Содержание


Введение 3

1. Понятие трудового стажа в социальном обеспечении. 4

1.1. Понятие трудового стажа 4

1.2. Законодательные основы трудового стажа 5

1.3. Виды трудового стажа 9

2. Развитие понятия трудового стажа в России. 10

2.1. Концепция   о трудовом стаже 1995 года 10

2.2. Замещение понятия общего трудового стажа на понятие страхового стажа 16

2.3. Действующая  концепция  понятие трудового стажа в российском законодательстве 18

Заключение 24

Список литературы. 26


Введение

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовой стаж – это не только один из базисов права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по нетрудоспособности; пенсии по выслуге лет. При этом возникает масса вопросов: Сколько лет стажа нужно для получения пенсии по старости? Входит ли обучение в вузе в трудовой стаж, если выпускник устроился на работу по специальности в течение одного месяца со дня окончания вуза? Засчитывается ли стаж работы за рубежом? Прерывает ли работа по гражданскому договору непрерывный стаж? И многие другие.

Актуальность исследования подтверждается также необходимостью рассмотрения тенденций развития законодательства о трудовом стаже. Почему из действующего законодательства исчезает категория «специальный стаж»? Почему законодатель подменят понятие «трудовой стаж» на «страховой стаж»?

Целью работы является исследование развития  понятия трудового стажа в социальном обеспечении.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть  понятие трудового стажа

2.     рассмотреть развитие понятия трудового стажа



1. Понятие трудового стажа в социальном обеспечении

1.1. Понятие трудового стажа

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д[4, с. 17].

Однако данные выше понятия больше свойственны для трудового права.

В праве же социального обеспечения можно дать такое общее понятие трудового стажа – это юридический факт (время работы и иной деятельности), с которым законодатель связывает наступление правовых последствий в виде трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, пособию по нетрудоспособности и т.д.

Обратимся теперь к легальному определению трудового стажа, которое дается в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г.)[1]. Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Хотелось бы так же отметить, что в законодательстве о пенсионном обеспечении прослеживается тенденция подмены понятия "трудовой стаж" на понятие "страховой стаж". В чем причины «подмены» понятий мы разберемся позже, сейчас же рассмотрим основы современного правового регулирования трудового стажа.

1.2. Законодательные основы трудового стажа

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов. Это:

Во-первых, международно-правовые акты. Так, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора Российской Федерации. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 1998 г.).

Во-вторых, это законодательные акты.

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.)[2]. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение.

Одна из немногих статей ТК РФ посвященных вопросу трудового стажа (ст.314) закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г.).

Среди специальных законодательных актов урегулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.)[3]

- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.).

- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и др.

Отметим, что особенности исчисления трудового стажа отдельных категорий работников регулируется специальными нормами. В частности можно выделить:

- Федеральный закон от 30 мая 2001 г. №70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г.);

- Федеральный закон от 2 января 2000 г. №37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.);

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13 апреля 1999 г., 19 апреля, 25 июля 2002 г.)

В третьих, это подзаконные нормативные акты[10]:

Постановления Правительства РФ:

- Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 "Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (в ред. от 26 июля 1973 г., 27 декабря 1983 г., 21 августа 1989 г., 24 ноября 1990 г., 1 июля 1991 г.);

- Постановление СМ СССР от 12 августа 1983 г. N 784 "О суммировании периодов сезонной работы при исчислении непрерывного трудового стажа";

- Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда»;

- Постановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера»;

- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий"

- Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 498 Об утверждении. переченя сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год,

В четвертых, это десятки актов министерств и ведомств[11]:

- Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. N 37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия».

- Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций"

- Постановление Минтруда РФ и ПФР от 3 июля 1997 г. NN 35/44 "О формах документов индивидуального (Персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению";

- Письмо Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по РТ от 21 мая 2002 г. N 04-07/04/1402 По вопросам применения в современных условиях Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 13.04.73 г. №252 и др.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется в том числе и конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Среди таких актов можно выделить:

- Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций, утвержден Постановлением КМ РТ от 6 сентября 1994 г. N 438;

- Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 26 декабря 2000 г. №02-21/197 О включении в стаж государственной службы времени работы на выборных должностях в органах местного самоуправления;

- Письмо Министерства социального обеспечения РТ от 20 октября 1998 г. №02-07/1971 "О порядке установления по свидетельским показаниям стажа работы для назначения и исчисления государственных пенсий".

- Приказ Министерства здравоохранения РТ от 9 апреля 2002 г. N 292 Об утверждении Положения "О порядке и условиях исчисления стажа, дающего право на дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день руководителям унитарных предприятий".

