В современной ситуации рыночной конкурентоспособности существуют различные, методические подходы к оценке конкурентоспособности. Классификация основных методов и приемов анализа и область их применения используется в зависимости от заинтересованности организации в объекте исследования.

Развитие рыночных отношений в Российской экономике связано с новыми подходами к управлению организацией. Обострение конкуренции, усложнение условий хозяйствования, снижение предсказуемости результатов, увеличение тяжести экономических последствий, вызванных управленческими ошибками, предъявляют возрастающие требования к качеству управленческих решений и необходимости оценки экономической безопасности организации.

Принимая решения по развитию производства, изменению товарной политики, освоению новых сегментов рынка, руководство должно ясно представлять себе потенциальные возможности организации при их реализации в условиях жесткой конкуренции, а если эти возможности недостаточны, то по каким направлениям необходимо усилить позиции организации.

По количественной оценки конкурентоспособности можно судить о шансах организации в борьбе за достижение лучших результатов в конкретной сфере деятельности и принимать на этой основе экономически безопасные решения.

В первом подходе упор делается на факторы, характеризующие продуктовую и рыночную дифференциацию, активность поведения организации на рынке, а внутренние характеристики (структура, процессы ресурсообеспечения, аспекты управления и другие) отражены в меньшей степени. Согласно второго подхода организации, осуществляющие выбор и комбинацию ресурсов лучше, оригинальнее конкурентов, будет иметь гарантированный конечный успех. Как правило, качественные методы оценки конкурентоспособности страдают такими недостатками как низкая степень формализации, трудоёмкостью и громоздкостью механизма проведения; дискретностью оценки, которая определяет конкурентные позиции организации как сильные, средние или слабые; невозможность использования оценки при анализе и определении направления усиления конкурентных позиций организации. Отсутствие количественных методов оценки, позволяющих формализовать и количественно описать конкурентные преимущества организации, затрудняет процесс использования этой важной характеристики при принятии стратегических решений и управлении организации. Предлагаемый ниже метод количественной оценки конкурентоспособности базируется на следующих методических положениях.

Во первых, экономическое изменение конкурентоспособности должно включать как интегральные, так и дифференциальные показатели. Интегральные показатели дают усреднённую характеристику конкурентоспособности по всей номенклатуре конкурентоспособности продукции, по всем видам производственным ресурсам и выполняемым функциям. Их целесообразно использовать при принятии стратегических решений, связанных с развитием организации. Дифференциальные показатели предоставляют возможность оценки резервов повышения конкурентоспособности по отдельным направлениям и компонентам. На основе данных показателей можно осуществлять процесс управления конкурентоспособностью организации.

Во втором, состав факторов, предлагаемый для оценки конкурентных преимуществ, должен быть наиболее полным и отражать такие существенные признаки конкуренции как соперничество и борьба за достижение лучших результатов на рынке, а также потенциальные возможности организации и вероятность достижения этих результатов.

Использование факторов, определяющих успех и положение организации на товарных рынках, позволило, выделить пять наиболее важных компонентов конкурентоспособности организации: относительный объем капиталовложений, который может выделить организация для конкретного вида деятельности; эффективность и активность рыночной политики, проводимой руководством организации и маркетинговой службой; финансовая результативность и эффективность производства; потенциальные возможности службы НИОКР; потенциальные возможности производства.

Каждая из этих компонентов в свою очередь включает ряд переменных, позволяющих более полно отразить специфику деятельности и интенсивность влияния факторов на конкурентоспособность. Совокупность влияния всех факторов оценивается с помощью соответствующего дифференцированного показателя конкурентоспособности.

Дифференцированный показатель конкурентоспособности по отдельным компонентам формируется с помощью эталонного метода. Этот метод позволяет оценить конкурентные позиции организации на основе сопоставления эталонных (оптимальных) для данного рынка и достигнутых (фактических) для организации значений характеристик, определяющих его, возможность к соперничеству.

Для оценки эталонных значений на данном рынке целесообразно использовать несколько дополняющих друг друга методов: факторный анализ для количественных показателей, оптимальный уровень которых можно определить на основе учета влияния набора известных организационно – технических и экономических составляющих, косвенный метод для оценки фактически достигнутого уровня показателей лучших организаций системы потребительской кооперации лидеров рынка по набору косвенных данных, экспертный, для оценки качественных показателей, а также показателей, по которым достоверная информация отсутствует

Для сведения разнородных показателей к количественной оценке и унификации расчетов по каждой компоненте разработана матрица, строками которой являются наиболее общие факторы, влияющие на конкурентоспособность, а колонками альтернативные варианты их значений. Каждой градации присваивается количественная оценка в диапазоне 0,1. Варианту с наибольшим влиянием присваивается количественная оценка «1», а с наименьшим – «0». Для идентификации позиций конкретного предприятия в матрице по каждой градации дается обязательная, рейтинговая или количественная характеристика уровня фактора.

