Содержание

Введение. 3

1. Организационная структура предприятия, бухгалтерии. 4

2. Оценка соответствия приказа по учетной политике действующим нормативным документам. 7

3. Изучение перечня форм первичных учетных документов материально-производственных запасов. 10

4. Сбор информации по группировке и обобщению первичных данных бухгалтерского учета материально-производственных запасов. 16

5. Оценка полноты и правильности составления форм годовой финансовой отчетности. 20

6. Расчет основных экономических показателей и их оценка по данным годовой бухгалтерской отчетности. 23

Заключение. 28

Список литературы.. 29

Введение


Преддипломная практика проходила в бухгалтерии строительной организации ООО «Золотая пирамида» в период с 1 января 2005 г. по 21 февраля 2005 под руководством главного бухгалтера Кононович Елены Викторовны.

Цель преддипломной практики – закрепление и углубление знаний, полученных в университете, получение практических навыков самостоятельной работы, сбор информации для написания выпускной квалификационной работы по теме «Организация учета материально-производственных запасов в коммерческой организации».

Основными задачами практики являлись:

- закрепление теоретических основ по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности;

- ознакомление с организацией работы бухгалтерии коммерческой организации и способами обработки учетной информации;

- сбор материалов по программе практики и для написания выпускной квалификационной работы.

В процессе прохождения практики я ознакомилась с основными первичными документами бухгалтерского учета, учетными регистрами, изучила взаимосвязь с другими отделами бухгалтерии и других служб. При этом мною были изучены основные нормативные акты по ведению учета и их применение в учетном процессе, а также собрана информация, необходимая для исследования темы выпускной квалификационной работы.

В процессе прохождения практики мною была изучена: структура организации; структура бухгалтерского аппарата; организация бухгалтерского учета и отчетности; основные показатели, характеризующие работу организации; собран материал для написания выпускной квалификационной работы, что соответствует поставленной цели и задачам преддипломной практики.

1. Организационная структура предприятия, бухгалтерии


Общество с ограниченной ответственностью «Золотая пирамида» создано в 2002 году физическими лицами для осуществления коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли. Основной вид деятельности – строительство коттеджей в пригородной зоне г. Новосибирска.

Руководство организацией осуществляет директор Фоминых В.Г. Структура ООО «Золотая пирамида» приведена на рис. 1.


 










Рис. 1 Структура ООО «Золотая пирамида»


Численность представительства, таким образом, составляет 36 человек.

Работники организаций подразделяются на шесть категорий: руководители, специалисты, рабочие, служащие, охрана и ученики.[1]  Согласно такой квалификации удельный вес категорий работников составляет (Рис. 2):

-         руководители 4 чел.

-         специалисты 10 чел.

-         служащие 2 чел.

-         рабочие 20 чел.



Рис. 2 Структура персонала ООО «Золотая пирамида» по категориям работников


Функционально-должностные обязанности работников ООО «Золотая пирамида» регулируются должностными инструкциями.

Директор - руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Главный инженер – отвечает за организацию и качественное выполнение строительно-монтажных работ, технику безопасности.

Главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

Бухгалтер - выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Осуществляет прием и контроль первичной документации. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции хозяйственной деятельности.

Бухгалтер – кассир - осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств. Получает денежные средства в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов. Ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм с книжным остатком. Составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые. Передает в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам. Составляет кассовую отчетность.

Начальник участка – является непосредственным руководителем на строительной площадке, отвечает за организацию и качественное проведение строительно-монтажных работ, отвечает за технику безопасности на своем участке.

Мастер – является руководителем среднего звена, отвечает за качественное проведение строительно-монтажных работ.

Система управления всей фирмой строится по принципу линейной организационной структуры, которая позволяет вести эффективный контроль за работой представительства в целом.


2. Оценка соответствия приказа по учетной политике действующим нормативным документам


Прежде чем проанализировать элементы учетной политики ООО «Золотая пирамида» кратко рассмотрим теоретические аспекты о понятии «Учетная политика».

