Содержание






Введение. 3

1. Сущность фондового рынка. 4

2. Анализ современного состояния российского фондового рынка. 8

3. Перспективы развития российского фондового рынка. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 18



Введение

В современной рыночной экономике рынок ценных бумаг (РЦБ) занимает особое и весьма важное место. В настоящий момент фондовый рынок остается самым динамично развивающимся сектором российской экономики.

Современный этап развития фондового рынка начался уже после развала СССР и связан с проводимыми экономическими реформами. Фондовый рынок является непременным элементом любой рыночной системы. России пришлось создавать свой фондовый рынок фактически «с нуля». Поэтому на сегодняшний день самым важным, пожалуй, является тот факт, что в России действует рынок ценных бумаг с развитой инфраструктурой, технологически оборудованной на современном уровне и почти ни в чем не уступающей в этом смысле зарубежным аналогам.

Не менее важным является то, что России за прошедшие 10 лет успела накопить довольно-таки богатый опыт работы на фондовом рынке и стало возможным проводить некоторые исторические параллели, делать выводы и строить прогнозы, что делать дальше.

Несовершенство российского законодательства, отсутствие культуры корпоративного управления, недостатки системы раскрытия информации, требующая доработки техническая база являются основными особенностями фондового рынка России.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение современного состояния и перспектив развития российского фондового рынка.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть сущность и основные понятия фондового рынка;

-       Проанализировать современное состояние фондового рынка;

-       Описать перспективы развития фондового рынка в России.



1. Сущность фондового рынка

Фондовый рынок - это  институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.

Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают. Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

Рынок ценных бумаг соотносится с такими видами рынков, как рынок капиталов, денежный рынок, финансовый рынок; традиционно на этих рынках представлено движение денежных ресурсов.[1]

В принятой в отечественной и международной практике терминологии:

ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК = ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК + РЫНОК КАПИТАЛОВ

На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных (до 1 года) накоплений, на рынке капиталов - средне- и долгосрочных накоплений (свыше 1 года).

Фондовый рынок является сегментом как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д. (см. схему ниже).



 







Цель функционирования рынка ценных бумаг – как и всех финансовых рынков – состоит в том, чтобы обеспечивать наличие механизма для привлечения инвестиций в экономику путем установления необходимых контактов между теми, кто нуждается в средствах, и теми, кто хотел бы инвестировать избыточный доход.

В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным способом перераспределения денежных накоплений. Таким образом, фондовый рынок создает условия для свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования (см. схему).[2]


 






Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

-       субъекты рынка;

-       собственно рынок (биржевой, внебиржевой фондовые рынки);

-       органы государственного регулирования и надзора (Комиссия по ценным бумагам, Центральный банк, Минфин и т.д.);

-       саморегулирующиеся организации (объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые выполняют определенные регулирующие функции);

-       инфраструктура рынка:

а) правовая

б) информационная (финансовая пресса, системы фондовых показателей и т.д.)

в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть (для государственных и частных бумаг часто существуют раздельные депозитарно-клиринговые системы)

д) регистрационная сеть.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты (заемщики) - государство в лице уполномоченных им органов; юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане  или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).

Рынок ценных бумаг создает возможности для объединения заемщиков и инвесторов. В результате формируется система, через которую заемщики могут заимствовать средства из большого разнообразия источников, а инвесторы получают большой круг продуктов, в которые они могут вкладывать средства. Одна из основных выгод этой системы состоит в том, что заемщики могут заимствовать значительно большие суммы, чем раньше, и кредитование может осуществляться за счет объединения ресурсов различных инвесторов.

При существовании рынка ценных бумаг вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно также предприятие может обратиться к вкладчику непосредственно как к источнику финансирования. Эти взаимоотношения называются первичным рынком. Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение. Вкладчик – теперь инвестор - желает иметь возможность быстро реализовать свои инвестиции. В этой связи рынок ценных бумаг, используя посредников и формируя финансовые учреждения, создает вторичный рынок, который способствует решению таких задач. Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки.

Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:

1. Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.

2. Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.

3. Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.

Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям:

-       по территориальному принципу (международные, национальные и региональные  рынки);

-       по видам ценных бумаг (рынок акций, облигаций и т.п.);

-       по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т.д.);

-       по эмитентам (рынок корпоративных ценных бумаг, рынок государственных ценных бумаг и т.п.);

-       по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг);

-       по отраслевому и другим критериям.


2. Анализ современного состояния российского фондового рынка

В 2004 году российский фондовый рынок показал достаточно приличные результаты, особенно, если принять во внимание негативные внешние факторы, такие как спад в экономике США, Японии и ЕС; финансовые кризисы в Турции и Аргентине; падение цен на рынке природных ресурсов. Продолжающийся рост российской экономики, своевременное выполнение платежей по  внешнему долгу и связанное с этим повышение рейтингов РФ, улучшение отношений с США и международными финансовыми организациями, дальнейшие шаги по реформированию российского законодательства в соответствии с требованиями рыночной экономики несомненно привлекали инвесторов на российский рынок. Однако нельзя не отметить и ряд негативных факторов. Передел властных полномочий, корпоративные скандалы оказали заметное влияние на котировки акций некоторых эмитентов, и инвестиционный климат в целом.[3]

В 2004 году российский рынок был одним из самых доходных в мире. Так, по итогам первого квартала индекс РТС занял третье место в списке самых быстрорастущих фондовых индикаторов мира, опубликованном инвестиционным банком “Merrill Lynch”, пропустив вперед лишь индексы Shanghai B (Китай) и Taiwan Weighted Index (Тайвань). Во втором квартале российский рынок поднялся на второе место, уступив на этот раз турецкому. По итогам года российский фондовый индикатор “потяжелел” почти вдвое (на 81.49%), для сравнения в таблице 1 приведена динамика фондовых индексов развитых и развивающихся стран.

За год индекс РТС изменился на 129.03 пункта при объёме торгов около $4.5 млрд. Отметим некоторое снижение оборота по сравнению с прошлым годом (около $5.5 млрд.), которое было обусловлено воздействием внешних факторов, в частности, событиями 11 сентября и неблагоприятной коньюнктурой сырьевых рынков. При описании динамики индекса РТС за год можно выделить несколько периодов. В январе прошлого года фондовый индекс вырос на 21.1%, объем торгов – на  40.4%. Далее последовал трехмесячный боковой тренд в коридоре 160-180 пунктов при умеренных объёмах торгов. Рост наметился в конце апреля – начале мая и продлился до второй половины июня. 22 июня индекс достиг 227.62 пункта. В этот же день был зафиксирован рекордный объём торгов – более $50 млн. Период бурного роста завершился стагнацией. Падение индекса по итогам июля составило 6%, а в августе объем торгов упал почти вдвое. Начавшийся затем рост сменился глубоким падением после терактов в США. За один день 12 сентября индекс упал на 5.4%, минимальное значение 174.2 пункта (-15.5% по сравнению с 11 сентября) наблюдалось 3 октября. К концу года индекс РТС вышел на докризисный уровень: 29 декабря фондовый индикатор достиг значения 260.05 пункта – максимального с 14 мая 1998 года.

01.04     02.04     03.04     04.04     05.04     06.04     07.04     08.04     09.04     10.04     11.04     12.04

 

Рис. 1. Объем торгов на российских фондовых биржах в 2004 году

По итогам года почти все российские голубые фишки показали положительную динамику. Наиболее доходными оказались акции “Сбербанка” (+206.93%), “Юкоса” (+192.13%) и “Сибнефти” (+173.6%). Меньшее изменение курсовой стоимости продемонстрировали РАО «ЕЭС» (+93.15%), “Мосэнерго” (+70.83%), “Сургутнефтегаз” (+51.5%), “Татнефть” (45.1%) и “ЛУКОЙЛ” (+31.93%). Замыкают список акции Ростелекома (+4.55%) и ГМК “Норильский Никель” (+2.27% с 09 июля 2001). Заметим, что в 2004 году наиболее доходными инструментами были акции предприятий “второго эшелона”. Абсолютными лидерами по прибыльности явились акции Волжского Автомобильного Завода, которые подорожали в 10 раз (на 1086% обыкновенные и на 966.67% – привилегированные), более, чем в три раза подорожали акции Тулэнерго (+330.23%) и привилегированные бумаги Ленэнерго (+325%).


