Содержание

Введение. 3

1. Поведение человека. 4

2. Структура нравственного поведения. 5

3. Мораль и нравственное поведение. 7

Заключение. 8

Список литературы.. 9


Введение

Этика (от греч. Ethika, от ethos – обычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвания завершать мир путем настраивание к царству существующего царства того, что должно быть.[1]

Понятие морали есть философская абстракция, подразумевающая и охватывающая все богатое содержание реальной нравственности, выявляющая идеально-всеобщее в действительных и многообразных нравственных отношениях. Различные философские школы и направления привнесли свое в понимание нравственности, дополнили представление об этом многогранном явлении. Нравственность можно трактовать и как человеческую добродетель, и как область духа, сознания, и в качестве резидента трансцендентных сущностей, как некоторое усилие особым образом направленной воли, и как область общественно значимого и необходимого поведения, и как совокупность норм и требований, и как область универсальных суждений, и как феномен, ответственный за целеполагание в истории и в отдельно взятой человеческой жизни, а также как идеологию или мировоззрение либо особенную мотивацию поступков, как способ существования человечности (гуманности), как применение языка. В понятие морали включается область объективно Всеобщего (нравы) и область всеобщей субъективности (система Ценностей, связанные с нею переживания).

Цель работы раскрыть понятие нравственного поведения.

Задачи работы определить структуру нравственного поведения и его моральную оценку.

1. Поведение человека

Поведение человека – предмет исследований современной психологии, включающий способность человека к деятельности в материальной, интеллектуальной и социальной сферах жизни. Поведение человека развивается на протяжении всей его жизни. Так же как тело подвержено непрерывным изменениям от младенчества до старости, поведение никогда не достигает стадии, на которой развитие прекращается.

Развитие детей в дошкольном и младенческом школьном возрасте проявляется в познавательной, мотивационной и нравственной сфере и происходит в основном во взаимодействии ребенка с семьей.

Быстро развиваются в младшем и среднем школьном возрасте нравственная чувственность ребенка.[2]

Животная природа пытается опустить человека до уровня потребностей исключительно физического выжидания, разумная – поднять над собственной физической ограниченностью и сообщить ему импульс нравственного совершенствования. Следствиями этого противостояния и посредниками между высшим и низшим являются в человеке стыд, жалость, благоговение.

По сути, они являются внутренними побудителями самовозвышения и утверждения в человеке его человеческого достоинства.

Способность человека оценивать себя и окружающий мир с позиций добра и зла русский философ Соловьев доказывает фактом его адаптации к действительности и свидетельством развития его нравственных сил. Наиболее общим результатом оценочного отношения является иерархическое деление всех оцениваемых явлений на те, что ниже человека, те, что равны ему, и те, что выше него.


2. Структура нравственного поведения

Нравственный закон (моральный закон) – предписание делать добро и не делать зла. Согласно Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями.[3]

Чувства стыда, жалости и благоговения одновременно являются свидетельствами, основаниями и следствиями оценочного отношения. Эти первичные элементы нравственного поведения несводимы один к другому и не подменяют друг друга, они взаимообусловливают, взаимодополняют и взаимопроникают один в другого.

Стыд – первое естественное основание нравственного поведения. Он является импульсивной, непосредственной внутренней реакцией нравственного чувства на нарушение запретов, налагаемых человеком на естественные проявления своей телесности, которую абсолютно невозможно обуздать иначе как умертвив себя. Победа телесности над духовностью порождает в человеке аффект стыда.

Стыд – продукт борьбы двух начал в человеке: низшего, природно-животного, и высшего, разумно-духовного. Способность стыдиться присуща человеку как таковому и является инстинктивно всеобщей, хотя люди стыдятся по разным поводам и по-разному выражают свой стыд. Стыдясь, человек обнаруживает одну из ипостасей своей духовности. Стыд свидетельствует об имманентном присутствии в человеке нравственного закона, суть которого составляет признание собственной «исключительной предназначенности».

Следствием осознания человеком себя как части целого является совесть. Если стыд импульсивен и неосознан, совесть – осознанное чувство, укоряющее человека за недостойное поведение. Она содержит в себе знания нормативных предписаний общественной морали и убеждения в их справедливости и необходимости. Стыд как первоначало совести внутри ее уже не ограничен половой сферой и действует в ней уже относительно всех нарушений усвоенной нравственности. Совесть и стыд объединяет единый нравственный смысл относительно должного и недолжного. В совести проявляют себя и другие чувства человека: жалость к обиженному, сожаление о себе как обидчике, раскаяние в содеянном и др. Человек стыдится собственного несовершенства.

Наряду со стыдом другим первичным основанием нравственного поведения является жалость.

