Тема дипломной работы: «Проблемы современных организаций и пути их решения на ООО «Ханты- Мансийский ломбард».

Целью работы является исследование проблем современных предприятий и  путей их решения на стратегическом уровне.

Существует принципиальная возможность свести рассмотрение всех возможных проблем предприятия к рассмотрению выбора и реализации стратегии предприятия; мало того, можно рассматривать проблемы выбора и реализации стратегии развития как две главные проблемы предприятия.

Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.

Цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях от­ражено то, к чему стремится фирма.

Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализа­ции стратегии. Таким образом, выполнение стратегии— это проведение стратегических изменений в организации, перево­дящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.

Для принятия эффективных управленческих решений, руководство фирмы должно понимать и анализировать внешнее окружение. Для сканирования внешней среды компании могут использовать исследования и сбор информации, изучение потребительского рынка с помощью рыночных исследований (surveys) и фокус-групп (focus groups). Более того, компании должны постоянно отслеживать события и тренды, происходящие во внешней среде, наряду с отслеживанием действий конкурентов.

Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования и обновления.

         Объектом исследования в рамках данной работы выступает организация ООО «Ханты- Мансийский ломбард».

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Ханты – Мансийский ломбард» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Основной целью деятельности общества является  осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и ее распределение между участниками в соответствии с  действующим законодательством  и Уставом общества.

         Предметом деятельности общества являются:

-         кредитование граждан под залог движимого имущества

-         торгово- закупочная деятельность

-         посредническая

-         участие во внешнеэкономической деятельности

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется  Законом, общество может заниматься только на основании  специального разрешения.

Прием вещей  в залог и покупка осуществляются по бланкам строгой отчетности (залоговый билет и квитанция на покупку). Залог принимается от  5 дней до 1 месяца, с правом  перезалога. Процент зависит  от длительности залога, но не менее 5 дней. При досрочном выкупе осуществляется перерасчет по фактической дате выкупа. Возвращенная сумма + проценты за пользование кредитом.  При не выкупе изделий клиент в течение 1 месяца  может его выкупить но уже со штрафным процентом. Плата за страховку, бланки хранение не взимается.

Ломбард работает только с лицами, достигшими 18 летнего возраста, строго при наличии личного паспорта (выкуп тоже). Аудио – видео- и оргтехника принимаются в залог при наличии технического паспорта на изделие.

Доля  краденного имущества 5 – 7 % (выявленных). Если эти изделия не реализованы с торгов, иногда они конфискуются правоохранительными органами. Убыток за 2004 год от конфиската составил 14,3 тыс. руб. Периодически руководитель  ломбарда проходит в суде, как свидетель, по вопросу залога краденых вещей. Регулярно правоохранительные органы предоставляют ориентировки на краденные изделия. Процент таких изделий снижается.

Существует также проблема высококачественных подделок. За время работы убыток от  таких изделий составил примерно 10 –2 5 тыс. руб. Сейчас, по тем же причинам, доля таких  изделий значительно уменьшилась.

Выкуп составляет  15- 20 % от всех заложенных вещей. ПО окончании  месячного срока при наличии исполнительной надписи нотариуса эти изделия реализуются посредством публичных торгов. Оформляется заявка на участие в торгах.

Ломбард по договору арендует площадь. Имущество временно не застраховано, что является нарушением законодательства.

Кратко основные проблемы предприятия можно охарактеризовать следующим образом:

1)                             необходимость вести традиционный бухгалтерский учет для такого маленького предприятия (нельзя вести  на упрощенный, ни вмененный учет)

2)                             квалифицированных кадров в этой области не хватает

3)                             не понятен вопрос статуса ломбарда: с одной стороны, это не предприятие бытового обслуживание населения и не кредитная организации

4)                             незащищенность  от краденного и  подделок, отсюда проблемы с правоохранительными  органами (конфискация).

5)                             Проблемы выкупа  движимого имущества и многие другие.

Анализ внешней среды  ООО «Ханты – Мансийский ломбард» является инструментом, при помощи которого контролируется влияние внешних факторов с целью предупреждения негативного их воздействия на деятельность предприятия.

На демонстрационном плакате № 1  представлены основные факторы макроокружения предприятия, выявленные при анализе внешней среды.

