Центральный банк история развития и современное состояние



Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Исторический опыт становления банковской системы в России........... 5

1.1. Кредитные отношения в России до рыночных реформ....................................................... 5

1.2. Особенности банковской системы в России...................................................................... 16

2. Сущность, формы организации, функции и операции Центральных банков........................................................................................................................... 19

2.1. Структура и формы организации Центрального банка............................................... 19

2.2. Функции Центрального банка............................................................................................ 20

2.3. Пассивные и активные операции центрального банка................................................. 23

2.4.Баланс Банка России............................................................................................................. 25

3. Роль Центрального банка Российской Федерации в обеспечении финансовой устойчивости банковской системы России.................................................. 26

Заключение...................................................................................................... 36

Список использованной литературы........................................................... 37



Введение


Центральный банк является главным звеном денежно-кредитной системы практически всех стран, имеющих банковские системы.

Особое место и роль центрального банка в банковской системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, причем последние не следует рассматривать как нечто неизменное. Одним из наиболее ярких проявлений этого является изменение роли банков на различных этапах развития рыночных отношений.

Безусловно, идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношении, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового, в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования чревато неоправданными потерями.

Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.

Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.

Какие бы функции ни возлагались на центральный банк, ОН все1да является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.

Итак, центральный банк - это прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банковскую систему страны, и в качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.

Цель данной работы состоит в том, чтобы провести исследование истории развития и современного состояния центрального банка.

Для раскрытия данной цели мы рассмотрим следующие задачи:

-         описать кредитные отношения в России до рыночных реформ;

-         выявить особенности банковской системы в России на современном этапе развития;

-         описать структуру и формы организации Центрального банка;

-         выделить функции Центрального банка;

-         раскрыть активные и пассивные операции центрального банка;

-         описать структуру баланса Банка России;

-         определить роль Центрального банка Российской Федерации в обеспечении финансовой устойчивости банковской системы России.


1. Исторический опыт становления банковской системы в России


1.1. Кредитные отношения в России до рыночных реформ


Под банковской системой понимают совокупность кредитных институтов внутри страны с внутренними взаимосвязями между ними.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665 г. в Пскове – практически одновременно с созданием банковских учреждений в Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе А.Л. Ордину-Нащекину, была близка к идее государственного банка. Роль банка должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных торговцев. К сожалению, дело, начатое А.Л. Ордин-Нащекиным, не получило продолжения, оно было ликвидировано сразу после отзыва воеводы из Пскова.

Первые банки возникли в России в середине 18 в., их предшественницей считается Монетная канцелярия, основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдачи ссуд населению под залог золота и серебра. Возникшие в дальнейшем банки были государственными и носили характер организованных сберкасс, принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды (поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений), а также ссуды из расчета числа крепостных "душ" и под залог драгоценностей физическим лицам, и ссуды государственной казне. В числе первых банков были дворянский банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764).

В 1860 г. была проведена реформа банковской системы, основной чертой которой, была отмена государственной монополии на банковское дело. Государственный банк стал выполнять функции центрального банка. С 1863-1864 гг. стали возникать первые акционерные коммерческие банки. К концу века их было уже 50. В период кризиса 1899-1900гг. и последовавшей за ним экономической депрессии многие банки испытали серьезные затруднения или прекратили свою деятельность.

По состоянию на 1913 год в России функционировало 54 акционерных банка. Серьезные изменения претерпела банковская система в период Октябрьской революции. Одним из первых ее актов был захват Государственного банка России, а затем в конце декабря 1917 г. был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали народный банк РСФСР, который в 1920 г. прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.: Государственный банк; банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками; специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.

Таким образом, в дореволюционной России существовала разветвленная банковская система, в которую входили: Государственный банк («банк банков»), акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения (в том числе кредитная кооперация: ссудно-сберегательные кассы и кредитные товарищества). Налицо были регулируемые кредитные отношения. В то же время кредитное цело не было монополией государства, и негосударственные кредитные учреждения, входя в сферу государственного регулирования, обладали значительной самостоятельностью. Сохранялось и коммерческое кредитование (непосредственные отношения кредитора и заемщика). Таким образом, существовали кредитные отношения третьего типа – диалектический синтез регулируемых кредитных отношений с элементами предшествующих форм.

Одним из первых шагов Советской власти была национализация акционерных коммерческих банков. 27 декабря 1917 г. был издан декрет о национализации банков, банковское дело стало государственной монополией. Тем самым были практически ликвидированы элементы кредитных отношений второго типа. Но если в тот период сверхцентрализация в кредитных отношениях была вызвана чрезвычайными обстоятельствами переходного периода от капитализма к социализму, то в дальнейшем она не только не была ослаблена, а даже и усилилась.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать банковскую систему. В конце 1921 г. начал функционировать Госбанк, стала активизироваться кредитная кооперация. Одновременно в начале 1922г. были учреждены кооперативные банки. Однако реформа банковской системы 1930г. определило Государственный банк как монопольный в осуществлении банковской деятельности в СССР.

К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выглядела следующим образом.

