3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Виды и формы государственного контроля за валютными расчетами
Контроль за использованием иностранной валюты при проведении расчетов по экспортно-импортным операциям осуществляется государственными органами, а в ряде случаев иными субъектами в рамках системы валютного контроля. На фоне демократизации экономических процессов в стране и либерализации внешнеэкономической деятельности валютный контроль выступает необходимым условием нормального функционирования экономики на макроуровне.
Валютный контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфических форм и методов деятельность государственных органов либо иных уполномоченных субъектов по обеспечению соблюдения валютного законодательства. Помимо обеспечения законности проводимых валютных операций, можно выделить и иные задачи данного государственного контроля, а именно: установить достоверность проводимых операций (отсутствие признаков фиктивности), контроль за вывозом капитала из страны, в том числе контроль за экспортом минерального сырья и иных товаров из России (без оплаты или по заниженной цене), фиктивный импорт товаров и услуг, иные формы вывоза капитала.
Система валютного контроля факультативно обеспечивает реализацию и иных целей, например, контроль за легализацией преступных доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков, рэкета и других видов преступной деятельности, так как значительная часть доходов от преступной деятельности легализуется посредством обмена на твердую валюту и перевода за рубеж.
Цель валютного контроля обеспечение соблюдения требований валютного законодательства резидентами и нерезидентами при совершении валютных операций. Сущность валютного контроля в значительной мере находит свое отражение в его направлениях. Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” к ним отнесены проверки:
а) соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Практическая реализация вышеназванных направлений в сфере внешнеторговой деятельности осуществляется посредством специального механизма валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, включающего совокупность институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая) и комплекс форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Нормативно-правовую базу валютного контроля сегодня, главным образом, составляют Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Указы Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” и от 21 ноября 1995 г. № 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля”, другие акты.
Однако реализация механизма валютного контроля урегулирована в основном на межведомственном и ведомственном уровнях в виде инструкций, писем, указаний, телеграмм, приказов Банка России и ГТК РФ. С одной стороны, такой подход обеспечивает оперативность государственного воздействия на реализацию данных отношений. С другой стороны, низкая юридическая техника данных документов, отсутствие тщательной правовой экспертизы при их разработке, нерациональное совмещение регламентирующих и контрольных функций приводят к тому, что нет четкого определения прав и обязанностей участников данных отношений. Поэтому в ведомственных актах положения федеральных законов и указов Президента РФ трактуются ограничительно.
Валютному контролю присущи некоторые методы и формы финансового контроля. Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля.
В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля — предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля.
Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется, а именно — наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.
Объектом валютного контроля являются урегулированные законодательством Российской Федерации сделки и иные действия, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе использование в качестве средств платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а в ряде случаев и валюты Российской Федерации, перемещение через таможенную границу Российской Федерации (включая пересылку) валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.
Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности значительно уже. Это обусловлено особенностями внешнеторговой деятельности. Предметом её является предпринимательская деятельность в сфере международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, поэтому объектом валютного контроля во внешнеторговой деятельности являются:
· валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;
· внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.
Следует отметить, что правовое регулирование экспорта и импорта драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Так, экспорт/импорт необработанных природных алмазов и бриллиантов урегулирован Указом Президента РФ от 20.06.1997 г. № 740 “О порядке ввоза на территорию Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов”, Указ Президента РФ от 23.07.1997 г. № 767 “О некоторых мерах по либерализации экспорт из Российской Федерации аффинированного золота и серебра”, иными нормативными актами.
Виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности
В зависимости от форм осуществления, можно выделить следующие виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:
I. контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;
II. контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.
В первом случае валютный контроль за проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые/экспортируемые товары тесно соприкасается с таможенным контролем.
Согласно ст. 26 ТК РФ при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, они подлежат таможенному контролю. Он проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов; в других формах (ст. 180 ТК РФ). Следовательно, при экспорте/импорте товара одновременно реализуются две формы государственного контроля: таможенный контроль и валютный (за проведением расчетов в иностранной валюте).
В соответствии со ст. 199 ТК РФ таможенные органы осуществляют валютный контроль по двум направлениям. Первое — за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации следующих объектов: национальной валюты; ценных бумаг, обязательства по которым выражены в рублях; валютных ценностей. Второе направление охватывает контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (непосредственно связано с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности).
