Министерство образования РФ
Челябинский политехнических техникум
Реферат
по курсу: «Стратегический менеджмент»
на тему: «Создание стратегии»
Выполнил:
Кондрашкин Д.
гр. М-331
Проверил:
Зезюков А.В.
Челябинск
2002
Создание стратегии предприятия
Краткая характеристика предприятия и продукции
Фирма ООО «НПК», производящая чипсы «Наф – Наф», была зарегистрирована в мае 1992 г. Первоначально фирма занималась покупкой-продажей продуктов питания, т.е. закупала продукты питания в г. Москве и в С.- Петербурге и продавала в Челябинской области, а также в районах крайнего Севера.
Далее, в связи со становлением в России рыночной экономики и, как существенным признаком ее, - ужесточением конкуренции советом директоров ООО «НПК» была принята стратегия на производство собственных продуктов питания в г. Челябинске, что позволило бы сократить себестоимость продукции и занять если не лидирующее, то достаточно стабильное место на рынке производителей продуктов питания г. Челябинска.
Одним из направлений производства продуктов питания фирма ООО «НПК» выбрала производство картофельных чипсов «Наф – Наф», что, на ее взгляд, является достаточно перспективным расширением диверсификации производства.
Данные чипсы были специально разработаны Российским Институтом пищевой индустрии в соответствии с международными стандартами качества продукции и в соответствии с запросами потребителей, а также на основе анализа существующей на данном рынке продукции, выявления ее сильных и слабых сторон, преимуществ и недостатков.
Формирование миссии предприятия
О новой продукции и ее характеристиках потребителей нужно проинформировать, пока у них пока еще нет какого-то отношения к ней. Для товаров, о которых потребителям хорошо известно, главное в продвижении – убеждения; нужно трансформировать знания о товаре в благожелательное отношение к нему. Для прочно утвердившейся продукции упор делается на напоминание – укрепление предшествующего отношения потребителей.
Усилия фирмы на продвижение обращены к потребителям, учредителям, различным организациям, населению в целом. С разными группами фирма осуществляет связь по-разному, так как каждое из них имеет свою четкую цель и потребности. В каждой группе фирма должна найти тех людей, которые формируют ее мнения. Важно понимать, что без устойчивого положительного устного мнения фирме трудно преуспеть.
Таким образом миссия предприятия – завоевание рынка г. Челябинска и Челябинской области .
Для этого необходимо осуществление нескольких миссий:
ü создать образ престижности, низких цен или инновационности для фирмы и ее продукции
ü стимулировать энтузиазм среды участников каналов сбыта;
ü убедить потребителей переходить от одних товаров к другим (к нашим);
ü создать благоприятную информацию о фирме, ее товарах относительно конкурентов в СМИ.
Согласно вышеизложенному, продвижение является важным моментом деятельности фирмы, а его изучение актуальным на сегодняшний день.
Формирование краткосрочных и долгосрочных целей предприятия
Исходя из миссии предприятия сформируем краткосрочные и долгосрочные цели предприятия:
Краткосрочные:
ü вывести товар на рынок Челябинска;
ü наладить его производство и сбыт;
ü заключить договора с поставщиками сырья;
ü заключить договора на оптовые поставки товара;
ü добиться известности фирмы и продукта;
ü добиться безубыточности производства.
Долгосрочные:
ü получение прибыли;
ü расширение ассортимента производимой продукции;
ü завоевание рынка Челябинска и региона в целом;
ü рост объемов производства и продаж.
Цели предприятия напрямую вытекают из миссии и должны обеспечить ее осуществление.
Анализ макро - и микроокружения
Основная сфера соприкосновения и анализа окружения – это маркетинг. Он позволяет оценить угрозы и положительные тенденции влияния макро – и микроокружения на фирму.
Анализ влияния макроокружения:
+ |
- |
Общий рост спроса на данный вид продукции |
рост налогового бремени |
Развитие новых производственных технологий |
Рост конкуренции |
Льготное налогообложение для малых предприятий |
Рост цен на энергоресурсы и сырье у поставщиков |
Заинтересованность областной администрации в создании новых предприятий |
|
Анализ влияния микроокружения:
+ |
- |
Внедрение новейших безотходных технологий в производство |
текучесть кадров |
Поставки только высококачественного сырья |
нехватка квалифицированных специалистов |
Тесные связи с поставщиками |
недостатки предварительного маркетингового исследования рынка |
Стабильный спрос оптовых покупателей |
Снижение спроса на производимый продукт |
Вывод: анализ макро и микросреды показал, что угрозы и положительное влияние на предприятия в макроокружении носят общеэкономический характер, а микросреда во многом зависит от самого предприятия, т.к. проблему с текучестью и квалификацией кадров можно решить посредством организации курсов повышения квалификации без отрыва от производства.
SWOT - анализ
SWOT – анализ необходим для создания общего представления о положении фирмы на рынке, о угрозах и возможностях выполнения ее миссии.