Структура кредитной системы СССР в 1925 г.:

-         Государственный банк;

-         банковский сектор: акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк); кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк); коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки); Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки;

-         Специализированные и кредитно-финансовые учреждения: общества сельскохозяйственного кредита; общества взаимного кредита; сберегательные кассы; кредитная кооперация.

Структура кредитной системы была представлена тремя ярусами и выражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми и специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой и была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.

В период кредитной реформы 1930-1932 гг. был упразднен коммерческий кредит и осуществлен повсеместный переход к прямому банковскому кредитованию. Так были ликвидированы элементы кредитных отношений первого типа. Таким образом, кредитный механизм в нашей стране оказался сведен к одному элементу вместо трех – к механизму централизованного регулирования кредитных отношений. Именно это и явилось одной из важнейших причин нарушения принципов кредитования, неэффективного функционирования кредитного механизма, постепенного падения активной роли кредита в экономике.

Структура кредитной системы СССР: Государственный банк; Стройбанк; Банк для внешней торговли; Система сберегательных банков; Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации Государственный банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали так называемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся и перераспределялся в виде кредитов в различные сферы хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекридитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов: Государственный банк (Госбанк СССР); Промышленно-строительный банк (Промстройбанк); Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР); Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР); Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР); Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как прежде, закреплялись за банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные  методы управления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы  с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные банки  -  второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением правительством программы перехода к рынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшей реорганизации. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы также созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства "Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой, по сути, подразумевалось создание новой кредитной системы.

В нашей стране до 1990 г. функционировала одноуровневая банковская система. С возникновением коммерческих банков в 1988 г. в стране началось формирование двухуровневой системы, которая значительно отличается от одноуровневой и структурой, и функциями.

Современная банковская система Российской Федерации включает: Центральный банк России, Банк внешней торговли Российской Федерации, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие разрешение на осуществление отдельных банковских операций.

Банк внешней торговли РФ – коммерческий банк, создан на акционерной основе, но контрольным пакетом акций этого банка владеет ЦБ РФ.

Сберегательный банк РФ – коммерческий банк также создан на акционерной основе, и также контрольным пакетом акций владеет ЦБ РФ. А так как ЦБ РФ является государственным банком и создан на основе государственной собственности, то государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РФ до тех пор, пока оно не продаст контрольный пакет акций. Центральный банк РФ является главным банком России. Он подотчетен, а не подчинен только Государственной Думе и не подчиняется ни президенту, ни правительству. Это сделано для того, чтобы президент и правительство не смогли использовать ресурсы банка для "латания дыр" в бюджете. Т.е. ЦБ РФ подотчетен только тем законам, которые создает Госдума, и она же может заслушать руководителя ЦБ РФ о том, как выполняются законы. Банк России имеет большой уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Основные средства банка состоят из принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспорта и других ценностей, а оборотные средства – из принадлежащих ему собственных и привлеченных денежных средств.

В России финансово-кредитная система делится на два уровня. Первый уровень представлен ЦБ РФ, центральными банками республик и главными управлениями областей и краев. ЦБ РФ основан на единой денежной единице и выполняет роль резерва. Второй уровень представлен коммерческими банками.

Центральный банк РФ (Банк России), был образован на основании закона "О Центральном банке Российской Федерации" 2 декабря 1990 г. основными целями деятельности были названы: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты – рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы РФ,  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк – орган государственного руководства, выполняющий роль "банка банков" и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов.

Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В результате кредитной экспансии увеличиваются ресурсы коммерческих банков, которые при выдаче кредитов увеличивают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция вызывает ограничение возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и влияет на насыщение экономики деньгами.

Учетная политика основана на изменении учетной ставки (процента по ссудам, предоставляемым Центральным банком коммерческим банкам). Операции на открытом рынке – купля-продажа государственных ценных бумаг. Она также проводится с целью оказать воздействие на ресурсы коммерческих банков. Для поддержания объема денежной массы в заданных параметрах и снижения инфляции центральные банки используют изменения норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. Валютные интервенции заключаются в покупке-продаже центральным банком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке с целью оказать воздействие на ее курс. Помимо перечисленных Центральный банк использует широкий комплекс инструментов, включающих: установление кредитных потолков, валютные ограничения, контроль за финансовыми рынками и др.

В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям – Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992г.

-              Центральный банк РФ;

-              Банковская система: коммерческие банки; сберегательный банк РФ;

-              Специализированные небанковские кредитные институты: страховые компании; инвестиционные фонды; прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего  возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало  1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный составной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы является большое число мелких банков - 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.

Поэтому мелкие коммерческие банки не могли эффектно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов. Кроме того, характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 - 1992 гг.

Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994г.

-              Центральный банк;

-              Банковская система: коммерческие банки; сберегательные банки; ипотечные банки;

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; финансово-строительные компании; прочие.

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.[1]

Конкуренция в этих условиях отсутствовала, присутствовало же «банковское крепостное право», при котором каждое предприятие законодательно прикреплялось к конкретному банку.


1.2. Особенности банковской системы в России


С 1988 г. началось создание коммерческих банков (первый коммерческий банк был зарегистрирован Госбанком СССР в августе 1988 г.), и на сегодняшний день в России уже сформирована двухуровневая банковская система, постепенно наполняется рынок финансовых услуг, начинают развиваться элементы конкуренции между финансово-кредитными институтами.

