Задача 5.
Результаты роста Х (см) и веса Y (кг) 86 школьников приведены в следующей таблице 1:
Таблица 1.
Исходные данные для задачи
Y Х |
22,5 – 25,5 |
28,5 – 28,5 |
28,5 – 31,5 |
31,5 – 34,5 |
34,5 – 37,5 |
Всего |
117,5 – 122,5 |
3 |
5 |
– |
– |
– |
8 |
122,5 – 127,5 |
– |
4 |
8 |
3 |
– |
15 |
127,5 – 132,5 |
– |
3 |
7 |
7 |
– |
17 |
132,5 – 137,5 |
– |
3 |
8 |
9 |
4 |
24 |
137,5 – 142,5 |
– |
– |
3 |
6 |
4 |
13 |
142,5 – 147,5 |
– |
– |
– |
3 |
3 |
6 |
147,5 – 152,5 |
– |
– |
– |
– |
3 |
3 |
Всего |
3 |
15 |
26 |
28 |
14 |
86 |
Предполагая, что между X и Y существует линейная корреляционная зависимость, требуется:
А) Вычислить коэффициент корреляции и проанализировать степень тесноты и направление связи;
Б) Составить уравнения прямых регрессии и построить их графики;
В) Используя
соответствующее уравнение регрессии, определить рост школьника при весе в
Решение:
Так как в задаче нет дискретных данных показателей, а только их интервальные значения, то и расчет будет вестись, исходя из среднего интервального значения. Для этого составим дополнительную таблицу 2.
Таблица2.
Вспомогательная таблица данных
Y’ Х’ |
(22,5 + 25,5)/2 = 24 |
27 |
30 |
33 |
36 |
Всего |
(117,5 + 122,5)/2 = 120 |
3 |
5 |
– |
– |
– |
8 |
125 |
– |
4 |
8 |
3 |
– |
15 |
130 |
– |
3 |
7 |
7 |
– |
17 |
135 |
– |
3 |
8 |
9 |
4 |
24 |
140 |
– |
– |
3 |
6 |
4 |
13 |
145 |
– |
– |
– |
3 |
3 |
6 |
150 |
– |
– |
– |
– |
3 |
3 |
Всего |
3 |
15 |
26 |
28 |
14 |
86 |
Х’, Y’ – средние значения показателей.
1. Коэффициент корреляции высчитывается по следующим формулам
где r – парный коэффициент корреляции,
- среднее произведение факторного и результативного признаков,
-произведение средних размеров факторного и результативного признаков,
, - среднее квадратическое отклонение факторного и результативного признаков. Причем
Коэффициент корреляции r = - 5,2*10-6, коэффициент детерминации d = 27,04*10-12.
Это свидетельствует о слабой зависимости между признаками. Влияние роста школьника на его вес составляет 27,04*10-12 % (d = 27,04*10-12). Связь обратная, так как коэффициент корреляции отрицательный.
2. При линейной форме связи используется уравнение прямой Y = A + Bx, где у – теоретический уровень результативного признака (вес школьников), а – начало отсчета, х – факторный признак (рост школьников), в – коэффициент регрессии, показывающий среднее изменение результативного признака при изменении факторного признака на единицу.
При линейной форме связи система имеет вид:
где n – численность совокупности (в данном случае n = 86).
2685 = 86a + 11425b;
283305 = 11425a + 1522725b.
Система решается методом подстановки.
а = (2685 – 11425b)/86 = 31,22 – 132,8b
11425*(31,22 – 132,8b) = 283305
356688,5 – 1517240b = 283305
b = (356688,5 – 283305)/1517240 = 0,05.
a = 31,22 – 132,8*0,05 = 24,6.
Тогда уравнение регрессии равно
Y = 24,6 + 0,05x.
Построим его график
3. Исходя из полученного уравнения регрессии выразим Х.
Х = (Y – 24,6)/0,05.
Отсюда
находим, что при весе в
Х = (45 –
24,6)/0,05 =
Список используемой литературы
1. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.
2.
Башет К.В. Статистика коммерческой деятельности. – М: Финансы и статистика.
3.
Гологенов В.А. Статистическое наблюдение как один из
методов статистики//Вопросы статистики
4.
Невзоров К.Л. Статистика как наука//Вопросы статистики
5. Елесеева М.А. Общая теория статистики.– М.: Статистика, 1988.
6. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: «Инфра-М», 1999.
7. Ефимова М.Р. Общая теория статистики. – М.: «Мира-люкс», 2002.
8. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003.
9. Общая теория статистики/Под ред. Спирина И.А.. – М.: «Инфра-М», 2001.
Харченко Л.П. Статистика. – М: ИНФРА, 1997.