Итак, на правовое регулирование института трудового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов. Однако на наш взгляд это больше недостаток, чем достоинство.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше противоречий и «несостыковок». По-прежнему продолжают действовать ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Как показал опрос, проведенный нами, до 90% опрошенных респондентов (простых рядовых граждан) не знают о том, что понятие «страховой стаж» подменяется понятием «трудовой стаж», не представляют порядок начисления стажа. А ведь это напрямую связно с их правами в социальном обеспечении. Большинство опрошенных определили значение трудового стажа, как основу для назначения пенсий. Однако значение трудового стажа гораздо шире, и заключается в том, что именно от него поставлены в зависимость многие виды социального обеспечения.

1.3. Виды трудового стажа

Классически в теории социального обеспечения выделяются несколько видов трудового стажа. Среди них: общий (как мы уже отметили, в настоящее время – страховой), специальный и непрерывный[6].

Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.

Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении[6].

Специальный трудовой стаж – уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речь о специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Для каждого из трех видов трудового стажа законодатель предусмотрел особый порядок исчисления, утраты и т.д., которые мы и рассмотрим в следующей главе данной работы.

2. Развитие понятия трудового стажа в России

2.1. Концепция   о трудовом стаже 1995 года

Концепцией 1995 года предусмотрено сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. Выделено пять основных принципов пенсионной реформы: всеобщность пенсионного обеспечения, т.е. охват системой всех нетрудоспособных членов общества; обязательность государственного пенсионного страхования для работающих по найму; установление трудовой пенсии в зависимости от стажа и заработка (трудового вклада); солидарность поколений; ответственность бюджета за пенсионное обеспечение незастрахованных.

Предложены три составных части пенсионной системы[]8, 9:

Первая. Базовая пенсия. Устанавливается всем нетрудоспособным лицам независимо от наличия права на трудовую (страховую) пенсию. Отличие базовой пенсии от социальной заключается в том, что в настоящее время социальные пенсии выплачиваются только тем нетрудоспособным лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию. Для них базовая пенсия будет единственной, а для остальных - первой частью их заработанной пенсии.

Вторая. Трудовая пенсия. Эта пенсия связана с трудовой деятельностью - с периодом пенсионного страхования, т.е. с периодом работы, выполняя которую работник платил взносы в Пенсионный фонд. Любой работающий по найму подлежит обязательному пенсионному страхованию. Только такой работник сможет после приобретения определенного периода страхового стажа претендовать на получение трудовой пенсии.

Реформирование главным образом затронет эту часть пенсионной системы, поскольку именно трудовая пенсия должна стать ее основой и через нее будут действовать принципы пенсионного страхования.

Первым шагом на этом пути стало принятие в апреле 1996 года Федерального закона Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”. Персонифицированный учет страховых взносов и приобретенных страховых прав предназначен для справедливого измерения трудового вклада каждого конкретного человека. Он позволит упорядочить весь процесс осуществления пенсионного обеспечения при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты стразовых взносов. Закон создает для назначения пенсий на основе результатов трудовой деятельности каждого гражданина, позволит обеспечить достоверность сведений о его стаже, заработке и пенсионных страховых взносах, упростит порядок и ускорит процедуру назначения трудовых пенсий. Реализация данного закона решит вопрос с защитой пенсионных прав работающих, обязанности по учету и сохранению которых возлагаются на Пенсионный фонд Российской Федерации, а гарантом выступает государство. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 1997 года. Отрабатывается в пилотном варианте в ряде субъектов Федерации. Правлением Пенсионного фонда утверждены основные принципы реализации этого закона и определены этапы внедрения персонифицированного учета в Российской Федерации. Реализацию Закона планируется осуществить в течение 4 лет поэтапно (по мере готовности регионов), как это предусматривалось при принятии Закона. Практически всеми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ приняты постановления, направленные на выполнение Закона.

Для повышения эффективности работ в сфере социального страхования в целом Пенсионный фонд подписал соглашение с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о совместном использовании страхового номера, присваиваемого гражданам Пенсионным фондом. Соглашение о совместном использовании страхового номера подписано также и с Госналогслужбой России. Действует трехсторонняя рабочая группа по реализации соглашений. При этом имеется в виду, что под одним страховым номером каждым ведомством будет храниться своя информация о гражданах, и каждое будет использовать эту информацию в целях, определенных законодательством. В декабре 1996 года ПФ подписано также Соглашение о сотрудничестве с Федерацией Независимых профсоюзов России в процессе организации персонифицированного учета, так как этот учет обеспечивает защиту пенсионных прав работающих[10].

