Содержание

 

Введение. 3

1. Краткая история и общая характеристика российской адвокатуры.. 6

1.1. Краткая история российской адвокатуры.. 6

1.2. Понятие и задачи адвокатуры.. 14

2. Профессиональные объединения адвокатов. 17

2.1. Коллегии адвокатов. 17

2.2. Юридические консультации. 18

Заключение. 21

Список литературы.. 22

Введение


В современной России продолжается трудный процесс поиска путей строительства правового государства, переосмысления ценности и значения многих правовых институтов и механизмов. Одним из генеральных направлений (ориентиров) развития отечественной правовой системы провозглашен приоритет человеческой личности, ее прав и свобод, что нашло закрепление в статье 2 Конституции Российской Федерации. Этот фундаментальный принцип, пришедший в настоящее время на смену социалистическому принципу приоритета общественных интересов над личными, по-новому расставил акценты в развитии конституционного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального и других отраслей российского законодательства.

Однако формальное провозглашение прав и свобод личности не имеет существенной практической ценности без наличия эффективного правового механизма обеспечения этих прав и свобод, без развитой системы юридических, прежде всего конституционных, гарантий их обеспечения.

Конституция Российской Федерации содержит необходимый с точки зрения современной мировой конституционной практики перечень процессуальных и институциональных гарантий обеспечения полноценного статуса личности. К числу процессуальных гарантий относятся: право на судебную защиту прав и свобод, в том числе на обжалование в суд незаконных действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц; право на рассмотрение своего дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых данное дело отнесено законом; право на защиту; право на обжалование в суде незаконного ареста; право не свидетельствовать против самого себя и своих близких родственников; презумпция невиновности; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; право обращаться в международные судебные и иные правоохранительные органы за защитой прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты и некоторые другие процессуальные гарантии.

Право на юридическую помощь является многоплановым, сложным, комплексным институтом, в котором переплетаются нормы конституционного, гражданского, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного, финансового и некоторых других отраслей права. Кроме того, проблема обеспечения права на юридическую помощь имеет, помимо чисто правового содержания, также политический, социокультурный, экономический и ряд других аспектов. Поэтому конституционное право на юридическую помощь нуждается во всестороннем исследовании специалистами различных направлений. Это тем более необходимо в силу того, что наиболее характерной чертой нынешней правовой ситуации в Российской Федерации является существенный разрыв между тем, что провозглашено Конституцией, федеральными законами, иными правовыми актами страны, и реальной жизнью.

Относительно отечественной адвокатуры и ее деятельности этот разрыв особенно очевиден. Если конституционные положения, относящиеся к правовой защите российского гражданина, в настоящее время явно ориентированы на мировую практику, то реальная ситуация в этой сфере, сложившаяся в Российской Федерации, не только далека от требований российского и международного законодательства, призванного защищать права человека, но часто им противоположна. Это обстоятельство подтверждают повседневные наблюдения, а также результаты опросов экспертов и населения страны. В силу этого авторитет адвокатуры как института, призванного обеспечивать защиту прав гражданина в России, остается на весьма низком уровне. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют о значимости и актуальности представленной работы, способных содействовать исправлению данной ситуации.

Цель работы – рассмотреть общие положения об адвокатуре РФ.

Задачи работы – изучить историю российской адвокатуры, рассмотреть цели и задачи адвокатуры, принципы организации адвокатуры.

1. Краткая история и общая характеристика российской адвокатуры


1.1. Краткая история российской адвокатуры


Древнейшая история адвокатуры в мировом масштабе распадается на несколько периодов. В первом из них адвокатская деятельность выглядела как обычное частное ремесло, которым занимались люди, которые составляли разрозненную массу, ничем друг с другом не связанных и стоящих в своей деятельности вне всякого контроля. В России подобное явление продержалось дольше обычного; занимавшиеся на свой страх и риск подобным ремеслом, которое можно назвать хлопотами по чужому делу, именовались ходатайствами. В средние века ремесленники-ходатаи кое-где объединялись по цеховому принципу. Цехи характеризовались замкнутостью и монополизмом, отторжением каждого нового человека со всеми вытекающими отсюда последствиями – бессовестной эксплуатацией неграмотного населения, втягиванием клиентов в убыточные тяжбы с собственной корыстной целью и т.п[1].

