СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3

Перспективы развития правовой системы  Российской Федерации. 4

Своё  мнение. 11

   Список литературы.. 14
























Введение

Правовая система есть сложноструктурное, много­уровневое образование, состоящее из совокупности эле­ментов и подсистем, имеющее свою историю, социаль­но-экономические, политические, национальные и куль­турные основания и предпосылки развития.

Главным компонентом (подсистемой) и одновремен­но центром, ядром правовой системы является субъект права или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек в его юридическом качестве носите­ля субъективных юридических прав и обязанностей и участника правовых отношений, т. е. субъект, обладаю­щий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осущест­вляющий эти права и обязанности.

По тому, какие лица и организации являются (призна­ются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о данной правовой системе. Например, в рабо­владельческих обществах раб не был субъектом права, а в средневековых обществах Европы и на древнем Востоке выделялись различные категории лиц с нерав­ным правовым статусом. Лишь в ходе буржуазных революций было провозглашено формальное равенство всех лиц независимо от их социального положения, национального происхождения, вероисповедания и дру­гих различий. Объем юридической свободы субъектов права служит тем основанием, по которому в истории права выделяются эпохи и типы правовой культуры.

В нашей литературе при анализе правовой системы субъект права до последнего времени не выделялся, что вполне понятно: личность занимала подчиненное, второ­степенное положение в российской и советской дейст­вительности, а потому субъект права «всплывал на поверхность» лишь при изучении некоторых элементов механизма правового регулирования, в частности при анализе правового отношения.

В обновленной теории государства и права личность, субъект права выдвигается на центральное место во всей правовой действительности и выступает в качестве отправного пункта и основания научных исследований. Это соответствует и этимологии слова «субъект», кото­рое в переводе с латинского означает, «лежащий внизу, находящийся в основе, в основании всей социальной жизни». Субъект является носителем предметно-практи­ческой деятельности и познания, источником активнос­ти и развития прогресса.

Итак, цель работы – проанализировать состояние и перспективы развития правовой системы России на основании статьи Алексеева С. С.


Перспективы развития правовой системы  Российской Федерации

В юриспруденции субъект рассматривается как носи­тель прав и обязанностей и участник правовых отношений.

Сторонники позитивистского правопонимания под­черкивают, что названные свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т. е. лишь в том случае, когда они закреплены в позитивном, писаном праве (законо­дательстве). Если же закон (государство) не соизволит предоставить субъекту соответствующие правовые свойст­ва, то он и не будет субъектом права, как не был им раб.

При социологическом подходе субъектом права явля­ется тот, кто реально (или через своих представителей) участвует в правовой деятельности, вступает в правовые отношения, заключает сделки, договоры и т. п., т. е. тот, кого сами участники данных отношений признают в ка­честве субъекта независимо от того, как к этому отне­сется государство.

Согласно естественно-правовой доктрине юридичес­кие свойства субъекта права принадлежат человеку от рождения - никто ему их не дает и никто не может их отнять.

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое закрепление положения о том, что человек есть основа­ние и центр российской правовой системы; все осталь­ные ее субъекты — организации, объединения, хозяйст­венные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

Стратегическими целями развития российской поли­тической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового меха­низма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия челове­ка на государство через институты гражданского обще­ства, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это — лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

Не менее важный элемент правовой системы — пра­вовое сознание, которое не существует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходе теоретического анализа.

Правосознание традиционно определяется как сово­купность идей, чувств, представлений о праве действу­ющем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующая анализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить как совокупность эмоционально-чувствен­ных и мысленных, идеальных образов, при помощи которых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественные отношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) в категориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства, справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушение правовых норм и договоров и т. д., а также действует в сфере правового регулирования (установле­ния правовых норм и их реализации).

Русская культура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путем появились только собственные правовые формы и отношения. А потому наря­ду с последними действовали и заимствованные — визан­тийские, литовские, шведские и др.

Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужому исто­рическому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы в общественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извне государством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием и психологией, которые предпочитают праву иные, бо­лее понятные и хорошо знакомые ему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные, традиционно-бытовые, религиозные и т. п.

Широко известна крайняя нигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российского населения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всех лидеров коммунис­тического эксперимента, ряда современных обществен­ных и культурных деятелей.

В правовую идеологию нигилизм проникал через марксизм-ленинизм — «знамя нашей эпохи». Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппози­ции к праву и даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограни­ченную никакими законами, опирающуюся непосредст­венно на насилие. В правовой психологии широких слоев населения в силу антинародной политики долж­ностных лиц государства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительное отноше­ние к праву. Исключение составляли одиночки, поло­жившие в середине 60-х гг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь с середины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественного правового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования такого поли­тического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

Следующий компонент правовой системы — право­вая деятельность, складывающаяся из правотворческой деятельности органов государственной власти, из правоприменительной деятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры и т.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализа­ции права всеми названными органами и иными органи­зациями и субъектами российской правовой системы.

Через правотворческую деятельность, которая отра­жает основные социально-экономические, культурные и иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаются юридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людей и ор­ганов (организаций) российского общества.

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы — формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обще­стве изменения фундаментальных начал жизнедеятель­ности: переход от огосударствленной экономики к эко­номике, где значительную роль играют частная собст­венность, приватизированные предприятия, частнопред­принимательская деятельность; от всеобщей имущест­венной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от на­вязываемой народу узкой группой партийного руковод­ства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к полити­ке, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Вторым по значению после правотворчества видом юри­дической деятельности является правоприменениевласт­ное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности — проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.

Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушения пра­вовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тоже действуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применени­ем права в точном смысле этого слова. Правосудие,— отмечает С. С. Алексеев,— это не механическое претворе­ние в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни.

Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее права граждан в об­ласти судопроизводства и правовой системы в целом: право каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалова­ние в суд действий и решений не только должностных лиц, но и органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический помо­щи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция не­виновности), право на освобождение от свидетельских показаний против себя самого и своих близких родст­венников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и др. В нашей правовой системе возрож­ден институт присяжных заседателей.

Перечисленные новеллы говорят о том, что роль и значение правосудия в нашей стране многократно возрастают и в перспективе статус решений судебных органов должен приблизиться (в сфере прав человека) к статусу судебных решений в странах прецедентного права. Конституция РФ дает юридические основания для такого вывода.

Третьим видом юридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций и органов, складывающееся, в конечном счете, во всеобъемлющий правовой порядок в стране. В любом государственно-ор­ганизованном обществе законодатель может устанавли­вать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовой статус лиц и организаций, а обще­ственное правовое сознание — стремиться и желать уста­новления и (или) соблюдения каких угодно прав и сво­бод, каких угодно правовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке, то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальные мотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.

Последним по счету, но не по значению, является такой компонент правовой системы, как нормативно-правовые акты — писаное право, составляющее норма­тивно-правовую подсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации, нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а с позиции сторонников естественно-правовой доктрины, отстаивае­мой в настоящей работе,— это не более чем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочным было бы методологически некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющее известные конкретно-исторические обоснования и пределы.

Термин «законодательство» в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле — это система действующих законов. Законода­тельство в широком смысле слова означает все дейст­вующие в стране нормативные акты.

Важными новеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы за время реформ.

Новелла первая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так было и раньше, хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означает право и обязанность суда, других органов государственной власти и управления, всех должност­ных лиц при отсутствии необходимого закона приме­нять непосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.

Новелла вторая. Согласно п. 3 ст. 15 - Конституции РФ «неопубликованные законы не применяются». Дан­ная норма направлена на искоренение практики «тайной дипломатии» советского государства против своего на­рода, которая была широко распространена и выража­лась в том, что неопубликованные нормативные акты регулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан, налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, что не только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Новелла третья. В силу п. 4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовую систему открытой для передовых, прогрессивных положе­ний, принципов и норм международного права, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых, устанавливает приоритет норм, содержащихся в между­народных договорах Российской Федерации, перед вну­тринациональным законодательствам. Сказанное отно­сится и к международным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником. Наиболее важ­ное значение имеют Пакты о гражданских и политичес­ких, а также об экономических, социальных и культур­ных правах 1966г. и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В российской правовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например, резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положение обусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россию демократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то, что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственно­го или иного органа закону, принимают решение соглас­но закону (ст. 120).

Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договореннос­тей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный част­ной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независи­мостью, возможностью самостоятельно, свободно и в сво­ем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам' других лиц, т. е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории рос­сийской правовой системы является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нор­мативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема — коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.) Это значительно усложняет правовое регулирование, но уве­личивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разре­шения всевозможных споров и коллизий.

Своё  мнение


Вся деятельность государства, его органов и долж­ностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законо­дательной и исполнительной власти, местного само­управления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Кон­ституции РФ). Защита прав и свобод человека и граж­данина основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а, в конеч­ном счете, человек и гражданин, объединенный в круп­ную социальную общность российский народ, насе­ление Российской Федерации. Таким образом, из осно­вания правовой системы вырастает государственность в целом.

Сказанное вполне логично для правового государст­ва, где право выступает первичным, фундаментальным фактором  во взаимоотношении  «право — государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое передает государству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы госу­дарство обеспечивало безопасность человека, защищало его  от   произвола   и   хаоса,   гарантировало   реальность прав  и свобод.   Человек и  гражданин  как  избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления,   выражает   свою   политическую   волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных засе­дателей.

Общественное сознание становится правовым лишь после того, как в нем сформируются идеи о юридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности и упорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии за правонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, ее собственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи о судебном разбирательстве конфликтов и др.

Правовое сознание возникает в индивидуализирую­щейся культуре, когда человек начинает осознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личное самосознание, личное достоинство — абсолютно необходимые предпосылки формирования правового со­знания и правовой культуры в целом. Их отсутствие или слабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельств привели к формированию правового нигилизма — системы взглядов и представле­ний, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества.

Если в общественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, то можно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях.

Для формирования практически новой нормативно-правовой системы  правотворческая дея­тельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка осно­вополагающих в этой сфере нормативно-правовых доку­ментов — регламентов палат, в особенности Государст­венной Думы; на уровне субъектов Федерации — создание модельного регламента их законодательных (представи­тельных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодатель­ной деятельности и участия в федеральном законотвор­честве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.

Вторым по значению после правотворчества видом юри­дической деятельности является правоприменение.

Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответст­вии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориенти­роваться и на фундаментальные правовые ценности — права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определя­ют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, местно­го самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).

Итак, можно сделать общий вывод: российская правовая система находится ныне в си­туации глубоких структурных реформ. При этом основ­ным направлением ее развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.


Список литературы

Алексеев С. С. Российское законодательство: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2004. № 5.