Содержание
Введение. 3
1. Классификация осужденных к лишению свободы. 4
2. Распределение осужденных к лишению свободы и порядок их приема в исправительные учреждения. 14
3. Изменение вида исправительного учреждения. 19
Заключение. 22
Список литературы.. 23
Введение
Лица попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, приобретают определенное правовое положение – статус.
Лица, отбывающие наказание, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью.
Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.
Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и определяемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.
Лица, осужденные к лишению свободы в соответствии с уголовно исполнительным законодательством классифицируются.
Целью работы является изучение классификации осужденных к лишению свободы.
Задачами работы являются:
- изучение классификации осужденных к лишению свободы,
- изучение порядка распределения осужденных по видам исправительных учреждений,
- изучение оснований изменения исправительного учреждения.
1. Классификация осужденных к лишению свободы.
Исполнение наказания в виде лишения свободы в значительной мере зависит от возможности оказания на осужденных эффективного исправительного воздействия. Однако имевшая место ранее основная направленность уголовно-исполнительной системы на производственные показатели не требовала, да в значительной мере и исключала возможность глубокого изучения личности осужденного, разработки гибких мер дифференцированного и индивидуального воздействия на осужденных. Именно поэтому результаты воздействия уголовного наказания на осужденных нередко были неудовлетворительны и даже отрицательны. Между тем дифференцированное, а затем и индивидуальное воздействие на осужденных является основой исполнения наказания, и именно на ней строится вся работа с осужденными. Это означает, что к каждой категории осужденных с учетом индивидуальных особенностей их личности должны применяться научно обоснованные, закрепленные законом разнообразные средства и методы исправительного воздействия.
Поэтому в теории и на практике возникла настоятельная потребность в разработке гибкой системы классификации осужденных и соответствующей ей системы мер воздействия на них.
Новые Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы предусматривают более тесную связь между поведением осужденного и его правовым положением. Новые направления и принципы работы с осужденными заложены в Концепции реорганизации уголовно-исполнительной системы. В нее, в частности, включены положения о раздельном содержании осужденных, подразделяемых на категории в зависимости от характера совершенного преступления и поведения, о дифференциации режима отбывания наказания и поэтапном изменении условий содержания осужденных по мере их исправления и т.д.[1]
Реализация направлений переориентации деятельности уголовно-исполнительной системы, исправительных учреждений невозможна без разработки классификации осужденных, без разделения их на категории в зависимости от определяющих, наиболее важных их признаков и без соотнесения различных групп осужденных с определенным правовым положением, присущим каждой группе.
Под классификацией в общем плане понимается распределение явлений, объектов, предметов, понятий па части: классы, виды, группы и подгруппы по определенным отличительным признакам.
Однако создание классификации не является самоцелью. Цели, стоящие перед классификацией, могут быть самыми различными — от простого удобства расположения материала до изучения объекта, разработки мер по его использованию, изучению свойств и т.п. В этой связи различают классификацию искусственную, т.е. построенную, исходя из удобства проведения систематизации объектов, и научную, проводимую по определенным, выражающим сущность класса признакам. Классификация осужденных относится к последней[2].
Применительно к осужденным следует сказать, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными правовыми последствиями: вид учреждения, где исполняется наказание, режим, возможность досрочного освобождения и многими другими.
Поэтому, исходя из сказанного, классификацию осужденных можно определить следующим образом: классификация осужденных — это система групп осужденных, имеющая целью создание оптимальных условий для достижения целей наказания и получаемая (создаваемая) в результате их распределения по отдельным отличительным признакам, где каждая группа занимает по отношению к другой строго фиксированное место, определяющее правовое положение при отбывании наказания.
Классификация осужденных может быть проведена по самым различным признакам: полу, возрасту, характеру совершенного преступления, сроку назначенного наказания и по другим, а также по смешанным признакам. Эти признаки играют, несомненно, важную роль, особенно на этапе назначения наказания. Но на этапе исполнения наказания они приобретают, условно говоря, вторичное значение, поскольку дифференциация и индивидуализация условий отбывания наказания в первую очередь будет связана с личностью и поведением осужденного, его отношением к труду, учебе, наказанию и др., т.е. со степенью его исправления[3].
Используя прием классификации, можно выделить наиболее характерные черты различных групп осужденных, определить их возможное поведение в период отбывания наказания и адекватные меры реагирования на это поведение.