Среди характерных черт, присущих банковскому сектору российской экономики на сегодняшний день, можно выделить следующие:

1) достаточно большое число кредитных институтов. В первые 5-6 лет функционирования рыночной банковской системы наблюдался исключительно интенсивный рост числа коммерческих банков и прочих институтов банковского рынка. Так, на начало 1994 г. в России было создано более 2 тыс. коммерческих банков, а на начало 1995 г. – уже свыше 2,5 тыс. С нарастанием кризисных явлений в финансово-кредитной сфере число учреждений начало уменьшаться. Сейчас темпы этого процесса замедлились, но тем не менее число кредитных организаций уменьшилось с 1349 на 1 января 2000 г. до 1325 на 1 сентября 2000 г., или на 1,8 %. Число действующих филиалов банков сократилось за тот же период с 3923 до 3846, или на 2,0%;

2) концентрация активов у крупнейших банков. По состоянию на 1 июля 2000 г. на 50 крупнейших по активам банков приходилось 76,5% (на 1 января 2000 г. – 76,6%) совокупных активов банковской системы, 79,5% от общего объема кредитов предприятиям и организациям (81,1% на 1 января 2000 г.) при 66,4% (на 1 января 2000 г. – 65,6%) от общей суммы средств, привлеченных указанными банками от предприятий и организаций. Особое место занимает Сбербанк РФ, доля которого в совокупных активах действующих кредитных организаций на 1 июля 2000 г. составила 26,2%, в общем объеме вкладов населения 76,3%, в общем объеме вложений в государственные ценные бумаги в национальной валюте 61,1%, в остатках на расчетных и текущих счетах клиентов 17,1%;

3) неравномерность территориального распределения субъектов банковского рынка. На 1 сентября 2000 г. из 1325 действующих кредитных институтов 588 (или 44,4% от общего числа) находилось в Москве. Для сравнения отметим, что в Санкт-Петербурге, который в плане развития финансовой инфраструктуры идет вслед за столицей, на тот же момент действовало «всего» 42 банка. Очень мало банков работает в сельской местности, в дальних районах. Обслуживанием организаций и населения там занимаются в основном филиалы Сбербанка РФ;

4) внедрение на банковский рынок небанковских кредитных организаций (небанков). Причинами этого являются достаточно высокая прибыльность банковской деятельности, а также невысокий уровень обслуживания клиентов (в осуществлении расчетов, операций с ценными бумагами, оказании трастовых услуг и др.). Особенно активно этот процесс шел в середине 90-х годов, чему способствовали высокий уровень инфляции, развертывание рынка ценных бумаг на волне приватизации государственной собственности и неотработанность законодательства в финансовой сфере. Однако и сегодня небанковские учреждения – инвестиционные институты, страховые компании, расчетно-клиринговые организации и т.д. – играют заметную роль в предоставлении финансовых услуг физическим и юридическим лицам;

5) локальный характер банковских рынков. Поскольку для большинства банков (особенно в провинции) характерна ярко выраженная региональная ориентация и они не имеют развитой филиальной сети в «чужих» регионах, конкуренция на каждом отдельно взятом региональном (городском, областном, краевом и т.п.) рынке разворачивается почти исключительно между местными банками. Тем самым банковский рынок страны оказывается разбит на множество относительно обособленных локальных рынков.

2. Сущность, формы организации, функции и операции Центральных банков


2.1. Структура и формы организации Центрального банка


Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 года. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.

Историческое развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные акты нашли отражение в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.).

Деятельность ЦБ РФ ориентирована на выполнение трех главных задач: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты; развитие и укрепление российской банковской системы; обеспечение бесперебойного функционирования механизмов денежных расчетов.

В целях создания условий для успешного выполнения возложенных на ЦБ РФ задач он наделен полномочиями высшего органа государственной власти в сфере в сфере осуществляемой им деятельности. ЦБ РФ занимает особое положение среди юридических лиц, занятых управлением экономикой страны.

Как орган государственного управления, ЦБ РФ наделен правом издавать относящиеся к выполнению возложенных на него задач нормативные акты, обязательные для всех федеральных органов власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также для всех других юридических и физических лиц[2].

В то же время ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, которая в свою очередь не имеет права непосредственно давать указания по осуществлению оперативной деятельности банка и проводимым им мероприятиям.

Государственная Дума по представлению президента назначает и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, а также утверждает и изменяет по рекомендации Председателя ЦБ РФ состав Совета банка.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ, однако, выступая как коммерческое предприятие, он предоставляет платные кредиты, проводит операции на фондовом рынке, а также получает доходы от проведения расчетно-кассовых операций. ЦБ РФ переводит в доход федерального бюджета 50 % полученной прибыли. Остальные 50 % используются для формирования соответствующих фондов, инвестируются в различные проекты, обеспечивающие выполнение ЦБ РФ возложенных на него задач, а также используются для стимулирования труда сотрудников системы ЦБ РФ.


2.2. Функции Центрального банка


Для реализации возложенных на ЦБ РФ задач он выполняет следующие функции:

В сфере денежного обращения во взаимодействии с правительством России разрабатывает и проводит единую государственную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. Банку принадлежит исключительное право осуществлять эмиссии наличных денег и организовывать их обращение.

