Содержание
Введение. 3
1. Организационно- экономическая характеристика предприятия ОАО «Дальсыр». 5
2. Анализ розничного товарооборота по предприятию.. 7
2.1. Анализ розничного товарооборота по месяцам, в целом по магазину, по кварталам, по структурным единицам, в динамике, оценке ритмичности и равномерности. 7
2.2. Анализ товарооборота по товарным группам. 15
2.3. Расчет влияния факторов на товарооборот. 21
2.4. Оценка эффективности работы предприятия. 27
2.5. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости. 29
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Введение
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.
Данный курсовой проект посвящен одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу розничного товарооборота предприятия.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии, в том числе и на предприятиях пищевой промышленности.
Целью данной курсовой работы выступает анализ сбыта и реализации продукции на примере конкретного предприятия.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. дать краткую характеристику предприятия ОАО «Дальсыр»
2. провести анализ розничного товарооборота по месяцам, в целом по магазину, по кварталам, по структурным единицам.
3. провести анализ товарооборота по товарным группам
4. расчет влияния факторов на товарооборот
5. оценка эффективности работы предприятия
1. Организационно- экономическая характеристика предприятия ОАО «Дальсыр»
Анализ объема и реализации продукции будет проводиться на примере ОАО «Дальсыр».
ОАО «Дальсыр» на протяжении 15 лет обеспечивает потребительский рынок города Хабаровска и края плавлеными сырами, имея для этого специализированное оборудование, подготовленные кадры, производственные и складские площади, сложившиеся рынки сырья и сбыта готовой продукции. Производственная мощность предприятия позволяет полностью обеспечить потребность населения Хабаровского края в данном продукте.
На предприятии вырабатывается следующий ассортимент продукции:
1) сыры плавленые колбасные:
- сыр плавленый колбасный (с массовой долей жира 40% в сухом веществе);
2) сыры плавленые брикетные:
- Городской (жирность 30%);
- Орбита (жирность 20%);
- Костромской (жирность 40%);
3) сыры плавленые пастообразные:
- Янтарь (жирность 60%);
- Сказка (жирность 30%);
- Золушка (жирность 20%);
- Кисломолочный (жирность 45%);
- Омичка (жирность 50%);
- Сластена (жирность 30%);
- Шоколадный (жирность 30%);
4) Масло:
- Масло сливочное крестьянское (фасованное по 200г).
Качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на объем ее реализации. На предприятии продукция вырабатывается только из натурального сырья без стабилизаторов и красителей. Продукция вырабатывается по утвержденным в установленном порядке стандартам, сертифицирована в Хабаровском центре по стандартизации, метрологии и сертификации.
Специалистами лабораторий предприятия и санитарно-эпидемиологической станции города Хабаровска ведется строгий химический и бактериологический контроль за качеством сырья, материалов и припасов, готовой продукции, а также контроль за ходом технологического процесса.
Основными конкурентами на рынке сбыта готовой продукции являются по колбасным сырам – сыродельные заводы различных регионов России
Таблица 1
Основные характеристики конкурентов
Показатели |
Продукция ОАО «Сыры Калужские» |
Продукция других регионов России |
Импортная продукция |
|
Качество продукции |
высокое |
Среднее |
высокое |
|
Внешний вид (Привлекательность) |
средняя |
Средняя |
Высокая |
|
Объем продаж(тонн/год) - колбасные - плавленые пастообразные |
640 70 |
300 - |
- 490 |
|
Занимаемая доля рынка (%): - колбасные - плавленые пастообразные |
68 12 |
32 - |
- 88 |
|
Стабильность продаж: - колбасные - плавленые пастообразные |
высокая средняя |
средняя - |
- высокая |
|
Анализ конкурентов показывает, что 32 % рынка по колбасным сырам занимают сыродельные заводы различных регионов России, по причине низкой отпускной цены на готовую продукцию.
Низкая цена колбасных сыров у конкурентов складывается :
в летний период за счет изготовления собственного сырья для плавленых сыров по летним сниженным на 10 - 15 % ценам на молоко;
в осенне-зимний период за счет закладки на хранение дешевого собственного летнего сырья (сыра жирного, сыра нежирного, масла, сухого молока).
