лицами, признанными судом недееспособными, не применяется к случаям расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. В этих случаях расторжение брака производится в общем порядке.
Споры о разделе общего имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, рассматриваются в судебном порядке независимо от расторжения брака в органах ЗАГСа. Перечисленные споры могут быть разрешены судом в любое время как в период брака, так и после его расторжения по иску одного из супругов или опекуна недееспособного супруга. Лишь в отношении раздела общего имущества разведенных супругов законом установлен трехлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК РФ).
Предусмотренный п.2 ст.19 СК РФ порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния с лицами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства, не распространяется на случаи расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками ил наркотическими веществами. Расторжение брака по искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лицу производится в общем порядке.
Заключение
Брак, как учреждение юридическое, представляется союзом двух лиц разного пола, удовлетворяющим известным юридическим условиям и дающим известные гражданские последствия. Понятно, что это определение брака чисто формальное: сказать, что брак есть союз двух лиц разного пола, удовлетворяющий известным юридическим условиям и дающий известные гражданские последствия, не значит определить содержание брачного союза. Оно не исчерпывается даже перечислением всех прав и обязанностей, вытекающих из брака, так что в области права нет возможности дать полное определение брачному союзу, а понятие о нем устанавливается вне области права - в религии и нравственности. Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.
Семейное законодательство по-прежнему не содержит качественных материальных критериев, позволяющих отграничить семейные отношения от отношений, регулируемых другими отраслями права. Попытка определения семейных отношений как отношений, возникающих в семье, также не дает ответа на вопрос о природе этих отношений. Не все семьи в социологическом смысле составляют семью в юридическом смысле. Поиск этих критериев позволил бы более верно, более справедливо разрешать проблемы, возникающие при расторжении брака, в тех случаях, когда нравственное чувство и лично-доверительная основа играли существенную роль в семейных отношениях.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002г. №46.Ст. 4532.
5. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5340
6. Комментарий к Семейному кодексу РФ/ Под. ред. И.М. Кузнецовой. М., 2000
7. Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003.
[1] См.: Федеральный Закон. 15.11.97 № 143-ФЗ. Об актах гражданского состояния. (принят ГД ФС РФ 22.10.97) //Российская газета. № 224. 20.11.97.
[2] там же.
[3] Там же
[4] там же
[5] См.: п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ и п. 12 Описания бланка паспорта гражданина РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. ¹ 828 // СЗ РФ. 1997. ¹ 28. Ст. 3444.
[6] Российский статистический ежегодник (1996). М., 1996. С. 730.
[7] Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1985. С.138.
[9] См.: Федеральный Закон. 15.11.97 № 143-ФЗ. Об актах гражданского состояния. (принят ГД ФС РФ 22.10.97) //Российская газета. № 224. 20.11.97.
[10] См.: там же.
[11] См.: там же.