ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………6
1.1 Понятие основных средств и нормативное регулирование их учета 6
1.2 Классификация основных средств и их оценка ……………………….10
1.3 Взаимодействие бухгалтерского и налогового учета основных средств………………………………………..………………………..…….11
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ООО «ЕВРО ПЛАЗА» …..…………………………………………………………………….…23
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ……23
2.2 Порядок учета основных средств ООО «Промис» ……..….………….19
2.3 Аудит основных средств ООО «Промис» …...………………………….57
2.4 Рекомендация по совершенствованию учета и аудита основных средств ………………………………………………………………………72
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ООО «ПРОМИС» …………………...76
3.1 Обзор методик проведения анализа основных средств …………………76
3.2 Анализ состава, структуры движения и технического состояния основных средств ООО «Промис» ……………………………………………..81
3.3 Анализ эффективности использования основных средств ……………..86
3.4 Предложения по совершенствованию эффективности использования основных средств………………………………………………………………….88
Заключение ………………………………………………………………………..89
Список использованных источников ………………………………………….92
Приложения ……………………………………………………………………….97
Введение
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Актуальность выбранной темы данной дипломной работы связана, прежде всего с тем, что с основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность предприятий в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.
Учет основных средств имеет огромное значение. От того верно или нет, отражены операции с основными средствами, зависит достоверность бухгалтерской отчетности в части основных средств. Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части учета состояния и движения (поступления и выбытия) основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках правильности формирования налогооблагаемой базы налога на имущество кредитной организации. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость оказываемых услуг (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью исследования состояния организации бухгалтерского учета, анализа фактического состояния основных средств и аудита для повышения эффективности использования их в торговой организации.
Целью настоящей дипломной работы является исследование механизма бухгалтерского учета основных средств в торговле, их анализа и аудита.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую характеристику и классификацию основных средств;
- исследовать теоретические аспекты учета основных средств в торговле, их анализа и аудита;
- осуществить проверку правильности документального оформления и своевременного отражения в учетных регистрах движения основных средств;
- осуществить проверку правильности начисления и отражения в учете сумм износа;
- осуществить проверку правильности определения финансовых результат при выбытии (ликвидации) основных средств;
- проверить правильность оформления операций по аренде основных средств;
- проверить правильность учета отнесения затрат на ремонт основных средств;
- проверить правильность переоценки основных средств;
- провести анализ показателей структуры и использования основных средств на примере ООО «Промис»;
- определить пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств, их анализа и аудита в ООО «Промис».
Объектом исследования является торговое предприятие - ООО «Промис».
Основные средства данного предприятия относятся к средствам труда и позволяют автоматизировать и ускорять осуществляемую торговую деятельность.
Предметом исследования являются:
экономические отношения складывающиеся между администрацией торговой организации по формированию основных средств, по постановке бухгалтерского учета и аудита и персоналом;
экономические отношения между поставщиками, подрядчиками (основных средств), налоговой службой, аналитической службой и персоналом.
Методологической и методической базой исследования при написании дипломной работы послужили: Конституция РФ, федеральные законы РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие нормативные документы, труды российских и зарубежных экономистов, материалы периодической печати, годовые отчеты ООО «Промис», отчет о прибылях и убытках ООО «Промис», документы по учету и движению основных средств ООО «Промис».
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита могут быть использованы в процессе коммерческой деятельности ООО «Промис».
1. Экономическое содержание основных средств
1.1 Понятие основных средств и нормативное регулирование их учета
Состояние производственного потенциала – важнейший фактор эффективности основной деятельности предприятий, а следовательно его финансовой устойчивости. Бухгалтерская отчетность позволяет достаточно подробно проанализировать наличие, состояние и изменение важнейшего элемента производственного потенциала предприятия – его основных средств.
Основные средства представляют собой совокупность минерально-вещественных объектов и ценностей, действующих в жизненной материальной форме в течение длительного периода времени, как в сфере материального производства, так и непроизводственной сфере.
Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на произведенную с их участием продукцию, выполненные работы или услуги в размере начисленного износа (амортизации).
Для признания активов объектами основных средств необходимо единовременное выполнение определенных условий, а именно:
- использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа указанных активов;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем [10].
К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, затраты по коренному улучшению земель и прочие соответствующие объекты.
Если составные части актива имеют различные сроки полезного функционирования или приносят выгоды предприятию в различной форме, то их правомерно учитывать как отдельные объекты основных средств.
Структура основных средств определяется предприятием самостоятельно, при объединении объектов в группы следует учитывать аналогичность их видов и способов их использования.
1.2 Классификация основных средств и их оценка
В постановке правильного учета и для получения достоверной информации об объектах основных средств определенное значение имеет их классификация по различным признакам. Классификация используется в целых единообразия группировки основных средств в учете и отчетности всеми организациями независимо от их отраслевой принадлежности и организационно – правовой формы.
Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 359 (с изменениями). В соответствии с Классификатором основные фонды состоят из материальных основных фондов и нематериальных основных фондов, которые в бухгалтерском учете принято обозначать соответственно как основные средства и нематериальные активы и учитывать раздельно.
Объектом классификации материальных основных фондов (основных средств) является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленных предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно – сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенное для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно – сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одно фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Каждый объект наделен девятизначным кодом, состоящим из обозначения раздела, подраздела, класса, подкласса и вида.