По мнению М. Винавера[2] появление адвокатуры в европейских государствах совпадает с возникновением борьбы между средневековым укладом жизни и новой централистической государственной идеей. При этом адвокаты являлись неким наследием римских юристов и появились при становлении правовых систем западноевропейских государств под влиянием рецепции римского права.

В России с момента принятия Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении гражданских и части уголовных дел в состязательном процессе (суде) появился институт представительства сторон. Функции прообраза адвокатов в большинстве своем выполняли государственные служащие невысокого ранга в свободное время или находящиеся в отставке[3]. В обиходном русском языке такие представители получили название «ходатаев по делам».

Вплоть до знаменитой судебной реформы 1864 г., осуществленной Александром II, адвокатуры, в понимании близком к сегодняшнему, в России не существовало. И это несмотря на то, что в западноевропейских государствах институт адвокатуры не только сформировался, но и получил законодательное оформление своего статуса гораздо ранее. Российские императоры, начиная с Петра I страдающие болезненной любовью ко всему западному, с одинаковым недоверием относились к возможности заимствования опыта построения адвокатуры и насаждения такового в России. До эпохи Николая I в Российской империи правотворительная и правоприменительная инстанции исходили из представления Екатерины II об адвокатах как о людях, способных одинаково «поддерживать то ложь, то справедливость, то несправедливость». Николай II, когда ему намекнули о необходимости введения адвокатуры в России, воскликнул: «Адвокаты погубили Францию. Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер и другие? Нет, пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты; проживет и без них».

Адвокаты, которые в соответствии с Разделом IX «О лицах, состоящих при судебных местах» Учреждения судебных установлений (1864 г.) именовались присяжными поверенными и частными поверенными, оформились как отдельная категория лиц, обладающих процессуальными правами, именно с момента принятия данного акта. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процессе. Многие из них смело и результативно выступали на политических процессах.

Адвокаты подразделялись на две группы: присяжных поверенных - корпорацию, дававших профессиональную присягу адвокатов - и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку, принадлежности к тому или иному органу судебной власти. Совет и Общее собрание являлись органами самоуправления.

В отличии от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. Работа адвоката заключалась в ведении тяжб и выступлениях перед судом и подготовке документов по уголовным и гражданским делам.

Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокатуру. В конце прошлого века применительно к адвокатуре стал использоваться новый термин – «сословие», что означало сообщество юристов, «объединенных образованием и поведением и исполняющих специфическую общественную функцию». Однако о сословии относительно адвокатуры можно было говорить в отношении только адвокатуры Санкт-Петербурга, Москвы и Харькова. В других регионах фактически адвокатура не возникла - были лишь отдельные адвокаты, но никак не «сообщества профессионалов».

В 1889 г. правительство ограничило поступление евреев в коллегии адвокатов, и они могли, таким образом, практиковать только в качестве помощников, частных поверенных или стряпчих. Женщины вообще не допускались к юридической практике в России до Февральской революции 1917 г. Реформы 1864 г. не мешали женщинам стать присяжными поверенными, но им запрещалось посещать лекции по праву в университете.

Сразу после падения царского режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство приняло закон, позволяющий заниматься адвокатской практикой женщинам.

Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о Суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало.

Однако то, что адвокатура была лишена официального статуса, не остановило деятельность защитников. Например, общее собрание московских адвокатов постановило продолжать деятельность на основе законодательства 1864 г.

Необходимо отметить, что согласно ст. 3 Декрета № 1 о Суде, к роли обвинителей и защитников допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Такое положение просуществовало до принятия 7 марта 1918 года Декрета № 2 «о Суде». Этот декрет ограничил круг лиц, выполняющих функцию защиты. Он предписывал организовать при местных Советах коллегии правозащитников, которые создавались крайне медленно.

