Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Интернет как форма проявления глобализации_____________ 6

1.1. Сущность и основные проявления глобализации в 21 веке______ 6

1.2. Интернет как инструмент глобализации в информационном пространстве____________________________________________________________ 10

Глава 2. Терроризм в информационном пространстве: проблемы существования и перспективы преодоления_____________________________________ 18

2.1. Информационное пространство как сфера деятельности международного терроризма__________________________________________________ 18

2.2. Основные формы борьбы с информационным терроризмом в современных условиях________________________________________ 26

Заключение___________________________________________________ 38

Список литературы____________________________________________ 40


Введение


Начало нового века для нашей страны практически совпало с завершением ельцинского десятилетия в истории Российской Федерации. Его называют по-разному: революцией и контрреволюцией, крахом и возрождением в зависимости от политических симпатий. Однако практически никто не спорит с тем, что пришло время не только новых людей, но и новых идей.

Вопрос о стратегических целях развития государства приобретает, как раньше говорили, судьбоносный характер. По существу речь идет о выработке принципиально новой парадигмы жизнедеятельности. Видимо, и к России можно отнести размышления папы Ионна Павла II о том, что сейчас в мире торжествует “культура смерти”, а надо обеспечить торжество “культуры жизни”. Последнее невозможно без установления нового миропорядка, который должен быть более гуманным, справедливым и безопасным.

Именно поэтому извечный наш вопрос “Камо грядеши, Россия?” не является самодовлеющим. Стратегия России в 21 в. определяется не только ее внутренними потенциями и собственными устремлениями. Она по необходимости должна учитывать процессы, развертывающиеся в мире и создаваемые ими обстоятельства. Эти обстоятельства, которые в теории безопасности определяются категорией “вызов”, не обязательно носят конкретно угрожающий нам характер. Но если с ними не считаться и не реагировать на них, возможно (а то и неизбежно) возникновение неконтролируемой ситуации, при которой могут быть утрачены благополучие, безопасность и стабильность общества.

Таким образом, глобализация, в том виде, какой ей придают сильные мира сего, или, говоря старым языком, страны первого мира, и в тех параметрах, которыми она открыта России, ставит много острых вопросов, без своевременного и адекватного ответа на которые страна и народ на протяжении тысячелетней истории сами творившие собственную судьбу, могут потерять свое лицо, стать материалом для чуждых сил. По сути, глобализация не просто актуализирует, но переводит в новую плоскость вопросы безопасности России.

Процесс глобализации привел к тому, что терроризм стал значительно более опасен, чем раньше. Так считает Пол Пиллар\Paul Pillar, один из ведущих специалистов ЦРУ\Сentral Intellegence Agency в области терроризма. Он считает, что процесс глобализации привел к изменению стратегии терроризма. [1]

Все более масштабным социально-политическим явлением, представляющим серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так и общества и государства, становится терроризм.

Террористическая деятельность как сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление давно переросла рамки национальных границ и превратилась в масштабную угрозу для безопасности всего человечества.

Актуальность этой проблемы для современной России обозначена в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где указано, что серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Степень изученности данной проблемы в настоящей момент невелика, поэтому и представляет интерес рассмотрение мной выбранной темы.

Целью данной работы является рассмотрение информационнного терроризма как глобальной угрозы в процессе глобализации.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться:

-         рассмотреть сущность и основные проявления глобализации в 21 веке;

-         проанализировать развитие интернета как инструмента глобализации в информационном пространстве;

-         исследовать информационное пространство как сферу деятельности международного терроризма;

-         охарактеризовать основные формы борьбы с информационным терроризмом в современных условиях.

При исследовании данного вопроса нами были использованы такие методы как сравнительно-правовой, метод анализа, формально-логический и ряд других методов.

Общетеоретической базой исследования послужили труды: В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д.С.Черешкин, С.А. Охрименко, Г.А.Черней, А.Б.Антопольский, А.А.Кононов и другие.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе исследуется интернет как форма проявления глобализации.

Во второй главе рассматривается терроризм в информационном пространстве.




Глава 1. Интернет как форма проявления глобализации


1.1. Сущность и основные проявления глобализации в 21 веке


В настоящее время происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Новой существенной чертой их становится глобализация. Это понятие трактуется по-разному: согласно преобладающей точке зрения, ни одно действие (экономическое, социальное, юридическое, политическое, военное и т. д.), ни один процесс в обществе, в нашей жизни, каким бы масштабным или, напротив, частным он ни был, нельзя рассматривать ограниченно только как таковой. Взаимосвязь и взаимозависимость отдельных акций, явлений и процессов усиливаются, что требует учета и оценки обратного эффекта, всех последствий как близких, так и более отдаленных, в непосредственно прилегающих и в отстоящих сферах. Серьезно осложняется определение предпосылок: те или иные ситуации в политике могут быть вызваны не только и не столько политическими факторами, сколько экономическими, социальными, этническими, а в экономике они могут быть обусловлены не только и не столько экономическими факторами.[2]

Глобализация, понимаемая в таком расширительном смысле, означает существенное увеличение непосредственного пространства, поля возникновения, осуществления, воздействия последствий отдельных акций в различных областях жизнедеятельности. Применительно к рассматриваемым проблемам таким пространством становятся все мировое сообщество, вся система международных отношений. На первый взгляд, чисто правовая международная акция, затрагивающая экономические (политические, социальные) действия и ситуации, при таком подходе оказывается важным, а нередко решающим фактором их развития. При этом в сфере международных отношений она так или иначе касается других стран, что не может не учитываться при ее обосновании, подготовке, осуществлении, оценке результатов и последствий. Например, острая проблема современности — вступление новых стран в НАТО. Казалось бы, проблема сугубо военная и политическая. На деле же очень серьезная экономическая — перераспределение рынков экспорта вооружений, изменение инвестиций в военное производство, затрат на содержание и подготовку военнослужащих, изменения в расходах военного бюджета и т. п.[3]

Речь идет и о значительном непредсказуемом расширении сферы воздействия отдельных акций и процессов национального (регионального, интернационального) уровня на международные отношения с учетом усиливающейся взаимозависимости отдельных стран в современных условиях. Показателен в этом отношении опыт Косовских событий в Сербии: они непосредственно затрагивают многие европейские, да и не только европейские государства, экономическую, правовую, этническую и религиозную сферы, что усложняет их решение, оценку последствий во всех областях.

На ускорение процесса глобализации в мировых масштабах радикальное воздействие оказывает развитие всеохватывающей системы связи и информации, формирование качественно новых условий международного общения.

Глобализация касается и такой особой сферы международных отношений, какой являются мирохозяйственные связи, мировая экономика. Это означает, что коммерческая трансакция в этой области неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, демографию, экологию, социальные отношения, право, политику и т. д. При этом степень такого охвата различна, как не одинаковы обратные связи. Из данного подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка подобной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в указанных сферах. Тогда решение о трансакции потребует корректировки и, возможно, даже окажется нецелесообразным. Иной будет и оценка предпринятых действий. Здесь необходимы не только традиционные количественные показатели, которые малопригодны в таких областях жизни общества, как культура и искусство, мораль и право, жизненные ценности и установки, социальные и политические представления.