В настоящее время Банком России совместно с ГТК РФ установлена система мер по совместному проведению валютного контроля при экспорте/импорте товаров, основы которой были заложены Постановлением Совета Министров РФ от 6 марта 1993 г. № 205 “Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка”. В соответствии с п. 16 Постановления Банка России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами было рекомендовано принять соответствующие нормативные акты. Во-первых, это касалось правил проведения валютных операций, включающих, в числе прочего, положения “о разработке порядка выдачи банками подтверждения о регистрации экспортного контракта для расчетов через банк в соответствии с Указом Президента РФ № 629 и отметке банками подтверждения факта получения экспортной выручки”. Во-вторых, принятие норм об обязательных для банков правилах международных расчетов по импорту товаров, устанавливающих обязанность представлять в банк товарораспорядительный документ, подтверждающий отправку товаров в Российскую Федерацию в качестве условия платежа по импорту.
В целях реализации вышеназванных положений Банком России совместно с ГТК РФ был принят ряд нормативных документов, заложивших основы таможенно-банковской системы валютного контроля. Система таможенно-банковского контроля развивается по двум следующим направлениям:
· валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);
· валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).
Невозвращение в Российскую Федерацию валютной выручки в полном объеме наносит значительный ущерб экономике страны. Одним из путей решения этой проблемы стало формирование механизма валютного контроля экспорта, основы которого были сформированы совместной Инструкцией Банка России и ГТК РФ от 12.10.1993 г. №№ 19, 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”.
В настоящее время принят новый нормативный акт, регулирующий механизм валютного контроля экспорта, Инструкция Банка России и ГТК РФ от 13.10.1999 г. №№ 86-И, 01-23/26541 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров”.
Регламентация валютного контроля за импортными операциями также осуществляется на межведомственном и ведомственном уровнях. Основным документом в данной сфере долгое время являлась совместная Инструкция Банка России и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. №№ 30, 01-20/732 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”. Однако с 1 января 2001 года она утратила силу в связи с вступлением в силу нового документа, регламентирующего таможенно-банковский контроль за импортными операциями, а именно Инструкции Банка России и ГТК РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И, № 01-11/28644 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”.
Из анализа сложившейся ситуации можно вывести следующие обобщенные правовые характеристики валютного контроля при импорте/экспорте товаров (транспортных средств):
Правовое регулирование механизма валютного контроля осуществляется в основном на уровне межведомственных и ведомственных актов, принятых для установления законности проводимых операций, пресечения нарушений, применения норм ответственности. Данные правовые акты приняты в соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ”, иными.
Наряду с нормативными актами, регулирующими общий механизм валютного контроля, принят ряд нормативных актов, касающихся некоторых особенностей валютного контроля за экспортными поставками отдельных видов товаров;
Ряд актов носит временный характер, а в некоторых случаях их действие приостанавливается сразу после их принятия (например, Положение Банка России от 1 сентября 1999 г. № 55 “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям, проводимым резидентами Российской Федерации”);
Невысокая юридическая техника некоторых нормативных актов в данной сфере обусловила внутреннюю несогласованность отдельных их положений. Например, в совместную Инструкцию Банка России и ГТК РФ № 30 были внесены изменения, распространившие ее действие на операции по ввозу товаров из государств-участников СНГ, одновременно Приказом ГТК РФ от 7 декабря 1999 г. № 853 “Об осуществлении контроля за валютными операциями в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ” и Указанием Банка России от 29 декабря 1999 г. № 715-У.
Механизм валютного контроля за экспортом и импортом товаров
Формирование системы валютного контроля за экспортными и импортными операциями проходило разрозненно во времени и без четкого нормативного закрепления механизма его реализации. Правовому регулированию валютного экспортного и импортного контроля присущи следующие общие черты.
Во-первых, валютные расчеты осуществляются в связи с внешнеторговым контрактом, объектом которого является товар. Во-вторых, в обоих случаях контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого/импортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации с информацией уполномоченных банков о размере валютных средств, отправленных или поступивших в оплату товара, и о дате их зачисления или списания. В-третьих, основными документами, используемыми в осуществлении валютного контроля при экспорте-импорте, являются внешнеторговый контракт, паспорт сделки и грузовая таможенная декларация, иные (учетная карточка валютного контроля). В-четвертых, при экспорте/импорте товаров валютный контроль тесно соприкасается с таможенным контролем, поэтому в документах Банка России и ГТК РФ присутствует термин — система таможенно-банковского валютного контроля либо таможенно-банковский контроль. В-пятых, валютный контроль за экспортом/импортом товаров осуществляется совместно уполномоченными банками и таможенными органами, которые в данных отношениях выступают в качестве агентов валютного контроля.
