СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Общие положения о банкротстве предприятия…………………………4

§1.1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы……………………………………………………………………4

§1.2. Институт банкротства………………………………………………………..10

§1.3. Признаки банкротства………………………………………………………..12


Глава 2. Процедуры банкротства…………………………………………………15

§2.1. Наблюдение…………………………………………………………………...15

§2.2. Финансовое оздоровление…………………………………………………...17

§2.3. Внешнее управление……………………………………………………........22

§2.4. Конкурсное производство…………………………………………………...27

§2.5. Мировое соглашение………………………………………………………....32


Заключение………………………………………………………………………...33


Список использованной литературы…………………………………………..34


Введение

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Тема данной курсовой работы – «Банкротство или ликвидация предприятия» – актуальна в силу того, что, во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских юридических лиц следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка, во-вторых, с проблемой банкротства юридических лиц юристам приходится с каждым днем сталкиваться все чаще, а литературы, подробно освещающей данный вопрос, пока недостаточно.

Целью данной работы является описать сущность банкротства предприятия.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показываются общие положения о банкротстве предприятия;

2. описываются процедуры банкротства;

Работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Списка использованной литературы.

В Главе 1 – Общие положения о банкротстве предприятия – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показываются общие положения о банкротстве предприятия.

В Главе 2 – Процедуры банкротства – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описываются процедуры банкротства.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

Глава 1. Общие положения о банкротстве предприятия

§1.1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы

Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: «...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов». 1

Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав». 2

После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.

Переход страны в условия рыночной экономики и интенсивное развитие предпринимательской деятельности потребовали принятия законодательной базы, защищающей интересы участников экономического оборота от последствий систематического неисполнения недобросовестной стороной принятых на себя обязательств. Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом...» Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено не многим более 100 дел; в 1994 г. – 240 дел; в 1995 г. – 1.108 дел; в 1996 г. – 2.618 дел; 1 в 1997 г. – 4.320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2.200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры.

Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п.1 ст.6 закона РФ от 19.11.92 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении.

Тем не менее это не самый большой камень преткновения, содержащийся в данном законе, поскольку из этой ситуации еще можно было найти выход, обратившись в органы прокуратуры или налоговой инспекции с просьбой предъявить иск в арбитражный суд о ликвидации должника в связи с неоднократными нарушениями законодательства (осуществление деятельности без соответствующей лицензии, не предоставление бухгалтерской отчетности и т.д.). Стоит рассмотреть более существенные, на мой взгляд, недостатки закона 1992 г. Во-первых, как отмечают большинство авторов статей, посвященных анализу российского закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», такие как В. Витрянский, П. Баренбони, С. Петрова, «само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечают современным представлением об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам». 1 В соответствии с п.1 ст.1 закона под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Во-вторых, закон 1992 г., в отличие от ныне действующего законодательства, не подразделял хозяйствующих субъектов - должников на различные категории: юридическое лицо и индивидуальный предприниматель; торговое предприятие и фермерское хозяйство; промышленное предприятие и кредитная организация. Одинаковыми были признаки и процедуры банкротства для таких должников, хотя совершенно очевидно, насколько различными будут последствия их применения. 2 В-третьих в законе о банкротстве 1992 года практически не содержались нормы, детально регламентирующие процессуальные отношения по разрешению споров о несостоятельности и Арбитражным судам при рассмотрении дела приходилось согласно ст. 3 закона обращаться к нормам Арбитражного Процессуального Кодекса, который в свою очередь детально регулировал только исковое производство. Но ведь дело о банкротстве, по сути, не является экономическим спором в общепринятом значении этого слова. Кредитор вправе выбрать между предъявлением обычного иска о взыскании задолженности или подать заявление о возбуждении дела о несостоятельности.

Установлены три показателя для оценки удовлетворительной структуры баланса предприятия: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. «Ценность критерий в определенных экономических ориентирах состояла главным образом в оценке состояния предприятия, которые полезно знать при решении судьбы хозяйствующего субъекта». 1 Поскольку они не утратили своего значения и на сегодняшний день стоит рассмотреть содержание этих коэффициентов. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности. Изучая вопрос становления института банкротства в России нельзя обойти вниманием и такой орган как Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН), созданное Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 № 926. 2 при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.

