Календарно- тематический план прохождения практики

№ п\п

Содержание задания

Дата

1

Ознакомление с торговым предприятием

4.04

5.04

6.04

2

Изучение ассортимента

7.04

8.04

9.04

3

Исследование качества  и безопасности товаров

11.04

12.04

13.04

4

Исследование покупательского спроса

15.04

16.04

5

Ознакомление с организацией хозяйственных связей

18.04

19.04

6

Ознакомление с организацией торгово- технологического процесса

20.04

21.04

7

Информационная работа предприятия

22.04

23.04

24.04











ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

№ п\п

Содержание практики

1

ООО «Газавтозапчасть»  было образовано 5 июня 1990 года. Основываясь на разработанном фирмой капитале при проведении экологических исследований и изысканий, фирма "Газавтозапчасть" начала торговлю на  рынке города Новосибирска с августа 1993 года в рамках совместной деятельности, с таким крупным производителем запчастей.

В период с 1993 года по настоящее время была создана собственная фирменная сеть в городе Новосибирске. Кроме того,  фирма осуществляет мелкооптовую торговлю в Новосибирской области и на территории Сибири.

Целью фирмы "Газавтозапчасть" является достойное служение обществу путем удовлетворения его потребности в автозапчастях на территории города Новосибирска. Дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров,  и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы.

Организационная структура предприятия  изображена в приложении 1

Структура аппарата управления ООО "Газавтозапчасть" является смешанной,  для управленческого персонала она – линейно-функциональная, а для продавцов-консультантов структура управления предполагает матричную систему взаимоотношений.

Разделение труда по функциональному признаку между работниками салонов осуществляется,  прежде всего, по линии обособления функции управления, а также отделения основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку  весь персонал салонов подразделяется на следующие группы работников:

-             административно-управленческий персонал;

-             торгово-оперативный персонал;

-             обслуживающий персонал.

Также существует и квалификационное разделение труда,  которое распределяет обязанности в соответствии с квалификацией работников. В связи с этим круг обязанностей работников разной квалификации,  выполняющих одинаковые функции (продавец 1, 2, 3 категории) различен.

Данное разделение труда на этом предприятии способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и улучшению обслуживания покупателей. Рациональной разделение труда дает значительный эффект,  так как при этом обеспечивается наиболее целесообразное использование работников и повышение эффективности их труда.

 Маркетинговая стратегия ООО "Газавтозапчасть" основывается на нескольких основных принципах:

-             наиболее полное изучение потребителя и рынка;

-             определение оптимального ассортимента товара;

-             разработка наиболее эффективной сбытовой политики.

Главной и единственной задачей всех служб и отделов фирмы "Газавтозапчасть" является скорейшее продвижение товара с момента его поступления покупателю.

В приложении 2 представлены основные  показатели эффективности деятельности предприятия. Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы: за 2004г. СФ ООО "Газавтозапчасть" перевыполнил план товарооборота на 3600, по сравнению с 2003г. отклонение составило 192,7.

При этом уровень валового дохода в 2004 году вырос на 182,7, причиной этого то, что товары продавались с более высокими надбавками, а также улучшилась ассортиментная группа товаров, пользующаяся спросом. Фактическая сумма валового дохода превысила плановую на 189,6 тыс. рублей.

В процессе деятельности работники в 2004 году допустили перерасход издержек обращения на 13,2. Это говорит о том, что с ростом товарооборота увеличиваются издержки обращения, а так же прибыль. Можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, в течении всей деятельности, в 2004 году рентабельность равна 17 %.

Устав предприятия является основным документом, которым руководствуется предприятие в процессе деятельности. Устав предприятия представлен в приложении 3. В приложении 4 представлено решение  учредителя общества от 21.05.1999 года.

В соответствии с законодательством организация имеет сертификаты соответствия  на продукцию (приложение 5   и 6).

Свидетельство о  государственной регистрации представлено в приложении 7 и 8.

Режим работы предприятия: ежедневно, без обеда и выходных с 9-00 до 19-00.

Организация  охраны труда в ООО «Газавтозапчасть»  осуществляется в соответствии со следующими положениями, представленными ниже.

Охрана труда ООО «Газавтозапчасть» - это комплекс мероприятий по технике безопасности, производственной санитарии и гигиене, противопожарной технике. Осуществление этих мероприятий обеспечивает создание нормальных условий работы на всех участках производства на научно-гигиенической и технической основе. Задачи техники безопасности на производстве общественного питания ООО «Газавтозапчасть» - изучение особенностей процессов производства и обслуживания, анализ причин, вызывающих несчастные случаи и профессиональные заболевания, разработка конкретных мероприятий по их предупреждению.

Противопожарная техника ООО «Газавтозапчасть»  помогает осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров и разрабатывать эффективные способы их тушения.

ООО «Газавтозапчасть» выполняет следующие основные функции:

·       закупка товаров;

·       хранение;

·       сбыт;

·       доставка.

В приложении 9 представлен а выписка  из журнала  регистрации инструктажа на рабочем месте.

Генеральный директор.

I. Генеральный директор осуществляет оперативное руководство

деятельностью ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

II. Hа генерального директора возлагаются следующие  обязанности:

1. Осуществлять общее руководство администрацией и оперативно-хозяйственной деятельностью ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

2. Координировать работу всех служб и подразделений.

3. Рационально использовать финансовые, материальные и людские ресурсы с целью обеспечения доходности ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

4. Обеспечить выполнение коллективного договора.

5. Способствовать развитию и совершенствованию морально-технической базы ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

6. Определять кадровую политику, принимать на работу и увольнять работников ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

7. Организовать правовую работу и обеспечить соблюдение действующего законодательства ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

8. Выполнять все обязанности предусмотренными Уставом ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

9. Представлять и защищать интересы работников ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» в различных инстанциях.

III. Генеральный директор несет ответственность, предусмотренную законодательством, за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и возмещает ущерб, причиненный ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.


Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам

I. Заместитель генерального директора по коммерческой работе организует коммерческую деятельность ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ», которая в соответствии с Уставом является основной деятельностью.

II. Hа заместителя генерального директора по коммерческой работе возлагаются следующие обязанности:

1. Обеспечить закуп и реализацию промышленных и продовольственных товаров, пользующихся спросом у потребителя.

2. Принимать меры к заключению и исполнению договоров поставки, осуществлять контроль за соблюдением договорной дисциплины.

3. Производить расчеты с поставщиками в соответствии с заключенными договорами.

4. Организовать торговый процесс с учетом конъюнктуры рынка, уделяя основное внимание реализации товаров детского ассортимента, постоянно совершенствовать структуру товарооборота.

5. Принимать меры направленные на повышение культуры обслуживания, удовлетворения запросов потребителя.

6. Организовать работу по изучению спроса потребителя, конъюнктуры рынка, рекламе товаров.

