Введение

Транспорт называют «кровеносной системой страны», поскольку именно посредством его осуществляется перевозка грузов от производителя к потребителю, чем активируются товарно-денежные отношения, являющиеся основой любой экономики. Таким образом, транспорт обеспечивает развитие, связь, взаимодействие и координацию всех отраслей экономики, как страны, так и отдельного населенного пункта. В этом  и состоит экономическая роль транспорта.

Политическое значение заключается в способности «сшивать» воедино территорию страны с неравномерно распределенными по ней ресурсами, как природными, так и трудовыми, административными, военными, финансовыми, интеллектуальными и рекреационными. Таким образом, возможно оперативное маневрирование ресурсами и разрешение чрезвычайных ситуаций.

Культурное значение транспорта заключается в том, что он может быть одновременно: и источником распространения эстетических ценностей, повышения образования и культуры населения, и элементом культуры. Создаются музеи и экспозиции, посвященные транспорту (Музей городского пассажирского транспорта в Москве, Паровозный музей в Санкт-Петербурге и другие).

 Рекреационное значение транспорта неоценимо, т.к. именно транспорт делает доступными для туристов и отдыхающих различные природные и историко-культурные объекты в любой точке города, района, области или страны. Существуют как отдельно туристические пассажирские перевозки (круизные морские и речные маршруты, туристические поезда, чартерные рейсы воздушного транспорта), так и обычные регулярные пассажирские перевозки, имеющие большое туристическое значение («Южные» поезда, городские, пригородные, междугородные и международные маршруты автотранспорта связывающие крупные рекреационные объекты и пассажирские терминалы).

 Социологическое значение состоит в перевозке пассажиров к месту работы, учебы, оздоровления и организации досуга. Это приводит к значительной экономии времени и сил людей, что, в свою очередь, отражается в экономии времени, снижении усталости, а, следовательно, и повышении производительности труда. Также транспорт влияет на распределение трудовых ресурсов, как по отраслям, так и в пространстве .

1. Типы  автопоездов.

Рынок контейнерных перевозок в России растет со скоростью 20% в год и этот рост ограничен лишь пропускной способностью транспортной инфраструктуры. Поэтому инвестиции в автотранспортные средства, логистические центры и погрузочно-разгрузочные терминалы будут окупаться всего за несколько лет.

Основной задачей автомобильного транспорта в этих перевозках является доставка груза от железнодорожных или морских терминалов непосредственно к покупателю. Упаковкой для груза или технологического оборудования являются 20-футовые и 40-футовые контейнеры. Это значительно повышает его сохранность и экономит время при погрузочно-разгрузочных работах.

