СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Нравственный конфликт: практика и теория. 5
2. Специфика нравственного конфликта. 9
3. Как «работает» нравственный конфликт. 13
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Нравственный конфликт — это конфликт ценностей и норм. В конфликтной ситуации требуется сделать выбор между сталкивающимися нравственными ценностями в пользу одной из них. Нравственный конфликт можно разделить на два типа.
Конфликт между нормами разных моральных систем.
Например, существуют принципиальные отличия между эвдемонистической и ригористической точками зрения на смысл жизни. Эвдемонисты считают нравственным «следовать природе», стремятся к выполнению своих естественных желаний. Ригористы, наоборот, принципиально противопоставляют природу и нравственность, склонность и долг. В этом случае конфликт ценностей выражает мировоззренческий антагонизм и носит бескомпромиссный характер.
Конфликт в рамках одной системы ценностей.
Конфликтные ситуации этого типа: столкновения между различными уровнями развития нравственного сознания, видами обязанностей и т.д. Так, типично противоречие между общечеловеческими и профессиональными нормами морали. С необходимостью расстановки приоритетов по степени важности сталкивается представитель любой профессии. Другим примером может служить выбор человека между двумя или несколькими вариантами поведения, направленными на выполнение своего долга: патриот во время войны выбирает между службой в армии или работой на военном предприятии в тылу. Разрешение конфликта такого типа состоит в осмыслении нравственных приоритетов, в построении и анализе иерархии ценностей.
Что касается нравственных конфликтов в профессиональной сфере, то причины их возникновения кроются главным образом в следующем:
1. Особый характер профессиональных отношений (координация, субординация).
2. Формальные и неформальные отношения (служебные и неслужебные).
3. Различный уровень профпригодности.
4. Несоответствие формальных лидеров своему статусу и др. Профилактика и разрешение таких нравственных конфликтов заключается в обеспечении оптимального стиля работы.
Цель работы – раскрыть основы этики и этикета в конфликтных ситуациях.
1. Нравственный конфликт: практика и теория
Виссарион Григорьевич Белинский сто лет назад писал: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то, в этих отношениях и больше нигде, должно искать примет нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какого учения и какой категории нравственности он держится»[1].
Общественная мысль России, демократическая идеология органично включали в себя нравственное начало, высокие гуманистические моральные принципы, проверяемые и подтвержденные действием, поступком.
В нашу эпоху мы можем воочию убедиться в том, что наследие прогрессивной общественной мысли, лучших, высших образцов морали живет и утверждается в нашем обществе.
Зрелость отношений в обществе, нравственная их наполненность проявляют себя в том, что неизменно повышается роль нравственных начал, регуляторов поведения личности — как говорят философы; в том, что общество судит о человеке по тому, совпадают ли у него слово и дело.
Соответствие слов и дела, их единство как необходимая нравственная норма.
Зрелость нравственных отношений в нашем обществе проявляется и в том, как разрешает человек, коллектив трудности, противоречия, конфликты, с которыми неизбежно сталкивается в повседневной жизни. Гуманно ли, с учетом ли интересов других людей, другого человека? Или способен «переступить» через другого, если это диктуется собственной выгодой? Гражданственно ли? В соответствии ли с требованиями общества или умело обходя эти требования под прикрытием нужных слов?
Дело в том, что нравственное разрешение противоречий и конфликтов — в интересах общества и с уважением к личности — само служит совершенствованию отношений в обществе, влияет на «взаимные отношения людей друг к другу», если говорить словами Белинского, шлифует эти отношения [2].
Вот почему нравственный конфликт — герой этой работы. Вернее, герои ее — те, кто разрешает его или пытается разрешить. Конфликты, коллизии, ситуации, в которые попадает человек, коллектив, подчас драматичны, заставляют страдать, испытывать муки совести, вызывают потрясения.
Современная наука о морали полагает, что источник нравственности (а тем самым и моральных конфликтов, которые являются необходимыми элементами нравственной личности и общества) не в согласии интересов только и не в расхождении интересов исключительно, а в том, что общество едино и в то же время разделено, тождественно самому себе и в то же время заключает внутренние противоречия, развивается в единстве и борьбе противоположностей.
Моральные конфликты останутся в любом будущем обществе, хотя, безусловно, изменится конкретное содержание сталкивающихся альтернатив.
