Введение
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Экономика любой страны характеризуется той или иной степенью открытости. Международные отношения выступают в качестве одного из основных объектов государственного регулирования. По мере усиления интеграционных процессов международная финансовая сфера из простого посредника превращается в важный самостоятельный фактор, от которого во многом зависит как внешнеэкономическое положение страны, так и эффективность воспроизводства внутри нее.
На нашей прекрасной планете около 200 государств, которые из-за неравномерного существования различных ресурсов, вынуждены взаимодействовать меду собой в различных сферах, пытаясь извлечь из этого какую-либо выгоду. Безусловно, это взаимодействие оправдано и необходимо. Международная финансовая система (МФС) служит основой для подавляющего числа международных контактов. [4, c. 47]
Что же представляет она из себя? Основная цель ее - не развитие, не прогресс цивилизации, а простая выгода субъекта; золото тут- фетиш и, даже, основа стабильности большинства стран (ЗВР), бывший эталон расчетов (для нас просто-красивый металл, затраты на добычу унции которого составляют почти 300 долларов, что уже иногда больше рыночной стоимости); мировая валюта здесь - американский доллар, который благодаря грамотной политики Соединенных штатов в огромном количестве распространился по всему свету, и если вдруг за него все захотят получить что-либо реальное, то США будет признано мировым банкротом; на реальную единицу прямого инвестирования в МФС приходится 20-40 единиц направленных на спекулятивные сделки; нормально, когда все государства периодически тратят огромные деньги на подержание какого-то курса валюты, стабильности экономического индекса, на борьбу с инфляцией; а в резерве совсем даже неплохо иметь половину бюджета страны.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что, безусловно, многое здесь преувеличено и может быть оспорено с позиции грамотного экономиста. Но со стороны независимого наблюдателя МФС очевидно не идеальна в своей основе. Подавляющая часть её ресурсов виртуальна, огромное количество людей на планете не увеличивает в реальности ни материальное, ни духовное богатство, а с важным видом играют в игры по определенным правилам.
Объектом исследования в данной курсовой работе является международная финансовая система.
Предметом- международные отношения и международные организации.
Целью данной работы является исследование процессов, влияющих на деятельность международных финансовых отношений и международной системы в целом.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
- определить основные моменты (элементы) международной финансовой системы;
- рассмотреть деятельность международного валютного фонда на современном этапе;
- определить основные причины и направления реформирования МФС.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, который был изучен при написании работы, а также приложений.
При написания работы применялись такие методы как: исторический, логический, материально – диалектический и метод сравнительного анализа.
Глава 1. Особенности взаимодействия мировых финансов с национальными финансовыми системами
1.1 Основы международных финансов
Международное сотрудничество охватывает все стороны жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную. Оно основано на международном разделении труда, перемещении всех видов ресурсов через государственные границы.
Международные отношения, развиваясь на взаимовыгодной основе, приводят к формированию международных финансов.
Международные финансы – это совокупность экономических отношений, основанных на международных соглашениях в области наличного и безналичного оборота валютных ценностей, а также институциональных образований, обслуживающих реальный денежный оборот в сфере международных операций и расчетов. Участниками международных отношений являются юридические и физические лица, правительства иностранных государств, международные финансовые организации, неформальные объединения (клубы), совершающие операции с валютными ценностями и принимающие решения по важнейшим вопросам координации и управления мировыми финансовыми потоками. [7, c. 96]
Мировые финансовые потоки формируются под влиянием таких факторов, как состояние мировой торговли, экономическое и финансовое состояние государств, создание и функционирование транснациональных корпораций, различие в темпах инфляции, рост платежного дисбаланса отдельных стран, процессами в экспорте и импорте капиталов и др.
Международные финансы выполняют следующие функции:
- опосредование международной торговли и обмена товарами, услугами и капиталами;
- обеспечение экономической интеграции национальных экономик в единую международную систему;
- адаптации национальных экономик к международной экономической и финансовой ситуации;
- координации проведения национальной финансовой политики государств.
Ведущая роль в регулировании мировых финансовых потоков принадлежит международным финансовым институтам таким, как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
МВФ и ВБ были учреждены в 1944 году по решению Бреттон-Вудской (США) конференции ООН по валютно-финансовым вопросам.
Основная цель Международного валютного фонда заключается в поддержании стабильности в международных финансах для стимулирования экономического роста и международной торговли. [3, c. 46]
Для реализации этой цели МВФ осуществляет мониторинг экономической, финансовой и валютной политики каждого из государств-членов МВФ, которых в настоящее время насчитывается более 180. РФ присоединилась к МВФ в 1992 году.
Стабильность достигается главным образом за счет двух инструментов: валютных курсов и платежных балансов. МВФ оказывает влияние на экономическую политику стран, испытывающих трудности в регулировании сальдо своих платежных балансов. Для регулирования валютных курсов отдельных стран МВФ осуществляет валютные интервенции, использует займы в иностранной валюте, вводит ограничения по текущим валютным операциям и движению капитала. Несмотря на незначительные объемы кредитов, МВФ располагает большими возможностями для оказания давления на политику государств – заемщиков.
