№ заказа

2189.1

Вариант, тема

Генезис самодержавия в России

Дисциплина

9

Исполнитель

Лещенко Н.А.















































Введение. 3

Глава 1: Историческая обстановка в России в период 20-60-х годов XVIII  века. 3

Глава 2: Внутренняя политика Екатерины II «Просвященный абсолютизм». 8

Глава 3: Основные направления общественной мысли второй половины XVIII  века. 11

Заключение: 15

Библиография. 16

Введение

Вторая половина ХVIII в. в истории России имеет свой особый характер и свое хорошо узнаваемое лицо. Величественный взор и лукавая улыбка «Премудрой Матери Отечества» — Екатерины II — осеняет эпоху, названную блестящи веком, покрывшим Россию бессмертной, всесветной славой ее властительницы, временем героев и героических сил и системой парадных фасадов с неопрятными задворками, следствием которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России и такое различие оценок характерно не только для историков. Блестящий век Екатерины выдвинул плеяду оригинальных мыслителей и крупных общественных деятелей, оставивших нам тома своих сочинений, в которых современные им события характеризуются порой с такой противоположностью в оценках и мнениях, как будто в стране осуществлялось одновременно вариантов исторического развития.

Главная отличительная черта данной эпохи состоит в том, что все общественные деятели того времени осознавали себя прежде всего европейцам, а затем уже россиянам. Их воспитание, образование, образ жизни и круг интересов — все связывало мыслящую роль часть России с европейской историей, философией и политикой.

Цель написания данной работы – раскрыть развитие (генезис) самодержавия в России. По мнению многих видных историков, именно с эпохи Екатерины можно говорить о развитии самодержавия в России. Для данной эпохи характерно множество направлении общественной мысли в России в поисках наилучшего пути ее развития.


Глава 1: Историческая обстановка в России в период 20-60-х годов XVIII  века

В истории Российской империи период с 1725 по 1762 г., по меткому определению известного историка В.О Ключевского, назван «эпохой дворцовых переворотов». За 37 лет было три пе­реворота с участием феодальной аристократии и гвардии. Свер­гались не только могущественные правители (фавориты), управ­лявшие страной, но и императоры.

В России престол передавался по наслед­ству старшему сыну или царь избирался Земским собором. Петр I отменил это положение и в 1722 г. объявил новый «Устав о на­следии престола», по которому император сам указывал наслед­ника. Он мог завещать престол любому члену семьи Романовых и даже не кровному родственнику.

Петр I умер, не оставив завещания. Борьба за власть приобрела особую остроту. К этому времени из 11 детей Петра I и Екатерины в живых оста­лись две дочери — Анна и Елизавета. Но Анна, вступая в брак с герцогом голштинским, отказалась от русского престола за себя и свое потомство. Елизавета не признавалась наследницей пре­стола как незаконнорожденная (до оформления брака Петра с Екатериной).

Оставалось два претендента на престол — Петр Алексеевич, сын царевича Алексея и Шарлотты, за которым стояли предста­вители родовитой знати Голицыны, Долгорукие, и Екатерина — вдова Петра I. Петр Алексеевич был прямым потомком царской династии. Екатерина — чужестранка низкого происхождения, но она коронована императрицей еще при жизни Петра. Екатерину поддерживала новая группа дворян во главе с Меншиковым, Тол­стым, боявшаяся воцарения внука Петра I, ибо была повинна в смерти царевича Алексея. Екатерина могла быть отправлена в монастырь, как первая жена Петра I Евдокия Лопухина.

Спор между соперничавшими вельможами решила гвардия, ставшая на сторону Екатерины. Русский престол заняла Екатери­на I. Но борьба за власть не только не прекратилась, но и усили­лась. Главную роль в государстве стал играть честолюбивый князь А.Д. Меншиков. Началась эпоха дворцовых интриг, перерастав­ших в заговоры, выдвигались фавориты при женском правлении и малолетних государях. Происходила смена властных структур. Дворцовые перевороты становились способом разрешения про­тиворечий между правящей верхушкой и господствующим со­словием. За небольшим исключением, почти весь XVIII в. пре­стол занимали женщины-императрицы.