Под   учетной  политикой организации  понимается  принятая  ею  совокупность  способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей  группировки  и  итогового  обобщения  фактов   хозяйственной деятельности.[2]                                                       

Совокупность способов ведения бухгалтерского учета это:[3]

- первичное наблюдение,

- стоимостное измерение,

- текущая группировка;

- итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Порядок составления учетной политики организации уста­новлен ПБУ 1/98. Из пункта 1 ПБУ 1/98 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов — формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (предание гласности) учетной по­литики. Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица.

Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых уста­новлена законодательно.[4]

Согласно п. 9 ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.). Так как вид организационно-распорядительного документа жестко не определен, наиболее целесообразно оформление учетной политики приказом руководителя организации, в котором должны быть изложены основные элементы, а элементы, требующие подробной разработки и занимающие сравнительно большой объем, помещать в приложения к данному приказу. В число таких приложений могут входить: формы первичной учетной документации, не предусмотренные альбомами форм; структура и состав структурного подразделения, занимающегося бухгалтерским учетом и отчетностью, а также основные функции, выполняемые этим подразделением; график документооборота; рабочий план счетов и т.п.

Основными задачами учетной политики являются: максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных положений по бухгалтерскому учету. Если положениями не разработаны способы ведения учета каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии – выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых принципах.[5]

Учетной политикой ООО «Золотая пирамида» учтены следующие основные элементы бухгалтерского учета (Приложение 1):

-         амортизация объектов основных средств и нематериальных активов начисляется линейным способом;

-         предметы со сроком полезного использования более 12 месяцев, но стоимостью на дату принятия к бухгалтерскому учету не более 10 тыс. руб. списываются по мере отпуска их в эксплуатацию без оприходования в составе основных средств;

-         на ремонт основных средств создается резерв расходов на капитальный ремонт;

-         списание стоимости нематериальных активов производится без применения счета 05 «Амортизация нематериальных активов»;

-         учет материальных ценностей производится по фактическим расходам на приобретение без применения счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

-         определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, осуществляется по средней себестоимости;

-         учет затрат на производство производится позаказным методом;

-         потери от недостачи и порчи, по которым виновники не установлены или во взыскании отказано судом, включаются в состав операционных расходов;

-         расходы, собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» распределяются на управленческие расходы счета 90.8 «Управленческие расходы»;

-         расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов;

-         создается резерв сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями;

-         денежные средства на хозяйственные нужды выдаются сроком на 1 месяц;

-         выручка для целей бухгалтерского учета определяется по методу начисления, то есть по отгрузке продукции и перехода права собственности.

К учетной политике приложен рабочий    план    счетов    бухгалтерского    учета,  содержащий синтетические  и   аналитические  счета,   необходимые  для   ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности.

Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, что соответствует действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

Таким образом, учетная политика ООО «Золотая пирамида» соответствует нормативным актам и в соответствии с ними отображает существенные моменты бухгалтерского учета.


3. Изучение перечня форм первичных учетных документов материально-производственных запасов


Учет материально-производственные запасов (МПЗ) регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов ПБУ 5/01, утвержденных приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н. В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются  активы:

-   используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг)

-   предназначенные для продажи;

-   используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью МПЗ, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Пунктом 3 ПБУ 5/01 определено, что единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т. п.

Стоимость материалов может отражаться в бухгалтерском учете предприятия двумя способами:

-   по фактической себестоимости;

-   по учетным ценам.

В первом случае фактическая себестоимость материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы».

Во втором случае их себестоимость формируется с использованием дополнительных счетов - 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

После изучения нормативных документов по учету материально-производственных запасов мною был рассмотрен порядок учета МПЗ в ООО «Золотая пирамида».

Сырье и материалы поступают в ООО «Золотая пирамида» от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства.

С продукцией поставщик высылает в ООО «Золотая пирамида» расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортныe накладные, квитанции к железнодорожной накладной и др., которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки материалов.