Правомерна и ограничительная трактовка глобализации, рассматривающая взаимовлияния и обратные эффекты в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, и охватывающая все ее области и секторы (внутренняя, внешняя, НИОКР, производство, рынок, обращение, потребление), затрагивающая экономические отношения между странами, мировое хозяйство. Речь идет о глобализации мирохозяйственных отношений. И в этом узком смысле процесс глобализации неоднозначен и проявляется в постепенном втягивании в данную сферу всех видов МЭО: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества между странами.

Глобализация в целом и в частности, — объективный процесс, выражающий совокупность условий развития современного мирового сообщества и прежде всего научно-технического и экономического прогресса. Это неизбежный этап восхождения человечества к новым горизонтам, несущий в итоге положительные начала, но вместе с тем не лишенный серьезных и масштабных противоречий, а значит не исключающий негативных воздействий. В силу исключительной многофакторности глобализации преодоление таких воздействий крайне затруднено. Традиционная оценка влияния отдельных факторов в условиях глобализации оказывается недостаточной, а общие выводы малодостоверны в силу многообразия взаимосвязей и взаимозависимостей, их особой динамичности. Очень подвижны вся мировая экономика, ее отдельные сферы и секторы. Положение в международных регионах, группах стран и в отдельных странах непрерывно изменяется, роль и место последних в мировом хозяйстве не раз и навсегда даны, зависят не только, а нередко и не столько от них самих. Тем более это относится к отдельным фирмам и национальным и транснациональным. К примеру, еще в 1995 г. американская ТНК по производству компьютерной техники и программного обеспечения «Микрософт» не входила в число 15 крупнейших в мире, то уже в 1998 г. она вышла на первое место, оторвавшись от других сверхгигантов, в том числе лидировавших многие годы до этого «Дженерал электрик» и «Роял Датч-Шелл».[4]

Глобализация мирохозяйственных связей — многоуровневое явление, затрагивающее отдельные предприятия (микроуровень); товарные, финансовые и валютные рынки и рынки труда (мезоуровень); региональную, национальную экономику (макроуровень). В условиях рыночных отношений микроуровень составляет структурообразующую основу глобализации мирохозяйственных связей в силу того, что отдельные предприятия, фирмы, предприниматели являются определяющими субъектами международных экономических связей во всех их формах. Практические масштабные мирохозяйственные контакты осуществляются на мезоуровне международных рынков товаров и услуг, капиталов, труда, финансово-кредитных ресурсов и валюты. Множественность факторов глобализации, крайнее усложнение под воздействием последней условий хозяйствования, невозможность чисто рыночного саморегулирования в данной ситуации и особенно в планетарных масштабах предопределяют особую роль в этом процессе макроэкономического уровня. С одной стороны, принципиальное значение на этом уровне приобретают целенаправленные усилия по преодолению, ослаблению и ликвидации препятствий и ограничений в сфере МЭО, с другой — содействие процессам глобализации, осуществление последовательных мер по координации экономических и социальных программ, концентрации ресурсов для решения глобальных, особо масштабных проблем, затрагивающих мировое сообщество, группы стран, регионы.


1.2. Интернет как инструмент глобализации в информационном пространстве


Конец XX века ознаменовался огромным прогрессом в развитии телекоммуникационных технологий. Сегодня, тридцать лет спустя после создания первых компьютерных сетей и восемь лет спустя после того, как Интернет приобрел современные очертания, говорить о глобальном информационном пространстве стало не только теоретически интересно, но и практически необходимо. Я приведу простой пример.

Пятьдесят лет тому назад, если вы хотели переслать 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров, то вам потребовалось бы примерно десять дней и стоило бы это около 30 долларов за услуги почтовой связи. Двадцать лет тому назад вы бы, наверное, прибегли к услугам факса. Это заняло бы у вас примерно час, и стоимость составляла где-нибудь 50 долларов. Сегодня, если говорить о самых лучших сетях передачи данных, на это потребуется не более 3 секунд и стоимость составит около 3 центов. [5]

Таким образом, стоимость упала в тысячу раз, скорость возросла в 300 тысяч раз. Колоссальное увеличение скорости при одновременном снижении стоимости, появление практической возможности передачи мультимедийной информации в реальное время, увеличение скорости систем поиска и обработки информации в миллион раз - это основы будущего развития всех сфер жизни общества.

Но мы должны понимать, что в различных частях планеты разница в передаче информации сохраняется и сегодня. Это означает закрепление отставания в развитии, замедление перехода к глобальному информационному обществу.

Сегодня быть элементом глобального информационного пространства означает идти в русле мирового прогресса. Никакая современная экономика не может быть создана без современной телекоммуникационной инфраструктуры. Поэтому российская телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться так, чтобы стать неотъемлемой частью мирового информационного пространства.

Итак, появление глобального информационного пространства означает приближение эпохи глобальной экономики, которая будет характеризоваться стиранием географических границ рынков сбыта, появлением распределенных сетевых трудовых ресурсов, кардинальным сближением производства и потребления, возрастанием роли транснациональных компаний, обострением борьбы за ограниченные сырьевые ресурсы, открытием новых рынков в новой сфере интеллектуального потребления, что, естественно, повлечет за собой совершенно новые возможности. Сегодня емкость этих рынков кажется бесконечной. [6]

Все это также означает уменьшение культурной обособленности народов, возможность применения потенциально новых моделей и методов управления и в перспективе - уменьшение роли государств в глобальных процессах.

Развитие информационных технологий в рамках мирового информационного пространства, с нашей точки зрения, - одно из важнейших направлений экономической и социальной стратегии страны на ближайшие годы.

Россия сохраняет сегодня один из лучших в мире потенциалов в области информационных технологий. Если сделать информатизацию, телекоммуникации и образование реальным государственным приоритетом, то этот потенциал может быть многократно увеличен.

Если учесть, что все большая часть добавленной стоимости будет концентрироваться в сфере "мягких" технологий, у России есть шанс реально сконцентрировать имеющийся в этой сфере опыт и сократить отставание. Межгосударственное ограничение в сфере производства и потребления информационных услуг с точки зрения развития мировой информационной инфраструктуры должно постепенно уменьшиться.

С другой стороны, борьба за контроль над материальными ресурсами, стремление к увеличению разрыва между ресурсодобывающими и информационно развитыми странами могут привести к обострению противоречий в информационной среде. Как бы ни хотелось говорить о полном стирании барьеров, на практике их придется преодолевать. Чем быстрее мы найдем ускоренное движение в информационное общество, тем оно будет эффективнее. Поэтому рискну утверждать, что ускорение развития телекоммуникаций - это важный элемент национальных интересов и национальной безопасности России. [7]

С точки зрения развития технологий изменения в телекоммуникационной инфраструктуре, сопровождение движения к мировому информационному пространству достаточно понятны: это полная цифролизация сети, построение сетей массового широкополосного доступа, развитие технологий передачи мультимедийной информации, конвергенция услуг, конвергенция мобильной и фиксированной связи, развитие высокоскоростных сетей передачи информации и концентрация усилий на разработке в области перечисленных направлений.

Очень интересным представляется попытка ответить на вопрос, какие меры государственной политики в области телекоммуникации, информатизации сегодня будут в наибольшей степени способствовать созданию на всей территории России адекватной инфракоммуникационной инфраструктуры.