Государственный контроль за соблюдением валютного законодательства имеет единую цель – обеспечить устойчивость национального платежного средства. Особенности осуществления валютного контроля за различными видами внешнеторговой деятельности предопределены различием его факультативных целей. Основной целью валютного контроля при экспорте товаров является обеспечение реэкспорта валютной выручки, а при импорте — пресечение незаконного вывоза капитала за рубеж. Этим обусловлены различия в механизме валютного контроля импорта и экспорта.
Валютный контроль за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об экспортируемом товаре (его стоимости, дате пересечения таможенной границы России), с информацией уполномоченных банков о размере поступивших в оплату валютных средств и о дате их поступления. Его цель заключается в проверке правильности зачисления экспортером своей валютной и рублевой выручки на счет в банке, подписавшем паспорт сделки по внешнеторговому контракту.
Паспорт сделки — основной документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из внешнеторгового контракта, предусматривающего экспорт товаров с таможенной территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Порядок заполнения паспорта экспортной сделки определен в Приложении № 1 Инструкции Банка России и ГТК РФ № 86-И.
По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки (в дальнейшем ПС). Этот документ позволяет аккумулировать информацию относительно внешнеторговой сделки, которая попадает в сферу изучения различных субъектов. Поэтому он подписывается банком, открывшим счет экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Для эффективной реализации государственного контроля на экспортера налагается ряд дополнительных обязанностей. Так, экспортер обязан одновременно с заполненным паспортом сделки представить в банк оригинал и копию контракта, на основании которого он был заполнен. В случае, если иностранной стороне условиями контракта предоставляется отсрочка платежа свыше 90 календарных дней либо контракт предусматривает проведение иной операции с движением капитала, экспортер должен представить в банк копию разрешения (лицензии) Банка России на проведение соответствующей операции.
Уполномоченный банк, осуществляя функции валютного контроля, также выполняет ряд дополнительных обязанностей. Он подписывает ПС и делает отметку на оригинале контракта: “Контракт принят на расчетное обслуживание (наименование банка и дата принятия на обслуживание)”. После чего первый экземпляр ПС возвращается экспортеру вместе с оригиналом контракта, а второй служит основанием для формирования банком Досье, в которое помещаются документы по операциям экспортера, проводимыми в рамках соответствующего контракта. С момента подписания ПС банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и контролирует поступление выручки по этому контракту. При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.
Уполномоченные банки и таможенные органы обмениваются определенными документами, содержащими информацию о валютных операциях, в том числе в электронном виде. Одним из таких документов, формируемых в электронной форме, является ведомость банковского контроля. Банк в течение 5 дней после подписания ПС формирует его электронную копию и на её основании ведомость банковского контроля (далее — ведомость). Это документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по внешнеторговому контракту (ПС). Он может быть распечатан и заверен ответственным лицом банка и его печатью.
Действенность таможенно-банковского контроля обеспечивается и экономическими мерами. Таможенное оформление товаров не будет осуществлено без представления основного документа валютного контроля. Поэтому экспортер представляет в таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление экспортируемых товаров, одновременно с грузовой таможенной декларации (в дальнейшем — ГТД) ксерокопию хранящегося у него оригинала ПС. Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии ПС, сведениям, заявленным в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, а также соответствие оттиска печати банка на ксерокопии ПС образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка для целей валютного контроля. При наличии расхождений между документами, а также в случае непредставления ксерокопии ПС экспортируемые товары выпуску не подлежат. При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии ПС и заверяет ее своей личной номерной печатью, что подтверждает факт экспорта товаров. С этого момента у экспортера появляется обязанность перед государством зачислить экспортную выручку на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. Ксерокопия ПС вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможни для последующего контроля.
После завершения таможенного оформления товаров экспортер снимает копию с ГТД и заверяет ее у должностного лица таможенного органа. В течение 15 календарных дней с даты принятия решения о выпуске товаров экспортер обязан представить в банк заверенную копию ГТД, которая используется Банком для формирования Ведомости валютного контроля и помещается в Досье. Банк проверяет соответствие сведений в оригинале и копии ГТД, после чего оригинал возвращается экспортеру, а ксерокопия помещается в Досье.
