СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Является ли правовая система России составной частью романо-германской правовой семьи?. 4
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
В отечественной и зарубежной литературе доперестроечных лет вопрос о статусе, а тем самым — о месте и роли российской правовой системы среди других правовых систем, как правило, отдельно не ставился. Его рассматривали в общем контексте социалистической правовой семьи в целом.
Разумеется, при этом особое внимание в этой правовой семье уделялось советскому праву. И это не случайно. Ибо, как отмечают западные исследователи, это право было не только "старейшим" среди других социалистических правовых систем, но и "наиболее экспортируемым и наиболее копируемым" ими.
Правовая система СССР, органической составной частью которой была правовая система России, выступала в качестве центрального звена всей социалистической правовой семьи. Так же как и правовая система Великобритании — в отношении всей англосаксонской правовой семьи или правовая система Франции — в отношении романо-германской правовой семьи, правовая система Советского Союза, а вместе с ней — и России, постоянно оказывала огромное влияние не только на процесс возникновения и становления социалистической правовой семьи, но и на процесс ее дальнейшего развития и совершенствования.
В начале 90-х годов, после разрушения СССР и "содружества социалистических государств" ситуация коренным образом изменилась. Вследствие этого в научных исследованиях, посвященных социалистическому и постсоциалистическому праву, стали несравнимо больше внимания уделять российскому праву.
Наряду со многими другими вопросами, касающимися данной правовой материи, довольно часто стал подниматься вопрос о природе и характере российской правовой системы, о ее месте и роли среди других правовых систем.
Является ли правовая система России составной частью романо-германской правовой семьи?
Конечно, речь в данной статье идет подспудно не только, а иногда и не столько о самой, собственно российской правовой системе, сколько обо всей социалистической правовой семье в целом, в центре которой находилась эта система.
Весьма расхожим стал вопрос: сохраняет ли российская правовая система свой относительно самостоятельный, самобытный характер или же она является составной частью романо-германской правовой семьи?
Стремясь решить данный вопрос, отечественные и зарубежные авторы предлагают три различных варианта ответа.
Первый из них состоит в том, что российская правовая система, будучи ядром, основой прежней социалистической правовой семьи, сохраняет свой относительно самостоятельный характер и не принадлежит ни к какой другой правовой семье. Авторы, разделяющие данное мнение, исходят из того, что российское право как важнейшая составная часть социалистического права обладает такими "весьма значительными особенностями" по сравнению с другими правовыми системами, что может рассматриваться по отношению к ним "как визави".
Большинство западных компаративистов рассматривают социалистические правовые системы, включая российскую, как "составляющие единую, относительно обособленную от других правовых семей, систему". И это "несмотря на то, что она в реальной жизни никогда не была монолитной системой, а подразделялась на такие подсистемы, как советское право, восточноевропейское право и право неевропейских социалистических стран.
Суть второго варианта ответа на вопрос о характере отношений российского права с системой романо-германского права состоит в том, что российское право всегда было и остается составной частью, "продолжением" романо-германского права.
Россия всегда "входила в романо-германскую правовую семью", заявляют Р. Давид и К. Жоффре-Спинози. "Русская юридическая наука многое заимствовала из византийского права, то есть из римского права, и из стран континентальной Европы, придерживающихся романской системы". Правда, "существовали оригинальные русские обычаи и акты", как существовали в XVIII в. оригинальные французские и немецкие обычаи и ордонансы, но, так же как во Франции и в Германии в XVIII в., "в России не было другой правовой науки, кроме романской. Категории русского права — это категории романской системы". Концепцией права, принятой в российских университетах и в юридической практике, была романская концепция.
Подобного же взгляда на характер отношений российского и континентального права придерживались и придерживаются и другие зарубежные и отечественные авторы. Характерным при этом является то, что в научных исследованиях, в процессе рассмотрения "побочных" вопросов, связанных с характером отношений российского права с континентальным, принадлежность первого ко второму воспринимается как некая объективная данность, как аксиома, не требующая доказательств.
Более того, в некоторых случаях эта "объективная данность" используется даже как аргумент в пользу отстаиваемой по тому или иному вопросу позиции. Это наблюдается, например, при обсуждении вопросов, касающихся роли судебной практики в правовой системе России при решении вопроса о том, создает ли российский Конституционный Суд прецедент или не создает.
Наконец, смысл третьего варианта ответа на вопрос о характере отношений российского права с романо-германским правом сводится к тому, что признавая "типовой" самостоятельный характер российского права как основного звена социалистического права в советский период, его полностью отрицают в постсоветский период.