Сразу после учреждения Всемирный банк представлял собой одну организация – Международный банк реконструкции и развития. МБРР был создан в целях оказания влияния на послевоенное устройство Европы, в том числе для реализации плана Маршалла. В последующие годы было создано еще три подразделения (филиала): Международная финансовая корпорация (МФК) – в 1956 г., Международная ассоциация развития (МАР) – в 1960 г., Многостороннее агентство по гарантированным инвестициям (МАГИ) – в 1988 г. Эти подразделения имеют разные цели, свои уставы и своих членов. Однако президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения и первые два подразделения (за исключением МАГИ) управляются одним Советом директоров. Таким образом, в настоящее время МБРР и его подразделения образуют группу Всемирного Банка со штаб-квартирой в Вашингтоне (США).
МФК образована с целью прямого кредитования высокоэффективных проектов частных предприятий, без получения правительственных гарантий. Корпорация финансирует не более 25% общей суммы расходов по проекту и может приобретать до 35% акций предприятий, но согласно своему уставу, не может стать владельцем крупнейших их пакетов и не участвует в управлении деятельностью предприятия.. В России МФК сыграла ведущую роль в разработке и реализации программы приватизации и перестройки экономики. [3, c. 49]
МАР образовано с целью предоставления беднейшим из развивающихся стран - участниц кредитов и займов на льготных (до 40 лет, под 0.75% годовых, а иногда на беспроцентной основе) условиях
К числу беднейших относятся страны с годовым доходом на душу населения менее 1 300 долларов США.
МАГИ образовано с целью стимулирования активности прямых частных инвестиций в развивающиеся страны. Агентство гарантирует инвесторам защиту от некоммерческих (политических) рисков: войн, революций, национализации. Оно оказывает также консультативные услуги правительствам по привлечению частных инвестиций в их страны.
МАГИ дополняет деятельность страховых компаний, предоставляя услуги по страхованию и перестрахованию. Максимальный размер страхового покрытия составляет 50 млн. долларов США на один проект.
До середины 1950-ых годов ВБ стимулировал экономику стран Западной Европы, пострадавших от войны. Затем кредитная политика стала меняться, и начиная с 1960-ых годов все более существенная доля кредитов предоставляется развивающимся странам Азии Африки и Латинской Америки. В 1990-ые ВБ кредитовал структурную перестройку в бывших социалистических странах. [6, c. 132]
Банк осуществляет долгосрочное кредитование по плавающим процентным ставкам, размер которых связан с расходами на его собственные заимствования и составляет в настоящее время около 7,5%.
1.2 Характеристика финансовой системы
Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:
общегосударственные финансы;
финансы предприятий и организаций.
Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).
Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.
Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.
Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.
Структура финансовой системы, сложившейся в Российской Федерации в результате рыночных преобразований 90-х гг., и система государственных финансовых органов представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Финансовая система Российской Федерации
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже.
Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.
Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Более подробно вопросы формирования и использования государственного бюджета, внебюджетных фондов и целевых фондов денежных средств будут рассмотрены в соответствующих темах курса.
Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.
Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчета.
Хозяйственный (коммерческий) расчет производственных предприятий основан на трех принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счет полученной прибыли.
Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчета. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.
Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:
финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;
финансы государственных и муниципальных предприятий;
финансы общественных организаций (объединений).
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.
Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:
первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Глава 2. Проблемы развития международных экономических отношений
2.1 Сравнительная характеристика финансовых систем Германии, России и США
Бюджетные системы России и США в целом имеют много общего. Федеративное устройство этих государств обусловливает трехуровневую бюджетную систему. Бюджеты 2-ого и 3-его уровня имеют относительную самостоятельность (хотя в США она все же больше). Взаимоотношения между бюджетами схожи – существует практика межбюджетных трансфертов сверху вниз, кроме того в РФ бюджеты субъектов-доноров могут перечислять часть своих доходов в бюджеты субъектов, не имеющих достаточно собственных доходов. Структура доходной и расходной части бюджетов обеих стран претерпевает определенные ежегодные изменения, расходная часть в значительной степени зависит от политики государства на данный период. За последние годы в целом имела социальную направленность как в США, так и в России, однако следует заметить, что если в РФ эта задача решается в основном из средств федерального бюджета, то в Соединенных Штатах значительную лепту вносят бюджеты штатов.
Есть, однако, и существенные отличия в бюджетном устройстве этих стран. Например, для федерального бюджета США бюджетный год начинается 1 октября каждого года, тогда так в РФ – 1 января. Это означает и различия в организации бюджетного процесса. (Надо, тем не менее, отметить, что финансовый год большинства штатов начинается так же, как и в РФ – 1 января.) Структура доходов бюджета США отличается тем, что в нее не входят доходы от продажи государственного имущества; местные и региональные бюджеты имеют различный состав налоговых доходов. Кроме того, в США основным налогом, образующим федеральный бюджет, является индивидуальный подоходный налог (48%), в РФ его эквивалент – налог на доходы физических лиц является главной составляющей доходной статьи местных бюджетов (50-70%). Федеральный бюджет пополняется в основном за счет НДС (косвенного налога), что характеризует экономическое состояние России не лучшим образом.
