СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3

1. Основы деловой культуры.. 5

1.1. Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности. 5

1.2. Качества личности. 6

1.3. Требования к общению.. 9

2. Поведение делового человека на работе. 12

Заключение. 15

Список литературы.. 16





















Введение


В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отно­шений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы опре­деляют "рамочные" границы отношений, поступков и взаимодей­ствий людей в обществе. Конкретное наполнение этих систем (эти­ческие нормы, стандарты, правила, требования) зависит от исторического этапа развития общества, т.е. от того, как обществом этого исторического периода понимаются категории доб­ра и зла, какова трактовка высшего блага.

Суть высшего блага могут составлять политическая, экономическая, социальная, ре­лигиозная и прочие концепции, каждая из которых может иметь различную форму: например, в политической сфере - капиталис­тическая мораль, буржуазная мораль; в экономической сфере- мораль социально-рыночной экономики.

Изучение исторического развития морали, стоящей в центре этики, показывает, что в разные исторические периоды общество имело различия в складе мышления, в представлениях о мире, в системах духовных ценностей.

Сегодня для российского общества характерны новые требо­вания к личности, к ее морали, к ее поведению и поступкам.

Роль психологических основ деловых контактов в настоящий, переживаемый современ­ным российским обществом период, велика: она должна проана­лизировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помог­ли бы обновить моральные ориентиры общества.

Различают этику общечеловеческую (ее еще называют универ­сальной) и профессиональную этику.

Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности. Таким образом, профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в про­изводстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).

Цель данной работы – выявить психологические основы делового общения. Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): изучение психологических основ деловой культуры организации и формулирование принципов деловых взаимоотношений.























1. Основы деловой культуры

Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых  отношений.

Вместе с тем в человеческом взаимодействии, в том числе и деловом, мы видим специфическое поведение,  обусловленное особенностями той или иной профессии, национальными (этническими) традициями. В культурной деловой среде общее и особенное учитываются, гармонизируются. Нравственно воспитанный человек не будет пренебрежительно или презрительно относиться к представителям якобы непрестижных профессий, к обычаям других народов.

1.1.     Добро и зло — показатели нравственности в деловой деятельности


 Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. Если первое понятие в моральном смысле носит положительный заряд, то второе — отрицательный. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях. Как в общении в целом, так и в деловом в частности, важное место издавна занимало  "золотое правило нравственности". Суть его выражена в Евангелии от Матфея словами: "Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с  ними" (Гл. 7. Ст. 12) [1]. Исходя из этой мудрости, человек вправе ожидать от других такого отношения к себе, какое он проявляет во взаимодействии с партнерами по  общению.

Проблема соотношения добра и зла в условиях конку­ренции, этой важнейшей стороны рыночных отношений, является не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Конкуренция, как и всякое состязание, для одних заканчивается успехом, для других — неудачей.

Развитие бизнеса имеет иногда и такой исход, как бан­кротство. В обыденном сознании неудача нередко связы­вается со злым умыслом и действиями конкурентов. В мировом бизнесе имеют место проявления безнравствен­ного отношения к конкурентам, особенно это характер­но для стран, вступающих на рельсы рыночной экономики. Чтобы избежать такого отношения, конкуренция должна вестись согласно принимаемым в цивилизован­ной рыночной экономике этическим правилам игры.

Взаимоотношения конкурентов по этим правилам дол­жны определяться   не тем, какой   вред они принесут друг другу, а качеством товаров или услуг, которые как можно полнее удовлетворяли бы запросы потребителей, покупателей, клиентов, на которых и направлен любой бизнес. Ориентация бизнеса на качество товаров и услуг и осознание того, что занятие бизнесом всегда со­пряжено с риском, может избавить потерпевшего неуда­чу от озлобленности в адрес конкурента. К тому же сле­дует иметь в виду, что в результате неудачи теряются прибыль, деньги, но приобретается опыт для более ус­пешного ведения дела. Что касается человека, преуспе­вающего в бизнесе, то для его имиджа не лишним явля­ется благородное отношение к менее удачливому конку­ренту.