Разделы представляют собой высший уровень деления, образованный с учетом классификации основных фондов, принятой в системе национальных счетов. Подраздел представляет собой уровень деления объектов классификации, учитывающий их значимость для экономики в целом и сложившиеся традиции. Классы основных фондов образованы в основном на базе соответствующих классов продукции по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии 06.11.2001 г. № 454-ст. Подкласс раскрывает с необходимой детализацией выделенный класс. Вид обеспечивает детализацию объектов классификации, необходимую для выполнения учетных функций, без перехода на конкретные типы объектов.
Данная структура построения группировок в ОКОФ обеспечивает высокий уровень совместимости с международными классификациями видов деятельности, продукции и услуг, действующими в рамках ООН и Евростата, и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Основные средства торговли можно классифицировать по ряду признаков.
По экономическому назначению и характеру функционирования основные средства подразделяются на:
- производственные;
- непроизводственные.
Производственные основные средства торговли представляют собой средства, участвующие в процессе производства и реализации товаров. К ним относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства. Их доля в общей массе основных средств составляет около 90%.
Непроизводственные средства – это средства, коммунального и культурно-бытового назначения, такие, как здания и сооружения здравоохранения, жилого фонда, управления, доля которых составляет около 10%.
По роли в производственно-технологических процессах основные средства подразделяются на:
- активные;
- пассивные.
Активные основные средства в натурально-вещественной форме включают машины, торгово-технологическое, подъемно-транспортное, холодильное оборудование, хозяйственный инвентарь, механизмы, транспортные средства (средства передвижения).
Пассивные средства – это здания магазинов, павильонов, палаток для продажи товаров, ресторанов, кафе, закусочных и т.д. производства полуфабрикатов, приготовления, реализации пищи, организации ее потребления и торгового обслуживания населения; складов, баз; сооружения; хозяйственный инвентарь. Они составляют примерно 80% всех основных средств.
В натурально-вещественной форме основные средства можно подразделить на:
- здания – архитектурно-строительные объекты, обеспечивающие условия труда торговых работников, хранения, подработки, подсортировки и подготовки товаров к продаже, продажи товаров, оказания торговых услуг и торгового обслуживания населения;
- сооружения – объекты, необходимые для осуществления производственных и торгово-технологических процессов, выполнения вспомогательных функций обслуживания населения;
- машины и оборудование, к которым относятся силовые машины, рабочие машины и оборудование, торговые автоматы, механическое оборудование, поточные линии, подъемно-транспортное оборудование; контрольно-кассовые аппараты, весоизмерительные приборы, фасовочно-упаковочное оборудование, тепловое оборудование. Здесь выделяются также автоматические машины и оборудование, т.е. агрегаты, представляющие собой систему механизмов и устройств, в которых полностью механизированы процессы получения, передачи, и использования энергии; материалы и программные задания, а также регулирующие и измерительные приборы, лабораторное оборудование;
- производственный и хозяйственный инвентарь. Производственный инвентарь представляет собой предметы производственного назначения, служащие для облегчения торгово-технологических и производственных операций во время работы (столы и прилавки); оборудование по охране труда; емкости для хранения сыпучих и жидких товаров и т.д. Хозяйственный инвентарь – это предметы конторского и хозяйственного назначения;
- инструмент – механизированные и немеханизированные орудия ручного труда и прикрепленные к машинам инструменты;
- транспортные средства – средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов;
- другие виды основных средств.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.
В зависимости от принадлежности основные средства подразделяют на: собственные, принадлежащие организации по праву собственности (в том числе сданные в аренду без права выкупа); находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении; полученные в аренду без права выкупа.
Торговля в силу своих технологических особенностей не располагает и не может располагать, как промышленность, значительными основными средствами. Их доля в производственных основных фондах страны занимает 3-4%. По своему составу это преимущественно здания и помещения. Их удельный вес в основных фондах торговли составляет 75-85%, а остальные 15-25% - это транспортные средства, передаточные устройства, машины, холодильное и другое оборудование, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в денежной оценке. От правильности и достоверности их оценки зависит точность исчисления амортизации, а следовательно, себестоимости продукции (работ, услуг), отпускных цен на нее, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Стоимость основных средств, находящихся у организации, учитывается при решении вопросов залогового кредитования, страхования и аренды.
Принципы оценки имущества установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», согласно которому оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости изготовления [3].
Первоначальной стоимостью имущества, приобретенного за плату, в том числе бывшего в эксплуатации, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагается из:
- сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- сумм, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- сумм, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
- таможенных пошлин;
- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и расходов по доведению его до состояния, в котором он пригоден к использованию.
Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.
В фактические затраты по приобретению (сооружению) объекта основных средств включаются также проценты за кредит на его приобретение, уплаченные до принятия объекта к бухгалтерскому учету. Данная норма приведена в соответствие с ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», которым установлено, что затраты по займам, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству актива, должны капитализироваться путем включения в стоимость этого актива [11].
Если проценты за кредит уплачены после принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, то они относятся на счет прочих доходов и расходов.
Фактические затраты на приобретение и сооружение объектов основных средств уменьшаются (увеличиваются за счет суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
В соответствии с п.2 ст.317 Гражданского кодекса Российской Федерации «в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.) [1]. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон».