В том же 1918 году Совнарком издал декрет, предписывающий местным властям образовать единую, организованную корпорацию защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. Таким образом, разорвалась связь материального свойства между адвокатом и его клиентом. Однако остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из и без того скудной государственной казны.

В ноябре 1918 года ВЦИК принял Положение «О народном суде», которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись коллегиями с еще более труднопроизносимым названием - коллегия обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами, причем размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету № 2 о Суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению «О народном суде» 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

В июне 1920 года Третий всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности.

Ничтожное число консультантов, работавших в местных отделах юстиции, не могло удовлетворить потребности населения, что привело к распространению подпольной адвокатской практики.

Новый закон об адвокатуре, вышедший к середине лета 1922 года, предусматривал возрождение института защитника в каждой губернии. Обязанность надзора возлагалась на суды и прокуратуру, куда без промедления должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый на определенный период общим собранием. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из членов коллегии. Целесообразность формирования коллегий защитников по админимтративно-территоральному принципу деления территории государства обсуждается вплоть до настоящего времени.

Именно на основании этого закона, поставившего точку в метаниях нового режима от отмены всех судебных органов до организации полновластных судебных трибуналов без всякого права на судебную защиту и обжалование, и была создана организационная структура, которую можно назвать правопредшественником Московской областной коллегии адвокатов.

8 октября 1922 года в одной из аудиторий Московского Университета состоялось первое собрание членов коллегии защитников Московской губернии.

По мнению историков, значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами - членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях. К сожалению, нам не удалось найти источники, подтверждающие или опровергающие верность данных о социальном происхождении состава коллегии защитников Московской губернии. Известно лишь, что в 1926 году в 16 уездах губернии работало 203 защитника. К ним обратилось за помощью более 60 тысяч граждан Подмосковья. То, что наши коллеги и в то время достойно исполняли свой адвокатский долг - сомнений не вызывает. Наряду с судебными делами в том же 1926 году ими проведено свыше 700 докладов и бесед по быту и земельному праву, множество вечеров вопросов и ответов. Стал выходить еженедельный правовой журнал «Революционная законность».

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов об адвокатуре. Самостоятельность адвокатских коллективов теперь считалась «вредной» для общества и их предполагалось распустить. Адвокатские услуги отныне должны были оказываться через местные юридические консультации, административно подчиненные Президиуму коллегии адвокатов. Президиум наделялся правом определять местонахождение и состав консультаций, а также назначать заведующих. Заведующие, отчитывающиеся непосредственно перед Президиумом, а не перед членами консультации, контролировали профессиональную деятельность адвокатов. Они также распределяли нагрузку среди адвокатов и устанавливали размер оплаты, пока не были определены твердые тарифы. При этом местонахождение большинства консультаций определялось Президиумом коллегии по адресу суда, в котором члены консультации осуществляли деятельность по защите прав граждан.

Положение 1939 года подвело итог длительным спорам о взаимоотношениях между адвокатами и юрисконсультами. Было запрещено сочетать работу в государственных учреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило адвокатов выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

В 50-е годы роль адвокатов в уголовном и гражданском судопроизводстве уже не подвергалась никакому сомнению. Их «терпели» даже в кассационном суде, хотя в большинстве случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Типичное объяснение роли адвоката (защиты) в суде было следующим: «Защитник, так же как и прокурор, разъясняет в ходе судебного разбирательства общественно-политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полученные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, характеризует личность обвиняемого и высказывает свое понимание меры преступления или призывает к оправданию обвиняемого. То же самое и в гражданском деле».

В последующие десятилетия были приняты новые законы об адвокатуре. В начале 60-х годов общесоюзное Положение об адвокатуре СССР 1939 года было заменено республиканскими законами. Так, 25 июля 1962 года был принят Закон РСФСР «Об Адвокатуре», в котором пересматривалась часть закона 1939 года. Однако это был не реформаторский закон, поскольку Министерству юстиции, а когда оно было распущено, юридическим комиссиям, исполкомам и местным советам вменялось в обязанность осуществлять «общее руководство коллегиями адвокатов». Сюда включались вопросы шкалы ставок и установления сроков стажировки.