SWOT – анализ
Сильные стороны |
Текущая ситуация |
Слабые стороны |
1. Опыт работы |
1. Начальный этап вывода продукта на рынок |
1. Существенные недостатки предварительного маркетингового исследования |
2. Квалифицированные специалисты для ведения торговой деятельности |
2. Организация производства и подбор кадров |
2. Нет специалистов уровня, необходимого для освоения сложного производства |
3. Наличие дополнительных услуг, в том числе поставки на заказ и доставка |
3. Налаживание связей с поставщиками сырья и производителями |
|
4. Эффективная реклама |
|
|
5. Перспективы развития |
|
|
6. Наличие гибких систем оплаты |
|
|
Возможности |
Планируемые действия |
Угрозы |
1. В связи с тем, что существует мало фирм производящих чипсы в Челябинской области есть возможность расширить свою деятельность на рынках сбыта |
1. Дальнейшее проведение рекламной компании |
1. Рост цен на энергоносители (ГСМ) |
2. Развитие бизнеса и расширение производства |
2. Увеличение доли рынка |
2. Приход на рынок большего числа конкурентов |
|
3. Обучение персонала с целью увеличения эффективности менеджмента |
3. Поднятие уровня производства повлечет пониженный спрос |
Из данного SWOT анализа хорошо видно, что фирма имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью развитие организации по всем стратегическим направлениям.
Формирование портфеля предприятий
Распределим производимый товар по матрице БКГ и сравним с ближайшими конкурентами (см. ниже).
Матрица ВКГ
|
Относительная скорость роста продаж |
|
|
Высокий уровень |
Звезды «Наш чемпион» |
? Ариант (колечки) |
|
Средний Уровень |
Дойные коровы НПК «Наф – Наф» |
Собаки Кукурузные палочки |
относительная рыночная доля |
0 |
|
|
|
Из данных матрицы БКГ можно сделать следующие выводы, что колечки и кукурузные палочки переживают некоторые трудности. Не смотря на несколько разновидностей колечки не могут являться источником фиксированного дохода и поэтому данное направление развития бизнеса является спорным.
«Наш чемпион» является беспорным лидером продаж, а производимые анализируемой фирмой чипсы уже хорошо зарекомендовали себя на рынке своей невысокой ценой и хорошим качеством.
Матрица БКГ для миссий предприятия
|
Относительная скорость роста продаж |
|
|
Высокий уровень |
Звезды Создать благоприятную информацию о фирме, ее товарах относительно конкурентов в СМИ. |
? создать образ престижности, низких цен или инновационности для фирмы и ее продукции |
|
Средний Уровень |
Дойные коровы Стимулировать энтузиазм среды участников каналов сбыта; |
Собаки убедить потребителей переходить от одних товаров к другим (к нашим) |
относительная рыночная доля |
0 |
|
|
|
Оценим угрозы по матрице Мак –Кинзи
Высокая |
1. инвестиро-вание и рост |
2. инвестиро-вание и рост |
3. избирате-льность |
|
Средняя |
4. инвестиро-вание и рост |
5. избирате-льность |
6. сбор урожая и уход с рынка |
|
Низкая |
7избирательность |
8. сбор урожая и уход с рынка |
9. сбор урожая и уход с рынка |
|
Привлекательность отрасли |
Высокая |
средняя |
низкая |
Сила позиции бизнеса |
Поднятие уровня производства повлечет пониженный спрос
Рост цен на энергоносители (ГСМ)
Приход на рынок большего числа конкурентов
Таким образом, мы видим, что в основном угрозы предприятия – это решаемые проблемы, которые можно решить путем инвестирования.
Оценка эффективности выработанной стратегии
На основании матрицы БКГ и Мак – Кензи оценим эффективность выбранной стратегии.
Матрица Томпсона - Сикленда
Конкурентоспособность |
Зарождение |
Рост |
Зрелость |
Старение |
Доминирование |
достижение долгосрочных целей |
|||
Сильная позиция |
|
|
|
|
Благоприятная позиция |
достижение краткосрочных целей |
|
|
|
Прочная позиция |
|
угроза со стороны макроокружения |
|
|
Слабая позиция |
|
|
угрозы со стороны макро и микроокружения |
|
Нежизнеспособная позиция |
|
отказ от производства из – за неблагоприятных условий бизнеса |
В результате анализа данной матрицы мы можем сделать вывод, что наиболее эффективной стратегией является захват рынка г. Челябинска через стимулирование работы со сбытовыми структурами (предприятиями, предпринимателями и т. д.)
Данная матрица дает возможность оценить выбранную стратегию «стимулировать энтузиазм среды участников каналов сбыта», как жизнеспособную.
Для этого необходима договорная работа со сбытовиками, наличие скидок, поставка товара со склада на заказ оптовым организациям и в розничную торговлю, реклама в СМИ о наличии данных услуг .
Список использованной литературы
Боумен К. Основы стратегического менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 175 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М., 1995. – 250 с.
Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ Банки и биржи", 1994.
Кохно П. А. / Микрюков В. А. / Коморов С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
Любинова Н. Г. Менеджмент путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992.
Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления. Лениздат, 1992.
Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1992.