Содержание:
Введение. 3
1. Значение профессионального суждения бухгалтера. 5
1.1. Понятие профессионального суждения, его значение и роль в организации бухгалтерского учета. 5
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное суждение (вид деятельности предприятия, участия бухгалтера в других делах фирмы) 10
1.3. Роль профессиональных организаций в формировании профессионального бухгалтера. 20
1.4. Учетная политика как результат профессионального суждения бухгалтера 23
Список используемой литературы.. 32
Введение
На протяжении 70 лет существования в России планово - регулируемой экономики бухгалтерский учет развивался изолированно и не учитывал международных тенденций. За последние 10 лет появилось множество хозяйственных операций, отражение которых в финансовой отчетности, а также порядок их ведения в бухгалтерском учете не предусматривались. Все это потребовало серьезных изменений в нормативно - правовой базе бухгалтерского учета.
Нормативно -
правовая база бухгалтерского учета стала стремительно перестраиваться в
соответствии с принятыми в международной практике стандартами бухгалтерского
учета. Во исполнение принятой в
Российские положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в основном учитывают международные тенденции и соответствуют международным принципам ведения бухгалтерского учета.
В связи с этим острым вопросом стало наличие профессиональных бухгалтеров. На бухгалтерию возлагаются дополнительные функции, связанные с налоговым и управленческим учетом, оценкой и другими нововведениями, что существенно увеличивает нагрузку на данное подразделение (и это несмотря на всеобщую автоматизацию учетных процессов). К сожалению, зачастую руководители не учитывают (а многие и не знают), что в развитых странах число работников, занимающихся вопросами бухгалтерского учета в компании, составляет около 10% от общей численности работающих. В России это соотношение не соблюдается ввиду недопонимания роли бухгалтерской службы в структуре предприятия.
Доходит до того, что главный бухгалтер посвящает непосредственно бухгалтерскому учету не более 15% своего рабочего времени.
В условиях быстро
меняющегося законодательства и нормативной базы (причем не только по бухучету)
реализация нового в учетной практике организаций невозможна без постоянного
повышения квалификации, обучения и переподготовки бухгалтерских кадров, в
первую очередь главных бухгалтеров и их заместителей. Соответственно актуально
создание постоянно действующей системы поддержания квалификации и
профессиональных знаний. Аттестация профессиональных
бухгалтеров России началась в
В связи с этим на современном этапе реформирования бухгалтерского учета профессиональный бухгалтер и его профессиональное суждение играет очень весомую роль.
Цель данной дипломной работы изучение сущности значения профессионального суждения бухгалтера.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
- изучим понятие профессионального суждения;
- рассмотрим факторы , влияющие на профессиональные суждения;
- проанализируем роль профессиональных организаций в формирование профессиональных суждениях;
- рассмотрим учетную политику как результат профессионального суждения бухгалтера.
1. Значение профессионального суждения бухгалтера
1.1. Понятие профессионального суждения, его значение и роль в организации бухгалтерского учета
С развитием системы бухгалтерского учета, появлением новых нормативных документов, знакомством с западным опытом ведения бизнеса происходят изменения в структуре управления хозяйствующих субъектов.
Таким образом, новые задачи, стоящие перед бухгалтерской службой, требуют постоянного внимания как к количественному, так и к качественному ее составу. Возрастает роль аналитических (творческих, а не технических) функций, направленных на улучшение деятельности организации. Здесь следовало бы напомнить классическую схему учетного процесса, приводимую при обучении по курсу "Теория бухгалтерского учета":
|---------| |--------| |----------| |-------------|
|Первичные| |Регистры| |Бухгал- | |Анализ |
|учетные |---->|бухгал- |--->|терская |---->|финансово- |
|доку- | |терского| |отчетность| |хозяйственной|
|менты | |учета | | | |деятельности |
|---------| |--------| |----------| |-------------|
Вышесказанное свидетельствует об изменении роли профессионального бухгалтера в структуре организации и в экономике в целом, что связано с аналитическими аспектами использования информации, получаемой посредством бухучета. Именно от профессиональных бухгалтеров зависит эффективность работы по улучшению экономических и финансовых показателей деятельности организаций.