В соответствии с п. 1.2 Положения от 23.03.1998 г. № 252-р «О порядке формирования закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование» [20] недвижимое имущество подлежит регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [5] и Приказом Минюста России № 194, Минимущества России № 16, Росземкадастра № 168 и Госстроя России № 1 от 03.07.2000 [18]. Следовательно, в пакете документов должна содержаться информация о номере реестра либо свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К акту приема – передачи недвижимого имущества прилагаются:
- перечень имущества, которое не относится к недвижимому, балансовая стоимость которого превышает 1000-кратный МРОТ. Данное имущество также вносится в реестр с указанием номера в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»;
- копии учредительных документов организации – пользователя имущества, нотариально заверенные;
- информационное письмо органов статистики с указанием кодов организации – пользователя имущества;
- перечень прочего имущества, передаваемого по акту приема – передачи;
- выписка из технического паспорта БТИ (ф. 1а);
- поэтажный план и экспликация на конкретное помещение;
- справка о техническом состоянии здания.
Конкретный состав затрат на приобретение, сооружение и создание имущества (в том числе сумм налогов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Первоначальной стоимостью имущества, полученного в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, является согласованная учредителями (участниками) его денежная оценка, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Первоначальной стоимостью имущества, полученного по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, является текущая рыночная цена идентичного имущества на дату оприходования.
Под текущей (восстановительной) стоимостью объектов основных средств понимается сумма денежных средств, которая должна быть учтена кредитной организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств.
Для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, включая объекты основных средств, может производиться:
- по текущей (восстановительной) стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;
- по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
Фактическая (первоначальная) стоимость основных средств – это строго зафиксированная в учете величина, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету при их приобретении, сооружении и изготовлении, внесении учредителями в счет вкладов в уставный (складочный) капитал организации, дарении и в других случаях безвозмездного поступления.
Оценка основных средств и определение первоначальной стоимости в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), зависит от способа приобретения основных средств [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правильная классификация приобретаемых основных средств или уже имеющихся на предприятии позволит бухгалтерской службе организовать их учет и отражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями нормативных документов.
Признание объекта основных средств означает принятие его к учету для включения в бухгалтерский баланс. В отношении основных средств применяются общие условия признания активов. Они предусматривают выполнение одновременно двух условий:
- наличие высокой степени уверенности в том, что организация сможет получить в будущем связанные с активом экономические выгоды;
- надежность оценки фактической стоимости актива.
Оценка степени вероятности получения предприятием экономических выгод должна производиться на основании фактов, существующих на момент первоначального признания. При этом наличие достаточной вероятности получения в будущем экономических выгод означает уверенность в том, что предприятие получит связанные с объектом экономические выгоды и примет на себя соответствующие риски. Обычно такая уверенность возникает, когда выгоды и риски уже перешли к предприятию. До этого момента объект основных средств обычно не признается.
Что касается второго условия признания объекта, то оно обычно легко удовлетворяется. Это обусловлено тем, что в случае покупки объекта стоимость определяется в результате операции обмена. Надежная оценка стоимости объекта при его создании своими силами может быть произведена на основании операций с внешними сторонами по закупке материалов, оплате труда и других операций, осуществляемых в процессе строительства.
При определенных обстоятельствах суммарные затраты по приобретению или созданию объекта основных средств целесообразно распределить между составными частями объекта и учитывать каждую часть отдельно, т.е. как отдельный объект основных средств. Такая необходимость возникает, если составные части объекта имеют разные сроки полезной службы или различным образом обеспечивают получение экономических выгод, вследствие чего для них должны применяться разные нормы и методы амортизации.
Особый порядок признания используется в отношении основных средств, обеспечивающих безопасность и защиту окружающей среды. Такие объекты, могут быть признаны как активы, необходимые для получения предприятием в будущем экономических выгод от других связанных с ними активов, превосходящих выгоды, которые можно получить, если бы рассматриваемые объекты не были приобретены. Однако подобные объекты признаются только в той степени, в какой они и связанные с ними активы могут быть возмещены. Это означает, что балансовая стоимость рассматриваемых природоохранных объектов и связанных с ними других объектов основных средств не должна превышать общую возмещаемую сумму.
1.3 Взаимодействие бухгалтерского и налогового учета основных средств
С введением с 1 января 2002 года главы 25 Налогового Кодекса [2] «Налог на прибыль организаций» произошли существенные изменения в порядке определения налогооблагаемой прибыли и официально закрепилась необходимость ведения налогового учета доходов и расходов, т.е. их аналитического учета в соответствии с требованиями Кодекса. При этом данные налогового учета не подкрепляются двойной записью на синтетических счетах, так как бухгалтерский (реальный) и налогооблагаемый финансовые результаты не совпадают между собой.
Как известно, между правилами формирования первоначальной стоимости основных средств, установленными в бухгалтерском учете ПБУ 6/01 и налоговом учете в ст.ст.256, 257 и др. НК РФ, имеются различия. Это приводит к тому, что первоначальная стоимость основного средства, определенная по правилам бухгалтерского учета, может быть не равна первоначальной стоимости, определенной по правилам налогового учета. Так, в соответствии с п.8 ПБУ 6/01 фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц. В налоговом учете согласно пп.11.1 ст.250 и пп.5.1 п.1 ст.265 НК РФ суммовые разницы, возникшие при расчетах при приобретении и сооружении основного средства, в его первоначальную стоимость не могут быть включены, а относятся к внереализационным доходам или расходам.