1.2. Качества личности


Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство [2].

Совесть — моральное осознание человеком своих действий. Благодаря ей он формирует свои нравствен­ные обязанности, контролирует свои поступки, дает им самооценку. Совесть является фактором, предостерегающим личность от плохих поступков и побуждающим его к нравственной деятельности. Самооценка предполагает анализ индивидом своего положения среди близких, родственников, друзей, коллег по работе, своего отношения к ним, общения с ними и их отношения к нему. Одним из методов самооценки является тестирование. Тесты, предназначенные для лич­ностной самооценки, сейчас часто публикуются в лите­ратуре по психологии и этике.

Чтобы моральная самооценка не была завышенной, она должна носить критический характер. Самокритич­ность — это, прежде всего, осознание своих недостатков. Чтобы самоанализ не превратился в бесполезное само­терзание, он должен вызывать или активизировать про­цесс самовоспитания, самосовершенствования, влечь за  собой волевые усилия по избавлению от недостатков и   недопущению неэтичного поведения.

Совесть тесно связана с такой моральной категорией, как долг. Долг — это нравственная обязанность индиви­да перед обществом, коллективом, семьей, друзьями. Долг — это осознание добросовестного исполнения сво­их служебных и гражданских обязанностей. Он, как и совесть, является важным мотивом для нравственной деятельности. В экстремальных ситуациях совесть и долг могут вызвать самоотверженность, героические поступ­ки. Благодаря совести при нарушении долга, в том числе и служебного, человек несет ответственность не только перед другими людьми, но и перед собой. В случаях без­нравственного поведения самооценка этого поведения с позиций совестливости вызывает чувство стыда, раская­ния, сожаления, т.е. угрызения совести.

Для морального облика делового человека немаловаж­ное значение имеет наличие у него чувства чести, в ос­нове которого лежит отношение к самому себе и отноше­ние общества к индивиду. Честь выражается в призна­нии моральных заслуг личности, в репутации человека. Именно она требует от индивида постоянно поддержи­вать свое реноме (репутацию), а также реноме фирмы, социальной и профессиональной группы, к которой он принадлежит, например рыцарская честь, честь офице­ра, честь интеллигента, честь бизнесмена и т.д. Честь обязывает человека добросовестно трудиться, выполнять свои служебные, гражданские, профессиональные обя­занности, быть правдивым, справедливым, требователь­ным к себе, признавать свои ошибки и бороться со свои­ми недостатками.

При использовании в общении категории "честь" сле­дует иметь в виду производные от этой категории личностные нравственные качества — честность и честолю­бие. Честность предполагает правдивость, искрен­ность, принципиальность в отстаивании своего мне­ния, нравственной позиции. Антиподами честности яв­ляются обман, ложь, мошенничество. Честолюбие -это стремление приобрести желаемое положение в обществе, среде деловых людей, фирме. Если честолюбие не вле­чет за собой неэтичного поведения, оно имеет пози­тивное нравственное значение для личностного утвер­ждения, в частности для удовлетворения властных по­требностей.

Достоинство выражается, прежде всего, в самоуваже­нии, в осознании значимости своей личности. Оно исхо­дит из принципа равенства всех людей в нравственных отношениях и, прежде всего, из равного права на уваже­ние. Достоинство не позволяет человеку унижаться, льстить, угодничать ради своей выгоды, терпеть оскорб­ления со стороны других людей. Благодаря ему человек сохраняет свои лучшие личностные качества в любых ситуациях, вплоть до самых неприятных и дискомфорт­ных.