Существует три типа автопоезда — это бортовой автомобиль с прицепом, тягач с полуприцепом и тентовый полуприцеп. Соответственно, грузовой объем, грузоподъемность и область применения автопоездов разная. Бортовой автомобиль с прицепом, как правило, используется для региональных перевозок на расстояния 1500 — 2000 км. Предпочтительно, чтобы дорога была ровная, иначе приходится снижать скорость, так как прицеп начинает мотать из стороны в сторону. Положение улучшается, когда на МАЗах устанавливается фаркоп европейского образца: он обеспечивает более жесткую сцепку прицепа с грузовиком и способствует хорошей управляемости автопоездом.  Важное специфическое преимущество бортового автомобиля с прицепом перед «фурой» в том, что можно разделить груз на две части. Таким образом, оптимально распланировав маршрут, можно эффективно использовать транспортное средство и не гонять его лишний раз порожняком или груженым, В качестве образца успешной специализации транспортного средства можно привести следующий пример. Одна новосибирская фирма использует трехосный бортовой МАЗ с прицепом для доставки грузов по Алтаю. По проходимости трехосный бортовой автомобиль[д1], выглядит предпочтительнее тягача с полуприцепом и прорвется там, где ни двухосный, ни тягач с полуприцепом не проедут. Высокая проходимость трехосного МАЗа обеспечивает беспрепятственное движение по грунтовым и каменистым дорогам в труднопроходимых районах, при преодолении горных подъемов. Да и в зимнее время года, когда большинство других автопоездов скапливаются в низине на обледенелой трассе перед подъемом в гору, «МАЗы» карабкаются вверх и преодолевают перевалы. А если перевозчик не планирует возить грузы в труднопроходимые районы и собирается всего лишь курсировать по трассе Омск-Новосибирск, то можно сэкономить значительную сумму и приобрести двухосный автомобиль. Трехосный МАЗ с прицепом однозначно можно рекомендовать для грузоперевозок в Китай. Дороги туда вполне нормальные, а большой объем кузова МАЗа позволяет загрузиться под завязку и даже превысить допустимую нагрузку в 1,5 раза. А вот в северные и северо-восточные районы России, где приходится двигаться по зимнику, лучше всего отправляться на трехосном бортовом автомобиле без прицепа.       Итак, автопоезд «борт с прицепом» может применяться для средних расстояний, по любой дороге и для перевозки любых грузов, кроме хрупких. Прицепы могут быть в виде тентованного борта или с изотермическим кузовом, как с холодильной установкой, так и без нее. Грузоподъемность автопоезда, состоящего из бортового автомобиля и прицепа, составляет 28 тонн, половина из которых приходится на борт, вторая — на прицеп. Общая кубатура «борт плюс прицеп» составляет 87 мЗ (43,5 мЗ+43,5 мЗ), что больше, чем у стандартного полуприцепа с объемом 82 мЗ.       Второй тип автопоездов — это тягач с полуприцепом. Стандартный «мазовский» полуприцеп имеет объем 82 мЗ. Существуют 1, 2 и 3-осные полуприцепы, но первые из них не пользуются популярностью и встречаются крайне редко. Двухосные «мазовские» фуры дешевле трехосных, хотя по грузоподъемности и вместимости почти идентичны: 2-оси — 23т., 80мЗ; 3-оси — 26т.,82мЗ. На полуприцепах устанавливаются двускатные или односкатные, импортные или отечественные шины. В комплектацию входит резервный бак с автономной системой перекачки и одно запасное колесо.      На что стоит обратить внимание при выборе полуприцепа, так это на подвеску. Она бывает двух типов. Первый тип — рессорная подвеска, простая и дешевая в обслуживании и ремонте, но жесткая, зато надежная для наших дорог. Второй тип — пневматическая подвеска, которой оснащены почти все импортные фуры и которая естестственно дороже рессорной. Именно на автопоездах с пневматической подвеской перевозятся хрупкие грузы, которые невозможно доставлять ни на автопоездах с рессорной подвеской, ни железнодорожным транспортом. Порой, заказчиком сразу оговаривается наличие пневмоподвески. Да и перевозчик должен сам определять, на каком полуприцепе везти тот или иной груз, дабы не пришлось выплачивать деньги, например, за разбитые светильники. МАЗ стремится производить полуприцепы европейского типа на пневмоподвеске, поэтому самым распространенным является фургон МАЗ-9758-012 грузоподъемностью 26 тонн и объемом 82 мЗ.      Подбирая тягач и полуприцеп, необходимо учесть соотношение грузоподъемности тягача с давлением полуприцепа на седло при максимальной загрузке. Например, предельно допустимая нагрузка на седло МАЗа составляет 16 тонн (до16,7 т допускается конструкцией для магистральных Зх-осни-ков, и до 20 т для полноприводных 6X6) и она вполне выдержит 100-кубо-вый импортный полуприцеп с давлением 15 тонн. Значит, такую «фуру» можно приобрести без последствий и не оглядываясь на перегрузку. Для перевозки такого полуприцепа идеально подойдет трехосный тягач МАЗ-6340 642208 или 643008 с 400-сильным двигателем и 9-ступенчатой коробкой передач.       Двухосный тягач с полуприцепом хорошо подходит для перевозок в европейскую часть и на Юг России, а также в Казахстан. А вот трехосный тягач с полуприцепом это хороший вариант для перевозок в Восточную Сибирь, где в горных районах Хакасии 2-осному будет тяжеловато.      При выборе тягача для грузоперевозок в Европу главные требования предъявляются к двигателю на соответствие стандартам Евро-2 и Евро-1, и к фургону — высота не более 4 м. Общая длина автопоезда не должна превышать 20 м, а ширина — 2,5 м. На соответствие полуприцепа евростандар-там указывает знак «TiR». Отправляясь в Европу, стоит уделить особое внимание и кабине водителя. Для таких случаев МАЗ выпускает новую удлиненную комфортабельную кабину со спальником, с высоким потолком и аэродинамическими обтекателями. Высота кабины и практически ровный пол позволяют водителю в ней стоять. Конечно, новая «мазовская» кабина уступает по комфорту европейским автомобилям, но в ней водитель будет чувствовать себя гораздо лучше, чем в обычной старой кабине.       На самом деле непросто охватить все варианты специализации автопоездов. Мы не сказали о перевозке сыпучих грузов и жидкостей, не упомянули автовозы и рефрижераторы. Да потому что просто не реально описать все и всех. Главное, что надо знать при составлении автопоезда: что возить, где ездить и на какое расстояние? И если вы найдете правильный ответ на эти вопросы, то ваш бизнес превратится в искусство.