Прежде чем вести разговор о том, что такое нравственный конфликт в соответствии с наукой о морали — этикой, каковы механизмы его действия, как к нему относиться и как его разрешить, приведем примеры, «высвечивающие» сущность этого явления.
К врачу-хирургу города Ростова однажды ночью обратился человек с пулевым ранением. Врач обязан оказать помощь. Но в то же время он слышал по радио и телевидению обращение к населению города, и особенно к медикам, с требованием немедленно сообщить о преступнике — члене банды убийц и грабителей, получившем пулевое ранение. Всем известно, что долг врача — оказывать больному всемерную помощь, действовать только в интересах больного, соблюдать врачебную тайну. Перед врачом выбор: сообщить милиции о ночном визитере — также требует от него положение присяги — выполнять гражданский долг, отстаивая государственные интересы.
Или же под давлением угроз и шантажа бандитов оказать преступнику медицинскую помощь и промолчать. В человеке борются, сталкиваются в конфликте два противоположных мотива: профессиональный и гражданский долг.
На суде, состоявшемся после поимки банды, врач проходил в качестве соучастника бандитов и был справедливо осужден. Конфликт имел юридическое разрешение, но сущность его — нравственная. Нарушена моральная норма (выраженная в положении присяги врача), а привело это к пособничеству преступлению.
Трусость, малодушие и корысть (бандиты обещали большую сумму за помощь) возобладали. Произошло грубое нарушение нравственной нормы нашего общества, давшее социально значимый, вредный для общества результат.
Вот еще один конфликт с иным разрешением. В одном из студенческих стройотрядов на Дальнем Востоке возникла ситуация: дирекция кооператива, где работал отряд, предложила ребятам сдать объекты досрочно да еще возвести небольшое сооружение. Ретивым деятелям желательно было с превышением и первыми в районе отчитаться за сделанную работу. Аргументы в пользу «соблазна»: строя «на живульку», студенты раньше назначенных сроков могли уехать, больше получить и продемонстрировать превышение объема выполненной работы. Приемку местные деятели брали на себя: «Совесть вас мучить не должна. Пусть нас она мучает».
Предложение оказалось кое для кого заманчивым, мнения разделились, страсти закипели. Речь шла о деньгах, для каждого немалых, и более быстром возвращении домой. А цена — «всего лишь» ухудшение качества.
Отряд бурлил сутки. Победил моральный принцип, явственный конфликт разрешился позитивно, в результате поднялся нравственный уровень всего коллектива [3].
Рядовая коллизия. Но это именно моральный конфликт, потому что прошел он через умы и сердца ребят. Пришлось взвешивать каждый из возникших перед ребятами путей, столкнулись противоречивые побуждения, мотивы, нравственные установки. Включился чисто моральный критерий: «что такое хорошо и что такое плохо». Надо было решать каждому не на словах, а на деле.
Вот это как раз и есть нравственный конфликт, когда между одной возможностью действия и другой, ей противоположной, выбирается в ходе столкновения исключающих друг друга стремлений, мотивов, побуждений, желаний единственное решение. Когда «работают» не только соображения «выиграю — проиграю», но и полноправные регуляторы нравственных оценок — плохо поступлю или хорошо, по совести или нет. На основе этих оценок, в соответствии с ними возникает требование к себе — действовать, как велит моральный долг, совесть.
В данном конфликте победа морального принципа произошла вовсе не автоматически. Она дала большой воспитательный результат, утвердила норму, повысила уровень нравственных отношений всех ребят. В двух приведенных случаях нашли выражение особенности этого явления — нравственного конфликта.
Это, прежде всего связь его с нравственным выбором, и, значит, связь с противоречиями в сфере морали, когда сталкиваются и противоборствуют разнонаправленные стремления, мотивы, установки.
Эти простые примеры отражают также связь нравственного конфликта с нравственной нормой, с ее утверждением в жизни, с реальными жизненными обстоятельствами. Сама по себе конфликтная ситуация, например, производственная или административная, и сугубо нравственная — не одно и то же.
Именно эти стороны вопроса будут в центре нашего внимания: а) специфика нравственного конфликта в ряду явлений моральной регуляции; б) «работа», которую совершает нравственный конфликт по утверждению в жизнь нравственной нормы, нашего образа жизни [4].
