I. Введение
Телесные практики как инструмент познания человеком cебя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы. Замечательно, что основоположники систем телесной психотерапии, получивших в ХХ веке развитие в странах западного мира, были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру, создавая преемственность древних знаний. В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения наиболее выражен в мануальной терапии, рефлексотерапии. В рамках личностного роста и управления восприятием сейчас разрабатываются новые и адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют около 50 различных телесно-ориентированных лечебных систем, среди которых наиболее широко известны райхианская терапия, биоэнергетический психоанализ по Лоуэну, система Фельденкрайза, техники Александера, рольфинг, розен-метод, Биосинтез, биодинамический психоанализ. Телесная психотерапия (телесно-ориентированная, соматическая терапия) - сравнительно молодое и перспективное направление психологии, ориентированное на осознание и "освобождение" тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента. На развитие телесно-ориентированной терапии сильное влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь" (Фрегер Р., Фейдимен Д.). Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада. Также на развитие телесно-ориентированной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью. специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту. Во второй главе мы рассмотрим наиболее известные классические подходы телесно-ориентированной психотерапии. Большинство известных телесно-ориентированных психотехник появились и развивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всего применяются как раз в групповых формах. В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: "энергия", "мышечная броня", "почва под ногами" и так далее. В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические процедуры, влияющие на дыхание и способствующие пониманию телесного состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, выполняемые путем физического контактом между участниками группы. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к примитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции. На основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о "броне характера" каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делают анализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. В телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение негативных аффектов может приводить к положительным личностным изменениям. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя наши желания и эмоции, мы прячем их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые нами психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии. Во второй главе мы также рассмотрим некоторые подходы современных отечественных авторов.
II. Прикладные психологические методы телесно-ориентированного воздействия на личность и их концептуальная основа
II.1. Историко-психологический анализ телесно-ориентированного подхода
II.1.1. Характерологический анализ Райха Вильгельм Райх - австрийский психиатр, представитель неопсихоанализа. Он предложил структуру личности, состоящую из трех независимых уровней. "Поверхностный уровень" образуют социально одобряемые формы межличностных коммуникаций под воздействием социальных ценностей обще-ства. "Промежуточный уровень" представляет собой импульсы, включающие агрессивно-садистические влечения и влечения либидо. "Глубинный уровень" - это природно-социальные импульсы, имеющие подлинно человеческий характер; здесь человек является эмоционально здоровым, гармоничным, способным на искреннюю любовь. По мнению Райха, под влиянием социального устройства буржуазного общества природно-социальные импульсы трансформируются в агрессивные тенденции. Их блокировка и маскировка на поверхностном уровне личности в виде социального конформизма ведут к формированию невротического характера. Райх видел непосредственную причину возникновения невротического характера в общественных и культурных условиях существования человека в обществе. То есть невроз и невротический характер - это болезнь существования человека в конкретных исторических и социальных условиях. Согласно теории Райха, характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного набора его реакций на различные ситуации, включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения, физические позы, привычки и т.п. Райх считал, что характер человека включает постоянный "набор" защит. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришел к выводу, что мышечный и психологический панцирь - одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания. Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения - например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает. Он полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую физическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря. Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивает и искажает выражение чувств. По Райху, человек может освободиться от блокированной эмоции, только полностью пережив ее; причем отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются. Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в дополнение к анализу психологического материала, потому что он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Райх стремился к распусканию защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование человека; рассматривал терапию как средство восстановления свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой метод лечения неврозов "биофизической оргонной терапией". При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения - чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии. Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позво-ночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом: 1. Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и "пустом" выражении глаз. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону. 2. Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами. 3. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п. 4. Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха. 5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом. 6. Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни. 7. Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом. Терапия Райха состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств: - накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; - прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; - открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность полной "генитальной отдачи", фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни. Вильгельм Райх своей теорией и методиками положил начало многим известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования, таким как: II.1.2. Биоэнергетика А. Лоуэна. Данный подход центрируется на роли тела в анализе характера. Лоуэн был учеником В.