Кроме того, экспедитору выдается доверенность, которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызываю­щее сомнение в сохранности груза, он вправе потребовать от транспортной организации проверку груза. В случае выявления недостачи  или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, служащий основанием для предъявления претензии к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает  заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материалов, указанных в счете поставщика. Оприходованные кладовщиком материалы приходными ордерами.

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими показателями материалы приходуются без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика про­ставляют штамп с основными реквизитами приходного ордера.

Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

В случае перевозки материалов автотранспортом применяют товарно-транспортную накладную.

Учет материально-производственных запасов как следует из учетной политики в ООО «Золотая пирамида» осуществляют по фактической себестоимости, которая рассчитывается бухгалтерией помесячно на основе следующих данных:

- затраты на приобретение;

- проценты за кредит;

- комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям;

- стоимость услуг товарных бирж;

- расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществ­ленные сторонними организациями.

Все затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов отражаются непосредственно на счете 10 «материалы».

Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете используются твердые, за­ранее установленные цены, называемые учетными. Учетная цена в ООО «Золотая пирамида» представляет собой среднюю покупную цену.

Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного до­кумента приходного ордера или приемного акта. Открывается журнал-ордер № 6 суммами незаконченных расчетов с постав­щиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтерия пред­приятия получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах. При расчетах с поставщиками за матери­альные ценности могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с докумен­тами поставщика, которые оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учитываются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой, и об этом сообщается поставщи­ку. В случае недостачи предприятие предъявляет поставщику претензию. Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 60 и отражаются в журнале-ордере № 6 и ведомости № 7.

Услуги поставщиков (газ, вода, сжатый воздух) учитываются в журнале-ордере № 6. По окончании месяца показатели журналов-ордеров суммируются для получения оборотов по счету 60 и пере­носа их в Главную книгу.

Учет расхода материалов осуществляется на основании требований. Для оформления однократного отпуска материалов используют­ся требования, которые выписывает подразделение, потребо­вавшее материалы. Требования (однострочные и многострочные) выписываются в двух экземплярах: первый с отметкой об отпус­ке остается в подразделении, второй с распиской получателя ос­тается на складе. В конце месяца требования передаются в бух­галтерию.

Сортовой аналитический учет, который ведется в ООО «Золотая пирамида» призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственно­му лицу. Методика ведения учета производственных запасов пре­дусматривает группировку показателей по складам и материально ответственным лицам, по источникам поступле­ния и направлениями расхода и использования материальных ре­сурсов. Основой служит исходная информация приходных и рас­ходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точ­ки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правиль­ного отражения операций.

Учет наличия и движения производственных запасов ведет кла­довщик на карточках складского учета. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выра­жении. Именно такой учет и называется сортовым.

На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает от­дельную карточку складского учета материалов с указанием наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Оформ­ленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.

Вся информация, полученная по первичным документам, отра­женная в карточках складского учета, должна учитывается в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обяза­тельным выведением остатков после каждой операции. Сопос­тавление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением догово­ров и контрактов.

Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правиль­ности их оформления, так и по точности арифметических подсче­тов. Затем документы таксируются — указанное количество ма­териалов в первичных документах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группиров­ка, цель которой — получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учета.

Первые экземпляры документов группируются по видам опера­ций, источникам поступления или направлениям расхода мате­риалов. Для этого составляются группировочные ведомости при­хода и расхода. Приходные документы используются для бух­галтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Чтобы получить необходимые данные для аналитического и син­тетического учета, ведут накопительные ведомости синтети­ческого учета, которые составляются на основании первичных документов по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.

Исходными данными для учета материалов являются:

- оборотная ведомость по движению материалов;

- ведомость поступления материалов за учетный период;

- ведомость расхода материалов.

В ООО применяются следующие унифицированные формы учета материалов:

форма № М-2 «Доверенность»;

форма № М-4 «Приходный ордер»;

форма № М-7 «Акт о приемке материалов»;

форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»;

форма № М-17 «Карточка учета материалов»;

форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений».