В сфере укрепления и развития банковской системы ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью коммерческих банков. Его надзорные и регулятивные функции выражаются в государственной регистрации банков и лицензировании банковских услуг. Он устанавливает обязательные для коммерческих банков нормативы, правила проведения банковских операций и бухгалтерского учета, а также составление отчетности.

В сфере поддержки устойчивости банковской системы ЦБ РФ выполняет роль банка банков. Это означает, что коммерческие банки, как правило, хранят свои свободные деньги и деньги своих клиентов на корреспондентских счетах в учреждениях Банка России, который, будучи банком банков, выступает кредитором последней инстанции, и что в условиях, когда коммерческий банк исчерпал все возможности временного пополнения своих ресурсов, он имеет возможность обратиться в ЦБ РФ для получения кредитной помощи в различных формах.

В сфере расчетов ЦБ РФ устанавливает правила осуществления безналичных денежных платежей и условия использования наличных денег. Он организует системы быстродействующих электронно-денежных расчетов и определяет порядок их эксплуатации.

В сфере валютных отношений, когда эти отношения непосредственно связаны с устойчивостью рубля и обслуживанием экспортно-импортных операций, ЦБ РФ выполняет валютное регулирование, т.е. определяет официальный валютный курс; организует покупку и продажу иностранной валюты на биржах и внебиржевом рынке; определяет порядок расчетов с иностранными государствами; управляет золотовалютными резервами страны; покупает и продает золото и другие драгоценные металлы. ЦБ РФ обслуживает и производит расчеты, связанные с внешним государственным долгом.

Для выполнения перечисленных ранее и других предусмотренных законом функций ЦБ РФ осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства любые виды банковских услуг. На него возлагается также обязанность проведения анализа и прогнозирования состояния российской экономики в целом и по регионам.

ЦБ РФ имеет централизованную вертикальную систему управления:

§  во главе системы находится Центральный аппарат, состоящий из Совета директоров, функциональных управлений, департаментов и других подразделений, обеспечивающих выполнение соответствующих обязанностей, связанных с решением стоящих перед банком задач;

§  на территории областей, краев и городов федерального значения располагаются территориальные управления ЦБ РФ;

§  в субъектах Федерации функционируют национальные банки. Они приравниваются к территориальным управлениям;

§  в систему ЦБ РФ входит более 1,3 тыс. расчетно-кассовых центров, обслуживающих корреспондентские счета коммерческих банков, проводящих межбанковские расчеты и обеспечивающих коммерческие банки наличными денежными знаками;

§  информацию и обработку документов проводит свыше 30 информационных и вычислительных банков, а также система электронной связи;

§  для обслуживания воинских частей созданы полевые учреждения банков;

§  имеются собственные учебные заведения и ряд социально-бытовых учреждений.

Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России, осуществляющий управления им.

В Совет входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной думой сроком на четыре года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ РФ также на четыре года. Совет директоров во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает претворение в жизнь основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики; рассматривает и утверждает смету расходов ЦБ РФ на предстоящий год; утверждает годовой отчет банка и представляет его Государственной Думе; принимает решение о создании и ликвидации структурных подразделений банка; утверждает обязательные нормативы, призванные обеспечить стабильность банковской системы страны. В целях регулирования денежного обращения Совет утверждает параметры таких инструментов управления количеством денег в обращении, как порядок формирования обязательных резервов, процентные ставки рефинансирования, лимит операций на открытом рынке, параметры регулирования валютного курса.

К компетенции Совета директоров относится также определение размера и порядка допуска иностранного капитала в банковскую сферу России и открытия российских банковских учреждений за рубежом.

Совет принимает решения о количестве наличных денежных знаков в обращении и о выпуске монет. Он также принимает другие решения, имеющие важное значение для ЦБ РФ и для банковской системы и экономики страны в целом.

Решения Совета директоров принимаются на собрании большинством голосов, однако, должно присутствовать не менее 7 членов Совета, в том числе обязательно Председатель ЦБ РФ или лицо, которое его замещает.

В целях устранения влияния на Совет директоров со стороны различных политических сил, а также предотвращения возможного лоббирования интересов финансовых групп члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации и других законодательных и представительных органов субъектов Федерации. Они не могут быть и членами правительства.

Председатель банка России выполняет следующие функции:

§  действует от имени Банка России и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями и др.;

§  подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России;

§  назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

§  подписывает приказы и дает указания, обязательные для всех служащих Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

§  несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.

При ЦБ РФ учрежден Национальный банковский совет (НБС), численность которого не превышает 15 человек. В состав Совета входят по два представителя от Государственной Думы и Совета Федераций, по одному представителю от Президента и Правительства, а также министр финансов. Остальные члены совета утверждаются Государственной Думой.

НБС возглавляет Председатель Банка России. НБС выполняет следующие функции: рассматривает концепцию совершенствования банковской системы и проекты единой государственной политики в области денег, кредита и валютного регулирования; осуществляет экспертизу проектов праворегулирующих документов в области кредита и денег; участвует в разработке основных принципов организации системы денежных расчетов; исследует наиболее важные вопросы деятельности банков.