Российская правовая система при этом рассматривается как система, имеющая весьма широкий спектр общих признаков и черт с другими правовыми семьями и системами, но все в большей мере тяготеющая к континентальной правовой системе.
Исследуя российскую правовую систему в структуре всего социалистического права с трех различных точек зрения, а именно — как "концептуально-формалистическую категорию", как "историческую, политическую, экономическую и социальную категорию" и как "псевдорелигиозную категорию" и находя у нее много сходных черт с другими правовыми семьями и системами, значительное число авторов, тем не менее, склоняется к тому, что она теснее связана с континентальным правом, нежели с остальными правовыми семьями и системами.
У социалистической, а вместе с тем и у советской правовой системы по отношению к континентальному праву, по их мнению, прослеживаются даже "общие истоки" и правовые традиции, которые, правда, в романо-германской правовой семье проявляются как "марксистско-ленинские" традиции.
Не вдаваясь в подробности рассмотрения названных точек зрения и вариантов ответа на вопрос о характере отношений российского права с романо-германским, о принадлежности первого ко второму, отметим лишь, что у каждого подхода есть свои особые аргументы.
Наряду с мнением о том, что российское право является в основном прямым порождением продукта рецепции римского права, что истоки его кроются именно в римском праве, в византийской традиции, и что рецепция римского права как на Западе, так и в России была не только "исторической необходимостью", но и "фактором прогресса", среди авторов, занимающихся данной проблематикой, высказывались и иные мнения.
А именно — мнения о том, что российское право всегда "действовало и возрастало собственными природными силами", а не в силу прямого воздействия на него со стороны римского права.
Исходя из этого, многие авторы отрицают рецепцию римского права в России и признают за ним лишь историческую и "общекультурную" значимость в нашей стране. Причем отрицание рецепции римского права было свойственно не только дореволюционным (Октябрь 1917 г.) авторам, но его, не без оснований, разделяют и известные современные ученые.
В России, в отличие от стран Западной Европы, Азии и Латинской Америки, пишет Е. В. Салогубова, "никогда не имела место рецепция римского права в полном смысле этого слова и Дигесты никогда не были в ней действующим правом". В то же время "некоторые нормы римских источников" были в некоторой степени восприняты российским гражданским процессуальным законодательством на различных ступенях его развития.
Хотя, по большому счету, и в данном случае речь идет об отрицании рецепции римского права в общепринятом смысле в отношении российского гражданского процессуального права. Это же самое можно сказать и в отношении любой отрасли российского материального, в частности, гражданского права.
Современные цивилисты в связи с этим, обобщив значительный эмпирический материал, вполне резонно замечают, что российское гражданское право "почти никогда не использовало впрямую законодательные решения римского права. Оно заимствовало, прежде всего, сами идеи, суть таких решений, вырабатывая на этой базе собственные юридические конструкции".
Поэтому, делается вполне логичный вывод, "о прямой рецепции римского права здесь говорить не приходится. Но, с другой стороны, российское правоведение самым активным и непосредственным образом использовало материалы, как собственных римских источников, так и германских пандектистов для развития юридического образования и подготовки юристов к законодательной деятельности".
Не вдаваясь в рассмотрение вопроса о рецепции римского права в России, отметим лишь, что независимо от того, имела или не имела место эта рецепция, влияние римского права на российское право на всех этапах развития последнего постоянно ощущалось и прослеживалось.
По мнению отечественных исследователей, различные идеи, принципы, а также отдельные нормы и даже институты римского права оказали определенное влияние на такие весьма значительные российские законодательные акты, как Русская правда (XI в.), Судебник 1497 г., Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), Свод законов (1832 г.) и многие другие.
Влияние римского права на правовую систему России сказывалось не только на ранних стадиях ее становления и развития, но и на протяжении всех последующих столетий, вплоть до настоящего времени.
Более того, интерес к римскому праву в постсоветской России по мере "либерализации" экономических и других тесно связанных с ними социально-политических отношений не только не уменьшился, а наоборот, еще больше возрос.
Повышенный интерес в России к римскому праву, историческое, "культурное" и иное влияние римского права на процесс становления и развития российского права, несомненно, сближает его с основанным на базе римского права романо-германским правом. Но означает ли это идентичность их "римских корней", а вместе с тем и самих рассматриваемых правовых систем?