4. Сбор информации по группировке и обобщению первичных данных бухгалтерского учета материально-производственных запасов



В зависимости от назначения и роли в процессе производства различаются следующие группы материально-производственных запасов: материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы, запасные части, прочие материалы. Для каж­дой группы материалов открывается отдельный субсчет.

По техническим свойствам материально-производственные запасы делятся на:

- оборудование к установке учитываемое в составе материаль­но-производственных запасов в организациях. К нему отно­сится технологическое, энергетическое и производственное оборудование и комплекты его запасных частей, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся или реконструируемых объектах. Такое оборудование вводится в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрыти­ям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений.

- материалы, используемые непосредственно в процессе произ­водства и выполнении работ;

- конструкции и детали, а также другие материальные ценно­сти, необходимые для производства;

- готовые комплектующие изделия, которые требуют затрат по их обработке или сборке. Используются такие изделия для комплектования выпускаемой продукции и выполнении работ;

- специальное оборудование, инструменты, приспособления и другие приборы, приобретаемые для проведения работ;

- инвентарь, инструменты, хозяйственные принадлежности и другие средства труда.

Производственные запасы (сырье, материалы, топливо и др.), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс организации, в котором они используются однократно. Их себестоимость пол­ностью переносится на вновь созданный продукт, составляя при этом довольно высокий удельный вес.

Согласно плану счетов в ООО «Золотая пирамида» открыты следующие субсчета для учета МПЗ (Приложение 1):

10.1 «Сырье и материалы»;

10.2 «Покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции и детали»;

10.3 «Топливо»;

10.4 «Тара и тарные материалы»;

10.5 «Запасные части;

10.6 «Прочие материалы»;

10.8 «Строительные материалы;

10.9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

На  субсчете  10-1  "Сырье  и  материалы"  учитывается  наличие и движение: сырья и основных строительных материалов, входящих  в состав вырабатываемой  продукции, являющихся необходимыми  компонентами при ее изготовлении;  вспомогательных   материалов,   которые  участвуют   в производстве  продукции  или  потребляются  для  хозяйственных  нужд, технических    целей,    содействия    производственному    процессу.

На субсчете 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции  и  детали"  учитывается  наличие  и  движение   покупных полуфабрикатов,   готовых   комплектующих   изделий   (в   том  числе строительных  конструкций  и  деталей  -  у  подрядных  организаций), приобретаемых    для     комплектования     выпускаемой     продукции (строительства), которые требуют затрат  по их обработке или  сборке.

Изделия,  приобретенные  для   комплектации,  стоимость  которых   не включается  в  себестоимость  продукции,  учитываются  на  счете   41 "Товары".

На  субсчете  10-3  "Топливо"  учитывается  наличие  и   движение нефтепродуктов (нефть,  дизельное топливо,  керосин, бензин  и др.) и смазочных материалов,  предназначенных для  эксплуатации транспортных средств,  технологических  нужд  производства,  выработки  энергии  и отопления,  твердого  и газообразного топлива. При использовании талонов  на нефтепродукты учет их  ведется также на субсчете 10-3 "Топливо".                                   

На субсчете 10-4 "Тара и тарные материалы" учитывается наличие  и движение  всех  видов  тары  (кроме  используемой  как  хозяйственный инвентарь),  а  также  материалов  и  деталей,  предназначенных   для изготовления тары и  ее ремонта. 

На субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и  движение приобретенных  или  изготовленных  для  нужд  основной   деятельности запасных частей,  предназначенных для  производства ремонтов,  замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п., а также  автомобильных  шин  в  запасе  и обороте.

На  субсчете  10-6  "Прочие  материалы"  учитывается  наличие   и движение  отходов  производства  (обрубки,  обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака;  материальных ценностей,  полученных от  выбытия основных средств, которые не  могут быть использованы как  материалы, топливо  или  запасные  части   в  данной  организации   (металлолом, утильсырье);  изношенных  шин  и   утильной  резины  и  т.п.  