В ходе реформирования государственного аппарата Управление получило не только новое название - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, но и статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти. К основным задачам этого органа было отнесено: проведение государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности предприятий, представление интересов государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делу о несостоятельности предприятий и принятием решений о проведении санации государственных предприятий, оказание помощи предприятиям, имеющим признаки банкротства и т.д. Указом Президента от 22 декабря 1993 № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых есть доля РФ. Постановлением Правительства от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» служба наделена полномочиями выступать от имени государства, как кредитора, при решении вопросов о банкротстве предприятий, вне зависимости от организационно-правовой формы в случае неисполнения ими обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были приостановлены. К тому имелись две причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций», в качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). 1 После многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п.1. статьи 185 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вступает в силу с 1 марта 1998 года. Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д. Согласно статьи 65 Гражданского Кодекса РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. Исходя из положений Кодекса некоммерческие организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только, предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» уже дополнил их перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают. На сегодняшний день в юридической литературе  неоднократно поднимается вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Интересна и позиция С.Э. Жилинского, который помимо указанных понятий оперирует еще  и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку. «Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и завершающее качество не тернистом пути незадачливо предпринимателя – банкрот. Им его наделяет арбитражный суд». 1

§1.2. Институт банкротства

Выступление любого предпринимателя в гражданском обороте предполагает доверие к нему и осуществляемым им действиям. Особенно это относится к юридическим лицам, поскольку контрагент и тем самым потенциальный кредитор знает, что по общему правилу тот, кто стоит за юридическим лицом (собственник имущества, учредитель, участник), нести ответственность за его действия не будет. В этой связи законодатель предусматривает необходимые меры, направленные на то, чтобы риск кредиторов юридического лица оказался наименьшим. Данной цели служит, в частности, включенный в 1992 году в российское право институт несостоятельности (банкротства). У указанного института есть и своя, специальная задача. Она состоит в том, что, коль скоро потери кредиторов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым образом. Банкротство служит одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура, связанная с ликвидацией по указанному основанию, может применяться только в отношении определенных юридических лиц. В это число входят прежде всего те, кто отнесен п. 2 ст. 50 ГК к коммерческим организациям, то есть хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным предприятиям. Наряду с ними могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и некоторые некоммерческие организации. Имеются в виду потребительские кооперативы и благотворительные организации либо иные фонды (далее в тексте по отношению ко всем этим юридическим лицам используется термин «предприятия»). Казенные предприятия обладают одновременно признаками, присущими и коммерческим, и некоммерческим организациям. Учитывая, что за действия казенных предприятий несет субсидиарную ответственность собственник (Российская Федерация), признано невозможным применение к ним процедуры банкротства. Банкротом признается юридическое лицо, которое не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в связи с тем, что его обязательства превысили стоимость принадлежащего ему имущества и соответственно структура его баланса оказалась неудовлетворительной. Закон от 19 ноября 1992 года формализовал это общее требование, признав, что речь идет о случаях, когда предприятие приостановило текущие платежи, при этом не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения соответствующих обязательств. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 года N 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», изданное в развитие Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий», устанавливает систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Эта система включает три коэффициента: «текущей ликвидности», «обеспеченности собственными средствами» и «восстановления (утраты) платежеспособности». Первый из них характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременность погашения срочных обязательств предприятием. Второй - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости, а третий - наличие или отсутствие возможности восстановить неплатежеспособность в течение определенного времени. При этом названы контрольные размеры первых двух коэффициентов. В принципе если хотя бы один из коэффициентов окажется ниже указанной величины, это может служить основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако окончательный вывод зависит от учета третьего по счету коэффициента. Это объясняется тем, что при определенных его значениях, указанных в постановлении от 20 мая 1994 года, предприятие может быть признано платежеспособным или по крайней мере имеющим реальную возможность восстановить свою платежеспособность, если даже первый или второй коэффициенты либо оба вместе отклонились от контрольных значений.

§1.3. Признаки банкротства

Для начала познакомимся с некоторыми определениями.