При наличии финансовой возможности у предприятия осуществлять закладку дешевого летнего сырья, осенне-зимние цены на колбасные сыры приблизятся к ценам конкурентов, но более высокое качество готовой продукции позволит увеличить продажу колбасных сыров.
По плавленым ломтевым, пастообразным сырам картина на рынке складывается следующим образом: главными поставщиками таких сыров являются зарубежные фирмы за счет широкого ассортимента и высокого качества готовой продукции, а также качества и дизайна упаковки и маркировки.
Основными поставщиками сыров, масла, сухого молока в летний период по сниженным сезонным ценам являются молочные заводы Хабаровского края, работающие на местном сырье. В осенне-зимний период из-за резкого снижения надоев молока предприятие вынуждено искать поставщиков и закупать сырье по более высоким ценам в других регионах России или на предприятиях, заготовивших сырье впрок. сырьевая база очень нестабильна и носит сезонный характер. Единственным источником стабилизации цен на сырье является летняя закупка сырья, закладка на хранение с последующей его переработкой.
2. Анализ розничного товарооборота по предприятию
2.1. Анализ розничного товарооборота по месяцам, в целом по магазину, по кварталам, по структурным единицам, в динамике, оценке ритмичности и равномерности
В процессе разработки планов сбыта продукции определяется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам: [7,с . 189]
Vп = Он + ПР – ПРс – Зп, (1)
Где Vп — общий объем поставок продукции;
Он — остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года;
ПР — количество продукции, произведенной в плановом периоде;
ПРс — количество продукции, используемой для собственных нужд;
3п — нормативный, переходящий запас (остаток) на конец планируемого периода.
Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на определенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланированный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.
Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (например, статистическим методом, с помощью оптимизационных моделей, модели Уилсона и др.).
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 2
Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Годы |
Объем производства продукции, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2002 |
85000 |
100 |
100 |
83000 |
100 |
100 |
2003 |
88000 |
103,5 |
103,5 |
85000 |
102,4 |
102,4 |
2004 |
95000 |
111,7 |
108 |
97000 |
116,8 |
114,1 |
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 11,7 %, а объем реализации продукции увеличился на 16,8%. То, что за 2004 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями в 2003 году реализована в 2004 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
Тр = n-1ÖТ1 * Т2 * …. * Тn , Тпр = Тр – 100%;
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции:
Твып.п = ÖТ1 * Т2 * Т3 = Ö1,0 * 1,035 * 1,08 = Ö1,1178 = 1,0572 = 105,72 %
Тпр = 105,72 – 100 = 5,72 %
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции:
Трп =Ö1,0 * 1,024 * 1,141 = Ö1,1683 = 1,0809 = 108,09
Тпр = 108,09 – 100 = 8,09 %
Рис. 1. Динамика производства и реализации продукции за период с 2002 по 2004 год
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
На следующем этапе проводим анализ выполнения договорных обязательств. Исходные данные взяты из данных бухгалтерской и финансовой отчетности по предприятию.
Таблица 3
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке продукции за январь 2004 года, тыс. руб.
Изделие |
Потребитель |
План поставки по договору |
Фактически отгружено |
Недопоставка продукции |
Зачетный объем в пределах плана |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Колбасный |
1 |
600 |
600 |
- |
600 |
2 |
200 |
250 |
- |
200 |
|
3 |
700 |
830 |
- |
700 |
|
4 |
450 |
300 |
- 150 |
300 |
|
5 |
800 |
850 |
- |
800 |
|
6 |
400 |
400 |
- |
400 |
|
7 |
1 100 |
1 000 |
- 100 |
1 000 |
|
8 |
650 |
690 |
- |
650 |
|
9 |
700 |
700 |
- |
700 |
|
10 |
300 |
480 |
- |
300 |
|
Брикетный |
1 |
200 |
300 |
- |
200 |
2 |
450 |
400 |
- 50 |
400 |
|
3 |
120 |
100 |
- 20 |
100 |
|
4 |
350 |
450 |
- |
350 |
|
5 |
560 |
1050 |
- |
560 |
|
6 |
620 |
700 |
- |
620 |
|
Пастообразный |
1 |
250 |
300 |
- |
250 |
2 |
100 |
100 |
- |
100 |
|
3 |
50 |
100 |
- |
50 |
|
4 |
320 |
300 |
- 20 |
300 |
|
5 |
200 |
150 |
- 50 |
150 |
|
6 |
150 |
150 |
- |
150 |
|
Итого: |
|
9 270 |
10 200 |
- 390 |
8 780 |
Процент выполнения договорных обязательств равен:
Кд.п = (9270 –390) / 9270 = 0,95 или 95 %.