На субсчете 10-8 "Строительные материалы" учитываются наличие  и движение материалов, используемых  непосредственно  в  процессе  строительных  и монтажных работ,  для  изготовления  строительных  деталей,  для  возведения  и отделки  конструкций  и  частей  зданий  и  сооружений,  строительные конструкции  и   детали,  а   также  другие   материальные  ценности, необходимые для нужд строительства.    

На  субсчете  10-9  "Инвентарь  и  хозяйственные  принадлежности" учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств  труда, которые включаются в  состав средств в обороте.                                                

Оприходование материалов отражается  записью по  дебету  счета  10  "Материалы"  и  кредиту  счетов  60 "Расчеты с поставщиками  и   подрядчиками",  20   "Основное  производство",   23 "Вспомогательные производства", 71  "Расчеты с подотчетными  лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в  зависимости от  того,  откуда  поступили  те  или  иные  ценности, и от характера расходов по заготовке и  доставке материалов в организацию.  При этом материалы  принимаются  к  бухгалтерскому  учету  независимо от того, когда они  поступили -  до или  после получения  расчетных документов поставщика.                                                         

Стоимость материалов, оставшихся  на конец месяца  в пути или  не вывезенных  со  складов  поставщиков,  в  конце  месяца отражается по дебету  счета  10   "Материалы"  и  кредиту   счета  60  "Расчеты   с поставщиками  и  подрядчиками"  (без  оприходования этих ценностей на склад).                                                             

Фактический  расход  материалов  в  производстве  или  для других хозяйственных  целей  отражается  по  кредиту  счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или другими соответствующими счетами.                      

При выбытии материалов (продаже, списании, передаче  безвозмездно и др.)  их стоимость  списывается в  дебет счета  91 "Прочие доходы и расходы".                  

Согласно данным Главной книги (Приложение 2) обороты по счету 10 в ООО «Золотая пирамида» в 2004 году составили:

Начальный остаток Дебетовый 501802,98 руб.

Дебетовый оборот 5424609,55 руб..

Кредитовый оборот 5570122,59 руб.

Конечный остаток Дебетовый 356289,94 руб.


5. Оценка полноты и правильности составления форм годовой финансовой отчетности


ООО «Золотая пирамида» численностью 36 человек, по сути, является малым предприятием, т.к. согласно Федеральному закону РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002) в строительстве к субъектам малого предпринимательства относятся организации, в которых средняя численность  работников  за  отчетный  период  не превышает предельного уровня 100 человек.

Государственная статистическая  и бухгалтерская  отчетность малых предприятий представляется  в утверждаемом  Правительством Российской Федерации  порядке,  предусматривающем  упрощенные  процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.

Бухгалтерская отчетность ООО «Золотая пирамида» составляется за квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам:

-         бухгалтерский баланс (форма №1);

-         отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Количество отчетных форм соответствует Указаниям об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н, пунктом 3 которых предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.

Бухгалтерский баланс (форма №1) характеризует финансовое положение ООО «Золотая пирамида» по состоянию на отчетную дату. Активы и обязательства представляются в бухгалтерском балансе с подразделением в зависимости от срока обращения: краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.

Бухгалтерский баланс отражает на отчетную дату состав имущества организации (в активе) и источники его формирования (в пассиве). Баланс подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности ООО «Золотая пирамида» за отчетный период. При этом данные в отчете приводятся нарастающим итогом. В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы показываются с подразделением на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы, что соответствует приказу Минфина РФ от 22 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности».

В конце отчетного периода по всем счетам главной книги подсчитываются  дебетовые и кредитовые   обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», исчисляется развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской  задолженности (свертывание сальдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются  для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в точности и полноте этих показателей, периодически проверяют записи по счетам.

Проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

·        сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

·        сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

·        сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим счетам. Имеющиеся в ней три пары колонок отражают дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равны друг другу.