Сомнительно, поскольку: а) характер и степень воздействия римского права на российское и романо-германское право далеко не одинаковы и трудно сопоставимы: на первое оно лишь влияет, тогда, как сущность, структуру, принципы деятельности и содержание второго оно предопределяет; б) формы воздействия римского права на российское и романо-германское право далеко не идентичны и не сопоставимы. В то время как механизм воздействия римского права на российское ограничивается, в основном набором идей и принципов и лишь в отдельных случаях — норм и институтов, то в отношении романо-германского права в полной мере используется весь набор форм и средств воздействия; и в) сферы "приложения" и природа самого механизма воздействия римского права на рассматриваемые правовые системы весьма различны и трудно сопоставимы.
Дело в том, что когда речь идет о воздействии римского права на романо-германское право, то, по существу, имеется в виду влияние одной системы права на другую внутри и фактически одной и той же правовой и общей культуры, весьма сходного менталитета, одной и той же ("западной") цивилизации, одной и той же континентальной системы.
Строго говоря, термин и понятие рецепции римского, европейского по своей природе и характеру права в связи с этим представляется довольно условным и относительным, поскольку это многовековое действо осуществляется внутри такого же по своей природе и характеру европейского права.
Иначе обстоит дело с природой воздействия римского права на российское право. Последнее по отношению к первому выступает не как родственное, внутриродовое или внутритиповое явление, а как внешнее, а в ряде отношений — даже чуждое право.
В научной литературе в связи с этим вполне обоснованно отмечалось, что с принятием христианства на Руси и появлением церкви со своими каноническими законами, которые мало согласовывались с русскими обычаями, в стране могло возникнуть такое положение, когда национальное право могло быть заменено чуждым ему иностранным правом. "Однако благодаря устойчивости русского права это привело только к частичному заимствованию византийских норм".
Следует заметить, что "частичное заимствование" последних, наряду с соответствующими идеями, традициями в правотворчестве и принципами, "наполнявшими" право восточной части Римской империи (Византии), представляет собой еще одну, довольно важную особенность процесса воздействия римского права на российское по сравнению с его влиянием на романо-германское право. Именно восточное, византийское право с его кодификацией, систематизацией законодательства (кодекс Грегориана, кодекс Гермогениана, кодекс Феодосия, а позднее — знаменитый Свод законов Юстиниана) и другими своими особенностями стремилось оказывать (после принятия христианства на Руси) влияние сначала на древнерусское, а позднее — на российское право.
Таким образом, отмечая общность, а точнее — сходство российского и романо-германского права по признаку воздействия на них римского права, мы не можем не заметить и весьма существенных различий их в этом отношении.
Кроме названного аргумента, приводимого в подкрепление тезиса о принадлежности российского права к романо-германскому праву, о вхождении его в романо-германскую правовую семью, используются и другие аргументы.
Среди них называется, например, по преимуществу кодифицированный характер российского законодательства, которое сопоставимо в этом отношении с романо-германским законодательством. Особо при этом подчеркивается последовательность и преемственность процесса кодификации российского права на всех этапах его развития: от дореволюционного периода к советскому, а от советского — к постсоветскому.
Разница в существе доктрин и их применении в России по сравнению с романо-германскими странами заключалась, по мнению исследователей, лишь в том, что в советский период в России в качестве юридически значимых доктрин выступали не только правовые, но и политические доктрины.
Заключение
В силу сказанного аргумент о принадлежности или вхождении российского права в романо-германскую правовую семью на том основании, что они имеют общие "римские корни", является довольно уязвимым и сомнительным. Можно и нужно говорить о сходстве, близости, наконец — о взаимном тяготении российского и романо-германского права на том основании, что они были подвержены, хотя и в разной степени, воздействию со стороны римского права, но никак — об их однородстве, а тем более — идентичности или единстве.
Российская правовая система как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических правовых систем находится в настоящее время в переходном состоянии, открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой. Об этом свидетельствует практически все — конституционное, гражданское, финансовое, банковское, налоговое и иное российское законодательство.
О принадлежности российской правовой системы к романо-германской правовой семье нельзя тем более говорить, что у нее в настоящее время так же, как это было и раньше, гораздо больше своих собственных, свойственных только ей одной, специфических черт, чем общих признаков с романо-германским правом.
Среди аргументов, позволяющих судить о принадлежности современного российского права к романо-германскому праву или о значительном сходстве их, или же хотя бы о тяготении первого ко второму, в статье называется, прежде всего, влияние римского права на процесс становления и развития российского права и романо-германской правовой семьи. Это, несомненно, уже изначально сближает российское право с континентальным, подчеркивает близость его с романо-германской правовой семьей.
Среди общих признаков и черт, сближающих российское право с романо-германским, в статье выделяется их доктринальный характер.
Список литературы
Гурова Т. В. Является ли правовая система России составной частью романо-германской правовой семьи? // Вестник МГУ. Серия «Право». 2003. № 5. С. 12-21.