Эссе

Отношения Казахстана и России  на сегодняшний день.

Сейчас Казахстан стал для России, наверное, самым приоритетным партнером в регионе. Допустим, Узбекистан тоже претендует на региональное лидерство в постсоветской Центральной Азии. Но, тем не менее, все-таки события после 11 сентября, на мой взгляд, позволяют делать выводы о том, что для России сейчас наиболее приемлемой страной в качестве основного партнера - и военно-политического, и экономического, и социального, и культурного - наверное, все-таки является Казахстан. Поэтому объявление года Казахстана в России, на мой взгляд, можно только приветствовать. Повторяется примерно то же самое, что было с годом Украины в России - то есть, один год плавно перетекает в другой. Сейчас Россия с Украиной сняли подавляющее большинство проблем, которые осложняли взаимоотношения двух государств, а отношения Казахстана и России сейчас вообще наилучшие за последнее десятилетие. Большинство проблем - и по Экибастузу, и по Байконуру, и по транзитам и тарифам на нефть - сняты к взаимному удовлетворению и удовольствию.

По проблемным темам, я думаю, в первую очередь необходимо решать те вопросы, которые сейчас на слуху. Это вопросы обеспечения региональной безопасности - и российской, и казахстанской. При всем моем хорошем отношении к Республике Казахстан надо отметить, что ее прозрачные границы и наркотрафик, который проходит через ее территорию, делают эту страну, мягко говоря, каким-то предбанником перед российскими границами. Это совершенно недопустимая ситуация. Я думаю, что если эта ситуация не будет никак изменена, то проблемам безопасности российских приграничных областей с Казахстаном будет нанесен очень серьезный ущерб. И чем дальше, тем он будет больше. Кроме безопасности, естественно, необходимо решать и Казахстану, и России в первую очередь вопросы экономического сотрудничества. Опять же, это газовый консорциум по прокачке казахстанского газа в Европу, который сейчас начинает работать и уже дает реальную финансовую отдачу и для России, и в большей мере даже для Казахстана. Если я не ошибаюсь, другого подобного прецедента в газовой сфере на постсоветском пространстве просто не было. Конечно - каспийская нефть, само собой, и разработка тех месторождений, которые есть. И естественно, в первую очередь, выработка и отстаивание единой позиции по разрешению проблем определения юридического статуса Каспийского моря. Сейчас Россия и Казахстан здесь как никогда близки. Я думаю, что сейчас Россия и Казахстан будут продолжать движение по пути сближения своих позиций вокруг биоресурсов Каспия, и вокруг определения юридического статуса Каспия и по изменению позиции по этому вопросу со стороны других участников диалога.

Кроме того, нельзя забывать о том, что количество русскоязычных и российских граждан в Казахстане весьма и весьма велико, так же, как и количество казахов, проживающих в России (граждан России казахской национальности по разным оценкам варьируется от миллиона до 600 тысяч). Прошедший год Казахстану и России, двум государствам, участвующим в различных объединительных процессах на постсоветском пространстве, принес, на мой взгляд, весьма и весьма полезные плоды. ЕврАзЭС как экономическое объединение, и последнее соглашение в рамках Договора о коллективной безопасности как соглашение о военно-политическом партнерстве - и то, и другое дали и Казахстану, и России большие дивиденды. Были разговоры о том, что в рамках ЕвразЭС может быть введена единая валюта - российский рубль, но это кажется слишком оптимистическим подходом. Пока все решается на уровне, наверное, все-таки двусторонних договоренностей. И как раз поэтому договоренности России и Казахстана, это, скорее всего, все-таки более приемлемая и более эффективная форма сотрудничества двух государств. Каких-то интеграционных инициатив, каких-то прорывов я лично не ожидаю. Я думаю, что будет просто нормальная поступательная работа, будет происходить дальнейшее "разруливание" тех вопросов и проблем, которые пока еще есть между нашими странами.

Возможно, будущий год, если он реально станет годом Казахстана в России, с одной стороны, снимет проблемы русских, русскоязычных и русского языка в Казахстане, довольно серьезный и до конца еще пока не решенный вопрос. С другой стороны, он решит казахстанские проблемы здесь, в России - и по углю, и по нефтяным тарифам, и по тарифам Министерства путей сообщения - то есть то, что пока еще как-то осложняет взаимоотношения двух государств.