И для США, и для Российской Федерации понятие государственного кредита в первую очередь означает внутреннюю задолженность государства перед населением; остальные функции государственного кредита для этих стран вторичны. И хотя в целом Соединенные Штаты Америки более экономически успешны (или, по крайней мере, так принято считать), но их государственный долг (в том числе внутренний) гораздо выше, чем долг РФ, а значит, для США в перспективе это возможная экономическая нестабильность и спад. Можно сказать, что форма выражения государственных долговых обязательств РФ более разнообразна по сравнению с США, но схемы проведения кредитных операций государства и обслуживания имеющихся кредитов более-менее схожи.
На первый взгляд кажется, что банковские системы России и США настолько различаются, что сравнивать их не имеет смысла. Однако это первое впечатление ошибочно – если внимательно разобраться, то у кредитных систем этих стран много общего.
Федеральная Резервная Система США построена по принципу трехуровневости: первым (верхним) уровнем являются Федеральный консультационный совет, Совет управляющих и Федеральный комитет по открытому рынку, вторым – 12 федеральных резервных банков, третьим – множество коммерческих банков (см. рис.1, Приложение). В то же время банковская система РФ включает только два уровня – ЦБ РФ и коммерческие банки. Однако по функциям Центральный Банк России частично аккумулирует в себе функции 1 и 2 уровней кредитной системы США. ЦБ осуществляет и контроль, и управление банковской деятельностью по всей стране, кроме того, он участвует в регулировании экономической жизни страны посредством эмиссии денежных средств, созданием и регулированием правовой базы в банковской сфере и т.п. Правда, Банк России выборочно занимается регулированием рынка ценных бумаг (не так, как ФКОР), не вся деятельность по ценным бумагам входит в сферу влияния ЦБ (подробнее о рынке ценных бумаг и его регулировании – в п.6).
Самый нижний уровень банковских систем США и России практически идентичен и состоит из банков и небанковских кредитных организаций. Надо сказать, что как система банков и прочих кредитных организаций, так и вся банковская система в целом, в США гораздо более развита, чем в России. Связано это скорее всего с тем, что российская банковская сфера совсем «молода» по сравнению с американской – наиболее старым российским коммерческим банкам не более 20 лет.
В США и в РФ страхование бывает как добровольным, так и обязательным. Медицинское страхование, обязательное для Российской Федерации, не является таковым в Соединенных Штатах. Однако граждане этой страны добровольно страхуют свое здоровье на разные случае – перечень предоставляемых в данном случае услуг крайне широк. Для обеих стран также является обязательным автомобильное страхование (в России было введено совсем недавно). Наибольшей популярностью у американцев пользуется страхование жизни (которое не так распространено у нас), а также добровольное страхование имущество. В России за последние годы увеличился показатель добровольного страхования (в том числе – страхования жизни, см. Приложение, табл.1), однако в США цифра все равно неизмеримо больше. Это обусловлено не только менталитетами соответствующих народов, но и тем, что американский страховой рынок предоставляет гораздо более широкий ассортимент услуг.
К сожалению, сравнение фондовых рынков США и РФ – не в пользу последней. Объясняется это, как и в случае с банковской системой, определенной «молодостью» данного сегмента финансово-кредитной системы страны. Регулирование фондового рынка в России гораздо хуже, чем в США, условия деятельности не настолько приспособлены. Фондовый рынок США прочно занимает лидирующие позиции по всем существенным для этого сегмента аспектам. Несмотря на то, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг развивается неплохими темпами и уже включает в свой состав практически все необходимые компоненты, в целом фондовое звено отстает от общемировых показателей. В РФ недостаточна база по регулированию фондовое деятельности, и многие аспекты (например, ненаказуемость инсайдинга или возможность других нарушений) отталкивают от отечественного рынка ценных бумаг потенциальных инвесторов.
Относительно устойчивый и высокий бюджетный дефицит начала 80- х г. (от 3,3% до 4,9% от ВНП) остро поставил вопрос о желательных масштабах государственной деятельности. Уже при правительстве Г. Шмидта начался переход к ограничению доли государства в ВНП. Правительство Г. Коля с1982 г. пересмотрело распределение между государством и частным секторами с целью устранения перекоса в сторону государства.
При правительстве Г. Коля снижение бюджетного дефицита стало важным стартовым мероприятием. В процесс снижения госквоты и бюджетного дефицита были вовлечены все народнохозяйственные компоненты государственных расходов, сдерживался прирост расходов на персонал, на товары и услуги, социальные трансферты, капитальные вложения.
В целом успех в ограничении роста расходов был значительным. Государственная активность была значительно ограничена, что создало благоприятные возможности для частного сектора.
С
Главной материальной базой, на которую опирались новые земли в выходе из кризиса были трансферты из госбюджета, а также средства различных фондов. Поскольку этих средств было не достаточно правительство пошло на увеличение налогов.