 

Рис. 2. Динамика котировок российских голубых фишек с 29 декабря 2003 года по 29 декабря 2004 года

В общем обороте РТС доля обыкновенных акций РАО «ЕЭС» составила 32.86% (40,0% в 2000 г.), “Лукойла” – 16.65% (17.4%), “Юкоса” – 13.2% (1.2%), “Сургутнефтегаза” – 9.02% (8.9%) и РАО “Норильский Никель” – 5.18% (4.6%). Таким образом, в 2004 г. суммарная доля пяти наиболее ликвидных акций в общем обороте РТС составила 76.91% (77,2% – в 2003 г.).

Максимальное количество сделок – более 20 000 зафиксировано с акциями РАО «ЕЭС». На втором месте – более 17.5 тыс. сделок зафиксировано с акциями РАО “Газпром”, совершаемых через терминалы РТС на ФБ “Санкт-Петербург”.

Согласно данным национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) по состоянию на конец декабря пятерка крупнейших российских компаний по капитализации выглядит следующим образом: ОАО “Сургутнефтегаз” ($12 585.5 млн.); ОАО “Газпром” ($12 349.67 млн.); ОАО НК “ЮКОС” ($11 585.67 млн.); ОАО “ЛУКОЙЛ” ($10 319.9 млн.) и РАО «ЕЭС» ($6 664.89 млн.)

Рассмотрим состояние государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – облигации, предназначенные для привлечения на нужды государства временно свободных средств инвесторов. Создание рынка государственных ценных бумаг решает следующие задачи:

-       финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);

-       определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка по облигациям определяется рынком);

-       установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;

-       предоставление участникам рынка высоконадёжных, высоколиквидных инструментов для размещения свободных финансовых ресурсов;

-       предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";

-       организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;

-       внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.[4]

Наиболее значительным сегментом рынка государственных долговых обязательств являлся рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ).

 ГКО – это беспроцентные краткосрочные государственные облигации, которые выпускались в безбумажной форме с дисконтом, то есть доход по ним определяется как разница между ценой покупки и ценой продажи (номиналом при погашении).

Объем первого выпуска облигаций ГКО, осуществленного в 1993 г., составлял 1 миллиард рублей. Номинальная стоимость одной облигации первоначально составляла 100 тысяч рублей. Высокая ликвидность, надежность и доходность этих бумаг обеспечили им быстро растущую популярность среди российских и иностранных инвесторов.

Качественный скачок в развитии рынка государственных ценных бумаг связан с выпуском облигаций федерального займа (ОФЗ). ОФЗ – среднесрочные государственные облигации, которые выпускались в безбумажной форме с изменяемым процентным купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения – более 1 года. Их доля в суммарном обороте государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа к середине февраля 2003 года составила 17,8 %. В марте 2004 года официальная доходность по ГКО и ОФЗ в среднем составила 30% годовых.

Другими государственными ценными бумагами выступали облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 года с целью привлечения денежных средств широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом (100 и 500 тысяч рублей), что позволяет вкладывать в них средства инвесторам различного достатка, на срок один или два года и имели четыре купона, выплата процентного дохода по которым осуществлялась в конце соответствующего купонного периода. Характерной чертой рынка облигаций государственного сберегательного займа являлось постоянное превышение спроса над предложением.

Это объяснялось тем, что сохраняя все основные свойства государственных ценных бумаг (надежность, ликвидность, высокая доходность), облигации государственного сберегательного займа стали важным инструментом аккумуляции сбережений населения, которому прежде доступ на рынки государственных ценных бумаг был практически закрыт.