Власть Екатерины I установилась в форме абсолютной монар­хии. Абсолютизм окончательно оформился в первой четверти XVIII в. Еще при Петре I государь объявлялся самодержавным монархом. Неограниченный характер власти монарха в России во второй четверти этого века продолжал укрепляться. Эволюцию системы управления страной следует рассматривать в непосред­ственной связи с российским абсолютизмом. В феодальном обществе все более проявлялись признаки развития капиталисти­ческих отношений, что не могло не сказываться на организации управления. Существуют различные определения абсолютизма. С точки зрения правоведов, абсолютизм есть монархия, в кото­рой власть государя абсолютна, не ограничена никакой высокой властью или органом народного представительства.

При Екатерине I и далее существовал порядок, при котором все государственные учреждения — высшие, центральные и мест­ные, законосовещательные, исполнительные и судебные — име­ют свой единственный источник в лице императора. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках одного чело­века, хотя внешне выглядело так, как будто некоторые высшие органы власти действовали самостоятельно или принимали ре­шения коллегиально в присутствии императора. На деле же та­кие решения имели только совещательный характер.

На формирование органов власти оказывали влияние уже укрепившиеся признаки абсолютизма — наличие регулярной ар­мии, бюрократии, организованной финансовой системы, разви­вавшихся товарно-денежных отношений. Вырабатывались адми­нистративные правила деятельности управленческих структур. Высшие органы власти, действовавшие от имени государынь, являлись опорой абсолютизма. Личность носителя абсолютной власти имела огромное значение. Однако преемники Петра I были малообразованными, слабыми правителями, мало интересовав­шимися делами государства. Некоторое исключение представляла Елизавета Петровна, в середине века проявившая черты «просвященной» государыни. Она благосклонно относилась к разви­тию просвещения, науки, отменила смертную казнь.

Положение Екатерины I на троне было шатким. 8 февраля 1726 г. был создан Верховный тай­ный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. Верховный тай­ный совет ведал всеми важными внутренними и внешними дела­ми. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность ревизионной коллегии. Со­вету подчинялись три важнейшие коллегии — военная, адмирал­тейская и иностранная. Центральный орган — Тайная канцеля­рия, созданная при Петре I, в 1726 г. ликвидируется, и контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховно­му тайному совету.

Сенат, провозгласивший Екатерину I самодержавной импе­ратрицей, ею же был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Из ведения Сената были изъяты все дела, которые интересовали Верховный тайный совет. Последний посылал Сенату указы и требовал отчетов (доношения). Совету подчинялись Главная полицеймейстерская канцелярия и Преображенский приказ.

Члены Верховного тайного совета («верховники») заверяли Екатерину I в том, что она одна является главой этого совета. Фактически Верховный тайный совет, обладая широкими полно­мочиями и имея высокое положение в государстве, подменял императрицу. Указ от 4 августа 1726 г. разрешал подписывать все законы или Верховному тайному совету, или императрице. Малограмотная Екатерина I не имела склонности и желания лич­но управлять государством. Недолго она царствовала и 6 мая 1727 г. умерла в возрасте 43 лет.

7 мая того же года на престол по завещанию Екатерины I был возведен двенадцатилетний Петр II — внук Петра I. Высоко­поставленные вельможи продолжали борьбу за власть и влияние при дворе

При Петре II вся власть была сосредоточена в руках Верхов­ного тайного совета, в состав которого вошли А.Г. и В.Д. Долго­рукие. Они и Голицын были руководителями совета, состав ко­торого изменился. Из вельмож петровского времени в нем ос­тался только Остерман. В совете усилилась партия аристокра­тии. Царь мог не считаться с советом, предписывать ему свою волю, но он часто отсутствовал.