Восстановительный процессы в новых землях сопровождался новым устройством государственных финансов на их территории. Вместе с тем структура бюджетов новых земель и общин свидетельствует об их полной финансовой несамостоятельности: 75% всех доходов - трансферты из Западной Германии. Следует отметить, что при обвальных финансовых потоках в новые земли правительство по-прежнему преследует цель снижения государственных расходов и налогов в ВНП.
Государственный долг Германии, как и других промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга Германия стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга Германии является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.
Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. Германия размещает займы внутри страны и за границей.
Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории Германии, в последние годы доля государственных облигаций не превышала 40%, в то время как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%.Следует отметить, что благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает.
Другой важной чертой рынка государственных облигаций в Германии является наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.
Для финансирования государственного долга федеральное правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации Германии; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.
Большая часть государственного долга Германии размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные и специальные банки, Бундесбанк.
Об изменении доходов и расходов федерального бюджета свидетельствует таблица 2. Так, в начале 90-х годов бюджет сводился с дефицитом и соответственно возрастали суммы заимствований. Это, в свою очередь, способствовало увеличению процентных выплат.
Динамика доходов и расходов федерального бюджета ФРГ
(в % к ВВП)
Таблица 2
|
1985 |
1989 |
1991 |
1993 |
1997 |
Доходы |
46,1 |
45,2 |
44,9 |
46,4 |
45,2 |
Расходы |
44,3 |
42,4 |
45,5 |
46,6 |
44,6 |
Заимствования |
-1,8 |
-2,8 |
0,6 |
-0,1 |
-0,7 |
Процентные выплаты |
3,0 |
2,7 |
2,7 |
3,3 |
3,7 |
Чистые заимствования |
1,2 |
-0,1 |
3,3 |
3,2 |
2,0 |
2.2. Валютные проблемы в свете финансовой глобализации и проблемы международных долговых обязательств
Международный Валютный Фонд, МВФ (International Monetary Fund, IMF) – это международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г.
Именно МВФ выступил одним из активных сторонников выработки общей процедуры для решения вопросов в рамках Парижского клуба кредиторов. Основная причина, по которой МВФ хочет ввести такие правила: быстрая секьюритизация долга способна, по сути, преградить заемщикам из числа развивающихся стран доступ к открытому рынку. В 2005 г. объем эмиссии бумаг, секьюритизированных долгом десяти крупнейших заемщиков, мог бы теоретически достичь 280 млрд. долл. Столь резкое увеличение предложения квазисуверенных облигаций притупило бы спрос на обычные еврооблигации. В этом случае развивающиеся страны предпочли бы привлекать деньги не на открытом рынке, а у международных финансовых организаций, таких как МВФ или Всемирный банк, или напрямую у развитых стран. Это едва ли отвечает интересам международного финансового сообщества, тем более что финансировать развивающиеся рынки все равно пришлось бы членам Парижского клуба как кредиторам международных финансовых организаций.
Таблица 3
Межгосударственный долг, млрд. долл. (на 1 января 2004 г.)
Страна |
Значение |
Индонезия |
51 |
Россия |
45 |
Китай |
45 |
Индия |
37 |
Нигерия |
25 |
Египет |
20 |
Таиланд |
17 |
Польша |
16 |
Алжир |
13 |
Филиппины |
14 |
Источник: МВФ, Всемирный банк. |
Если же выпуск бумаг типа Aries все-таки состоится, то он может составить 6–8 млрд. долл. Данная эмиссия сможет несколько сгладить дисбаланс между спросом и предложением, о котором говорилось выше. Однако в качестве базового варианта мы все-таки склонны рассматривать достижение договоренности между РФ и Парижским клубом. Если этот вариант удастся осуществить, то вполне вероятно, что участники рынка будут склонны искать альтернативные способы вложения собственных ресурсов. Такая позиция вполне разумна, особенно если принять во внимание тот факт, что спрэд между доходностью российских суверенных бумаг и их аналогами на рынках категории emerging markets сократится практически до нуля.
Доходность к погашению еврооблигаций разных стран
Рис. 1.
Рынок фьючерсов и опционов на ценные бумаги, увеличившийся в 2004 году по стоимости открытых позиций в 3,6 раза, а по объему сделок в 1,6 раза (Приложение, рис. 2), все еще остается незначимым сегментом финансового рынка. Постепенно улучшаются качественные характеристики этого рынка. Прежде всего, это проявляется в расширении возможностей использования данного рынка в целях хеджирования. Выросла доля опционов в объеме открытых позиций и в стоимостном объеме срочных сделок. Осуществлен переход к поставочным контрактам, позволяющим инвесторам без дополнительных издержек совмещать операции на спот-рынке с операциями хеджирования на срочном рынке.
Торговля валютными фьючерсами развивается существенно медленнее. Суммарный среднемесячный объем фьючерсных сделок с долларами США на ММВБ, FORTS и фондовой бирже «Санкт-Петербург» в течение 2004 года составил всего лишь 1,1 млрд. рублей.
Рынок товарных фьючерсов в России только начал формироваться. Месячные объемы торговли товарными фьючерсами пока еще ни разу не превышали уровень в 1 млрд. рублей.