3. Перспективы развития российского фондового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг поощрило ориентацию основных его профессиональных участников на крупных клиентов – в основном на западные фонды и банки. Это совпадало с экономической целесообразностью – работать с несколькими крупными клиентами намного  выгоднее и дешевле, чем с множеством мелких. В результате возникшие на волне приватизации формы работы, ориентированные на мелких держателей ценных бумаг, такие как фондовые магазины, не получили развития. Торговлю же  в банках облигациями сберегательного займа нельзя признать успешной, в первую очередь потому, что котировки сильно отличались от биржевых и вместе с эмиссией банков делали эти бумаги не слишком привлекательными.

Между тем, по разным оценкам, сбережения населения, хранящиеся дома (как правило, в долларах), составляют 40-60 млрд. долл. Понятно, что все их привлечь в реальный сектор невозможно, но 30-40% из этих средств, которые вполне могут быть мобилизованы, составляют от 15 до 25 млрд. долл. Они могли бы снять проблему дефицита оборотных средств и инвестиций в промышленности и в сельском хозяйстве.

Задача превращения этих средств в инвестиции стоит давно и понятна многим, но пути ее решения остаются далеко не очевидными. Так, леворадикальной частью Думы был проведен закон № 116 ФЗ от 20.06.1998 г. «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление физическими лицами доходам», который по существу, прямо запрещает хранить дома денежные средства свыше некой минимальной суммы, а, значит, невольно (или сознательно) превращает если не всю, то большую часть населения в невольных преступников.[5]

Другой путь является более сложным и трудоемким, но более перспективным и единственно приемлемым. Это восстановление доверия к финансовым институтам и в первую очередь, к государству.

На сегодняшний день, существующее регулирование деятельности, связанной с инвестированием подталкивает к концентрации сбережений  через банки и инвестиционные фонды, но доверие к этим финансовым посредникам по сути утрачено, поэтому более реальным было бы узаконить прямые инвестиции, которые тем или иным путем осуществляются, но уже за рамками законодательства. Примером таких инвестиций может служить кредитование своих знакомых, занимающихся мелким бизнесом.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное, без посредников, финансирование предприятий инвестором. К примеру, в США до половины всех граждан являются акционерами тех или иных компаний, т.е. напрямую финансируют реальный сектор.

Опыт привлечения таких инвестиций существует в Москве, где работает фондовый центр для населения и имеется программа расширения сети фондовых магазинов. К сожалению, этот опыт пока не получи должного распространения.

Для того чтобы подобные структуры могли привлечь средства населения, необходимо создать соответствующие условия. Часть их них находится под непосредственным контролем властей – это регулирование участников рынка, законодательная и нормативная база. Другая часть – восстановление доверия – может быть создана только как результат совместных, последовательных и достаточно долгосрочных усилий. Наконец, третья – техническая база – вполне может быть отдана на усмотрение профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Основными препятствиями на реализации этого пути стоят уже названый выше закон о госконтроле за расходами и налоговое законодательство. Последнее просто-напросто ставит запреты на получение доходов по ценным бумагам, вводя трехкратное налогообложение (первый налог уплачивает эмитент, который начисляет  дивиденды из чистой прибыли, второй раз он собирается при начислении дивиденда, а третий – после заполнения налоговой декларации физическим лицом). И это при условии прямого владения акциями![6]

Вторым наиболее перспективным направлением является развитие систем электронной (в том числе через Интернет) торговли, которое становится все более популярным в развитых странах. Здесь важную роль играет юридическая поддержка таких инструментов, как электронный документ, электронная подпись, электронная система торговли и заключенная через нее сделка. Определенная нормотворческая работа в этом направлении уже ведется. Удешевление и повышение надежности этих систем способны радикально изменить ситуацию на рынке мелких сделок и привлечь много новых мелких инвесторов.

Другим следствием явится демократизация размещения, которая позволит ослабить позиции монополистов -  инвестиционных банков и снизить стоимость их услуг.