7. Совершенствовать организацию складского хозяйства в целях рационального размещения товаров, обеспечения их качественной и количественной сохранности.

8. Осуществлять коммерческую деятельность ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом.

9. При организации коммерческой работы эффективно использовать имеющиеся средства и ресурсы с целью получения наибольших доходов от этого вида деятельности.

10. Решать в соответствии с Уставом все вопросы, связанные с деятельностью ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ», в случае отсутствия генерального директора.

III. Заместитель генерального директора по коммерческой работе несет ответственность предусмотренную законодательством за ненадлежащее исполнение обязанностей и возмещает ущерб, причиненный ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» в виду неисполнения или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Заместитель генерального директора по общим вопросам

I. Заместитель генерального директора по общим вопросам обеспечивает материально-техническое снабжение ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ», функционирование транспорта.

II. Hа заместителя генерального директора по общим вопросам возлагаются следующие обязанности:

1. Обеспечить рациональное материально-техническое снабжение ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

2. Организовать эффективное использование автотранспорта.

3. Обеспечить своевременное и качественное выполнение разгрузочно-погрузочных работ.

4. Предусмотреть эффективное использование отходов деятельности: бумага, металл, мусор и т.д.

5. Обеспечить надлежащее состояние прилегающей территории.

6. Организовать своевременное исполнение хозяйственных договоров, относящихся к сфере его деятельности.

7. Обеспечить охрану территории на которой располагается ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

III. Заместитель генерального директора по общим вопросам несет ответственность, предусмотренную законодательством, за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и возмещает ущерб, причиненный ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Главный бухгалтер

I. Главный бухгалтер обеспечивает в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» осуществление финансовой деятельности ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

II. Hа главного бухгалтера возлагаются следующие обязанности:

1. Оформление и осуществление финансовых операций, в том числе своевременные и в полном объеме расчеты с бюджетом.

2. Правильно и рационально организовывать бухгалтерский учет, отвечающий законодательно  установленным требованиям.

3. Постоянно осуществлять учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

4. Обеспечить сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей, для чего организовать своевременное проведение качественных инвентаризаций, контрольных проверок, мероприятий направленных на сохранность денежных средств и товарно-материальных ценностей.

5. Организовать достоверный учет расходов, принимать меры, направленные на их уменьшение.

6. Контролировать правильное расходование фонда оплаты труда, соблюдение штатного расписания, платежной и финансовой дисциплины.

7. Представлять в правление или Совет директоров ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» соображения об имеющихся внутрихозяйственных резервах и ресурсах, уменьшении расходов, ликвидации потерь и т.д.

8. Осуществлять совместно с другими службами экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

9. Систематически контролировать состояние товарных и денежных запасов.

10. Обеспечивать надлежащий порядок инкассирования выручки, ежедневно контролировать поступления выручки на расчетный счет ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

11. Обеспечивать правильность и своевременность проведения и оформления переоценки, уценки и перемаркировки товаров.

III. Главный бухгалтер несет ответственность, предусмотренную законодательством, за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и возмещает ущерб, причиненный ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Главный инженер

I. Главный инженер осуществляет непосредственное руководство

строительством, капитальным и текущим ремонтом, эксплуатацией зданий,

сооружений и оборудования.

II. Hа главного инженера возлагаются следующие обязанности:

1. Обеспечить надлежащую эксплуатацию зданий, сооружений технических средств, оборудования. Для этого своевременно организовать проведение капитального и текущих ремонтов.

2. Обеспечить нормальное функционирование систем отопления, водоснабжения, канализации, электросети.

3. Создать безопасные условия труда для всех работников, организовать выполнение необходимых мероприятий, обеспечивающих надлежащее состояние техники безопасности, противопожарной безопасности, охраны труда.

4. Создать условия обеспечивающие охрану ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» в целом, как объекта, товарно-материальные, денежные средства.

5. Осуществлять постоянный контроль за рациональным и бережным использованием работниками оборудования, материалов, электроэнергии, воды и прочее.

6. Организовать своевременное исполнение договоров, регулирующих хозяйственную деятельность ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ».

7. Постоянно проводить анализ и вносить необходимые предложения в Правление и Совет директоров, по уменьшении эксплуатационных расходов и товарно-материальных ценностей, используемых при проведении ремонта.

8. Обеспечить соблюдение трудовой дисциплины в подчиненном ему коллективе.

III. Главный инженер несет ответственность, предусмотренную законодательством, за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и возмещает ущерб, причиненный ООО «ГАЗАВТОЗАПЧАСТЬ» за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

В приложении 10, 11 и 12 представлена должностная инструкция  генерального директора предприятия, главного бухгалтера и коммерческого директора.

В  приложении 13 представлена система показателей эфективности  использования персонала в организации.

Как видно из таблицы, по большинству показателей в организации  система управления персоналом характеризуется с положительной точки зрения. ОБ этом свидетельствует рост заработной платы, производительности труда. Однако, эффективность мотивации по прибыли упала на 2 %,  также как и эффективность использования средств материального стимулирования. Соответственно, именно эти вопросы остро стоят перед организацией в ближайшем будущем.

         В приложении 14 представлена  планировка торгового зала предприятия.

В приложении 15 отражены основные показатели эффективности использования площадей магазина.

         ООО «Газавтозапчасть» арендует складские площади и офисные помещения в черте города. Поскольку въезд грузового транспорта в район железнодорожного кольца ограничен, при поиске помещения было это учтено. Офис находится в одном здании со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличие материала на складе, отгрузку,  погрузку и проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.

Дадим общую характеристику используемым в организации складам.

Склад в ООО «Газавтозапчасть»- это  здания и сооружения и разные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступающих строительных  материалов, подготовке  их потреблению и отпуску потребителю либо в производство. На складе организации всегда поддерживается определенная температура, влажность и условия, отвечающие требованиям хранения конкретных видов строительных материалов.

В ООО «Газавтозапчасть»  склад выполняют следующие основные функции:

-         временное размещение и хранение строительных материалов;

-         преобразование материальных потоков;

-         обеспечение логистического сервиса в  системе обслуживания.

Использование оборудования  и средств пожарной техники

Назначение фасовочно-упаковочного оборудования в ООО «Газавтозапчасть» состоит в том, чтобы осуществлять весовое дозирование и автоматическую упаковку изделий.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое на складе  ООО «Газавтозапчасть», весьма разнообразно по функциональному назначению, конструкции, принципу действия и производительности. Его можно классифицировать по разным признакам.


2

Ассортиментный перечень товаров представлен в приложении 16.

Ассортиментная политика – наиболее важный из всех инструментов, с помощью которых предприятие работает на рынке. Её задача состоит в том, чтобы в каждый данный момент (и в разумной перспективе) набор товаров, выпускаемых фирмой, оптимально соответствовал нуждам потребителей, как по качественным характеристикам, так и в отношении количественных объемов. Игнорирование ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью предприятия и снижению коммерческой эффективности его деятельности.