Общие цели такой политики можно сформулировать следующим образом: ускорение роста отрасли через повышение инвестиционной привлекательности, обеспечение растущих доходов государства от отрасли.

Пути и принципы также хорошо известны по опыту множества стран, переживших подобные преобразования. Это либерализация рынков инфракоммуникационных услуг, рациональное развитие конкуренции при активной роли государства, оптимальное значение процессов приватизации и государственная поддержка приоритетных направлений.

Можно попробовать сформулировать и первоочередные меры.

В сложившихся условиях конкретных мер может быть много, все они могут рассматриваться как первоочередные, но мы попытались выделить основные из них. Таких у нас получилось восемь: реорганизация системообразующих предприятий связи, обеспечение равномерного развития территорий путем реализации механизма "универсальные услуги"; развитие конкуренции; создание законодательной и нормативно-правовой базы для внедрения в России общепринятых на мировом рынке, в мировой практике принципов взаимодействия операторов (это принцип "интерконэкшн"); формирование эффективных отраслевых рынков на основе адекватной лицензионной политики и политики в области распределения частного ресурса; переход на общепринятые в мире методы тарифного регулирования общепринятых услуг электрической связи, разработка концепции поддержки национального производства в области инфракоммуникаций; государственная поддержка ускоренного широкомасштабного распространения терминального оборудования для работы в Интернете (в первую очередь, для школ, вузов, библиотек, объектов социальной инфраструктуры, связи, домашнего пользования) и, наконец, государственная поддержка программ, создающих условия для ускоренного развития Интернета во всех этих сферах.

Применение террористами достижений науки и техники расширит их разрушительные возможности, позволит им привлекать к себе всеобщее внимание, держать людей в постоянном страхе. Терроризм в новом веке будет отличать качественно новый технико-организационный уровень.

Серьезную опасность для всего мирового сообщества представляет все более распространяющийся технологический терроризм, составной частью которого является информационный или кибернетический терроризм.

Хотя этот вид преступной деятельности пока еще не получил широкого практического распространения в практике террористической деятельности, опасность его проявления в ближайшее время достаточно велика.

Информационный терроризм как современное социально-политическое явление представляет серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так и общества и государства. Очевидно, что применение террористами новейших достижений науки и техники сильно расширяет их разрушительные возможности, позволяет привлекать к себе всеобщее внимание и держать людей в постоянном страхе. Высокотехнологичный терроризм новой эпохи способен продуцировать системный кризис всего мирового сообщества, особенно стран с развитой инфраструктурой информационного обмена. В настоящее время для террористов легко уязвимы практически все компьютерные средства обработки и хранения информации. Банковские, биржевые, архивные, исследовательские, управленческие системы, Интернет, средства коммуникации от спутников до пейджеров, электронные средства массовой информации, издательские комплексы, всевозможные базы персональных данных - все это может атаковаться при соответствующей квалификации террориста с одного единственного компьютера.

Мировые тенденции таковы, что информационный терроризм будет нацелен на мировую экономику. Методы информационного терроризма: не физическое уничтожение людей и ликвидация материальных ценностей, не разрушение важных стратегических и экономических объектов, а широкомасштабное нарушение работы финансовых и коммуникационных сетей и систем, частичное разрушение экономической инфраструктуры и навязывание властным структурам своей воли. Специальный агент ФБР Марк Поллитт определяет кибертерроризм как "заранее спланированные, политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, программы и данные, которые выражаются в применении насилия по отношению к гражданским целям со стороны субнациональных групп или тайных агентов".[8] Кибертерроризм использует "мягкое насилие", в большей степени психологическое, чем физическое для достижения целей. Деньги - капитал вчерашнего дня, информация - сегодняшнего и завтрашнего. Например, Швейцария может претендовать на финансовое господство, но информационное обслуживание 80% банков этой страны находится в США. Вследствие этого компьютер сегодня становится самым многообещающим орудием преступности. Деловые центры обработки коммерческой информации и, прежде всего, компьютеризированные банковские учреждения являются самой доступной и заманчивой целью для терроризма. Террористический информационный удар по крупному банку способен вызвать системный кризис всей финансовой системы любой развитой страны, так как лишает общество доверия к современным технологиям денежного рынка. Продуманная кампания дезинформации, сопровождающая такой террористический акт, способна спровоцировать системный кризис всего цивилизованного мира. Опасность информационного терроризма неизмеримо возрастает в условиях глобализации, когда средства телекоммуникаций приобретают исключительную роль.

Исключительные возможности для развития информационного терроризма появились в связи с взрывным развитием сети Интернет, массовым и быстрым переходом банков, финансовых и торговых компаний на компьютерные операции с использованием разветвленных по всему миру электронных сетей. О компьютерных взломщиках - хакерах наслышаны все. В поле их зрения оказались денежная и секретная информация, аппаратура контроля над космическими аппаратами, ядерными электростанциями, военным комплексом. Успешная атака на такие компьютеры может заменить армию и послужить началом "кибервойны". Очевидно, что террористы вполне могут использовать знания хакеров в своих целях. Рано или поздно хакер либо сам станет кибертеррористом, либо превратится в инструмент кибертеррористов. Арсенал и тех и других уже широко известен, но постоянно появляются новые средства, так как оружие кибертеррористов постоянно модифицируется в зависимости от средств защиты, применяемых пользователями компьютерных сетей.

Специалисты предупреждают, что в ближайшее время преступления в сфере высоких технологий могут выйти на качественно новый уровень. Нет необходимости захватывать самолет с заложниками. Проще угрожать жизни всех, кто находится в небе, через компьютер, управляющий полетами. Если политический деятель приболел и попал в больницу, вместо «традиционного» покушения на него с помощью винтовки или взрывчатки, проще через интернет взломать защиту локальной сети госпиталя и добраться до системы жизнеобеспечения больного. Небольшое изменение в программе - и результат достигнут. Десятки тысяч людей могут оказаться заложниками, если террорист через сеть вмешается в работу промышленного производства.

Информационный терроризм может использовать и другие «киберсредства» нападения на компьютерные сети и базы данных, от электронного шпионажа и до вирусов, способных разрушать ключевые системы. К нему относятся программные средства (компьютерные вирусы, программные закладки и пр.), средства радиоэлектронной борьбы, психотропные генераторы и т.д. Следует иметь в виду, что кибертерроризм - это не только хакеры или вирусы. Как известно, на большей части компьютеров во всем мире установлена операционная система Windows 95/98/00/NT, содержимое и внутреннее устройство которой знает лишь очень ограниченный круг лиц на фирме-разработчике. Совершенно не исключено, что эта информация может попасть в руки террористов, которые смогут дать сигнал для переформатирования дисков компьютеров и утери хранящейся на них информации.

Существующие методики повышения стойкости за счет полного или частичного (ключевых элементов) экранирования, использования улучшенной элементной базы, внедрения оптоэлектронных систем требуют очень крупных инвестиций, которых в напряженной экономике стран Запада взять негде. К тому же даже полное экранирование понижает мощность проходящего сигнала только в тысячу раз.