Досье представляет собой подборку документов для контроля за поступлением выручки от экспорта товаров как в иностранной валюте, так и в рублях, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые товары. Досье формируется уполномоченным банком (его филиалом), обслуживающим счет экспортера, на который должна поступить экспортная выручка.
По каждому ПС формируется отдельное досье, в которое включаются: оригинал ПС, копии контракта, на основании которого он оформлен, иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данным ПС, а также ведомость, распечатанная на бумажном носителе и подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка по окончании всех операций и расчетов по контракту. По истечении 90 календарных дней с последней даты ПС, но не ранее даты отправки в ГТК РФ всех имеющихся в банке учетных карточек таможенно-банковского контроля (УК) по данному ПС, досье закрывается и сдается в архив банка. Досье подлежит хранению не менее пяти лет после закрытия.
Помимо названных документов валютного контроля, оформляются ещё учетные карточки таможенно-банковского контроля. Это документ валютного контроля, составленный по установленной форме, который содержит необходимые для валютного контроля сведения о поставляемом товаре из грузовой таможенной декларации, а также сведения о поступлении выручки за данный товар. Особенность данного документа состоит в том, что УК составляется отдельно на каждый вид товара согласно представляемой экспортером декларации. Банк самостоятельно формирует УК только в случае их непоступления от ГТК РФ по истечении 45 дней с даты принятия решения о выпуске партии.
Порядок прохождения через уполномоченные банки и таможенные органы документов валютного контроля после оформления ПС при экспорте товаров показан на рис. 1.
http://www.cfin.ru/press/black/2001-1/02_02_stepanyan9.shtml
Рис. 1. Порядок прохождения через уполномоченные банки и таможенные органы документов валютного контроля после оформления ПС при экспорте товаров
1 — экспортер представляет в таможенный орган ГТД; 2 — экспортер получает от таможенного органа копию ГТД; 3 — экспортер представляет в банк полученную копию; 4 — на основании данных грузовой таможенной декларации ГТК формирует реестры учетных карточек и направляет их в уполномоченные банки; 5 — экземпляр реестра разделяется на учетные карточки и распределяется по соответствующему досье; 6 — ксерокопию учетной карточки банк направляет экспортеру; 7 — самостоятельно заполненную копию учетной карточки экспортер возвращает в банк; 8 — копию учетной карточки, заполненную экспортером, банк направляет в досье; 9 — банк заполняет второй экземпляр реестра и направляет его в ГТК РФ; 10 — после поступления полной суммы валютной выручки банк закрывает досье и направляет его в архив; 11 — после обработки в Вычислительном центре ГТК РФ оперативные и статистические сведения представляются Банку России и иным органам валютного контроля.
Анализ таможенно-банковского контроля за экспортом товара позволяет сделать вывод, что в целях реализации государственного контроля за валютными операциями в данной сфере на экспортеров как участников внешнеторговой деятельности налагается ряд дополнительных обязанностей, выполнение которых не связано непосредственно с осуществлением предпринимательства. Соблюдение данных требований валютного законодательства являются непременной предпосылкой валютной операции, без выполнения которых невозможно осуществление самой внешнеторговой сделки.
Дополнительные обязанности возложены и на уполномоченные банки, которые являются коммерческими организациями и преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В тоже время осуществление валютного контроля влечет их обременение не свойственными им публичными функциями.
Валютный контроль за импортными операциями также основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об импортируемом товаре (его стоимости, дате пересечения таможенной границы РФ) с информацией уполномоченных банков о размере валютных средств, перечисленных в оплату импортируемого товара, и о дате их отправки. Валютным законодательством закреплена обязанность импортера обеспечить ввоз в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него валютным средствам, а в случае непоставки товара обеспечить возврат указанных средств не позднее 90 дней с даты перечисления. Выполнение импортерами данной публично-правовой обязанности, наряду с другими требованиями валютного законодательства, и является объектом государственного контроля.
С 1 января 2001 года вступила в силу совместная Инструкция Банка России и ГТК РФ № 91-И “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”. Данный нормативный акт внес ряд существенных изменений в систему таможенно-банковского валютного контроля за импортными операциями. Во-первых, распространил валютный контроль на операции по импорту товаров резидентами — физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, Инструкция № 91-И распространила валютный контроль на контракты по импорту товаров, предусматривающие оплату товаров не только иностранной валютой, но и валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.