Райха, его метод часто называют нео-райхианской терапией. Лоуэн использует более приемлемые термины, чем Райх, например: "биоэнергия" вместо "оргона", поэтому "его работа встречает меньшее сопротивление..." (Фрегер Р., Фейдимен Д.) Биоэнергетика включает в себя технику дыхания по Райху, многие из техник эмоционального раскрепощения по Райху, Но также использует технику напряженных поз для энергетизации частей тела, которые заблокированы. Напряжение увеличивается настолько, что человек в конце концов вынужден расслабить мышцы, "защитный панцирь". Биоэнергетика часто концентрируется на ногах и тазе, потому что "они - основание и опора эго-структуры. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единственной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей, или почвой." (Фрегер Р., Фейдимен Д.) II.1.3. Метод структурной интеграции ("рольфинг") Метод разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к последнему и искажаться. Наиболее сильные изменения происходят в фасции - соединительной оболочке, покрывающей мышцы. Структурная интеграция - это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием. Цель структурной интеграции - привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела - пор головы, груди, таза и ног, - к более грациозным и эффективным движениям. Рольфинг работает прежде всего с фасциями - связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра. Целью рольфинга является манипулирование мышечном фасцией и ее расслабление, с тем чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Вследствие взаимосвязи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает выраженное функциональное компенсаторное влияние на другие области. Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретными областями тела. Массаж соответствую-щей области тела ослабляет напряжение и ведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую связана с болью и возможностью структурных повреждений тела. Метод особенно эффективен в случаях, когда "мышечная броня" и напряжение достигают значительной степени. II.1.4. Техника Ф. Матиаса Александера. Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником. Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: "Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться". Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособиться во время концентрированного повторения формулы: а на уроке - при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом. Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой "работе за столом", когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний. Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под "использованием" имеются в виду привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека. II.1.5. Метод Фельденкрайза Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, учение Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо. Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза - это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет. Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку (они систематизированы и подробно описаны в книге "Осознавание через движение"). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела. Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность за себя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своими естественными конституцией и способностями. Каждое действие включает мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под давлением, в напряжении, в спешке - они могут лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности. Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая - естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным. Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности и возможностью развития высокого уровня выполнения. Цель работы Фельденкрайза состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного осознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами. Фельденкрайз в своей работе "Осознавание через движение" рассматривал вопросы, связанные с образом "Я" и движением. "Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе". Фельденкрайз выделил 4 компонента образа себя: 1. Движение. 2. Ощущение. 3. Чувствование. 4. Мышление. Соотношение этих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: "Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать". Если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить: лишь чувство удушья заставляет дышать. Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания. По Фельденкрайзу, "полный образ себя" - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и. т. д. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. "То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской. которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить таким образом себя, и здесь может помочь опыт других. По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие основания: 1. Нервная система занята преимущественно движением 2. Качество движения легко различимо. 3. Опыт движения наиболее богат 4. Способность к движению существенна для самооценки 5. Всякая мышечная деятельность - это движение 6. Движения отражают состояния нервной системы 7. Движение - основа сознания 8. Дыхание - это движение 9. Основа привычки - движение. Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах. II.1.6. Чувственное осознавание Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом и основана на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он является. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес "личная экология" человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало "второй натурой", которая изолирует его. Чувственное осознавание - это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребенком, но утратил во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Другая проблема детского опыта - совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их "стараться". Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на повседенвной человеческой деятельности - чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что человек делает. Еще один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию. II.1.7. Танцевально-двигательная терапия Корни ее восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам). Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, Г. Салливан), аналитическая психология К. Юнга. Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К. Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшие развитию танцевально-двигательной терапии: - после второй мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств. - в 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств. - 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания. - исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970). Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело". В 50-е - 60-е годы Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии, через символические действия.