Из таблицы 5 видно, что за отчетный месяц по договорам недопоставлено на сумму 390 тыс. рублей, или на 5%. Если проводить анализ по видам сыров, что по колбасному сыру недопоставка составила 250 тыс. рублей, по брикетному сыру – 70 тыс. рублей, и по пастообразному также 70 тыс. рублей.
Далее нужно проанализировать выполнение договорных обязательств за 2004 год.
Таблица 4
Анализ выполнения договорных обязательств за 2004 год, тыс. руб.
Месяц |
План поставки продукции |
Недопоставка продукции |
Выполнение, % |
|||
За месяц |
С начала года |
за месяц |
с начала года |
За месяц |
С начала года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Январь |
9 270 |
9 270 |
- 390 |
- 390 |
95,8 |
95,8 |
Февраль |
8 900 |
18 170 |
- 200 |
- 590 |
97,7 |
96,7 |
Март |
8 400 |
26 570 |
- 350 |
- 940 |
95,8 |
96,4 |
Апрель |
7 300 |
33 870 |
- 150 |
- 1 090 |
97,9 |
96,7 |
Май |
6 800 |
40 670 |
- 400 |
- 1 490 |
94,1 |
96,4 |
Июнь |
6 000 |
46 670 |
- 500 |
- 1 990 |
91,7 |
95,7 |
Июль |
5 900 |
52 670 |
- 100 |
- 2 090 |
98,3 |
96,0 |
Август |
6 000 |
58 570 |
- 300 |
- 2 390 |
95 |
96,0 |
Сентябрь |
7 000 |
65 570 |
- 700 |
- 3 090 |
90 |
95,2 |
Октябрь |
7 230 |
72 800 |
- 200 |
- 3 290 |
97,2 |
95,4 |
Ноябрь |
8 100 |
80 900 |
- 160 |
- 3 450 |
98,0 |
95,7 |
Декабрь |
8 600 |
89 500 |
- 350 |
- 3 800 |
95,9 |
95,7 |
Из таблицы 4 видно, что сумма недопоставки за 2004 год составила 3800 тыс. рублей, а план выполнен только на 95,7 %.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей:
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Таблица 5
Выполнение плана по ассортименту продукции
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенной в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. |
|
План |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Колбасный |
40 000 |
44 000 |
110 |
40 000 |
Брикетный |
30 500 |
32 500 |
106,5 |
30 500 |
Пастообразный |
19 000 |
18 500 |
97,3 |
18 500 |
Итого: |
89 500 |
95 000 |
106,1 |
89 000 |
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции. Из таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 99,4 %
К вып. п = 89000 / 89500 * 100 = 99,4 %
Это означает, что по ассортименту продукции предприятие недовыполнило план на 0,6 %.
А если проводить анализ по изделиям, то процент выполнения плана по колбасному сыру составил 110 %, по брикетному сыру –106,5 %, по пастообразному сыру – 97,3 %.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий, в общем, их выпуске. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции.
Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Коэффициент ритмичности – определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции.
Таблица 6
Ритмичность выпуска продукции по декадам
Декада |
Выпуск продукции за год, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана, Коэффициент |
Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % |
||
план |
Факт |
план |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Первая |
30 500 |
32 000 |
34,1 |
33,6 |
1,049 |
34,1 |
Вторая |
26 000 |
28 000 |
29,1 |
29,6 |
1,076 |
29,1 |
Третья |
33 000 |
35 000 |
36,8 |
36,8 |
1,06 |
36,8 |
Итого: |
89 500 |
95 000 |
100 |
100 |
1,061 |
100 |
Из таблицы видно, что удельный вес фактически изготовленной продукции в первой декаде составил 33,6 %, что меньше планового показателя на 0,5 %. Во второй декаде фактический удельный вес составил 29,6 %, что больше показателя по плану на 0,5 %, а в третьей декаде фактический и плановый удельный вес равны 36,8 %. Выполнение плана по первой, второй и третье декаде соответственно составили 1,05 %, 1, 08 % и 1,06 %. Доля продукции зачтенная в выполнение плана по ритмичности составила: по первой декаде 34,1 %, по второй – 29,1 %, по третьей – 36,8 %.