Казахстан в своих реформах часто шел и идет впереди России, обкатывая, так сказать, в жизни, что дальше можно применять или не применять в более инерционной российской системе. В частности, чрезмерное по любым меркам влияние олигархов на высшую власть, включая представителей администрации президента Путина и служащих Правительства России, может быть ослаблено без финансовых потерь для государства по казахскому образцу, где Администрация президента Назарбаева имеет не в пример большее влияние на казахских олигархов. Данный момент неплохо освещен в работах других экспертов Кремль.Org, прежде всего из Института стран СНГ, поэтому не будем конкретизировать казахские механизмы в треугольнике "президент-"национальный" бизнес-иностранное влияние". На квази-реванш коммунистов Березовского в ходе выборов и подготовки к ним государство отреагирует новыми ответами. Культурно - цивилизационный аспект состоит в том, что сближение двух стран есть нечто большее, чем грубая  еополитика. Россия, как ведущая страна постсоветского пространства, переживает очередную Смуту в ожидании очередной опричнины/ большевизма для очередной мобилизации населения и экономики. Как правило, этническая раскладка групп вокруг стержневого русского этноса, после каждой русской Смуты меняется. Мы можем прогнозировать три момента: а) Кавказ во влиянии будет постепенно передавать эстафету Средней Азии, прежде всего казахам, киргизам и таджикам; б) казахи заменят татар на месте ведущего тюркского этноса в кадровой политике Российского государства; в) на главное место в качестве внешнеэкономического партнера будут выходить три страны - Иран, Китай, Индия, что определяет ведущую роль казахов и Казахстана, так как и начавшаяся евразийская интеграция (ЕврАзЭС), и сближение Индии и Пакистана в рамках еще не модного в России СВМДА - прежде всего казахская инициатива.

Казахстан всегда вынужден учитывать позицию России. Ведь  Казахстан - не самостоятельный игрок на мировой арене. Казахстан всегда вынужден учитывать позицию России Это касается как взаимоотношений с Китаем, так и взаимоотношений с Европой и США. Хотя, некоторые считают, что Казахстан проводит самостоятельную внешнюю политику, но это не совсем правильно, с моей точки зрения. Для того, чтобы проводить самостоятельную внешнюю политику, надо обладать соответствующей мощью, военной, экономической и т.д. К сожалению, у Казахстана ее недостаточно, отсюда и зависимость от России. В этих условиях надо уметь получить максимальные дивиденды от противостояния великих держав.

Кто у нас геополитические игроки на сегодняшний день? Это Соединенные Штаты, Китай и Россия. Что мы наблюдаем сегодня во взаимоотношениях в этом треугольнике - Россия, Соединенные Штаты, Китай. Никто не хочет ругаться с Соединенными Штатами, ни Россия, ни Китай, ни Европа. Но, тем не менее, та политика, которую осуществляют Соединенные Штаты, "вызывает аллергию". То, что происходило, начиная с 11 сентября, Соединенные Штаты пришли в регион, это факт, пришли они с молчаливого согласия Китая и России, пришли для решения совершенно конкретных задач, связанных с уничтожением режима талибов. Насколько решена эта задача? Можно говорить, что она не решена. Но факт присутствия Соединенных Штатов имеет место. Подспудно, видимо, Соединенные Штаты имели в виду несколько иную цель: обрести свое присутствие в Центральной Азии. То есть, Бушу удалось сделать то, что не удалось сделать Клинтону. Присутствие имеет место, и это присутствие подспудно оказывает влияние и на политические элиты центрально-азиатских стран. У многих, во всяком случае сегодня, есть иллюзия, что Соединенные Штаты способны заместить собой в вопросах безопасности тандем Россия - Китай. Вторая иллюзия состоит в том, что, поскольку государства Центральной Азии нужны Соединенным Штатам, на сегодняшний день, они закроют глаза на некоторые "шалости" центрально-азиатских стран. Это тоже иллюзия, но она также имеет место. Соединенные Штаты, безусловно, оказывают влияние на взаимоотношения между центрально-азиатскими государствами и Россией. Казахстан, в отличие от Узбекистана, не может себе позволить таких шалостей по отношению к России, в силу значительной доли русского населения, в силу своих прочных связей, в том числе, и в вопросах обеспечения военной и политической безопасности, и в силу общих границ с Китаем и с Россией. То есть, Казахстан намного более связан по отношению к этим государствам. Возвращаясь к проблеме взаимоотношений с Россией, можно выделить несколько моментов. Во-первых, у России не существует на сегодняшний день четко выработанной центрально-азиатской политики. Мы должны это признать, к сожалению, потому что за все десятилетие независимого существования такая политика так и не была выработана. Существуют только отдельные ее наметки. Во-вторых, накладывает отпечаток то, что Казахстану достаточно часто указывают на его второстепенную роль, а это не совсем приятно. И, наконец, существует еще один план игроков - это компании, частные инвесторы, интересы которых иногда отличаются от интересов и России, и Казахстана. Это уже сложившиеся внешнеполитические игроки, с интересами которых приходится считаться и России, и Казахстану. Они есть и в Казахстане, и в России и оба государства должны это учитывать. С моей точки зрения, отношения в треугольнике Китай - Россия - Казахстан - нормальные, более того, они приобретают сегодня еще большую динамику. Еще следует подчеркнуть подписание между Китаем и Казахстаном договора о сотрудничестве. Такой договор у Китая существует только с Казахстаном, то есть, это выход на новый качественный уровень взаимоотношений. Казахстан четко выработал приоритеты во внешней политике, они озвучены Назарбаевым: во-первых, Россия, во-вторых, Китай и, в-третьих, Соединенные Штаты. Перспективы взаимоотношений с Россией благоприятные, если не возникнут сложности, инициированные Россией, что вполне возможно. То есть, если будет отработана нормальная политика в отношении Казахстана, если не будет никаких кардинальных изменений во внешней политике самой России, то я думаю, что эти отношения будут только улучшаться, поскольку есть очень много точек соприкосновения. И в России, и в Казахстане единая направленность реформ. Уровень проведения реформ сопоставим. Когда мы пытаемся объединить бывшие союзные республики в единое экономическое пространство, то, на мой взгляд, сталкиваемся с трудностями по той причине, что это невозможно в силу того, что, например, в Узбекистане вообще никаких реформ не осуществлялось. В Казахстане проведены рыночные реформы, проведены реформы в России, то есть, здесь есть о чем говорить. С моей точки зрения, интеграция между Казахстаном и Россией и возможна, и необходима. На мировом рынке Казахстан и Россия - естественные конкуренты в вопросах нефти, поставки металла, того же зерна, в вопросах поставки газа. Объявленный год Казахстана в России, скорее всего, будет сведен к формальным мероприятиям, хотя, если проанализировать результаты аналогичного мероприятия с Украиной, то его результатом можно считать появление стратегии России по отношению к Украине. Хотелось бы, чтобы такая стратегия была разработана и по отношению к Казахстану, но пока нет определенности. А в политике очень сложно, если ты не самостоятельный игрок, и очень сложно, когда твой ведущий шарахается из стороны в сторону и при этом не понятна его логика.