Итак, что же такое несостоятельность или банкротство? В соответствии с Законом о банкротстве - это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. 1

А обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Кто же такие кредиторы? Это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

Напомним, что основным признаком банкротства является следующее обстоятельство. Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад. При этом задолженность перед юридическим лицом превышает 100 000 руб., а перед гражданином - 10 000 руб.

Если у организации появились признаки банкротства, то ее руководитель должен сообщить об этом учредителям. Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить ее банкротства. Такие меры называются досудебная санация.

В рамках мер по предупреждению банкротства организации может быть предоставлена финансовая помощь. Ее могут предоставить учредители должника, кредиторы или третьи лица в размере, который необходим для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и для восстановления платежеспособности должника.

Вся задолженность должника перед кредиторами делится на две группы.

В первую группу включаются денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Суммы этих обязательств будут включены в реестр требований кредиторов.

Ко второй группе относятся денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли уже после подачи такого заявления. Эти текущие платежи не включаются в реестр требований кредиторов.

Из чего же складываются денежные обязательства должника?

Во-первых, это:

- задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

- суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

- задолженность, возникшая в результате необоснованного обогащения должника;

- задолженность по возмещению вреда имуществу кредиторов.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Размер обязательных платежей определяется также без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Пример:

В марте 2005 года инспекция федеральной налоговой службы обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом ООО «Факел». В заявлении ИФНС указала, что организация имеет задолженность по налогам в сумме 110 000 руб., просроченную более чем на три месяца.

Изучив документы, приложенные к иску, арбитражный суд установил, что данная задолженность состоит из:

- недоимки в размере 80 000 руб.;

- пеней в размере 20 000 руб.;

- штрафных санкций в размере 10 000 руб.

Так как пени и штрафы не учитываются в составе задолженности при определении признаков банкротства, то задолженность считается равной 80 000 руб. Таким образом, сумма налогового долга в этом случае меньше величины задолженности, необходимой для признания ООО «Факел» банкротом (80 000 руб. < 100 000 руб.).

Поэтому арбитражный суд не стал рассматривать иск налоговой инспекции о признании ООО «Факел» банкротом.

Напомню, что арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве только при условии, что долг предприятия юридическому лицу составляет не менее 100 000 руб., а долг гражданину - не менее 10 000 руб. Размер задолженности определяется на дату, когда в арбитражный суд было подано заявление о признании должника банкротом. 1

Кроме того, заявитель должен быть уверен в том, что должник не может исполнить свое денежное обязательство.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина на основании АПК РФ.

Процесс банкротства состоит из отдельных процедур. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.


Глава 2. Процедуры банкротства

§2.1 Наблюдение

Наблюдение применяется к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, выявления кредиторов должника и составления реестра их требований, созыва и проведения первого собрания кредиторов. Раньше наблюдение вводилось автоматически сразу после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Теперь же так происходит только в тех случаях, когда должник сам подает заявление о банкротстве. Если же такое заявление подают иные лица (кредиторы предприятия или налоговые органы), то действует иное правило. Оно установлено в пункте 1 статьи 62 Закона о банкротстве. 1 Арбитражный суд вводит наблюдение лишь после того, как признает требования заявителя обоснованными. Если же, к примеру, до даты судебного заседания должник рассчитается с кредиторами, то производство по делу будет прекращено, и наблюдение не введут.

Временный управляющий

Для проведения процедуры наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего, который наделен большими правами. По его требованию органы управления должника должны предоставлять ему любую информацию, которая касается деятельности должника. Временный управляющий может обращаться в арбитражный суд с различными просьбами, как-то: об отстранении руководителя должника от должности; о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки и о признании сделок и решений недействительными. Кроме того, он может заявлять возражения относительно требований кредиторов и принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника относительно требований кредиторов. Размер вознаграждения указывается в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего. В дальнейшем оно может быть увеличено на основании решения общего собрания кредиторов. В течение трех дней с момента введения процедуры наблюдения временный управляющий должен опубликовать сообщение о введении на предприятии должника наблюдения. А через 14 дней со дня публикации этого сообщения - поставить в известность всех кредиторов должника о введении наблюдения. Работников предприятия - должника и его учредителей о введении наблюдения уведомляет руководитель должника. После окончания процедуры наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности. В отчете описывается финансовое положение должника и вносятся предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