Еще один резерв использования рынка – развитие неэмиссионных ценных бумаг. Сегодня они представлены в основном векселями, которые зачастую используются в сомнительных финансовых схемах. В то же время потенциал этой группы ценных бумаг явно недооценен. Привлекательность их заключается в том, что они способны придать ликвидность нестандартным  формам кредитных контрактов. Сегодня ввиду особенностей отечественного бизнеса формы отношений, выработанные в мировой, в первую очередь западной, практике, оказываются плохо приспособленными к отечественным реалиям. Неэмиссионные ценные бумаги, не ориентированные на массовые эмиссии, позволят привлечь средства для финансирования относительно небольших предприятий, стабилизировать товарные и финансовые потоки в экономике, разрешить проблемы государственных закупок и т.д.

В России ведущая роль в регулировании рынка ценных бумаг принадлежит федеральному органу – Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая в свою очередь делегировала значительную часть своих полномочий Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР).

В свете всего сказанного, наиболее срочным стратегическим вопросом, стоящим перед органами регулирования, является создание и развитие государственной программы по «созданию» отечественных инвесторов.

Достаточно много этими организациями было сделано для защиты прав инвесторов (стоит вспомнить появление системы раскрытия информации об эмитентах СКРИН «Эмитент», Программы по защите прав и законных интересов инвесторов), при этом не уделялось никакого внимания финансовой грамотности потенциальных инвесторов.

Выходом из этой ситуации могла бы стать совместная государственная  - ФКЦБ России – на деньги международных институтов, выделяемых на развитие фондового рынка, и негосударственная – НАУФОР, ПАРТАД -  на взносы участников, программа по созданию и образованию отечественного инвестора – базового участника любого фондового рынка.

Заключение

В результате проделанной работы было рассмотрено современное состояние и перспективы развития российского фондового рынка.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Раскрыты особенности и основные понятия фондового рынка;

-       Проанализировано современное состояние фондового рынка;

-       Описаны перспективы развития фондового рынка в России.

Рынок ценных бумаг является важнейшим сегментом финансового рынка, основная роль которого состоит в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, привлечения национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формировании необходимых условий для стимулирования накоплений и трансформации сбережений в инвестиции. Фондовый рынок осуществляет возложенные на него функции, создавая условия для выпуска и обращения ценных бумаг различными компаниями-эмитентами, а также государственными органами.

Для эффективного выполнения задач, стоящих перед рынком ценных бумаг, необходимо создание соответствующей инфраструктуры в виде совокупности технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения сделок, материализованной в разных технических средствах, институтах (организациях), нормах и правилах.

В виду того, что рынок ценных бумаг является важнейшим источником финансирования реконструкции и развития экономики, на сегодняшний день он рассматривается как область интенсивного регулирования, т.е. расширяется сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через  определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003). -  Справочная система Гарант.

2.     Федеральный закон  «О рынке ценных бумаг»  от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ  (ред. от 29.06.2004). - Справочная система Гарант.

3.     Биржевая деятельность: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. А.Т. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4.     Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки.: Учебное пособие для экономических ВУЗов. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003.

5.     Каратуев  А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности.: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 2003.

6.     Костикова Е., Черкашина М. Фондовый рынок России.// Экономика и жизнь, 2001, №3. – с. 14 – 17.

7.     Котов О. Перспективы российского фондового рынка // Рынок ценных бумаг,  1998, № 9. – с. 21 – 29.




[1] Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки.: Учебное пособие для экономических ВУЗов. – М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003. – с. 59.

[2] Каратуев  А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности.: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 2003. – с. 218.

[3] Костикова Е., Черкашина М. Фондовый рынок России.// Экономика и жизнь, 2001, №3. – с. 15.

[4] Биржевая деятельность: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. А.Т. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 219.

[5] Биржевая деятельность: Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. А.Т. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 264.

[6] Котов О. Перспективы российского фондового рынка // Рынок ценных бумаг,  1998, № 9. – с. 23.