Ассортиментная политика в условиях конкуренции оказывает влияние на товарооборот. Говоря о целях ассортиментной политики, можно отметить, что в розничной торговле необходимо стремиться к ассортименту, оказывающему максимально притягательное воздействие на покупателей. Ассортиментная политика играет большую, роль как в сфере маркетинга в целом, так и в управлении каждым отдельным торговым предприятием.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети ООО «Газавтозапчасть»  можно условно разделить на три этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учётом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города. Ассортимент магазина ООО «Газавтозапчасть» представлен непродовольственными товарами в основном периодического спроса.

Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, то есть рассчитывается структура группового ассортимента. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов.

         Структура ассортимента предприятия в 2004 году представлена в приложении 17.

Необходимо отметить, что наибольший удельный вес в товарообороте занимают следующие товарные группы: автозапчасти (24,56 % в 2003 г. и 22,94 % в 2004 году), тормозные жидкости (20,24 % и 19,35 %), автостекло (21,12 % и 25,37 %), автомасла (15,90 % и 14,61 %). По некоторым товарным группам удельный вес в розничном товарообороте увеличился, а именно, автостекло на 4,25 %, автоэмали на 0,17 %. Наблюдается снижение доли продаж автозапчасти (на 1,62 %); автомасла (на 1,29 %). По остальным группам наблюдается незначительное снижение их удельного веса в общем объеме товарооборота. В целом структура товарооборота ООО «Газавтозапчасть» изменилась незначительно.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспеченно соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента в каждом конкретном розничном торговом предприятии. Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, то есть должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению комплектность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

Ассортимент товаров магазина характеризуется широтой, глубиной и насыщенностью. Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп, а глубина – количеством разновидностей товаров.

Широта и глубина ассортимента выбираются с учетом его специализации и типизации, цели его деятельности, и, разумеется, предпочтений потребителей. Решения о включении в ассортимент того или иного товара руководитель принимает исходя из привычки или традиции, подражания конкурентам, а то и просто на основе интуиции.

Широта ассортимента товаров ООО «Газавтозапчасть» равна 7, так как магазин реализует семь ассортиментных групп товаров.

Совершенствование ассортимента товаров в ООО «Газавтозапчасть» осуществляется путем его насыщения, то есть добавления новых товаров в уже существующие рамки. Насыщенность ассортимента авто запчастями или общее число составляющих ассортимент  товаров  равна 1238.

Глубина товарной номенклатуры магазина «Газавтозапчасть», представляющая собой количество наименований товаров в рамках каждого вида товарной номенклатуры, рассмотрена на примере  автозапчастей.

В ООО «Газавтозапчасть» в рамках каждой ассортиментной группы с учетом количества моделей и размеров насчитывается значительное количество наименований товаров. Глубина ассортимента автозапчастей согласно ассортиментному перечню за анализируемый период увеличилась на 55 единиц и составила в 2004 году 395 единиц (приложение 18).  

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.

Устойчивость (стабильность) ассортимента товаров – бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых предприятий определяется с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости (стабильности) ассортимента.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) рассчитывают путем отношения фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:

Кп = Рф / Ра,                                                     (1)

где Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки;

Ра – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

На полноту ассортимента товаров в магазинах влияют факторы, причем, нередко случайные (например, задержка поставки, нарушение графика завоза и т. п.).

Для исключения воздействия случайных факторов и более правильной оценки товарного ассортимента, его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина.

Коэффициент устойчивости (стабильности) ассортимента (Куст) рассчитывается по формуле:

Куст = ,                                     (2)


где Рф1, Рф2, ..., Рфп – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Ра – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

п – количество проверок.

Числовое значение коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента находится в пределах от 0 до 1. Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина, тем лучше он формируется.

Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по ассортименту товаров отдельных товарных групп или потребительских комплексов. Рассчитаем коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента по автозапчастям.

В период с февраля по апрель 2003 года были проведены три проверки соответствия реализуемого ассортимента автозапчастей ассортиментному перечню. В результате проверок выявлено, что в ООО «Газавтозапчасть» ассортиментный перечень соблюдается в полном объеме, так как не было отклонений реализуемого ассортимента от предусмотренного ассортиментного перечня. Таким образом, рассчитанные на основе проверок коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента магазина «Газавтозапчасть» равны единице:

Кп = 19 / 19=1,

Куст = =1.

Следовательно, ассортимент исследуемого предприятия можно считать полным и достаточно устойчивым. В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, в ООО «Газавтозапчасть» принимают меры к завозу их в магазин.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента  в ООО «Газавтозапчасть» включает в себя следующие основные моменты:

    - определение текущих и перспективных потребностей покупателей:

    - оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к  выпуску продукции;

  - изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

 - оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Порядок разработки и утверждения ассортиментного перечня

Ассортиментный перечень товаров ООО «Газавтозапчасть» устанавливается для товары, которые   должны  быть  в  наличии  в течение  всего рабочего дня.  Перечень вывешивается на видном для покупателей месте.

            В обязательные  ассортиментные  перечни  включаются  товары,   потребность  в  которых удовлетворяется не менее,  чем на  70%.

            Ассортиментные   перечни   с   учетом      типизации,    специализации,

месторасположения,   наличия   торговых   и  складских  площадей,  и контингента обслуживаемого населения ООО «Газавтозапчасть».

            Ассортиментные перечни утверждаются  руководством организации ООО «Газавтозапчасть». Перечни разрабатываются и утверждаются на год.

         При изменении ситуации  в ООО «Газавтозапчасть»  перечни  подлежат переутверждению.

3

Оценка качества товаров

         В приложениях 19 и 20 представлены сертификаты на качество по двум видам товаров: автомобильной химии и масло моторного.

В приложении 21 представлен протокол анализа № 3108, в котором   было сделано заключение о несоответствии вязкости масла марки ТМ5-18 по кинематической вязкости.

Таблица 1

Оценка качества товаров

Наименование товара

Показатели качества

Дефекты

Градации качества

Условное обозначение и наименование ГОСТА

вид

Месторас

положение

размеры

Допустимость по ГОСТ

Масло моторное Ангрол

Класс опасности

Банка



4 класс

1- 4 классы

ТУ 38.601-01-220-92

Электролит

Раздражающее действие на кожу

Пластмассовая бутылка



ПДКр.з = 1 мг\м3


ТУ 2612-008

Масло марки ТМ5-18

Кинематическая вязкость

банка



Более165000


ТУ 38.301-19-62-95

Порядок разбраковки товаров

1. Установление соответствия (несоответствия) продукции по качеству и комплектности требованиям стандартов, технических условий или другой нормативной документации, сертификату качества либо эталонам-образцам;

2. Установление сущности изменения качества продукции (установление наличия дефектов и их влияния на качество товара);

3. Определение соответствия (несоответствия) фактических характеристик качества товара (артикула, размерных данных, состава ) маркировочным обозначениям, зафиксированным на ярлыке, этикетке;

4. Определение принадлежности отдельных единиц или множеств товара к одной группе (артикулу, марке, типу, виду);

5. Установление соответствия (несоответствия) фактических товарных свойств товара показателям качества, содержащимся в сопроводительных документах на их реализацию;

6. Установление соответствия (несоответствия) упаковки (способа, средства) нормативным требованиям;

7. Установление соответствия (несоответствия) условий транспортирования продукции требованиям ГОСТов, ТУ и другой нормативной документации;

8. Установление соответствия (несоответствия) сроков и условий хранения нормативным требованиям;

9. Установление возможности влияния конкретных факторов на изменение качества продукции;

10. Установление соответствия (несоответствия) порядка приемки и испытаний продукции по качеству и комплектности правилам, предусмотренным нормативной документацией.