По объемным характеристикам российский рынок производных финансовых инструментов остается неразвитым. Основная причина заключается в отсутствии законодательства, регулирующего этот вид деятельности, а также в низкой капитализации институтов инфраструктуры в условиях высокой волатильности финансового рынка в целом. Это обусловливает сохранение высоких размеров начальной маржи, и, соответственно, снижает ликвидность рынка. Сдерживающую роль играет также неадекватность учета опционов для целей резервирования (банки) и собственного капитала (профучастники), что ведет к резкому падению объемов открытых опционных позиций в конце каждого квартала, и, соответственно, снижает возможности долгосрочного хеджирования с помощью опционов. Другой причиной сдержанного развития срочного рынка является нерегулируемое развитие маржинальной торговли, которая является субститутом классического срочного рынка.
На фоне положительных сдвигов в развитии финансового рынка постепенно накопились проблемы, которые по признанию многих экспертов могут оказаться тормозом для дальнейшего наращивания инвестиций отечественного финансового сектора в экономику и несут в себе угрозу утраты Россией национального рынка капиталов.
Внешне эти проблемы проявляются в том, что крупнейшие российские компании, как и государство в целом, не рассматривают национальный финансовый рынок как механизм привлечения инвестиционных ресурсов, а многие средние компании вообще не имеют к нему доступа. Основным источником инвестиций российских компаний остаются либо собственные средства, либо займы и первичные размещения акций (IPO) на зарубежных финансовых рынках. Соответственно, отечественный финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам и узок из-за ограниченности спроса со стороны консервативных долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении, а долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем решениями органов государственной власти вообще не допущены на этот рынок.
Причины этого многогранны, среди них можно выделить технологические, поведенческие и регулятивные.
Определенную роль сыграло отставание в развитии национальной инфраструктуры финансового рынка. В глазах инвесторов - нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим дорогую и нестандартную расчетно-клиринговую систему, ненадежную систему учета прав собственности на ценные бумаги. Отсюда иностранные инвесторы тяготеют к использованию зарубежных торговых систем для работы с российскими ценными бумагами. С этой целью иностранные инвестиционные банки создали технологию вывода первичных размещений акций российских компаний на зарубежные площадки в форме депозитарных расписок. Хотя такая схема обходится российским эмитентам и инвесторам значительно дороже, чем размещение локальных акций, они идут на это, поскольку высокий спрос на иностранных площадках позволяет получить справедливую оценку капитализации компании.
Поведенческие факторы также играют немалую роль. Несмотря на то, что риски российской юрисдикции и учета прав собственности на ценные бумаги при покупке депозитарных расписок не ниже, чем при покупке локальных акций, организаторы выпусков объясняют инвесторам, что, имея дело с депозитарными расписками крупных международных банков, они лучше защищены от этих рисков. Для международных банков легче организовать размещение в Лондоне или Нью-Йорке, где сосредоточены их инвестиционно – банковские специалисты и давно освоены все юридические и финансовые схемы организации и осуществления сделок. С другой стороны, российские власти, не допуская средства обязательных накопительных систем на отечественный финансовый рынок, сами демонстрируют недоверие его механизмам, и лишают его долгосрочных финансовых ресурсов. Вряд ли можно рассчитывать на доверие крупных международных инвестиционных и пенсионных фондов к российскому рынку, если само российское государство не доверяет ему пенсионные накопления. Далее, из-за высокой концентрации российского капитала в рамках крупных промышленно – финансовых групп наблюдается устойчивая тенденция «интернационализации» их бизнеса, что сопровождается вывозом национального капитала с одновременным привлечением международного капитала в инвестиционные проекты.
Наконец, регулирование первичных размещений было построено таким образом, что его проведение по признанным в мире стандартам в российских торговых системах не осуществимо. Ряд «экзотических» и объективно необоснованных норм регулирования создавали дополнительные транзакционные издержки для выхода компаний на рынок капиталов. Пока на российском финансовом рынке не завершено создание эффективной системы законодательства, которая бы обеспечивала достойный уровень защиты прав инвесторов и клиентов финансовых компаний и не создавала излишние барьеры для выхода на отечественный рынок капитала.
Нерешенность этих проблем проявилось в том, что, начиная с конца 2003 года, большая часть сделок с российскими акциями стала проводиться на иностранных биржах. В целом в 2004 году около 75% объема сделок с российскими акциями пришлось на иностранные фондовые биржи (Приложение, рис. 3).
Такая ситуация в развитии внутреннего рынка ценных бумаг может породить серьезные проблемы для инвестирования пенсионных резервов и других форм обязательных накопительных систем. Если ничего не измениться, единственной возможностью обеспечить достаточную емкость рынка для этих инвестиций и их приемлемую доходность станет разрешение инвестировать существенную часть пенсионных резервов вне пределов страны. Управление активами станет прерогативой услуг предлагаемых международными инвестиционными банками для инвестирования частных накоплений в активы, торгуемые вне России. Таким образом, рынок коллективных инвестиций также будет развиваться с ориентацией на зарубежные торговые системы. В целом такой сценарий развития означает, что полноценное вхождение России в международный рынок капиталов произойдет не за счет развития национальных институтов финансового рынка, а путем аутсорсинга финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми инфраструктурами.