Вторым значительным шагом на пути реформирования пенсионной системы стало принятие 21 июля 1997 года Федерального закона О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, предусматривающий переход на принципиально новую систему определения размера трудовой пенсии путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, выводимого для каждого пенсионера. Закон вступает в силу с 1 февраля 1998 года.

Индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) - это размер его пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате с стране. Установлено, что отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать определенного предела, а именно 1,2 независимо от основания назначения пенсии. В период с 1 февраля 1998 года и до принятия специального федерального закона по этому вопросу - 0,7. Начиная с 1 февраля 1998 года среднемесячный заработок в стране четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября) будет утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению Госкомстата России, а за предшествующее время необходимо пользоваться официальными данными Госкомстата России.

Преимущество нового порядка индексации пенсий состоит, во-первых, в том, что максимальный размер пенсии по старости может составить 90% средней заработной платы в стране (но это при условии действия коэффициента 1,2). В этом случае максимальный размер пенсии увеличивается в два раза и появляется возможность дифференцировать размеры пенсий.

Во-вторых, значительное число пенсионеров, имеющих минимальную пенсию перейдут в разряд пенсионеров с более высоким уровнем пенсий, так как до 1991 года минимальная заработная плата была лишь в 3-3,5 раза ниже средней заработной платы в стране, а не 10-11 раз, как в настоящее время.

В-третьих, новый порядок позволит уйти от одинаковой оценки времени работы, или, иначе говоря, страховых периодов и других периодов, засчитываемых в трудовой стаж, что с учетом двух первых факторов означает более обоснованную дифференциацию размеров пенсий.

В-четвертых, новый механизм индексаций позволит избежать разовых решений и сделать понятным для большинства пенсионеров порядок формирования размеров их пенсий.

Третья часть. Дополнительная (профессиональная) пенсия. В отличие от двух предыдущих элемент негосударственного пенсионного обеспечения. Его сущность заключается в том, что он носит дополнительный и добровольный характер. Этот вид пенсии призван дополнить государственную пенсию, а не заменить ее. Негосударственное пенсионное обеспечение очень многообразно по своим формам, поэтому в качестве третьей части пенсионной системы рассматриваются не все выплаты из негосударственных пенсионных фондов, а только профессиональные пенсии.

Профессиональные пенсионные фонды в России только начали формироваться.

Большинство их работают сейчас по накопительной схеме (схема с определенными взносами). Это по сути технология частного, личного страхования, но привязанная к моменту выхода на пенсию. Представляется, что этот вид страхования должен находиться вне пенсионного обеспечения и регулироваться соответствующим законодательством.

Профессиональные пенсионные фонду могут быть созданы на предприятиях, на группе предприятий, в целой отрасли, регионе, для какой-то профессиональной группы людей. Важно, что в этой системе средства распределяются по тому де солидарному распределительному принципу, который существует в государственном пенсионном фонде, но с использованием элементов капитализации.

Бытует мнение, что в промышленно развитых странах частные пенсионные фонды играют ведущую роль, хотя в большинстве стран главное место в организации обязательных пенсионных систем занимают именно распределительные схемы. Накопительные системы обычно носят добровольный дополнительный характер. Объем накопительных взносов в этих странах не так уж и велик и зависит от уровня пенсионного обеспечения, предусмотренного по обязательным распределительным системам.

Что же касается России, то, по мнению специалистов, делать основой пенсионной системы частные пенсионные фонды крайне опасно потому, что они развиваются на коммерческих началах и представляют собой особый вид предпринимательской деятельности. Накопительные схемы могут быть эффективны, на наш взгляд, лишь в рамках дополнительного пенсионного обеспечения.

В целом пенсионная система должна учитывать новые экономические отношения, складывающиеся в России, поэтому требуется переосмысление всего механизма взаимодействия пенсионной системы с экономикой, их прямые и обратные связи. Новая система пенсионного обеспечения должна содействовать стабилизации экономики, уменьшению на нее нагрузки пенсионной системы. Это долгосрочная программа, предполагающая плавный, поэтапный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей системе, а также решение как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка. Главным условием должен являться принцип “не навреди”, а также постоянная реализация мер по поддержанию уровня жизни пенсионеров в условиях роста стоимости жизни, основные цели реформы должны быть увязаны именно с социальным результатом через усиление государственных гарантий реализации конституционного права граждан на пенсию.

Эти позиции должны учитываться в законопроектах, необходимых для проведения реформы.