Таблица 2

Наименование товара

Объем партии, шт.

Объем выборки

Масса пробы или образца, кг

Приемочное число

Браковочное число

Автомасла

2000

100

2

200

10

Автозапчасти

7890

100

0,5

50

3

Тормозная жидкость

560

100

2,5

250

15

Порядок уценки товаров:

1. установление   факта необходимости уценки автозапчастей или других товаров

2. расчет допустимой величины уценки исходя из рыночной стоимости

Таблица 3

Данные о дефектах товаров

Наименование товара

Вид дефекта

Внешние признаки

Причины возникновения

Меры предупреждения

Масло

Вязкость не соответствует

Не характерная жидкая консистенция

Заводские

Проверки партии при закупке


Основными документами , обеспечивающими безопасность товаров являются сертификаты качества.

Основной рекомендацией по обеспечению   качества на предприятии выступает работа с надежными партнерами, гарантирующими качество товаров (пример Лукойл)

4

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

Систему факторов, формирующих спрос на автозапчасти в ООО «Газавтозапчасть» можно разделить на следующие основные группы.

1. Экономические факторы. При установлении цен на автозапчасти работники магазина ООО «Газавтозапчасть» учитывают размеры денежных доходов населения города Брянска, так как население города Брянска имеет средний уровень доходов, то предприятие считает нецелесообразным закупать автозапчасти с высоким уровнем цен.

2. Социальные факторы, в том числе мода. Товароведы ООО «Газавтозапчасть» стремятся закупать автозапчасти для всех социальных и половозрастных групп населения, которая соответствовала бы направлению моды и отличалась качеством изготовления. Необходимо учитывать, что ассортимент товаров потребления постоянно обновляется, поэтому на предприятии постоянно проводится работа по формированию спроса, путем активного включения новых товаров в ассортимент магазина.

3. Природно-климатические факторы. Формирование ассортимента автозапчастей зависит от сезонных колебаний спроса населения. Так, в зимний период товароведы магазина ООО «Газавтозапчасть» стремятся расширить ассортимент сапог, полусапожек, так как именно эти виды автозапчастей в данный момент пользуются наибольшим спросом у населения.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Спрос на автозапчасти является альтернативным (неустойчивым), так как формируется в процессе непосредственного ознакомления с товаром и его особенностями. Кроме того, допускается взаимозаменяемость автозапчастей различных видов и разновидностей.

Основной работой по изучению спроса является сбор, обработка и анализ информации. В ООО «Газавтозапчасть» для изучения покупательского спроса применяют метод наблюдения, который проводится для систематического получения сведений о том, какие группы товаров и их разновидности имеются в продаже и каких нет, на какие группы товаров спрос в магазине не удовлетворяется, по каким образуются излишние товарные запасы.

Отметки о наличии товаров в магазине делаются на основе осмотра ассортимента, а отметки о том на какие товары спрос населения не удовлетворяется и по каким товарам образовались излишние товарные запасы – на основе мнений продавцов и заведующих отделами.

На основе полученных данных, товароведы ООО «Газавтозапчасть» производят закупки товаров. Товароведам ООО «Газавтозапчасть» рекомендуется, с целью изучения покупательского спроса, проводить социологические исследования и на их основе производить закупки автозапчастей. Это позволит обеспечить удовлетворение покупательского спроса и приведет к повышению экономической эффективности магазина.

В качестве метода исследования  потребительского спроса   в организации используется анкетирование.

В приложении 22 представлен пример анкеты при анализе   предпочтений  покупателей.

Пилотаж анкеты:

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

         Опрос был проведен среди 10  опрошенных и результаты, полученные при этом, были обработаны следующим образом:

1)    по каждому вопросу  первый вариант ответа оценивается в 5 баллов, второй – 4 балла, 3 – 3 балл, 4 – 2 балла, 5 – 1 балл.

2)    Составляется итоговая таблица по результатам расстановки баллов по каждому вопросу (первый вопрос не оценивается никак)

В приложении 23 и 24 представлены результаты анкетирования потребителей.

В таблице средняя оценка по каждому вопросу определяется как деление общей суммы балов по каждому вопросу на количество опрошенных ( 10 человек).

Как видно из рисунка, наибольший средний балл среди опрошенных получил вопрос № 8, а наименьший - вопрос № 2.

3) Рассчитываем средний балл в целом по продукции делением общей суммы средних баллов на количество оцениваемых вопросов:

29,3/ 9 = 3,26 (балла).

4) Дадим характеристику по среднему баллу продукции.

Таблица 4

Ранжирование продукции по среднему баллу

Средний балл

по продукции

Характеристика

от 0 до 1

очень плохая продукция

от 1 до 2

продукция ничем особенным не отличается от аналогов

от 2 до 3

продукция по половине характеристик превосходит аналоги

от 3 до 4

продукция по большинству характеристик превосходит аналоги

от 4 до 5

самая лучшая продукция

Согласно данным таблицы, можно сделать вывод, что  продукция предприятия ООО «Газавтозапчасть» превосходит другие аналогичные по большинству своих характеристик.

Динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Годовые объемы   реализации автозапчастей в городе Новосибирске

В настоящее время новосибирский рынок автозапчастей и спрос на них  растет, хоть и медленными темпами.

В таблице 5 представлена оценка рынков сбыта для ООО «Газавтозапчасть»

Таблица 5

Оценка рынков сбыта для ООО  «Газавтозапчасть»

Показатели

Город Новосибирск

Населенные пункты по области в радиусе 100 км

Рынки, удаленные за 100 км

Уровень спроса, %

66

58

50

Степень удовлетворения спроса, %

98

87

50

Уровень конкуренции, %

75

58

50

Доля потребителей, готовых купить продукцию,  %

66

45

38


Как видно из таблицы 5, наиболее привлекательным рынком для  компании  является рынок города Новосибирска, наименее привлекательными - рынки,  расположенные дальше, чем на 100 км.

При исследовании покупательского спроса были выявлены группы товаров, имеющие наибольший удельный вес по спросу покупателей.