В целом проведенные исследования показали, что идеальных технических систем, гарантирующих полную защиту информационных сетей и баз данных, не может быть создано в принципе. Любую систему можно «вскрыть», все зависит лишь от того, сколько для этого необходимо средств и как долго и сколько это будет продолжаться.


Глава 2. Терроризм в информационном пространстве: проблемы существования и перспективы преодоления


2.1. Информационное пространство как сфера деятельности международного терроризма


Что мы имеем ввиду, когда говорим об информационном терроризме? Каковы его характерные черты?

Информационный терроризм осуществляется в области, охватывающей политические, философские, правовые, эстетические, религиозные и другие взгляды и идеи, то есть в духовной сфере, там, где ведется борьба идей.

Информационный терроризм — это, прежде всего, форма негативного воздействия на личность, общество и государство всеми видами информации. Его цель — ослабление и расшатывание конституционного строя. Он ведется разнообразными силами и средствами — от агентуры иностранных спецслужб до отечественных и зарубежных СМИ.

Более умеренную формулировку информационного терроризма дают некоторые правоведы, например, В.П.Емельянов, В.А.Кульба и др.[9] Они утверждают, что различного рода угрозы, действия по устрашению в адрес отдельных личностей и общества в целом является преступлением с признаками терроризирования. В развитие своих взглядов они приводят отличительные признаки терроризирования, в числе которых отмечают создание в обществе атмосферы страха и угроз. Ближе к определению информационного терроризма подошли авторы Словаря по уголовному праву, которые считают, что терроризм вообще, и духовный в частности, представляет собой деятельность, выражающуюся в устрашении населения и органов власти с целью достижения преступных намерений.

Существуют (по крайней мере, известны на сегодняшний день) девять возможных способов использования Интернета для содействия террористическим группам:

С помощью Интернета можно собирать подробную информацию о целях, включая изображение местонахождения целей и их характеристики. Если террорист получит подробную информацию о такой важной цели, как трубопровод или линия электропередач, он может манипулировать или шантажировать предприятия или правительство.

 С помощью Интернета можно собирать деньги на поддержку какого-либо движения или играть на бирже, чтобы нажиться на разнице курсов акций после осуществления теракта. Некоторые сайты сепаратистов адресуют пользователей к банку и сообщают номер счета, на который можно послать деньги для их поддержки.

С помощью Интернета можно объединять людей. Теперь члены диаспоры, религиозной секты в любой стране или регионе мира, или сторонники любого движения (например, экологического), могут постоянно находиться в контакте. С помощью интернет-сайта можно давать указания о времени и месте встреч, формах протеста или вопросах для изучения.

Интернет можно использовать и для дискредитирования отдельных лиц, групп людей или компаний, например, финансовых институтов, а также для прямого лоббирования лиц, принимающих решения. Вымогатели требуют деньги у финансовых институтов с тем, чтобы последние избежали актов кибертерроризма и как следствие - ущерба своей репутации.

Интернет обладает огромным рекламным потенциалом и часто используется в этих целях. С помощью Интернета можно мгновенно обратиться как к массовой аудитории по всему миру, так и к отдельным лицам. Террористические группы ставят доступ к СМИ на первое место среди своих стратегических приоритетов. Террористы могут оставлять сообщения о будущих или уже спланированных действиях на страницах сайтов или рассылать их по электронной почте, а также брать ответственность за совершение того или иного теракта. Поскольку в информационную эпоху коммуникации - это власть, мировое общественное мнение стало приоритетом номер один.

Благодаря Интернету терроризм не ограничен лишь государством, где физически находятся террористы. Более того, в стране, подвергающейся теракту, баз террористов обычно вовсе нет.

Интернет может служить в качестве инициатора психологического террора. Часто психологическим аспектам Интернета не уделяют должного внимания. Благодаря кажущейся надёжности Интернета, его можно использовать для того, чтобы посеять панику, ввести людей в заблуждение или обмануть. Интернет также стал благодатной почвой для распространения слухов.

Интернет существенно изменил коммуникационные сети террористов: в них теперь нет чётких централизованных командных пунктов. Невольные соучастники террористов, например, хакеры, могут быть использованы "втёмную" и не знать, для достижения какой цели их задействуют.

Интернет может быть использован и для отправки засекреченных сообщений, как ранее - симпатические чернила. Террористы могут обмениваться информацией по электронной почте и через электронные доски объявлений без опасения быть пойманными.

Террористы используют открытость цивилизованного мира для достижения своих целей. В прошлом было труднее организовывать и исполнять теракты из-за воздействия таких факторов, как расстояния и сложность координации действий. Сегодня Интернет - мощнейший инструмент информационного века -практически устранил обе эти проблемы. В результате появились новые, "сетевые" террористы, которые могут координировать свою деятельность на доктринальном, содержательном, организационном и социальном (лояльность) уровнях, используя новейшие технологические достижения.

На современном этапе развития общества многие традиционные ресурсы человеческого прогресса постепенно утрачивают свое первоначальное значение. Вместе с этим все большее значение приобретает информация. Информация становится сегодня главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Уже принято говорить о новом витке в развитии общественной формации - информационном обществе. В настоящее время хорошо налаженная распределенная сеть информационно-вычислительных комплексов способна сыграть такую же роль в общественной жизни, какую в свое время сыграли электрификация, телефонизация, радио и телевидение вместе взятые. Свидетелем этому человечество стало на примере развития глобальной сети Internet.

В целом происходит трансформация мирового пространства: наряду с географическим пространством формируется, в частности, пространство информационное.

По мнению специалистов, информация - новый ресурс, единственный продукт, не убывающий, а растущий со временем. Чем больше и быстрее внедряется качественной информации в народное хозяйство и специальные приложения, тем выше жизненный уровень народа, экономический, оборонный и политический потенциал страны.

Глобальная сеть Internet инициирует процесс создания новой электронной, виртуальной среды обитания человеческой цивилизации. Internet представляет собой, если взять всю историю цивилизации, самое быстро растущее средство коммуникации и, вероятно, наиболее быстро распространяющийся инструмент из всех, которые когда-либо существовали. Совокупное воздействие информационной технологии, Internet и электронной торговли может вызвать такой же преобразовательный эффект, какой вызвала промышленная революция. Они будут и далее изменять мировой экономический ландшафт и трансформировать организационные структуры государств.

Очевидно, что целостность современного мира как сообщества обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способна привести к не меньшему кризису, чем разрыв межгосударственных экономических отношений. [10]

Уже сегодня, по заявлениям некоторых иностранных экспертов, отключение компьютерных систем приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 48% потерпят крах в течение нескольких суток. Около 33% банков будут разорены спустя несколько часов после такой катастрофы, а 50% из них разорятся спустя несколько суток. Сегодня Internet - это динамическая, в значительной степени самоорганизующаяся система, позволяющая говорить о новом социальном явлении - открытом Internet-сообществе. [11]

По данным компании IDC[12], объем всего компьютерного рынка в 1996 году составлял 570 миллиардов долларов. При этом емкость мирового рынка телекоммуникационных систем и технологий к началу следующего века достигнет астрономической величины - более 600 миллиардов долларов. Рынок же электронной торговли оценивался в 1996 году в 2,6 млрд. долл. США. Предполагается, что к 2002 году он вырастет до 300 млрд. долл. США.