К ритм = 34,1 + 29,1 + 36,8 = 100 %
Далее нужно уделить внимание коэффициенту аритмичности. Он рассчитывается как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. На предприятии ОАО «Дальсыр» он равен:
К арит = 0,049 + 0,076 + 0,06 = 0,185
2.2. Анализ товарооборота по товарным группам
Также стоит рассмотреть изменение отдельных видов продукции по годам.
Таблица 7
Объем и структура продаж по видам продукции за 2002 – 2004 гг.
сыры |
Реализовано в 2002 г, тыс. руб. |
Реализовано в 2003 г. |
Реализовано в 2004 г, тыс. руб. |
Динамика и темп роста |
||||||
тыс. руб. |
2003 год к 2002 году |
2004 год к 2003 году |
||||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Колбасный |
45 000 |
54,22 |
43 000 |
50,59 |
47 000 |
48,45 |
-2 000 |
95,56 |
4 000 |
109,30 |
Брикетный |
21 000 |
25,3 |
28 000 |
32,94 |
32 000 |
32,99 |
7 000 |
133,33 |
4 000 |
114,29 |
Пастообразный |
17 000 |
20,48 |
14 000 |
16,47 |
18 000 |
18,56 |
-3 000 |
82,35 |
4 000 |
128,57 |
Итого: |
83 000 |
100 |
85 000 |
|
97 000 |
100 |
2 000 |
102,41 |
12 000 |
114,12 |
На следующих графиках (рис.2- 4) наглядно изображено процентное изменение производства отдельных видов продукции предприятия ОАО «Дальсыр».
БС – брикетный сыр
ПС – пастообразный сыр
Рис. 3. Удельный вес по видам продукции предприятия по видам в 2003 году
Рис. 4. Удельный вес по видам продукции предприятия по видам в 2004 году
Очевидно, что общий объем продаж выпускаемой продукции в денежном выражении в 2002 году составлял 83000 тыс. рублей, в 2003 году – 85000тыс . рублей, 2004 году – 97000 тыс. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Наибольший удельный вес в 2002 году в общем объеме производства занимал колбасный Дальсыр (54,2 %), в 2003, 2004 годах удельный вес уменьшился и на 2000 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес брикетных Дальсыров в общем объеме продукции. Если в 2002 году он составлял 25,3 %, то в 2004 году – 32,9 %.
Далее можно проанализировать и дать оценку выполнению плана по производству и реализации продукции за отчетный период, 2004 год.
Таблица 8
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ОАО «Дальсыр» за 2004 год
Изделие |
Объем производства продукции, млн. руб |
Реализация продукции, млн. руб |
||||||
План |
Факт |
+, - |
% к плану |
план |
Факт |
+, - |
% к плану |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Колбасный |
40 000 |
44 000 |
+ 4 000 |
+ 10 |
39 500 |
47 000 |
+ 7 -500 |
+ 18,9 |
Брикетный |
30 500 |
32 500 |
+ 2 000 |
+ 6,5 |
30 500 |
32 000 |
+ 1 - 500 |
+ 6,5 |
Пастообразный |
19 000 |
18 500 |
- 5 000 |
- 2,63 |
19 000 |
18 000 |
- 1 000 |
- 5,2 |
Итого: |
89 500 |
95 000 |
+ 5 500 |
+ 13,9 |
89 000 |
97 000 |
+ 8 000 |
+20,2 |
Из таблицы 8 видно, что фактический выпуск сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 5500 тыс. рублей, это составило 13,9 %, а реализации на 8000 тыс. рублей, 20,2 %.