С приходом Владимира Владимировича, с моей точки зрения, личный фактор во взаимоотношениях России по отношению к государствам СНГ ушел на второй план, потому что, в отличие от Ельцина, у Путина нет ответственности за развал СССР. И Путин может себе позволить быть более прагматичным политиком, что он, кстати говоря, и делает. На первый план выходят отношения экономические. Личные отношения между Назарбаевым и Путиным прекрасные, они оказывают определенное воздействие, безусловно, но все-таки я бы не ставил их на первое место. Есть общие политические интересы, общие геополитические интересы, и именно эти аспекты оказывают первостепенное влияние.

На данный момент, ситуация вокруг пограничного сотрудничества России и Казахстана, складывается достаточно благоприятно. Достаточно напомнить, что во время своего последнего визита в Москву президент Назарбаев говорил о том, что из внешнеторгового оборота России и Казахстана именно на приграничное сотрудничество приходится порядка 70-75% от всего товарооборота наших стран, а это весьма показательная цифра. Но, тем не менее, приводя эти же самые цифры 22-23 февраля, Нурсултан Назарбаев сказал, что ни Москву, ни Астану подобное положение еще не устраивает. Президент Казахстана считает, что необходимо расширять сотрудничество в этом направлении дальше, в том числе проводить более сбалансированную политику, вместе с тем, не понижая статуса связей приграничных областей и регионов, подтягивать до них и общефедеральные показания. Однако, существует некая диспропорция в распределении приграничного сотрудничества. Наиболее развиты отношения с Казахстаном у пяти областей, это - Омская, Курганская, Челябинская, Оренбургская и Астраханская области. На эти регионы приходятся основные показатели от общего товарооборота. В это же время менее развитыми остаются отношения сопредельных территорий Алтайского края и Новосибирской области. Я думаю, наши страны обоюдно заинтересованы в том, чтобы эта диспропорция была исключена, и торговые связи на федеральном уровне должны подтянуться до уровня региональных связей государств. На мой взгляд, между регионами России необходимо проводить более сбалансированную политику. В частности, это относится к Тюменской области, у которой коэффициент сотрудничества с Казахстаном ничтожно мал.

Все же, в последнее время ситуация сильно меняется. Позитивным фактором становятся плановые встречи руководителей российских и казахских областей и краев, которые проходят два раза в год. Но заместители губернаторов встречаются гораздо чаще, и на более низком уровне постоянно проходит подробная проработка законодательной базы и технологических проектов. Поэтому, сам процесс создания законодательной базы и решение каких-то текущих вопросов можно оценить более, чем положительно. Проблемы, которые появляются, решаются достаточно быстро и чаще всего на местном уровне, без апелляции к центру, и с той, и с другой стороны.

В целом, у приграничных отношений России и Казахстана присутствуют позитивные тенденции к дальнейшему развитию. Особенно, если привести в пример экономические отношения России с другими странам СНГ. В частности, российско-украинский товарообмен развит намного меньше, чем российско-казахстанский. Более того, 7,5 тысяч километров российско-казахстанской границы - сами по себе достаточно серьезный повод для строительства качественных взаимоотношений, которые имеют паритетный интерес двух государств.