С конца 80-х годов в США неоднократно проводились исследования по изучению уязвимости информационных систем (ИС) различного назначения с точки зрения информационной безопасности.

По оценкам компании NUA[13], сегодня 119 миллионов человек имеют доступ к Internet: 70 миллионов в США и Канаде; 23 миллиона - в Европе; 17,25 миллиона - в Азиатско-Тихоокеанском регионе; 7 миллионов - в Южной Африке; 0,75 миллиона - на Ближнем Востоке. По данным статистики агентства "ИнфоАрт", в России более 350 тысяч компьютеров подключены к Internet, что обеспечивает доступ к сети примерно 900 тысячам человек. Всего же в мире (по данным американских экспертов) в мире насчитывается более 364 миллионов пользователей персональными компьютерами. Третья часть из них приходится на США. [14]

По итогам 1999 года в США зафиксировано около 250000 случаев вторжения в ИС государственного назначения (кроме ИС военного назначения). Почти 160000 (65%) таких вторжений оказались успешными. Зафиксировано свыше 160000 вторжений в ИС Министерства обороны США. Количество вторжений в ИС государственного и военного назначения каждый год увеличивается, в среднем, в два раза.

Возросло количество случаев намеренного внедрения компьютерных вирусов в ИС государственного и военного назначения: с 583 в 1995 году и 896 - в 1996 г, до 1200 - в 1999 году.

Начиная с 1996 года, в США зафиксирована тенденция роста числа случаев несанкционированного доступа в компьютерные сети федеральных ведомств и увеличение финансовых потерь от этих вторжений. Средний ущерб от одного компьютерного преступления в США составляет 450 тыс. долларов. Ежегодные потери некоторых фирм достигают 5 млрд. долларов.

По информации ФБР среди методов шпионажа все большую роль играют компьютерные. Так, Федеральная разведслужба Германии успешно провела операцию под кодовым названием RAHAB, в ходе которой осуществлялось программное вторжение в различные базы данных и компьютерные системы в США, содержащие информацию по электронике, авиации, химии, оптике, компьютерам и средствам телекоммуникаций.

Согласно данным Агентства национальной безопасности (АНБ США), США сильнее других стран зависят от сетевой инфраструктуры: здесь сосредоточено более 40% вычислительных ресурсов мира (для сравнения: в России - менее 1%) и около 60% информационных ресурсов Internet. В США их количество взаимосвязанных локальных сетей должно превысило 2 млн.

Ежегодные потери от промышленного шпионажа, в соответствии с отчетами ФБР, составляют от 24 до 100 млрд. долл. По оценкам Отдела науки и техники при президенте США, ежегодный урон, наносимый американскому бизнесу иностранными компьютерными хакерами, достигает 100 млрд. долл. Потери от несанкционированного доступа к информации, связанной с деятельностью финансовых структур США, составляют не менее 1 млрд. долл. в год.

Суммарный ущерб от компьютерных преступлений в странах Западной Европы за 1996 год составил порядка 30 млрд. долларов.

Наиболее часто используемый канал, по которому осуществляется несанкционированный доступ - это сеть Internet (65% случаев). По результатам тестирования установлено, что 2/3 коммерческих и государственных узлов Internet не защищены от вторжения хакеров.

Внешние атаки могут преследовать и более серьезные цели, чем пассивный сбор данных, - такие, как, например, выведение из строя главных компьютерных узлов. По мнению экспертов, чтобы парализовать жизненно важные точки созданной инфраструктуры, достаточно нанести удар всего по нескольким десяткам объектов.

Результаты тестирования в 1995-1996 г.г. Министерством обороны США 8932 ИС военного назначения с применением средств проникновения, используемых хакерами, показали, что в 7860 (88%) случаях попытки проникновения обнаружены не были.

Динамика компьютерных инцидентов (по данным CERT)

Все это послужило поводом для предложений со стороны Администрации Президента США по поводу увеличения бюджетных расходов на работы, связанные с обеспечением информационной безопасности и НИОКР в этой области с 1,75 млрд. долларов в 2000 году до 2,03 млрд. долларов в 2001 году. [15]

Отдельной строкой в бюджете прописываются расходы в объеме 251 млн. долларов на продолжение борьбы с хакерами и кибертеррористами.

В последние годы в США и в отдельных государствах Европы (Франции, Великобритании, Швейцарии) активно осуществляется реализация концепций комплексной защиты информационных инфраструктур государств, основой которых являются информационные системы.

Темпы научно-технического прогресса создают такую ситуацию, когда техника защиты критических инфраструктур должна догонять быстрорастущий уровень угроз.

Сказанное свидетельствует о том, что сейчас как никогда актуальна проблема информационного вторжения в компьютерные сети с применением информационного оружия. Выход этой угрозы на первый план связан с тем, что современные системы управления являются системами критических приложений с высоким уровнем компьютеризации. Они могут оказаться весьма уязвимыми с точки зрения воздействия информационного оружия, как в военное, так и в мирное время. Такое воздействие может привести к тому, что к угрожаемому периоду (т.е. периоду времени, предшествующему вооруженному конфликту) оружие сдерживания страны, подвергшейся агрессии, за счет скрытого внедрения в программное обеспечение систем управления программных закладок окажется полностью или частично заблокированным. О реальности этого утверждения свидетельствует опыт войны в Персидском заливе. Ирак практически не смог применить закупленные во Франции системы ПВО потому, что их программное обеспечение содержало логические бомбы, которые были активизированы с началом боевых действий.

Разнообразие информационного оружия, форм и способов его воздействия, особенности появления и применения породили сложнейшие задачи защиты от него. К сожалению, иностранные специалисты первые поняли и оценили значение информационного оружия, что послужило поводом к разработке стратегической концепции строительства вооруженных сил стран НАТО на ближайшую перспективу, - "Единая перспектива 2010" (Joint Vision 2010) - в основу которой положено информационное превосходство над противником на всех стадиях развития конфликта.

Американские военные считают, что преимущество в информационном оружии должно упрочить мировое лидерство США в следующем веке. Этим объясняется большой интерес и активность американцев в исследовании проблем информационной войны. Все сказанное подтверждается докладами и дискуссиями на ряде международных конференции по информационной войне, большую часть участников которых составляют сотрудники государственных учреждений, армии и разведывательного сообщества США - АНБ, ЦРУ, ФБР. [16]


2.2. Основные формы борьбы с информационным терроризмом в современных условиях


В мирное время прямыми исполнителями акций информационного терроризма в России являются:

— иностранные спецслужбы и организации;

— зарубежные и определенная часть российских СМИ;

— организации сектантов и церковников;

— различного рода миссионерские организации;

— отдельные экстремистские элементы и группы.