Рассматривая эти проблемы, остановимся на формировании навыков при разрешении нравственных конфликтов и о роли таких навыков в решении задач нравственного воспитания.
2. Специфика нравственного конфликта
Среди ученых-этиков нашей страны существует мнение, что такое сложное явление, как нравственный конфликт, заслуживает специального глубокого и всестороннего изучения. Полнота единства мнений в этом вопросе еще не достигнута. Одни связывают нравственный конфликт с самим источником, с природой морали. Другие подчеркивают, что нужно, прежде всего, выявить, что человек считает ценностью, как эти ценности «сосуществуют друг с другом, что может человек приказать самому себе (может ли он потребовать от себя не поддаться, например, соблазну выгоды, а поступать как должно, как правильно). В то же время есть и общая точка зрения: нравственный конфликт возникает тогда, когда смешиваются или сталкиваются нормы, требующие от человека противоположных поступков.
Особенность нравственного конфликта определяется тем, что он выступает одним из проявлений нравственной регуляции. Такой регуляции сознания и поведения, где воедино слиты побудительные силы, движущие человеком «изнутри», и требования к нему «извне», со стороны общества. В нравственном конфликте выявляется необходимость разрешать трудности и противоречия, когда необходимо достичь полноты, органичности велений как внутри, так и извне. Нравственный конфликт находит проявление в том, что в нем оказываются активизированными две важнейшие функции морали: ценностно-оценочная (человек оценивает что-то как добро или как зло) и императивная (человек велит себе поступать так или иначе в зависимости от того, что считает он добром и что злом). В этом случае состояние выбора альтернативной оценки, состояние решения охватывают все элементы личностной структуры, все уголки морального сознания личности. При этом, хотя конфликт выступает как переживание, потрясение (в нравственное деяние вовлечена эмоционально-волевая сфера), он может не выливаться непосредственно в поведенческий акт. Он может претворяться в решение, нередко отстоящее от поведенческого акта во времени и в пространстве. («Я столкнулся с приписками на производстве и растерян, переживаю, в себя никак не приду. Но чтобы не ошибиться, еще разберусь, еще подумаю, взвешу свое выступление на собрании...») [5].
Здесь уместно сделать одно замечание. Образованность в вопросах морали часто принимают за высокий моральный уровень в поведении, а это далеко не всегда одно и то же. Конечно, человек, обладающий познаниями о том, как мораль появилась в обществе, какую роль она играет, в каких требованиях к человеку выражается, может да и должен бы быть высоконравственным в своих поступках. Но знания одного недостаточно. Нужна воля, требовательность к себе: выполнять то, что является правильным, независимо от того, видят ли все, «какой ты хороший», или ты единственный свидетель своего поступка. Черта нравственного образа жизни — именно единство «головы и сердца», слова и дела, морального знания и морального поступка.
Можно досконально освоить разумом все правила поведения, нормы, их обоснование, иметь информацию о моральных ценностях и уметь их описать и при этом действовать безнравственно. Критерий нравственного поведения — превращение нормы, ценности в мотив личного поведения. Помните, как это у Белинского (в приведенном выше рассуждении): приметы нравственного поведения надо искать в практическом поведении, а не в том, как человек рассуждает о нравственности.
Вряд ли нужно в вопросах морали слишком переоценивать рационалистическое, собственно только рассудочное начало; ведь в моральном регулировании сознания и поведения не менее важно, что считает человек ценным, в чем он убежден, за что готов постоять. «Разведение» же этих двух начал, то есть начал, как философы говорят, ценностных и императивных (веление самому себе), с одной стороны, и рациональных, с другой, подчас может найти проявление и в условиях нашего общества.
Пример: специалист-гидротехник и специалист в области обработки кордовых материалов обосновывают необходимость спуска промышленных вод в бассейн озера Байкал. Рабочие, не имеющие специального образования, обращаются в газету с просьбой предотвратить загрязнение Байкала. Мотивы их — нравственные обязательства по отношению к природе, которые и побуждают требовать предотвращения загрязнения уникального на Земле водного бассейна. Выяснение показало: поступок этот, линия поведения основаны не только на рациональном расчете (в конце концов, экономический эффект от строительства этого предприятия у самой байкальской воды - немалый), но на нравственном чувстве, убежденности — природу надо беречь. В мотиве поступка представлена нравственная норма, воспринятая от обычая, традиции.