Самый распространенный тип автопоезда - тентовый полуприцеп. Вне зависимости от объема вместимости автопоезда ограничение по весу брутто груза для белорусских и российских дорог составляет 20 т. В Европе это ограничение немного повыше. Но российской дороги все равно не миновать (разве что по воздуху), поэтому любой перевес как общий, так и по осям автопоезда, должен быть продуман заранее. Проблему с перевесом в 1-2 тонны можно решить в оперативном порядке, предварительно согласовав стоимость с перевозчиком. Более серьезные весовые отклонения требуют отдельного анализа. Таким образом, автофургоны меньшего объема предназначены для перевозки тяжелых и необъемных грузов, автофургоны большего объема - соответственно для перевозки легких и объемных грузов.

С целью удовлетворения потребителей самого сегмента рынка автоперевозок, фирмой "РИАТ" разработан автопоезд-контейнеровоз на базе шасси КАМАЗ-6520, в составе автомобиля-тягача модели 67185 с колесной формулой 6х4 и 3-х осного прицепа модели 8851 общей грузоподъемностью 38 тонн. Автопоезд-контейнеровоз позволяет перевозить сразу два "полновесных" 20-футовых контейнера полной массой 20 тонн. Двигатель мощностью 360 л.с. превращает контейнеровоз в стремительный болид на междугородней трассе, а новый интерьер кабины и эргономические сиденья делают поездку комфортной и приятной. Новый автопоезд-контейнеровоз предназначен для перевозки 20-футовых контейнеров типа 1СС, 1С, 1СХ по дорогам с твердым покрытием. При перевозке груза этим автопоездом-контейнеровозом возможна полная загрузка двух контейнеров до своей номинальной грузоподъемности.

Технические характеристики контейнеровоза 67185 на шасси КАМАЗ-6520:

Весовые параметры и нагрузки

Снаряженная масса а/м, кг

10760

Полная масса автомобиля, кг

33100

Нагрузка на передний мост, кг

7400

Нагрузка на заднюю тележку, кг

25700

Грузоподъемность (с учетом массы контейнера), кг

22175

Базовое шасси: Модель

КАМАЗ- 6520

Двигатель: Модель Максимальная мощность, л.с. (кВт), при 220 об./мин.

КАМАЗ 740.50-360 (Евро-2) 360 (245)

В обоснованных случаях контейнеровоз модели 67185 на шасси КАМАЗ-6520 позволяет перевозить контейнеры, как одиночный автомобиль, который бесспорно имеет преимущества перед седельным автопоездом по маневренности и экономичности. Кроме того, автопоезд-контейнеровоз 67185 на шасси КАМАЗ-6520 + 8551 благодаря наличию стандартных размеров, грузозахватных элементов и крепежных гнезд может использоваться для транспортировки легко-сменных контейнеров-фургонов как общего назначения, так и специальных с различным спецоборудованием.

Эксплуатация 2-х звенного автопоезда-контейнеровоза с использованием 3-х осного прицепа имеет ряд преимуществ перед обычным седельным автопоездом-контейнеровозом за счет лучшего использования и распределения веса контейнеров по осям автопоезда и дополнительных преимуществ 2-х звенного прицепа, представленных в приведенной таблице.

Сравнительный анализ обычного седельного автопоезда-контейнеровоза и двухзвенного автопоезда-контейнеровоза в составе тягача 67185 на шасси КАМАЗ-6520 и 3-х осного прицепа 8851

Параметры

Двухзвенный автопоезд-контейнеровоз РИАТ с использованием 3-х осного прицепа

Обычный седельный автопоезд-контейнеровоз

Допустимая полная масса автопоезда из расчета предельной нагрузки, тонн: -на ось - 10 тонн -на седло - 11 тонн -на тележку - 18 тонн

53,1

42 (для трехосного полуприцепа) 36 (2-х осный полуприцеп)

Кол-во и тип перевозимых контейнеров

Один 20 футовый (используется только тягач) Два 20-футовых Один 40-футовый (специальный прицеп)

Два 20-футовых Один 40-футовый

Возможность перевозки двух 20-футовых контейнеров полной массой 20 т. и 15 т.

есть

нет

Конструкционно допустимая полная масса перевозимых контейнеров, тонн.

38 175

30 (для 3-х осного полуприцепа) 26 (для 2-х осного полуприцепа)

Высота автопоезда при высоте рамы тягача 1100 мм. (высота контейнера 2500 мм.), мм.

3800

3950

Возможность перевозки контейнеров большой вместимости высота 2700 мм. при допустимом габарите по высоте 4000 мм.

есть

нет

Возможность эксплуатации тягача без прицепа

есть

нет

Время соединения/отсоединения прицепа, мин.

3

15

Радиус поворота, м. по следу наружного колеса

15

18


Список используемой литературы:

1.  Курганов В. М. Логистические транспортные потоки: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 252