Содержание
2. Организация труда на ФГУП «Судостроительном заводе» г. Хабаровска 2
2.1. Характеристика предприятия. 2
2.2. Анализ организации труда на ФГУП «Судостроительном заводе» г. Хабаровска 8
2.3. Оценка организации труда на заводе (по направлениям) 16
2.4. Влияние уровня организации труда на технико-экономические показатели работы предприятия. 25
Список использованной литературы.. 28
2. Организация труда на ФГУП «Судостроительном заводе» г. Хабаровска
2.1. Характеристика предприятия
Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод», создано в соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 27 ноября 1945 года № 2988-83. Прежние наименования предприятия
- Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»
- Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод».
Предприятие является коммерческой организацией. Находится в ведомственном подчинении Российского Агенства по судостроению. Функции учредителя осуществляют федеральный орган по управлению государственным имуществом и Российское Агенство по судостроению в соответствии с действующим законодательством РФ.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки, фирменные наименования, товарный знак (знак обслуживания).
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам дочерних предприятий, государство и его органов, а его дочерние предприятия, государство и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренным законодательством РФ.
ФГУП
«Хабаровский судостроительный завод» имеет филиал – Владивостокская сдаточная
база ФГУП «ХСЗ». Адрес: РФ,
Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получение прибыли.
ФГУП «Судостроительный завод» г. Хабаровска Осуществляет следующие виды деятельности:
ü Строительство и поставка кораблей, судов и другой специальной техники всех типов и классов.
ü Ремонт, модернизация, гарантийное обслуживание кораблей, судов всех типов и классов и авторский надзор.
ü Разработка и производство товаров народного потребления.
ü Изготовление опытных образцов, разрабатываемых изделий, серийное производство отдельных видов изделий, оказание технической помощи при внедрении новых видов изделий.
ü Содержание жилищно-коммунального хозяйства.
ü Хранение, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих источников), дозиметрической аппаратуры.
ü Оказание услуг организациям и физическим лицам по таможенному оформлению товаров, по обработке таможенных грузов и их хранению на таможенном складе.
ü Разработка учебных программ, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников по всем видам деятельности предприятия, в том числе для обслуживания объекта Гостехнадзора России.
ü Выполнение работ по метрологическому обеспечению оборудования, приборов, средств измерения, включая ремонт и обслуживание.
ü Содержание железнодорожных подъездных путей, парка локомотивов и специальной железнодорожной техники.
ü Хранение, обработка спирта этилового и нефтепродуктов.
ü Посредническая, торгово-закупочная деятельность.
ü Оказание научно-технический, проектный и инженерно-консультационных услуг, маркетинг.
ü Осуществление внешэкономической деятельности.
ü Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутренних, внешних сетей тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, котельного оборудования, систем вентиляции, отопления, канализации, кондиционирования, систем обеспечения сжатым воздухом, очистных сооружений, транспорта, грузоподъемного оборудования, слаботочных сетей и оборудования (пожарные и охранные сигнализации, систем радиофикации), автозаправочных станций и других объектов, подведомственных государством и территориальным органам надзора.
ü Заготовка, переработка и сдача вторичного сырья цветных и черных металлов.
ü Заготовка, переработка и сдача вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы.
ü Утилизация бытовых, промышленных и производственных отходов.
ü Осуществление строительной деятельности.
ü Перевозка грузов, буксировка плотов, судов и иных плавучих объектов, погрузочные работы, складские операции, транспортно-экспедиторское обслуживание.
ü Оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам, в том числе по перевозке пассажиров, международным перевозкам, перевозке опасных грузов.
ü Оказание гостиничных услуг.
ü Оказание услуг связи.
ü Проведение работ по сертификации.
ü Производство сельскохозяйственной продукции.
ü Оптовая, комиссионная и розничная торговля.
ü Оказание социально-бытовых, лечебно-оздоровительных услуг.
ü Информационно-рекламная, редакторско-издательская и полиграфическая деятельность.
ü Проведение ведомственного контроля за обеспечением пожарной безопасности.
Предприятие не в праве осуществлять виды деятельности. не предусмотренные настоящим Уставом, кроме деятельности, направленной на создание объектов социально-культурного назначения и строительства жилья в целях обеспечения потребностей работников предприятия.