Механизм валютного контроля за импортом товаров во многом сходен с механизмом валютного контроля экспортных операций, в том числе и по документообороту (заполняется паспорт импортной сделки, учетные карточки импортируемых товаров, досье по импортной сделке). Существующие отличия обусловлены разницей в целях валютного контроля за экспортными/импортными операциями. Механизм валютного контроля за обоснованностью платежей за импортируемые товары проходит следующие этапы.
Первый — оформление паспорта импортной сделки в уполномоченном банке, обслуживающем счет импортера, с которого будет осуществляться перевод средств за импортируемые по данному контракту товары.
Второй этап – это таможенное оформление импортируемых товаров. Декларант представляет в таможенные органы одновременно с подачей ГТД ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную уполномоченным лицом банка и скрепленный печатью банка (или специальной печатью для целей валютного контроля). Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленных в ГТД, условиям контракта и информации из других имеющихся в их распоряжении документов, иное. При наличии расхождений или отсутствии паспорта импортной сделки товары выпуску не подлежат. В случае выполнения всех требований законодательства, товары выпускаются в свободное обращение, и должностным лицом таможенного органа ставится подпись и личная номерная печать на копии паспорта сделки и ксерокопии ГТД. Заверенную копию ГТД импортер обязан в течение одного месяца с даты завершения таможенного оформления представить в банк, оформивший паспорт сделки. Указанная ксерокопия ГТД подтверждает ввоз товаров на таможенную территорию России, то есть подтверждает факт выполнения импортером публичной обязанности по ввозу товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным за них средствам.
Третий этап — оплата импортируемых товаров. Оплата импортируемых товаров возможна как до таможенного оформления, так и после. Если оплата производится после завершения таможенного оформления, то банк импортера обязан убедиться в следующем:
1) в том, что таможенное оформление по импортируемым товарам завершено, что подтверждается наличием ГТД с отметкой таможни;
2) убедиться, что таможенное оформление товара произведено по паспорту импортной сделки, по которому импортер намерен осуществить платеж;
3) в том, что сумма, подлежащая переводу по платежным инструкциям импортера, соответствует сумме, заявленной в ГТД.
При отсутствии расхождений уполномоченный банк, оформивший паспорт импортной сделки, исполняет платежные инструкции Импортера. В данном случае импортер не обременен публично-правовой обязанностью ввезти товар, так как не осуществлялась их предварительная оплата.
В том случае, если таможенное оформление импортируемых товаров не завершено, а договором предусмотрена предоплата, то банк импортера проводит предварительный контроль платежных инструкций импортера в рамках проверки обоснованности покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Хотя первоначально в Инструкции Банка России и ГТК РФ № 30 была заложена концепция контроля за проведением валютных расчетов до таможенного оформления импортируемых товаров. Указанной инструкцией был установлен дифференцированный порядок контроля в следующих случаях: (1) оплата товаров, которые отгружены в адрес импортера, но таможенное оформление в отношении которых не завершено; (2) оплата импортируемых товаров до их отгрузки.
В первом случае импортер представлял в банк оригинал коммерческого счета-фактуры, содержащего адрес и наименование продавца-нерезидента и импортера, дату и номер контракта, краткое описание проданного товара, базис поставки, общую сумму, подлежащую оплате; транспортный документ. Во втором случае оплата могла быть произведена: а) либо при выдаче уполномоченным банком гарантии валютного контроля, б) либо при непревышении суммы предоплаты предельной суммы, разрешенной Банком России к переводу без гарантии валютного контроля в течение одной рабочей недели; 3) либо при наличии разрешения Банка России. Этот порядок фактически не применялся, поскольку Инструкция Банка России и ГТК РФ № 30 вступила в силу 1 января 1996 г., а уже 16 января 1996 года Письмом Банка России № 229 действие соответствующих её разделов было приостановлено.
Завершающим этапом валютного контроля импорта является контроль уполномоченного банка за своевременным представлением импортером копий ГТД, которые он обязан представить в течение пятнадцати дней с даты принятия решения о выпуске товаров. В некоторых случаях этот срок может быть продлен до тридцати дней (п. 5.3. Инструкции Банка России и ГТК РФ № 91-И). Только после представления в банк документа, подтверждающего ввоз товаров на таможенную территорию России, импортер вправе получить обратно депозит, размещенный в уполномоченном банке согласно требованиям законодательства при покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Таким образом, многие требования валютного контроля не только являются предпосылками осуществления внешнеторговой деятельности, но и обеспечивают выполнение резидентами публично-правовых обязанностей по использованию иностранной валюты.