Таблица 6

№ п\п

Наименование

Удельный вес, %

1

Автозапчасти

23

2

Автомасла

15

3

Тормозные жидкости

13

5

Источники закупки товаров

Закупка товаров является важнейшим элементом процесса товароснабжения в ООО «Газавтозапчасть».

В процессе разработки планов закупок продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам: [7,с . 189]

Vп = Он + ПР – ПРс – Зп,                         (2)

Где    Vп — общий объем поставок продукции;

 Он — остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года;

ПР — количество продукции, произведенной в плановом пе­риоде;

ПРс — количество продукции, используемой для соб­ственных нужд;

3п — нормативный, переходящий запас (ос­таток) на конец планируемого периода.

Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на оп­ределенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланирован­ный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.

Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (на­пример, статистическим методом, с помощью оптимизацион­ных моделей, модели Уилсона и др.).

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 7

Динамика закупок продукции в сопоставимых ценах

Годы

Объем закупок продукции, тыс. руб.

Темпы роста, %

базисные

Цепные

1

2

3

4

2001

85000

100

100

2002

88000

103,5

103,5

2003

95000

111,7

108

Из таблицы видно, что за три года объем закупок вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции  увеличился на 16,8%..

         Среднегодовой темп роста (прироста) закупок продукции можно рассчитать по среднегеометрической:

Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn ,    Тпр = Тр – 100%;

Среднегодовой темп роста (прироста) закупок продукции:

Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 = 1,0572 = 105,72 %

Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %

Среднегодовой темп роста (прироста) закупок продукции:

Трп =Ö1,0 * 1,024 * 1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09

Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %

         Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам. 




Таблица 8

Объем и структура  закупок по видам продукции за 2002 – 2004 гг.

Товары

Закуплено в 2002 г, тыс. руб.

Закуплено в 2003 г.

Закуплено  в 2004 г, тыс. руб.

Динамика и темп роста

Тыс. руб.

2003 год к 2002 году

2004 год к 2003 году

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Автозапчасти

45 000

54,22

43 000

50,59

47 000

48,45

-2 000

95,56

4 000

109,30

Автомасла

21 000

25,3

28 000

32,94

32 000

32,99

7 000

133,33

4 000

114,29

Тормозные жидкости

17 000

20,48

14 000

16,47

18 000

18,56

-3 000

82,35

4 000

128,57

Итого:

83 000

100

85 000


97 000

100

2 000

102,41

12 000

114,12


Таблица   9

№ п\п

Наименование поставщика

Ассортимент товаров

Доля закупок,%

1

ООО «Масло»

автомасло

25

2

ООО «ГАЗ»

Автозапчасти

50

3

Прочие

прочие

25


Порядок заключения договоров

         В приложениях 25 – 31 представлены типовые формы заключаемых договоров, а также прочая сопроводительная документация при работе с поставщиками. В приложении 32 представлена заявка н закупку товаров.

Для того чтобы договор породил права и обязанности сторон, он должен быть заключен, то есть стороны должны достигнуть соглашения по всем его существенным условиям (п.1 ст.432 ГК РФ).

Но, прежде чем заключить договор поставки, предприятие ООО «Газавтозапчасть»  разрешает целый комплекс вопросов, обеспечивающих в своей совокупности своевременное и качественное выполнение будущих договорных обязательств. В частности, возникает потребность разрешить вопросы организационного, правового, методологического и этического порядка.

Непосредственно же деятельность по заключению и формированию условий договора поставки в ООО «Газавтозапчасть»  начинается с того момента, когда у коммерческой организации как поставщика-продавца появляется конкретный покупатель и она вступает с ним в отношения по поводу заключения договора.

В данных отношениях нередки преддоговорные разногласия в процессе преддоговорной переписки. Это нормальное явление в условиях рыночной экономики – на данном этапе происходит согласование интересов сторон. Предварительный проект договора корректируется, происходит установление баланса интересов и распределение рисков неисполнения обязательств между сторонами, то есть достижение соглашения по условиям договора. Возможны три варианта действий: во-первых, согласиться с изменением отдельных пунктов договора, предложенных контрагентом, во-вторых, попытаться найти в отношении спорных пунктов договора компромиссное решение, то есть согласовать возникающие разногласия по отдельным условиям договора, и, в-третьих, отказаться от заключения договора.

Во всех названных случаях сторона, предложившая заключить договор  ООО «Газавтозапчасть» поставки, обязана не позже чем в тридцатидневный срок уведомить другую сторону о своем решении. Это необходимо, поскольку контрагент вправе рассчитывать на то, что договор будет заключен, и уже на этой стадии может приступить к его подготовке и исполнению..

Таким образом, общий порядок заключения договора в ООО «Газавтозапчасть»  – путем направления предложения заключить договор (оферты) и его принятия другой стороной (акцепт оферты) – удобный как юридическая конструкция, совершенно не ложится в рамки реальной процедуры заключения договора поставки в современных условиях..

В самом общем виде процесс заключения договора поставки  в ООО «Газавтозапчасть» представлен в следующей последовательности:

·        Выбор потенциального контрагента после получения ответов на коммерческое предложение;

·        Согласование формы, сроков и даты переговоров по заключению договора с выбранным потенциальным контрагентом;

·        Подготовка предварительного проекта договора.

·        Визирование окончательного проекта договора соответствующими службами и отделами;

·        Подписание проекта договора руководителем предприятия.

·        Проработка тактики ведения переговоров, подготовка вариантов альтернативных формулировок условий договора;

·        После подписания полномочными представителями обеих сторон по итогам переговоров окончательного договора или протокола разногласий к проекту договор считается заключенным;

·        В случае получения от контрагента подписанного договора с протоколом разногласий он направляется в подразделения, визировавшие договор, для дачи заключений;

·        Если предложения контрагента неприемлемы, в соответствии с п.5 ст.429 и п.4 ст.445 ГК РФ руководитель предприятия принимает решение об обращении в суд с требованием принудить контрагента заключить договор.

В рассмотренной нами процедуре заключения договора поставки можно выделить следующие принципы заключения данной сделки в ООО «Газавтозапчасть»:

○ Сторонами должна быть осознана необходимость в поставке и получении данного вида или групп товаров.

○ Сторонами должна быть просчитана экономическая эффективность и коммерческая выгода будущей сделки.

○ Стороны должны обладать достаточной информацией друг о друге.

Содержание договора в ООО «Газавтозапчасть»  представляет собой совокупность всех его условий. В свою очередь, условиями договора устанавливаются или конкретизируются права и обязанности сторон. В  договоре купли-продажи  ООО «Газавтозапчасть» выделяются группы условий, определяющих обязанности соответственно продавца и покупателя. Например, к условиям, предусматривающим обязанности продавца, обычно относят следующие: о товаре (о количестве, качестве, ассортименте, комплектности, таре и упаковке и т.п.), о порядке и сроке его передачи покупателю. Условия договора, регламентирующие порядок принятия товара и его оплаты, определяют обязанности покупателя.