В настоящий момент ведется разработка нового законопроекта “Об основах пенсионной системы в Российской Федерации”, который позволит создать возможности для системного подхода к решению проблем, возникающих как в текущей деятельности, так и в процессе реформирования пенсионной системы. Этот проект предусматривает определение пенсионной системы в целом и ее структурных составляющих, общих принципов организации пенсионной системы в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на пенсию. Также закрепляются основные принципы и общие начала организации и функционирования каждого из элементов трехуровневой пенсионной системы в Российской Федерации. Общая схема пенсионного страхования предложенная законопроектом в обязательном порядке всех лиц наемного труда и строится на распределительных принципах, а дополнительные пенсионные системы, в том числе и обязательные, строятся на накопительных принципах. Предлагается сформировать обязательные системы дополнительного характера по отношению к общей пенсионной системе[5].

Ведется разработка и второго законопроекта, который решает только то, что касается пенсий, регулируемых на государственной основе - “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. Этот проект содержит конкретные условия и размеры пенсий, которые будут предоставляться по схеме государственного пенсионного обеспечения и страхования.

Оба законопроекта явятся законодательным закреплением новой Программы пенсионной реформы, над которой сейчас работает Правительство. Иметь безусловные гарантии доходов в будущем будет становиться все более важным направлением в деятельности государства и общества по мере старения населения и увеличения доли национального дохода, требуемого на оказание поддержки неработающему населению.

2.2. Замещение понятия общего трудового стажа на понятие страхового стажа

С 1 января 2002 года действует Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ»[1], установивший новый порядок пенсионного обеспечения. В данном акте не фигурирует понятие общего трудового стажа, но вводится новое понятие – «страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»)[6].

Более короткое определение страхового стажа дается в Законе «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного законодательства», где под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы;

Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы

В соответствии с п.1 ст.10 Закона «О трудовых пенсиях», в страховой стаж включаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

Наряду с вышеназванными периодами работы и (или) иной деятельности, также засчитываются[3]:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Периоды, предусмотренные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж

2.3. Действующая  концепция  понятие трудового стажа в российском законодательстве

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия — это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца — для нетрудоспособных членов семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.)[7].

Основная часть пенсионеров — 96,2 % — получает трудовые пенсии; из них 81 % составляют пенсионеры по старости, 12 % — по инвалидности, 6 % — по случаю потери кормильца и менее 1 % — за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3 % общей численности.

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55 % заработка и, сверх того, 1 % заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75 % среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.

Для обоснования Программы реформы недостаточно одного только макроэкономического обоснования, ведь пенсионная система является не только частью экономической, но и частью социальной системы страны. Именно поэтому ее нельзя разрабатывать, руководствуясь только экономическими соображениями и в отрыве от социальной стороны дела.

Так в биографии любого человека, считающегося трудоспособным, могут возникать очень разные по своей природе перерывы в трудовой деятельности, во время которых финансирование его жизнедеятельности происходит не за счет заработной платы, а из иных источников.

Эти перерывы в достаточной мере условно можно подразделить на три типа (рис. 1.):

·        общественно-полезные;

·        вынужденные (как они учитываются в стаже);

·        добровольная незанятость.

Рис. 1. Схема перерывов в трудовой деятельности

Общественно-полезные перерывы. К общественно полезным перерывам в трудовой деятельности можно отнести, в частности, службу в армии, учебу, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком и т.д. Эти перерывы, на наш взгляд, объединяет два обстоятельства. Во-первых, на такие перерывы человек идет, как правило, добровольно. А во-вторых, в эти периоды выполняется работа, полезная не только с индивидуальной точки зрения, но и с точки зрения общества.

В настоящее время практически все эти перерывы в трудовой деятельности в соответствии с законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Закон РФ N 340-1 от 20 ноября 1990 г.) включаются в общий трудовой стаж, на основе которого осуществляется пенсионное обеспечение.

Так, служба в армии включается в трудовой стаж на основании статьи 90 этого закона. Время обучения (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре) засчитывается в стаж - на основании статьи 91. Уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до 3-х лет и 70 дней до его рождения (но не более 9 лет в общей сложности) - на основании статьи 92 пункт "в".

Во время практически всех этих перерывов в трудовой деятельности государство тем или иным способом материально поддерживает человека. Во время учебы - выплачивается стипендия, в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - выдается пособие и так далее. Однако ни на один вид такой помощи пенсионных отчислений с них не начисляются.

Вынужденные перерывы. К этим перерывам мы отнесем перерывы в трудовой деятельности, связанные с безработицей и с временной нетрудоспособностью работающих граждан. Сегодня значительная часть этих перерывов также включается в общий трудовой стаж.