Естественно, предстоит многое сделать, чтобы такие новые явления, как управленческий учет, формирование отчетности по МСФО и др., применялись эффективно и на должном уровне. В связи с этим должно происходить структурное уточнение и наполнение функций профессионального бухгалтера. Например, уже можно говорить о подчинении профессиональному бухгалтеру финансовой службы или передаче финансовому директору функций профессионального бухгалтера (второй подписи). Есть и другие варианты структурных преобразований.
Безусловно, вышеперечисленные аспекты весьма важны для совершенствования и развития бухучета, но возникает вполне резонный вопрос: кто должен выполнять данные работы. Государство этим заниматься не вправе, а потому ответ один - сами бухгалтеры, объединенные в профессиональную организацию.
В рамках проводимой административной реформы принято решение о передаче части функций в области бухучета от Министерства финансов РФ саморегулируемым организациям. К этим функциям могут быть отнесены:
- разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, а также разъяснений по их применению.
- повышение роли профессионального бухгалтера и возглавляемой им бухгалтерской службы;
- налаживание контроля за соблюдением правил бухгалтерского учета;
- выявление практического опыта по ведению бухучета и формированию бухгалтерской отчетности (включая внутреннюю) на предприятиях;
- подготовка рекомендаций по применению МСФО при формировании консолидированной отчетности и т. д.
В условиях административной экономики вопрос о как таковом профессиональном суждении не поднимался ("профессиональное" суждение было областью научного познания бухгалтерского учета). Для административной экономики характерна комплексная регламентация хозяйственной деятельности, экономических отношений, включая и функцию бухгалтерского учета. Самостоятельное, обоснованное мнение специалиста - бухгалтера, касающееся интерпретации отдельных фактов хозяйственной деятельности, в условиях централизованной экономики не было востребовано.
Система рыночных отношений представляет собой постоянно меняющуюся систему, для которой невозможен тотальный регламент.
Профессиональные суждения можно условно по принадлежности к отчетным периодам, в отношении которых они формируются, разделить на две группы: профессиональные суждения в отношении интерпретации будущих, предполагаемых фактов хозяйственной деятельности, возникновение которых с достаточно высокой степенью вероятности предполагается на основе экстраполяции фактов предыдущих отчетных периодов или иной информации, и профессиональные суждения в отношении возникающих фактов хозяйственной деятельности в текущем отчетном периоде.
Зачастую бухгалтер должен принимать самостоятельное решение о том, должна ли информация быть раскрыта или нет, а если да, то в каком виде. Это называется «профессиональное суждение бухгалтера». Старая российская отчетность, как правило, не предполагала каких-либо личных рассуждений бухгалтера. Принцип – выполнять, а не рассуждать. Не понимаешь как выполнять – спроси, тебе укажут.
А вот отчетность по МСФО – предусматривает широчайшее применение такого понятия как «профессиональное суждение бухгалтера».
Составители МСФО, возлагая бремя принятия решений о признании/не признании фактов хозяйственной деятельности (равно как и о выборе форм отражения этой информации) на бухгалтера, исходят из того, что ни в каком, даже в самом подробном законе невозможно предусмотреть всех нюансов, какие могут сложиться на предприятии. Таким образом, считается, что никто, лучше бухгалтера не сможет в таких ситуациях выбрать правильное решение.
Международные подходы
Согласно Принципам МСФО информацию, представляемую в финансовой отчетности, делают полезной для пользователей качественные характеристики, такие как понятность, уместность, надежность и сопоставимость. Для выполнения основного предназначения финансовой отчетности на практике необходимо достижение компромисса между качественными характеристиками. При этом отмечается, что "на практике часто необходимо равновесие или компромисс между качественными характеристиками. В общем цель состоит в том, чтобы достичь соответствующего соотношения между характеристиками, для выполнения основного предназначения финансовой отчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях - это дело профессионального суждения" (п.45 МСФО).
Таким образом, профессиональное суждение в западной практике является важнейшим элементом культуры бухгалтерской профессии, проявлением либерализма.