Если анализировать по сортам сыра, то фактический выпуск колбасного сыра в отчетном году по сравнению с планом увеличился на 4000 млн. руб. (что составило 10 %), а реализация на 7500 млн. руб. (18,9 %); брикетного – выпуск на 2000 млн. руб. (6,5 %), реализация - также на 1500 млн. руб. (6,5 %); выпуск пастообразных сыров по сравнению с планом уменьшился на 5000 млн. руб. (2, 6%), реализация также уменьшилась – на 1000 млн. руб. (5,2 %).
Таблица 9
Анализ структуры товарной продукции в 2004 году
Изделие |
Оптовая цена за 1 туб, руб. |
Объем производства продукции, туб |
Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. |
|||
план |
факт |
план |
Факт. при плановой Структуре |
Факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Колбасный |
2 500 |
16 000 |
17 600 |
40 000 |
42 266 |
44 000 |
+1734 |
Брикетный |
2 000 |
15 250 |
16 250 |
30 500 |
32 228 |
32 500 |
+ 272 |
Пастообразный |
1 900 |
10 000 |
9 737 |
19 000 |
20 076 |
18 500 |
- 1 576 |
Итого: |
- |
41 250 |
43 587 |
89 500 |
94 570 |
95 000 |
+ 430 |
Таблица 9 заполняется с учетом данных предыдущих таблиц 7 и 8.
Из таблицы 8 видно, что товарная продукция увеличилась за счет структуры на 430 млн. рублей: по колбасному сыру произошло увеличение на 1134 тыс. рублей, по брикетному на 272 тыс. рублей, по пастообразному произошло уменьшение товарной продукции на 1576 тыс. рублей.
Для расчета фактической товарной продукции в ценах плана при плановой структуре используется коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах:
Квып.п = 43587 / 41250 = 1, 0566545.
То есть если бы план производства был равномерно перевыполнен на 105,66 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 94570 тыс. рублей. При фактической структуре он выше на 430 тыс. рублей. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Далее нужно рассчитать изменения за счет структурного фактора.
Таблица 10
Расчет изменения средней цены 1 туб за счет структурного фактора
Изделие |
Оптовая цена 1 туб, руб. |
Структура продукции, % |
Изменение средней цены за счет структуры, руб. |
||
План |
факт |
+, - |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Колбасный |
2 500 |
38,78 |
40,38 |
+ 1,6 |
+ 40 |
Брикетный |
2 000 |
36,96 |
37,28 |
+ 0,32 |
+6,4 |
Пастообразный |
1 900 |
24,24 |
22,34 |
- 1,9 |
- 36,1 |
Итого: |
- |
100 |
100 |
+ 0,02 |
+ 10,3 |
Из таблицы видно, что увеличение структуры продукции на 0,02 % привело к увеличению средней цены на 10,3 рублей. Если проводить анализ по видам продукции, то увеличение структуры колбасного сыра на 1,6 % привело к увеличению цены на 40 рублей, увеличение структуры брикетного сыра на 0,32 %, привело к увеличению цены на 6,4 рублей, а уменьшение структуры пастообразного сыра на 1,9 % привело к уменьшению средней цены на 36,1 рублей.
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен. Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
Цф = (2500 * 40,38 + 2000 * 37,28 + 1900 * 22,34) / 100 = 2178 рублей.
Цпл = (2500* 38,78 + 2000 * 36,96 + 1900 * 24,24) / 100 = 2169 рублей.
DВПстр = DЦстр * Vф общ = 10,3 * 43587 = + 430 тыс. руб.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки.
Таблица 11
Расчет влияния структуры реализованной продукции на сумму выручки
Изделие |
Оптовая цена за 1 туб, тыс. руб. |
Объем реализации продукции, туб |
Выручка по плановым ценам, тыс. руб. |
Изменение выручки за счет структуры продукции, тыс.руб. |
|||
план |
факт |
план |
Факт. при плановой Структуре |
факт |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Колбасный |
2 500 |
15 800 |
18 800 |
39 500 |
42 600,7 |
47 000 |
+4 399,3 |
Брикетный |
2 000 |
15 250 |
16 000 |
30 500 |
32 894,3 |
32 000 |
- 894,3 |
Пастообразный |
1 900 |
10 000 |
9 474 |
19 000 |
20 491,5 |
18 000 |
- 2 491,5 |
Итого: |
- |
41 050 |
44 274 |
89 000 |
95 986,5 |
97 000 |
+ 1 013,5 |
Для расчета фактической выручки по плановым ценам при плановой структуре используют коэффициент выполнения плана, который рассчитывается следующим образом:
К вып. п = 44274 / 41050 = 1,0785
Из таблицы видно, что выручка увеличилась за счет структуры на 1013,5 тыс. рублей: по колбасному сыру произошло увеличение на 4399,3 тыс. рублей, по брикетному выручка уменьшилась на 894,3 тыс. рублей, по пастообразному произошло уменьшение выручки на 2491,5 тыс. рублей.