Различия в величинах первоначальной стоимости одного и того же основного средства в бухгалтерском и налоговом учете могут возникать также и в других случаях, например из-за различий учета процентов по заемным средствам, начисленных до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, если они привлечены для приобретения этого объекта. В бухгалтерском учете эти затраты включаются в первоначальную стоимость основного средства (п.8 ПБУ 6/01), а в налоговом учете - относятся к внереализационным расходам (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ).
Аналогичные обстоятельства возникают и с учетом взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, платежей за регистрацию прав и др.
В соответствии с п.3 ПБУ 18/02 [12] разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц. Под постоянными разницами (п.4 ПБУ 18/02) понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Под временными разницами (п.8 ПБУ 18/02) понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.
Далее следует отметить, что в соответствии с содержанием ст. 259 Кодекса налогоплательщики имеют возможность ежемесячно начислять амортизацию как линейным, так и нелинейным способами, причем оба учитываются в целях налогообложения. Таким образом, у хозяйствующих субъектов появились реальные преимущества практического использования способов уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему производства продукции (работ), закрепленных в п. 18 ПБУ 6/01. В то же время указанные способы не применяются в целях налогообложения для зданий и сооружений (в том числе, передаточных устройств), имеющих срок полезного использования свыше 20 лет. Эти объекты следует амортизировать равномерно, расчет нормы линейной амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств одинаков для целей учета и налогообложения и определяется исходя из срока их полезного использования, выраженного в месяцах.
В случае применения одного из нелинейных способов для целей налогообложения суммы амортизационных отчислений принимаются в пределах норм, рассчитанных по каждому объекту в процентах к его остаточной стоимости как отношение коэффициента 2 к сроку полезного использования соответствующего объекта в месяцах.
Когда остаточная стоимость амортизируемого объекта достигнет 20 % от его первоначальной (восстановительной) стоимости порядок начисления амортизации со следующего месяца будет иным: ежемесячные отчисления, учитываемые в целях налогообложения, определяются как отношение остаточной стоимости к количеству месяцев оставшегося полезного использования объекта.
Следовательно, методика определения сумм нелинейной амортизации, уменьшающих налоговую базу, в целом аналогична способу уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения 2, однако имеется два весьма существенных отличия.
Во-первых, при использовании способа уменьшаемого остатка неизбежно возникает несписанная остаточная стоимость, экономический смысл которой заключается в том, что она представляет собой стоимость ценностей, подлежащих оприходования при ликвидации объекта. В то же время при исчислении амортизации для целей налогообложения ликвидационная стоимость отсутствует, так как при достижении остаточной стоимости 20% от первоначальной она равномерно распределяется по количеству месяцев оставшегося срока полезного использования соответствующих основных средств.
Во-вторых, согласно Кодексу, для целей налогообложения рассчитывается норма месячной амортизации, а в соответствии с п. 19 ПБУ 6/01 – годовая норма (ежемесячные амортизационные отчисления определяются при этом в размере 1/12 годовой суммы). Получается, что в пределах отчетного года учетная амортизация по одному объекту одинакова, а налогооблагаемая различна и уменьшается от месяца к месяцу до тех пор, пока остаточная стоимость не достигнет 20 % от первоначальной. Это обусловливает необходимость раздельного аналитического учета амортизации для формирования реальных и налогооблагаемых финансовых результатов.
Помимо порядка определения амортизационных отчислений для целей налогообложения некоторые изменения произошли и в методике налогового признания расходов на ремонт основных средств. В частности, организации промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта, связи, строительства, геологии, жилищно-коммунального хозяйства вправе уменьшать налоговую базу на величину фактических затрат на ремонт. В то же время для остальных коммерческих организаций (торговля, бытовые услуги и т.п.) в целях налогообложения указанных расходов установлен лимит в размере 10% от первоначальной (восстановительной) стоимости объектов. Если фактическая сумма расходов на ремонт меньше или равна предельной сумме нормативных расходов, то налоговая база подлежит уменьшению на сумму фактических затрат. В случае превышения фактических затрат над нормативной величиной налоговая база уменьшается на сумму нормативных расходов, а разница учитывается для целей налогообложения как расходы будущих периодов с последующим отнесением на уменьшение налогооблагаемой прибыли в следующем порядке:
- для объектов со сроком полезного использования от 1 до 5 лет – равномерно в течение срока их полезного использования;
- для объектов со сроком полезного использования свыше 5 лет – равномерно в течение 5 лет.
Следовательно, в аналитическом учете должно соблюдаться разграничение расходов на ремонт применительно к нормативной их величине и сроку полезного использования соответствующих объектов основных средств.
В соответствии с требованиями главы 25 Налогового Кодекса налоговая база в части расходов по списанию основных средств зависит от причины выбытия объектов. В частности, она уменьшается на сумму расходов (убытков) по ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Не учитываются при налогообложении расходы и убытки, связанные с передачей объектов в качестве вклада в уставный капитал другой организации или по договору дарения, включая стоимость такого имущества.