Профессиональное суждение должно обеспечивать формирование достоверной информации, которая должна быть, во-первых, востребована рынком бухгалтерских услуг, во-вторых, должна быть предусмотрена развитая процедура контроля и защиты обоснованности профессионального суждения перед профессиональным сообществом. То есть, профессиональное суждение представляет собой институт развитых рыночных отношений, в которых востребована достоверная информация и существует система контроля за ее формированием как со стороны ее производителей (бухгалтерское сообщество), так и со стороны потребителей (объединения инвесторов и т.п.).
Российские подходы
Постановка вопроса о профессиональном суждении связана с постановкой вопроса о достоверной информации. Вопросы формирования, представления и раскрытия финансовой информации в условиях отсутствия регламентов бухгалтер должен решать, используя механизм профессионального суждения. С целью предотвращения субъективного подхода в выработке профессионального суждения бухгалтерское сообщество должно самое пристальное внимание уделять разработке, обоснованию и актуализации принципов, выполнение которых будет обеспечивать признание информации как достоверной и полной.
Рассмотрим, имеет ли место профессиональное суждение в системе регулирования бухгалтерского учета в России.
Прямого определения понятия "профессиональное суждение" российские нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат, однако в российской нормативной базе присутствуют отдельные косвенные указания на уместность его применения в практике российских предприятий.
Так, согласно ст.13 Закона "О бухгалтерском учете"[1] "в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием".
В ПБУ 4/99 [7] говорится о том, что "если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил настоящего Положения не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил" (п.6).
Следовательно, несмотря на требование формировать бухгалтерскую отчетность, исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету (только в этом случае она будет считаться достоверной и полной), Закон и ПБУ 4/99 [7] предусматривают принципиальную возможность отступления от этих правил.
Кроме того, согласно п.8 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"[4]:
"Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерского учету". Разработка способа бухгалтерского учета в условиях отсутствия нормативно установленных правил будет также являться областью профессионального суждения.
1.2. Факторы, влияющие на профессиональное суждение
Профессиональный бухгалтер работает, как правило, в одной из следующих областей:
а) бухгалтерский учет;
б) аудиторская деятельность;
в) финансовое управление (менеджмент);
г) финансовая экспертиза;
д) преподавательская, научно-исследовательская или управленческая деятельность в вышеперечисленных сферах.
Деятельность профессионального бухгалтера имеет следующие особенности:
а) наличие специфической квалификации и навыков, достигаемых образованием и опытом работы;
б) приверженность к единой определенной системе ценностей;
в) признание своей ответственности перед обществом вплоть до признания приоритета общественных интересов перед интересами работодателя, вытекающие из того обстоятельства, что деятельность профессионального бухгалтера часто имеет большое и непосредственное значение не только для его работодателя, но и для всего общества в целом.
Для того, чтобы оправдать ожидания общества, профессиональный бухгалтер должен ставить перед собой четыре основные цели:
а) обеспечивать потребности общества в полноценной и достоверной информации;
б) достичь профессионализма с тем, чтобы работодатели и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;
в) постоянно обеспечивать высокое качество работы и услуг;
г) завоевать доверие пользователей работ и услуг членов ИПБ с тем, чтобы эти пользователи были уверены, что этика члена ИПБ не позволит ему совершить недостойных поступков.
Чтобы достичь указанных целей, профессиональному бухгалтеру необходимо соблюдать ряд основных принципов:
а) честность и объективность при выполнении услуг: основанием для выводов и рекомендаций члена ИПБ может быть только информация, но не предвзятость, конфликт интересов или оказываемое на него давление;
б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нормативных актов и наличие необходимых практических навыков, отказ от выполнения работ и услуг, выходящих за пределы той области, где данный член ИПБ является специалистом;
в) конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекращены отношения члена ИПБ с работодателем (за исключением случаев прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);
г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых поступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерскую профессию;
д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независимо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом которых он является.
Профессиональный бухгалтер обязан обеспечить высокое качество оказываемых им услуг. Для этого необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности. Он обеспечивается как достижением достаточного уровня знаний и навыков, так и последующим поддержанием профессиональной компетентности на необходимом уровне посредством занятий на различных курсах повышения квалификации и самообучения в сфере своей профессиональной деятельности.