Ее нормативное содержание предписывает только одно – относиться к другому как к равному себе и желать в отношении его того же, чего желаешь себе. «Когда я жалею другого, - говорил Соловьев, - я вовсе не смешиваю его с собой или себя с ним... я только вижу в нем сродное мне, желающее жить и наслаждаться жизнью».[4]

Взятая в своей всеобщности, идея жалости есть правда и справедливость. Правда состоит в том, что все человеческие существа несмотря на различия между ними, подобны друг другу в главном. Справедливость заключается в умении мерить себя и других одной мерой и относиться к другим, как к себе.

Благоговение – третье первичное основание нравственности, на котором формируется отношение человека ко всему, что выше его. Как религиозное чувство благоговение возникает из положительного признания человеком того, что над ним существует некое трансцендентное начало, вызывающее душевный трепет.[5]

Естественное противоречие между должным и сущим, наличие в реальной жизни людей бессовестных, бесчестных и бесстыдных – эмпирический факт. Но этот факт осуждается людьми, и в силу этого стыдливость возводится в норму или общее правило.


3. Мораль и нравственное поведение

Мораль (от лат. Moralis – нравственный) – та область из царства этических ценностей, которая прежде всего признается каждым взрослым человеком. Размеры и содержание этой сферы меняются с течением времени и различны у разных народов и слоёв населения (принцип множества моралей и единства этики).

Мораль – это составная часть индивидуального микрокосмоса, она является одним из моментов, определяющих для личности картину мира.

Моральность (от лат. Moralitas – нравственность) – по Канту, действие только тогда обладает моральностью, когда оно не просто соответствует нравственному закону, а само вытекает из идеи долга.[6]

Последнее слово о понятии морали еще не сказано. Понятие морали – это не проблема дефиниции (определений), а проблема философской теории морали.

Исторические факты нередко опровергают «истины» морального сознания. Так, например, абстрактный долг становится важнейшим моральным понятием в результате победы государственного и буржуазного права над феодальной системой привилегий. Понятию абстрактного добра предшествуют понятия блага, блаженства, благодати.

При всем многообразии различий внутри человеческого рода существуют универсальные нравственные нормы, регулирующие поведение людей в сходных жизненных ситуациях. Они предписывают должное поведение и ограничивают индивидуальный произвол. Эти выработанные коллективным человеческим разумом нормы не имели бы такого значения и не обладали бы реальной силой, если бы не находили отклика в субъективном восприятии людей, связанных между собой узами родства, совместной жизнью и деятельностью.[7]

Заключение

В том, что многие сегодня с пренебрежением попирают ногами как устаревшую рухлядь, есть нечто непреходящее, изначально генетически и онтологически присущее Человеку как homo sapiens, а не просто «твари дрожащей» перед властями предержащими или карман имеющими.[8]

Нравственность как историческое явление уходит своими корнями в эпоху родового общественного строя. В сопоставлении первобытно-родового общества с классовым обществом и цивилизацией доклассовая стихийная социальность нередко предстает как «эпоха Дикости и варварства», аморальная и отягощенная примитивными животными инстинктами.

Морально-правовые, нравственно-религиозные, иные кодексы поведения представляют собой обобщения, системные состояния фактов. Отталкиваясь от этих реальных кодексов, нормативных образцов и шаблонов, над которыми уже поработала человеческая мысль, мы и намеревались не просто проиллюстрировать историю идей, избегая при этом «тотальной» историзации, или буквального прочтения.

Реальные кодексы, нормативные образцы, действующие критерии оценки общественного поведения индивидов, объединенные с институциональными механизмами его регуляции, конечно, не раскрывают нравственность целиком, а только ее нормативный аспект. Результатом оценочного отношения является иерархическое деление всех оцениваемых явлений на те, что ниже человека, те, что равны ему, и те, что выше него.

Наличие в реальной жизни людей бессовестных, бесчестных и бесстыдных – факт, который нельзя опровергнуть. Чувства стыда, совести, жалости и благоговения одновременно являются первичными элементами нравственного поведения. Они не подменяют друг друга, они взаимообусловливают, взаимодополняют и взаимопроникают один в другого.


Список литературы

1.     Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.

2.     Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2003. – 576 с.

3.     Соловьев B.C. «Оправдание добра. Нравственная философия» Соч. в 2 т. Том 1 – М., 1989 – с.165

4.     Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 576 с.

5.     Этика: Учебник. / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. – 496 с.



[1] Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 545

[2] Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2000. – с. 346

[3] Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2000. – с. 309

[4] Соловьев B.C. «Оправдание добра. Нравственная философия» Соч. в 2 т. Том 1 – М., 1989 – с.165

[5] Этика: Учебник. / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2000. – с. 128

[6] Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс». «Энциклопедия», 2000. – с. 275

[7] Этика: Учебник. / Под ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2000. – с. 124

[8] Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – с. 4