СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Основы деловой культуры.. 5
1.1. Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности. 5
1.2. Качества личности. 6
1.3. Требования к общению.. 9
2. Поведение делового человека на работе. 12
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (этические нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории добра и зла, какова трактовка высшего блага.
Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, религиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере - капиталистическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере- мораль социально-рыночной экономики.
Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.
Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.
Роль психологических основ деловых контактов в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универсальной) и профессиональную этику.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Цель данной работы – выявить психологические основы делового общения. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение психологических основ деловой культуры организации и формулирование принципов деловых взаимоотношений.
1. Основы деловой культуры
Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений.
Вместе с тем в человеческом взаимодействии, в том числе и деловом, мы видим специфическое поведение, обусловленное особенностями той или иной профессии, национальными (этническими) традициями. В культурной деловой среде общее и особенное учитываются, гармонизируются. Нравственно воспитанный человек не будет пренебрежительно или презрительно относиться к представителям якобы непрестижных профессий, к обычаям других народов.
1.1. Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности
Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. Если первое понятие в моральном смысле носит положительный заряд, то второе — отрицательный. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях. Как в общении в целом, так и в деловом в частности, важное место издавна занимало "золотое правило нравственности". Суть его выражена в Евангелии от Матфея словами: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними" (Гл. 7. Ст. 12) [1]. Исходя из этой мудрости, человек вправе ожидать от других такого отношения к себе, какое он проявляет во взаимодействии с партнерами по общению.
Проблема соотношения добра и зла в условиях конкуренции, этой важнейшей стороны рыночных отношений, является не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Конкуренция, как и всякое состязание, для одних заканчивается успехом, для других — неудачей.
Развитие бизнеса имеет иногда и такой исход, как банкротство. В обыденном сознании неудача нередко связывается со злым умыслом и действиями конкурентов. В мировом бизнесе имеют место проявления безнравственного отношения к конкурентам, особенно это характерно для стран, вступающих на рельсы рыночной экономики. Чтобы избежать такого отношения, конкуренция должна вестись согласно принимаемым в цивилизованной рыночной экономике этическим правилам игры.
Взаимоотношения конкурентов по этим правилам должны определяться не тем, какой вред они принесут друг другу, а качеством товаров или услуг, которые как можно полнее удовлетворяли бы запросы потребителей, покупателей, клиентов, на которых и направлен любой бизнес. Ориентация бизнеса на качество товаров и услуг и осознание того, что занятие бизнесом всегда сопряжено с риском, может избавить потерпевшего неудачу от озлобленности в адрес конкурента. К тому же следует иметь в виду, что в результате неудачи теряются прибыль, деньги, но приобретается опыт для более успешного ведения дела. Что касается человека, преуспевающего в бизнесе, то для его имиджа не лишним является благородное отношение к менее удачливому конкуренту.
1.2. Качества личности
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство [2].
Совесть — моральное осознание человеком своих действий. Благодаря ей он формирует свои нравственные обязанности, контролирует свои поступки, дает им самооценку. Совесть является фактором, предостерегающим личность от плохих поступков и побуждающим его к нравственной деятельности. Самооценка предполагает анализ индивидом своего положения среди близких, родственников, друзей, коллег по работе, своего отношения к ним, общения с ними и их отношения к нему. Одним из методов самооценки является тестирование. Тесты, предназначенные для личностной самооценки, сейчас часто публикуются в литературе по психологии и этике.
Чтобы моральная самооценка не была завышенной, она должна носить критический характер. Самокритичность — это, прежде всего, осознание своих недостатков. Чтобы самоанализ не превратился в бесполезное самотерзание, он должен вызывать или активизировать процесс самовоспитания, самосовершенствования, влечь за собой волевые усилия по избавлению от недостатков и недопущению неэтичного поведения.
Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг — это нравственная обязанность индивида перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Долг — это осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей. Он, как и совесть, является важным мотивом для нравственной деятельности. В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность, героические поступки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях безнравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раскаяния, сожаления, т.е. угрызения совести.
Для морального облика делового человека немаловажное значение имеет наличие у него чувства чести, в основе которого лежит отношение к самому себе и отношение общества к индивиду. Честь выражается в признании моральных заслуг личности, в репутации человека. Именно она требует от индивида постоянно поддерживать свое реноме (репутацию), а также реноме фирмы, социальной и профессиональной группы, к которой он принадлежит, например рыцарская честь, честь офицера, честь интеллигента, честь бизнесмена и т.д. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обязанности, быть правдивым, справедливым, требовательным к себе, признавать свои ошибки и бороться со своими недостатками.
При использовании в общении категории "честь" следует иметь в виду производные от этой категории личностные нравственные качества — честность и честолюбие. Честность предполагает правдивость, искренность, принципиальность в отстаивании своего мнения, нравственной позиции. Антиподами честности являются обман, ложь, мошенничество. Честолюбие -это стремление приобрести желаемое положение в обществе, среде деловых людей, фирме. Если честолюбие не влечет за собой неэтичного поведения, оно имеет позитивное нравственное значение для личностного утверждения, в частности для удовлетворения властных потребностей.
Достоинство выражается, прежде всего, в самоуважении, в осознании значимости своей личности. Оно исходит из принципа равенства всех людей в нравственных отношениях и, прежде всего, из равного права на уважение. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорбления со стороны других людей. Благодаря ему человек сохраняет свои лучшие личностные качества в любых ситуациях, вплоть до самых неприятных и дискомфортных.
Благородство характеризует положительные чувства и нравственное поведение высшего качества, высшей пробы, так как оно диктуется возвышенными мотивами. Благородство — это способность жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать бескорыстные поступки. Благородный человек верен своему слову, если даже это слово дано его врагу. Он не позволит грубость по отношению к неприятным для него людям, не будет злословить о них в их отсутствие. Он всегда проявляет сочувствие, сострадание и оказывает помощь людям несчастным и отверженным. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, которые не требуют огласки и благодарности.
1.3. Требования к общению
Надстроечными, производными от таких моральных качеств личности, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство, являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скромность, точность [3]. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделенные для рассмотрения нравственные требования больше относятся к общению, человеческим нравам (обычаям), светскому и деловому этикету. Последние являются как бы связующим звеном между глубинными душевными чувствами и конкретными нормами и правилами поведения людей в обществе.
Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Суть вежливости — доброжелательность. Быть вежливым — значит желать добра другому. Доброжелательность проявляется в атрибутах вежливости: приветствиях и пожеланиях (например, доброго дня, доброго утра, доброго вечера, доброго здоровья, успехов и др.), в интонации голоса, мимике, жестах.
Вежливый человек — предупредительный человек. Предупредительность — это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобства и неприятностей. Предупредительный человек подержит дверь, ветку дерева, чтобы они не ударили идущего сзади. Он первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.
Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% [4]. Грубые взаимоотношения между начальниками и подчиненными, между рядовыми работниками являются показателем плохого морально-психологического климата в коллективе, а значит, и недостаточной его работоспособности. Испорченное в результате грубости настроение распространяется подобно цепной реакции и нередко находит свое продолжение на улице, в магазине, транспорте, семье.
Наиболее распространенными атрибутами грубости и хамства являются неприличные, нецензурные ругательства. Однако в последнее время они стали привычными во многих коллективах, семьях, на улице и в других общественных местах. С ними так свыклись, что на них уже не реагируют, хотя содержащиеся в этих ругательствах пожелания остаются наиболее оскорбительными.
Принятая же в деловом общении во многих цивилизованных странах улыбка — редкое явление у нас, а улыбка продавца или чиновника в адрес клиента может быть воспринята последним как издевательство, поскольку наши люди не привыкли к такому жесту.