Периоды временной нетрудоспособности полностью засчитываются в страховой стаж (на основании статьи 92 пункт "а" закона "О государственных пенсиях в РФ" N 340-1 от 20 ноября 1990 года). Эти периоды оплачиваются работнику (полном или не полном размере - зависимости от трудового стажа) из Фонда социального страхования РФ и на эти суммы начисления в Пенсионный фонд не производятся (Постановление Правительства РФ от 7 мая 1997 г. N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации").

Время безработицы человека включается в его страховой пенсионный (трудовой) стаж не полностью, а только за период выплаты соответствующего пособия (статья 92 пункт "ж", указанного закона РФ N 340-1). Выплаты пособия по безработице осуществляются из средств Фонда занятости и на них пенсионные взносы также не начисляются (Постановление Правительства N 546).

Мы намеренно не останавливаемся в данной работе на проблеме, которые могут возникнуть в накопительной системе пенсионного обеспечения при условии продолжения практики вынужденных простоев (отпусках без сохранения содержания по инициативе администрации). Мы оптимистично предполагаем, что к началу реализации правительственной Программы эта проблема будет исчерпана. Так или иначе, это - тема отдельного обсуждения.

Добровольная незанятость. В периоды добровольной незанятости государство материальной поддержки гражданам не оказывает и, естественно, это время не входит в их трудовой стаж[3].

Очевидно, что новая российская пенсионная система хотя и не может заменять меры демографической, образовательной и оборонной политики, но в то же время не должна противоречить им. При этом, с одной стороны, системы социальной защиты и пенсионного обеспечения должны быть согласованы таким образом, чтобы работник, имеющий общественно-полезные или вынужденные перерывы в трудовой деятельности, не был бы наказан в будущем низкой пенсией. Но с другой стороны, недопустимы также и ситуации, аналогичные, например, системе формирования льготных пенсий, когда досрочную пенсию за работу во вредных и особо вредных условиях труда выплачиваются за счет всех работающих.

Исходя из этой классификации, попробуем ответить на следующие вопросы: "Как различные перерывы в трудовой деятельности скажутся на размере пенсии представителей отдельных социально-демографических групп населения? Должны ли как-либо учитываться эти перерывы в пенсионной системе? Если "да", то каким образом?"

В Правительственной программе пенсионной реформы РФ об этом говорится в достаточно общей форме. В ней пока предлагается только принцип: "законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета". Программой планируется и проведение работы, направленной на "обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФ РФ и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные социальные и вне бюджетные фонды".


Заключение

Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (И это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами.

Трудовой стаж (франц. stage, от позднелат. stagium — временное пребывание), время (продолжительность) трудовой и иной общественно полезной деятельности работника.

Трудовой стаж - продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия: право на пенсию, на пособие, льготы и т.д.

В настоящее время институт трудового стажа регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных и подзаконных актов.

Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения.

Концепцией 1995 года предусмотрено сохранение и укрепление оправдавшей себя государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения. Выделено пять основных принципов пенсионной реформы: всеобщность пенсионного обеспечения, т.е. охват системой всех нетрудоспособных членов общества; обязательность государственного пенсионного страхования для работающих по найму; установление трудовой пенсии в зависимости от стажа и заработка (трудового вклада); солидарность поколений; ответственность бюджета за пенсионное обеспечение незастрахованных.

Введение и укрепление понятия «страховой стаж» полностью отражает суть современной пенсионной реформы в Российской Федерации, которая состоит в том, чтобы перевести всю пенсионную систему на принципы страхования. В предельно упрощенном виде это означает, что на размер пенсии должен влиять не стаж, не заработок, а только реально уплаченные в Пенсионный фонд РФ страховые взносы

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55 % заработка и, сверх того, 1 % заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75 % среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.


Список литературы

1. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // Российская газета. - 16 апреля 1993 г.

2.Кулюхин С.Г. Чем полезен непрерывный трудовой стаж // Гражданин и право. - №5, 6. - май, июнь 2001 г.

3. Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. N 252 "Об утверждении правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" // Социальная защита. – 2001. - Вып. N 4.

4. Постановление СМ РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 11 октября 1993 г. - №41. - Ст. 3928.

5. Постановление СМ РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (с изменениями от 31 мая 1995 г.).

6. Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами"

7. Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. N 5/12-21 "О порядке применения пункта 16 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 г. N 198/12-21) // Бюллетень Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. - №10. - 1980 г.

8. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20 марта 2000 г. - №12. - Ст.1259.

9. Указ Президента РФ от 5 ноября 1992 г. N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 9 ноября 1992 г. - №19. - Ст. 1582.

10. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июня 1998 г. - №22. - Ст. 2331.

11. Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 12 июля 1999 г. - №28. Ст. 3466