Глава 3. Особенности развития международной финансовой системы
3.1. Особенности процессов глобализации. Негативные и положительные стороны глобализации
Сегодня мировая экономика становится единым рынком и производственной зоной с национальными и региональными секторами. Взаимозависимость стран становится одной из самых существенных черт процесса глобализации мировой экономики.
Основные черты глобализации:1 Привлечение к хозяйственному обороту всех территорий земного шара. Увеличивается поток инвестиций, а следовательно растет мировой рынок капитала, мировой инвестиционный и валютный рынки;2 Создание крупных корпоративных структур;3 в экономике большой удельный вес занимают наукоемкие сферы.
Важнейшие факторы формирования глобальной финансовой среды:
1.интернационализация хозяйственной деятельности.
2.активное распространение научно-технических достижений.
3.либерализация международных валютно-кредитных отношений и финансовых рынков.
4.рост интеграций национальных рынков денег и капитала.
Глобализированные международные финансовые рынки стали более открытыми, ликвидными и интегрированными. Но процесс глобализации далек от завершения.[5, с.245]
Глобализация способствует: 1)увеличению объемов продаж и прибыли; 2)защите рынков от конкурентов; 3)увеличению прибылей; 4)снижению затрат на научные исследования и разработку новых продуктов для новых рынков.
Россия в нарождающейся глобальной экономике занимает весьма специфическое место. Страна участвует вместе с наиболее развитыми государствами в освоении космоса. Российская культура продолжает вносить большой и достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Российская наука сохраняет немалый потенциал. Вместе с тем по степени освоения рыночных принципов хозяйственной жизни Россия находится еще в начале пути. Многие социально-экономические проблемы нам приходится решать во время движения к рыночной экономике и демократическому обществу.
Нерешенной остается во многом проблема самоидентификации для нашего народа (понимания того, что собой представляет наш народ и наше общество) после распада Советского Союза.
У российского народа сохранилась тяга к знаниям, к культуре, способность к творческому мышлению, которая в ряде случаев проявляется в успешном предпринимательстве.
В последние годы появилось немало достижений в науке мирового уровня. Однако их было бы несравненно больше, если бы ставка на «человеческий капитал» была стратегической установкой.
При ставке на человеческий капитал, на наукоемкие технологии, разумеется, не следует забывать и о природно-ресурсном потенциале России, который является едва ли не самым впечатляющим в мире. Собственно, природно-ресурсный потенциал и человеческий капитал – это две опоры, два основных элемента для обеспечения прорыва России в число наиболее развитых государств в течение ближайших 30-40 лет.
Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.
В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:
1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).
2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.
3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.
4. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.
5. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.
6. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.
7. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.
8. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.
Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.
Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации
Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.
Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.
Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. «Вместо того чтобы уничтожать или ослаблять проявления неравенства, интеграция национальных экономик в мировую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми». Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира — мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы — 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».
Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.
Приводятся данные, что от глобализации в конечном итоге выигрывает лишь 14,5% живущих в западном мире, в то время как остаются практически не затронутыми ею такие массивы, как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Образуются также «черные дыры» в постсоветском пространстве, в Африке, в Центральной и Южной Азии.
Учитывая неравномерность распределения преимуществ глобализации, безусловно и негативные последствия глобализационных процессов в конкретной стране существенно будут зависеть от места, которое эта страна занимает в мировой экономике. В связи с этим выделим три группы угроз, опасностей, потенциальных проблем, возникающих на современном этапе развития интернационализации хозяйственной деятельности, в зависимости от того, на какие страны они могут распространиться. Прежде всего выделим опасности глобализации, существующие для всех стран, затем потенциально могущие возникнуть в менее развитых и, отдельно, в промышленно развитых странах и в завершение этого раздела статьи более подробно остановимся на наиболее значимых негативных последствиях глобализационных процессов.
В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
· неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
· возможная деиндустриализация национальных экономик;
· возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
· возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
· увеличение технологического отставания от развитых стран;
· рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);
· обнищание основной массы населения;
· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
· рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Как уже отмечалось, наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоемкой продукции, перебрасывать трудоемкие и технологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков и т.д.
В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать:
· рост безработицы в результате:
· внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;
· изменения структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;
· возросшей мобильности рабочей силы;
· выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.
Существенной проблемой является то, что неравномерность распределения преимуществ от глобализации наблюдается не только по отдельным странам, но и в разрезе отдельных отраслей. Отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы по сравнению с рядом отраслей, которые значительно проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям, в них наблюдается отток капиталов, сокращение рабочих мест. Люди теряют работу, они вынуждены искать новые рабочие места, порой требуется их переквалификация. А все это вызывает крупные социальные расходы, причем в короткие сроки. В конечном итоге, конечно же, произойдет перераспределение рабочей силы, но социальные издержки будут очень велики.