Изучение конкурентов направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, определение их конкурентных позиций и конкурентных преимуществ. Всесторонний анализ конкурентов предприятия  ООО «Ханты – Мансийский  ломбард» позволил выявить четырех наиболее крупных конкурентов на демонстрационном плакате № 2

Как видно ООО «Ханты-Мансийский ломбард» занимает сильную позицию среди конкурентов.

Графическое оформление результатов анализа   свидетельствуют о том, что ООО «Ханты – Мансийский ломбард» занимает оборонительную позицию и свои усилия интегрирует на защиту своего стратегического положения на рынке. Стратегическая позиция ООО «Ханты- Мансийский ломбард» отражена на демонстрационном плакате № 3.

Внешнюю среду предприятия ООО «Ханты – мансийский ломбард» в целом можно охарактеризовать положительно. Большинство факторов внешней среды рынка  благоприятно сказываются на деятельности и функционировании предприятия, что обеспечивает ему решение ряда проблем, носящих  зависимость от внешней среды.

На демонстрационном плакате № 4 отражен анализ динамики и структуры активов и пассивов организации в 2004 году.

Как видно из таблицы 2.9, в организации к концу года заметны тенденции:

1.     рост дебиторской задолженности  в 5,9 раза или на 565 тыс. руб.

2.     рост денежных средств  в 3,5 раза  или на 18 тыс. руб.

3.     рост валюты баланса   в 5,7 раза или на 582 тыс. руб.

4.     к концу года доля дебиторской задолженности в структуре активов баланса выросла на 2,2 %, при этом доля денежных средств упала на 2, 1%.

5.     наибольшую долю в структуре активов занимает дебиторская задолженность (более 95%)

Как видно из таблицы 2.11 в организации к концу 2004 года наблюдались следующие тенденции:

-         уставной капитал не изменился и равен 10 тыс. руб.

-         займы и кредиты выросли  на 269 тыс. руб. или  в 2,79 раза

-         кредиторская задолженность выросла на 258 тыс. руб. или в 130 раз.

-         Краткосрочные обязательства выросли  на 527 тыс. руб. или в 4,46 раза

Анализ финансовых результатов деятельности организации представлен на демонстрационном плакате № 5.

Как видно из таблицы в 2004 году организация получила чистую прибыль в размере 56 тыс. руб.

Кадровая политика в ООО «Ханты-Мансийский ломбард» представляет собой  систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, причем распространяется это положение на весь коллектив занятых, в рамках которого осуществляется управление.

 Основные цели кадровой политики в ООО «Ханты-Мансийский ломбард»формулируются  следующим образом[7, 12 и др.]:

1. безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение государственными органами и отдельными гражданами положений законов о труде и профессиональных союзах, КЗОТа, типовых правил внутреннего распорядка и других документов, принятых высшими органами по этому вопросу;       2. подчиненность всей работы с кадрами задачам бесперебойного и качественного обеспечения основной хозяйственной деятельности потребным числом работников необходимого профессионально-квалификационного состава.

В основе подхода к портфельному анализу фирмы ООО «Ханты- Мансийский ломбард» лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии: рождение, развитие, зрелость, спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная (заметная), прочная или слабая.

Сочетание четырех стадий жизненного цикла и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADL размерности 4х5, которая дополняется тщательно продуманным набором стратегических решений (рис. 2.18)

Фирма ООО «Ханты-Мансийский ломбард» предлагает следующие уточненные стратегии для каждой из ячеек матрицы (табл. 2.18).

Результаты опробования модели ADL на предприятии ООО «Ханты- Мансийский ломбард» приведены на демонстрационном плакате № 6.

Организация работающая по обслуживанию населения  услугами ломбарда занимает на матрице позицию: Сильное/Развитие – Сильное/Зрелость. Характеристика позиции Сильное/Развитие следующая:

Сильное/Развитие. Вероятно прибыльная позиция. Вероятно чистая наличность берется в заем.

Естественное развитие можно осуществить при использовании стратегий:

Ø Попытки улучшить положение – Достичь лидерства в ценообразовании (А, С, N. U, V, W).

Ø Энергичное стремление к получению доли – Быстрый рост (В, С, Е, G, L, N. О, Р, Т, V).

Ø Инвестирования с целью увеличения темпов роста.

    Таким образом, применение модели дает возможность предприятию планировать развитие каждого вида бизнеса и определять стратегические позиции.