После принятия Конституции 1977 года на сессии ВС СССР 30 ноября 1979 года был принят общесоюзный Закон об адвокатуре. Соответственно были введены в действие более подробные законы об адвокатуре на уровне союзных республик. В РСФСР, а затем и в Российской Федерации, деятельность адвокатов регламентировалась Положение об адвокатуре РСФСР, которое было утверждено на сессии ВС РСФСР Законом от 20 ноября 1980 года.

На основании этого нормативного акта адвокатура действовала до 1 июля 2002 г. В соответствии с ним, организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР «коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это значит, что адвокатура представляла собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов. Высшим органом управления коллегии адвокатов являлось Общее собрание (конференция) членов коллегии. Как правило, данная конференция собиралась один раз в год и была правомочна проводить свою работу при участии не менее 2\3 делегатов, избранных юридическими консультациями. К полномочиям Общего собрания членов коллегии относилось принятие решений по следующим вопросам: утверждение правил внутреннего трудового распорядка коллегии; установление численного состава, штата, сметы расходов и доходов коллегии; определение порядка оплаты труда адвокатов. Общее собрание членов коллегии избирало (переизбирало и прекращало полномочия) членов Президиума и Ревизионной комиссии, на конференциях заслушивали и утверждали отчеты Президиума и Ревизионной комиссии, рассматривали жалобы на постановления Президиума и вопросы, связанные с деятельностью коллегии.


1.2. Понятие и задачи адвокатуры


Адвокатура - это институт не государственной власти, а гражданского общества, пользующийся автономией, независимостью, самоуправлением. В числе органов, призванных оказывать юридическую помощь без использования властных полномочий, адвокатура занимает центральное место.

К функциям адвокатуры помимо юридической помощи относятся также представительство по гражданским делам и защита в уголовном судопроизводстве. Представительство и защита, осуществляемые адвокатом, отличаются от юридической помощи тем, что они включают в себя формы активной деятельности (участие в собирании, проверке и оценке доказательств, выдвижении и аргументировании соответствующих тезисов).

Роль адвокатуры в обеспечении конституционных гарантий права на квалифицированную юридическую помощь, защиту и представительство тесно связана с проблемой кадрового состава адвокатуры и условиями ее деятельности, включая проблемы профессиональной этики. Рекомендации автора по этим вопросам направлены на совершенствование организации адвокатуры и законодательства об адвокатуре.

Особое место в оказании юридической помощи должны занимать меры по защите жертв преступлений. Эта проблема требует серьезной теоретической проработки, а также расширения реальных гарантий прав этой слабо защищенной категории граждан. Необходимо обеспечить каждому пострадавшему от преступления гарантию государства на возмещение материального и морального вреда. В новом уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации следует предусмотреть приоритетную защиту прав и законных интересов жертв преступлений, включая обеспечение льготной и бесплатной юридической помощи.

Юридическая помощь и как идея, и как предмет правового регулирования, и как вид профессиональной деятельности приобретает реальное значение и подлинную социальную ценность в условиях торжества законности и правопорядка, обеспечиваемого правовым государством. Государственный произвол, своеволие и безнаказанность чиновного аппарата, отсутствие независимой судебной власти представляют собой, по сути, отступление от принципов правового государства и делают юридическую помощь неэффективной, обесценивают ее значение.

Законодательство зарубежных стран в области обеспечения прав граждан на квалифицированную юридическую помощь является источником проверенных и испытанных временем дополнительных возможностей реального совершенствования отечественного законодательства в данной сфере правоотношений. Использовать его - долг российского законодателя и правоприменителя.

Согласно ст. 1 Положения об адвокатуре ее задачи заключаются в том, чтобы содействовать охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к народному добру, соблюдение дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинства других лиц, к правам социалистического общежития.

