Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Александр Николаевич Радищев - выдающийся российский мыслитель XVIII века_______________________________________________________________ 4

Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева_______________ 7

Заключение____________________________________________________ 14

Список источников и литературы_______________________________ 15


Введение


Александр Николаевич Радищев (1749-1802) - выдающийся революционный мыслитель второй половины XVIII в. Он был первым в России дворянским революционером, возвысившим свой голос в защиту угнетенного крестьянства и осудившим крепостничество. А. Н. Радищев явился родоначальником антикрепостнической идеологии, создателем оригинальной системы экономических взглядов. Русский гуманист, опиравшийся на материалистическую философию, он был на голову выше многих западноевропейских просветителей, апеллировавших к разуму, справедливости и призывавших к уяснению путем просвещения законов "естественного права", в реализации их норм методом реформ. Анализируя законы развития помещичьего хозяйства, основанного на крепостном труде, А. Н. Радищев установил внеэкономический насильственный характер связи между помещичьими и крестьянскими хозяйствами, выявил антагонизм противоречий между ними, разоблачил классовую сущность абсолютистского государства, решительно стоящего на защите экономических и политических интересов дворянства. В итоге следовал вывод, что радикальное изменение феодальных производственных отношений невозможно осуществить путем постепенных реформ. Необходимы, революционные меры, классовая борьба порабощенного крестьянства с дворянством и его государством. Антифеодальная революция получала известное обоснование.


Александр Николаевич Радищев - выдающийся российский мыслитель XVIII века


Антикрепостнические взгляды Радищева в дальнейшем переросли в революционную идеологию. Во всех его работах - публицистических, философских, экономико-географических и государственно-правовых, находила то или иное отражение радикальная идея о необходимости уничтожения путем крестьянской революции феодального строя в России.

В области экономической теории Радищева интересовали проблемы крепостничества, феодальной собственности, аграрных отношений, внутренней и внешней торговли, а также пошлины, цены, денежное обращение, кредит процент, налоги и повинности крестьян в пользу государства и помещиков. Он оказался одним из первых русских экономистов, обратившихся к изучению экономики крестьянского хозяйства, оброчной и барщинной форм феодальной ренты. Вопросы мелкой кустарной промышленности его интересовали с точки зрения возможности занять мелких земледельцев в производстве и дать им дополнительный источник средств существования.

Революционер-мыслитель впервые в истории русской экономической мысли подверг тщательному исследованию налоговую политику дворянского государства и пришел к выводу, что все формы личных налогов и повинностей несправедливы, что они должны быть заменены подоходно-имущественными.

В своих теоретических работах по вопросам экономики он стремился обосновать необходимость защиты экономических и политических интересов крестьянства я эксплуатируемого народа в целом. Хотя Радищев считал земледелие основной отраслью народного хозяйства, тем не менее, он придавал большое значение и развитию промышленности.

Радищев был сторонником мелкого кустарного производства потому, что оно занимало много людей и давало им дополнительный, а порой и основной источник существования. Он не отрицал необходимости и возможности создания крупных мануфактур. Однако он не видел его преимуществ перед мелким, не понимал, что мелкое производство, основанное на частной собственности, под воздействием объективных экономических законов простого товарного производства перерастет в капиталистическое, породив новую форму эксплуатации трудящихся.

Радищев, понимая важность для России развития промышленного производства, требовал проведения политики протекционизма как политики, защищающей молодую русскую промышленность от иностранной конкуренции.

А. Н. Радищев создал оригинальную теорию денег и денежного обращения Деньги, по его мнению, сами выступают как товар Единственное их преимущество перед остальным товарным миром в том, что они сами "всякой товар представляют и на них всякой товар менять можно". Одним из первых в истории русской экономической мысли Радищев анализировал различные функции денег, особенно функцию средств обращения из этой функции он ошибочно и выводил "изобретение" денег Он трактовал их, как "мерило всех вещей, в торгу обращающихся" В ходе анализа вексельного обращения и кредита. А. Н Радищев, излагая теорию бумажно-денежного обращения, впервые высказал идею, что бумажные деньги - представители золота, знаки стоимости. Между тем А. Смит считал бумажные деньги всего лишь дешевым орудием обращения и что чрезмерная эмиссия бумажных денег вызывает повышение цены товаров, утечку золота и серебра, падение курса ассигнационного рубля, увеличение внешнего государственного долга и т.д. Все эти явления были раскрыты Радищевым на примере истории развития бумажно-денежного обращения в России во второй половине XVIII в.