Классификация важна как на стадии назначения, так и на стадии исполнения наказания и решает, на каждом этапе различные задачи, что сопряжено с многообразием оснований и форм классификации осужденных.
Классификация осужденных является теоретическим и практическим основанием применения наказания и в особенности его дифференциации. Только разделение осужденных на однородные группы, например, в зависимости от категории совершенного преступления, наличия рецидива, степени исправления и т.д. может обеспечить реализацию принципа дифференциации наказания.
Используя разделение осужденных на. однородные группы, законодатель определяет необходимый объем карательного воздействия на осужденных, условия отбывания наказания, замены наказания и освобождения от него. Таким образом, на основе классификационных групп построена вся цепочка применения наказания, где устанавливаются дифференцированные условия для отдельных групп осужденных, выделенных по тем или иным основаниям.
Следует отметить, что в существующих в настоящее время теоретических разработках выделяется, как правило, два этапа классификации осужденных. Первый — это родовая классификация, проводимая судом с учетом характера и тяжести совершенного преступления, позитивных и негативных свойств личности. На основе родовой классификации судом устанавливается осужденному объем карательного воздействия, определяется характер и степень изоляции от общества.
Второй этап классификации,— групповая классификация, осуществляемая администрацией исправительных учреждений. На этом этапе приоритетное значение приобретают социальные и психолого-педагогические свойства личности.
Классификация осужденных основывается на классификации преступлений и преступников и является ее продолжением. При назначении наказания суд относит осужденных к различным классификационным группам по таким основаниям, как характер и тяжесть совершенного преступления (его категория), пол, возраст, факт более раннего отбывания наказания в местах лишения свободы, наличие особо опасного рецидива и другим юридически значимым основаниям. Исходя из этого определяется объем правоограничений и условия отбывания наказания или иная уголовно-правовая мера.
Основания этой классификации определены законом и соотнесены с определенными правовыми последствиями, дифференцирующими наказание, в том числе и условия его отбывания. Например, несовершеннолетний возраст предопределяет обязательное назначение воспитательной, а не исправительной колонии, наличие особо опасного рецидива обусловливает отбывание наказания в колонии особого режима и т.д.
Однако субъектом правовой (родовой) классификации осужденных является не только суд, эта классификация не ограничивается этапом назначения наказания. Субъектом правовой классификации является и администрация учреждений и органов, исполняющих наказания. При этом основания классификации будут уже не только уголовно-правовыми, но и уголовно-исполнительными. Установленные уголовно-исполнительным законодательством основания классификации осужденных, так же, как и уголовно-правовые основания, служат для дифференциации наказания и отнесения по этим основаниям осужденных к определенной классификационной группе и влияют на правовое положение осужденного. К примеру, отнесение осужденного к категории злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания влечет за собой его перевод в строгие условия отбывания наказания (ч. 3 ст. 120 УИК).
Классификация осужденных, осуществляемая администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, исходит из судебной классификации, дополняет и развивает ее, используя дополнительные основания[4].
Виды классификации осужденных могут быть выделены и в зависимости от задач, стоящих перед классификацией. Такой подход обусловлен двойственностью целей наказания и его содержанием, а также двойственностью средств исполнения наказания,
Соответственно целям наказания существует три системы классификации осужденных, задачами которых являются следующие. Первая — обеспечить назначение дифференцированного наказания в зависимости от классификационных признаков преступления, обстоятельств его совершения и личности преступника, установленных законом. Основой этой системы классификации являются правовые признаки, установленные уголовным законом. Вторая — обеспечить исполнение назначенного наказания, установление дифференцированного объема карательного воздействия. Основой реализации этой задачи также являются уголовно-правовые признаки, но они корректируются, уточняются уже уголовно-исполнительными признаками, позволяющими выделить на их основе более малые группы осужденных с тем, чтобы дифференцировать в отношении этих групп исполнение уголовного наказания. Как и при реализации первой задачи, основой системы классификаций осужденныхtздесь будут правовые признаки. Однако исполнение наказания сопряжено не только с дифференцированным Применением правоограничений, но и с оказанием воспитательного воздействия на осужденных. Отсюда возникает еще одна задача, а следовательно, и система классификации. В основе этой последней системы будут лежать уже не правовые, а психолого-педагогические критерии, на основе которых выделяются соответствующие группы осужденных с тем, чтобы дифференцировать воспитательное воздействие.