Реестр требований кредиторов

В течение 30-ти дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения кредиторы могут предъявить свои требования к должнику. Для этого кредитор должен направить свои требования в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. К ним необходимо приложить судебный акт или другие документы, которые подтверждают обоснованность этих требований. Арбитражный суд проверяет обоснованность требований кредиторов, и, на основании определения суда, эти требования включаются в реестр требований кредиторов. В определении суда указывается размер и очередность удовлетворения таких требований. 1

Прекращение наблюдения

На основании решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит свое решение. Это может быть: решение о введении финансового оздоровления или внешнего управления; признание должника банкротом и открытие конкурсного производства; утверждение мирового соглашения и прекращение дела о банкротстве.


§2.2. Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику для восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Как правило, финансовое оздоровление может быть введено на срок не более чем 2 года.

Вводится финансовое оздоровление арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В определении суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться график погашения задолженности утвержденный судом. 1

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего.

Введение финансового оздоровления

Вводить или не вводить такую стадию банкротства, как финансовое оздоровление, решает собрание кредиторов. С ходатайством о введении финансового оздоровления на собрании может выступить сам должник, его учредители, а также иные лица, указанные в Законе о банкротстве.

В том, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересован сам должник. Ведь в ходе этой процедуры продолжают действовать органы управления должника, хотя и с определенными ограничениями.

Кроме того, введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

Чтобы перейти к такой стадии, как финансовое оздоровление, должнику надо разработать план мероприятий по этому направлению и график погашения задолженности. В этих документах необходимо указать, как и в какие сроки будут погашаться требования кредиторов. Здесь же нужно определить, за счет каких источников должник собирается гасить задолженность.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, предъявляются к должнику только с соблюдением порядка, установленного Законом о банкротстве. 1

Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов.

Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Исключение составляют исполнительные документы, которые выданы на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда.

Запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

Однако на сумму требований кредиторов и обязательных платежей, которые включены в график погашения задолженности, начисляются проценты. О том, как рассчитать сумму процентов, мы описали выше. Начислять проценты надо с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления и до погашения требований кредиторов. Если же должник не рассчитался с кредиторами до решения о признании его банкротом, то начисление процентов продолжается до дня принятия такого решения.

Штрафы и пени, а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам на дату введения финансового оздоровления, выплачиваются после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

В ходе финансового оздоровления должник не может без согласия собрания кредиторов совершать некоторые виды сделок. Например, нельзя приобретать или передавать имущество должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника; выдавать займы, поручительства и гарантии, а также учреждать доверительное управление имуществом должника; принимать решение о реорганизации.

В некоторых случаях, для того, чтобы провести ту или иную сделку, необходимо получить согласие административного управляющего. Это относится к сделкам с имуществом должника, к получению займов, к уступке прав требования и к переводу долга, а также к тем сделкам, которые увеличивают кредиторскую задолженность организации - должника более, чем на 5 процентов суммы требований кредиторов.

Административный управляющий

Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. На него возлагаются такие обязанности. 1

Во-первых, административный управляющий ведет реестр требований кредиторов и созывает собрания кредиторов.

Во-вторых, он контролирует погашение текущих требований кредиторов, рассматривает отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и предоставляет эти сведения собранию и комитету кредиторов. Если же должник не выполняет свои обязательства, то он требует от лиц, которые предоставили обеспечение, погашения задолженности.

Одновременно административный управляющий наделен большими правами. Он может требовать от руководителя должника любую информацию о текущей деятельности должника, принимать участие в инвентаризации, согласовывать сделки и решения должника. В некоторых случаях управляющий может обратиться в суд и потребовать отстранения руководителя должника, принятия дополнительных мер по сохранению имущества должника или признания недействительными сделки и решения.

Окончание финансового оздоровления

Организация - должник может досрочно рассчитаться с кредиторами. В этом случае она должна представить в арбитражный суд отчет о досрочном окончании финансового оздоровления. Суд же в свою очередь должен вынести определение. Если вся задолженность должником погашена, жалобы кредиторов признаны необоснованными или вовсе отсутствуют, то производство по делу о банкротстве прекращается. Если же задолженность погашена не полностью, а жалобы кредиторов обоснованы, то суд отказывает в прекращении производства по делу о банкротстве.