Профессиональный бухгалтер не должен рекламировать себя как лицо, обладающее знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он ими на самом деле не обладает.
В соответствии с принципом конфиденциальности профессиональный бухгалтер обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о делах и финансовом положении своих работодателей, полученную при оказании профессиональных услуг.
При оказании услуг по налогообложению профессиональный бухгалтер должен руководствоваться интересами своего работодателя. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не способствовать фальсификации учетных данных с целью уклонения своего работодателя от уплаты налогов и обмана им налоговых органов.
Профессиональный бухгалтер обязан сообщить руководящим и(или) представительным органам своего работодателя о выявленных в ходе оказания услуг фактах нарушения налогового законодательства и ошибках при расчетах и уплате налогов, а также информировать их о возможных последствиях и путях исправления допущенных нарушений и ошибок. Форму и адресат такого сообщения член ИПБ определяет исходя из конкретной ситуации.
Профессиональный бухгалтер должен предупредить своего работодателя, что ответственность за составление налоговой отчетности лежит на руководстве работодателя, и что привлечение к налоговым консультациям сторонних высококвалифицированных специалистов не гарантирует работодателю отсутствие в последующем конфликтов с налоговыми органами.
Профессиональный бухгалтер не должен нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах третьих лиц (в частности, своих родственников и знакомых), поскольку это, помимо всего прочего, подрывает доверие его реальных и потенциальных работодателей и общества в целом к деятельности сообщества профессиональных бухгалтеров в сфере налогообложения.
Профессиональный бухгалтер, возглавляющие профессиональные организации, или работающие индивидуально, при оказании услуг, предусматривающих выдачу по их результатам официальных отчетов и заключений, предназначенных для внешних пользователей (далее такие услуги называются "услугами, имеющими публичный характер"), обязаны быть свободны от любой заинтересованности, которая может быть несовместимой с реализацией принципов честности, объективности и независимости профессиональных бухгалтеров.
Возникновение между профессиональным бухгалтером и клиентом судебных отношений, связанных с подачей одним из них по отношению к другому исков, обращений, жалоб в суд, арбитражный суд, другие официальные органы или профессиональные объединения, может оказать влияние на выполнимость после этого принципа независимости. В частности:
а) профессиональный бухгалтер при возникновении таких конфликтных отношений может утратить свою объективность по отношению к клиенту;
б) клиент при возникновении судебных отношений может утратить доверие к профессиональному бухгалтеру и будет воздерживаться от сообщения ему какой-то части информации, которая необходима для оказания профессиональных услуг (что затруднит оказание таких услуг или даже сделает это оказание невозможным).
Кодекс этики признает, что целью профессии профессионального бухгалтера является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества. Кодекс устанавливает правила поведения профессиональных бухгалтеров России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. В Кодексе подразумевается, что если нет прямых указаний на специальные требования, то цели и фундаментальные принципы в одинаковой мере действительны для всех профессиональных бухгалтеров и аудиторов, оказывающих услуги, как в коммерческой, так и в некоммерческой деятельности, как в частном, так и в государственном секторе, в любой отрасли экономики. [8,стр 66]
Профессия профессионального бухгалтера является общественно значимой, что подразумевает признание своей ответственности перед обществом. Применительно к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает клиентов, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это налагает на профессиональных бухгалтеров ответственность за соблюдение общественных интересов.
Обязанности профессионального бухгалтера заключаются не только в удовлетворении потребностей отдельного клиента или работодателя — на профессиональные правила и стандарты бухгалтерского учета и аудита значительное влияние оказывают интересы общества.
Профессиональные бухгалтеры играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на профессиональных бухгалтеров в получении компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение к исполнению профессиональных обязанностей и поведение профессиональных бухгалтеров в процессе предоставления услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. .[9,стр 156]
Профессиональные бухгалтеры будут пользоваться доверием только при условии предоставления ими вышеназванных услуг на высоком уровне, который подтверждает обоснованность общественного доверия. Профессиональные бухгалтеры во всем мире заинтересованы в информировании пользователей их услугами о том, что эти услуги выполняются в соответствии с этическими требованиями и требованиями качества, призванными обеспечить самый высокий профессиональный уровень.