Если бы план реализации был равномерно перевыполнен на 107, 85 % по всем видам продукции не нарушилась запланированная структура, то общая выручка в ценах плана составила бы 95986,5 тыс. руб. При фактической структуре она выше на 1013,5 тыс. рублей.
Далее в процессе анализа проводим анализ качества продукции предприятия ОАО «Дальсыр».
2.3. Расчет влияния факторов на товарооборот
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РП + ГПк (2)
Следовательно, РП = ГП н + ТП – ГПк. (3)
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс выражается так:
ГПн + ТП + Отн = РП + ОТк + ГПк. (4)
РП = ГПн + ТП + Отн – Отк – ГПк, (5)
где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РП – объем реализации продукции за отчетный период;
Отн, Отк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения этих факторов требуется анализ баланса товарной продукции.
Таблица 12
Анализ факторов изменения объема реализованной продукции
Показатель |
Сумма в плановых ценах, тыс. руб |
||
план |
факт |
+, - |
|
1. Остаток готовой продукции на начало года |
8 200 |
8 200 |
- |
2. Выпуск товарной продукции |
89 500 |
95 000 |
+ 5 500 |
3. Остаток готовой продукции на конец года |
2 200 |
2 430 |
+ 230 |
4. Отгрузка продукции за год |
95 500 |
100 770 |
+ 5 270 |
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: На начало года На конец года |
3 800 4 000 |
3 800 5 100 |
- + 1 100 |
6. Реализация продукции |
95 300 |
99 470 |
+ 4 170 |
Из анализа факторов изменения объема реализации продукции на ОАО «Дальсыр» видно, что план реализации перевыполнен на 4170 тыс. рублей за счет увеличения выпуска товарной продукции на 5500 тыс. рублей. Отрицательное влияние на объем продаж оказало увеличение остатков готовой продукции на складах на 230 тыс. рублей и рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия, на 1100 тыс. рублей. Отгрузка продукции за год увеличилась по сравнению с плановым показателем на 5270 тыс. рублей.
В процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР * ГВ (6)
РП = ЧР * ГВ * Дв (7)
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и
эффективность их использования:
ВП = ОПФ * ФО (8)
РП = ОПФ * ФО *Дв (9)
3) обеспеченность производства Дальсырьем и материалами и эффективность их
использования:
ВП = МЗ * МО (10)
РП = МЗ * МО * Дв, (11)
где ЧР – численность рабочих,
ГВ – годовая выработка,
Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме
валовой продукции,
ОПФ – основные производственные фонды,
ФО – фондоотдача,
МЗ – материальные запасы,
МО – материалоотдача.
Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:
DВП xi = DГВ * ЧР ф,
DВП xi = DФО xi * ОПФ ф,
DВП xi = DМО xi * МЗ ф,
DРП xi = DГВ * ЧР ф * Дв ф,
DРП xi = DФО xi * ОПФ ф * Дв ф,
DРП xi = DМО xi * МЗ ф * Дв ф.
|
|
Рис. 5. Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Резервы роста производства продукции состоят из трех групп:
За счет улучшения использования трудовых ресурсов:
а) создание дополнительных рабочих мест;
б) сокращение потерь рабочего времени;
в) повышение уровня производительности труда.
За счет улучшения использования основных фондов:
а) приобретение дополнительных машин и оборудования;
б) более полное использование их фонда рабочего времени;
в) повышение производительности работы оборудования;
За счет улучшения использования сырья и материалов:
а) дополнительное приобретение сырья и материалов;
б) сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов;
в) сокращение норм расходы сырья и материалов на единицу продукции.