Благородство характеризует положительные чувства и нравственное поведение высшего качества, высшей пробы, так как оно диктуется возвышенными мотивами. Благородство — это способность жертвовать своими интересами во имя интересов других, совершать беско­рыстные поступки. Благородный человек верен своему слову, если даже это слово дано его врагу. Он не позво­лит грубость по отношению к неприятным для него лю­дям, не будет злословить о них в их отсутствие. Он все­гда проявляет сочувствие, сострадание и оказывает по­мощь людям несчастным и отверженным. Благородство предполагает тайное самопожертвование и помощь, ко­торые не требуют огласки и благодарности.



1.3. Требования к общению


 Надстроечны­ми, производными от таких моральных качеств лично­сти, как совесть, долг, честь, достоинство, благород­ство, являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скром­ность, точность [3]. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделен­ные для рассмотрения нравственные требования боль­ше относятся к общению, человеческим нравам (обы­чаям), светскому и деловому этикету. Последние являются как бы связующим звеном между глубинны­ми душевными чувствами и конкретными нормами и правилами поведения людей в обществе.

Вежливость — это выражение уважительного отно­шения к другим людям, их достоинству. Суть вежливо­сти — доброжелательность. Быть вежливым — значит желать добра другому. Доброжелательность проявляет­ся в атрибутах вежливости: приветствиях и пожеланиях (например, доброго дня, доброго утра, доброго вечера, доброго здоровья, успехов и др.), в интонации голоса, мимике, жестах.

Вежливый человек — предупредительный человек. Предупредительность — это стремление первым ока­зать любезность, избавить другого человека от неудоб­ства и неприятностей. Предупредительный человек по­держит дверь, ветку дерева, чтобы они не ударили иду­щего сзади. Он первым предложит место в транспорте инвалиду или пожилому человеку, без просьбы подаст ему руку, когда он выходит из транспорта, поможет ему перейти улицу.

Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоот­ношения являются не только показателем низкой куль­туры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17% [4]. Гру­бые взаимоотношения между начальниками и подчинен­ными, между рядовыми работниками являются показа­телем плохого морально-психологического климата в коллективе, а значит, и недостаточной его работоспо­собности. Испорченное в результате грубости настрое­ние распространяется подобно цепной реакции и неред­ко находит свое продолжение на улице, в магазине, транс­порте, семье.

Наиболее распространенными атрибутами грубости и хамства являются неприличные, нецензурные ругатель­ства. Однако в последнее время они стали привычными во многих коллективах, семьях, на улице и в других общественных местах. С ними так свыклись, что на них уже не реагируют, хотя содержащиеся в этих ру­гательствах пожелания остаются наиболее оскорби­тельными.

Принятая же в деловом общении во многих цивили­зованных странах улыбка — редкое явление у нас, а улыбка продавца или чиновника в адрес клиента может быть воспринята последним как издевательство, посколь­ку наши люди не привыкли к такому жесту.

Сродни вежливости нравственная норма — коррект­ность, означающая умение держать себя в рамках при­личия в любых ситуациях и, прежде всего, в конфликт­ных. Корректностью называют сухую, официальную веж­ливость. Особенно необходимо корректное поведение в спорах, которые при соблюдении этого нравственного требования являются нормальной формой человеческо­го общения. В споре осуществляется поиск истины, по­являются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако позитивными результаты спора могут быть только тогда, когда он не выходит на границы его проблемы. В случае, если спор, полемика сопровождаются выпадами против оппонентов, унижа­ющими их человеческое достоинство, он превращается в обыкновенную свару.

Корректное поведение проявляется в умении выслу­шать оппонента, в стремлении понять его позицию, воз­ражения. Быть корректным в спорных, а тем более в конфликтных ситуациях нелегко, особенно людям тем­пераментным и нервным. Еще труднее сдержаться, ког­да с тобой обходятся грубо, так как возникает желание ответить грубияну тем же. Вместе с тем поступить так, как он, значит, уподобиться ему, принять на вооруже­ние неэтичную форму общения, стать в культуре на одну ступень с ним. К тому же ответ "грубость на грубость" положительного результата не дает, так как обычно гру­биян ждет такой реакции, чтобы с большей энергией на­хамить, побольнее обидеть, в результате чего настрое­ние может еще больше ухудшиться. Научить же культу­ре общения хама за несколько минут брани невозможно. Более полезная реакция — это спокойное, неодобри­тельное отношение, а возможно, и уход от такого спора. В случае если грубость носит хулиганствующий харак­тер, необходимо призывать к порядку цивилизованными средствами, т.е. при помощи администрации учреж­дений, милиции и др.