Кодекс признает, что основной целью бухгалтерской и аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:
-Достоверность: общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах;
-Профессионализм: клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
-Высокое качество услуг: все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
-Уверенность: лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.
Для достижения профессиональных целей профессиональный бухгалтер обязан соблюдать ряд исходных условий и фундаментальных принципов:
-Честность: при предоставлении профессиональных услуг профессиональный бухгалтер (аудитор) должен действовать открыто и честно;
-Объективность: профессиональный бухгалтер должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица или иные факторы;
-Профессиональная компетентность и должная тщательность: профессиональный бухгалтер предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. В его обязанности входит постоянное поддержание профессиональных знаний и навыков на высоком уровне с тем, чтобы его клиенты или работодатели могли пользоваться преимуществами компетентных профессиональных услуг, основанных на новейших разработках в области практики, законодательства и технологий;
-Конфиденциальность: профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано его профессиональными или юридическими правами или обязанностями;
-Профессиональное поведение: действия профессионального бухгалтера должны поддерживать хорошую репутацию его профессии и не дискредитировать ее;
-Регламентирующие документы: профессиональный бухгалтер обязан выполнять профессиональные услуги в соответствии с применимыми профессиональными правилами (стандартами). Профессиональный бухгалтер обязан тщательно и квалифицированно выполнять указания клиента или работодателя в той мере, насколько они соответствуют требованиям честности, объективности и независимости.
Кодекс этики бухгалтера содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в бухгалтерской и аудиторской практике.
Профессиональный бухгалтер должен соблюдать следующее:
1.Честность и объективность - под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все профессиональные бухгалтеры должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
2. Периодически профессиональные бухгалтеры могут попадать в ситуации возникновения конфликта интересов — от относительно тривиальных ситуаций до совершения уголовно наказуемых деяний и незаконных действий. Невозможно составить полный перечень случаев, в которых может возникнуть конфликт интересов. Профессиональный должен иметь это в виду и предвидеть возможность возникновения причин, приводящих к конфликту интересов. Расхождение мнений профессионального бухгалтера и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
3.Профессиональная компетентность- профессиональные бухгалтеры не должны преувеличивать свои знания и опыт.
4.Конфиденциальность - профессиональные бухгалтеры обязаны соблюдать конфиденциальность информации о хозяйственной деятельности клиента и работодателя, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг. Обязанность соблюдения конфиденциальности остается в силе даже после завершения отношений между профессиональным бухгалтером и клиентом или работодателем.
5.Налоговая практика - профессиональный бухгалтер, предоставляющий услуги по вопросам налогообложения, обязан знать трактовки налогового законодательства. Профессиональная компетентность при предоставлении этих услуг полностью гарантирует честность и объективность заключения профессионального бухгалтера.
6.Трансграничная деятельность - при применении этических требований в условиях трансграничной деятельности на выполнение профессиональным бухгалтером своих функций не должен влиять тот факт, является ли он членом бухгалтерского объединения только в России или также в стране предоставления услуг.
7. Обеспечение публичности- при доведении информации до сведения определенного или неопределенного круга лиц, а также в процессе маркетинга и продвижения своих кандидатур и услуг профессиональные бухгалтеры .
8.Независимость - в интересах общества и в соответствии с требованиями данного Кодекса все практикующие профессиональные бухгалтеры члены проверяющих группы фирм должны быть независимы от клиентов.
9.Привлечение экспертов для оказания профессиональных услуг - профессиональные бухгалтеры не должны оказывать профессиональные услуги, не входящие в их компетенцию, не получив компетентных консультаций и помощи. Если профессиональный бухгалтер не имеет достаточной квалификации, чтобы оказать какую-либо часть профессиональной услуги, он может привлечь для оказания ему технической консультации специалистов со стороны.
10. Гонорар - профессиональный бухгалтер, оказывающий клиенту профессиональные услуги, принимает ответственность за добросовестное и объективное их оказание. Выполнение этого обеспечивается путем применения профессиональных знаний и опыта, которые профессиональный бухгалтер накапливает в процессе повышения квалификации и ведения профессиональной деятельности. За оказание услуг профессиональному бухгалтеру причитается вознаграждение.