II.2. Обзор некоторых современных отечественных практических школ телесноориентированной терапии
II.2.1 Пластико-когнитивная терапия В. Никитина В. Никитин рассматривает феномен телесного сознания в рамках позитивистского подхода в психотерпаии, опираясь в своих построениях на анализ характера и формы проявления качества пластичности. Предлагаемый им метод "Пластико-когнитивной терапии" направлен на исследование особенностей пластического поведения человека, его способности к пластической перестройке психических и физических функций. Никитин описывает феномен отражения телесного сознания в разных областях человеческой деятельности и в разных этнокультурах. Особый интерес представляет программа Никитина, связанная с детьми и являющаяся частью международных проектов, которая помогает устранить имеющийся в современном образовании и воспитании перекос в сторону интеллектуального развития в ущерб эмоциональной сфере, а в результате - и телесному здоровью. II.2.2. Танатотерапия. Метод под названием "танатотерапия" разработан Владимиром Баскаковым и в переводе означает "исцеление смертью". Это способ терапевтического использования "целительных свойств смерти". Специфические приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в результате которых переоцениваются многие вещи, а многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и танатотерапия - один из возможных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этом состоит уникальность данного метода. Метод имеет отношение и к трансперсональной психотерапии. II.2.3. Телесно-ориентированная психотехника актера В.Б. Березкина-Орлова и М.А. Баскакова на основе принципов обучения актерскому мастерству в рамках школ К.С. Станиславского и М.А. Чехова разработали психологический тренинг с условным названием "Телесно-ориентированная психотехника актера". В нем решаются задачи повышения чувствительности к себе, к другому человеку, умение понять и передать свое эмоциональное состояние и "войти" в эмоциональное состояние другого, полноценное взаимодействие с другим - общие задачи для всех видов профессий, связанных с непосредственным контактом с людьми (психологов, преподавателей, врачей, актеров и т.д.) Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет снятия телесных зажимов и ососознания языка тела. II.2.4. Тренинг танцевально-двигательной терапии Е. Горшковой Цель этого танцевально-импровизационного тренинга - через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний - развитие отношения к себе как самоценной чувствующей индивидуальности, принятие себя; через расширение "открытости" по отношению к партнеру - развитие умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия с другими. Упражнения тренинга носят танцевальный, музыкально-пластический характер. Использование музыки в тренинге продиктовано ее глубинными связями с эмоционально-двигательной сферой человека. Для достижения эмоционально-телесного резонанса музыка подбирается специально под задачу упражнения (при этом используется обычно инструментальная музыка). Для наиболее полного эмоционального вовлечения при исполнении некоторых упражнений используется участие голоса в виде пения и звукоподражаний, сопровождающий движение. II.2.5. Гимнастика "Капля" Авессалома Подводного Известный эзотерик, математик и литератор Авессалом Подводный разработал оздоровительную концепцию, сочетающую физический и "энергетический" подходы, в результате чего была создана гимнастика "Капля" и оригинальная концепция "эфирно-физического" массажа. Подводным предлагается оригинальный подход к теме оздоровления физического и "эфирного" тел человека –- разнообразные упражнения, сочетающие физические движения с энергетическими мыслеобразами. Комплексы физических упражнений (растяжки, суставная или мускульная гимнастика, а также массаж) очищают и укрепляют "эфирное тело" и поднимают жизненный тонус человека. II.2.5.6. Тренинг "Прикосновение" Андрея Лапина Техники Андрея Лапина - эффективное и гармоничное сочетание хатха-йоги, индийской тантры, "гимнастики мексиканских магов" тенсегрити, известной массовому читателю по книгам К. Кастанеды, - и современных психотерапевтических методик - гештальт-терапии и НЛП. Основная цель тренинга выражается в идее тантра-йоги: человек должен полностью овладеть своей собственной энергией, всеми ее проявлениями (в том числе и сексуальными), чтобы затем трансформировать эту энергию, направляя ее на достижение совершенства. Для этого в тантра-йоге используется масса практик, как физических, так и психологических. Особое внимание Тантра традиционно уделяет взаимодействию мужской и женской энергии (Шива-Шакти). Именно поэтому тантрические техники в большинстве своем - парные. Много упраженнений на тренинге связано с дыханием. Контроль за дыханием - общая практика для обычной йоги и тантры. Наряду со спокойным редким дыханием используется возбуждающий эффект гипервентиляции легких. Рассмотренные системы, использующие работу с телом (body-work) можно рассматривать как практические и теретические основания для развития и совершенствования телесно-ориентированной терапии, принципы которой использованы в авторском тренинге, описанном в следующей главе.