Что касается вопросов связанных с незаконной миграцией и наркотрафиком, то, на мой взгляд, необходимо учитывать, что другие государства Средней Азии связаны с Россией в основном через Казахстан. (И не только с Россией. Простой пример: тот же Туркменистан прокачивает на Украину газ через территорию России, но первоначально через территорию Казахстана. То есть, эти связи, которые существовали, технологические цепочки, которые были построены при советской власти, никуда не делись и никуда не денутся в ближайшем будущем.) Поэтому, ничего более приоритетного, чем то, что было заявлено в ФСБ о борьбе с наркотрафиком, добавить нельзя. Необходимо вводить элементы нормальной организации работы в пограничном режиме России. К сожалению, в силу отсутствия разного рода ресурсов, Казахстан не может полностью решить проблемы по пресечению транзита наркотиков через свои границы. Наверное, имеет смысл активизировать совместно с Россией процесс по прикрытию границ Казахстана от других государств  Средней Азии. Организация нормального пограничного режима на южных границах Казахстана должна быть делом не только Казахстана, но и России. Проще решить эти вопросы именно так, а не строить полноценную границу с Казахстаном, что безумно дорого. Дешевле и проще повернуть сибирские реки в Азию, чем построить полноценную границу в 7,5 тыс. км. Особенно, если учесть те договоренности, которые уже достигнуты на высших уровнях России и Казахстана. Если наши отношения будут развиваться так же динамично, то вложение огромных средств окажется просто не нужным. Российско-казахстанская граница должна оставаться прозрачной и при этом обеспечивать полноценное развитие экономических связей двух государств. Перспективы и преимущество должны быть отданы Казахстану, как основному стратегическому партнеру России в постсоветской Азии.

 Список источников

1. www.kaztrade.ru.

2. www. Kazpravda.kz

3.http://bd.fom.ru

Приложение

Статья 1

Характер экономических отношений России с Казахстаном определяется не только развитой системой двусторонних торговых связей, но и интеграционным уровнем взаимодействия со странами, образовавшими в 2000 году Евразийское экономическое сообщество (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан). Здесь в полном объеме действует режим свободной торговли, причем ставки таможенного тарифа стран по многим позициям унифицированы, идет процесс формирования единой таможенной территории с общими внешними границами. Наш корреспондент побеседовал с торговым представителем РК в России Ахмедом МЕСТОЕВЫМ.

- Какова ваша оценка сегодняшнего уровня российско-казахстанских торгово-экономических отношений и в чем вы видите главную задачу Торгпредства?

- Торгово-экономические отношения РК и РФ динамично развиваются по всем направлениям. В их основе лежит долговременная программа , принятая на самом высоком уровне, и широкий перечень мероприятий. По сути, они определяют стратегию экономического партнерства на ближайшую и отдаленную перспективы.

В прошлом году торговый оборот между Казахстаном и Россией составил более 5,2 миллиарда долларов, что почти на треть больше, чем в 2002 году. Это максимальный показатель за последние четыре года. За 7 месяцев текущего года товарооборот между нашими странами превысил четыре миллиарда долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 50 %. По оценкам казахстанских экономистов, на Россию приходится 20 % казахстанского экспорта и 50 % импорта. Российские деловые круги и коммерческие  организации проявляют активный интерес к поставкам казахстанской продукции в Россию и российских товаров на рынок Казахстана. К нам поступает множество запросов от российских компаний с соответствующими предложениями. Мы, в свою очередь, проводим большую работу по поиску партнеров и содействию в установлении деловых контактов.

Важно отметить, что в целях активизации торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и приграничными регионами России Торгпредство приступило к формированию института уполномоченных представителей. Таковые уже назначены и приступили к работе в Сибирском и Уральском регионах с дислокацией в городах Омске и Екатеринбурге.

- Ахмед Якубович, наверное, немалая доля во взаимном товарообороте между Казахстаном и Россией приходится на приграничную торговлю?

- Вы правы. Это 71,5 % товарооборота между двумя государствами. Из 89 регионов России 72 имеют торгово-экономические связи с Казахстаном. В российско-казахстанской приграничной зоне действует более 300 совместных предприятий, среди которых такие крупные межгосударственные объединения, как "Казросхром" , "Коксохим" , автомобильный комплекс на базе УралАза и Костанайского дизельного завода. Но есть проблемы, которые в определенной мере тормозят дальнейшее развитие приграничного сотрудничества.