Петр II не оставил завещания. Вопрос о преемнике престола решал Верховный тайный со­вет, который отверг все кандидатуры и остановил свой выбор на вдовствующей герцогине курляндской Анне Ивановне — дочери брата Петра I, долго жившей в Митаве и не имевшей поддержки в России. Тайно Д.М. Голицын с В. Л. Долгоруким составили и послали в Митаву «кондиции» — условия вступления Анны Иоанновны на престол, которые она подписала. «Кондиции» ограни­чивали самодержавную власть царицы и ставили ее под контроль Верховного тайного совета.

Без согласия Верховного тайного совета императрица не дол­жна была решать вопросы войны и мира, проводить назначения выше полковника, расходовать денежные средства, давать вот­чины, назначать себе преемника, выходить замуж.

 «Верховники» приняли проекты, но не намеревались делить­ся властью с шляхетством. «Затейка» Верховного тайного совета с ограничением власти императрицы была разрушена не Анной, а шляхетством. «Верховники» хотели заменить самодержавие аристократическим правлением, но не имели возможности си­лой поддержать свои планы. Среди шляхетства было много во­енных, но они, восстав против олигархии, не имели определен­ного плана государственного переустройства. Делегация от шля­хетства (гвардейские офицеры) обратилась к Анне с настойчивой просьбой принять самодержавие. Государыня отстранила «вер­ховников» от командования гвардией и передала ее под началь­ство своего родственника по матери генерала Салтыкова. Пре­вратив проекты шляхетства во всенародную просьбу, Анна ра­зорвала «кондиции» и вступила на престол как самодержавная императрица. Абсолютная монархия продолжала развиваться по пути сохранения самодержавной власти.

4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет. Про­изошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 г. этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права. Три подписи кабинет-министров заменяли подпись императрицы. Кабинет министров сковывал действия Сената.

Царствование Анны Ивановны рассматривается историками (Ключевский, Платонов и др.) как одна из самых мрачных стра­ниц правления за всю историю дома Романовых. В годы биро­новщины влияние иностранцев на русский двор стало значительным. На высокие должности государственного управления вы­двигались иностранцы, преимущественно немцы

Анна Ивановна назначила себе преемника — сына своей пле­мянницы Анны Леопольдовны — полутора месяцев от роду Ива­на Антоновича. Регентом при нем стал Бирон. В октябре 1740 г. Анна Ивановна скончалась. Через 22 дня Бирон был низложен фельдмаршалом Минихом в пользу правительницы Анны Лео­польдовны.

Опираясь на гвардию, при поддержке П. Шувалова, М. Во­ронцова, А.Г. Разумовского, на престол 25 ноября 1741 г. всту­пила Елизавета Петровна. Очередной дворцовый переворот ус­пешно завершился. Иван Антонович вместе с Анной Леополь­довной были низложены и отправлены в крепость. Был аресто­ван и отец царя-младенца Антон Ульрих Брауншвейгский.

По оценке современников, Елизавета имела данные для ус­пешного правления. Некоторые из них считали, что она «образ­цовая монархиня, в которой соединены были все свойства вели­кой государыни и правительницы, хвалы достойной». Однако отмечалась и ее любовь к удовольствиям. Ее фавориты (А.Г. Ра­зумовский, И.И. Шувалов и др.) отличались скромностью и не­притязательностью, отказывались от высоких чинов и больших денежных вознаграждений. Шувалов покровительствовал науке и просвещению. Годы правления Елизаветы характеризуются ро­стом патриотизма. Она удалила иностранцев с ряда государствен­ных постов. Все это не могло не сказаться на организации управ­ления.

Указом от 12 декабря 1741 г. Елизавета восстановила «пет­ровское детище» — Сенат в значении высшего государственного органа и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров, имевший особые полномочия. Вместо него велено было «иметь при Дворе Нашем Кабинет в такой силе, как был при... Петре Великом».