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
РВПкр = РКР * ГВф,
РВПфрв = РФРВ *ЧВф,
РВПчв = РЧВ * ФРВв,
где РВПкр, РВПфрв, РВПчв – резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки;
РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;
РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени;
РЧВ – резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
ФРВв – возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машино-час (РЧВ) рассчитывают по формуле:
РВПк = РК * ГВф,
РВПт = РТ * ЧВф,
РВПчв = РЧВ * Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расходы на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. затем результаты суммируются по всем видам продукции:
РВП = å(РМj / НРji пл * Цi пл)
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после результаты суммируются:
РВП = å(Р¯ОТХj / НРji пл * Цi пл)
в) планируемое сокращение нормы расходы j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
РВП = å(Р¯НРji * VВПi пл /НРji пл * Цi пл).
Далее нужно обобщить выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Для этого построим еще одну аналитическую таблицу:
Таблица 13
Резервы увеличения выпуска продукции ОАО «Дальсыр»
Источник резервов |
Резервы увеличения выпуска продукции за счет |
||
Трудовых ресурсов |
Средств труда |
Предметов труда |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Увеличение количества ресурсов |
- |
1 000 |
2 500 |
2. Более полное использование рабочего времени |
1 000 |
2 340 |
- |
3. Повышение производительности труда |
1 050 |
- |
- |
4. Сокращение сверхплановых отходов сырья и материалов |
- |
- |
230 |
5. Снижение норм расхода сырья и материалов |
- |
- |
450 |
Итого: |
2 050 |
3 340 |
3 180 |
3340 – 2050 = 1290 тыс. руб.
3340 – 3180 = 160 тыс. руб.
Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.
На ОАО «Дальсыр» резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 3180 тыс. рублей. Максимальный резерв выпуск продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам 1290 млн. рублей, а по материальным ресурсам – 160 тыс. рублей.
При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.
2.4. Оценка эффективности работы предприятия
Таблица 14
Оценка эффективности работы предприятия
Годы |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
Рентабельность, % |
Товарооборот на одного работника, тыс. Руб. |
Товарооборот на 1м2 торговой площади |
Темп роста (цепной в сопоставимым ценах) |
2003 |
83000 |
19 |
3320 |
5600 |
|
2004 |
85000 |
23 |
3500 |
6800 |
121,4 |
2004 |
97000 |
25 |
3900 |
7560 |
111,2 |
Как видно из таблицы в организации в 2004 году происходит рост эффективности функционирования. Об этом свидетельствует прирост показателей товарооборачиваемости на одного работника и на торговую площадь.
Таблица 15
Основные показатели реализации продукции на 2005 год ОАО «Дальсыр»
№ п/п |
Показатели |
Плановый год, руб. |
1 |
Выручка от реализации |
2090000 |
2 |
Себестоимость |
|
2.1 |
сырье и материалы |
1858258,2 |
2.2 |
Содержание зданий и сооружений |
2800 |
2.3 |
Топливо |
8650 |
2.4 |
Электроэнергия |
15750 |
2.5 |
Затраты на оплату труда |
67925 |
2.6 |
Начисления на зарплату |
24181,3 |
2.7 |
Амортизация |
4400 |
2.8 |
Расходы на рекламу |
1200 |
2.9 |
Налоги на дорожные фонды |
840 |
2.10 |
Арендная плата |
0 |
2.11 |
Обслуживание и ремонт оборудования |
3400 |
2.12 |
Охрана |
4200 |
2.13 |
Прочие затраты |
5000 |
|
Полная себестоимость |
1996604,5 |
3. |
Налоги, относимые на финансовые результаты |
|
3.1 |
Налог на имущество |
983 |
3.2 |
Налог на рекламу |
117 |
3.3 |
Целевые сборы |
243 |
3.4 |
Сбор на нужды образовательных учреждений |
201 |
|
Итого по разделу 3 |
1544 |
4 |
Балансовая прибыль |
91851,5 |
5 |
Налог на прибыль |
22962,88 |
6 |
Чистая прибыль |
68888,63 |
Рис. 6 . Основные показатели реализации продукции ОАО «Дальсыр» на 2005 год
Как видно из рисунка 11, в плановом 2005 году организация планирует получить выручку от реализации продукции в размере 2090000 руб.. При этом значение себестоимости будет составлять 1996604,5 руб. Значение чистой прибыли составит 68888,63 руб.