Условия договора купли-продажи в ООО «Газавтозапчасть»  в целях изучения делятся на две группы: к первой относятся условия, регулирующие по преимуществу обязанности продавца; ко второй – условия, определяющие основные обязанности покупателя. Основным обязанностям продавца и покупателя соответственно противостоят права требования контрагента. Важное значение имеют также предусмотренные законом последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения со стороны продавца или покупателя соответствующих условий договора. Таким образом, в договоре купли-продажи  ООО «Газавтозапчасть» определяется ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Главная обязанность продавца заключается в передаче покупателю товаров, являющихся предметом купли-продажи. Такая передача осуществляется в срок, установленный договором, а если такой срок договором не установлен, - в соответствии с правилами об исполнении бессрочного обязательства (ст. 314 ГК). Если иное не предусмотрено договором, продавец обязан передать покупателю вместе с товаром принадлежности продаваемой вещи, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законодательством и договором, одновременно с передачей вещи. Продавец должен передать товар, наименование, количество, качество, ассортимент, комплектность которого соответствуют договору и который затарен и упакован, как того требует договор.

Договор купли-продажи признается заключенным с условием о его исполнении к строго определенному сроку, когда из содержания договора ясно вытекает, что при нарушении срока исполнения покупатель утрачивает интерес к договору. Продавец не вправе производить исполнение по такому договору до наступления или после истечения срока без согласия покупателя и в том случае, если покупатель не воспользовался правом на отказ от исполнения договора (ст. 457 ГК).

Датой исполнения обязательства должна признаваться дата соответствующего документа, подтверждающего принятие товара перевозчиком или организацией связи для доставки покупателю, либо дата приемо-сдаточного документа. Дата исполнения продавцом своей обязанности по передаче товара имеет чрезвычайно важное значение, поскольку именно этой датой, как правило, определяется момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или случайной порчи товара.

Непередача продавцом покупателю товара в срок, установленный договором, а при отсутствии в договоре такого условия – в срок, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 314 ГК, либо просрочка в передаче товара признаются неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, вытекающего из договора купли-продажи, и влекут применение последствий, предусмотренных ГК на случай нарушения гражданско-правового обязательства. В частности, покупатель вправе требовать от продавца возмещения причиненных убытков (ст. 15, 393 ГК). В случае если по договору купли-продажи продавец был обязан передать покупателю индивидуально-определенную вещь, покупатель вправе требовать отобрания этой вещи у продавца и передачи ее покупателю на предусмотренных договором условиях (ст. 398 ГК).

Для улучшения состояния расчетов с поставщиками ООО «Газавтозапчасть» предлагается:

- необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;

- контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

- постоянно контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;

- производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

- имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления – претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;

- разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.

Один из путей преодоления кризиса в области расчетов ООО «Газавтозапчасть» - модернизация расчетов, предание ей большей разнообразности. Одним словом, следует воспользоваться тем наилучшим, что имеется в системе расчетов за рубежом, но с учетом российской специфики.  Система расчетов должна отвечать таким требованиям, как надежность, дешевизна и предсказуемость сроков получения платежа.

Анализ расчетов необходимо проводить систематически. Также необходимо постоянно контролировать размер и структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Таблица 10

Анализ соответствия договоров  требованиям ГК РФ

№ п\п

Наименование договора

По содержанию

Гражданский кодекс РФ

Отклонение

1

Договор поставки

Условия поставки

Условия поставки

Нет

2

Договор купли- продажи

Условия купли – продажи

Условия купли – продажи

Нет

3

Договор перевозки

Условия перевозки

Условия перевозки

Нет

Таким образом, в ООО «Газавтозапчасть» наблюдается выполнение соответствия содержания договоров нормам ГК РФ.

Таблица 11

Количество заключаемых договоров в ООО «Газавтозапчасть»

№ п\п

Наименование поставщика

Вид договора

Ассортимент  поставляемых товаров

Объем поставок, тыс. руб.

Срок действия договора

Изготови

тель

посредник

1


нет

поставки

Автозапачасти

300

1 год

2


нет

Поставки

Автомасла

450

1 год

3


нет

поставки

Тормозные жидкости

567

1 год

Организация доставки транспортными организациями

Выбор транспортных средств в ООО «Газавтозапчасть» осуществляется при учете задач транспортировки, рода продуктов, желаемый уровень готовности поставки и структуру клиентов. В этом играют главную роль: скорость транспортировки, независимость, надежность, буферные свойства и возможности замены.

Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товара с помощью транспортного средства. Транспортная система ООО «Газавтозапчасть» состоит из следующих компонентов:

-         транспортируемые грузы - средства транспорта - процесс транспортировки

При создании транспортных систем  в ООО «Газавтозапчасть» следует учитывать весь круг проблем, касающийся складирования, транспортировки и вспомогательных средств.

Вначале должны быть установлены собственно задачи транспортировки, что включает анализ задач доставки и разгрузки в зависимости от частоты и количества транспортируемых грузов.

Маршруты перевозок  грузов, предприятия ООО "Газавтозапчасть", оформлены в установленном порядке и согласованны с подразделением ГИБДД по Новосибирской области, которое обслуживает территорию, на которой находятся предприятие.

ООО "Газавтозапчасть"  заключает  договоры на перевозку грузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок составления, представления и выполнения заявок на перевозку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования товаров, материальная ответственность, определяются рациональные формы, маршруты и схемы грузоперевозок.

Пред началом каждого месяца в ООО «Газавтозапчасть» утверждаются декадные задания на перевозку грузов. В соответствии с ними грузополучатели должны, заблаговременно подготовится к получению требуемого количества продукции.

С учетом объемов и характера предстоящих перевозок предприятие  ООО «Газавтозапчасть» выделяют автотранспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Подача их под погрузку осуществляться в указанное в заявке время.

Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, водитель предъявляет соответствующие документы, удостоверяющее наличие, качество и количество топлива.

Прием товаров к перевозке удостоверяется подписью водителя на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Водитель или экспедитор, сопровождающий груз, сдает получателю его на основании товарно-транспортной накладной по массе, количеству и объему. Грузы, прибывшие в исправных цистернах с исправными пломбами грузоотправителя, выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест. При этом проверяется соблюдение условий перевозки грузов.

Получение товара удостоверяется подписью и штампом грузополучателя в товарно-транспортной накладной и счете-фактуре.