Сродни вежливости нравственная норма — корректность, означающая умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях и, прежде всего, в конфликтных. Корректностью называют сухую, официальную вежливость. Особенно необходимо корректное поведение в спорах, которые при соблюдении этого нравственного требования являются нормальной формой человеческого общения. В споре осуществляется поиск истины, появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако позитивными результаты спора могут быть только тогда, когда он не выходит на границы его проблемы. В случае, если спор, полемика сопровождаются выпадами против оппонентов, унижающими их человеческое достоинство, он превращается в обыкновенную свару.
Корректное поведение проявляется в умении выслушать оппонента, в стремлении понять его позицию, возражения. Быть корректным в спорных, а тем более в конфликтных ситуациях нелегко, особенно людям темпераментным и нервным. Еще труднее сдержаться, когда с тобой обходятся грубо, так как возникает желание ответить грубияну тем же. Вместе с тем поступить так, как он, значит, уподобиться ему, принять на вооружение неэтичную форму общения, стать в культуре на одну ступень с ним. К тому же ответ "грубость на грубость" положительного результата не дает, так как обычно грубиян ждет такой реакции, чтобы с большей энергией нахамить, побольнее обидеть, в результате чего настроение может еще больше ухудшиться. Научить же культуре общения хама за несколько минут брани невозможно. Более полезная реакция — это спокойное, неодобрительное отношение, а возможно, и уход от такого спора. В случае если грубость носит хулиганствующий характер, необходимо призывать к порядку цивилизованными средствами, т.е. при помощи администрации учреждений, милиции и др.
Одним из элементов вежливого обхождения является тактичность. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив или перешагнув которые, можно обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Быть тактичным человеком — значит умело сделать замечания другим людям, не унижая их человеческого достоинства, предоставляя им возможность выйти из затруднительного положения с честью, без потери настроения.
Бестактными являются замечания, высказанные в присутствии других людей по поводу непорядка в одежде, нечаянно сделанного незначительного проступка и т.д. Бестактным может быть и сочувствие, например, когда оно вызвано физическим недостатком, болезнью, интимными сторонами жизни людей.
Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы. Такие вопросы, как "Куда идете?", "Где были?" и им подобные, уместны во взаимоотношениях руководителей и подчиненных на работе, в общении родителей и детей, супругов. Иных же людей они могут повергнуть в смятение, заставить их быть неискренними. Проявлением высокой этической культуры является скромность. Она означает сдержанность в оценках, небравирование своими достоинствами, служебным положением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами ее являются высокомерие, зазнайство, позерство. Однако скромность не означает отсутствия гордости, в том числе за свои успехи и достижения.
О важности в деловых и светских отношениях этикетной нормы — точности — много говорить не приходится. Она очевидна. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно [5]. Человек, говорящий одно, а в действительности делающий другое, не вызывает доверия и уважения. На него трудно положиться. Неточность нередко граничит с аморальным поведением: обманом, ложью и др.
2. Поведение делового человека на работе
Важно, чтобы при работе в коллективе между его членами наладилось сотрудничество, установилось взаимное доверие и развилось чувство общей ответственности за результаты работы.
Большую роль в создании дружного коллектива играет руководящий работник — он должен уметь завоевать и сохранить авторитет.
Никто не добьется уважения сотрудников, признания своего авторитета, если станет приказывать, высокомерно подчеркивая свое превосходство, покрикивать на подчиненных, рассуждать начальственным тоном с большим апломбом и неприступным видом.
Внимательно следя за выполнением заданий, руководящий работник обязан относиться одинаково ко всем сотрудникам, не выделять тех, с которыми находится в дружественных отношениях, не предоставлять им особых привилегий. Он должен показать себя очень тактичным при проверке выполнения распоряжений, так чтобы и похвальные и критические его замечания служили толчком к улучшению работы, не вызывая ни у одного сотрудника чувства горечи или предположения, что к нему несправедливы.