Таким образом, бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Золотая пирамида» соответствует действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности.


6. Расчет основных экономических показателей и их оценка по данным годовой бухгалтерской отчетности


Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования.

Основные показатели работы организации включают в себя оценку динамики показателей прибыли и рентабельности. Расчет показателей осуществляется на основе данных бухгалтерского баланса (Приложение 2) и Отчета о прибылях и убытках (Приложение 3). Расчет целесообразно проводить в электронных таблицах с целью облегчения расчетов (Табл. 1)

Анализ динамики показателей прибыли ООО «Золотая пирамида»


Наименование показателя

Код

Абсолютные величины

Уд. веса,%

Изменения

Темп

 

строки

тыс. руб.

2003

2004

в абсол.

в уд.

прироста

 

 

2003 год

2004 год

год

год

величина

весах, %

гр.7/гр.4

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

гр.6-гр.5

*100

 

 

 

 

 

 

гр.4-гр.3

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

010

3 520 324

3 603 093

100,0

100,0

82 769

0,0

2,3

Себестоимость проданных товаров, продукции,

020

2 945 000

2 949 684

81,7

83,7

4 684

1,9

0,2

Валовая прибыль

029

575 324

653 409

16,0

16,3

78 085

0,4

12,0

Коммерческие расходы

030

123 140

122 302

3,4

3,5

-838

0,1

-0,7

Управленческие расходы

040

105 906

105 405

2,9

3,0

-501

0,1

-0,5

Прибыль (убыток) от продаж

050

346 278

425 702

9,6

9,8

79 424

0,2

18,7

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к получению

060

 

 

 

 

 

 

 

Проценты к уплате

070

 

 

 

 

 

 

 

Доходы от участия в других организациях

080

436 301

599 924

12,1

12,4

163 623

0,3

27,3

Прочие операционные доходы

090

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

100

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные доходы

120

 

 

 

 

 

 

 

Внереализационные расходы

130

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

782 579

1 025 626

21,7

22,2

243 047

0,5

23,7

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

150

187 819

246 150

5,2

5,3

58 331

0,1

23,7

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

594 760

779 476

16,5

16,9

184 716

0,4

23,7


Анализируя полученные расчеты в таблице 1 можно сделать следующие выводы:

-         удельный вес чистой прибыли в выручке увеличился с 16,5% до 16,9%, т.е. на 0,4 процентных пункта;

-         темп прироста прибыли (23,7%) значительно выше темпа прироста себестоимости (0,2%), но в то же время удельный вес себестоимости проданных товаров увеличился на 1,9 процентных пункта. Учитывая, что темп прироста доходов от участия в других организациях составил 27,3%, можно сказать, что данный фактор оказал существенное влияние на доходы организации в целом в 2004 году.

-         структура прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет двух источников: «Выручка от продажи товаров» и «Доходы от участия в других организация».

Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает организация рассчитаем коэффициенты рентабельности (табл. 2)

Таблица 2

Динамика коэффициентов рентабельности ООО «Золотая пирамида»

за 2003-2004 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2003 год

2004 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 

 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж

стр.010-стр.020

575 324

653 409

78 085

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

594 760

779 476

184 716

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,16

0,18

0,02

продаж

продаж (стр.029/стр.010)

 

 

 

Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,17

0,22

0,05

рентабельности

(стр.190/стр.010)

 

 

 

Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,53

0,60

0,07

собственного капитала

 III баланса

 

 

 


Как видно из таблицы 2, организация очень рентабельна, при небольшом росте коэффициента рентабельности продаж в 2004 году (0,2) коэффициент общей рентабельности вырос на 0,05 пункта.

