В современной ситуации рыночной конкурентоспособности существуют различные, методические подходы к оценке конкурентоспособности. Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения используется в зависимости от заинтересованности организации в объекте исследования.
Развитие рыночных отношений в Российской экономике связано с новыми подходами к управлению организацией. Обострение конкуренции, усложнение условий хозяйствования, снижение предсказуемости результатов, увеличение тяжести экономических последствий, вызванных управленческими ошибками, предъявляют возрастающие требования к качеству управленческих решений и необходимости оценки экономической безопасности организации.
Принимая решения по развитию производства, изменению товарной политики, освоению новых сегментов рынка, руководство должно ясно представлять себе потенциальные возможности организации при их реализации в условиях жесткой конкуренции, а если эти возможности недостаточны, то по каким направлениям необходимо усилить позиции организации.
По количественной оценки конкурентоспособности можно судить о шансах организации в борьбе за достижение лучших результатов в конкретной сфере деятельности и принимать на этой основе экономически безопасные решения.
В первом подходе упор делается на факторы, характеризующие продуктовую и рыночную дифференциацию, активность поведения организации на рынке, а внутренние характеристики (структура, процессы ресурсообеспечения, аспекты управления и другие) отражены в меньшей степени. Согласно второго подхода организации, осуществляющие выбор и комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее конкурентов, будет иметь гарантированный конечный успех. Как правило, качественные методы оценки конкурентоспособности страдают такими недостатками как низкая степень формализации, трудоёмкостью и громоздкостью механизма проведения; дискретностью оценки, которая определяет конкурентные позиции организации как сильные, средние или слабые; невозможность использования оценки при анализе и определении направления усиления конкурентных позиций организации. Отсутствие количественных методов оценки, позволяющих формализовать и количественно описать конкурентные преимущества организации, затрудняет процесс использования этой важной характеристики при принятии стратегических решений и управлении организации. Предлагаемый ниже метод количественной оценки конкурентоспособности базируется на следующих методических положениях.
Во первых, экономическое изменение конкурентоспособности должно включать как интегральные, так и дифференциальные показатели. Интегральные показатели дают усреднённую характеристику конкурентоспособности по всей номенклатуре конкурентоспособности продукции, по всем видам производственным ресурсам и выполняемым функциям. Их целесообразно использовать при принятии стратегических решений, связанных с развитием организации. Дифференциальные показатели предоставляют возможность оценки резервов повышения конкурентоспособности по отдельным направлениям и компонентам. На основе данных показателей можно осуществлять процесс управления конкурентоспособностью организации.
Во втором, состав факторов, предлагаемый для оценки конкурентных преимуществ, должен быть наиболее полным и отражать такие существенные признаки конкуренции как соперничество и борьба за достижение лучших результатов на рынке, а также потенциальные возможности организации и вероятность достижения этих результатов.
Использование факторов, определяющих успех и положение организации на товарных рынках, позволило, выделить пять наиболее важных компонентов конкурентоспособности организации: относительный объем капиталовложений, который может выделить организация для конкретного вида деятельности; эффективность и активность рыночной политики, проводимой руководством организации и маркетинговой службой; финансовая результативность и эффективность производства; потенциальные возможности службы НИОКР; потенциальные возможности производства.
Каждая из этих компонентов в свою очередь включает ряд переменных, позволяющих более полно отразить специфику деятельности и интенсивность влияния факторов на конкурентоспособность. Совокупность влияния всех факторов оценивается с помощью соответствующего дифференцированного показателя конкурентоспособности.
Дифференцированный показатель конкурентоспособности по отдельным компонентам формируется с помощью эталонного метода. Этот метод позволяет оценить конкурентные позиции организации на основе сопоставления эталонных (оптимальных) для данного рынка и достигнутых (фактических) для организации значений характеристик, определяющих его, возможность к соперничеству.
Для оценки эталонных значений на данном рынке целесообразно использовать несколько дополняющих друг друга методов: факторный анализ для количественных показателей, оптимальный уровень которых можно определить на основе учета влияния набора известных организационно – технических и экономических составляющих, косвенный метод для оценки фактически достигнутого уровня показателей лучших организаций системы потребительской кооперации лидеров рынка по набору косвенных данных, экспертный, для оценки качественных показателей, а также показателей, по которым достоверная информация отсутствует
Для сведения разнородных показателей к количественной оценке и унификации расчетов по каждой компоненте разработана матрица, строками которой являются наиболее общие факторы, влияющие на конкурентоспособность, а колонками альтернативные варианты их значений. Каждой градации присваивается количественная оценка в диапазоне 0,1. Варианту с наибольшим влиянием присваивается количественная оценка «1», а с наименьшим – «0». Для идентификации позиций конкретного предприятия в матрице по каждой градации дается обязательная, рейтинговая или количественная характеристика уровня фактора.
Специфика различных сфер деятельности, также как и при формировании интегрального показателя, учитывается введением в оценку «веса» факторов, а также внесением изменений в их состав.