Таким образом, восстанавливалась петровская личная импе­раторская канцелярия — Кабинет, который должен был прини­мать документы на имя монарха, оформлять указы за его личной подписью, объявлять высочайшие повеления и руководить фи­нансовой стороной дворцового хозяйства. Во главе этого учреж­дения стоял И.А. Черкасов, когда-то служивший в петровском Кабинете.

Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию — Кабинет ее величества. На рас­смотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, рапорты генерал-прокурора. Указы издавались только за личной подписью императрицы.

Создание такого высшего органа правления страной, как лич­ная канцелярия, свидетельствует о желании Елизаветы взять прав­ление в свои руки и укрепить значение самодержавной власти.

Проводимая реформа высших государственных органов в 40— 60-е гг. XVIII в. повысила роль монарха в системе абсолютизма. Государыня решала не только важные государственные вопросы, но и мелкие. Для принятия государственных решений Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту в управлении России. Поэтому она восстановила петров­ское «установление» — чрезвычайные совещания высших санов­ников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. Такие совещания при Елизавете офи­циально назывались «конференциями», а их участники — «конференцминистрами». Собирались они нерегулярно.

«Конференции» по обсуждаемым вопросам собирали пись­менные мнения министров, составлялись протоколы заседаний. Мнения рассматривались и утверждались императрицей. Во вре­мя Семилетней войны в 1756 г. была учреждена «Конференция» при высочайшем дворе (как чрезвычайный высший орган), пер­воначально занимавшаяся обсуждением международной полити­ки и ведением войны. Позже «Конференция» сосредоточила в своих руках и руководство внутренним управлением государства.

Черкасов принимал поступавшие на имя Елизаветы доклады и донесения Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий, Кол­легии иностранных дел и других учреждений, многочисленные челобитные о милосердии. Делами в государственных учрежде­ниях занимался и В.И. Демидов. К управлению делами государственных учреждений Елизавета стремилась готовить кадры из русских дворян. При назначении иностранца на любую должность она спрашивала: «Разве нет у нас русского?» И приказывала: «Надо лучше искать способных русских людей, а иностранцев пригла­шать только в крайнем случае».

В отечественной литературе прошлых лет Елизавета Петров­на характеризуется как самодержавная правительница, выражав­шая симпатии своей национальной почве, народу, воспринимав­шая иностранную культуру без рабского поклоненияНе без оснований бытуют утверждения, что Елизавета Петровна бросила в русскую почву зерно, из которого вырос «екатерининский век».

Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 г. Ее преемни­ком стал Карл-Петр-Ульрих (Петр III) — внук Петра I (сын его дочери Анны) и внучатый племянник Карла XII, прибывший в Россию еще в 1742 г.[1] Недалекий и слабохарактерный человек, Петр III недолго продержался на престоле, он был устранен от власти совей женой Екатериной.


Глава 2: Внутренняя политика Екатерины 2 «Просвященный абсолютизм».

   Правление Екатерины  II стало важным этапом в развитии российской государственности, вступившей в фазу «просвещенного абсолютизма»  характерными чертами политики «просвещенного абсолютизма» явились восприятие властью в той или иной степени идеологии Просвещения, нашедшей свое отражение в трудах французских мыслителей XVIII в Вольтера, Д.Дидро, Ш. Монтескье и др., а также применение их теоретических построений в практике государственного управления. Философы просветители с позиции «свободного разума» остро критиковали сохранившиеся в европейском обществе средневековые институты, депотизм монархов, клерикализм. Важный вклад в развитие политко- правой мысли эпохи Просвещения внесла книга Ш. Монтескте «О духе заокнов» (1748). Противник деспотизма, Ш. Монтескье сформулировал учение об «истинной монархии», таком строе, при котором «управляет один человек но по средством установленных неизменных законов»  Чрезвычайно большое теоретическое и практическое значение имела развитая Ш. Монтескье концепция разделения властей, согласно которой важнейшей гарантией свободы граждан считалось наличие в государстве трех независимых друг от друга властных структур — законодательной, исполнительной и судебной

Философы-просветители не призывали к революции, Они охотно поддерживали контакты с теми или иными представителями власти, с самими монархами, рассчитывая при их содействии перестроить существующее общество на началах разума.