Моральная убежденность — вот тот, собственно, нравственный импульс, который двигал людьми.
Придя в противоречие с практической целесообразностью (и с соображениями житейского удобства), подлинно нравственная норма победила. Это противоречие нравственно ценного, с одной стороны, и практически целесообразного — с другой, представляет собой особенность моральной регуляции как веления человека самому себе (на основании оценки явления в качестве хорошего или плохого, нравственно ценного и обладающего отрицательной ценностью, должного и противоречащего должному). В собственно моральном деянии всегда присутствует — осознанный или осознанный не вполне — ответ на вопрос, «что такое хорошо и что такое плохо». Вспомним опять рассуждение В. Г. Белинского: дело не в умении говорить о морали, а в том, как поступать в жизни. Важно совершить нравственный выбор, достойный, правильный поступок. Этот выбор благодаря противоречивости мотивов, подчас и противоположности, взаимоисключающего характера самих путей (альтернатив), а также целого ряда сопутствующих факторов (несовпадения того, что думает о себе человек и каков он на самом деле и т. д.) может выражаться в конфликте, нередко носящем острый, драматический характер.
Нравственный конфликт может вырастать из живой канвы конфликтов в производственных, административных, процедурных и тому подобных ситуациях. Если он протекает в сфере морали, каким бы он ни был — административным ли, «чисто производственным», — он является нравственным конфликтом. Производственная коллизия, возникшая на работе, может и не приобрести характера нравственного конфликта.
Специфически нравственный характер конфликт носит в том случае, когда обе его стороны или, по крайней мере, одна имеют нравственную природу; когда в конфликт включены существенные черты и стороны человеческого «я»: совесть, долг, оценка себя, своего выбора, личная позиция в отношении нравственности, в отношении добра и зла.
В случае, когда индивид стоит вне нравственности, когда он равнодушен к добру и злу, когда для него характерен нравственный вакуум, тогда, строго говоря, неправомерно рассматривать деяния человека в плане нравственного конфликта. (Нравственный индифферентизм представляет собой чрезвычайно важный объект, тему для рассмотрения и исследования.) Но при вычленении специфики нравственного конфликта речь должна идти о выявлении основания действий и поступков, мотивов, побуждений, намерений. В качестве таких оснований может выступать непосредственный практический интерес, собственно психологическая реакция и т. д.
Сложность выявления специфики нравственного конфликта состоит в том, чтобы не сводить весь вопрос к психологизации и социологизации нравственного конфликта. Действительно, всякий конфликт, по-видимому, имеет психологическую окраску. В то же время далеко не всякий психологический конфликт имеет нравственное содержание. Явление психологической несовместимости может иметь моральный аспект, а может его и не содержать. Известно, что при комплектовании экипажей на дрейфующую льдину и во многих других случаях учитывается факт психологической совместимости. Юридическая практика знает конфликты, разрешающиеся в судебном порядке, например, разводы супругов из-за несходства характеров; в бытовых конфликтах по тем же основаниям предписывается разъезд соседей. Социологический аспект требует вычленения факторов, формирующих основу конфликта, предполагает нахождение в наличных возможностях, например, производства действенных средств, способных организационно обеспечить, закрепить позитивные результаты разрешения нравственного конфликта и т. д.
Таким образом, конфликт, происходящий в нравственной сфере, не должен сводиться ни к механизму его протекания, ни к канве реальных ситуаций, из которых он произрастает и которые преобразует фактом своего возникновения и характером разрешения. В то же время для успешного анализа нравственного конфликта и для правильного его разрешения необходим подход комплексный, включающий анализ с позиций также и мировоззренческих, социально-правовых, а подчас и политических.
3. Как «работает» нравственный конфликт
Обратимся к нравственным конфликтам, которые происходят тогда, когда люди, вступающие в них, в разной мере освоили заповеди нравственного кодекса. Известно, что этот кодекс, составляющий основу нравственного образа жизни, включает, например, такие положения — добросовестный труд, забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; сознание общественного долга; непримиримость к нарушителям общественных интересов и др. Такой конфликт происходит в рамках единой нравственной нормы.