Содержание наказания заключается в ограничении прав и свобод и применяется в целях восстановления социальной справедливости и исправления осужденного. Первоначальной задачей для реализации этих целей является определение дифференцированного наказания для осужденных различных классификационных групп. За основу классификации при этом берутся родовые (наиболее общие) признаки, установленные законом. При назначении наказания суд прежде всего должен решить, подлежит ли виновный уголовной ответственности и наказанию. Для решения этого вопроса необходима классификация осужденных по возрастному признаку. На его основе суд решает общий вопрос о возможности применения уголовной ответственности и наказания.
Решение этого вопроса осуществляется на основе дифференциации ответственности. Далее, при назначении наказания виновные распределяются судом по классификационным группам, выделенным по иным основаниям: категория и вид совершенного преступления, его стадии; наличие рецидива, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также по основаниям, характеризующим личность: возраст, пол, беременность, наличие детей, социальное положение и иным. Каждому основанию при этом соответствуют определенные параметры наказания. С учетом совокупности оснований и параметров наказания определяется вид наказания, его размер, а в необходимых случаях и вид учреждения, где будет отбываться наказание. решая вопрос о назначении наказания, суд руководствуется правовыми классификационными признаками, установленными уголовным законом. Эти признаки носят наиболее общий характер и позволяют выделить определенные группы осужденных, для каждой из которых имеются специфические условия назначения наказания. Таким образом, уголовное наказание дифференцируется на основании родовых классификационных признаков на стадии назначения наказания.
Уголовно-исполнительные классификационные признаки дополняют уголовно-правовые и позволяют выделить из групп осужденных, классифицированных по уголовно-правовым признакам, еще более малые группы с целью создания для них специфических, дифференцированных условий отбывания наказания.
Но достижение цели исправления осужденного обусловлено не только дифференцированным объемом правоограничений
Для исправления осужденного необходим комплекс мер, предполагающий не только правовые, но и психолого-педагогические меры воздействия. Эффективность исправительного воздействия при этом будет во многом зависеть от наличия дифференцированного подхода к различным группам осужденных, классифицированных по психолого-педагогическим и иным основаниям[5].
Данная классификация осуществляется также администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, но в ее основе лежат уже психолого-педагогические критерии, позволяющие определить однородные группы осужденных по этим признакам. Целью данной классификации будет уже не дифференцированное применение правоограничений, а дифференцированное воспитательное воздействие на осужденных методами, разработанными психологией и педагогикой.
Этот третий вид классификации дополняет видовую классификацию с тем, чтобы усилить воздействие наказания на осужденных путем оказания на них дифференцированного психолого-педагогического воздействия, дополняющего воздействие путем правоограничений. Данный вид классификации является групповой классификацией осужденных.
Как уже отмечалось, исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительным законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных.
Так, уголовное законодательство позволяет выделить некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния (ст. 15 УК), рецидива преступлений (ст. 18 УК), возраста (ст. 20 УК), формы вины (ст.ст. 25—26 УК) и т.д[6].
Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказание в тех или иных видах исправительных учреждений. Так, лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы па срок не свыше пяти лет, отбывают наказание в колониях-поселениях.
Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных к лишению свободы воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст.ст. 74, 80 УИК).
К основным критериям классификации осужденных к лишению свободы относятся: возраст, пол, форма вины, срок назначенного наказания в виде лишения, свободы и др. Несовершеннолетние традиционно содержатся отдельно от взрослых осужденных к лишению свободы. Их отдельное содержание обусловлено необходимостью предотвращения отрицательного воздействия на них со стороны взрослых осужденных, психическими, психологическими и физиологическими особенностями личности несовершеннолетних, особенностями осуществления исправительного и воспитательного воздействия на эту категорию осужденных. Недаром в Правилах по защите несовершеннолетних, лишенных свободы, принятых ООН, указывается, что "вследствие крайней уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуждаются в особом внимании и защите" (в настоящее время в 63 воспитательных колониях отбывают лишение свободы более 20 тыс. несовершеннолетних осужденных)[7].