Доктрина екатерининского «Просвещенного абсолютизма» с найбольшей полнотой воплотилось в знаменитом Наказе. Подготовленный Екатериной II в связи с образованием в 1767 г. Комиссии по разработке нового Уложения как документ, которым должны были

руководствоваться в своей деятельности члены Комиссии, «Наказ» являлся своеобразной компиляцией идей мыслителей эпохи Просвещения. Сильное влияние на содержание «Наказа», оказали теоретические конструкции Ш Монтескье. Вместе с тем соответствующие положения отбирались, систематизировались и трансформировались императрицей при подготовке текста согласно собственным представлениям Екатерины II и мнению ее окружения о степени применимости принципов Просвещения к российским условиям.

Расходясь с Монтескье, сторонником конституционной монархии, Екатерина II выступала в «Наказе» за сохранение в России самодержавия, которое она, однако, противопоставляла деспотизму. Располагая всей полнотой прав, монарх, по ее мнению, должен был уважать законы, призванные обеспечить общее благоденствие.  

1785 год знаменуется появлением двух правительственных актов, призванных играть в известном отношении роль фундаментальных законов Российской империи – «Грамоты на права , вольности и приемущества благородного российского дворянства» (Жалованная грамота дворянству) и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи (Жалованная грамота городам). Оба эти закона юридически оформили организацию русского общества на сословных принципах.

Жалованная грамота дворянству завершила процесс его превращения в первое, доминирующее сословие Российской империи. Грамота подтверждала освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, незыблемость прав дворян на наследственные и приобретаемые имения (причем первые из них вообще не могли быть конфискованы) и т.п. Дворянин отныне лишался дворянского достоинстваа только по решению суда, состоявшего из дворян. Грамота завершила начавшийся еще ранее процесс формирования на местах дворянских корпораций — губернских и уездных дворянских обществ. Их органами являлись соответствующие дворянские собрания. Закрепив сословные привилегии дворянства (освобождавшая при этом почти от всех обязанностей), Жалованная грамота окончательно противопоставила его прочим категориям населения, усилила разрыв между благородными и неблагородными

В Жалованной грамоте городам речь шла о личных и сословных привилегиях городского населения, о деятельности органов городского самоуправления и т.п. Городовые обыватели в соответствии с Грамотой образовывали градское общество и делились на шесть разрядов — сословных групп, отличавшихся друг от друга правами и обязанностями. Привилегерованное положение занимало купечество, представители которого в зависимости от величины капитала расписывались по трем гильдиям. Гильдейское купечество освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности. Органами городского самоуправления являлись городские думы, собиравшиеся обычно раз в три года, и постоянно действующая шестиглассная дума. Председателем последней являлся городской голова а членами — избиравшиеся городской думой представители шести категорий городского населения.

Публикуя обе упомянутые Грамоты, верховная власть как бы брала на себя обязательство считаться в своей деятельности с юридически оформленными правами соответствующих социальных групп.

Вдохновляясь учением Ш.Монтескте о разделении власти, Екатерина II попыталась отделить на местах суд от администрации путем создания особой системы судебных учреждений.