III. Практика применения телесноориентированного подхода в коррекционной работе (авторская модель)
В этой работе автор предлагает систему практик, мягко и гармонично соединяющих упражнения нескольких различных школ - тантрической йоги, танцевально-двигательной терапии, телесно-ориентированной психотехники актера. Тренинг направлен на снятие телесных и психологических зажимов, физическое и душевное раскрепощение и обретение чувства гармонии с окружающим миром. Все упражнения тренинга рассчитаны на участника-новичка и не требуют предварительной психологической и физической подготовки. Упражнения делятся на четыре основных группы: 1) Разминка Рекомендуется начинать с нее каждый день занятий. Разминка создает у участников нужный эмоциональный настрой на взаимодействие с музыкой, помогает разогреть тело и сбросить накопившееся напряжение. Разминка продолжается 10-15 минут и выполняется под запись разнохарактерных, легко воспринимаемых музыкальных произведений. 2) "Свободное дыхание" Дыхательные упражнения, заимствованные из хатха-йоги и адаптированные для среднего участника, которые могут проводиться как в начале тренинга, так перемежать остальные упражнения. Тренер несколько минут уделяет принципам полного дыхания по хатха-йоге. Эти упражнения вентилируют легкие, укрепляют дыхательные органы и нервную систему, освежают организм, открывая участнику новые источники силы в собственном теле. Последовательность выполнения упражнений: - пояснение основного принципа дыхания - выполнение участниками упражнения; коррекция их тренером - расслабление и обсуждение в общем кругу 3) "Я и мое тело" Это двигательные упражнения, расчитанные на снятие мышечных зажимов и осознавание тела, его границ и движений. Последовательность выполнения упражнений: - пояснение основного принципа движения, его образности - выполнение участниками упражнения с музыкальным сопровождением - расслабление лежа на полу в позе "звезды" и самонаблюдение - обсуждение впечатлений в общем кругу 4) "Я и ты" Парные упражнения, направленные на невербальное взаимодействие с партнером, эмоциональные переживания контакта с ним, принятие и доверие. В процессе их выполнения происходит осознавание бессознательного языка тела, и владение этим языком переходит на осмысленный уровень, что помогает человеку понять себя самого и окружающих и открыть для себя возможность изменить что-то в собственной жизни. Эта и предыдущая группа упражнений выполняется под музыку. Последовательность выполнения упражнений: - объяснение и показ тренером основного принципа движения - выполнение участниками упражнения с музыкальным сопровождением - обсуждение партнерами своих впечатлений от взаимодействия - смена партнеров; упражнение проводится в новом составе и партнеры обсуждают свои впечатления - обсуждение в общем кругу
IV. Пластический тренинг "Растворение", логика занятий и описание упражнений.
Занятия проводятся в группах от 6 до 16 человек, продолжительность занятий - около 4-х часов в течение 3-х-4-х дней. Во время занятий делается перерыв на совместное чаепитие. Желательно, чтобы помещение, в котором проводится тренинг, было оборудовано мягким покрытием. Много упражнений делаются лежа на полу, поэтому должно быть достаточное количество ковриков. Участники приходят в удобной одежде и мягкой обуви. В зале должно быть тепло, при этом он должен легко проветриваться. Свет в помещении может быть слегка приглушен. Должен иметься музыкальный центр с возможностью быстро менять музыкальное сопровождение. Рекомендуемая музыка: "Звуки природы", "Эолия", Пако ле Люсия, Жан-Мишель Жарр, испанская гитара... Для разминки - подвижная эстрадная, желательно инструментальная музыка. Для создания благоприятной атмосферы можно использовать китайские (как наиболее легкие) ароматические палочки, но их не следует зажигать во время дыхательных упражнений. После завершения большинства упражнений участники расслабляются лежа на полу, в позе звезды или "мандалы" ("колесо" на санскрите), когда участники лежат, образуя собой лучи, расходящиеся из центра круга. Эта поза хорошо гармонизирует групповую энергетику. После расслабления устраивается обсуждение в общем кругу.
1) Разминка
Движения в разминке ориентируются на характер звучащей музыки и могут включать элементы качания, топания, трясения, хлопания, потягивания, маховых движений и т.п., помогающих сбросить мышечное напряжение. Каждый участник дозирует для себя нагрузку самостоятельно. Тренер может показывать некоторые движение или предоставить двигаться в самостоятельной импровизации. Разминка переходит в спокойные покачивающиеся движения, позволяющие восстановить дыхание. После разминки дается упражнение на расслабление или отдых (лежа на спине в позе звезды), которое сопровождается тихой расслабляющей музыкой. Участники обсуждают свои ощущения.