На момент введения в действие Инструкции Банка России и ГТК РФ № 30 её действие не распространялось на операции по импорту товаров, осуществляемые в счет государственных кредитов по международным договорам с участием России, и сделки, предусматривающие проведение валютных расчетов (полностью или частично) за товары, ввозимые из государств — участников СНГ. Однако впоследствии данные льготы были отменены.
Письмо Банка России от 13 августа 1997 г. № 501 распространило валютный контроль и на операции по импорту товаров, поступающие в счет государственных кредитов. Указание Банка России от 29 декабря 1999 г. № 715-У установило с 1 января 2000 г. валютный контроль за операциями по импорту товаров из государств — участников СНГ с оплатой в иностранной валюте. Исключением из данного правила являются случаи, когда таможенное оформление произведено таможенными органами, расположенными в местах ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в соответствии с Приказом ГТК России от 22 марта 1995 г. № 174 “О порядке таможенного оформления товаров, происходящих из государств — участников СНГ и ввозимых из этих государств в Российскую Федерацию”. Данный документ устанавливает льготный порядок таможенного оформления, в результате чего у импортера на момент осуществления платежа уже имеется в наличие ГТД.
Таким же образом эти вопросы регламентированы Инструкцией № 91-И “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров”. В настоящее время уполномоченные банки могут осуществлять перевод иностранной валюты в оплату импортируемых товаров без оформления паспорта сделки, только если на момент выполнения платежного поручения импортером будет представлена ГТД, оформленная в соответствии с Приказом ГТК РФ № 174 (п. 4.9. Инструкции № 91-И).
Данное положение не применяется к внешнеторговым сделкам, по которым товар происходит и импортируется с территории Белоруссии. Российской Федерацией 6 января 1995 г. было заключено Соглашение о таможенном союзе с Республикой Беларусь. В соответствии с п. 2 ст. 6 соглашения Стороны отменили таможенный контроль на общей границе при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля на своих внешних границах. Таким образом, платежи по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию, заключенные с резидентами Республики Беларусь, не подпадают под систему таможенно-банковского валютного контроля, так как ввоз товаров по таким договорам не требует наличия грузовой таможенной декларации. Банк России рекомендовал уполномоченным банкам, если товар уже ввезен на территорию России, запрашивать у импортеров документы, подтверждающие факт ввоза: акт приема-передачи товара, заверенный нотариально либо самим импортером, и копию сертификата на товар, подтверждающего его изготовление в Республике Беларусь, а также убеждаться в том, что получателем средств является резидент Белоруссии, выступающий стороной по договору и имеющий счет в белорусском банке.
Таким образом, многие черты таможенно-банковского контроля за валютными операциями при экспорте и импорте товаров схожи, в том числе, состав контролирующих субъектов, их права и обязанности, паспортизация сделок, подлежащие оформлению документы валютного контроля, способы и порядок их обмена между контролирующими органами. Поэтому регулирование данных отношений в большом количестве разрозненных нормативных актов ведет к дублированию и пересечению в регламентации ряда вопросов, приводит к появлению большого количества источников. Для преодоления этой тенденции целесообразно регламентировать весь комплекс отношений таможенно-банковского валютного контроля в едином нормативном акте.
Валютный контроль за экспортом и импортом работ, услуг и объектов интеллектуальной собственности
Основное отличие данного вида валютного контроля заключается в том, что не происходит фактического перемещения материальных объектов через таможенную границу Российской Федерации, и поэтому не требуется таможенное оформление. Следовательно, операции по экспорту/импорту работ, услуг, объектов интеллектуальной собственности не подпадают под систему таможенно-банковского контроля.
Если механизм валютного контроля за экспортом/импортом товаров основан на сопоставлении соответствующей информации, передаваемой таможенными органами о товаре с информацией уполномоченных банков о движении средств, то применительно к внешнеторговым сделкам по поводу нематериальных объектов такой механизм невозможен. Поэтому система валютного контроля за платежами в иностранной валюте при экспорте/импорте нематериальных объектов пока находится в стадии формирования.
На сегодняшний день можно выделить ряд особенностей валютного контроля за экспортом/импортом работ (услуг, объектов интеллектуальной собственности). Во-первых, резидент обязан представить в уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет резидента, внешнеторговый контракт, по которому осуществляется экспорт/импорт работ (услуг, объектов интеллектуальной собственности).