Судами высшей инстанции в пределах губернии являлись палаты уголовного и гражданского суда. Ниже их стояли сословные суды — верхний земский суд (для дворян), губернский магистрат (для горожан), верхняя расправа (для государственных, экономических и дворцовых крестьян, ямщиков и однодворцев). Члены этих судов (заседатели) избирались соответствующими сословиями. Впрочем, заседатели верхних расправ комплектовались обычно из дворян. В результате реформы в губерниях создавались также совестные суды. В их задачи входило рассмотрение различных гражданских тяжб с целью примирения сторон, а также возникавших еще дел о колдовстве, в которых Екатерина IIв духе века Просвещения видела лишь глупость, обман и невежество. Наконец, совестные суды могли разбирать обращения лиц, взятых под стражу, если им в течение трех дней не предъявлялось какое-либо обвинение

Сельская территория уезда была подведомственна нижнему земскому суду. Его председателем являлся земский исправник (капитан-исправник), а членами — 2—3 заседателя. Все эти лица избирались на свои должности местным дворянством, однако подчинялись губернатору. «Тишину и спокойствие в уездном городе обеспечивал гоородичий. В уездах создавались также выборные сословные суды — уездный суд (для дворян), городовой магистрат (для горожан) нижняя расправа (для крестьян, не принадлежавших помещикам). Губернская реформа способствовала усилению влияния «общественных элементов те, главным образом дворянства, на деятельность местных судов и администраций.  [2]

            Таким образом Екатериной II были предприняты попытки  осуществить восприятие власти в той или иной степени идеологии Просвещения, в результате чего наблюдается разделение общественной мысли России той эпохи на несколько направлений.




Глава 3: Основные направления общественной мысли второй половины XVIII  века.

Официальное. Здесь встречаемся с достаточно редким в мировой и отечественной истории фактом, когда официальную точку зрения представляет сам монарх. Этим обязаны остроуму уму, легкому перу и немецкому трудолюбие Екатерины Великой. Ее начитанность, привычка к ежедневному писательству, к острой полемике, желание нравится Европе, желание утвердиться на троне в качестве просвешенной государыни- все это создавало ей образ одного из самых мудрых властителей в Европе. Начав царствовать по российски- с переворота, она предполагала действовать в дальнейшем в духе европейской просвещенности.

Консервативное. Российское давно и не без основания считавшее себя опорой престола вправе было надеяться на то, что самодержцы будут выражать прежде всего дворянские интересы. В желании Екатерины опереться на «единый для всех закон» наиболее дальновидные представители аристократии увидели попытку встать над всеми сословиями, приравняв дворянство к остальным. Более серьезную угрозу дворянским интересам представляли предложения о добровольном освобождении крестьян, о наделении крестьян собственностью, о возможности недворянам владеть землей. Лидером этого направления общественной мысли стал один из самых образованных и умных людей того времени, историк и публицист, автор «Истории российской от древнейших времен» (1770-1791), князь М.М. Щербатов.

Консерваторы, каковыми были в России многие умнейшие люди, в отличие от охранителей (чей принцип: «при любых переменах ничего не менять»), пытались соединить традиционные представления с последними достижениями общественной мысли. Их цель — достичь максимально возможной стабильности общества и компенсировать возможные отрицательные последствия реформ. Именно с таких позиций и выступил М. М- Щербатов в своей критике екатерининского правления. Увлечение «новыми философами» и забвение «божественного закона», утверждал он, довело Россию «до разрушения всех добрых нравов»: совести, долга, чести. И вина в этом не только Екатерины. Весь ХVII в., начиная с Петра, российские государи, забыв, что Россию  “не можно европейской державою назвать» стремились изменить ее облик, придав ей «европейской людскости». Но любые реформы, в том числе и такие полезные, по мысли Щербатова, как разрушение местничества (Петр) или генеральное межевание (Елизавета IIетровна), не идут на пользу, если не опираются на традиции. Тем более вредны нововведения, копирующие внешние черты европейского просвящения и не затрагивающие сути общественных проблем.

Лучшая форма правления, по мнению Щербатова,— это безусловно, монархия. Но, в полном согласии с духом законов Монтескье, он отказывал екатериннискому самодержавию в праве называться таковой. Монархия, стоящая над законом, не что иное как деспотия — наихудшая из всех возможных форм правлении поскольку самовластие монарха открывает простор для зла. употреблений во всех слоях общества и позволяет худшим представителям рода человеческого льстецам и проходимцам — встать между государем и народом.