Узкое место - взаимные неплатежи, которые подрывают доверие партнеров друг к другу. Необходимо договориться о взаимном признании полисов страхования автогражданской ответственности. Требует изменения тарифно-транспортная политика России. На последнем заседании Межгоссовета ЕврАзЭС достигли договоренности об унификации железнодорожных тарифов на перевозку массовых грузов (уголь, зерно) с тем, чтобы стоимость перевозки была одинакова для всех стран "пятерки". Целесообразна реализация совместных проектов в важнейших отраслях экономики: энергетике, нефтегазовом секторе, обрабатывающей, легкой, химической отраслях промышленности. Важно увеличить культурный и информационный обмен, надо открывать торговые дома, культурно-деловые центры в первую очередь в приграничных регионах.

- Что интересует российский бизнес в Казахстане и каковы дальнейшие перспективы развития казахстанско-российских торговых отношений?

- Для российского бизнеса наиболее привлекательным является нефтегазовый сектор Казахстана, производство хромовых концентратов, глинозема. Кроме этого, присутствует интерес и к разработке урановых ресурсов, продукции сельского хозяйства, производству металлопродукции и строительных материалов, машиностроению. Российское присутствие в Казахстане традиционно широкое - казахстанцы используют опыт либо капитал, товар либо интеллектуальные наработки своего северного соседа. В ближайшие годы Казахстан и Россия при условии государственной поддержки, повышения качества продукции могут увеличить долю во взаимных поставках машин и оборудования, продукции высоких переделов.

Коренным интересам наших стран отвечает углубление научно-производственной кооперации. Есть неплохие перспективы у совместного производства алюминия, электроэнергии, сотрудничества в добывающих отраслях. Хорошими предпосылками для развития научно-технических и производственных связей является объективная заинтересованность предприятий в развитии хозяйственного взаимодействия, нацеленного на производство экспортной продукции для третьих стран. Думаю, что торгово-экономические отношения Казахстана и России, стран, связанных общей границей и общей исторической судьбой, имеющих в экономике во многом сходные проблемы, и в перспективе останутся важны.

- Текущий год - Год России в Казахстане. Как подчеркнул Нурсултан Назарбаев, он должен стать временем решения глубинных экономических задач, реальной интеграции. Как осуществляет свою деятельность Торговое представительство в рамках евразийских интеграционных инициатив?

- Наш Президент ведет целенаправленный и интенсивный поиск эффективных интеграционных образований. В рамках Положения о Торгпредстве мы принимаем участие в работе делегаций по созданию единого экономического пространства (ЕЭП), а также укреплению Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Удачным примером эффективного интеграционного объединения является этот союз, созданный по инициативе нашего Президента. За небольшой срок удалось добиться реальных результатов в экономическом сотрудничестве пяти государств - Казахстана, России, Беларуси, Таджикистана и Кыргызстана. Так, в рамках сообщества отменены пошлины во взаимной торговле, формируется общий таможенный тариф. Наши страны перешли на принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения", теперь вот договорились об унификации железнодорожных тарифов на перевозку массовых грузов. Считаю, что в перспективе деятельность сообщества принесет огромные плоды.

Президенты Казахстана и России поставили задачу удвоить взаимный товарооборот, и сейчас для нас это главный приоритет. Наши экономики находятся на подъеме, поле взаимных интересов весьма обширно, поэтому задача выглядит посильной. По нашим прогнозам, в текущем году объем товарооборота между нашими странами достигнет 7 млрд. долларов.

- В какой степени повлияют на динамику дальнейшего развития торгово-экономических отношений между Казахстаном и Россией прошедшие недавно в Астане Российская национальная выставка и Российско-Казахстанский экономический форум?

- Российская пресса, на наш взгляд, довольно скудно осветила эти, пожалуй, самые значимые события, прошедшие в рамках Года России в Казахстане в 2004 году. Я думаю, трудно переоценить реальное значение выставки и форума для широкого развития дальнейшего торгово-экономического сотрудничества.

Особенностью выставки было то, что впервые были представлены в основном не готовые изделия, а новейшие технологические разработки в ведущих отраслях промышленности России, многие из которых не имеют аналогов в мире.

Уверен, что многое из представленного на выставке будет использовано предпринимателями Казахстана. Об этом в какой-то мере говорит и количество заключенных протоколов и соглашений о дальнейшем сотрудничестве, которые предварительно оценены на сумму около 20 млн. долларов.

- Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты?

- Я бы хотел выразить благодарность предпринимателям Казахстана и России, которые активно сотрудничают с Торгпредством. И пригласить всех, кто не успел этого сделать, к налаживанию деловых связей. Отмечу, что главной своей задачей мы видим оказание всемерной поддержки их бизнеса путем продвижения товаров на российский и казахстанский рынки, привлечения и размещения инвестиций, поиска партнеров для создания совместных предприятий. Наши координаты можно найти на веб-сайте: www.kaztrade.ru.