По всем рассматриваемым вопросам Совет дает рекомендации. Последние необязательны для исполнительных органов. Сейчас такой Совет далек от решения конкретных проблем.


2.3. Пассивные и активные операции центрального банка


Пассивными называются операции, с помощью которых образуются ресурсы центрального банка.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот; прием средств коммерческих банков и казначейства; операции по образованию собственного капитала.

Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот, которая составляет от 54% до 85% всех пассивов центрального банка. В настоящее время выпуск банкнот полностью не обеспечен золотом. Повсеместно отменено золотое обеспечение банкнот, а также золотое содержание денежных единиц.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, Государства и увеличении золотовалютных ресурсов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот.

Источником ресурсов центральных банков служат вклады казначейства и коммерческих банков, которые могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе ц обязательные.

Наконец, третьим источником ресурсов Центрального банка являются операции по образованию собственного капитала. Однако данный источник носит вторичный характер, так как на долю собственного капитала приходится около 4% всех пассивов Центрального банка.

Активными называются операции по размещению центральным банком своих ресурсов.

К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; вложения в государственные ценные бумаги; операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами: учетные операции; краткосрочные ссуды государству и банкам.

Учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (то есть их перепокупкой).

Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.

Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.

Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.

Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.

Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.


2.4.Баланс Банка России


Существуют также строгие требования по бухгалтерской отчетности Банка России. Отчетный  период Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:

1)    отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и  кредита, банковской системы, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России;

2)    годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;

3)    порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России;

4)    аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.

Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также для заключения в Правительство Российской Федерации.

Кроме этого, Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.

3. Роль Центрального банка Российской Федерации в обеспечении финансовой устойчивости банковской системы России


Современное состояние банковской системы России требует принятия решительных мер со стороны ЦБ РФ по укреплению и поддержанию финансовой устойчивости коммерческих банков. Комплекс стабилизационных мер по поддержанию стабильности и надежности банковской системы России включает 3 основных этапа.

1. Предупреждение возникновения проблем у коммерческих банков.

ЦБ РФ в первую очередь должен создать условия, при которых коммерческие банки могли бы самостоятельно противодействовать внешним факторам, дестабилизирующим положение в банковской сфере. К их числу относятся следующие:

А. Ответственный и жесткий подход к лицензированию новых и расширению деятельности действующих банков с целью недопущения функционирования таких, которые могут негативно повлиять на стабильность банковской системы.

Совершенствование механизма лицензирования деятельности кредитных организаций предполагает увеличение размера уставного капитала для вновь создаваемых и уже действующих банков, претендующих на право выполнения операций в иностранной валюте; ужесточение подхода к выдаче первым из них разрешения на проведение операций по привлечению средств населения во вклады, а также разрешений вторым на открытие филиалов; ужесточение требований к финансовой устойчивости учредителей, репутации акционеров и квалификации руководства банка.

Б. Требование неукоснительного соблюдения установленных экономических нормативов деятельности коммерческих банков.

В. Обязательное создание коммерческими банками резервов на возможные потери по ссудам.

Г. Организация ЦБ РФ системы управления текущей ликвидностью коммерческих банков через такие сегменты денежного рынка, как рынок государственных обязательств, рынок межбанковских кредитов, валютный рынок, а также при помощи политики обязательных резервных требований и процентной ставки рефинансирования.

Д. Развитие и поддержание стабильности платежной системы России (в настоящее время реализуется разработанная ЦБ РФ концепция ее совершенствования).

2. Применение системы мер по определению финансового состояния банков и выявлению проблемных коммерческих банков.

Для ЦБ РФ чрезвычайно важно выявление на ранней стадии проблемных банков, допускающих нарушения в своей деятельности и имеющих неудовлетворительные экономические характеристики.

Своевременное выявление и санация таких банков позволяют защитить средства клиентов от утраты и предотвратить возникновение банковского кризиса[3].

Система мер по выявлению проблемных коммерческих банков включает в себя три основных компонента.

А. Определение признаков проблемного банка. Согласно письму ЦБ РФ № 457 от 28 мая 1997 г. «О критериях определения финансового состояния банков», все коммерческие банки подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп.

1 категория. Финансово стабильные банки:

Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений. Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

2 категория. Проблемные банки.

Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.

Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).

Группа 1. Отсутствуют признаки проблемности. Банк выполняет все требования действующего законодательства и Банка России, включая пруденциальные нормы деятельности.

Группа 2. Имеются отдельные недостатки в деятельности. При этом финансовые трудности носят главным образом потенциальный характер, хотя могут присутствовать их отдельные материальные признаки. Непосредственная угроза интересам кредиторов и клиентов банка отсутствует.

Под материальными признаками финансовых трудностей здесь и далее понимается прежде всего ухудшение в состоянии капитала (снижение величины капитала) и ликвидности (возникновение и увеличение продолжительности неплатежей в связи с отсутствием средств на корсчетах банка).