При этом ничего не подвергал князь Щербатов столь яростной критике, как «химеру века»- идею равенства, ведущую по его мнению, прямой дорогой к разркшению государства. 

Зашита дворянской собственности как основы российской государственности побуждала Щербатова дать немедленный отпор любым попыткам расширить права крестьян. Если в

вопросе о государственном устройстве России он выступал как  консерватор, если в желании отстоять гражданские права дворян можно, постаравшись увидеть попытку создать сословие первых свободных граждан России, то в крестьянском вопросе он выступал как отьявленный реакционер. Владение по утверждал Шербатов, единственный естественный источник дохода дворян и, если другим сословиям будет  покупать земли, дворянство просто исчезнет.

Либеральное направление. Одной из отличительных черт российского общества (в сравнении с европейским) было отсутствие третьего сословия т. е. городской буржуазии играющей самостоятельную роль в государстве, и «людей свободных профессий  юристов, писателей, ученых, профессоров. не входящих в сословную структуру общества и осознающих себя прежде всего отдельными личностями, а потом уже чьими-то подданными.

Поэтому возрос на британской почве либеральная доктрина, провозглашающая целью государства защиту интересов отдельной личности, могла найти себе приверженцев в России лишь в среде единственного свободного сословня дворянства. Причем самостоятельно мыслящее и политическое активное -дворянство в описываемое время разделилось на две неравные части. Те, кто чувствовал себя в первую очередь помещиками были безусловно сторонниками князя Щербатова и его сословной идиллии, а после пугачевского бунта, смирив самолюбие и забыв о претензиях на часть государственной власти забились под самодержавное крыло «матери-государыни. Государственно же мыслящие и европейски образованные представители лучших дворянских родов пытались предложить такие реформы, которые, соблюдая имущественные и политические интересы дворянства, позволили бы российскому обществу двинуться по пути свободы и твердых законов.

К числу таких предложений относились выдвинутые руководителем коллегии иностранных дел графом П. И. Паниным и канцлером, светлейшим князем А. А, Безбородко «конституционные проекты обоснование одного из таких проектов, составленное по наметкам П. И. Панина его секретарем писателем Д. И. Фонвизиным под названием «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782 г.), считается образцом политической мысли ХVII в. В этом сочинении Д. И. Фонвизин, выводя  власть государя одновременно и из божественного предначертания, и из теории естественного права», отдает предпочтение последней и тем самым ставит суверенитет народа выше царского. Нация, пишет Фонвизин, «без государя существовать не может, а без нее государь не может», следовательно, обязательства между государем и подданными суть равным образом добровольны».

            Преобразование государственной системы воспринималось либеральным дворянством как первый шаг к свободе, открывающий дорогу просвещению истинного народа, что в свою очередь позволило бы пойти дальше- постепенно освободить крестьянство от крепостной зависимости и отрегулировать сословные взаимоотношения.

Просветительство- направление общественной мысли, которое существовало в России только XVIII и отчасти в начале  XIX века и занимало особое место среди политических воззрений того времени. Во- первых, Просвещение –это не столько политическая, сколько философская доктрина, отводившая вопросам государственной жизни отнюдь не первое место. Во- вторых, европейское просвещение выдвинуло все главные «идеи века», и только формирующиеся направления общественнйо мысли постепенно разорвали единую просветительскую систему ценностей на части.

В России, куда Просвящение пришло извне и с самого начала использовалось для обоснования самых разных взглядов и позиций, выделить собственно просветительское направление гораздо было сложнее.

В 60-80 е годах XVIII столетия в России существовало два центра просветительской мысли: Петербург и Москва. 

