Содержание

Введение. 3

1. Необходимость аудита в условиях рыночной экономики. 4

2. Аудит как вид предпринимательской деятельности. 5

3. Цели и принципы аудита. 9

4. Лицензирование аудиторской деятельности. 12

5. Стандарты аудита. 14

Заключение. 17

Список литературы.. 18

Введение


Аудиторская деятельность – явление достаточно новое для России, которое является необходимым элементом рыночной экономики. Эта деятельность охватывает собственно аудит, то есть заключение независимого профессионального бухгалтера – аудитора о достоверности публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предоставление услуг, сопутствующих аудиту.

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица бывают обычно лишены.

По сути аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации. При этом аудиторы совершают определенные действия, регламентированные Правилами (стандартом) аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Целью настоящей работы является изучение аудиторской деятельности как вида предпринимательской деятельности. В ходе выполнения работы  будет рассмотрена сущность аудита, его основные принципы.

1. Необходимость аудита в условиях рыночной экономики


Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (админи­страция, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятель­ность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры пред­приятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со сто­роны администрации существенно повышали риск финансовых вло­жений.

Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманыва­ют, что отчетность, представленная администрацией, полностью от­ражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъ­являемыми к аудитору, были его безупречная честность и независи­мость.

Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является со­трудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов.

Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.

Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности осуществляется при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества в первую очередь в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Российские аудиторы востребованы не только в частном секторе экономики, но и в государственном - проводятся аудиторские проверки государственных унитарных предприятий и акционерных обществ. Развиваются процессы саморегулирования в рамках решений Правительства Российской Федерации по административной реформе. Все это способствует российскому аудиту оказывать в определенной степени позитивное влияние на развитие отечественной экономики, делать более прозрачной финансовую отчетность и улучшить инвестиционный климат в стране.

Аудит стал составляющей частью развития экономики страны. С осознанием обществом неотъемлемой роли аудита не только в финансовом учете, но и в рыночной экономике возросло доверие к профессии аудитора, что положительно влияет на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации. Без качественного, заслуживающего доверия подтверждения отчетности независимым специалистом невозможна ни нормальная жизнь акционерного общества, ни привлечение инвестиций.

2. Аудит как вид предпринимательской деятельности

Аудит - элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения).

Развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы, кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта, часто сложные и рискованные, соответствуют требованиям законов и правильно отражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, требуется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заинтересованные лица обычно бывают лишены.

Таким образом, с одной стороны необходимость уверенности заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтерская отчетность используется для принятия ответственных решений);

с другой стороны:

-         отсутствие у заинтересованных пользователей специальных знаний и опыта;

-         отсутствие свободного доступа к документации организации;

-         возможность необъективной информации со стороны руководства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях;

-         подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вследствие действия неизбежных факторов (субъективность составителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.)       привели к возникновению института независимых высококвалифицированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достоверности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные пользователи могли бы доверять.

По сути. аудитор - это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) - высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации.

Несмотря  на  то,  что  мнение  аудитора  может способствовать росту     доверия    к    финансовой    (бухгалтерской) отчетности, пользователь  не  должен  принимать  данное мнение ни как выражение уверенности   в   непрерывности  деятельности  аудируемого  лица  в будущем,   ни   как   подтверждение   эффективности   ведения   дел руководством данного лица. Аудитор  не  дает  оценку  соблюдения  интересов собственников (акционеров,   участников)   и   эффективности  отдельных  операций  аудируемого лица[1].

     Различные источники по-разному определяют аудит. Но, разнясь в деталях, определения аудита совпадают в главном: аудит - это предпринимательская деятельность, заключающаяся, прежде всего в проверке бухгалтерской отчетности экономического субъекта, осуществляемая независимой аудиторской организацией (независимым аудитором). Результатом аудита при этом является выражение мнения аудиторской организации (аудитора) о степени достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Целью  аудита  является  выражение  мнения  о   достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудируемых лиц и  соответствии порядка  ведения  бухгалтерского  учета  законодательству  Российской Федерации.    При этом под достоверностью   понимается   степень   точности   данных  финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю   этой отчетности  на  основании  ее  данных  делать  правильные  выводы   о результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом и имущественном положении аудируемых  лиц и  принимать базирующиеся  на этих  выводах обоснованные решения[2].