Наиболее существенные изменения в определении налоговой базы при выбытии основных средств касаются операций по их реализации. Так, осуществляя продажу основных средств, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на их остаточную стоимость, а также на величину расходов, непосредственно связанных с реализацией. Причем если при продаже будет получен убыток, то он должен учитываться в целях налогообложения частями пропорционально количеству месяцев оставшегося срока эксплуатации объекта. Согласно содержанию ст. 323 Кодекса «Особенности ведения налогового учета операций с основными средствами» уменьшение налоговой базы в этом случае должно начинаться с месяца, следующего за месяцем фактической реализации и получения убытка.
Неодинаковая роль указанных расходов в формировании налогооблагаемой прибыли обусловливает необходимость их раздельного учета для целей налогообложения с точки зрения уменьшающих и не уменьшающих налоговую базу расходов, а также уменьшающих не в текущем месяце, а в будущих периодах.
Изучив особенности налогообложения амортизации, расходов по ремонту и выбытию основных средств, следует выделить следующие направления их учета:
- ведение раздельного учета нелинейной амортизации в пределах норм и сверх норм;
- ведение раздельного учета расходов на ремонт основных средств (для непромышленных организаций) в пределах норм и сверх норм;
- отражение уменьшения налогооблагаемой прибыли на величину сверхнормативных расходов на ремонт в будущих периодах (для непромышленных организаций);
- раздельный учет стоимости списываемых основных средств и расходов, связанных с их выбытием, с позиции учитываемых или не учитываемых при налогообложении текущего периода;
- отражение уменьшения текущей налоговой базы на часть убытков от реализации основных средств, полученных в прошлых периодах (перенос убытков на будущее).
Осуществление торговой деятельности связано с использованием различных средств труда, необходимых для продвижения, хранения и реализации товаров, но в силу своих технологических особенностей не располагает и не может располагать, как промышленность, значительными основными средствами. И хоть они составляют незначительную часть в валюте баланса, они необходимы для осуществления торговой деятельности.
2. Организация бухгалтерского учета и аудита основных средств ООО «Промис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Предприятие ООО «Промис» создано в 1999 году, юридический адрес: ул. Трамвайная, 5, является торговым предприятием, имеющим сеть магазинов. Предприятие специализируется на торговле офисной и мягкой мебелью, преимущественно итальянского производства. Торговля предприятием осуществляется как в торговых залах на арендованных площадях, так и «под заказ». Основными клиентами являются коммерческие организации, банки и лишь небольшая часть продаж приходится на частных лиц. Средняя численность работающих на предприятии составляет 45 чел.
Работа с покупателями, заказывающими мебель, строится на договорной основе. Главным моментом условием данных договоров является срок поставки товара не более 45 дней и 50 % предоплата, по курсу Центрального Банка на момент оплаты + 1,5 %. Предприятием также осуществляется сборка и установка мебели.
Учет выручки от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной или натуральной формах. Согласно учетной политике для целей налогообложения утвержденной на предприятии (Приложение А) доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Для налога на добавленную стоимость налогоплательщик утвердил в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств.
Бухгалтерский учет финансово – хозяйственной деятельности осуществляется с использованием бухгалтерской программы «1С».
Штат бухгалтерии состоит из четырех человек – главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер материальной группы, бухгалтер - кассир.
Главный бухгалтер обеспечивает:
- ведение бухгалтерского учета, контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций;
- формирование полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации на основе бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
- организацию документооборота;
- составление в установленные сроки финансовой отчетности;
- проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия совместно с другими подразделениями и службами по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних ресурсов.
В должностные обязанности заместителя главного бухгалтера входит: исчисление налогов (НДС, налог на имущество), составление налоговых деклараций по ним, оформление платежных документов в банк и учет движения денежных средств на расчетном счете, расчеты по заработной плате.
Бухгалтер материальной группы занимается постановкой на учет товарно-материальных ценностей, списание их при реализации, оформление отгрузочных документов (торг-12, счет-фактура).
Бухгалтер-кассир:
осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг;
получает по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных расходов и других расходов;
ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком;
составляет кассовую отчетность.
Изучение данных формы № 2 (Приложение Б) ООО «Промис» за 2004 год показывает, что выручка от реализации за 2004 год увеличилась по сравнению с 2003 годом с 56 630 тыс. руб. до 61 770 тыс. руб. Себестоимость проданных товаров за этот же период увеличилась с 44 730 тыс. руб. в 2003 году до 45 700 тыс. руб. в 2004 году. Таким образом, доля себестоимости проданных товаров в выручке в 2003 году составляла 79 %, а 2004 году – 74 %, что позволяет говорить об увеличении рентабельности торговой деятельности. За 2003 год ООО «Промис» получена прибыль от продаж в размере 9 202 тыс. руб., а в 2004 году –14 034 тыс. руб. Рентабельность продаж увеличилась в 2004 году с 16,2 % в 2003 году до 22,7 %. К операционным расходам в 2004 году отнесены: целевые сборы на содержание муниципальной милиции и пожарной охраны, налог на имущество, налог на рекламу.
Внереализационные доходы, полученные в 2004 году, представляют собой положительные суммовые разницы, возникающие при осуществлении расчетов в соответствии заключенными договорами, в рублях, в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты.
Внереализационные расходы - отрицательные суммовые разницы.