Одним из элементов вежливого обхождения являет­ся тактичность. Чувство такта — это, прежде всего, чувство меры, чувство границы в общении, превысив или  перешагнув которые, можно обидеть человека, поста­вить его в неловкое положение. Быть тактичным чело­веком — значит умело сделать замечания другим лю­дям, не унижая их человеческого достоинства, предос­тавляя им возможность выйти из затруднительного по­ложения с честью, без потери настроения.

Бестактными являются замечания, высказанные в присутствии других людей по поводу непорядка в одеж­де, нечаянно сделанного незначительного проступка и т.д. Бестактным может быть и сочувствие, например, когда оно вызвано физическим недостатком, болезнью, интимными сторонами жизни людей.

Тактичное поведение предполагает и умение задавать вопросы. Такие вопросы, как "Куда идете?", "Где были?" и им подобные, уместны во взаимоотношениях руково­дителей и подчиненных на работе, в общении родителей и детей, супругов. Иных же людей они могут по­вергнуть в смятение, заставить их быть неискренними. Проявлением высокой этической культуры является скромность. Она означает сдержанность в оценках, небравирование своими достоинствами, служебным по­ложением, уважение вкусов и привязанностей других людей. Антиподами ее являются высокомерие, зазнай­ство, позерство. Однако скромность не означает от­сутствия гордости, в том числе за свои успехи и дос­тижения.

О важности в деловых и светских отношениях эти­кетной нормы — точности — много говорить не прихо­дится. Она очевидна. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизне­деятельности дела вести трудно [5]. Человек, говорящий одно, а в действительности делающий другое, не вызы­вает доверия и уважения. На него трудно положиться. Неточность нередко граничит с аморальным поведени­ем: обманом, ложью и др.

2. Поведение делового человека на работе

Важно, чтобы при работе в коллективе между его членами наладилось сотрудничество, установилось вза­имное доверие и развилось чувство общей ответствен­ности за результаты работы.

Большую роль в создании дружного коллектива играет руководящий работник — он должен уметь завоевать и сохранить авторитет.

Никто не добьется уваже­ния сотрудников, признания своего авторитета, если станет приказывать, высокомерно подчеркивая свое превосходство, покрикивать на подчиненных, рассуждать начальственным тоном с большим апломбом и неприс­тупным видом.

Внимательно следя за выполнением за­даний, руководящий работник обязан относиться одина­ково ко всем сотрудникам, не выделять тех, с которы­ми находится в дружественных отношениях, не предос­тавлять им особых привилегий. Он должен показать се­бя очень тактичным при проверке выполнения распоря­жений, так чтобы и похвальные и критические его заме­чания служили толчком к улучшению работы, не вызы­вая ни у одного сотрудника чувства горечи или предпо­ложения, что к нему несправедливы.

Похвалить кого-либо за хорошую работу перед всем коллективом — никогда не повредит, а вот публично де­лать выговор надо очень обдуманно и только в исклю­чительных случаях. Обычно лучше бывает указать под­чиненному на допущенные им ошибки с глазу на глаз или в кругу ближайших сотрудников. Выговор перед всем коллективом делается только по особо важным об­стоятельствам и так, чтобы он не повлек нежелатель­ных результатов.

Люди гораздо доступнее доброму сло­ву, искреннему совету. На допустившего ошибку работ­ника часто лучше действует доброжелательное замеча­ние, участливый упрек, чем суровое порицание.

Благоразумный начальник допускает, чтобы и ему указывали на его ошибки, наводили критику, поощряет инициативу подчиненных.