Предположим, что должнику не удалось досрочно расплатиться с кредиторами. В этом случае за месяц до окончания финансового оздоровления должник предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету должника должны быть приложены:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По данным отчета управляющий составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности и выполнении плана финансового оздоровления. Заключение вместе с копией отчета должника управляющий посылает кредиторам и в арбитражный суд.

Если на дату рассмотрения отчета требования кредиторов должником не удовлетворены, или же должник не представил отчет арбитражному управляющему в положенный срок, управляющий созывает собрание кредиторов.

На собрании кредиторы решают, что им делать в этой ситуации: либо обратиться в суд с ходатайством о введении внешнего управления, либо ходатайствовать о признании должника банкротом.

После того, как в арбитражный суд поступит заключение управляющего или ходатайство собрания кредиторов, назначается заседание для рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов. На заседании арбитражный суд может принять один из трех судебных актов.

Если задолженность погашена, а жалобы кредиторов необоснованны, то суд принимает определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Если есть возможность восстановить платежеспособность должника, то вводится внешнее управление. Если же такой возможности нет, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Финансовое оздоровление может быть прекращено досрочно. Это происходит в том случае, если в арбитражный суд не было представлено соглашение об обеспечении обязательств должника по графику погашения задолженности или же были существенно и неоднократно нарушены сроки удовлетворения требований кредиторов по этому графику. 1

Если такие события имеют место, то арбитражный управляющий созывает собрание кредиторов. Должник представляет собранию отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Одновременно административный управляющий сообщает свое заключение о ходе финансового оздоровления.

§2.3. Внешнее управление

По результатам финансового оздоровления арбитражный суд может принять решение о введении внешнего управления. Внешнее управление - это процедура банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Оно вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов не более, чем на 18 месяцев. Этот срок может быть продлен арбитражным судом еще на 6 месяцев или же сокращен по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего.

Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов. 1

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешний управляющий

Для проведения внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий. С момента введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя организации - должника (он отстраняется от должности), и управление делами возлагается на внешнего управляющего.

С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ. Статья 278 Трудового кодекса РФ разрешает расторгнуть договор с руководителем предприятия - должника по причине его отстранения от занимаемой должности. Отметим, что за время с момента отстранения руководителя до расторжения с ним трудового договора, заработная плата ему не выплачивается (ст.76 Трудового кодекса РФ).

Прежнее руководство компанией в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, а также все материальные ценности.

На внешнего управляющего ложится обязанность за организацию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и заявлять возражения по поводу требований кредиторов к должнику. Кроме того, ему придется принимать меры по взысканию дебиторской задолженности.

Внешний управляющий имеет право:

1) Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.

В процессе внешнего управления свободно могут совершаться только сделки, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Остальные сделки (например, получение и выдача займа, выдача поручительства или гарантии, уступка права требования, перевод долга, отчуждение или приобретение акций и долей, учреждение доверительного управления) внешний управляющий может совершать только после согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

План внешнего управления

После того, как внешний управляющий приступил к исполнению своих обязанностей, он должен принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Затем ему предстоит разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов.

План внешнего управления предусматривает меры и сроки по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и другие расходы должника. Кроме того, план должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника.

Что же может предпринять внешний управляющий для восстановления платежеспособности должника?

1. Перепрофилировать основное производство и закрыть нерентабельные цеха.

2. Взыскать всю имеющуюся дебиторскую задолженность или заключить договора уступки прав требования.

3. Должнику могут оказать помощь его учредители. Для прекращения производства по делу о банкротстве учредители должника или третьи лица могут в любое время до окончания внешнего управления удовлетворить все требования кредиторов. Кроме того, они могут передать денежные средства, необходимые для расчетов с кредиторами, должнику на условиях договора беспроцентного займа.

После того, как учредители или третьи лица исполнят обязательства должника, внешний управляющий должен уведомить всех кредиторов, которые включены в реестр кредиторов, об удовлетворении этих требований. 1

Завершение процедуры внешнего управления

По результатам проведения внешнего управления управляющий должен представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет.