На предприятии ООО "Газавтозапчасть" осуществляется: - ежедневные предрейсовые межрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей и обязательной отметкой об их проведении в путевом листе; - обеспечение водителей перед выездом в рейс расписанием (графиков) движения с указанием в нем времени прохождения остановок, времени и места обеда, отдыха, а также схемой маршрута с указанием опасных участков; - анализ выполнения вех рейсов, предусмотренных расписанием; - регулярные, перед выпуском бензовозов на линию, проверки наличия водительских удостоверений и ежедневную информацию водителей при выезде в рейс о погоде и условиях проезда (туман, гололед и т.д.) с обязательной отметкой в путевом листе;

- установление понижения скоростей, а при необходимости прекращение движения, если дорожные или метеорологические условия (разрушение дорожного покрытия, туман, заносы и т.д.) представляют угрозу безопасности перевозок опасных грузов;

- контроль за режимом труда и отдыха водителей; - установление режима работы и места отдыха в пути следования при направлении водителей в разовые дальние рейсы или командировки; - контроль за работой подвижного состава на линии, соблюдением водителями правил дородного движения;

- медицинское переосвидетельствование водителей в установленные сроки; При междугородних перевозках, осуществляющих с пребыванием водителя за рулем продолжительностью более 12 часов, в рейс направляют два водителя, при условии наличия оборудованного места для второго водителя.          Пример типового договора на перевозку грузов транспортом представлен приложении 33 – 36.

Хозяйственная деятельность ООО «Газавтозапчасть» немыслима без правовой работы  в области защиты собственных прав и законных интересов.

Необходимость ведения правовой работы вытекает из сущности предприятия как самостоятельного звена народного хозяйства в предпринимательских отношениях, с одной стороны, и, с другой - из целей укрепления рыночных отношений между хозяйствующими субъектами.

Предъявление претензий сторонами по договору и рассмотрение их является одним из проявлений хозяйственного расчета, частью правовой работы предприятий, учреждений и организаций. Предъявлением претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприятие, организация защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения имущественных и в соответствующих случаях моральных интересов.

Для обеспечения защиты этих интересов разработана система норм, призванных в кратчайшие сроки разрешить возникший между контрагентами спор в соответствии с принципами законности и хозяйственного расчета.


6

В общем виде схема торгово-технологического процесса в магазине ООО «Газавтозапчасть»[VL1]  представлена  в приложении 37

Первой технологической операцией является приемка товаров поступивших в магазин. [VL2] .

Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица и член бригады. При приемке товаров по количеству они проверяют соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все продукты питания должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на ярлыках мешков и коробках должна соответствовать сертификату качества. На скоропортящиеся товары должны быть удостоверения с указанием даты и времени выработки сроков реализации, заверенные настоящей печатью и росписью ответственного лица.

После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в охлаждаемые камеры. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади кладовых. В магазине имеется 3 стационарных камеры, которые находятся в подвале и одна сборно-разборная, которая находится наверху, на улице у магазина (камера работает только летом и в ней хранится молочная продукция). В рыбной камере на стеллажах и подтоварниках хранится рыбная продукция при t 0 – 1оС. В молочной камере хранится маргарин, масло, майонез и др. продукция при t 0 + 6оС. В колбасной камере хранятся колбасные изделия. Остальная продукция хранится в складских помещениях на подтоварниках. Товар хранится рассортированный по группам (печенье, сушка; крупы и т.д.) в заводской упаковке (коробки, мешки, ящики).

Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимается товаровед, который ставит розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишет ценники, где указывает наименование товара, сорт, расфасовку, изготовителя.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда  в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Ассортимент товара в магазине поддерживается согласно ассортиментному перечню, утвержденному Госсанэпидемнадзором г. Новосибирска

Продажа товаров – завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине.

         В приложениях 38 – 39 представлены документы предприятия при приемке товаров.

Четкая организация хозяйственной деятельности, своевременное и полное исполнение договорных обязательств - идеальные условия хозяйствования, когда отпала бы необходимость в разрешении споров, предъявлении претензий и исков. Но так не бывает в действительности. Претензионно-исковая работа еще долго будет содействовать улучшению хозяйственной деятельности, укреплению хозрасчета, дисциплины во взаимоотношениях партнеров по хозяйственным договорам.

Претензионная работа в ООО «Газавтозапчасть», главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на хозяйственную деятельность со стороны контрагентов, будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, является эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. До тех пор, пока не будут устранены причины, отрицательно влияющие на выполнение обязательств одних хозяйствующих субъектов перед другими, будет оставаться необходимость в рассмотрении имущественных и других споров между ними.

Предъявляя претензию , ООО «Газавтозапчасть» указывает другому предприятию на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы, и требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, цель претензионного производства (восстановить нарушенное право и осуществить защиту законных интересов предприятия) достигнута и необходимость в передаче дела на разрешение в арбитражный суд отпадает.

Добровольное удовлетворение претензионных требований обеспечивает наиболее быстрое восстановление нарушенных прав кредитора. В этом заключается положительный аспект претензионного порядка урегулирования разногласий. Но такой порядок урегулирования разногласий положительно отражается и на добросовестном должнике, поскольку избавляет его от дополнительных затрат на арбитражные расходы. Это тоже положительное качество досудебного урегулирования взаимоотношений сторон при нарушении обязательств.

Непосредственными задачами претензионной работы  в ООО «Газавтозапчасть» являются:

а) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов организаций;

б), выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества, хищения имущества и другие нарушения;

в) предупреждение нарушений плановой и договорной дисциплины, действующего законодательства;

г) улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;

д) возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного организации

Процесс  организации, отборки, приемки и доставки товаров отображен на рисунке  в приложении 40.

         основными штатными единицами, задействованными в процессе приемки товаров на склад являются  бухгалтер, товаровед, экономист по ценам и зав. складом.

Выполнение операций, связанных с поступлением материалов, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку материалов в зону приемки, расфасовку и приемку их по количеству и качеству.

Принятые материалы доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств материалов для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют операции, связанные с отпуском материалов; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка материалов к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке материалов  покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка материалов); сдача материалов получателям.

Порядок приемки товаров в ООО «Газавтозапчасть» по количеству регламентируется Инструкцией №П-6  , а по качеству Инструкцией № П-7  . Данные инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки  товаров по количеству и качеству. Систематизированные основные правила приемки по количеству и качеству согласно этим двум инструкциям  в ООО «Газавтозапчасть» представлены ниже в приложении 41.

         При размещении и выкладке товаров торговом зале проводим расчет основных показателей

         Установочная площадь:

1) Sy = Sтз*Ку,                      (3)

где    Sтз - площадь торгового зала, м2

         Ку – нормативный коэффициент установочной площади под оборудование и мебель, согласно  норм пожарной безопасности

Sy = 6*5 * 0,16 = 4, 8 (м2)

Подбираем торговую мебель и оборудование для торгового зала представлены в приложении 42.

Фактический коэффициент использования площади торгового зала:

Кфу = Соб /Sтз,                     (2)

Где    Соб – площадь торгового зала, занятая оборудованием, м2

Кфу = 9,64/30 = 0,32

План торгового зала представлен в приложении 43.

         Расстановка мебели и торгового оборудования в зале весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.