11.Деятельность, не совместимая с аудиторской практикой - профессиональный бухгалтер не должен одновременно заниматься какими-либо видами деятельности, которые создают или могут создать угрозу честности, непредвзятости или независимости, а также репутации профессионального бухгалтера, т.е. несовместимыми с оказанием профессиональных услуг.
12.Денежные средства клиентов - профессиональным бухгалтерам запрещено держать у себя денежные средства клиентов, если только они не относятся к авансовым платежам на оказание услуг в соответствии с договором.
13.Отношения с другими профессиональными бухгалтерами - расширение деятельности организации часто приводит к учреждению филиалов или дочерних компаний в местах, где оказывающий организации услуги профессиональный бухгалтер не имеет своей практики. В таких обстоятельствах клиент профессионального бухгалтера может обратиться к иному профессиональному с просьбой оказать профессиональные услуги.
14.Реклама и предложение услуг - проводимая реклама и предложение услуг должны осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О рекламе».
15.Представление информации - при представлении информации об объеме выручки от оказания профессиональных услуг фирмы должны раскрывать данные, которые могут быть надлежащим образом подтверждены.
16.Принцип лояльности - профессиональный бухгалтер обязан быть лояльным по отношению к своему работодателю и по отношению к своей профессии. Иногда эти обязанности вступают в конфликт друг с другом. Как правило, работник должен отдавать предпочтение законным и этическим целям своей организации и придерживаться правил и процедур, направленных на достижение таких целей. Однако работника нельзя заставлять:
17.Дисциплинарные меры - нарушение норм влечет за собой по отношению к нарушителю следующие дисциплинарные меры ответственности (перечислены в порядке усиления): а) замечание; б) предупреждение; в) приостановление членства в Некоммерческом партнерстве «Институт профессиональных бухгалтеров России» на срок до одного года; г) исключение из членов Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров России». [8,стр 36]
1.3. Роль профессиональных организаций в формировании профессионального бухгалтера.
Профессиональные бухгалтеры по-разному называются в разных странах, например в Англии - чартерные, во Франции - эксперты - бухгалтеры. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетенции, дающее право бухгалтеру заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству предприятий и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике.
Во времена существования Советского Союза в планово - регулируемой экономике повышением квалификации бухгалтеров занимались министерства и ведомства. Они доводили до предприятий все новые нормативные акты, толковали их, постоянно проводили курсы повышения квалификации. Существовала также и достаточно жесткая система контроля за правильностью применения нормативных документов на практике.
В настоящее время принятая в Советском Союзе система повышения квалификации бухгалтеров практически распалась. Вместе с тем происходящие в стране кардинальные изменения в экономике, постоянное обновление законодательства требуют от бухгалтера постоянного повышения квалификации. Эти функции взяла на себя система аттестации бухгалтеров.
Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров - "обеспечить для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить", поэтому профессиональный бухгалтер обязан "поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков". Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру разбираться в экономических процессах, применять новые методы в своей работе, а также выполнять возложенные на него обязанности с учетом предъявляемых к ним требований.
Повышение квалификации профессионального бухгалтера начинается с решения получить статус профессионального бухгалтера и стать членом ИПБ России.
Следует отметить, что бухгалтер, особенно главный, - это профессия, которая требует непрерывного повышения квалификации. Бухгалтер на предприятии - один из немногих специалистов, который отвечает за правильность применения на практике законодательных актов.
Бухгалтер обязан знать налоговое и трудовое законодательство, Гражданский кодекс РФ и многое другое. Сейчас, когда идет процесс совершенствования законодательства в России в связи с переходом на международные стандарты, бухгалтер обязан особенно тщательно и скрупулезно изучать все нововведения. Особенно сложно бухгалтеру на предприятиях, где нет ни юридических, ни экономических служб.
Это свидетельствует о том, что само по себе высшее образование, полученное бухгалтером в вузе, еще не является гарантом его компетентности. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус "профессиональный бухгалтер".
Под профессиональным бухгалтером понимается физическое лицо, обладающее на законных основаниях аттестатом профессионального бухгалтера (в соответствии с Положением об аттестации профессиональных бухгалтеров).
Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др. В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций. При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.). Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования. Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др. Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану.
1.4. Учетная политика как результат профессионального суждения бухгалтера
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие, содержания метода бухгалтерского учета.[3,257]
Международные стандарты бухгалтерского учета № 1 определяют, что учетная политика охватывает принципы, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, то есть данный стандарт ч первую очередь ориентирован на внешних пользователей учетной информации.
Учетная
политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по
которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации
бухгалтерского учета исходя из особенностей деятельности организации
(технология производственного процесса, численность и квалификация учетных
кадров), установленных допущений и требований. Основной нормативный документ,
регламентирующий основы формирования и раскрытия учетной политики организации
для целей бухгалтерского учета – это Положение по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от
Согласно п. 2 этого Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Необходимо отметить, что составление учетной политики обязательно для всех организаций, независимо от организационно-правовой формы. Уклонение от ее формирования может быть расценено проверяющими налоговыми органами как грубое нарушение правил учета доходов и расходов.
В настоящее время осуществляется сочетание государственного регулирования и самостоятельности организации в постановке бухгалтерского учета. Сущность данного подхода заключается в том, что формирование учетной политики осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими методологические основы, порядок организации и ведения бухгалтерского учета в организациях. Однако на основе установленных правил бухгалтерского финансового учета одного способа ведения и организации бухгалтерского учета из нескольких, допустимых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Профессиональные суждения можно условно по принадлежности к отчетным периодам, в отношении которых они формируются, разделить на две группы: профессиональные суждения в отношении интерпретации будущих, предполагаемых фактов хозяйственной деятельности, возникновение которых с достаточно высокой степенью вероятности предполагается на основе экстраполяции фактов предыдущих отчетных периодов или иной информации, и профессиональные суждения в отношении возникающих фактов хозяйственной деятельности в текущем отчетном периоде.
Первая группа видов профессиональных суждений, по нашему мнению, оформляется как приказ по учетной политике, утверждаемый на начало года; вторая группа - либо как изменение, либо как дополнение к учетной политике в течение года.
Международные подходы
Пользователи финансовой отчетности должны иметь возможность сравнения отчетности компании на протяжении некоторого времени с целью определения тенденций в ее финансовом положении, результатах деятельности и потоках денежных средств.
Таким образом, на каждый отчетный период обычно принимается та же самая учетная политика.
Не является изменением учетной политики:
- принятие учетной политики для событий и сделок, отличающихся по существу от ранее происходивших событий и сделок; - принятие новой учетной политики для событий или сделок, которые не происходили ранее или не были существенными. МСФО 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике" допускает изменение учетной политики в случаях, когда это требуется законодательством или органами стандартизации учета, а также, если ее изменение приведет к улучшению отражения событий и сделок в финансовой отчетности компании (п.42 МСФО 8).
При этом отмечается, что улучшение качества отражения событий и сделок в финансовых отчетах происходит тогда, когда применение новой учетной политики ведет к представлению более уместной и более надежной информации о финансовом положении, результатах деятельности или потоках денежных средств компании.
Изменение учетной политики в соответствии с МСФО 8 отражается ретроспективно или перспективно. Ретроспективный подход заключается в применении новой учетной политики к событиям и сделкам таким образом, как если бы эта новая политика использовалась всегда. Перспективный подход означает, что новая учетная политика применяется к событиям и сделкам, происходящим после даты изменения (п.45 МСФО 8).
Изменение в учетной политике, которое происходит при принятии Международного стандарта финансовой отчетности, должно учитываться в соответствии со специальными переходными положениями, если таковые предусмотрены в соответствующем Международном стандарте финансовой отчетности. При отсутствии переходных положений согласно МСФО 8 изменение учетной политики осуществляется в соответствии с основным или допустимым альтернативным подходом (п.46 МСФО 8).
Основной подход.
Изменение в учетной политике должно быть применено ретроспективно, если сумма любой итоговой корректировки, относящейся к предшествующим периодам, в достаточной степени поддается определению. Любая полученная корректировка должна представляться в отчете как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода. Сравнительная информация должна пересчитываться, если это практически осуществимо (п.49 МСФО 8).