Так, иностранные спецслужбы, и прежде всего ЦРУ США, не прекращают своих усилий по активизации подрывной деятельности подчиненных им радиостанций, по приобретению агентуры среди российских политических деятелей, в том числе разделяющих идеологию глобализма и сионизма под американским флагом, а также используют в своих целях многочисленную армию работников СМИ, и в первую очередь телевидения. Наглядный пример тому — деятельность ряда российских олигархов и подвластных им СМИ, которые изо дня в день проповедуют тему безысходности, страха, раболепства. [17]

Психологи подтверждают: когда человек в горестном состоянии, замкнут на своих переживаниях, его сознание стремительно сужается и весь мир предстает перед ним в таком уменьшенном размере, что с ним не жаль расстаться. Отсюда рукой подать до суицида. И это действительно так. Сегодня в России ежегодно более 30 тыс. граждан кончают жизнь самоубийством. Не это ли конкретный результат информационного терроризма?

В последнее время большую популярность во многих странах мира, в том числе в США, которые полностью сионизированы, приобрела деятельность сионистских организаций и обществ, пытающихся обосновать вечность "золотого миллиарда" и никчемность всех остальных людей планеты, которые должны потихоньку с белого света уйти.

Сионизм сегодня является более опасным явлением, чем фашизм, но только куда более изощренным, потому что он приспосабливается к нынешним условиям. Он уничтожает народы изнутри, выжигая души людей своей идеологией наживы, эгоизма, обмана, национального презрения. Полная бездуховность, отсутствие высокого нравственного начала в сионизме опасно именно своей изощренной заразительностью. Стремление над всем поставить власть денег губительно потому, что сами по себе деньги создают иллюзию стоимости всех вещей. Они лишают истиной цены и труд, и природу, они отчуждают от человека его сущность. Все становится предметом купли-продажи: любовь, земля, недра, люди, власть. Сегодня эта политика, утверждающаяся в США и ряде других стран, приобретает глобальный размах, и грозит России и населяющим ее народам уничтожением.

Немалую лепту в проведение акций информационного терроризма против России вносят такие организации проамериканской ориентации, как "Фонд Шамиля" (Турция), "Германо-Кавказское общество", "Исламский верховный совет Америки", "Братья мусульмане" (Саудовская Аравия), "Хамас", "Комитет Польша-Чечня" и др. Указанным организациям власти соответствующих стран предоставляют благоприятные условия для подрывных выступлений по радио, телевидению, в печати.

Правоохранительные органы не должны проходить мимо таких явлений. В первую очередь они должны оградить отдельных граждан и общество в целом от разлагающего действия подобного рода организаций, свести к минимуму их отрицательное влияние, изучить возможности для разоблачения и уголовного преследования их лидеров и участников. В отдельных случаях, когда деятельность таких организаций содержит состав преступлений, предусмотренных УК РФ (организация объединений, посягающих на личность и права граждан, укрывательство преступлений, самоуправство и др.), они подлежат уголовному преследованию.

Если взять деятельность современных СМИ, как зарубежных, так и отечественных, то она в значительной степени несет на себе прямые признаки информационного терроризма, является опасным орудием духовного перерождения личности за счет негативного воздействия на нее посредством СМИ.

Некоторые органы печати, пользуясь несовершенством законодательства, постоянно проповедуют безысходность положения граждан, устрашают их неизбежностью различных катастроф и стихийных бедствий, порождают недоверие к органам власти, всячески восхваляют стремление отдельных лиц к наживе и обогащению, слепому подражанию не лучшим традициям Запада.

Так, прекратившая недавно свое существование газета "Сегодня", половина тиража которой не раскупалась, до 70% своих материалов посвящала негативным сторонам нашей жизни. Подавляющая часть этих материалов представляла грубый информационный пресс на рядового читателя. Подобную позицию занимает и газета "Коммерсантъ".

Особенно усердствуют в оболванивании и морально-психологическом растлении граждан России некоторые телевизионные компании, прежде всего недавно прекратившая свое вещание ТВ-6. Их хозяева и ведущие систематически "поливают грязью" президента и ратуют за полную свободу слова, граничащую с хулиганством. Чего стоит, например, еженедельный "телевинегрет" воскресных телевизионных программ, пышущих злорадством и глумлением над рядовыми зрителями. [18]

Не посягая на свободу слова, для уменьшения отрицательного воздействия отдельных СМИ на должностных лиц государственных учреждений, правоохранительных органов и население, правоохранительные органы должны принимать меры по ослаблению действий подобного рода, а для локализации наиболее одиозных сотрудников СМИ использовать другие рычаги воздействия на них, например, привлечение к уголовной ответственности за допущенные ими нарушения российского законодательства.

Информационный терроризм проявляется и в деятельности религиозных сект.

Нашу страну буквально наводнили сектанты-фанатики — "Свидетели Йеговы", "Церкви преподобного Муна" (секта запрещена даже в США), "Церкви Христа", "Церкви Объединения", "Церкви сайентологии", "Пирамида". Можно с уверенностью утверждать, что не без влияния последних и соответствующего лоббирования был отвергнут Государственной думой прежнего состава закон "О свободе совести". Сектанты с удивительной легкостью проникают в российские учебные заведения, школы, сиротские учреждения, детские сады, площадки под флагом медицинских, общеобразовательных, культурных, благотворительных и коммерческих организаций.

Основной удар сектантов направлен, как и в ряде СМИ, в первую очередь против подрастающего поколения России с целью его оболванивания, морального растления и последующего уничтожения или использования в качестве рабов.

Вторят сектантам и церковникам различные миссионерские организации западного толка ("Международный фонд образования", "Ассоциация женщин за мир во всем мире" и т.д.). Преимущественно это лица, занимающиеся расколом православной церкви, распространением католицизма и ваххабизма. Их цель предельно ясна — максимально ограничить православие, раздробить его, посеять среди населения России чужие идеи, взгляды, обычаи, максимально ослабить единение народа, лишить верующих выработанной веками духовной опоры.

Правоохранительные органы, используя различные методы для предупреждения подрывной деятельности сектантских организаций, должны вести наблюдение за ними; устанавливать и поддерживать контакт с радикально настроенными членами сект с целью привлечения их на свою сторону; оказывать через прогрессивно настроенных лиц сдерживающие влияние на наиболее экстремистски настроенных сектантов; инициировать меры местной администрации по локализации (запрету) наиболее опасных сект.

Что касается экстремистских элементов и групп, то их деятельности присущи бескомпромиссность, агрессивность, претензии на абсолютную правоту, установки на незаконное применение силы для достижения своих целей.

Политический, национальный, религиозный экстремизм может при известных условиях получить широкое распространение в различных сферах общественных отношений и охватить значительные массы людей. В этом прежде всего состоит его опасность для личности, общества и государства.

Правоохранительные органы в области борьбы с экстремистскими организациями должны постоянно отслеживать их деятельность, вести работу по их разложению. Самое важное здесь — не допустить превращения экстремистских лозунгов в прямые акции терроризма.

Какие же особенности приобретают акции информационного терроризма в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах?

Прежде всего, в указанных условиях значительно повышается подрывная роль иностранных СМИ. Они, оправдывая агрессивные шаги государственного руководства и военного командования, будут выступать в качестве основного рупора шантажа и угроз в адрес своих противников, прежде всего личного состава вооруженных сил и мирных граждан противоборствующей стороны. [19]

Достаточно вспомнить, как устрашалось СМИ США и других западных стран население Вьетнама, Сомали, стран Персидского залива, Югославии, Афганистана перед вторжением их войск на территорию или в воздушное пространство этих государств.