Специфика различных сфер деятельности, также как и при формировании интегрального показателя, учитывается введением в оценку «веса» факторов, а также внесением изменений в их состав.

Оценим конкурентоспособность  5 различных моделей сотовых телефонов.

Таблица 1

№ пп

Параметр

Марка сотового

Motorola

Samsung

Alkatel

Nokia

Siemens

1

Внешний дизайн (по 10 балльной шкале)

7

10

6

7

9

2

Вес

100

150

200

150

100

3

Объем (по 10 – балльной шкале)

9

7

10

8

7

4

Полифония

32

32

64

64

32

5

Цветность

48 тыс.

65 тыс.

46 тыс.

32 тыс.

32 тыс.

6

Надежность (по 10 – балльной шкале)

8

9

9

10

10

7

Дополнительные функции (число)

12

16

11

16

15

Таблица 2

Стоимостные характеристики марок телефонов

№ п\п

Стоимостные характеристики

Марка

Motorola

Samsung

Alkatel

Nokia

Siemens

1

Цена, руб.

4500

5500

5600

4900

4700

2

Суммарные расходы за весь срок

350

400

390

450

320

Расчет показателя конкурентоспособности:

К = Ик : Иц                                     (1)

Где    Ик – индекс качества

         Иц – индекс цен

         Таблица 3

Расчет показателей конкурентоспособности

Показатели

Motorola

Samsung

Alkatel

Nokia

Siemens

Коэффициент весомости

13

27

12

28

20

Внешний дизайн (по 10 балльной шкале)

7

10

6

7

9

Вес

100

150

200

150

100

Объем (по 10 – балльной шкале)

9

7

10

8

7

Полифония

32

32

64

64

32

Цветность

48

65

46

32

32

Надежность (по 10 – балльной шкале)

8

9

9

10

10

Дополнительные функции (число)

12

16

11

16

15

Цена, руб.

4500

5500

5600

4900

4700

Суммарные расходы за весь срок

350

400

390

450

320

Индекс  качества по каждому параметру

Внешний дизайн (по 10 балльной шкале)

0,91

2,7

0,72

1,96

1,8

Вес

13

40,5

24

42

20

Объем (по 10 – балльной шкале)

1,17

1,89

1,2

2,24

1,4

Полифония

4,16

8,64

7,68

17,92

6,4

Цветность

6,24

17,55

5,52

8,96

6,4

Надежность (по 10 – балльной шкале)

1,04

2,43

1,08

2,8

2

Дополнительные функции (число)

1,56

4,32

1,32

4,48

3

Цена, руб.

585

1485

672

1372

940

Суммарные расходы за весь срок

45,5

108

46,8

126

64

ИТОГО

658,58

1671,03

760,32

1578,36

1045,00

Значение индекса

82,32

208,88

95,04

197,30

130,63

         Таблица 4

Расчет индекса цен

Показатели

Motorola

Samsung

Alkatel

Nokia

Siemens

Цена потребления  оцениваемого товара

4500

5500

5600

4900

4700

Цена потребления  базового товара

4300

5100

5200

4700

4600

Индекс цен

1,0465

1,0784

1,0769

1,0426

1,0217

Таблица 5

Расчет показателя конкурентоспособности

Показатели

Motorola

Samsung

Alkatel

Nokia

Siemens

Индекс качества

0,823

2,089

0,950

1,973

1,306

Индекс цен

1,047

1,078

1,077

1,043

1,022

Показатель конкурентоспособности

0,787

1,937

0,883

1,892

1,278

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее конкурентоспособным  является телефон Samsung, далее следует Nokia, потом Siemens, на последнем месте – Motorola.

Рис. 1. Ранжирование товаров по конкурентоспособности

Список литературы

1.    Фомин В.Н.  Качество продукции и маркетинг. – М.: Инфра-М,   1991

2.    Круглов М.Г. Менеджмент систем качества. – М.: ДиС,  1997.

3.    Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. – М.: ДиС, 1999

4.    Лисицын А.И. Региональные формы и метод повышения качества// стандарты и качество. – 1996. - №1

5.    Мишин Б.А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. – М, 1999

6.    Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 1993.

7.    Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, СА. Красильников и др.: Под ред. А.Н. Романова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996

8.    Никеров Н.С. Экспертно- статистический метод оценки качества продукции: Учебное пособие. – СПб, 1995

9.    Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 1998

10.            Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 1998