В состав отчета входят:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о прибылях и об убытках должника;

- сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника;

- расшифровка оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;

- сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

К отчету прилагается реестр требований кредиторов.

Внешний управляющий должен представлять отчет и в некоторых других случаях. Например, когда имеются основания для досрочного прекращения внешнего управления или у должника накопилось достаточно средств для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр кредиторов.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из следующих предложений:

- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- о продлении установленного срока внешнего управления;

- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из таких решений:

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

- об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- о заключении мирового соглашения.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. Суд утверждает отчет в том случае, если:

- все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены;

- собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

- между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;

- собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.

Если же требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника или же имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения, то суд не утвердит отчет внешнего управляющего.

После рассмотрения отчета внешнего управляющего суд выносит определение.

Если требования всех кредиторов удовлетворены или заключено мировое соглашение, то суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Если платежеспособность должника восстановлена, то должник переходит к расчетам с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении суда устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать 6 месяцев с даты вынесения этого определения.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности.

В первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

На расчеты с кредиторами каждой очереди отводится по два месяца.

После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве.

§2.4. Конкурсное производство

Конкурсное производство - это процедура банкротства, которая применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на один год. В ходе этой процедуры банкротства учредители предприятия или другие лица имеют право удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. В этом случае на основании отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий

Если арбитражный суд признает должника банкротом, то одновременно он утверждает конкурсного управляющего, который действует до окончания конкурсного производства. В течение 10-ти дней после свое назначения конкурсный управляющий направляет в СМИ для опубликования сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В этот период конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника. Он может распоряжаться имуществом, увольнять работников должника, а в случае необходимости, отказываться от исполнения сделок или требовать признания сделок должника недействительными. В течение месяца с даты введения конкурсного производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем увольнении. После того, как управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этого имущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. 1

Формирование конкурсной массы

Чтобы рассчитаться с кредиторами, организации - должнику необходимо продать свое имущество. То имущество, которым должник владеет на дату открытия конкурсного производства, называется конкурсной массой.

Процесс формирования актива баланса (конкурсной массы) проходит в несколько этапов. На первом этапе убираются статьи баланса, которые отражают имущество, не принадлежащее организации - должнику на праве собственности (предметы залога), а также потерявшее стоимостную оценку из-за открытия конкурсного производства.

В конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие - должник. 1

Продажа имущества должника

Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или комитету кредиторов на утверждение предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника.

Имущество должника продается на открытых торгах. Начальная цена продажи устанавливается в том размере, что назначил независимый оценщик.

Условия продажи таковы, что денежные средства за проданное имущество должник получает не позднее, чем через месяц с даты заключения договора купли-продажи или семь дней с момента возникновения права собственности у покупателя.

Для удовлетворения требований кредиторов конкурсный управляющий может заключать договора уступки прав требований должника. Но делать это он может только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Расчеты с кредиторами

По Закону о банкротстве для удовлетворения требований кредиторов организации - должнику отводится два месяца со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

За счет денежных средств, полученных от продажи имущества должника, вне очереди погашаются текущие обязательства должника. Это могут быть, например, судебные расходы должника, вознаграждение арбитражному управляющему и реестродержателю, коммунальные и эксплуатационные платежи, а также задолженность, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Требования кредиторов должник удовлетворяет в таком порядке.

В первую очередь необходимо выплатить деньги гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсировать моральный ущерб.

Во вторую очередь должник выплачивает выходные пособия, авторские вознаграждения и оплачивает труд лиц, которые работали по трудовым договорам.

В третью очередь должник рассчитывается с другими кредиторами. Сначала удовлетворяются требования этих кредиторов в части погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. А затем уже возмещаются убытки в форме упущенной выгоды, взыскиваются неустойки (штрафы, пени) и другие финансовые санкции.

В составе требований кредиторов третьей очереди учитываются и требования, обеспеченные залогом. Они удовлетворяются за счет средств, которые получены от продажи предмета залога на открытых торгах, раньше, чем требования других кредиторов третьей очереди.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Предположим, что кредитор первой очереди заявил о своих требованиях уже после завершения расчетов с кредиторами этой очереди.