Статья 2

На земле и в космосе. Укрепление отношений Казахстана и России идет по всем направлениям

Важнейшим итогом последних двух лет, прошедших под знаком Года Казахстана в России и Года России в Казахстане, стало фактически двукратное увеличение товарооборота между странами. Но резервы для его дальнейшего роста еще не исчерпаны. Именно обсуждению возможностей расширения взаимовыгодного сотрудничества посвящен начавшийся вчера официальный визит Президента Нурсултана Назарбаева в Российскую Федерацию. Нужно отметить, что это первая в наступившем году зарубежная поездка казахстанского лидера.

Фото Сергея Бондаренко, Болатбека Отарбаева

В настоящее время взаимодействие двух государств развивается весьма интенсивно по целому ряду направлений. Причем не только на земле, но и в космосе. Как известно, в декабре этого года с космодрома Байконур планируется вывести на орбиту первый казахстанский спутник связи — «KAZSAT», который позволит значительно усовершенствовать систему телевизионного вещания и фиксированной спутниковой связи республики. Уникальный в своем роде летательный аппарат будет создан в рамках реализации соответствующего соглашения между правительствами РК и РФ, которое, как ожидается, может быть подписано уже сегодня в Кремле.

Еще один важный пункт казахстанско-российской программы космического сотрудничества связан с сооружением на базе космодрома Байконур ракетно-пускового комплекса «Байтерек». В соответствии с соглашением, подписанным в конце прошлого года между Председателем Правительства России Михаилом Фрадковым и Премьер-Министром нашей страны Даниалом Ахметовым, этот новый экологически безопасный космический проект позволит существенно расширить возможности как реализации национальных космических программ, так и выполнения коммерческих запусков.

Само собой, разработка и реализация программ в космосе — важнейший ресурс, который позволит Казахстану в ближайшее время выйти в число ведущих стран мира, делающих упор на развитие наукоемких технологий и использование новейших научных достижений в сфере производства. С другой стороны, нельзя забывать и о чисто «земных» аспектах сотрудничества.

Одним из главных приоритетов в контактах двух стран в экономике будет оставаться нефтяная и газовая отрасли. В частности, совместная разработка месторождений на Каспии. Не менее важной сферой взаимных интересов остается электроэнергетика. Развиваются контакты по линии таможенных органов. Совсем недавно, к примеру, в Павлодарской области на границе с Алтайским краем был открыт единый контрольно-пропускной пункт «Шарбакты», главной особенностью которого является организация совместного с российской стороной досмотра грузов, экспортируемых из Казахстана, что значительно упрощает процедуру их таможенного оформления на территории России.

Поступательными темпами осуществляется взаимодействие двух стран по вопросам развития транзитно-транспортного потенциала. Здесь, кстати, особо стоит выделить принятое российским Правительством в конце прошлого года решение о применении понижающего коэффициента на страхование гражданской ответственности в РФ для казахстанских владельцев транспортных средств.

Сейчас в Казахстане зарегистрировано уже свыше 1 100 предприятий с российским участием, общий уставный капитал которых составляет около двухсот миллионов долларов. Реальным примером интеграции во имя улучшения экономического положения регионов может служить создание межгосударственного объединения ОАО «Агромашхолдинг», в состав которого с казахстанской стороны вошел «Костанайдизель», а со стороны России — ОАО «Сибмашхолдинг». Нельзя не вспомнить и о договоре о совместной деятельности, заключенном между ОАО «КамАЗ» и рядом казахстанских предприятий, образовавшими автомобильный консорциум. Весомые результаты способен будет принести Межгосударственный инвестиционный банк, о создании которого сейчас договариваются Казахстан и Россия.

В том, что двум странам удалось за последние годы значительно укрепить свои отношения, — заслуга многих казахстанцев и россиян. И их вклад в это дело должен быть отмечен. Церемония вручения государственных наград Казахстана ряду российских государственных деятелей состоялась вчера в резиденции посольства РК в РФ. Нурсултан Назарбаев вручил орден «Достыћ» министру обороны Сергею Иванову и главе внешнеполитического ведомства Сергею Лаврову.

Как отметил по окончании встречи в коротком интервью журналистам Сергей Лавров, межгосударственные мероприятия, которые проводились два последних года на территории двух стран, помогли не только поднять на качественно новый уровень экономические контакты, но и упрочить дружбу между народами Казахстана и России.


Фото Сергея Бондаренко, Болатбека Отарбаева







Это мнение поддерживает и Сергей Иванов. Высоко оценив факт вручения ему государственной награды Казахстана, он назвал ее авансом за ту работу, которая проводится министерствами обороны РК и РФ по обеспечению безопасности в обширном регионе.