Раздельное содержание лиц мужского и женского пола позволяет обеспечить личную безопасность женщин, соблюдать специфические условия гигиены, а также обеспечивать проведение с ними воспитательной работы с учетом особенностей их личности (число осужденных женщин всегда было значительно меньше числа осужденных мужчин. Их доля среди всех осужденных к лишению свободы составляет около 4 %).
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, как отмечалось выше, выделяет такую категорию осужденных, как лица, осуждаемые впервые к лишению свободы. Кроме того, лицами, подлежащими раздельному содержанию, согласно уголовному и уголовно-исполнительному законодательству являются: а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; б) осужденные к пожизненному лишению свободы; в) осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок; г) осужденные — бывшие работники судов или правоохранительных органов; д) осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями; е) осужденные иностранные граждане и лица без гражданства.
Каждая из указанных категорий осужденных предполагает их раздельное содержание, а в целях дальнейшей дифференциации и индивидуализации применения мер исправительного воздействия может разделяться на отдельные подкатегории, но в пределах одного вида режима исправительного учреждения. Критериями для разделения осужденных на подкатегории могут быть основания психофизиологического порядка (психические заболевания, наличие инвалидности, степень умственного развития), психолого-педагогического порядка (тип характера личности, поведение в период отбывания наказания), криминологического порядка (степень социальной запущенности личности, наличие антиобщественных установок, направлечность поведения) и т.д.
Эти критерии выделения однородных групп осужденных реализуются внутри исправительных учреждений при распределении осужденных по отрядам, цехам, бригадам, звеньям, классам, группам. Такой подход служит задачам реализации принципа индивидуализации исполнения наказания, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Подводя итог, молено сформулировать следующие выводы.
1. Уголовно-правовые основания классификации осужденных делятся на три группы: а) основания, связанные с характеристикой совершенного преступления; б) основания, связанные с характеристикой личности преступника (осужденного); в) основания, связанные с характеристикой наказания.
К первой группе оснований классификации следует отнести такие, как категорийность преступления, рецидив, множественность преступлений. Во вторую включаются: пол, возраст, физическое состояние (инвалидность, беременность), состояние здоровья, наличие детей, судимости, степень исправления. В третью группу — вид наказания, назначенный срок, отбытый срок. Все перечисленные основания классификации преступников (осужденных) закреплены в законе, и каждой группе осужденных, выделенной по этим основаниям, соответствуют определенные параметры наказания.
2. Уголовно-правовые основания классификации преступников (осужденных) нашли свое отражение и в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, категорийность преступлений влияет на определение вида учреждения, где отбывается наказание, особо опасный рецидив учитывается при изменении вида учреждения, с учетом пола и возраста определяются виды исправительных учреждений и т.д.
3. Классификация осужденных тесно связана с классификацией преступлений и, можно сказать, базируется на ней, хотя и не совпадает с ней в полной мере. Особенность классификации осужденных состоит в том, что она в значительно большей мере учитывает характерные особенности личности преступника и в большей мере делает акцент на степень общественной опасности личности, что необходимо для дифференциации, а затем и индивидуализации карательно-воспитательного воздействия на осужденных.
2. Распределение осужденных к лишению свободы и порядок их приема в исправительные учреждения
Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК, ст. 303 УПК определяется судом при постановлении обвинительного приговора. Установление судебного порядка определения вида исправительного учреждения имеет большое значение для правильности и обоснованности выбора вида учреждения, дополнительного гарантирования прав и законных интересов осужденных. Это обусловлено тем, что условия отбывания наказания в исправительных учреждениях различных видов неодинаковы, что выражается в различном объеме прав осужденных. Поэтому выбор исправительного учреждения прямо отражается на правовом положении осужденных.
Учитывая значимость рассматриваемого аспекта назначения наказания, закон предоставляет возможность обжалования приговора суда, в том числе в связи с неправильным определением для отбывания наказания вида исправительного учреждения.
Статьей 58 УК предусмотрены четкие критерии определения вида исправительного учреждения и суд не может выйти за их рамки. Однако в процессе исполнения лишения свободы возникают обстоятельства, позволяющие изменить вид учреждения на более строгий или менее строгий. Такая возможность предусмотрена ч. 3 ст. 58 УК. При изменении вида учреждения суд руководствуется уголовно-исполнительным законодательством (ст. 78 УИК).