Пример

Арбитражный суд 21 апреля 2003 года на основании решения собрания кредиторов ЗАО «Фемида» ввел на данном предприятии внешнее управление. По состоянию на 21 апреля 2003 года ЗАО «Фемида» должно: поставщикам - 2 250 000 руб.; своим работникам - 100 000 руб.; федеральному бюджету - 450 000 руб.; региональному бюджету - 110 000 руб. С 21 апреля вводится мораторий на удовлетворение требований поставщиков. С этого числа прекращается начисление неустоек (пеней, штрафов). Зато начисляются проценты на эту задолженность по ставке 18% (действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ). За апрель 2003 года бухгалтер ЗАО «Фемида» начислил проценты в размере: 2 250 000 руб. х 18% : 365 дн. х 10 дн. = 11 096 руб. На удовлетворение требований других должников мораторий не вводится. Задолженность перед работниками в апреле была погашена в сумме 50 000 руб.

Что касается платежей в бюджет, то внешний управляющий ЗАО «Фемида» подал в Минфин России заявление о предоставлении отсрочки уплаты федеральных налогов. До конца апреля предприятие не перечисляло денег в бюджет, а Минфин России еще не принял решения об отсрочке. Поэтому в апреле 2003 года за время действия внешнего управления следует начислить пени за просрочку платежей в бюджет. Размер пеней равен:

(450 000 руб. + 110 000 руб.) х 18% : 300 дн. х 10 дн. = 3360 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Фемида» сделаны следующие записи: Дебет 91-2 Кредит 60 - 11 096 руб. - начислены проценты на задолженность перед поставщиками за апрель 2003 года; Дебет 70 Кредит 50 - 50 000 руб. - погашена часть задолженности перед работниками; Дебет 99 Кредит 68 - 3360 руб. - начислены пени за просрочку платежей в бюджет. Рассчитывая налог на прибыль за апрель, бухгалтер должен уменьшить облагаемую базу только на 11 096 руб. 20 мая 2003 года Минфин России принял решение о предоставлении ЗАО «Фемида» отсрочки по уплате федеральных налогов. До этого момента предприятие не перечисляло денег в бюджет. Поэтому, за период с 1 по 20 мая следует также начислить пени на задолженность по налогам: (450 000 руб. + 110 000 руб.) х 18% : 300 дн. х 20 дн. = 6720 руб. Начиная с 21 мая 2003 года пени на задолженность перед федеральным бюджетом начислять не надо, однако на нее необходимо начислить проценты. Их сумма за май 2003 года составит: 450 000 руб. х 18% х 1/2 : 365 дн. х 11 дн. = 1220 руб. Так как отсрочки по налогам в региональный бюджет ЗАО «Фемида» не получило, то на сумму задолженности следует начислить пени: 110 000 руб. х 18% : 300 дн. х 11 дн. = 726 руб. Кроме того, в мае были начислены проценты на задолженность перед поставщиками: 2 250 000 руб. х 18% : 365 дн. х 31 дн. = 34 397 руб. Кроме того, в мае была полностью погашена задолженность перед работниками по заработной плате. В бухгалтерском учете ЗАО «Фемида» в мае 2003 года были сделаны такие проводки: Дебет 99 Кредит 68 - 7446 руб. (6720 руб. + 726 руб.) - начислены пени за просрочку платежей в бюджет; Дебет 91-2 Кредит 68 - 35 617 руб. (1220 руб. + 34 397 руб.) - начислены проценты; Дебет 70 Кредит 50 - 50 000 руб. - погашена задолженность перед работниками. Сумма процентов уменьшает налогооблагаемую прибыль за май 2003 года. В ходе внешнего управления кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение: включать или не включать в реестр требований кредиторов задолженность и в каком размере.

Завершение конкурсного производства

Предположим, что в отношении должника не вводились финансовое оздоровление или внешнее управление, а в ходе конкурсного производства возникли предпосылки для восстановления платежеспособности должника. В этом случае конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для обращения в арбитражный суд с просьбой о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Арбитражный суд может вынести такое определение, но только при наличии у должника имущества, которое необходимо для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Арбитражный суд рассматривает отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства и выносит определение о завершении этой процедуры банкротства. На основании определения суда должна быть сделана запись в едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации должника. 1 Поэтому в течение 5-ти дней со дня получения определения арбитражного суда конкурсный управляющий должен представить его в налоговую инспекцию по месту регистрации организации.