Интересен такой факт. С целью оказания психологического прессинга и устрашения населения и армии Демократической Республики Вьетнам в 1969 г. США разбросали над территорией этой страны около 50 тыс. транзисторных радиоприемников с ограниченным количеством рабочих частот для ведения подрывной пропаганды.

А в октябре—ноябре 2001 г. СМИ США и их союзников по НАТО в своих передачах по радио и телевидению, а также в печатных изданиях открыто угрожали руководству Афганистана и всем лицам, его поддерживающим, в применении самых жестких мер по подавлению их сопротивления.

Подобного рода действия нельзя рассматривать иначе, как агрессивное вторжение в информационное пространство других стран с далеко идущими последствиями.

В рассматриваемых условиях акции информационного терроризма существенно дополняют силы и средства военного командования иностранных государств, развернутые в районе боевых действий. Это прежде всего подразделения и части психологических операций (информационной войны), которые располагают средствами радио, телевизионной, печатной и звуковой пропаганды. К примеру, армия США имеет в своем составе батальоны общей и непосредственной поддержки для ведения информационной войны, бундесвер — отдельные роты психологических операций и т.д.

Подобного рода информационную экспансию иностранных государств можно в определенной степени предотвратить или ослабить лишь объединенными усилиями всех институтов государства, где важное место должно принадлежать правоохранительным органам. В частности, эти органы, используя имеющиеся в их распоряжении силы и средства и предоставленные им права, должны своевременно выявлять, предупреждать и пресекать подрывные устремления иностранных спецслужб, организаций и СМИ.

Эффект, как показывает практика, может дать предупреждение отдельных лиц, распространяющих слухи провокационного характера, в которых просматриваются прямая угроза стране и явная антиконституционная направленность.

В вооруженных конфликтах и во время войны определенными возможностями по совершенствованию акций информационного терроризма располагают подразделения специального назначения иностранных государств. Они могут осуществлять эти акции через агентуру, а также путем использования портативных средств размножения печатных материалов и ведения пропагандистских радиопередач в УКВ, а иногда и в КВ-диапазонах.

Поэтому перед правоохранительными органами в данном случае возникает сложная задача — исключить (ослабить) психологическое влияние подобного рода сил противника и содействовать укреплению морально-психологического состояния войск и населения.

Широкий размах в условиях проведении контртеррористических операций приобретают акции информационного терроризма, совершаемые незаконными вооруженными формированиями (НВФ). Они через агентуру, СМИ, радио, а иногда и телевидение способны вести активную пропагандистскую работу против личного состава российских войск, правоохранительных органов и местного населения.

Опыт первой чеченской компании (1994—1996 гг.) показал, что НВФ, руководимые Дудаевым, сумели упредить федеральные пропагандистские органы и быстро развернули акции информационного терроризма (запугивание людей, разжигание межнациональной розни и т.д.).

В этом, как ни странно, им способствовали некоторые федеральные органы печати и каналы телевидения.

К примеру, в это время телекомпания НТВ практически ежедневно вела провокационные передачи, обвиняя российские войска в мародерстве, насилии, сеяла в них неуверенность в победе над боевиками, угрожала неминуемой расплатой за содеянное.

Эти и другие факты показывают, что правоохранительные органы должны в подобной обстановке осуществлять безотлагательные меры по выявлению, предупреждению и пресечению акций информационного терроризма со стороны НВФ, используя различные силы, средства и способы. Особенно эффективны в этом отношении контртеррористические операции, когда на основе проверенных данных наносятся прицельные удары не только по агентуре НВФ, но и их пропагандистским органам.

Таким образом, в настоящее время, а также в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах особую актуальность приобретает борьба правоохранительных органов с акциями информационного терроризма.

Острота и значение борьбы с этим явлением XX — начала XXI в. сейчас не только не снизились, но и значительно возросли. Это объясняется углублением борьбы на мировой арене с гегемонизмом США, ростом сепаратистских устремлений в ряде стран, издержками во внутриполитическом и экономическом развитии нашего государства. В этих условиях правоохранительные органы должны максимально способствовать ослаблению влияния на общество и его граждан акций информационного терроризма, ставить на его пути надежный заслон.

Основой обеспечения эффективной борьбы с кибертерроризмом является создание эффективной системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода деятельности. Для борьбы с терроризмом во всех его проявлениях работают различные антитеррористические органы. Особое внимание борьбе с терроризмом уделяют развитые страны мира, считая его едва ли не главной опасностью для общества. В России для борьбы с технологическим терроризмом создан специальный орган - Управление «Р», которое занимается борьбой с преступлениями в области высоких технологий. В США с компьютерными нарушителями борются ФБР, ЦРУ, Агентство национальной безопасности, Министерство юстиции, Министерство энергетики, Пентагон и еще десяток различных коммерческих организаций. Это более 10 тысяч человек. В 1999 г. американское правительство потратило на борьбу с этими преступниками $1,4 миллиарда. Практически все крупные государства мира имеют в составе своих правоохранительных органов специальные подразделения по борьбе с компьютерными преступлениями, однако эффективность их деятельности невысока.

Идеологи этой борьбы считают, что полностью обезопасить общество от террористов невозможно, можно лишь снизить угрозу превентивным контролем за наиболее «привлекательными» для террористов местами и борьбой с непосредственными исполнителями террористических актов. Задача состоит в том, чтобы сузить множество вариантов действий террористов и контролировать те, что останутся. Идеал такой среды - общество, прозрачное для государства-надсмотрщика, «старшего брата».

Попытки создать «всеобщий каталог» граждан уже предпринимались в США, где существует автоматизированная база отпечатков пальцев AFIS (Automatic Fingerprint Information System). Однако проект общегражданской ID-карты, способной совместить паспорт и кредитку, сенат США отклонил. Вместе с тем, в последнее время после терактов 11 сентября все активнее ведутся разговоры о том, что американцам и европейцам придется лишиться некоторых ключевых свобод, а спецслужбам будет разрешен доступ к приватной информации. И здесь основные надежды возлагают на новые технологии - биометрику, CCTV (замкнутые системы телевизионного наблюдения) и другие, развитие которых угрожает основной либеральной ценности Запада - свободе личности.

Предвосхищая бурное развитие информационного терроризма, во многих странах в последнее время следственные группы ФБР, ЦРУ и Интерпола стали использовать так называемую систему «i2». Программный продукт одноименной британской компании принят сейчас за стандарт национальными правоохранительными органами развитых стран, с его помощью ловят и компьютерных преступников и террористов. Считается, что с помощью этой системы поймали автора вируса «I Love You» филиппинского студента Онела де Гузмана, причинившего пользователям интернета ущерб на сумму более $100 млн., ее же сейчас используют для выявления связей «террориста номер один».

Идея, заложенная в основу этой системы, состоит в том, что каждое преступление осуществляется с помощью определенной последовательности действий, а каждое конкретное действие оставляет свой след. Система «i2» создана как раз для того, чтобы нащупать такие следы. Она объединяет воедино различные базы данных, например, сведения о телефонных переговорах, о лицах, совершавших полеты на самолетах, списки владельцев автомобилей, персональные данные подозреваемых лиц, действия того или иного абонента сети Интернет и т.п. и позволяет специалистам исследовать всевозможные комбинации данных из этого массива информации и сделать соответствующие выводы.