После приемки товары в ООО «Газавтозапчасть»  доставляют  в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность  количества и качества товаров в процессе их хранения должно обеспечивать материально ответственное лицо.

Товары, поступившие от поставщика в таре- оборудовании и помещенные на хранение на непродолжительное время, размещают в той же таре- оборудовании.

Размещаемые на хранение товары в ООО «Газавтозапчасть» группируют по признакам однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства  и санитарно- гигиенические требования.

Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях  ООО «Сибирская  тройка» контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности  воздуха в помещениях проводят проветривание, отапливание или используют влагопоглащающие средств, при пониженной- воздух в помещениях увлажняют.

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность хранения, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь  в торговый зал подают ранее завезенные товары.

За каждой группой товаров  в ООО «Газавтозапчасть» закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

Важнейшей операцией технологического процесса в магазине ООО «Газавтозапчасть» является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому  отпуску  товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже  ООО «Газавтозапчасть» делятся на :

1 .Общие, к ним относятся

а) распаковка,

б) сортировка товаров,

в) проверка правильности обозначения цен,

г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка),

д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый зал,

е) размещение товаров в торговом зале,

ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.

2. Специальные, включают в себя:

а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобран­ном виде,

б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропро­вода,

в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.

Заведующий складом и продавцы магазина несут материальную ответственность за сохранность товаров В приложении 44 представлена форма договора  материальной ответственности.

В соответствии с положениями предприятия ежегодно  проводится инвентаризация. В приложениях 45 - 49 представлены основные документы предприятия  при  проведении инвентаризации.


7

В   условиях   рыночной   экономики   информация   выступает   как  один   из   основных   товаров.   Успех   коммерческой  деятельности  ООО «Газавтозапчасть»  связан   с   муниципальными,   банковскими,   биржевыми   информационными   системами,   информатизации   оптовой   и   розничной   торговли,   торговых   домов,   служб   управления   трудом  и   занятостью,   созданием   банка   данных   рынка   товаров   и   услуг,   развитием   центров   справочной   и   аналитико-прогнозной   котировочной   информации,   электронной   почты,    электронного   обмена   данными   и   др.   Как   правило,   работа   этих   систем в организации   базируется   на   локальных   вычислительных   сетях   различной   архитектуры   или   их   объединениях,   получивших   название   корпоративных   сетей.

Наличие   на предприятии ООО «Газавтозапчасть» информационной поддержки на базе компьютерного обеспечения создает   для   пользователей   принципиально   новые   возможности   интегрального   характера,   благодаря   прикладным   системам  ПК   и   другому   оборудованию   сети.   Организуется   автоматизированный   документооборот создаются   различные   массивы   управленческой,   коммерческой   и   другой   информации   общего   назначения   и   персонально   используются   вычислительные   ресурсы   всей   сети,   а   не   только   отдельного   ПК.   Появляются   возможности   использования   различных   средств   или   инструментов   решения   определенных   профессиональных   задач   (например,   средств   машинной   графики,   подготовки   отчетов,   ведомостей,   докладов,   публикаций   и   других   документов).   Кроме   организации   внутренних   служб ООО «Газавтозапчасть»,   компьютерное обеспечение   позволяют   организовать   внешние   по   отношению   к   обслуживаемому   учреждению   службы,   такие,   как   телексная   (телетайпная)   связь,   почтовая   корреспонденция,   электронные   доски   объявлений,   газеты   и   пр.,   а   также   выход   в   глобальные   (региональные)   сети   ЭВМ   и   использование   их   услуг.

 Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы управленческого звена коммерческой компании ООО «Газавтозапчасть», нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким, как компьютеры, средства связи, копировальные устройства.

В этом ряду особое место занимают компьютеры и другое электронное оборудование ООО «Газавтозапчасть», связанное с их использованием в качестве инструмента для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин,  позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных маркетинговых и производственных проектов, уменьшить непроизводительные затраты  при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке бухгалтерской, технологической и других видов документации, что дает коммерческой компании прямой экономический эффект.

Оценка эффективности затрат на коммерческую информацию  ООО «Газавтозапчасть» отличается от традиционных подходов к оценке эффективности других экономических явлений, когда затраты сопоставляются с прибылью за единицу времени.

Специальное исследование позволило оценить долю издержек производства и обращения, которая затрачивается ООО «Газавтозапчасть»  на информацию.

Из приведенных в приложении  50 данных видно, что лишь 5-6% издержек производства и обращения приходится на информацию. Причем 80-82% из них отводится рекламе и лишь 18-20% - другим информационным нуждам. Эти остаточные средства (после затрат на рекламу) расходуются на Интернет, Госкомстат РФ, научно-исследовательные и проектно-конструкторские работы, книги, брошюры, центральную и региональную деловую прессу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что ООО «Газавтозапчасть» еще недостаточно четко представляют себе значение информационных услуг коммерческого характера в условиях рынка. Поэтому оно слабо использует возможности производства и реализации информационных услуг, получения дохода и прибыли от них, несмотря на большую потребность в этих услугах.

При продаже автозапчастей покупателю дается контрольный чек с обозначением: цены, даты продажи, артикула, размера, гарантийного срока. В приложении 51 представлен пример чека организации.

Для увеличения объёма продаж, привлечения новых клиентов, расширения рынков сбыта и как следствие этого для получения прибыли делается основной упор на проведение рекламной кампании ООО «Газавтозапчасть». От этого зависит успех продвижения товара. Реклама продукции  ООО «Газавтозапчасть» осуществляется на основе анализа данных о качестве, ценах, свойствах товаров. В своей рекламной кампании завод опирается на высокое качество продукции и на известность ООО «Газавтозапчасть», как одного из лучших поставщиков  области. Рекламная компания должна проводиться под лозунгом “Наша продукция– Ваше хорошее настроение».

Средства на продвижение продукции выделяются из прибыли организации. Расход на рекламу у  «Газавтозапчасть» составляет 7-10% от прибыли.

Объектом рекламы является продукция организации  и послепродажное обслуживание (доставка по  области за небольшую плату больших партий).

         Средствами рекламной кампании  ООО «Газавтозапчасть» являются:

·     Рекламные объявления в журналах и газетах.

·     Реклама в еженедельниках и ежемесячниках.

·     Теле- и радио реклама.

·     Специализированные выставки.

·     Выпуск рекламных проспектов, визитных карточек и пакетов с логотипами «Газавтозапчасть» (бесплатно предоставляются клиентам при покупке).

·     Рекламные щиты и стенды на улицах города.

·     Реклама в сети Интернет.

В рекламном объявлении указывается полное название предприятия, краткий перечень продукции, информация о ценах и координаты  магазинов.

Ответственность за продвижение продукции и контроль за выполнением плана и эффективностью рекламной кампании возлагается на отдел маркетинга.





 [VL1]Каком ?

 [VL2]Каком ?