§2.5. Мировое соглашение

Мировое соглашение - это процедура банкротства, которая применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве для прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Должник может заключить мировое соглашение с конкурсными кредиторами или уполномоченными органами на любой стации рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Мировое соглашение заключается в письменной форме. В нем указываются порядок и сроки исполнения обязательств должника в денежной форме, положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, новации обязательства, прощения долга и другие способы прекращения обязательств. Условия мирового соглашения о погашении задолженности по налогам и сборам не должны противоречить требованиям налогового законодательства, а требования кредиторов должны удовлетворяться в установленной очередности. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Со стороны должника такое решение принимает его руководитель, внешний или конкурсный управляющий. Через пять дней после заключения мирового соглашения оно представляется на утверждение в арбитражный суд. 1

Если же арбитражный суд утвердил мировое соглашение, то дело о банкротстве прекращается. Если это случилось в ходе финансового оздоровления, то прекращается исполнение графика погашения задолженности. А если это произошло в ходе внешнего управления, то заканчивается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. И, наконец, если мировое соглашение было утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, то решение о признании должника банкротом не подлежит дальнейшему исполнению и конкурсное производство прекращается.

Заключение

Действующее законодательство четко определяет понятие несостоятельности. Юридическое лицо может быть признано банкротом в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Указанная процедура вводится арбитражным судом в течение 3 месяцев с момента принятия заявления о банкротстве с целью обеспечения сохранности имущества должника и решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности должника на основе финансового анализа его состояния.

Процедуре внешнего управления в новом законе посвящено 27 статей. Здесь бы хотелось отметить, что восстановлению платежеспособности должника будет способствовать введение моратория на удовлетворения требований кредиторов, означающего не только приостановление исполнения всех судебных решений и иных исполнительных документов, но и прекращение начисления всевозможных пеней, штрафов и экономических санкций. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях удовлетворения требований кредиторов. Целью формирования конкурсной массы и проведения инвентаризации имущества является его продажа на открытых торгах, и как результат проведение расчетов с кредиторами в порядке и очередности, установленной статьей Закона о банкротстве. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. При достижении договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей оформляется мировое соглашение. Единственным существенным условием для его заключения является удовлетворение требований кредиторов первой и второй очереди. Арбитражный управляющий – в это понятие законом объединены временный управляющий, внешний управляющий и конкурсный управляющий.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

5. «Арбитражный процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

Литература:

1. Банкротство. Тактика и стратегия (О.М. Свириденко, «Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения» М., N 3, май-июнь 2004 г.

2. Весенева З. Н. Знакомьтесь – Закон о банкротстве // Аргументы и факты. 2004 г. № 3.

3. Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998 г., № 2.

4. Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914.

5. Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г

6. Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М., 2003 г.

7. Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871.

8. Никитина О. Банкротство под наблюдением //Бизнес-адвокат. 2003 г. № 14.

9. Никитина О.А. Процедура наблюдения //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 4.


1 Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. С-Пб., 1871. С. 238.

2 Добровольский А. А. Свод общеимперских положений о торговой и неторговой несостоятельности. М. 1914. С. 156.

1 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. С. 79.

1 Витрянский В. В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве). //Хозяйство и право.1998. №3. С. 54.

2 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). //Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1998. № 2. С. 81.

1 Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г. С. 583.

2 «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом» //САПП, 1993, № 39, ст.39.

1 Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве). //Специальное приложение к  Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998. №2. С. 83.

1 Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М., Норма-Инфра, 1998 г. С. 591.

1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М., 2003 г. С. 18.

1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М.,  2003 г. С. 23.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М.: 2003 г. С. 73.

1 Курбангалеева О.А. Как ликвидировать предприятие? – «Вершина», М.: 2003 г. С. 78.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Банкротство. Тактика и стратегия (О.М. Свириденко, «Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения» М., N 3, май-июнь 2004 г. С. 41.

1 Банкротство. Тактика и стратегия (О.М. Свириденко, «Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения» М., N 3, май-июнь 2004 г. С. 43.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.

1 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 2002. N 43. Ст. 4190.