В решение вопроса о задачах вообще и о задачах адвокатуры в частности следует исходить из философского определения данного понятия. В философии предпочтительно говорить не о задачах, а о цели. Под целью следует понимать то, чего следует достичь, к чему стремится деятель в конечном счете. На пути движения к конечной цели достигаются промежуточные, ближайшие цели, которые принято называть задачами, и в этой связи можно говорить об иерархии целей и задач. Конечной целью деятельности судебных и правоохранительных органов является обеспечение и укрепление правопорядка. Адвокатура, участвуя в деятельности названных органов – суда и органов предварительного расследования, - способствует и достижению данной цели путем оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям. Что касается других традиционных формулировок – способствование охране прав и законных интересов граждан и организаций, воспитания гражданского правосознания и др. – это частные задачи, которые подчинены цели обеспечения и укрепления правопорядка и охватываются данным более емким понятием.

Задачи адвокатуры - содействие охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществление правосудия, соблюдение и укрепление законности, воспитание граждан в духе закона.

Направления деятельности адвокатуры - дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, осуществление представительства в судах по гражданским и административным делам, составление заявлений, участие при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников, оказание правовой помощи всем органам, ведущим борьбу с правонарушениями, участие в правовой пропаганде и разъяснение законодательства населению, консультирование по вопросам применения законодательства, советы по судебным делам, юридическое обслуживание предприятий, учреждений, участие в уголовном судопроизводстве.


2. Профессиональные объединения адвокатов

2.1. Коллегии адвокатов


Адвокаты объединяются в коллегии, которые представляют собой основную организационную форму адвокатуры. Коллегии являются юридическими лицами, имеющими свою печать и расчетный счет в банке. Работа коллегии основывается на уставе, который принимается на общем собрании коллегии и подлежит регистрации Министерства юстиции РФ.

Положение об адвокатуре предусматривает, что на территории субъекта Федерации действует одна коллегия адвокатов и что с согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

Права членов коллегии адвокатов адвокат имеет право выбирать и быть избранным в органы коллегии, ставить перед коллегией вопросы, касающиеся ее деятельности, вносить предложения по улучшению работы коллегии, выйти из состава коллегии, Адвокат может представлять права и законные интересы лиц, обратившихся к нему за юридической помощью, адвокаты обладают широкими полномочиями при осуществлении защиты по уголовным делам и представительства по гражданским делам. Адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанности защитника.

Обязанности членов коллегии - точное и неуклонное соблюдение законодательства, адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою квалификацию, активно участвовать в пропаганде права. При осуществлении защиты адвокат обязан использовать все указанные в законе средства и способы для защиты обвиняемого. Адвокату запрещено отказываться от принятой на себя защиты обвиняемого. Адвокат обязан быть объективным и беспристрастным.

Общее собрание является высшим органом коллегии. Вместо общего собрания может созываться конференция. Собрание должно созываться не реже 1 раза в год по инициативе президиума коллегии. Обязательно участие не мене 2\3 состава членов коллегии. Собрание обладает очень широкими полномочиями и может решать любые вопросы, имеющие отношения к деятельности коллегии адвокатов. Оно избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию. После избрания этих органов собрание имеет право осуществлять контроль за их работой. Также общее собрание решает и другие организационные и финансовые вопросы - устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов, определяет порядок оплаты труда адвокатов.

Общему собранию принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдывающих доверия. Решение общего собрания может быть пересмотрено только общим собранием членов коллегии.


2.2. Юридические консультации


Для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи населению создаются юридические консультации, которые имеют текущий счет, печать, штамп с обозначением наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов.

Юридические консультации – основные звенья адвокатуры. Они образуются в городах, районах, населенных пунктах по решению президиума коллегии адвокатов. Число работающих в каждой юридической консультации различно, оно зависит от спроса на юридическую помощь и может колебаться от нескольких человек до 50-60 работников. Юридические консультации имеют свой секретариат, бухгалтерию и другие вспомогательные службы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации, имеющей статус юридического лица.

Работа адвокатов в юридической консультации организуется с таким расчетом, чтобы обеспечить бесперебойный прием клиентов, обращающихся за юридической помощью. Юридическая консультация выступает стороной в договоре на оказание юридической помощи; этот документ заключается при обязательном участии заведующего консультацией и фиксируется в регистрационной карточке, которая подписывается адвокатом, принявшем на себя определенные обязанности по оказанию юридической помощи (юридических услуг), и заведующим юридической консультацией.