К данной группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

невыполнение отдельных пруденциальных норм деятельности;

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от одного до трех дней;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка (рассчитанного по Инструкции ЦБ РФ № 1 от 1 октября 1997 г.) в размере от 5 до 10% их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;

выявление недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (завышение либо занижение финансового результата, величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

поступление жалоб кредиторов и клиентов банка, жалоб на деятельность филиалов банка от территориальных управлений Банка России, отсутствие положительного аудиторского заключения в случае, если эти жалобы и т.п. не подтверждены сведениями об испытываемых банком финансовых трудностях, вытекающими из отчетных документов и иной информации;

неблагоприятные изменения в положении или составе участников и руководителей банка;

другие признаки, позволяющие судить об отдельных недостатках в деятельности банка (по результатам анализа бухгалтерской, финансовой и другой отчетности, имеющейся в территориальном учреждении Банка России)[4].

При наличии у банка двух и более приведенных выше признаков либо одновременном невыполнении нескольких пруденциальных норм, наличии иной информации, позволяющей территориальному учреждению ЦБ РФ сделать вывод о существовании серьезных проблем в деятельности банка, главные управления ЦБ РФ вправе отнести его к менее «благополучной» группе проблемности.

Меры надзорного реагирования со стороны ЦБ РФ к банкам. отнесенным к данной группе, зависят от характера причин, вызвавших эти проблемы, и могут варьировать от рекомендаций и предупреждений до направления предписаний об устранении указанных недостатков, взысканий штрафа.

Группа 3. Проблемы носят выраженный характер. Существует реальная угроза интересам кредиторов, клиентов и участников банка.

К этой группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных и других расчетных документов клиентов и банка в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка от 4 до 30 дней подряд;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка на 10% и более против их максимального значения за последние двенадцать месяцев функционирования банка, но не ниже уровня фактически оплаченного уставного капитала;

выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификация кредитов и т.д.);

непредставление на текущую отчетную дату (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности, если аналогичные нарушения не допускались в течение последних пяти месяцев, предшествующих анализируемой дате.

Меры надзорного реагирования могут включать перечисленные выше, а также требования к банку по разработке программы финансовой стабилизации и контроля за ее выполнением, введение ограничений и/или запретов на осуществление отдельных банковских операций, запрета на открытие филиалов, направление предписаний о замене руководителей и главного бухгалтера банка, введение временной администрации по управлению банком, стимулирование мероприятий по реорганизации банка.

Группа 4. Проблемы приобрели наиболее острый или/и затяжной характер.

К данной группе относятся банки, имеющие как минимум один из перечисленных ниже признаков:

наличие на анализируемую отчетную дату неоплаченных платежных расчетных документов клиентов банка в связи с отсутствием средств на корсчете свыше 30 дней подряд;

снижение абсолютной величины собственных средств (капитала) банка до уровня ниже размера фактически оплаченного' уставного капитала;

повторное выявление серьезных недостатков в бухгалтерском учете и отчетности (значительное завышение либо занижение финансового результата, завышение величины капитала, заведомо неправильная классификаций кредитов и т.д.);

непредставление (представление с задержкой на 5 рабочих дней и более) требуемых форм отчетности на две даты, включая анализируемую за последние шесть месяцев.

Б. Установление информационной основы выявления проблемных банков, которое подразумевает следующие контрольные действия:

ежедневный контроль за состоянием корреспондентских счетов коммерческих банков и задержек оплаты платежных документов в связи с недостаточностью средств на корреспондентском счете,

ежемесячный контроль своевременности и полноты формирования банками фонда обязательных резервов в ЦБ РФ,

ежеквартальный контроль за формированием и использованием фондов коммерческих банков,

ежемесячный контроль данных приложения 13 общей финансовой отчетности «Анализ активов и пассивов по срокам погашения и востребования»,

резкую смену собственников или руководства банка,

резкое изменение направления вложений средств в различные сферы рыночной экономики по данным бухгалтерского баланса банка на месячные отчетные даты.

В. Разработка путей раннего реагирования по выявлению проблемных банков, которая включает в себя две методики.

Первая из них действует с первого квартала 1995 г. и применяется в управлениях инспектирования, территориальных главных управлениях ЦБ РФ для проведения первоочередных проверок в этих банках, а также в управлениях ценных бумаг территориальных Главных управлений ЦБ РФ для использования в работе при регистрации проспектов эмиссии при выпуске банками ценных бумаг и отборе дилеров. Согласно ей выявление проблемных банков осуществляется ими внутри групп, определяемых в зависимости от величины их активов: первая группа — до 3 млрд. руб., вторая группа — от 3 до 10 млрд. руб., третья группа — от 10 до 50 млрд. руб., четвертая группа — от 50 до 100 млрд. руб., пятая группа — от 100 до 500 млрд. руб., шестая группа — от 500 до 1 трлн. руб. и седьмая группа — свыше 1 трлн. руб.

Оценке подлежат четыре показателя финансовой устойчивости банков: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность баланса. Каждый из них оценивается с помощью Контрольных коэффициентов по пятибалльной шкале со значениями от 1 до 5: 1 – отлично, 2 – хорошо, 3 удовлетворительно, 4 – плохо, 5 – очень плохо. Полученные в результате оценки баллы суммируются и делятся на число показателей (4). В итоге получается сводный коэффициент, определяющий степень финансовой устойчивости банка и позволяющий выработать меры минимального инспекционного реагирования.