В условиях конкуренции эффективное функционирование предприятия, а также наиболее полное удовлетворение запросов потребителей, достигается при стремлении к максимизации расчетной прибыли. Соответственно и управление ресурсами, потребляемыми предприятием, ориентировано на эти цели. Стремление к максимизации расчетной прибыли (минимизация убытков) за период является предпосылкой существования и успешного развития предприятия. Другое важнейшее условие существование предприятия в конкурентной экономической среде – поддержание его постоянной ликвидности.
Таблица 2.1.
Справка о финансовом состоянии
Наименование показателей |
2000 |
2003 |
2004 |
|||
всего |
В т.ч. конверс мощности |
всего |
В т.ч. конверс мощности |
всего |
В т.ч. конверс мощности |
|
Объем производства (товарный выпуск) Затраты на производство продукции Объем реализации продукции Затраты на производство реализованной продукции Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия Дебиторская задолженность на конец года Кредиторская задолженность на конец года Задолженность по уплате % за конверсионный кредит Задолженность по возврату средств, выданных на конверсию производства |
6959 7234 5323 5483 9056 8544 567 2377 |
|
9490 8123 7165 6065 5016 7534 9169 2377 |
41300 35350 31185 26396 751 |
119500 85595 87973 70378 13537 |
56730 40635 37490 31730 5760 |
По данным Хабаровского судостроительного завода, основанным на показателях представленного баланса, нельзя делать вывод о неплатежеспособности предприятия. Утвержденная форма баланса не отражает всех вопросов финансовой деятельности, а именно отсутствует задолженность заказчиков предприятия по Госзаказу, из-за чего искажается сумма незавершенного производства и авансовых платежей.
Так, по состоянию на 01.01.2000 задолженность предприятию о госзаказу с НДС и федеральным налогам составляет 43831 тыс. руб.
В связи с этим в представленном отчете незавершенное производство уменьшить на 29220 тыс. руб., расчеты с дебиторами увеличить на 36525 тыс. руб., прибыль увеличить на 4749 тыс. руб., расчеты с бюджетом увеличить на 2556 тыс. руб. Кроме того, в связи с длительным циклом постройки кораблей плата за выполненный объем работ по этапам автоматически нарастающим итогом увеличивает незавершенное производство и сумму авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Следовательно, необходимо уменьшить незавершенное производство на сумму 63703 тыс. руб. уменьшить авансы, полученные от покупателей и заказчиков, увеличить прибыль на 45924 тыс. руб. и на 24729 тыс. руб. расчеты с бюджетом.
Таким образом, на основе представленных данных без учета вносимых изменений о продолжительности цикла постройки судов, а также по соответствующим результатам показателям текущей ликвидности (0,854), платежеспособности (0,026), финансовой устойчивости (0,424), очевидно что предприятие обладает признаки неплатежеспособности. Однако при внесении соответствующих изменений, связанных с длительностью цикла постройки судов, данные коэффициенты приобретают другие значения, а именно : коэф. Текущей ликвидности 1,613, коэф. Платежеспособности 0,280, коэф. Финансовой устойчивости 0,806. В связи с чем следует, что данные результаты расчетов, определенные на основе нехарактерной для судостроения формы баланса не позволяют определить предприятие как неплатежеспособным. Кроме того, при своевременном погашении задолженности по выполненному объему работ по госзаказу предприятие полностью восстановит платежеспособность.
После ознакомления с объектом исследования приступим к анализу организации труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод».
2.2. Анализ организации труда на ФГУП «Судостроительном заводе» г. Хабаровска
Сперва рассмотрим существующую организационную структуру и систему управления персоналом предприятия.
Основная задача всех судостроительных предприятий заключается в том, чтобы обеспечить выпуск продукции высокого качества, постоянно совершенствовать технологию производства, добиваясь на этой основе повышения эффективности производства.
Мероприятия по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью направлены на устранение многоступенчатости в управлении отраслями промышленности, более четкое разграничение прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления, повышение оперативности и гибкости в работе управленческого аппарата.
Структура судостроительного предприятия строится с таким расчетом, чтобы обеспечить рациональную специализацию его звеньев и непрерывность производственного процесса.