Если сумма корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало периода не может быть обоснованно определена, то изменение учетной политики применяется перспективно.
Финансовые отчеты, включая сравнительную информацию за предыдущие периоды, представляются таким образом, как если бы новая учетная политика использовалась всегда. Таким образом, сравнительная информация пересчитывается в целях отражения новой учетной политики. В случае, когда корректировка относится к периодам, предшествующим тем, которые были включены в финансовые отчеты, на ее величину корректируется сальдо нераспределенной прибыли на начало самого раннего из представленных периодов. Любая другая информация относительно предыдущих периодов, такая как исторические сводки финансовой информации, также пересчитывается.
Допустимый альтернативный подход.
Изменение в учетной политике должно быть применено ретроспективно в случае, если сумма любой итоговой корректировки, относящейся к предшествующим периодам, в достаточной степени поддается определению. Любая полученная корректировка должна включаться в определение чистой прибыли или убытка за период. Сравнительная информация должна представляться так же, как она представлена в финансовых отчетах предыдущего периода. Дополнительная прогнозная сравнительная информация должна представляться согласно основному подходу (п.54 МСФО 8).
Корректировки, возникающие из-за изменения учетной политики, включаются в расчет чистой прибыли или убытка за период. Однако дополнительная сравнительная информация, часто в виде отдельных колонок, представляется для того, чтобы показать чистую прибыль (убыток) и финансовое положение в текущем и любом предшествующем периоде так, как если бы новая учетная политика применялась всегда. Применение этого метода может быть необходимым в странах, где в финансовые отчеты требуется включать сравнительную информацию, согласующуюся с финансовыми отчетами, представленными в предыдущих периодах.
Российские подходы
Согласно ПБУ 1/98 [4] изменения в учетной политике предприятия могут иметь место только в следующих случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
Пункт 4 ст.6 Закона "О бухгалтерском учете"[1] также посвящен вопросу изменений учетной политики: "Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года".
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"[4] устанавливает порядок отражения последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности:
20. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.
21. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 20 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа".
Формирует учетную политику предприятия ее руководитель, При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений н требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.
Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создает определенные сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и как результат этого — невозможность дать объективную оценку его финансовой устойчивости на соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:
• при осуществлении организационных процедур (слияния, разделения, присоединения);
• смены собственников;
• изменения действующего законодательства РФ;
• изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ;
• разработки новых способов бухгалтерского учета.
Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение:
• рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов;
• формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы;
• формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• формы бухгалтерского учета;
• порядка проведения инвентаризации;
• методов оценки отдельных видов имущества и обязательств;
• правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
• продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября.
Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ.
Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.
Организационным аспектом учетной политики является форма бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации. Согласно ст. 6 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете», руководитель организации, в зависимости от объем учетной работы, может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.[3,187]
Список используемой литературы
1. О бухгалтерском учете:
Федеральный закон от
2.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и инструкция по его применению: Приказ МФ РФ от
3. Постановление Госкомстата РФ от
4. Аганбегян А.Р. О реформе заработной платы // Человек и труд. - 1999.- № 9.- с. 48-49.
пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
5. В.Д.Андреев; Практический аудит; Справочное пособие; М.: Экономика 1994 г
6. Аудит в России. Законодательство. Стандарты. – М.: Изд-во «Инвест Фонд», 1994.
7. Н.П. Барышников; Организация и методика проведения общего аудита – М.: Филинъ, 1998.
8. Качанов В.А. Заработная плата - категория экономическая //
Профессиональное образование. - 199. - № 6. - с.
43.Токмаков В. В «Коментарий официальных органов к Налоговому Кодексу РФ»; М.: 2003г.
9. Шеремет А.Д., Суйц В.П..; Аудит: Учебник - 2-е издание; М.: ИНФРА, 2000
10. Шуремов Е.Л. Автоматизация учёта расчётов // Бухгалтерский учёт. - 2001. - № 16. - с. - 28.
11. Юцковская И.Д. Оплата труда // Финансовые и бухгалтерские консультации – 2001. - № 9. – с.54-56.