Необходимость изменения вида исправительного учреждения может возникнуть и в случае совершения в период отбывания наказания нового преступления. В этом случае вид режима определяется в соответствии с требованиями ст. 58 УК.
Важную роль в условиях отбывания наказания играет не только вид исправительного учреждения, но и место его расположения. Вполне естественно, что отбывание наказания в суровых климатических условиях, например, Крайнего Севера, сопряжено с большими трудностями, чем отбывание лишения свободы в условиях умеренной климатической зоны.
Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшему законодательству (ст. 6 НТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания без учета того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Хотя в законе и говорилось, что направление осужденных в другие регионы могло осуществляться в исключительных случаях и "в целях более успешного исправления и перевоспитания", тем не менее основной причиной направления осужденных для отбывания наказания в другие регионы страны не по месту жительства или осуждения служила производственная необходимость. Доля таких осужденных, по нашим данным, составляла в среднем более 30% от всех осужденных к лишению свободы[8]. Подобный подход к определению места отбывания наказания отрицательно действовал на выполнение задач и достижение целей, поставленных перед уголовным наказанием, поскольку нередко вел к нарушению социально полезных связей осужденных, распаду семей и т.п. Поэтому, например, не случайно, что максимально разрешенным количеством свиданий могли воспользоваться далеко не все осужденные (по данным последней специальной переписи осужденных 1994 года их доля составила 41,9 %).
В настоящее время данная ситуация меняется в лучшую сторону, хотя одной из причин этих изменений и служит большая незанятость осужденных трудом.
Определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, закон делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие исправительные учреждения, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обуславливающих необходимость такого направления или перевода.
Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства — могут направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации. Данное исключение из общего правила обусловлено тем обстоятельством, что вышеперечисленные категории осужденных отбывают лишение свободы отдельно от осужденных других категорий в исправительных учреждениях, предназначенных специально для них. Подобные исправительные учреждения достаточно малочисленны и имеются не везде.
Но по месту жительства осужденного могут отсутствовать не только учреждения, где содержатся малочисленные категории осужденных или осужденные, представляющие повышенную общественную опасность. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта Российской Федерации отсутствует тот вид исправительного учреждения, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам осужденного поместить туда невозможно. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации.
Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению исправительного учреждения и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.
Определив место отбывания наказания осужденного и вид исправительного учреждения, администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников осужденного (по его выбору) о том, куда он направляется для отбывания наказания. В извещении указывается, когда осужденный выбыл из следственного изолятора, наименование и адрес исправительного учреждения, куда он направлен.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания под конвоем. Перемещение осужденных осуществляется с соблюдением правил раздельного содержания мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. Также раздельно перемещаются больные и здоровые. При перемещении осужденным обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.
Прибывшие осужденные в обязательном порядке подвергаются медицинскому осмотру, личному обыску, а их вещи досмотру. Осужденные проходят полную санитарную обработку по медицинским показаниям и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью 15 суток. Одежда гражданского образца, запрещенная к ношению в исправительном учреждении, сдается на склад. Предметы, изделия и вещества, хранение и использование которых запрещено, сдаются на хранение или в необходимых случаях уничтожаются. Обнаруженные у осужденных деньги и ценные вещи изымаются и, как правило, обращаются в доход государства. Осужденным выдаются комплекты специально установленной формы одежды и постельные принадлежности.
Во время нахождения в карантинном помещении осужденные знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, своими правами и обязанностями. В период пребывания осужденных в карантине администрация исправительного учреждения обязана на основе изучения документов и личности осужденных решить вопросы о привлечении их к труду, профессиональной подготовке и получении основного общего образования. Статья 69 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными требует: "В кратчайший срок после приема каждого заключенного и на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей".
После прохождения карантина осужденные распределяются по отрядам (отделениям, камерам). Решение об этом принимается специальной комиссией исправительного учреждения, возглавляемой начальником учреждения. В состав комиссии включаются представители службы безопасности, специального учета, медицинской, воспитательной, производственной и других служб. В воспитательных колониях в состав комиссии, кроме того, включаются работники общеобразовательной школы, производственно-технического училища и психолог. Решение комиссии оформляется приказом начальника учреждения. Администрация исправительного учреждения не позднее 10 дней после прибытия осужденного направляет одному из его родственников извещение с указанием почтового адреса учреждения, перечня продуктов питания и предметов первой необходимости, которые осужденным можно получать в посылках, передачах и бандеролях; порядка получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий; о праве осужденного на телефонные переговоры. Уведомление установленного образца о начале и месте отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы администрация учреждения направляет также и в суд, вынесший в отношении него приговор. Оно направляется в день прибытия осужденного в исправительное учреждение.