Функции управления производством на судостроительном предприятии выполняет аппарат управления, т.е. заводоуправление и аппарат управления цехом, участком.
Предприятие возглавляет Руководитель (генеральный директор), назначаемый на эту должность Российским Агенством по судостроению.
Права и обязанности Руководителя, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются контрактом, заключаемым с Руководителем Российским Агенством по судостроению по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ.
Руководитель действует от имени предприятия без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории РФ и за ее пределами. Действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, настоящим Уставом и заключенным с ним контрактом.
Компетенция заместителей Руководителя предприятия устанавливается Руководителем предприятия. Заместители Руководителя действуют от имени предприятия, представляют его в государственных органах, в организациях РФ и иностранных государств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых руководителем предприятия.
На предприятии преобладает вертикальная система подчинения.
Наряду с вертикальными связями на предприятии также развиты горизонтальные связи, что можно проследить по работе цехов и отделов. Например: предоставление документации одними отделами для других.
Для определения работы персонала на заданный период составляется "График-контроля и регулирования производственного процесса на заводе". В данном графике указаны: содержание проводимых проверок, время проведения, кто проводит и место проведения. Управление производственной деятельностью предприятия осуществляется по следующим принципам работы:
-предоставление отчетов о проведенной работе начальниками цехов и отделов;
-осуществление контроля за выполнением предыдущего производственного задания;
-анализ причин отклонений от графика производственного процесса;
-определение объема работ по каждому производственному подразделению на заданный период;
-доведение решения собрания и производственных заданий непосредственно до исполнителей;
-осуществление контроля за выполнением производственного задания. Помимо производственных совещаний в начале рабочего дня проводятся оперативные совещания (не более 15 минут), на которых обсуждаются текущие вопросы и определяется план работы на день.
Рассмотрим персонал предприятия и динамику его заработной платы
Таблица 2.2.
Работники основного производства за 2003 год
категория |
Номера цехов |
итого |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
СБ |
||
Сдельщики Повременщики Руководители Специалисты Служащие Ученики ППП |
476/30 199/14 69/4 88/9 40/2 5/1 940/60 |
301/17 128/12 63/4 32/3 27/2 3/1 464/39 |
288/24 207/17 83/8 140/12 13/1 3/2 760/64 |
372/4 407/34 131/11 73/7 17/1 901/87 |
323/27 150/11 48/4 60/5 12/1 569/48 |
480/41 190/19 22/10 105/9 24/2 941/81 |
197/17 338/29 156/11 89/9 13/1 819/67 |
2437/190 1619/136 572/52 587/54 146/10 11/4 5394/446 |
Общий итог работников основного производства за 2003 год: мужчины – 10766, женщины – 892.
Таблица 2.3.
Работники вспомогательного производства за 2003 год
категория |
Номера цехов |
итого |
|||||
10 |
РМУ |
7 |
8 |
9 |
ЗУП |
||
Сдельщики Повременщики Руководители Специалисты Служащие Ученики ППП |
252/51 184/14 75/6 67/6 15/1 9/2 611/50 |
153/13 36/3 36/3 30/2 280/21 |
98/8 478/40 53/4 32/3 12/1 627/56 |
537/45 29/2 52/2 16/1 603/53 |
126/11 50/4 22/2 15/1 6/1 224/19 |
151/128 488/95 2126/176 263/23 5065/422 |
629/53 1436/234 703/112 2322/193 306/26 9/3 7410/621 |
Общий итог работников вспомогательного производства за 2003 год : мужчины – 12815, женщины – 1242.
Таблица 2.4.
Работники основного производства за 2003 год
категория |
Номера цехов |
итого |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
СБ |
||
Сдельщики Повременщики Руководители Специалисты Служащие Ученики ППП |
508/42 205/17 76/6 83/7 34/3 47/4 951/79 |
353/29 128/11 64/5 24/2 26/2 78/7 673/58 |
379/92 185/15 81/7 135/11 14/1 18/2 812/68 |
234/28 385/32 117/10 67/5 12/1 515/76 |
276/23 153/13 53/4 58/5 12/1 6/1 558/47 |
164/39 208/17 92/8 105/9 24/2 13/1 906/76 |
151/12 339/28 128/11 90/8 12/1 720/60 |
2065/205 1603/133 538/42 562/47 134/11 162/15 5135/462 |
Общий итог по работникам основного производства мужчины – 10199, женщины – 915.