Оценим конкурентоспособность 5 различных моделей сотовых телефонов.
Таблица 1
№ пп |
Параметр |
Марка сотового |
||||
Motorola |
Samsung |
Alkatel |
Nokia |
Siemens |
||
1 |
Внешний дизайн (по 10 балльной шкале) |
7 |
10 |
6 |
7 |
9 |
2 |
Вес |
100 |
150 |
200 |
150 |
100 |
3 |
Объем (по 10 – балльной шкале) |
9 |
7 |
10 |
8 |
7 |
4 |
Полифония |
32 |
32 |
64 |
64 |
32 |
5 |
Цветность |
48 тыс. |
65 тыс. |
46 тыс. |
32 тыс. |
32 тыс. |
6 |
Надежность (по 10 – балльной шкале) |
8 |
9 |
9 |
10 |
10 |
7 |
Дополнительные функции (число) |
12 |
16 |
11 |
16 |
15 |
Таблица 2
Стоимостные характеристики марок телефонов
№ п\п |
Стоимостные характеристики |
Марка |
||||
Motorola |
Samsung |
Alkatel |
Nokia |
Siemens |
||
1 |
Цена, руб. |
4500 |
5500 |
5600 |
4900 |
4700 |
2 |
Суммарные расходы за весь срок |
350 |
400 |
390 |
450 |
320 |
Расчет показателя конкурентоспособности:
К = Ик : Иц (1)
Где Ик – индекс качества
Иц – индекс цен
Таблица 3
Расчет показателей конкурентоспособности
Показатели |
Motorola |
Samsung |
Alkatel |
Nokia |
Siemens |
Коэффициент весомости |
13 |
27 |
12 |
28 |
20 |
Внешний дизайн (по 10 балльной шкале) |
7 |
10 |
6 |
7 |
9 |
Вес |
100 |
150 |
200 |
150 |
100 |
Объем (по 10 – балльной шкале) |
9 |
7 |
10 |
8 |
7 |
Полифония |
32 |
32 |
64 |
64 |
32 |
Цветность |
48 |
65 |
46 |
32 |
32 |
Надежность (по 10 – балльной шкале) |
8 |
9 |
9 |
10 |
10 |
Дополнительные функции (число) |
12 |
16 |
11 |
16 |
15 |
Цена, руб. |
4500 |
5500 |
5600 |
4900 |
4700 |
Суммарные расходы за весь срок |
350 |
400 |
390 |
450 |
320 |
Индекс качества по каждому параметру |
|||||
Внешний дизайн (по 10 балльной шкале) |
0,91 |
2,7 |
0,72 |
1,96 |
1,8 |
Вес |
13 |
40,5 |
24 |
42 |
20 |
Объем (по 10 – балльной шкале) |
1,17 |
1,89 |
1,2 |
2,24 |
1,4 |
Полифония |
4,16 |
8,64 |
7,68 |
17,92 |
6,4 |
Цветность |
6,24 |
17,55 |
5,52 |
8,96 |
6,4 |
Надежность (по 10 – балльной шкале) |
1,04 |
2,43 |
1,08 |
2,8 |
2 |
Дополнительные функции (число) |
1,56 |
4,32 |
1,32 |
4,48 |
3 |
Цена, руб. |
585 |
1485 |
672 |
1372 |
940 |
Суммарные расходы за весь срок |
45,5 |
108 |
46,8 |
126 |
64 |
ИТОГО |
658,58 |
1671,03 |
760,32 |
1578,36 |
1045,00 |
Значение индекса |
82,32 |
208,88 |
95,04 |
197,30 |
130,63 |
Таблица 4
Расчет индекса цен
Показатели |
Motorola |
Samsung |
Alkatel |
Nokia |
Siemens |
Цена потребления оцениваемого товара |
4500 |
5500 |
5600 |
4900 |
4700 |
Цена потребления базового товара |
4300 |
5100 |
5200 |
4700 |
4600 |
Индекс цен |
1,0465 |
1,0784 |
1,0769 |
1,0426 |
1,0217 |
Таблица 5
Расчет показателя конкурентоспособности
Показатели |
Motorola |
Samsung |
Alkatel |
Nokia |
Siemens |
Индекс качества |
0,823 |
2,089 |
0,950 |
1,973 |
1,306 |
Индекс цен |
1,047 |
1,078 |
1,077 |
1,043 |
1,022 |
Показатель конкурентоспособности |
0,787 |
1,937 |
0,883 |
1,892 |
1,278 |
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособным является телефон Samsung, далее следует Nokia, потом Siemens, на последнем месте – Motorola.
Рис. 1. Ранжирование товаров по конкурентоспособности
Список литературы
1. Фомин В.Н. Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М, 1991
2. Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ДиС, 1997.
3. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: ДиС, 1999
4. Лисицын А.И. Региональные формы и метод повышения качества// стандарты и качество. – 1996. - №1
5. Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 1999
6. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.
7. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996
8. Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 1995
9. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998
10. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998