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности[6]

Анализ рентабельности и деловой активности проводится посредством расчета коэффициентов оборачиваемости и рентабельности (табл.3)

Таблица 3

Анализ рентабельности и деловой активности ООО «Золотая пирамида» за 2004 год


Наименование коэффициента

Порядок расчета

Расчетная величина


На начало года


На конец года

Рентабельность продаж

Прибыль / Выручка от продаж

575324 / 3520324 = 0,16

653409/ 3603093 = 0,18

Рентабельность капитала

Прибыль / Валюта баланса

594760 / 1190816 = 0,50

779476 / 1383803 = 0,56

Рентабельность внеоборотных активов

Прибыль / Итог раздела I баланса

594760 / 4651 = 127,9

779476/ 6870 = 113,5

Рентабельность собственного капитала

Прибыль / Итог раздела III баланса

594760 / 1124760 = 0,53

779476 / 1309476 = 0,60

Оборачиваемость собственного капитала

Выручка от реализации / Итог раздела III баланса

3520324 / 1124760 = 3,13

3603093 / 1309476 = 2,75


Рентабельность реализации продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост коэффициента с 0,16 до 0,18 может означать либо рост цен при постоянных затратах, либо снижение затрат на осуществление хозяйственной деятельности при постоянных ценах. Думается, в данном случае имеет место и то, и другое.

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Рост данного коэффициента с 0,5 до 0,56 означает о росте спроса на продукцию предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Снижение данного коэффициента с 127,9 до 113,5 показывает о снижении величины прибыли на единицу стоимости средств.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Рост данного коэффициента с 0,53 до 0,60 свидетельствует об эффективном использовании собственного капитала.

Оборачиваемость собственного капитала отражает скорость оборота собственного капитала предприятия. Снижение данного показателя с 3,13 до 2,75 отражает тенденцию к бездействию части собственных средств. В условиях рынка такое положение допускать нельзя, деньги должны работать и приносить прибыль. Поэтому, в качестве рекомендаций можно посоветовать организации инвестировать собственный капитал в доходные мероприятия.

Заключение


В процессе прохождения преддипломной практики мною была изучена работа бухгалтерии строительной организации ООО «Золотая пирамида», основным видом деятельности которой является строительство элитных коттеджей в пригороде г. Новосибирска. ООО «Золотая пирамида» является предприятием малого бизнеса, поэтому состав бухгалтерской отчетности соответствует формам, установленным законодательством РФ в данном секторе экономики. Отчетность состоит из двух отчетных форм: формы №1 «Бухгалтерский баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтерская служба организации состоит из трех человек: главного бухгалтера, бухгалтера по учету основных средств и МПЗ и бухгалтера – кассира. Бухгалтерский учет осуществляется при помощи автоматизированного комплекса «1С: бухгалтерия».

В процессе прохождения практики мною были изучены нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности и в частности – учет МПЗ, а также собран материал для написания выпускной квалификационной работы.

При изучении учета МПЗ в ООО «Золотая пирамида» мною не были замечены нарушения, по моему мнению, учет организован и осуществляется согласно действующему законодательству РФ по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Анализ основных показателей финансовой деятельности ООО «Золотая пирамида» показал, что коммерческая деятельность этой организации высоко рентабельна.

 



   

Список литературы


1       Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.06.2003 №86-ФЗ)

2       Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской  Федерации» (ред. от 21.03.2002)

3       Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»  (ред. от 24.03.2000)

4       Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

5       Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

6       Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н).

7       Приказ Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. №64н «Об утверждении типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для  субъектов малого предпринимательства».

8       Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2004.

9       Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

10  Камышанов П.И., Камышанов А.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник. – М: ОМЕГА-Л, 2004.

11  Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

12  Хорин А.Н. Балансовое обобщение данных финансовой отчетности // Бухгалтерский учет, - 2002. -  № 10 С. 6

13  Чеборюкова В.В. Бухгалтерский учет: Практическое пособие. -  М.: Проспект, 2004.

14  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2004.





















[1] Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. М.: Новое знание, 2003. – с. 204

[2]Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98  (ред. от 30.12.99)

[3]Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форус-Инфра-М, 2003. – с.148

[4]Федеральный закон РФ от 30.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

[5] Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. – С. 262.

[6] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 99