Юридической консультацией руководит и ее работу организует назначаемый президиумом коллегии адвокатов заведующий, важнейшая и достаточно деликатная обязанность которого заключается в распределении работы по справедливости с учетом способностей, возможностей, квалификации, опыта и интересов каждого адвоката.

Если клиент, обращаясь в юридическую консультацию, ставит вопрос о том, чтобы по уголовному делу его защищал или в его гражданском деле присутствовал адвокат, заведующий не может воспрепятствовать заключению соглашения. Иное противоречило бы не только нормам профессиональной этики, но и праву гражданина свободно выбирать себе защитника или представителя в судебном процессе.

Именно заведующий должен решить в каждом конкретном случае, кто из адвокатов юридической консультации должен оказать гражданину юридическую помощь бесплатно. По закону на бесплатные юридические услуги имеют право: истцы в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов и трудовым спорам; о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья, смертью кормильца, связанным с работой, а также по спорам о назначении пособий и пенсий и по жалобам на неправильности в списке избирателей. Правом на бесплатную юридическую консультацию адвоката пользуются депутаты всех уровней по вопросам, связанным с осуществлением ими депутатских полномочий и         обязанностей.

В целом ряде случаев бесплатно осуществляется и защита по уголовным делам. В самом общем виде эти случаи характеризуются двумя признаками:

1) участие защитника в данном деле является обязательным по закону (например, когда обвиняемый является несовершеннолетним, слепым, глухим или не владеет языком, на котором ведется судопроизводство) или же обвиняемый настаивает на участии защитника;

2) обвиняемый не в состоянии оплатить юридическую помощь адвоката из-за отсутствия средств[4].



Заключение


Заметное оживление жизнедеятельности российской адвокатуры, начавшееся сразу же ослаблением, а затем и крушением тоталитарного советского режима, отнюдь не означает, что развитие института адвокатуры беспроблемно. Затянувшийся процесс обновления законодательства об адвокатуре сковывает это развитие и с неизбежностью порождает болезни в этой части нашего общественного организма, о чем за несколько недель до своей кончины писал видный российский ученый-юрист В.М. Савицкий[5].

Накопившиеся проблемы российской адвокатуры должны получить свое разрешение путем коренного обновления законодательства о ней. По Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72) кадры адвокатуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это значит, что в основе всей системы законодательства об адвокатуре должен находиться федеральный закон, в развитии которого субъекты РФ могут издавать собственные нормативные акты, которые не могут, однако, ни в чем противоречить федеральному закону.

В 90-х гг. был подготовлен ряд законопроектов о российской адвокатуре. В содержании этих законопроектов и в многочисленных выступлений юристов на страницах нашей печати отчетливо прослеживается борьба между двумя подходами к организации адвокатуры: один из них предполагает достаточно жесткий контроль за деятельностью адвокатуры, прежде всего за приемом новых членов в коллегию адвокатов, а другой полностью освобождает эту профессиональную организацию от какой бы то ни было зависимости от государства. Компромисс пока не найден.

Список литературы


1.     Адвокат в уголовном процессе / Под ред. Б,В. Больманда. М.: Новый юрист, 1997.

2.     Барщевский М.Ю. Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура. М.: Издательство «ПРИОР», 2002.

3.     Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. М.: Юристъ, 2001.

4.     Птицын В.В. Древние адвокаты и наши присяжные цицероны. СПб.: Соколов, 1994.

5.     Савицкий В.М. И адвокат сегодня просит защиты // Российская газета. 1999. 24 апреля.




[1] Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 321.

[2] См.: Адвокат в уголовном процессе / Под ред. Б,В. Больманда. М.: Новый юрист, 1997. С. 13.

[3] См.: Птицын В.В. Древние адвокаты и наши присяжные цицероны. СПб.: Соколов, 1994. С. 87.

[4] Барщевский М.Ю. Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура. М.: Издательство «ПРИОР», 2002. С. 80.

[5] См.: Савицкий В.М. И адвокат сегодня просит защиты // Российская газета. 1999. 24 апреля.