Важно отметить, что Радищев первый ввел в русскую экономическую литературу термин "прибавочная цена". Им выдвигался тезис, что "вся цена товара", т.е. стоимость товара, представляет собой сумму "истинной цены" и "прибавочной цены".

Республиканские политические взгляды А.Н. Радищева


Вторая половина XVIII в. отмечена усилением крепостнического гнета в сфере социальных отношений, взрывной волной пугачевского восстания, обратившего передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства. Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные способы конституционного ограничения монарха и, наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому.

Политическая теория А.Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы.

А.Н. Радищев (1749-1802) родился в саратовской губернии в дворянской семье, обладающей большими земельными владениями. Получил хорошее домашнее образование в патриотических традициях, что было редкостью в то время, т.к. дворянство было охвачено увлечением всем французским (галломания).. Затем он окончил Пажеский корпус и юридический факультет Лейпцигского университета, при этом постоянно занимаясь самообразованием. Он изучал историю античных государств, труды английских и французских политических писателей нового времени, овладел несколькими древними и новыми европейскими языками. По окончании учебы перед ним открылся путь к служебной карьере, на котором он довольно быстро дослужился до должности начальника Петербургской таможни, но вскоре оставил службу и всецело посвятил свое время литературным трудам. Свой личный долг перед отечеством он усматривал именно в борьбе с крепостничеством и самодержавием.

Термин «самодержавие» Радищев начинает употреблять именно в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Таким образом, под пером Радищева традиционный термин получает новое смысловое содержание. Он утрачивает свое значение как слово определяющее суверенность и независимость верховной власти (неактуально для XVIII в.) и обозначает только форму правления, т. е. объем содержания термина значительно сокращается. Впоследствии абсолютную монархию в России стали характеризовать только посредством подобного понимания данного термина.

Радищев .рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В отличие от Ш. Монтескье, различающего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставит знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь, утверждал он — «первейший... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель...»». Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного монарха. «Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду». Радищев также критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления — наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, и с народом.

Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на положениях теории естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он связывает образование государства с возникновением частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.[1]

При заключении договора народ является в нем определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к. это было бы противоестественно.

Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть основано на естественном праве; в том случае, «если закон не имеет основания в естественном праве», он как закон не существует, т.к. содержанием права является справедливость, а не сила. Здесь взгляды Радищева во многих положениях перекликаются с воззрениями Аристотеля и Цицерона. С этих позиций Радищев анализирует современное ему крепостное право, ибо, заключая договор, все люди обязаны в равной мере ограничивать свою свободу, не забывая, что все они равны «от чрева матери по естественной свободе». Радищев показывает теоретическую и практическую несостоятельность крепостного права, в реализации которого он находит нарушение естественных, природных законов, экономическую несостоятельность, т. к. подневольный труд непроизводителен, и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т.п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение). Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, а такое состояние является безнравственным.

Мыслитель обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. «Крестьянин в законе мертв», но по естественному праву он остается свободным человеком, имеющим право на счастье и самозащиту, и «он будет свободным если восхощет». А.Н. Радищев неоднократно подчеркивал, что злом является именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена одного помещика на другого ничего изменить не сможет.

Противопоставление естественного права существующим положительным законам Привело Радищева к революционным выводам. «Из мучительства неминуемо рождается вольность», предрекал он, «а мучительство достигло в России крайнего предела». Свободы следует ожидать не от «добрых помещиков», а от непомерной тяжести порабощения, которая вынуждает народ искать пути своего освобождения. Он признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные, природные права грубо нарушаются». «Неправосудие государя дает народу, его судии, тоже и более над ним право, какое ему закон над преступниками». В своей оде «Вольность» он оправдывает казнь Карла 1: «Ликуйте скле-панны народы. Се право мщенное природы на плаху привело царя».