2) Свободное дыхание
"Очищающее дыхание" Это дыхание вентилиpyет и пpочищает легкие, возбyждает деятельность нервных клеток, освежает весь оpганизм и укрепляет дыхательные оpганы. 1) Вбираем воздyх полным вдохом. 2) Удеpживаем его в себе в течение нескольких секyнд. Складываем гyбы, как бы собиpаясь свистеть (но не надyваем пpи этом щек). Затем выдыхаем с силой немного воздyха чеpез отвеpстие в гyбах. Останавливаемся на мгновение, задеpжав воздyх, и опять выдыхаем понемногy. 3) Повтоpяем это, пока весь воздyх не выйдет из легких. Выдыхать воздyх чеpез отвеpстие в гyбах нyжно с силой. "Утреннее упражнение" 1) Встаем пpямо, "в военнyю позицию", голова ввеpх, глаза пpямо, плечи назад, колени сжаты, pyки по швам. 2) Медленно пpиподнимаемся на пальцах ног, медленно и pовно вдыхая воздyх полным дыханием. 3) Задеpживаем дыхание на несколько секyнд, оставаясь в том же положении. 4) Медленно опyскаемся на пятки, выдыхая воздyх через нос. 5) Делаем очищающее дыхание. 6) Повтоpяем yпpажнение несколько pаз, поднимаясь то на одной пpавой, то на одной левой ноге. "Развивающее голос дыхание" 1) Очень медленно, но с силой, вбираем в себя воздyх полным дыханием чеpез нос, пpодолжая вдыхать как можно дольше. 2) Задеpживаем дыхание на несколько секyнд. 3) С силой выпyскаем воздyх одним дyхом, шиpоко откpывая pот. 4) Делаем одно очищающее дыхание (см. выше), чтобы дать легким отдых. "Дыхание, возбуждающее кровообращение" 1) Становимся пpямо. 2) Делаем полное вдыхание и задеpжите воздyх. 3) Медленно нагибаемся впеpед и твеpдо и спокойно берем в pyкy палкy или тpость; постепенно напpягая всю вашy силy, сжимайте палкy все кpепче. 4) Отпyскаем палкy, веpнитесь к пpежнемy положению и медленно выдохните воздyх. 5) Повтоpяем это несколько pаз. 6) Заканчиваем очищающим дыханием. Это yпpажнение можно выполнять и без палки, сжимая лишь вообpажаемый пpедмет и силой воли yвеличивая сжимание. "Оживляющее нервы дыхание" Это yпpажнение в хатха-йоге считается одним из самых сильных возбyждающих и yкpепляющих неpвы сpедств. Оно pассчитано на то, чтобы активизировать деятельность неpвной системы, pазвивать неpвнyю силy и энеpгию оpганизма. 1) Становимся пpямо. Вбираем в себя воздyх полным вдохом и задеpживаем его в легких. 2) Вытягиваем pyки пpямо пеpед собою, не напpягая мyскyлов, так, чтобы их только слегка поддеpживала неpвная сила. 3) Медленно отводим pyки назад к плечам, постепенно напpягая мyскyлы и сообщая им силy, так, чтобы в тот момент, когда pyка бyдет y плеча, кyлаки были кpепко сжаты и в них чyвствовалось бы дpожание. 4) Затем, деpжа мyскyлы в напpяжении, медленно вытягиваем кyлаки и быстpо отводим pyки назад, к плечам (все еще напpяженными). Повтоpяем это несколько pаз. 5) С силой выпyскаем воздyх чеpез pот. 6) Делаем очищающее дыхание. Действие этого yпpажнения зависит от быстpоты, с котоpой pyки отводятся назад, и от напpяжения мyскyлов, а также, конечно, от степени наполнения легких воздyхом. "Задержанное дыхание" Это очень важное yпpажнение для yкpепления и pазвития дыхательных мyскyлов и легких. В хатха-йоге считается, что задеpжание по вpеменам дыхания, после того как легкие были хоpошо наполнены воздyхом, очень полезно не только для дыхательных оpганов, но и для оpганов пищеваpения, неpвной системы и самой кpови. Это вpеменная задеpжка дыхания очищает воздyх, оставшийся в легких, от пpежних вдыханий, и сильнее окисляет кpовь кислоpодом. Упpажнение рекомендуется пpи pазличных соматических расстройствах, часто пpоисходящих от недостаточной вентиляции легких. 