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с достаточной степенью уверенности сделать выводы относительно:

-         соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ;

-         соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Но аудит - это не только проверка бухгалтерской отчетности, это еще и комплекс так называемых сопутствующих услуг. К ним относятся:[3]

-         постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета у клиента (так называемые «эккаутинговые» услуги);

-         составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

-         проверка учетных, налоговых и иных аспектов деятельности предприятия, интересующих клиента; проведение экспертиз;

-         анализ финансово-хозяйственной деятельности;

-         оценка инвестиционных проектов, бизнес-планов, активов и       пассивов экономических субъектов;

-         разработка для клиентов документации экономического характера (учетной политики, рекомендаций по вопросам учета и налогообложения, инструкций, положений и пр.);

-         научные исследования и разработки по проблемам экономиче-ского характера;

-         подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров по       экономическим специальностям;

-         проведение конференций, семинаров, "круглых столов" и пр.;

-         компьютеризация бухгалтерского учета;

-         подбор и тестирование кадров по экономическим специальностям       для клиентов;

-         представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;

-         консультации по вопросам учета, налогообложения, хозяйственного права, другим экономическим вопросам;

-         информационное обслуживание и прочие подобные услуги.

Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость -  необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров – ревизоров.[4]

Результатом аудита являются:

§  выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса;

§  достоверности бухгалтерского учета;

§  законности и целесообразности хозяйственных операций.

 Проведение аудита, так же, как и оказание аудиторских услуг проводится на основании заключенного договора, в котором оговариваются условия проведения аудита или перечень аудиторских услуг и оплата, а также сроки оказания аудиторских услуг. В данном случае исполнителем является аудиторская фирма или независимый аудитор, осуществляющая деятельность, направленную на получение прибыли, а заказчиком – хозяйствующий субъект. В связи с этим из договоров возникают гражданские права и обязанности.[5]

Таким образом, аудиторская деятельность подпадает под ст. 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которой предпринимательской является  самостоятельная,  осуществляемая  на   свой   риск   деятельность,  направленная на систематическое получение прибыли  от  пользования имуществом,  продажи товаров,  выполнения работ или оказания услуг лицами,  зарегистрированными  в  этом  качестве  в   установленном законом порядке.

3. Цели и принципы аудита

Целью  аудита  является  выражение  мнения  о   достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности  аудируемых лиц и  соответствии порядка  ведения  бухгалтерского  учета  законодательству  Российской Федерации.    При этом под достоверностью   понимается   степень   точности   данных  финансовой (бухгалтерской)  отчетности,  которая  позволяет  пользователю   этой отчетности  на  основании  ее  данных  делать  правильные  выводы   о результатах  хозяйственной  деятельности,  финансовом и имущественном положении аудируемых  лиц и  принимать базирующиеся  на этих  выводах обоснованные решения[6].                                               

Необходимо отметить - аудит  не  подменяет  государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с  законодательством  Российской  Федерации  уполномоченными органами государственной власти.

Результатом аудита являются:

§  выводы о состоянии финансовой отчетности – реальности статей баланса;

§  достоверности бухгалтерского учета;

§  законности и целесообразности хозяйственных операций.

Несмотря  на  то,  что  мнение  аудитора  может способствовать росту     доверия    к    финансовой    (бухгалтерской) отчетности, пользователь  не  должен  принимать  данное мнение ни как выражение уверенности   в   непрерывности  деятельности  аудируемого  лица  в будущем,   ни   как   подтверждение   эффективности   ведения   дел руководством данного лица.                                        Аудитор  не  дает  оценку  соблюдения  интересов собственников (акционеров,   участников)   и   эффективности  отдельных  операций  аудируемого лица[7].

Таким образом, сущность аудита можно сформулировать следующим образом: аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

В соответствии с действующим законодательством об аудиторской деятельности аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера следующие профессиональные этические принципы:

§  независимость;                                                

§  честность;                                                   

§  объективность;                                               

§  профессиональная компетентность и добросовестность;          

§  конфиденциальность;                                           

§  профессиональное поведение.

Независимость – это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость – ключ к доверию общества.

Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали.

Объективность -  это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность – обязательность владения необходимым объемом  знаний и навыков, позволяющим аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги.

Добросовестность – обязательность оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность – обязанность аудиторов обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. Принцип конфиденциальности должен соблюдать неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом  субъекте не может нанести ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и не имеет ограничений во времени.

Профессиональное поведение – соблюдение приоритетов общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора.