Одни освоили ее как мотив их личного поведения в жизни, другие относятся к норме более или менее формально, третьи стремятся избегнуть ее выполнения. Между одними, другими и третьими могут возникать конфликты нравственного характера, как между убежденными носителями нравственной нормы и ее формальными исполнителями.
При анализе таких конфликтов учитывается многослойность, противоречивость, сложность нравственного сознания, различие источников его формирования. Моральное сознание более непосредственно отражает отношения в процессе производства, в то же время это отражение отнюдь не является абсолютно точным. Нравственные конфликты, возникающие в сфере производства, должны быть расшифрованы для выявления их подлинного характера и смысла. Анализ собственно нравственной основы конфликта (в плане отношения к труду как нравственной заповеди), а также учет психологических факторов, социологических и других могут помочь прогнозированию нравственного конфликта, его предупреждению и правильному разрешению. Весьма распространен нравственный конфликт, характеризующий отношение к труду. Могут сталкиваться уравнительная или иная, патриархальная к примеру, установка в отношении труда.
Острый и болезненный нравственный конфликт возникает в том случае, когда сталкиваются мотивы, которыми вынужден под давлением житейских ситуаций, обстоятельств руководствоваться человек, и теми принципами, которым он себя считает преданным, приверженным. Например, стремление «закрыть» план, не подвести коллектив, получить премию диктует спешку в работе и порождает брак в конце квартала. Сама по себе такая подчиненность штурмовщине может вызывать конфликт с собственным принципом отношения к труду — форма нравственного конфликта, хорошо представленная в публицистике.
Есть и другой ряд конфликтов: глубоких, сложных, внутренних и тем не менее прямо и непосредственно связанных с общественным мнением, коллективом.
«Работа» по разрешению конфликта выражается в активном действии, в проявлении морального принципа, в эффективности претворения его в жизнь.
Заключение
Выявление и утверждение в жизни высокой нравственной нормы отнюдь не проходит автоматически, гладко и не всегда имеет благополучный итог. Временные заторы, остановки и движения вспять в этом процессе возможны, именно их надо предвидеть.
Особенно важна нравственная экспертиза социального, морального климата коллектива и нравственного конфликта.
Конфликты могут и не иметь счастливого разрешения. Носителя нравственной нормы порой в полной мере не поддержать. Его могут даже и осмеять «за отрыв» от реальности и за стремление быть впереди всех, противопоставить себя коллективу.
Себя защитить и защититься от себя, от соблазнов, влечений, обид, мести. Непросто это. Но не так уж и невозможно. Всего-то требуется «немного»... культура и мораль. От окружающих же — уважение к личности страдающего, запутавшегося в своих терзаниях человека; доверие к способности совершить правильный нравственный выбор. Однако стремление к настоящей, единственной, хотя и исковерканной, любви окружающим кажется нелепым, смешным.
Общая нравственная безграмотность также обрекает якобы на неизбежность конфликта и на фатальную его неразрешимость.
Но даже самые тягостные конфликты могут найти человеческое полноценное, социально оптимистическое разрешение.
В работе по нравственному воспитанию мы стремимся к тому, чтобы нравственный кодекс каждого человека был освоен человеком сознательно на рациональном, на духовно-волевом, на эмоциональном и нравственном уровнях. Мы должны видеть и тех, кто в действительности, прикрываясь словами, к этому кодексу либо нейтрален, либо настроен отрицательно. В этих случаях необходим комплексный подход, анализ, включающий, прежде всего мировоззренческий, политический и нравственный аспекты.
Список литературы
1. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. – М.: МГУ, 2001. – 344 с.
2. Ийна Тоомасовна Аасамаа. Как вести себя. Изд. 5-е. на русском языке. – Таллин: Валгус, 2004. – 220 с.
3. Окунев О. Б. Этика делового общения. – М.: Вузиздат, 2004. – 475 с.
4. Рыбакова П. В. Моральные отношения и их культура. - М.: Просвещение, 1994. – 305 с.
5. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. - М.: Культура, 2002. – 409 с.
6. Ягодинский В. Н. Наш этикет. – М.: ВИА, 2002. – 320 с.
[1] Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. - М.: Культура, 2002. С. 209.
[2] Рыбакова П. В. Моральные отношения и их культура. - М.: Просвещение, 1994. С. 200.
[3] Там же. С. 203.
[4] Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. – М.: МГУ, 2001. С. 66.
[5] Там же. С. 89.