2.2 Порядок учета основных средств ООО «Промис»
ООО «Промис» имеет на балансе следующие основные средства:
Таблица 2.2.1 Перечень имеющихся основных средств
Наименование |
Стоимость, руб. |
Источник поступления |
ККМ |
5000 |
Приобретение |
Мебель (гарнитур) |
12000 |
Приобретение |
Компьютеры |
11800 |
Приобретение |
Столы |
4500 |
Приобретение |
Кресла |
5425 |
Приобретение |
Стулья |
3600 |
Приобретение |
Кулер |
2675 |
Приобретение |
При организации бухгалтерского учета основных средств решаются следующие задачи:
- правильное оформление документов и своевременное отражение в них движения основных средств (поступление, перемещение и выбытие);
- своевременное и точное исчисление износа основных средств и правильное его отражение в бухгалтерском учете;
- правильное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
- правильное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
- контроль за наличием и сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету в местах эксплуатации;
- контроль за эффективностью их использования;
- выявление резервов использования производственных мощностей;
- составление отчетности о наличии, движении и выбытии объектов основных средств;
- своевременное принятие решений о проведении переоценки объектов основных средств;
- достоверное исчисление налогов, связанных с осуществлением хозяйственных операций с основными средствами;
- выявление излишних и неиспользуемых объектов основных средств.
Учет основных средств – это пообъектный учет, и поэтому важно определить инвентарный объект, являющийся единицей бухгалтерского учета основных средств. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно - сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно – сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств (инвентарному объекту) в ООО «Промис» независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, должен присваиваться при принятии его к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер, под которым данный объект числится до момента выбытия.
Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона или нанесен краской либо иным способом.
Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов (переданных безвозмездно, реализованных, ликвидированных по ветхости и другим причинам) не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету основным средствам в течение 5 лет по окончании года списания. Такой порядок устранит возможные ошибки в бухгалтерских записях при отражении операций, относящихся к выбывшим и вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам. В ООО «Промис» списания основных средств по выше перечисленным основания не было.
Присвоенный объекту инвентарный номер указывается в первичных документах, являющихся основанием для принятия к бухгалтерскому учету объекта и отражения в учете других касающихся его изменений.
Объект основных средств, поступивший в организацию в соответствии с договором аренды, может учитываться у арендатора по инвентарному номеру, присвоенному ему арендодателем. Объект основных средств, договор аренды которого предусматривает переход в собственность арендатора по истечении срока аренды или при условии внесения всей выкупной стоимости до истечения договора аренды, учитывается у арендатора по присвоенному им инвентарному номеру.
В бухгалтерском учете ООО «Промис» основные средства приходуются в результате бухгалтерской проводки:
Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Основанием для данной записи являются соответствующие документы (Акт ввода в эксплуатацию, инвентарная карточка), так, например, если к учету принимается объект основных средств, являющийся объектом недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано в Управлении Юстиции.
Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что с момента вступления данного Закона в силу (с 31 января 1998г.) право собственности на объекты недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости означает, что сделки по приобретению этого имущества являются ничтожными, то есть недействительными уже в момент их совершения.
Таким образом, по дебету счета 01 «Основные средства» могут быть показаны только те объекты недвижимости (подлежащие обязательной государственной регистрации), по которым право собственности организации зарегистрировано в установленном порядке. Следовательно, до момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества затраты организации на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
При поступлении основных средств в аренду у получателя основные средства принимаются на забалансовый учет по дебету счета 001 «Арендованные основные средства». Однако вопрос оценки этих средств проблематичен.
С одной стороны, в Справке о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, являющейся Приложением к форме № 1 «Бухгалтерский баланс», утвержденной Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 4н, предусмотрено раскрытие информации о стоимостной оценке арендованных основных средств.
С другой стороны, ПБУ 6/01 не регламентирует оценку арендованных основных средств, в связи, с чем приходится руководствоваться п.86 Методических указаний по учету основных средств: «Объект основных средств, полученный по договору аренды и договору безвозмездного пользования, арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре».
Поступление основных средств (равно как и другие операции с основными средствами) должно оформляться соответствующими оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы по учету движения основных средств следует выписывать в минимальном количестве экземпляров, при этом необходимо исходить из требования обеспечения контроля за сохранностью основных средств.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме. Формы для учета основных средств включены в альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
В ООО «Промис» оформляются следующие документы:
- акт (накладная) приема-передачи основных средств (форма ОС—1);
Говоря о бухгалтерском учете имущества в качестве основных средств, необходимо еще раз обратить внимание, что в соответствии с п.5 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств все хозяйственные операции организации должны оформляться оправдательными документами, среди которых основная роль принадлежит гражданско-правовым договорам купли-продажи, строительного подряда, оказания услуг, учредительным договорам, договорам дарения, аренды, лизинга и др.
От правильного оформления договоров как первичных учетных документов во многом зависит правильность бухгалтерского учета основных средств. При этом в силу того, что договоры являются многосторонними сделками, следует обратить внимание на общие положения о договорах, содержащиеся не только в подразделе 2 ГК РФ, но и в гл.9 «Сделки» ГК РФ.
Учет поступления основных средств представлен в Приложении В.
Формирование первоначальной стоимости основного средства в бухгалтерском и налоговом учете представляется целесообразным отражать в отдельном регистре, поскольку такие регистры учета нормативными документами не предусмотрены.