4. Лицензирование аудиторской деятельности

Лицензирование   аудиторской   деятельности  осуществляется Министерством  финансов  Российской  Федерации.

Лицензия  на  осуществление аудиторской деятельности выдается  на  срок  пять  лет,  который  по заявлению  лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.                                                   

 Лицензионными  требованиями  и  условиями при осуществлении  аудиторской деятельности являются:                                

      а) наличие   у   аудиторов  соответствующих   профилю   аудиторской  проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;              

      б) наличие   в   штате  аудиторской  организации  не  менее  5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;           

      в) осуществление  предпринимательской  деятельности  только  в виде  проведения  аудита  и  оказания  сопутствующих аудиту услуг в  соответствии  с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в   том  числе  федеральными  правилами  (стандартами)  аудиторской деятельности,   и  органов,  регулирующих  деятельность  аудируемых организаций;                                                      

      г) соблюдение  правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами   аудиторских   проверок   и  обеспечение  возможности проведения    внешних   проверок   качества   их   деятельности   с  предоставлением  в установленном порядке всей необходимой для этого  документации   и  информации  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации;                                             

      д) обеспечение  сохранности сведений, составляющих аудиторскую  тайну;

      е) предоставление     аудируемым     лицам    информации    об  обстоятельствах,  исключающих возможность проведения их аудиторской  проверки;                                                         

      ж) участие   в   обязательном  аудите  кредитных  организаций,  банковских  групп  и  банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих  квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;                                     

      з) наличие    у   аудиторской   организации   при   проведении обязательного   аудита   кредитных  организаций  стажа  аудиторской деятельности не менее двух лет;                                   

      и) наличие    у   аудиторской   организации   при   проведении  обязательного  аудита банковских групп и банковских холдингов стажа  аудиторской  деятельности  по  проверкам  кредитных  организаций не  менее двух лет.                                                   

Для  получения  лицензии соискатель лицензии представляет в  лицензирующий орган следующие документы:                          

      а) заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии,  имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность,      наименования,    организационно-правовой    формы    и   места нахождения - для юридического лица;                               

      б) копия  свидетельства  о  постановке  соискателя лицензии на  учет  в  налоговом  органе  с  указанием  идентификационного номера  налогоплательщика;                                                 

      в) документ,  подтверждающий  уплату  лицензионного  сбора  за  рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;   

      г) копия    свидетельства    о   государственной   регистрации  гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;            

      д) копии  учредительных  документов  и  копия  свидетельства о  государственной   регистрации   соискателя   лицензии   в  качестве  юридического лица;                                                

      е) копии     всех     имеющихся    у    соискателя    лицензии  квалификационных аттестатов аудитора;                             

      ж) сведения   о   фамилии,   имени,   отчестве   руководителей  организации,  их  заместителей  и  состоящих  в  штате  организации  аттестованных  аудиторов.

            Лицензирующий  орган  принимает решение о выдаче или об отказе  в   выдаче   лицензии   в  срок,  не  превышающий  60 дней  со  дня  поступления заявления со всеми необходимыми документами.   

5. Стандарты аудита

Профессиональную деятельность аудиторов регулируют Стандарты аудита, которые широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудиту. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

§  обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

§  содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

§  помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;

§  создают общественный имидж профессии;

§  устраняют контроль со стороны государства;

§  помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

§  обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире, поэтому профессиональные организации какой-либо страны, решающие очередную проблему аудита, прежде всего изучают вариант ее решения в других организациях, разрабатывающих аудиторские стандарты.

В настоящее время выделяют три группы стандартов:[8]

§  национальные;

§  международные;

§  внутрифирменные.

Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики.

      

 

Заключение

 

Таким образом, аудит является элементом рыночной инфраструктуры и представляет собой независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Аудит – это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете,  способствуют экономическому успеху клиента.

Цель аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

 

Список литературы


1.     Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ)

2.     Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)          аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

3.     Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита"   Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ  25 декабря 1996 года протокол №6

4.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003.

5.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003



[1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.                          

[2] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1

[3]Вещунова Н., Кочинев Ю. Аудит, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – с. 5

[4]Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 49

[5] Гражданский кодекс РФ. Часть 1, гл.2, ст. 8 (в ред. от 29.07.2004)

[6] Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (в ред. от 14.12.2001 №164-ФЗ) ст. 1

[7] Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов)          аудиторской деятельности» от 23.09.2002 №696, п.2 Правил (стандарт) №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.                          

[8] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 91