При сводной оценке в 1–1,4 балла банк характеризуется как «устойчивый», не требующий вмешательства и подлежащий плановой проверке; при 1,5–2,4 банк – «практически устойчив» и требует инспекционного реагирования в виде собеседования с руководством банка по выявленным недостаткам; при 2,5–3,4 банк – «недостаточно устойчив» с необходимой первоочередной проверкой и выработкой совместных мер по укреплению банка; при 3,5–4,4 банк – «проблемный» с необходимой мерой инспекционного реагирования в виде внеплановой комплексной проверки с обязательной разработкой плана финансового оздоровления. Сводная оценка в 4,5–5 баллов оценивает банк как «кризисный» с необходимой немедленной комплексной проверкой деятельности банка для решения вопроса о дальнейшем функционировании банка.

Вторая методика применяется в управлениях банковского надзора за деятельностью коммерческих банков территориальных ГУ ЦБ РФ. Она представляет собой статистическую модель дистанционного контроля, основанную на выявлении отклонения каждого показателя работы банка от соответствующей совокупной средней величины (среднее квадратичное отклонение от среднего показателя), так называемая «оценка Z». Затем на ее основании для каждого банка устанавливается соответствующий рейтинг, на базе которого банки классифицируются на финансово стабильные, проблемные и критические.

3. Стратегия санации (финансового оздоровления) проблемных банков. Основной принцип ее заключается в том, что сами коммерческие банки (их руководители и владельцы) несут ответственность за свою структурную перестройку. Использование государственных средств для последней возможно только в качестве крайней меры после прохождения банком «проверки на необходимость» для российской банковской системы. Банк может быть признан необходимым, если:

а) объем его активов и пассивов составляет высокую (конкретно не установлено, какую именно) долю активов и пассивов банковской системы России в целом, поскольку в таком случае его ликвидация может подорвать доверие к ее устойчивости в целом;

б) он имеет разветвленную сеть филиалов, и его ликвидация приведет к закрытию филиалов в таких регионах страны, где нет альтернативной возможности предоставления банковских услуг;

в) он настолько активен на межбанковском рынке, что его ликвидация вызовет массовую цепную реакцию во всей банковской системе;

г) его отсутствие может привести к значительному недостатку кредитных ресурсов и как следствие – к значительному спаду реальной экономической деятельности.

Применяемые меры воздействия, направленные на стабилизацию финансового состояния проблемных банков, в зависимости от сложности возникших у них проблем подразделяются на рекомендательные и принудительные.

Рекомендательные меры включают:

а) совещания в территориальных ГУ (Национальных банках) ЦБ РФ с целью выработки стабилизационных мероприятий но преодолению временных финансовых трудностей кредитной организации. По их результатам составляется протокол с указанием плана конкретных мероприятий и сроков выполнения такого плана с последующим контролем со стороны ГУ ЦБ РФ за ходом выполнения этого плана кредитной организацией;

б) представление гарантийного письма кредитной организацией (ее руководителями, учредителями или участниками) в одностороннем порядке в ГУ ЦБ РФ с признанием конкретных недостатков и указанием путей и сроков их устранения. Инициатива его составления должна исходить от ГУ ЦБ РФ. Эта мера используется для исправления недостатков в деятельности банка на ранних стадиях их возникновения, что возможно в ходе нормальной банковской деятельности;

в) письменное соглашение между территориальными ГУ ЦБ РФ и кредитной организацией с перечнем корректирующих мер, принимаемых для исполнения кредитной организацией (ее руководителями, учредителями или участниками). В нем могут быть предусмотрены размер и сроки предоставления кредитной организации помощи со стороны ЦБ РФ. Данная мера применяется в случае необходимости проведения срочных действий, но проблемы кредитной организации не угрожают ее платежеспособности. При этом у ГУ ЦБ РФ должна быть уверенность в наличии у руководителей, учредителей или участников банка желания и возможностей исправить допущенные нарушения[5].

Принудительные меры подразумевают:

а) письменное предупреждение, выносимое ГУ ЦБ РФ кредитной организации об устранении допущенных недостатков конкретных корректирующих мер. Оно должно ставить банк в известность о допущенных нарушениях определенных норм и правил или осуществлении операций, угрожающих его стабильности и надежности. В случае дальнейшего невыполнения установленных правил к банку могут быть применены более жесткие меры воздействия;

б) предписание (распоряжение) контролирующих органов ГУ ЦБ РФ об устранении недостатков банком в жестко установленные сроки. Обычно указанная мера применяется к кредитным организациям со значительным числом слабых мест. Оно содержит требования к кредитной организации по качеству руководства ею и ее филиалами, изменению структуры активов и пассивов, увеличению уставного капитала, соблюдению установленных ЦБ РФ экономических нормативов, выполнению обязательств перед кредиторами и вкладчиками, изменению кредитной политики, реорганизации банка и др. Предписание может вводить ограничение и запрет на проведение отдельных банковских операций;