Взаимоотношения между сослуживцами должны быть дружескими. Каждый должен добросовестно ис­полнять свои обязанности, признавать свои ошибки и чистосердечно извиняться за них. Взваливать ответст­венность за свои ошибки на кого-нибудь другого спосо­бен лишь бесхарактерный человек. Ведь при тщатель­ном рассмотрении недочетов рабочий коллектив, в кон­це концов, обнаружит, кто недостаточно добросовестно исполнял свои обязанности.

Взаимопонимание и товарищеские отношения между руководящим работником и остальными членами коллек­тива— важное условие плодотворной работы. Обык­новенно люди ясно отдают себе отчет в том, что многое зависит от дружеской атмосферы на работе, и стараются добросовестно трудиться, чтобы поддержать доброе имя всего коллектива.

 Все реже случается, чтобы работник нехорошо относился к своему начальнику только потому, что дольше него работает на данном предприятии, глубже разбирается (или думает, что это так) в проблемах предприя­тия или значительно старше его по возрасту.

Занимающий низшее служебное положение работник не должен бывать, что и в таком случае он обязан выполнять распоряжения руководящего работника и быть вежливым.

Бывает,  что  подчиненный и начальник давно  говорят друг другу на ты. Однако желательно, чтобы на работе они,  как  и  остальные,  употребляли  официальное, соответствующее   званию   обращение.

Нехорошо хвастаться знакомством с высокопоставленными лицами, много говорить о личных успехах, но нехорошо и раболепствовать перед начальством, и руководящий работник не может требовать такого отношения.

Когда начальник входит в помещение, где работают, служащий должен тотчас предложить ему стул. За стол начальника  сажают  на  почетное место,  а  если такого нет, то следует, чтобы кто-либо из сотрудников уступил ему свое место.

Приходя в комнату начальника, служащий не должен садиться без приглашения. Если в комнату начальника   войдет  важный   посетитель,  то  находящийся там  служащий должен тотчас встать и поздороваться, может  попросить  у  своего  начальника  разрешения удалиться,  чтобы вернуться  после ухода  посетителя.

Все подчиненные — если они хорошо воспитаны — оказывают предпочтение своему начальнику и вне служебного времени, например, когда тот садится в машину, входит в общественное место и т. д. Этого не делается только, когда сам начальник предлагает своему служащему пройти вперед.

Безупречное  и  корректное  поведение,  товарищеские отношения  требуются  от всех работников, где бы  они ни служили.








Заключение


Профессиональная этика - это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в про­изводстве продукции, в сфере предоставления услуг и пр.).

Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах — уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу деловых  отношений.

Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. В деловых отношениях категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях.

Поведение в процессе делового взаимодействия во многом зависит от таких личностных качеств человека, как совесть, долг, честь, достоинство, благородство. Надстроечны­ми, производными от таких моральных качеств лично­сти являются нравственные требования — вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скром­ность, точность. Если первые имеют базовый характер и влияют на все сферы деятельности людей, то выделен­ные для рассмотрения нравственные требования боль­ше относятся к общению, человеческим нравам (обы­чаям), светскому и деловому этикету.

Так любое профессиональное общение должно протекать в соот­ветствии с профессионально-этическими нормами и стандартами, овладение которыми зависит от ряда факторов.





Список литературы


1.                          Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. – 320 с.

2.                          Акишина А. А. Речевой этикет. - М.: Зерцало, 2003. – 432 с.

3.                          Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2004. – 220 с.

4.                          Клюева Н. В. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Яравыс, 2004. – 478 с.

5.                          Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. – 402 с.

6.                          Михайлова Н. В. Культура делового общения. – М.: Культура, 2002. – 593 с.

7.                          Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. – 475 с.

8.                          Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. – 320 с.




[1] Азбука этикета. – Иркутск: Символ, 2001. С. 109.

[2] Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. С. 66.

[3] Там же. С. 78.


[4] Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. С. 54.

[5] Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет. – М.: Просвещение, 2003. С. 112.