Во-вторых, при экспорте работ (услуг, объектов интеллектуальной собственности) банк зачисляет валютную выручку на счет экспортера и производит обязательную продажу части валютной выручки.
В-третьих, при импорте работ (услуг, объектов интеллектуальной собственности) уполномоченный банк в рамках валютного контроля проверяет обоснованность покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России в целях осуществления платежей за импортируемые нематериальные объекты. Валютным законодательством дополнительно к общим правилам проверки обоснованности приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, закрепленным в Указание Банка России № 383-У, установлены дополнительные требования проверки обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые нематериальные объекты.
Указанием Банка России от 30 декабря 1999 г. № 721-У зафиксирован исчерпывающий перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при покупке иностранной валюты, для оплаты которых требуется представление заключения ВЭК России об обоснованности платежей в иностранной валюте. В настоящее время этот документ выдается Министерством финансов РФ. Заключение оформляется в соответствии с совместной Инструкцией ВЭК РФ и Банк России от 10 февраля 2000 г. №№ 03-26/493, 88-И “О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности”. Оно предоставляется одновременно с поручением на покупку. Не требуется представление Заключения об обоснованности платежей в иностранной валюте в следующих случаях:
· на покупку иностранной валюты для осуществления платежа за работы, услуги или интеллектуальную собственность согласно перечню, установленному Указанием Банка России № 721-У, в размере, не превышающим сумму, эквивалентную 10 000 долларов США;
· на покупку кредитными организациями иностранной валюты от своего имени и за свой счет для осуществления платежей за выполненные работы, оказанные услуги или переданные результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, Российская Федерация пошла по пути применения административно-контрольного метода в регламентации валютных правоотношений. Этот подход не может обеспечить стимулирование экономических процессов во внешней торговле, так как валютные правоотношения, складывающиеся во внешнеторговой деятельности, являются по своей сути предпринимательскими и не могут основываться исключительно на административном методе. Повысить эффективность валютного контроля за экспортными и импортными операциями, на наш взгляд, позволит закрепление в праве условий, направленных на экономическое стимулирование легализации валютных расчетов за внешнеторговые операции.
3.2. Полномочия органов валютного контроля и функции их агентов
Субъектная составляющая валютного контроля обладает рядом специфических черт. С одной стороны, валютный контроль осуществляется за проведением валютных операций, следовательно, любой участник данных операций попадает в сферу дополнительного контроля со стороны государства. Как отмечает Олейник О.М.: “участники валютных операций в силу самого характера совершаемых действий приобретают хотя бы на момент совершения операций несколько особый статус или правовое положение. Особенности этого положения состоят в основном в том, что и сами участники, и характер операции подвергаются дополнительному контролю со стороны органов государства”. Другой особенностью валютного контроля является то, что он осуществляется трёхзвенной системой субъектов: Правительством РФ, органами валютного контроля и их агентами.
До внесения изменений и дополнений в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 72-ФЗ, существовала двухзвенная система субъектов: органы и агенты валютного контроля. К органам валютного контроля закон относил Правительство РФ и Банк России. С принятием в июле 1993 г. Таможенного кодекса РФ валютное законодательство было дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов. В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 151-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О государственной налоговой службе РСФСР” было установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам выполняет функции органа валютного контроля в порядке, определяемом Правительством РФ.
Нормы валютного законодательства о наделении Правительства РФ статусом органа валютного контроля вступали в противоречие с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве РФ” в части закрепления его статуса, т.к. предполагали равный объем полномочий с другими органами в сфере валютного контроля. Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти, который руководит работой всех федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. В силу масштабности возложенных на него обязанностей, оно не может эффективно реализовывать отдельные функций органов валютного контроля (например, проводить проверки отдельных валютных операций, применять меры ответственности к их участникам). Поэтому Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 72-ФЗ, закрепив трехзвенную систему субъектов валютного контроля, не только привел нормы валютного законодательства в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации”, но и обеспечил оптимизацию контрольной деятельности государства.
Среди полномочий правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики названо и осуществление валютного регулирования и валютного контроля. Помимо общего руководства работой федеральных органов исполнительной власти в валютной сфере на Правительство РФ возложены следующие полномочия: разграничивает функции органов исполнительной власти в области валютного контроля и при этом обеспечивает их взаимодействие между собой и с Банком России.