В качестве угрозы многие называют (и мы тоже в перечне последствий глобализации ее указали, хотя и не полностью согласны с ее негативным характером) деиндустриализацию экономики, поскольку глобализационные процессы ассоциируются со снижением занятости в обрабатывающих отраслях как в Европе, так и в США. А деиндустриализация является причиной возникновения депрессивных регионов, усиливает социальное расслоение общества. Действительно, доля обрабатывающих отраслей в экономике промышленно развитых стран резко снижается, но надо отметить, что это снижение перекрывается быстрым ростом удельного веса сферы услуг, включая финансовый сектор. Деиндустриализация — это нормальное явление, порождаемое технологическим прогрессом и экономическим развитием, и не является следствием глобализации, хотя и протекает параллельно с ним.
Серьезным негативным последствием глобализации может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям. В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва национального суверенитета. Современный корпоративный капитал фактически контролирует политическую жизнь современных развитых стран. Национально-государственные образования как таковые утрачивают роль активных агентов жизни и мирового сообщества. Преобладает мнение, что интеграционные процессы в экономике, глобализация финансового рынка ведут к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере.
Растущая глобальная интеграция рынков капитала угрожает экономической политике отдельных стран, так как иностранный капитал в виде прямых или портфельных инвестиций таит в себе определенную угрозу для национальной экономики в связи со способностью исчезать из страны столь же быстро, как и появляться.
Глобализация уменьшает способность правительств к маневру. Вскоре они будут поставлены перед необходимостью объединить усилия для контроля над международной деятельностью, информационными и финансовыми сетями ТНК.
Одной из самых больших угроз глобализационных процессов многие эксперты называют рост безработицы. Приводятся порой очень пессимистические оценки и прогнозы. В качестве образца таких прогнозов можно привести высказывания из нашумевшей на Западе книги, написанной редакторами еженедельного журнала «Шпигель» — Г.-П. Мартином и Х. Шуманном, «Западня глобализации: атака на процветание и демократию», уже цитируемой в данной статье. Прогнозируется, что для функционирования мировой экономики в этом столетии будет достаточно 20% населения. Больше рабочей силы не потребуется. Пятой части всех ищущих работу хватит для производства товаров первой необходимости и предоставления всех дорогостоящих услуг, какие мировое сообщество сможет себе позволить. Эти 20% в какой бы то ни было стране будут активно участвовать в жизни общества, зарабатывать и потреблять, и к ним, пожалуй, можно добавить еще примерно один процент тех, кто, например, унаследует большие деньги. У тех же 80%, которые останутся не у дел, будут колоссальные проблемы. «Назревает экономическое и социальное потрясение неслыханных размеров... Всего за три года, с 1991 по 1994, число рабочих мест в западногерманской промышленности сократилось более чем на миллион. И это при том, что в Германии дела обстоят сравнительно неплохо... В странах ОЭСР безуспешно ищут работу уже свыше 40 миллионов человек».
В качестве угрозы можно отметить, в частности, потенциальный рост безработицы в результате перевода компаниями стран с высокой стоимостью рабочей силы части своих производственных мощностей в страны с низкой оплатой труда. Экспорт рабочих мест может оказаться нежелательным для экономики ряда государств. Но чаще всего в подобных условиях компании развитых стран прекращают выпуск убыточной продукции и переходят к производству товаров, требующих использования высококвалифицированного персонала. Происходит перераспределение рабочей силы. В результате рабочие с более низкой квалификацией остаются невостребованными, в их среде растет безработица, их доходы падают. А в качестве негативного последствия глобализации указывается заметное увеличение разрыва в уровнях заработной платы квалифицированных и менее квалифицированных работников.
Следующую угрозу связывают с мобильностью рабочей силы. Массовая миграция населения, приобретающая глобальный характер, превращается в серьезный источник обострения социально-экономической обстановки в мире. По данным ООН, в 1995 году за пределами родных стран проживало 125 млн. человек. Дестабилизирующими факторами являются новые формы занятости (индивидуализация условий найма, временные контракты) и глобализация рынка рабочей силы. Приток дешевой рабочей силы извне обострил конкуренцию на рынке труда развитых стран, что привело к осложнению межэтнических отношений и росту национализма в этих странах. Негативные последствия свободы перемещения рабочей силы уже давно признаются в качестве потенциальной опасности, а сегодня во многих странах она считается вполне реальной. Поэтому почти все государства ввели те или иные формы контроля над свободным перемещением рабочей силы. Но следует отметить, что наиболее подготовленная и представляющая высокую ценность рабочая сила отличается большей мобильностью и способна эффективно отыскать свою рыночную нишу. В условиях глобализации все страны попытаются привлечь талантливых специалистов и квалифицированных работников, охотно предоставив им визы и впустив на свой рынок. Возникновение межстранового перелива рабочей силы приведет к глобальному повышению производительности, поскольку будет достигнут оптимум в распределении трудовых ресурсов.
Одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 года в Таиланде, а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до Южной Кореи.
Негативные аспекты глобализации связывают с потенциальными конфликтами, которыми она чревата, хотя их можно смягчить путем развития глобального сотрудничества на основе соглашений политического характера или создания новых международных институтов.
Что же в конечном счете глобализация несет странам — угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса».
Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить: не стоит рассматривать процесс глобализации однобоко, говорить о нем, только как об источнике многих бед и конфликтов внутри государств, но также, нельзя и восхвалять, подчеркивая значимость его, как важного источника новых возможностей.
Глобализация требует объединения усилий всех государств в решении назревших (рассмотренных в работе) проблем. В такой ситуации возрастает роль ООН и других международных организаций в разработке программ развития мира, но возможно и возникновение принципиально новых международных структур, способных решить эти проблемы.
Подводя итог, по данной работе можно сделать следующие выводы:
Роль финансов в развитии международных связей проявляется по трем направлениям:
1. Изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направлений международного сотрудничества.
2. Регулирование международных интеграционных процессов.
3. Стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений
Глобализационные процессы находятся еще в стадии развития, а не завершения. Еще существуют много независимых государств, которые решительно противятся «глобализации по-американски». Многие страны сегодня выступают за многополярный мир и задумываются о третьем пути, о реализации модели устойчивого социально-экономического развития, свободного от нынешних парадоксов глобальной системы рынка, о торжестве идеалов гуманизма на нашей планете. Среди противников однополярной глобализации: Россия и союзные ей страны СНГ, Китай, Индия, исламский мир, малые страны «третьего мира». Эти страны способны, действуя сообща и в коалиции, под эгидой реформированной и модернизированной ООН – выработать альтернативный глобализму путь равития. Во внешнем мире растет убежденность в том, что повторить американский путь не сможет никто, т.к. уровень потребления США, воспроизведенный в массовых масштабах, просто опустошит планету.
Россия на современном этапе выбирает свой путь развития. Оптимальным представляется предложение современных наследников евразийцев: «Россия должна заявить себя не как простое государство в ряду остальных, но как особая цивилизация, как целый континент, континент стратегический, культурный и духовный». (Евразийская платформа, 1999г.).
Самое главное сейчас – внутреннее строительство России. Только сильная и уверенная Россия, с ее традиционной опорой на культуру, науку, образование, может защитить свои национальные интересы и обеспечить достойное будущее своему народу.
Список использованной литературы:
1. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год// Экономист.- 2004.- №1.- с. 3-19.
2. Государственное управление в области финансов и кредита в России. Учебное пособие.- М.: Дело, 1997. - 304.
3. Дадашев А.З., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие. - М.:ИНФРА - М, 1997. - 248.
4. Сабанти Б.М. Теория финансов : Учебное пособие. - М.: Менеджер, 1998. -168.
5. Данилевский Ю.А. Влияние глобализации на экономику и финансы Российской Федерации// Финансы.- 2003.- №5.- с. 3-7.
6. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности// Финансы.- 2003.- №12.- с. 18-20.
7. Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики// Экономист.- 2004.- №1.- с. 61-72.
8. Столяров А.И. Российский финансовый рынок: современное состояние и перспективы развития// Финансы.- 2004.- №2.- с. 11-14.
9. Фетисов В.Д. Финансы: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2003.
10. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно- практической конференции/ Под ред. доц. И.Н. Юдиной.- Барнаул.: Филиал ВЗФЭИ, 2003.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / Под ред. Бабич А.М., Павловой Л.Н. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
12. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Акад. Г.Б. Поляка.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/ Под ред. М.В. Романовского.- М.: Юрайт- М, 2003.
14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-М, 2001.
15. Финансы: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
16. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.- М.: Юрайт-М, 2004.
17. Шепаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 2004 г.
18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А., Окуневой Л.П., Андросовой Л.Д. и др. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999г.
19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. - М., ИНФРА - М, 1997. - 343.
Периодическая литература:
1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепетиков Д. « Российские банки после кризиса » // « Вопросы Экономики » № 4, 2000 г.
2. Баканов М.И. Анализ коммерческого риска // Бухгалтерский учет 2000 г. № 10.
3. Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода // Деньги и кредит 2004 г., №4.
4. Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит 2001 г., №8.
5. Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка // Бухгалтерия и банки 2003 г., №1.
6. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит 2003 г., №1.
7. Ефимова О.В. Банковские риски, их регулирование и предупреждение // Бизнес и банки 2002 год № 52.
8. Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит 2004 г., №6.
9. КБ в рыночной экономике // «Экономика и жизнь» - 2002 г.,№11.
10. Лакшина О.А. Риски банков при экспортном кредитовании // Банковское дело 2004 г. № 1.
11. Макаревич Л. «2003 год: узел проблем затягивается все туже (Цикл из трех статей. Часть третья)» // «Аналитический Банковский Журнал» № 10 (65), 2003г.
12. Особенности деятельности КБ // «Деньги и кредит» - 2004 г.,№2.
13. Развитие маркетинговой стратегии КБ // «Хозяйство и право» -2001 г., №5.
14. Полищук А.И. К вопросу о переводе Российских банков на международные стандарты // Бухгалтерия и банки 1996 г., №2.
15. Перспективы деятельности КБ // «Банковское дело» - 2001 г.,№9.
16. Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы // Деньги и кредит 2001 г., №11.
17. Экономическая реформа и банки // «Экономика и математические методы» - 2001 г., №5.
Приложения
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис.4.