Регистр
формирования первоначальной стоимости
амортизируемого основного средства и начисления амортизации по нему
Наименование основного средства (номер и другие данные)
_______________________________________________________
Наименование объектов, виды работ, расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства (ПБУ 6/01, ст.257 НК РФ) |
Дата оприходования объекта, приема работ |
N документа |
Наимено-вание документа |
Для бухгалтерского учета - фактические затраты (без НДС) |
Для налогового учета - сумма расходов (без НДС) |
ККМ |
15.09.1999 |
256 |
Сч-ф |
5000 |
5000 |
|
|
|
|
|
|
Суммовые разницы по расчетам |
|
|
|
|
х |
Начисленные до принятия ОС к учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для этого ОС |
|
|
|
|
х |
Платежи за регистрацию прав |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
Итого: |
5000 |
5000 |
Итого первоначальная стоимость:
Для бухгалтерского учета 5000 руб.
Для налогового учета 5000 руб.
Такой регистр представляется целесообразным вводить в организациях при принятии учетной политики в качестве приложения к форме ОС-1.
Объекты основных средств, приобретенные (поступившие) организацией для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, принимаются к бухгалтерскому учету и учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» по первоначальной стоимости исходя из фактически произведенных затрат на приобретение (включая расходы по доставке, монтажу, установке), предварительно учтенных на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Договор аренды, заключенным между арендодателем и арендатором, может предусматриваться выкуп арендного предприятия как имущественного комплекса. Поступление основных средств организацией - арендатором по согласованной оценке в случае аренды имущественного комплекса отражается:
Дт 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Арендные обязательства»
При переходе права собственности на указанное имущество по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, ввод основных средств в эксплуатацию арендатор оформляет записью:
Дт 01 «Основные средства»
Кт 03 «Доходные вложения в материальные ценности»
Объекты основных средств могут находиться в собственности двух или нескольких организаций. Указанные объекты не могут быть разделены или в силу закона, или потому, что являются неделимыми (как, например, здания, сооружения). Объекты, находящиеся в собственности двух или нескольких организаций, отражаются в бухгалтерском учете каждой организации на счете 01 «Основные средства» соответственно ее доле в общей собственности, которая, как правило, определяется соглашением всех участников.
В 2004 году ООО «Промис» было приняло решение об участие в договоре простого товарищества. Предприятие инвестирует денежные средства и имущество в строительство офисного здания, в котором будет иметь по окончании строительства 33.33% площадей.
Организация, которая занята строительством, при поступлении вкладов от участников отражает указанные поступления на дебете счетов учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 86 «Целевое финансирование». Затраты на строительство отражаются в общеустановленном порядке на дебете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом разных счетов.
Передача другим организациям их долей в долевой собственности на объект, отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Оприходование доли в общей долевой собственности участником строительства найдет отражение по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Одновременно производиться запись по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
На практике некоторые бухгалтеры зачастую пренебрегаю ведением учета на забалансовых счетах, а из-за этого показатели бухгалтерской отчетности будут недостоверными. А ведь именно достоверности бухгалтерской отчетности требует Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Проводки на забалансовых счетах осуществляются методом простой записи и обязательно должны быть оформлены первичными документами.
Забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства» используют организации – арендаторы. На этом счете отражается информация о наличии и движении основных средств, арендованных организацией. Имущество отраженное на этом счете учитывается в оценке, указанной в договорах на аренду.
По дебету счета записи осуществляются в момент получения объекта аренды. Основание для отражения данной операции является акт приема-передачи арендованного основного средства от арендодателя к арендатору.
По кредиту отражается возврат объекта аренды собственнику, который осуществляется также на основании акта приема-передачи арендованного основного средства от арендатора к арендодателю.
Изучение документального оформления движения основных средств ООО «Промис» позволило сделать вывод об использование бухгалтерской службой предприятия унифицированных форм для учета основных средств и их движения. В обязательном порядке заполняются акты приема-передачи основных средств, инвентарные карточки учета основных средств. Каждое перемещение основного средства (в том числе и от одного материально-ответственного лица к другому) в обязательном порядке оформляется актом перемещения основных средств. Для отражения движения основных средств бухгалтерией используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Счет 08 на 01.01.05 г. имеет сальдо в размере 9 тыс. руб., по счету 58 «Финансовые вложения» имеется сальдо в сумме 66 млн. руб., что подтверждает взнос ООО «Промис» в строительство (см. Приложение Г).
Выбытие основных средств регламентируется п.п. 29 – 31 разд. V ПБУ 6/01, которым предусмотрено, что выбытие объекта имеет место в случаях: продажи (реализации объекта другому юридическому или физическому лицу); безвозмездной передачи (дарения объектов основных средств); списания в случае морального и (или) физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; по другим причинам [10]. Выбытие основных средств по данным основаниям ООО «Промис» не осуществлялось.
Бухгалтерская операция списания основных средств с баланса в результате безвозмездной передачи, внесения в виде вклада в уставный капитал других организаций или передачи основных средств в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).
На основании этого акта бухгалтерия производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств (форма № ОС-6) и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки – передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.
При списании объекта основных средств в результате аварии, реконструкции, стихийного бедствия, морального или физического износа и др. в соответствии с приказом руководителя создается специальная комиссия, которая занимается непосредственно процессом списания основного средства с баланса. По итогам своей работы комиссия составляет акт на списание основных средств по форме № ОС-4, а на списание автотранспортных средств – по форме № ОС-4а (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место). В начале каждого года приказом ООО «Промис» назначается постоянно действующая комиссия в составе: заместителя директора, заместителя главного бухгалтера, менеджера по снабжению.