Программа первого дня официального визита Главы нашего государства в Россию оказалась весьма насыщенной. При этом особое место в ней заняла встреча Нурсултана Назарбаева с ректором Московского государственного университета имени М. Ломоносова академиком Виктором Садовничим. В нынешнем году возглавляемый им самый престижный российский вуз отмечает свое 250-летие. Поздравив ректора с большой юбилейной датой, Нурсултан Абишевич подчеркнул, что не случайно именно в стенах МГУ он впервые обнародовал идею Евразийского союза, важные положения которой сегодня успешно реализуются в деятельности таких межгосударственных структур, как СВМДА, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и ЕЭП.

Выразив признательность ректору вуза и всему профессорско-преподавательскому составу за ту поддержку, которую они оказывают казахстанским инициативам, Н. Назарбаев вручил В. Садовничему для передачи в дар новой Фундаментальной библиотеке университета коллекцию книг, изданных в последнее время в Казахстане.

…Само собой, прорывные направления в космической сфере, дальнейшее укрепление экономических связей между двумя государствами, их регионами и конкретными предприятиями не могут не радовать. Но не менее значим и человеческий фактор, связанный с развитием отношений народов двух стран. Год Казахстана в России и последовавший вслед за ним Год России в Казахстане действительно способствовали дальнейшему развитию добрососедских отношений между казахстанцами и россиянами.

Совместные культурные мероприятия, спортивные состязания между приграничными регионами, организация выставок и дружеских встреч — все это, несомненно, в значительной степени повлияло на укрепление контактов людей, живущих в соседних государствах. Тем более что число русских в Казахстане по-прежнему остается самым большим среди других постсоветских государств, да и количество казахов, проживающих в России, достаточно велико. В связи с этим важнейшим пунктом программы первого дня пребывания Нурсултана Назарбаева в РФ как раз и стала встреча с представителями казахской диаспоры России, насчитывающей около миллиона человек и играющей немаловажную роль в укреплении казахстанско-российских отношений.

В настоящее время экономически окрепший Казахстан имеет существенные возможности для поддержки своих соплеменников, проживающих за рубежом. Это касается и развития культуры, и улучшения дел в сфере образования, изучения родного языка, а также вопросов, связанных с возвращением оралманов на свою историческую родину. Правда, есть в этой сфере и определенные проблемы. В частности, как считают некоторые проживающие в соседнем государстве казахи, нельзя ограничиваться только этнокультурным компонентом во взаимодействии. Создание газеты для казахской диаспоры, безусловно, хорошая поддержка. Помощь в открытии казахских школ и развитии национальных центров — тоже. Но необходимо и другое, — к примеру, активное использование потенциала казахских общин в вопросах развития двустороннего сотрудничества в экономической и научной сферах. Что ж, использовать такой потенциал действительно важно. И надо полагать, что состоявшийся разговор будет этому способствовать. Президент заверил, что государственные органы РК будут всемерно содействовать более полному удовлетворению потребностей казахской диаспоры, и дал поручения на этот счет соответствующим министерствам.

В ходе беседы Нурсултан Назарбаев рассказал представителям казахской диаспоры о современном социально-экономическом, политическом развитии республики и приоритетах государственной политики. Говоря об осуществляемом сейчас в России новом этапе структурных экономических преобразований, Глава государства, в частности, отметил, что комплекс подобных болезненных реформ был проведен в РК еще в конце девяностых, и сейчас республика испытывает благотворные последствия тех решительных перемен. Уже пять лет подряд ежегодные темпы роста экономики достигают в среднем десяти процентов. И это позволяет говорить о том, что поставленная задача удвоения ВВП будет решена со значительным опережением: не к 2010 году, как первоначально ожидалось, а на два или даже три года раньше.

Поздним вечером Глава Казахстана принял мэра Москвы Юрия Лужкова.

Сегодня в ходе официального визита Нурсултан Назарбаев встретится в Кремле с Президентом России Владимиром Путиным. Ожидается, что по итогам переговоров будет подписан ряд двусторонних документов, среди которых наиболее важный — Договор о делимитации казахстанско-российской государственной границы.

Сергей НЕСТЕРЕНКО,

наш специальный корреспондент

г. Москва


Казахстан: степь и космодром

Казахстан сегодня воспринимается респондентами в первую очередь как бывшая союзная республика с запоминающимся природным ландшафтом и унаследованным от СССР космодромом.

О положительном отношении к Казахстану заявляют 35% опрошенных, безразличном – 46%, отрицательном - 13%;

Следует отметить, что рекордно низкое число респондентов – 31% - могут правильно назвать столицу Казахстана (для сравнения: столицу Молдавии знают 61% опрошенных, Армении - 67%, Белоруссии - 75%.), тогда как 28% дают неверный ответ. Связано это, разумеется, с недавним переносом столицы из Алма-Аты в Астану, оказавшимся, по-видимому, вне поля зрения значительной части россиян. В ответах на открытые вопросы старая столица упоминается значительно чаще новой.

"Алма-Ата – я там служил"; "Алма-Ата, Байконур, целина, яблоки" (открытый вопрос).