1) Становимся пpямо. 2) Делаем полное вдыхание. 3) Задеpживаем дыхание как можно дольше, пока это не становится тpyдно. 4) Выдыхайте с силой воздyх чеpез откpытый pот. 5) Делаем очищающее дыхание. Нужно рекомендовать участникам делать это упражнение регулярно. Практика очень быстро приводит к увеличению времени задержки дыхания от 15-20 секунд до 40-60. "Дыхание в соединении с движением" 1) Идем по кругу pовным шагом, деpжа головy ввеpх и слегка подняв подбоpодок, плечи назад. 2) Вдыхаем полным дыханием, считая (мысленно) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, - по одномy на каждый шаг - и заканчивая вдыхание, когда дойдем до 8. 3) Медленно выдыхаем чеpез нос, отсчитывая, как pаньше, шаги: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 4) Делаем пpомежyток междy вдохами, пpодолжая ходить и отсчитывая шаги до 8. 5) Повтоpяем yпpажнение сначала несколько раз, не доводя до усталости. Можно ваpьиpовать это yпpажнение, yдеpживая дыхание со счетом только до 4, и выдыхать воздyх пpи счете до 8. "Полное дыхание" 1) Становимся или садимся пpямо. Дышим чеpез нос, спокойно втягивая воздyх и наполняя им сначала нижнюю часть легких; это достигается пyтем движения диафpагмы, котоpая, опyскаясь, давит слегка на бpюшные оpганы и заставляет пеpеднюю стенкy живота выдаваться впеpед. Затем наполняем сpеднюю часть легких, выгибая впеpед нижние pебpа, гpyднyю кость и гpyдь. Тогда yже наполняем веpхyшкy легких, выдвигая веpхнюю часть гpyдной клетки и поднимая гpyдь вместе с веpхними шестью или семью паpами pебеp. Пpи последнем движении нижняя часть живота слегка подбиpается, что дает легким известнyю опоpy и помогает наполнению веpхней их части. С пеpвого взгляда может показаться, что это дыхание состоит из тpех отдельных движений. Hо это не так. Вдыхание длительно, и вся гpyдная полость, от лежащей внизy диафpагмы до веpхней точки гpyдного ящика в области ключицы, pасшиpяется в единообpазном движении. Следyет избегать пpеpывистого вдыхания толчками и добиваться спокойного, пpодолжительного вдоха. Пpактика скоpо поможет победить тенденцию pазделять вдыхание на тpи части и даст pавномеpный пpодолжительный вдох. После нескольких yпpажнений наше вдыхание бyдет yже пpодолжаться две или тpи секyнды. 2) Hе дышим несколько секyнд. 3) Выдыхаем совсем медленно воздyх, деpжа гpyдь в напpяжении, немного втянyв живот; медленно выдвигаем живот впеpед по меpе того, как воздyх выходит из легких. Когда воздyх совеpшенно yже вышел, освобождаем гpyдь и живот. Hесколько yпpажнений сделают совеpшенно легкой этy часть задачи, и pаз yсвоенное движение сделается потом почти автоматическим. "Минутный отдых" Когда сpеди дневных занятий нyжен отдых, котоpый не потребовал бы много вpемени, выполняем следующее: становимся пpямо, головy деpжим пpямо, плечи откидываем назад, pyки опyскаем свободно вдоль боков. Медленно отделяем пятки от пола, постепенно пеpенося всю тяжесть тела на стyпни ног; в то же вpемя поднимаем pyки, пока они не бyдyт pаспpостеpты, словно кpылья y оpла, наpавне с плечами. Когда вся тяжесть нашего тела пеpейдет на стyпни ног, а pyки бyдyт наpавне с плечами и мы почyвствyм себя как бы летящими в воздyхе, делаем глyбокий вдох. Выдыхаем воздyх медленно, постепенно опyскаясь на пятки и пpиводя pyки в их пеpвоначальное положение. Можно повтоpить yпpажнение несколько pаз. Поднятие и пpостиpание pyк дает ощущение легкости и свободы.