2.5. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
Анализ розничного товарооборота дополняется анализом товарных запасов. Анализ товарных запасов проводится по форме таблицы 16
Таблица 16
Анализ товарных запасов
Товарные группы |
Товарооборот за 4 квартал, тыс. руб. |
Однодневный товарооборот 4 квартала, тыс. руб. |
Фактические товарные запасы, тыс. руб. |
Фактические запасы в днях |
Норма в днях |
Отклонение |
в днях |
||||||
Колбасный |
20750 |
230,6 |
5670 |
24,6 |
25 |
0,4 |
Брикетный |
21250 |
236,1 |
6800 |
28,8 |
29 |
0,2 |
Пастообразный |
24250 |
269,4 |
7300 |
27,1 |
27 |
-0,1 |
ИТОГО |
66250 |
736,1111 |
19770 |
80,5 |
81 |
|
Заключение
В данном курсовом проекте проведен анализ объемов производства и реализации продукции. Исследования проводились на основе показателей работы данного предприятия за три года – с 2002 по 2004 годы.
Проанализировав выпуск продукции, можно сделать вывод, что объемы производства за эти годы выросли на 11,7 %. Одновременно с этим увеличивается и реализация продукции на 16,8 %. Таким образом, можно сказать, что предприятие нашло свою нишу на рынке товаров, и оно имеет своих постоянных клиентов-покупателей.
Проанализировав объем продаж продукции по видам можно сказать, что реализация колбасного сыра имеет устойчивую тенденцию к росту, а объемы реализации пастообразных сыров очень низкие, то есть на рост реализации этого продукта отделу сбыта надо обратить особое внимание. Что касается брикетного сыра – его реализация практически неизменна. Предприятию необходимо усилить рекламу данного продукта.
Существуют и отрицательные моменты в работе общества. Одним из минусов является нестабильность и сезонный характер сырьевой базы, что не способствует стабилизации цен на сырье. При наличии финансовой возможности у предприятия надо осуществлять закладку дешевого летнего сырья, сыры приблизятся к ценам конкурентов, но более высокое качество позволит увеличить объемы производства и реализации продукции.
Резервами роста производства и объемов реализации продукции является улучшение использования трудовых ресурсов, основных фондов, сырья и материалов.
Также в курсовом проекте проведен анализ выполнения плана по ассортименту продукции, и, можно сказать, что по колбасным и брикетным сырам идет перевыполнение на 10 % и 6,5 % соответственно. И только по пастообразному сыру идет недовыполнение плана на 2,7 %. В целом план по ассортименту продукции в 2004 году выполнен на 99,4 %
Список литературы
1. Гражданский Кодекс ч.1,2. От 21.10.94 и 22.12.95
2. Баканов М.И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: «Финансы и статистика», 2000.
3. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. — М.: Экономика, 2000.
4. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинговые решения по распределению товаров и услуг. http://www.cfin.ru/marketing/goldkat/8.shtml
5. Джоббер Дэвид. Принципы и практика маркетинга: Учеб. пособ./ Пер. с анг. – М.: Вильямс, 2000. – 688 с. : ил.
6. Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. — Екатеринбург, 2000.
7. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: «Бухучет», 2000
8. Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства, - Минск: ИП “Экоперспектива”,-2000.
9. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л.Багиева: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
10. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. — М.: Бином, 2000.
11. Балабанова Л. В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М. Экономика , 2002. - 207 с.
12. Пятов М.А. Новое в учете реализации//Бухучет. - 2004 . - № 11;
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИП «Экоперспектива», 2000.
14. Сбытовая политика фирмы: практическое пособие. — М.: ВНИИЭС, 1998.
15. Строков В.А. Коммерческая деятельность товаропроизводителя. — М.: Изд-во Хорс, 2002.
16. Хруцкий В.Е. , Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2003 .- 528 с.: ил.
17. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: «Юни-Глоб», 2002.