в) штраф – наказание в денежной форме, налагаемое на кредитную организацию или любого из ее руководителей (учредителей, участников), принимающих участие в ее деятельности. Он служит рычагом воздействия на исполнение распоряжений, имеющих обязательную силу. Недостатком штрафов является то, что крупный по размеру штраф может повредить финансовому состоянию кредитной организации, а штраф малого размера не произведет должного эффекта. Штрафы к кредитной организации не применяются при наличии у нее отрицательного капитала, утере ликвидности и отсутствии средств на корреспондентском счете;

г) введение временной администрации по управлению кредитной организацией означает передачу ей управления делами банка с целью принятия стабилизирующих финансовое положение банка мер, позволяющих избежать ликвидации банка. Эта мера не практикуется по отношению к кредитной организации, где установлены факты недостоверности бухгалтерского учета и отчетности или отсутствуют источники покрытия расходов, связанных с осуществлением ее функций, а также в случае самоустранения собственников кредитной организации от руководства ею. Кредитная организация, в которую введена временная администрация, продолжает функционировать до того момента, когда будет достигнуто ее возможное финансовое оздоровление либо определено отсутствие возможности ее спасения. В последнем случае к кредитной организации применяется крайняя мера санации – отзыв лицензии;

д) отзыв лицензии на совершение банковских операций применяется ЦБ РФ как крайняя мера воздействия после использования руководителями, учредителями и участниками кредитной организации всех инструментов для нормализации ее финансовой устойчивости и надежности. Ей должны предшествовать иные меры воздействия предупредительного характера. Издание приказа ЦБ РФ на основании ходатайства соответствующего ГУ (Национального банка) ЦБ РФ об отзыве лицензии на совершение банковских операций означает запрещение данной организации осуществлять какие-либо банковские операции. Добровольная ликвидация кредитной организации но решению ее учредителей возможна только в случае погашения всех обязательств перед кредиторами. Решение о добровольной ликвидации не может быть принято, если кредитная организация является неплатежеспособной. В этом случае она должна быть ликвидирована как банкрот по решению арбитражного суда. Ликвидационные процедуры применяются арбитражным судом только после отзыва ЦБ РФ у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Все перечисленные рекомендательные и принудительные меры воздействия на стабилизацию финансового состояния проблемных банков относятся к числу досудебных процедур. Их целью является восстановление положительной структуры баланса, соответствие требованиям обязательных нормативов, удовлетворение требований кредиторов. При их исчерпании появляются основания для объявления несостоятельности (банкротства) кредитной организации.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» ходатайство о проведении реорганизационной процедуры может быть подано в арбитражный суд кредитной организацией (ее учредителями или участниками) или третьим заинтересованным лицом до принятия арбитражным судом решения о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Процедуры по реорганизации кредитной организации осуществляются либо в виде присоединения (поглощения) либо в виде слияния с другой кредитной организацией. Эти две процедуры в отличие от ликвидации кредитного учреждения позволяют минимизировать потери клиентов банка – юридических и физических лиц, сохранить устоявшиеся партнерские отношения между банком и его клиентами. Особое место в проблеме банкротства кредитных организаций занимает умышленное банкротство. Одной из мер предотвращения фактов последнего является своевременное назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Заключение


В заключении хотелось бы обобщить выше сказанное и подвести итоги:

Центральный банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4,5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет следующие операции: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

Список использованной литературы


1.        Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и доп. от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)

2.        Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.)

3.        Инструкция ЦБР от 12 июля 1999 г. N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" (с изм. и доп. от 22 января, 27 августа 2001 г., 21 июня 2002 г.). Раздел 6

4.        Банковская система России: проблемы переходного периода //Деньги и кредит №4 с.31

5.        Бубнов Л.Н. Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка // Бухгалтерия и банки, 2001 г. №1.

6.        Дмитриев М., Матовников М., Михайлов Л., Сычева Л., Тимофеев Е., Уорнер Э. Российские банки накануне финансовой стабилизации. СПб.: Норма, 2001.

7.        Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2001 г. №1.

8.        Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит, 2001. №6.

9.        Линников А.С. Некоторые аспекты правового регулирования банковской деятельности в Европейском Союзе // Банковское дело №4, 2000г

10.   Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит, 2000. №6.

11.   Рогова О. Денежно-кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы //Экономист. - 2003. - N 3. - С. 41-54.

12.   Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г. 448с.

13.   Симановский А.Ю. Банковский сектор в переходной экономике России // Деньги и кредит, 1999. №11.

14.   Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы // Деньги и кредит, 1999 г. №11.

15.   Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

16.   Банковское дело /Под ред. профессора В. И. Колесникова. - М.: «Финансы и статистика», 1999

17.   Деньги. Кредит. Банки /Под ред. академика О.И. Лаврушина. - М.: «Финансы и статистика», 1998

18.   Носкова И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России// Деньги и кредит №4, 1999 г.

19.   Степанов B. Банки и ценные бумаги: рынки оживают //«Деловой Урал», №8, 1999 г.

20.   Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Роспотребрезерв, 1999.

21.   Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М: ИПЦ "Вазар-Ферро", 1999.



[1] Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги и кредит – №9, 1999г.

[2] Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Роспотребрезерв, 1999. с. 107.

[3] Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы // Деньги и кредит, 1999. №11.

[4] Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. - М: ИПЦ "Вазар-Ферро",1999. с. 228.

[5] Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит, 2001. №6