Правоохранительные органы России основные надежды в борьбе с компьютерными преступниками возлагают на установку подслушивающих устройств в интернете, с помощью которых можно просматривать сообщения, присылаемые по электронной почте, и отслеживать обращения пользователей к страничкам интернета. Создаваемая система СОРМ (полное название примерно «Система облегчения расследования материалов») предназначена в основном для выявления тех, кто уклоняется от уплаты налогов и других нарушителей, однако, по мнению противников ее внедрения, она будет равносильна всеобъемлющему подслушиванию, что будет нарушать конституционные права законопослушных граждан.

Повысить защищенность собственно электронных компонентов современной техники передачи, накопления и обработки данных от внешних преступных воздействий исключительно сложно. Для этого необходим целостный подход к обеспечению безопасности экономической структуры, а построение информационных систем, оптимизированных с точки зрения стойкости, например, к внешнему излучению, противоречит основному критерию их эффективности - удобству пользователя. Доступность оперативной информации для клиентов и партнеров, удобство ее обработки и передачи, простота обращения к содержанию баз данных - эти задачи всегда были приоритетными для разработчиков и производителей электронной техники.

Современные деловые офисы с обилием металлических несущих элементов и большой площадью оконных и дверных проемов являются чрезвычайно благоприятной средой для применения террористами РЭП-аппаратуры. Многократные отражения падающей волны от металлических элементов конструкции зданий воспроизводят эффект гранаты, взорванной в замкнутой бетонной коробке, и значительно увеличивают поражающий эффект террористического воздействия.

Борьба с терроризмом во всех его проявлениях является исключительно важной задачей правоохранительных органов, особенно в условиях активизации террористических организаций на территории многих стран мира, включая США. При этом особую актуальность этот вопрос приобретает в чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах. Однако не следует смешивать его с информационным терроризмом в сфере использования информационных систем (по американской терминологии — "кибертерроризмом").


Заключение


Процесс глобализации привел к тому, что терроризм стал значительно более опасен, чем раньше. Все более масштабным социально-политическим явлением, представляющим серьезную угрозу безопасности и жизненно важным интересам как личности, так и общества и государства, становится терроризм.

Исследования показали, что идеальных технических систем, гарантирующих полную защиту информационных сетей и баз данных, не может быть создано в принципе.

Россия предложила на рассмотрение ООН пакет международных принципов, направленных на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем и на борьбу с информационным терроризмом и криминалом. В документе зафиксировано право каждого как на получение и распространение информации, так и на защиту своих информационных ресурсов от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства.

Кроме того, государства должны принять меры для ограничения угроз в сфере международной информации. В частности, взять на себя обязательства по отказу от действий по нанесению ущерба другим государствам в области информации, по доминированию и контролю в информационном пространстве, по поощрению действий террористических и преступных сообществ, по организации информационных войн, по манипулированию информационными потоками и по информационной экспансии.

Согласно предложению России, ООН предстоит определить признаки и классификацию информационных войн и информационного оружия, создать систему международного слежения за выполнением взятых на себя государствами обязательств, создать механизм разрешения конфликтных ситуаций в этой сфере. В документе оговорена также международная ответственность государств за выполнение обязательств и процедура мирного урегулирования споров по информационным проблемам.

Не рассматривая научно-технические аспекты проблемы, следует отметить: с одной стороны, возможность информационной войны и информационного терроризма могут затрагивать права граждан на информацию и на защиту личной жизни, с другой стороны, мероприятия по защите от таких войн и терроризма могут вызвать определенное ограничение всех видов информационной деятельности в обществе а, следовательно. и прав организаций и отдельных граждан на свободное производство, получение, распространение и использование информации.

Таким образом, в концепции информатизации общества необходимо предусмотреть ориентацию информационных технологий и соответствующего законодательства на создание условий для реализации приемлемого компромисса между стремлением к обеспечению необходимого уровня защиты информационных рессурсов (что может сопровождаться ограничением информационных прав) и желанием достичь как можно больше прав и свобод.

Для эффективного противодействия "терроризму информационного века" требуется повысить уровень всероссийской и международной координации научных исследований в области предотвращения и противодействия актам кибертерроризма. В первую очередь требуется проведение научных исследований в области разработки единого понятийного аппарата. Необходима проработка и корректировка законодательных, нормативных и правовых документов в отношении этого вида преступления, в том числе регламентирующих международную деятельность. Важнейшее значение имеют научные работы в области создания современных технологий обнаружения и предотвращения сетевых атак и нейтрализации криминальных и террористических воздействий на информационные ресурсы. Очевидно, что все это невозможно без совершенствования многоуровневой системы подготовки кадров в области информационной безопасности.


Список литературы


1.     В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д.С.Черешкин. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М.ИСА, 1997, 33 стр.

2.     С.А. Охрименко, Г.А.Черней. Информатизация общества и права человека. Legea si viata. 1999 - N2.

3.     Д.С.Черешкин, А.Б.Антопольский, А.А.Кононов и др. Защита информационных рессурсов в условиях развития мировых открытых сетей. М.,ИСА РАН, 1997 , 100 стр.

4.     Организация информирования общественности о жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации / Под общ. ред. Н.А. Дерябина. М., 2003.

5.     М. Дзлиев Общество и насилие: от «традиционного» терроризма к информационному. М., 2003

6.     Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003.

7.     Михаил Дмитрук: информационный терроризм. Русский Дом. №3, 2003

8.     Наим Гуль Ратор О терроризме в современных условиях М., 2003

9.     Мансур Ахмед Хан Терроризм и безопасность. М., 2003

10.            Глобализация привела к расцвету терроризма // http://www.washprofile.org/SUBJECTS/Global.html




[1] Глобализация привела к расцвету терроризма // http://www.washprofile.org/SUBJECTS/Global.html

[2] С.А. Охрименко, Г.А.Черней. Информатизация общества и права человека. Legea si viata. 1999. N2.

[3] С.А. Охрименко, Г.А.Черней. Указ. соч.

[4] С.А. Охрименко, Г.А.Черней. Указ. соч.

[5] С.А. Охрименко, Г.А.Черней. Указ. соч.

[6] В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д.С.Черешкин. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. М.: ИСА. 1997. С. 33.

[7] В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д.С.Черешкин. Указ. соч. С. 33.

[8] Глобализация привела к расцвету терроризма // http://www.washprofile.org/SUBJECTS/Global.html

[9] Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I.- Уфа: РИО БашГУ, 2003.

[10] Наим Гуль Ратор. О терроризме в современных условиях. М.,  2003

[11] В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д.С.Черешкин. Указ. соч.С. 33.

[12] Computer Weekly. 1998. №  4. C. 20.

[13] Там же. С. 19.

[14] См.: М. Дмитрук. Информационный терроризм. Русский Дом. №3, 2003

[15] Computer Weekly. 1998. № 22. С. 19.

[16] См.: М. Дзлиев Общество и насилие: от «традиционного» терроризма к информационному. 2003

[17] См.: Мансур Ахмед Хан. Терроризм и безопасность. 2003

[18] Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 280.

[19] Проблемы противодействия преступности в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть I. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 280.