Порядок отражения операций по возмездному выбытию основных средств представлен в Приложении Д.
Таблица 2.2.2 Отражение операций по безвозмездной передаче основных средств
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
01 «Основные средства» |
Списание стоимости выбывающего объекта |
02 «Амортизация основных средств» |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание накопленной амортизации |
91 «Прочие доходы и расходы» |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание остаточной стоимости объекта |
91 «Прочие доходы и расходы» |
26 «Общехозяйственные расходы» (23,29,44 и т.п.) |
Списание расходов, связанных с выбытием объекта основных средств |
91 «Прочие доходы и расходы» |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Начисление НДС с операции безвозмездной реализации основного средства согласно ст. 146 НК РФ (при методе определения выручки «по отгрузке») |
99 «Прибыли и убытки», субсчет «Убытки не уменьшающие налогооблагаемую прибыль» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Списание убытков от выбытия основных средств |
При списании объектов основных средств отражение убытка осуществляется аналогично, однако убытки от списания не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
При безвозмездном выбытии объекта основных средств следует иметь в виду следующие налоговые нюансы:
- поскольку безвозмездная реализация согласно ст. 146 НК РФ признается объектом обложения по НДС, то по кредиту 68 начисляется НДС (либо с полной продажной цены, либо в соответствии с п.3 ст. 154 НК РФ – то есть с разницы между продажной ценой и остаточной стоимостью);
- если основные средства передаются некоммерческим организациям на осуществление ими своей уставной деятельности, то данная операция согласно п.3 ст. 39 НК РФ и п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС. В данном случае на расчеты с бюджетом по кредиту счета 68 должна быть восстановлена сумма НДС, приходящаяся на недоамортизированную (остаточную) стоимость выбываемого объекта основных средств.
Таблица 2.2.3. Отражение операций по списанию основных средств в случае морального и (или) физического износа
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
01 «Основные средства» |
Списание стоимости выбывающего объекта |
02 «Амортизация основных средств» |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание накопленной амортизации |
91 «Прочие доходы и расходы» |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание остаточной стоимости объекта |
91 «Прочие доходы и расходы» |
26 «Общехозяйственные расходы» (23,29,44 и т.п.) |
Списание расходов, связанных со списанием объекта основных средств |
99 «Прибыли и убытки», субсчет «Убытки не уменьшающие налогооблагаемую прибыль» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Отражение убытков от списания основных средств |
В случае если объект основных средств списывается в результат ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом) [25,с.426].
Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:
Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 91 «Прочие доходы
и расходы».
Остаточная стоимость ликвидированного в результате чрезвычайных ситуаций объекта основных средств отражается следующим образом:
Дебет счета 99 «Прибыли и убытки» Кредит счета 01 «Основные
средства», субсчет «Выбытие
основных средств»
Вклад основными средствами в уставный капитал других организаций отражается следующим образом:
- списание остаточной стоимости объекта
Дебет счета 91 «Прочие доходы и Кредит счета 01 «Основные средства»,
расходы» субсчет «Выбытие основных средств»
- отражение финансового вложения в сумме фактических затрат организации (остаточная стоимость объекта основных средств)
Дебет счета 58 «Финансовые вложения», Кредит счета 91 «Прочие субсчет 58-1 «Паи и акции» доходы и расходы»
При этом следует иметь в виду, что п.2 ст. 39 и п.2 ст. 146 НК РФ передача имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций не является реализацией и не признается объектом обложения НДС. Однако в данном случае по кредиту счета 68 должен быть доначислен НДС на остаточную стоимость переданных основных средств. Порядок расчетов по НДС в данном случае разъяснен в п.3.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.
Таблица 2.2.4 Отражение вклада основными средствами в простое товарищество
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
01 «Основные средства» |
Списание стоимости выбывающего объекта |
02 «Амортизация основных средств» |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание накопленной амортизации |
91 «Прочие доходы и расходы |
01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» |
Списание остаточной стоимости объекта |
58 «Финансовые вложения», субсчет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» |
91 «Прочие доходы и расходы» |
Отражение финансового вложения |
Передача имущества в качестве вклада в простое товарищество также не является реализацией и не признается объектом обложения НДС.
Таблица 2.2.5 Порядок отражения операций по передаче основных средств в доверительное управление
79 «Внутрихозяйственные расчеты, субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» |
01 «Основные средства» |
Первоначальная (восстановительная) стоимость |
02 «Амортизация основных средств» |
79 «Внутрихозяйственные расчеты, субсчет 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» |
Сумма начисленной амортизации |
В настоящее время аренда играет заметную роль в имущественных отношениях экономических субъектов.
Арендные отношения включают совокупность операций по найму имущества, которые законодательно поделены на текущую аренду и финансовую аренду (лизинг). Текущая аренда состоит в сдаче внаем не используемого арендодателем имущества для удовлетворения временных потребностей арендатора. Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа.
Поскольку ГК РФ определяет, что договоры аренды, в которых хотя бы одна из сторон - юридическое лицо, - во всех случаях должны заключаться в письменной форме, необходимо соблюдение простой письменной формы договора аренды. Кроме того, необходимо выполнить требования об обязательной государственной регистрации сделок по договорам аренды недвижимого имущества. Важным моментом при заключении договоров аренды является пров