Похвалить кого-либо за хорошую работу перед всем коллективом — никогда не повредит, а вот публично делать выговор надо очень обдуманно и только в исключительных случаях. Обычно лучше бывает указать подчиненному на допущенные им ошибки с глазу на глаз или в кругу ближайших сотрудников. Выговор перед всем коллективом делается только по особо важным обстоятельствам и так, чтобы он не повлек нежелательных результатов.
Люди гораздо доступнее доброму слову, искреннему совету. На допустившего ошибку работника часто лучше действует доброжелательное замечание, участливый упрек, чем суровое порицание.
Благоразумный начальник допускает, чтобы и ему указывали на его ошибки, наводили критику, поощряет инициативу подчиненных.
Взаимоотношения между сослуживцами должны быть дружескими. Каждый должен добросовестно исполнять свои обязанности, признавать свои ошибки и чистосердечно извиняться за них. Взваливать ответственность за свои ошибки на кого-нибудь другого способен лишь бесхарактерный человек. Ведь при тщательном рассмотрении недочетов рабочий коллектив, в конце концов, обнаружит, кто недостаточно добросовестно исполнял свои обязанности.
Взаимопонимание и товарищеские отношения между руководящим работником и остальными членами коллектива— важное условие плодотворной работы. Обыкновенно люди ясно отдают себе отчет в том, что многое зависит от дружеской атмосферы на работе, и стараются добросовестно трудиться, чтобы поддержать доброе имя всего коллектива.
Все реже случается, чтобы работник нехорошо относился к своему начальнику только потому, что дольше него работает на данном предприятии, глубже разбирается (или думает, что это так) в проблемах предприятия или значительно старше его по возрасту.
Занимающий низшее служебное положение работник не должен бывать, что и в таком случае он обязан выполнять распоряжения руководящего работника и быть вежливым.
Бывает, что подчиненный и начальник давно говорят друг другу на ты. Однако желательно, чтобы на работе они, как и остальные, употребляли официальное, соответствующее званию обращение.
Нехорошо хвастаться знакомством с высокопоставленными лицами, много говорить о личных успехах, но нехорошо и раболепствовать перед начальством, и руководящий работник не может требовать такого отношения.
Когда начальник входит в помещение, где работают, служащий должен тотчас предложить ему стул. За стол начальника сажают на почетное место, а если такого нет, то следует, чтобы кто-либо из сотрудников уступил ему свое место.
Приходя в комнату начальника, служащий не должен садиться без приглашения. Если в комнату начальника войдет важный посетитель, то находящийся там служащий должен тотчас встать и поздороваться, может попросить у своего начальника разрешения удалиться, чтобы вернуться после ухода посетителя.
Все подчиненные — если они хорошо воспитаны — оказывают предпочтение своему начальнику и вне служебного времени, например, когда тот садится в машину, входит в общественное место и т. д. Этого не делается только, когда сам начальник предлагает своему служащему пройти вперед.
Безупречное и корректное поведение, товарищеские отношения требуются от всех работников, где бы они ни служили.
Заключение
Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).
Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых отношений.
Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях.
Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство. Надстроечными, производными от таких моральных качеств личности являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скромность, точность. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделенные для рассмотрения нравственные требования больше относятся к общению, человеческим нравам (обычаям), светскому и деловому этикету.
Так любое профессиональное общение должно протекать в соответствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов.
Список литературы
1. Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. – 320 с.
2. Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – 432 с.
3. Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2004. – 220 с.
4. Клюева Н. В. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Яравыс, 2004. – 478 с.
5. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. – 402 с.
6. Михайлова Н. В. Культура делового общения. – М.: Культура, 2002. – 593 с.
7. Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. – 475 с.
8. Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. – 320 с.
[1] Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. С. 109.
[2] Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. С. 66.
[3] Там же. С. 78.
[4] Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. С. 54.
[5] Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. С. 112.