3. Изменение вида исправительного учреждения
Одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида исправительного учреждения, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении.
Такой подход призван создать условия для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевода осужденного в исправительное учреждение другого вида. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним, из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК.
Изменение условий отбывания наказания является и основой действия прогрессивной системы исполнения наказания, суть которой состоит в постепенном изменении условий отбывания наказания в лучшую или худшую сторону в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, изменения его личности, мировоззрения, направленности социальных установок.[9]
Обеспечение действия прогрессивной системы отбывания наказания непосредственным образом связано с классификацией осужденных, где учитывается характер совершенного преступления, его тяжесть и иные обстоятельства, но определяющим является все же именно поведение осужденного, степень его исправления. Если осужденный будет видеть перед собой возможность улучшить свое положение и сознавать, что реализация этой возможности зависит от него самого, у него будет стремление к достижению этой цели и, следовательно, изменение поведения в лучшую сторону.
Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст.ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем перевода осужденного в исправительное учреждение иного вида с целью смягчения или ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного[10].
Изменение вида исправительного учреждения, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на .осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, о досрочном возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, о бережном отношении к государственному имуществу и т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, работе без брака, соблюдении трудовой дисциплины и т.д. В условиях, когда далеко не все осужденные обеспечены работой, добросовестное отношение к труду может выражаться в стремлении получить работу, выполнении работ на безвозмездной основе, внесении предложений по повышению качества продукции, снижении затратности производства и др. Добросовестное отношение к труду может выражаться и в отношении к такой сфере деятельности, как получение образования. Следует отметить, что по сравнению с началом 90-х годов доля осужденных, относящихся к учебе недобросовестно, снизилась почти в два раза. Отказы от работы наиболее характерны для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, и осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях особого режима[11].
По данным проведенного нами исследования, доля указанных групп осужденных соответственно составила 10% и 6%.
Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания — не менее двух третей срока наказания.
Заключение
Классификация осужденных к лишению свободы осуществляется как судом при назначении наказания, так и исправительными учреждениями, его исполняющими.
Под классификацией понимается разделение осужденных на относительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности.
Классификация создает необходимые предпосылки для дифференциации исполнения данного вида наказания. Она в значительной мере влияет на формирование системы исправительных учреждений, обеспечивает изоляцию друг от друга различных по степени общественной опасности и характеру поведения осужденных. Наконец, она создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними, в целях их возвращения к жизни в обществе. Система классификации осужденных к лишению свободы тесно связана с категориями преступлений в уголовном праве. Последние определенной мере оказывают влияние на классификацию осужденных, что отражает единство и взаимозависимость указанных институтов с точки зрения оценки характера и степени общественной опасности преступлений при назначении и исполнении наказания.
Список литературы
1. Уголовно исполнительный кодекс РФ – М., 2002
2. Уголовный кодекс РФ. – М., 2004.
1. Бланков А. Уголовно исполнительное право РФ. – М., 2001.
2. Бриллиантов А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы. – М., 2000
3. Зубков А.И. Комментарий к Уголовно исполнительному кодексу РФ. – М., 2001.
4. Зубков А.И. Уголовно исполнительное право. – М., 2002.
5. Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2002
6. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002.
[1] Бриллиантов А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы. – М., 2000 – С. 18.
[2] Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2002 – С. 290.
[3] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002. – С. 233.
[4] Бриллиантов А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы. – М., 2000 – С. 19.
[5] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002. – С. 236.
[6] Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2002 – С. 291.
[7] Бриллиантов А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы. – М., 2000 – С. 26.
[8] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002. – С. 238.
[9] Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты / под. ред. А.И. Зубкова. – М., 2002. – С. 240.
[10] Бриллиантов А. Проблемы классификации осужденных к лишению свободы. – М., 2000 – С. 29.
[11] Михлин А.С. Уголовно исполнительное право. – М., 2002 – С. 298.