3) "Я и мое тело"
"Вода-лед" Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего "вода" участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде "лед" участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. "Ростки" Исходное положение - сидя на корточках, голову пригнуть к коленям, обхватив их руками. Тренер говорит: "Представьте себе, что вы - маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, распрямляясь, раскрываясь и устремляясь к солнцу. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Растите и раскрывайтесь плавно и равномерно, тянитесь к небу..." Усложняя упражнение, можно считать до 10 или 15-ти. Продолжить "Ростки" хорошо упражнением "Хрусть - и пополам!". "Хрусть - и пополам!" Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлено вверх, пятки от пола не отрываются. Тренер: "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (на самом деле пятки остаются на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушивайтесь к себе. Осталось ли где напряжение? Сбросили его!" Пока участники лежат на полу, тренер обходит каждого и проверяет, полностью ли расслаблено тело, указывает места зажимов. "Марионетки" Упражнение выполняется под музыку, с закрытыми или завязанными глазами, в произвольном темпе. Тренер предлагает участникам представить, что они - куклы-марионетки, которые после выступления висят в чулане на гвоздиках и тело их зафиксировано в этой точке, все остальное - расслаблено, болтается... "Представьте себе, что вас подвесили за палец... за локоть... за шею... за воротник... за колено..." Упражнение способствует осознаванию мышечных зажимов и расслаблению. "Танец на полу" Выполняется под запись медитативной музыки, которая ассоциируется со спокойным журчанием воды, звучанием струящегося водного потока. Продолжительность упражнения около 10-15 минут. Участники размещаются по всему свободному пространству так, чтобы достичь максимального расстояния между ближайшими соседями (не менее двух метров), опускаются на пол в положение сидя или лежа. С началом звучания музыки каждый начинает двигаться очень медленно, плавно, всем телом, перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь и т.п. - так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Движения могут ассоциироваться со спокойным колыханием водорослей в потоках воды, исполняются плавно, очень медленно, с перетеканием движений из одной позы в другую, без рывков и остановок. Такой характер движений помогает сконцентрироваться на эмоционально-телесных ощущениях, переживая их как протяженный во времени, непрерывный поток - в соответствии с принципом "здесь и теперь". "Пьяный танец" Исполняется под запись легкой, плавной, неторопливой музыки. Встать ровно, чуть расставив ноги в стороны и подогнув колени, максимально расслабить все тело и сделать легкое вращательное движение нижней частью туловища, после чего отпустить свое тело на волю самопроизвольных движений. Постепенно начнут вращаться все суставы, задвигаются в разные стороны руки, ноги, кругообразно станет перекатываться голова. Чтобы не сбилось дыхание, живот должен быть максимально расслаблен. Упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Важно почувтствовать плотное соприкосновение обеих стоп с землей и удерживать внимание на этом ощущении до конца упражнения. "Броуновское движение" Под музыку участники медленно и свободно перемещаются по залу, прислушиваясь к своим чувствам и ощущениям. Движение продолжается минут 10-15. Затем, когда участники привыкают к границам пространства, им завязываются глаза, и они продолжают движение, наблюдая за своими переживаниями, за страхом, если он появляется, за характером движения, за своей реакцией при соприкосновении с другим участником. Импровизируют с формами движения и эмоциональностью движения, исполняя подобие танца, включая чувственную сферу, движения выполняются в характере текущего переживания реальности - плавно и мягко или сильно, активно. Несколько раз по команде тренера участники замирают в той позе, в которой их застала команда, анализируя ощущения в своем теле. Музыка может меняться по стилю и ритму, разбивая упражение на несколько частей. Упражнение может продолжаться около получаса и больше. Одежда на участниках должна быть по возможности максимально легкой и открытой, давая возможность "ощущать пространство кожей". В конце упражнения участники опускаются на пол и в удобной релаксационной форме "просматривают" только что пережитый опыт общения с собой и другими, сопоставляя ощущения от своего тела в начале и конце занятий, затем делятся впечатлениями.
4) "Я и ты"
"Зеркало" Участники делятся на пары, становятся лицом друг к другу, соприкасаются открытыми ладонями. Один из играющих делает замедленные движения. Другой старается копировать все движения партнера, быть его "зеркальным отражением". Через некоторое время партнера меняются ролями. В ходе выполнения участники-отражения быстро научаются "схватывать" движения партнера, предугадывать их внутреннюю логику, и даже предвосхищать и опережать его действия. Дальше они переходят от роли к роли спонтанно, постепенно сливаясь в движении и теряя "ведомого" и "ведущего". Психологический контакт, который неожиданно легко устанавливается в этом упражнении, очень тонок, вызывает теплые чувства и приносит радость участникам. В конце упражнения участники делятся впечатлениями. Обычный "круг" для обсуждения не обязателен, можно расположиться в произвольном порядке в зале, сидя на полу. "Скульптор и глина" Участники разбиваются на пары. Один из них скульптор, другой - глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, принимает форму, которую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем скульптор и глина меняются местами. Участникам не должны переговариваться. "Сиамские близнецы" Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как единое целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь, и т.д." Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. "Доверие" ("Слепой и поводырь") "Слепой" с закрытыми глазами перемещается по свободному пространству в любом направлении, и, соотнеся движения с музыкой, просто ходит или танцует. "Поводырь" находится рядом со "слепцом" и не прикасается к нему, пока нет необходимости изменять направление движения. Если же возникает вероятность столкновения с препятствием, ведущий своевременно помогает ведомому переменить направление, стараясь минимальным числом прикосновений повернуть его в безопасную сторону. Задача поводыря - создать условия, чтобы слепец освоился в пустоте неограниченного пространства. Упражнение "Передача мячика" Перед началом упражнения половине участников раздаются небольшие мячики. В упражнении моделируется характер общения по принципу близости. Э. Берн ("Игры, в которые играют люди") различает 5 форм взаимоотношения, из которых близость - самая сложная и ценная, она требует от партнеров взаимной открытости, доверия, чуткости, уважения. Участники спокойным шагом двигаются в разные стороны, по всему залу. Тот, у кого есть мячик, держит его перед собой на ладони, вытянув руку вперед, тем самым выражая желание подарить его другому. При встрече с тем, у кого нет в руке мячика, первый протягивает ему свой, как будто преподносит дар (отдает и идет дальше). Второй, приняв дар, в свою очередь, передает его тому из ближайших участников, у кого руки пусты. И так далее. Сложность упражнения - в том, чтобы прочувствовать жест принесения дара, наполнить его личностным смыслом, при котором передаваемый мячик может символизировать душевное тепло, добрую энергию дарителя. У обоих участников возникает ощущение душевного соприкосновения, которое, несмотря на свою кратковременность, успевает быть прочувствованным. Здесь описаны лишь основные упражнение тренинга, ведущий же может импровизировать, изменяя и дополняя или усложняя их, и, в зависимости от состава, подготовленности и целей группы, делая акцент на дыхательных, танцевальных или парных техниках.
V. Заключение
На границе нового тысячелетия человек все яснее стал осознавать себя как часть окружающего мира. Принципы единства организма и среды, целостности организма, саморегуляции и биологической целесообразности его реакций становятся как никогда важными для дальнейшего выживания и развития homo sapiens. Одно из основных положений НЛП состоит в том, что человеческий организм обладает взаимосвязанными и влияющими друг на друга частями субъективного опыта: сознанием и телом. В связи с этим серьезное теоретическое и практическое дополнение к когнитивным наукам дают иccледования методов различных школ и практик работы с телом, телесностью человека. Телесность как метафора цельности тела, его осознанности и "оживленности", возможно, является обратной стороной духовности. По преданию, Бог Шива - учитель йоги и верховный владыка танца, исполнял свой спонтанный медитативный танец на своей собственной свадьбе, в результате чего родилось 84000 поз йоги. По другому преданию, однажды Будда медитировал в лесу и вокруг него собралось много обезьян, которые дразнили, смеялись и подражали ему, занимая точно такую же позу. Половина из них, находясь в позе Будды, достигли просветления. Быть внимательным на уровне тела - означает отслеживать все ощущения от мгновению к мгновению. Тогда развивается состояние неделания (китайское у-вэй) - жизнь в первичных глубинных ощущениях реальности и непосредственном их беспрепятственном выражении. Совсем необязательно знать методологию и философию, религию и мистику, чтобы открыть изнутри принципы законы существования микро- и макрокосмоса. Концентрация сознания на актуальных переживаниях - достоверный способ оказаться в состоянии "здесь и сейчас", поскольку для тела не существует никаких переживаний, кроме тех, что происходят в настоящем, реальны они или нет. Тело - уникальный инструмент познания и осознания, контакта с непрерывным и неделимым потоком жизни.
Список использованной литературы
1. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М., 2000 2. Баскаков В.Ю. Свободное тело. - М., 2001 3. Ч. Брукс. Чувственное сознавание. Как вернуть полноту переживания. - М., 1997 4. А. Лоуэн. Биоэнергетика.- М., 1998 5. А. Лоуэн. Любовь и оргазм. - М., 1998 6. В.Н. Никитин. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр: танец, спорт, менеджмент. - М., 2001 7. Д. О'Коннор, Дж. Сеймор. введение в нейролингвистическое программирование. - Челябинск, 1997 8. И. Курис. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994 9. К. Рудестам. Групповая психотерапия. С-Пб, 1998 10. С. Сарасвати. Кундалини-тантра, К., 1997 11. Ч. Тарт. Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека. - М., 1997 12. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. "Личность и личностный рост". М, 1994. 13. М. Фельденкрайз. Осознавание через движение. - М., 1994 Юнг К. Человек и его символы. - Спб., 1996 14. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. - Красноярск, 1995 15. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994