Кроме того, для ряда опрошенных Казахстан, Узбекистан и другие азиатские республики сливаются в единое целое:

"Казахстан, Узбекистан – одно и то же"; "да ничего не приходит: какая разница Казахстан или Узбекистан?" (открытый вопрос).

Как свидетельствуют ответы на открытый вопрос, Казахстан у респондентов ассоциируется в первую очередь с красотами степной природы – именно о них говорят 16% опрошенных.

"Бесконечная степь, отары овец"; "бескрайние степи казахские"; "жаркий климат, хлебный край" (открытый вопрос).

Не менее массовой ассоциацией является и космодром Байконур (16%). Отметим, что большинство респондентов уверены: Байконур – "наш" комплекс, несправедливо оказавшийся в ведении Казахстана.

"У нас там была ракетная база Байконур"; "Байконур – наша база"; "аренда за наш Байконур" (открытый вопрос).

О целине, которую "поднимали все, а теперь она досталась Казахстану", вспоминают 8% наших сограждан:

"Когда-то была целина, а теперь только воспоминание"; "целинные просторы"; "была житница – туда съезжалась вся страна" (открытый вопрос).

6% опрошенных воспринимают Казахстан в первую очередь как бывшую союзную республику:

"Бывшая республика Советского Союза"; "есть такая наша бывшая республика" (открытый вопрос).

При этом значительная часть респондентов и сегодня отказывает Казахстану в праве на суверенитет, считая его неотъемлемой частью России:

"Такого государства никогда не было и не могло быть – это часть России"; "наша часть, много русских"; "наши территории" (открытый вопрос).

Те, для кого суверенитет нашего южного соседа – данность, в большинстве случаев говорят о явном охлаждении отношений:

"Когда-то жили дружно, а сейчас русские бегут оттуда, хотя мы поднимали целину. А в России все живут нормально – и казахи тоже"; "Казахстан нам не доверяет и отдаляется постепенно"; "хорошо жили наши родственники в Казахстане до раздачи суверенитетов"; "чужие теперь это: бывшая республика, ушли от нас – пусть сами живут"; "конкретных дружественных отношений нет, и в искренность отношений не верится" (открытый вопрос).

Неудивительно, что на фоне некоторого отдаления независимых России и Казахстана советский период воспринимается многими респондентами несколько идеализированно - как время мира, доброжелательности и отсутствия границ. Казахстан советского периода, судя по воспоминаниям наших сограждан, - спокойная южная республика, популярное место отдыха:

"В советское время отдыхали в Алма-Ате – запах душистый, дешевые фрукты"; "я жила там – жила хорошо, и отношение было хорошее"; "хороший курорт"; "был там – развитая республика, раньше можно было остаться там жить" (открытый вопрос).

В то же время только 24% опрошенных однозначно заявляют, что нынешние отношения России и Казахстана их не удовлетворяют; 35% опрошенных считают их вполне приемлемыми.

Отвечая на вопрос "Что именно не удовлетворяет Вас в отношениях между Россией и Казахстаном?", 8% говорят о дискриминации русского населения на территории республики Казахстан:

"Оттуда выживают русских"; "русские люди сами оттуда съезжают, так как жить невыносимо"; "к русским плохо относятся – выгоняют" (открытый вопрос).

Около 4% респондентов утверждают, что при разделе Советского Союза Казахстан захватил часть российской собственности.

"В Казахстане мы все строили, в том числе и Байконур, а теперь вынуждены за все платить"; "захватили много наших территорий"; "при отделении взяли много земель" (открытый вопрос).

При этом отношение респондентов к населению Казахстана в целом можно назвать нейтральным. Достаточно редко встречаются негативные высказывания собственно о казахах.

"Не люблю черных"; "чурки узкоглазые" (открытый вопрос).

В основном же опрошенные относятся к живущим в Казахстане нейтрально и положительно.

"Простой народ, жалко людей"; "соседи добропорядочные"; "такие же люди, как и мы"; "хорошие люди – трудолюбивые, честные" (открытый вопрос).

Отношение респондентов к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву достаточно позитивное – 42% россиян ему симпатизируют. Многие, отвечая на открытые вопросы, дают Н. Назарбаеву положительные характеристики.

"Президент Назарбаев – умный мужик"; "Назарбаев – умный, толковый"; "Назарбаев – хороший руководитель"; "там хороший президент – Назарбаев" (открытый вопрос).

Стоит отметить, что респонденты, акцентирующие внимание на том, что Казахстан в прошлом был советской республикой, и сегодня в общем относятся к нему позитивно. Те же, кто говорит о Казахстане как о суверенном государстве, в большинстве случаев констатируют охлаждение его отношений с Россией:

"Президент Казахстана нам не доверяет и отдаляется постепенно"; "неуважение Казахстана к России"; "мы были вместе, родные, а теперь – порознь" (открытый вопрос).