Как отмечалось, в силу особенностей статуса Правительство РФ не может осуществлять отдельные контрольные функции (например, проводить проверки в валютной сфере), поэтому Федеральным законом от 31 мая 2001 г. предусмотрена следующая новелла – Правительство РФ вправе уполномочить федеральный орган исполнительной власти осуществлять валютный контроль. Таким образом, на законодательном уровне закреплена возможность делегирования Правительством РФ своих полномочий по валютному контролю. Это обусловлено проблемой, которая сложилась в период существования Федеральной службе по валютному и экспортному контролю (ВЭК России).
В соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444, ВЭК России являлся центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства РФ по валютному и экспортному контролю. Главной задачей ВЭК России было проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.
В период своего существования ВЭК России осуществлял только некоторые полномочия, органов валютного контроля. Так, ВЭК России не обладал правом издавать обязательные для исполнения нормативные акты, а также устанавливать правила учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции были сохранены за Правительством РФ.
На основании п. 6 Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю можно было выделить три группы полномочий:
осуществлять контроль и надзор (в том числе за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства, за полнотой поступления валютной выручки по внешнеторговым операциям, соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг, прочее);
проводить проверки (валютных операций резидентов и нерезидентов в России, организовывать аудиторские проверки и проверки внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов);
координационная функция (осуществление межотраслевой координации и регулирования по вопросам совместных мероприятий с другими органами исполнительной власти).
Таким образом, ВЭК России не являлся полноправным органом валютного контроля, а лишь выполнял часть его функции. На практике такая двусмысленность привела к тому, что в арбитражные суды стали поступать иски от организаций о признании недействительными решений ВЭК России. Истцы ссылались на то обстоятельство, что в соответствии Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” ВЭК России не назван в числе органов валютного контроля и, следовательно, не обладает полномочиями на проведение проверок соблюдения валютного законодательства и применения ответственности за его нарушения.
В Информационном письме Президиум ВАС РФ от 31 мая 2000 г. № 52 “Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле” дает разъяснения по данному вопросу. Президиум ВАС РФ ссылается на Постановление Правительства РФ от 16 июня 1993 г. № 560, которое определяет положение ВЭК РФ в системе органов государственной власти (“является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного и экспортного контроля и наделенным соответствующей компетенцией”), и на Положение о Федеральной службе по валютному и экспортному контролю, определившее его полномочия (“реализация функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю”).
Президиумом ВАС РФ сделал вывод о том, что ВЭК России являлся органом валютного контроля и его задача было проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций органами исполнительной власти, банками, хозяйствующими субъектами, гражданами.
Впоследствии, Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” (п.п. 1-2), ВЭК России была упразднена с передачей её функций Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития и торговли РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации”, этот государственный орган осуществляет права и функции упраздненной ВЭК России по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля, для чего ему переданы территориальные органы упраздненной службы с сохранением прав и функций по проведению валютного контроля.
Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990 утверждено Положение о Министерстве экономического развития и торговли РФ. Одна из основных задач данного органа исполнительной власти - это участие в осуществлении контроля за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям, в связи с чем Министерство экономического развития и торговли РФ вправе участвовать в проведении проверок финансовых документов, контрактов, соглашений и иных документов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности по экспорту и импорту товаров, услуг, бартерных и других внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, а также с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте. Эти контрольные функции частично совпадают с направлениями валютного контроля. Таким образом, Минэкономразвития РФ фактически наделен полномочиями по проверке законности валютных операций в сфере внешней торговли, при этом его статус в сфере валютного контроля никак не определен, что не соответствует Закону РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Центральный банк РФ (Банк России) является единственным органом валютного контроля названным законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Правовое положение Банка России - одна из сложных и интересных проблем современного права, которая обусловлена не столько правовыми аспектами, сколько экономико-политическими тенденциями и противоречиями в подходе к вопросу о регулировании его статуса. Правовой статус Банка России сформирован на трех уровнях:
· на конституционном уровне - Конституция РФ (ст. ст. 71, 75, 83,103);
· на текущем законодательном уровне - Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О Центральном банке РФ (Банке России)”; Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”; Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”;
· на подзаконном уровне - нормативные правовые акты, принятые самим Банком России и закрепляющие правовое положение отдельных его подразделений и служб - департаментов, территориальных управлений, расчетно-кассовых центров и других.