В Петербурге жили и работали покинувшие научную стезю ради государственной службы переводчик Академии наук А.Я. Поленов и преподаватель математики Я.П. Козельский. В их проектах по крестьянскому вопросу в полной мере отражена просветительская точка зрения. Сочинение А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» получило одну из пяти наград на конкурсе, одну из пяти наград на конкурсе, объявленном Вольным экономическим обществом в 1766 г., но по цензурным соображениям не было опубликовано, так как в этой работе подчеркивлось насильственное происхождение «рабства», а это позволило говорить о том, что оно имеет временный характер и противоречит «естественному праву». Не ставя вопроса о немедленном освобождении крестьян, Поленов неоднократно подчеркивал, что «конечное угнетение не только вредно для общества, но и опасно».

В Москве средоточием просветительской мысли был основанный М.В. Ломаносовым университет. Ведущими темами научных работ, а также устной и печатной публицистики профессоров университета А.А. Барсова, Д. С. Аничкова, Н.Н. Поповского, И.А. Третьякова  были: а) естесвеннонаучное объяснение явлений природы и общества, в том числе власти, религигии, законов и наук; б0пропоганда пользы знаний и научногопросвящения как основы государственного благосостояния. Просветительскую позицию в вопросах государственного устройства лучше всех выразил профессор юриспруденции С.Е. Десницкий в «Представлении о учреждении законодательной, осудительной и накахзательной власти в Российской империи» (1768).

В этом подданном Екатерине II проекте государственных реформ Десницкий предлагал, сохраняя за государыней всю полноту государственной власти, превратить Сенат в выборный законосовещательный орган, состоящий из представителей землевладельцев (дворян и однодворцев), горожан (купцов и и ремесленников), духовенства, преподавателей и «художественных людей». это могло стать в действительности первым шагом к внесословности общества и ограничению самодержавия.

Политический радикализм. Представитель А.Н. Радищев предложил начало отечественной традиции революционизма и республиканизма.  Позиции у Радищева были те же: рабство невыгодно экономически, противоречит праву и отвратительно с моральной точки зрения; самодержавие есть не что иное, как деспотизм и тиранство.

Масонство. Первые российские масоны, испытывая сильное влияние вольтерьянства и просветительских идей, критически относились к христианству и церкви как общественному институту и пытались создать внеконфессиональную религиозно- этническую доктрину с элементами древней и средневековой мистики для применения главным образом в обрядах и общении «вольных каменщиков» друг с другом.

Таким образом, для России того периода было характерно наличие множество взглядов общественной мысли, однако она не выработала в тот период собственных коренных идей и ученически воспринимала идеи западные.


Заключение:

Таким образом, XVIII век является в России  веком развития самодержавия, однако сложившиеся в тот период исторические реалии России XVIII века позволяют говорить, что все реформы, проводимые в  стране, определялись прежде всего интересами абсолюститского государства, которое вынуждено было поддерживать требования дворянства, направленные на сохранение крепостного права как основы для увеличения получаемой помещиками земельной ренты, а государством- налогов для упрочения абсолюститской монархии и решения насущных государственных задач.

Однако общественная мысль России того времени была очень сильна в вопросах практических: в вопросах государственного устройства, целей внутренней и внешней политики, направления законодательной работы, решения крестьянского вопроса. В это время были заложены основы самых разных направлений российской общественной мысли и обозначены проблемы, решать которые предстояло ближайшие сто лет. Но именно в это время даже самые осторожные, ясные и общепризнанные иди почти не нашли своего применения.






















Библиография

1.      В.И. Моряков «История России IX- начала XVIII века, Ростов- на Дону, 2004г.

2.      Ж.Г. Боженкова  «Курс лекции по истории России», Магадан 2002г.;

3.      С.Ф. Платов «полный курс лекции по русской истории», Ростов –на Дону, 1997г.

4.      История государственного управления в России, под ред. В.Г. Игнатова, Ростов- на Дону, 2003г.

5.      История отечества с древнейших времен до начала  XX века, под ред. В.Л. Кувшинова, М.1995г.




[1] В.Г. Игнатов «История государственного управления России» М.2003г.

[2]А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринская « Отечественная история», М. 2002г. С.236