В качестве социального идеала Радищев представляет общество свободных и равноправных собственников. «Собственность — один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Межа, отделяющая владение одного

гражданина от другого, должна быть «глубока, всеми зрима и свято почитаема», но крупную феодальную собственность он рассматривал как результат грабежа и насилия. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не сторонник общественных форм собственности на землю: «себе всяк сеет, себе жнет».

Социальные привилегии отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. Табель о рангах ликвидируется, бюрократический аппарат сокращается и становится подконтрольным представительному органу.

Наилучшей политической организацией такого общества является республика, сформированная по образцу северно-русских феодальных республик Новгорода и Пскова: «На вече весь народ течет». «Народ в собрании своем, — пишет он в оде «Вольность», — на вече был истинный Государь». По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления.

Концепцию разделения властей Радищев не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.

Государственное устройство России он представил в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные  естественные  права,   которые   заключаются «в свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в защите самого себя, когда того закон сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимыми себе равными»^

Разрабатывая основы законодательства, Радищев придерживался демократических принципов, утверждая «равную зависимость всех граждан от закона» и требование осуществлять наказания только по суду, причем каждый «судится равными себе гражданами».

Организацию правосудия он представлял себе системой земских  судов,  избираемых  гражданами  республики. В рассуждениях «О судебных местах» он полагал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и совестные. Он приветствовал учреждение совестных судов, усматривая в них большую пользу для населения. Похвально отозвался также и о судах присяжных, действовавших в Англии и Франции.

В размышлениях о наказаниях Радищев склоняется к мысли об отмене смертной казни и смягчении суровых санкции, полагая, что «жестокость и уродование не достигают в наказаниях цели». Он также высказался против телесных наказаний. «Польза наказания телесного проблема недоказанная, оно достигает своей цели ужасом. Но ужас не есть спасение и действует мгновенно».

В своих юридических сочинениях Радищев с прогрессивных позиций разрешал проблемы гражданского и уголовного права.

Мыслитель традиционно придерживался мирной ориен-тацчч в международных взглядах, активно выступая против агрессивных войн, отстаивая идею равноправия всех народов.

Социальные и политико-правовые идеалы А.Н. Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем и в революционно-демократической теории последующих лет. На современников его произведения произвели огромное впечатление. Его книга называлась «набатом революции» и была запрещена в России до 1917 г. За оду «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев был осужден и приговорен к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Устьилимск.яПавел 1 разрешил ему жительство под надзором в имении отца, а Александр 1 вернул в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов. Гражданские настроения Радищева нашли свое воплощение в его юридических трудах в последние годы его жизни.

Радищева имел эгалитаристский характер. Автор полагает, в частности, что Радищев, отрицая возможность добровольного осуществления реформ «просвещенным монархом», допускал два вида социальных изменений: реформу, которая в условиях монархии могла быть проведена под давлением независимых от главы государства общественных сил, либо организованный, целенаправленный и насильственный социальный и политический переворот, т. е. народную революцию. При этом Радищев подчеркивал, что последняя должна быть подготовлена и произойдет не скоро: «Я зрю сквозь целое столетие». Именно отдаленность революции заставляла Радищева возлагать надежды на реформы, хотя он и осознавал, что они не могут привести к коренному изменению общественного и государственного строя, а кроме того, встретят ожесточенное сопротивление дворянства. Отсюда явная ограниченность и умеренность первой политической программы Радищева. Наоборот, от народной революции он ждет установления эгалитарного общественного строя и учреждения «народного правления».


Заключение


С воцарением Александра 1 в стране изменяется политический режим в сторону его явного смягчения. При царе сложился кружок «молодых друзей», состоящий из либерально мыслящих людей, получивший впоследствии название «Негласного комитета». Членов этого комитета за их взгляды и деятельность в высоких кругах иронически называли «якобинской шайкой». На заседаниях Комитета рассматривался широкий круг проблем, связанных с социально-политическими преобразованиями в стране. Совместно с этим Комитетом царь Александр 1 провел ряд либеральных законов и подготовил преобразования центральных органов управления (замена петровских коллегий системой министерств).

Таким образом, в царствование Александра 1 сложилась либеральная атмосфера в обществе, которая способствовала появлению реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества, побуждая ее к составлению различных планов государственных преобразований.

Список источников и литературы


История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986.



[1] Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 11.-М., 1907. - С. 254.