Таблица 2.5.
Работники вспомогательного производства за 2004 год
категория |
Номера цехов |
итого |
|||||
10 |
РМУ |
7 |
8 |
9 |
ЗУП |
||
Сдельщики Повременщики Руководители Специалисты Служащие Ученики ППП |
261/22 192/16 75/6 59/5 17\2 618/51 |
192/16 24/2 36/3 33/3 285/24 |
96/8 499/42 48/4 39/3 12/1 694/58 |
539/45 36/3 50/4 18/1 643/53 |
201/17 48/4 24/2 12/1 2/0 287/24 |
1516/126 1129/94 2038/170 230/19 4913/409 |
750/63 2818/235 1348/112 4269/186 277/27 2/0 7440/619 |
Общий итог по работникам вспомогательного производства: мужчины – 16904, женщины – 1242.
Таблица 2.6.
Анализ средне заработной платы
Категория |
Средняя заработная плата |
разница |
|
2003 |
2004 |
||
Сдельщики Повременщики Руководители Специалисты СКП ученики |
6491 3562 4988 4357 3014 1093 |
9553 4905 9702 5865 4578 2218 |
3062 1342 4714 1508 1564 1125 |
По сравнения с 2003 годом средняя заработная плата у рабочего персонала судостроительного завода в 2004 году увеличилась:
· У сдельщиков на 3062
· У повременщиков на 1342
· У руководителей на 4714
· У специалистов на 1508
· У СКП на 1564
· У учеников на 1125
Данные увеличения связаны с приказом №57 от 05.03.04г увеличение тарифных ставок рабочим сдельщиком на 30%. Этим же приказом увеличен процент премий рабочим сдельщикам с 30% до 50% с1 марта 2004 года.
Данный приказ издан в целях материальной заинтересованности рабочих- сдельщиков в увеличении объемов производства, повышении производительности труда, а также в целях сохранения и привлечения на завод рабочих кадров.
Приказ № 64 от 05.03.04 увеличение месячных тарифных ставок рабочим повременщикам должностных окладов руководителей, специалистов и служащих на 30% с 1 марта 2004 года. Данный приказ издан в целях материальной заинтересованности работников завода в увеличении объемов производства и в целях социальной защиты.
Приказ №199 – к от 17.02.04 увеличены тарифные ставки ученикам на 50% с 1 февраля 2004 года. Приказ издан в целях привлечения на завод учеников основных профессий и повышении материальной заинтересованности работающих на заводе учеников.
Научная организация труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» достигается с помощью комплекса организационно-технических производственно-хозяйственных и других мероприятий ориентированных на совершенствование процессов труда и формирование благоприятных для здоровья условий трудовой деятельности.
Формы организации труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» в решающей мере определяются техническим уровнем производства.
Организация труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» представлена следующими элементами
1. Подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.
Процессом подбора, подготовки и переподготовки работников занимается отдел кадров, согласно заявкам руководителей структурных подразделений согласованных с директором предприятия.
2. Разделение труда, т.е. расстановка работников по рабочим местам и закрепление за ними определенных обязанностей.
3. Кооперация труда, т.е. установление системы производственной взаимосвязи между работниками.
Формы организации труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» в решающей мере определяются техническим уровнем производства.
На ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» существуют следующие формы кооперации труда:
- межцеховая кооперация специализированных цехов, направленная на обеспечение слаженного их взаимодействия по выпуску конечной продукции предприятия;
- внутрицеховая кооперация специализированных участков, цель которой является взаимоувязка их деятельности по выпуску конечной продукции цеха;
- внутри-участковая кооперация отдельных работников или производственных бригад по выпуску закрепленной за участком продукции;
- внутрибригадная кооперация, объединяющая рабочих, совместно выполняющих единое для бригады производственное задание и несущих коллективную ответственность за результаты труда бригады.
Важнейшими направлениями совершенствования разделения и кооперации труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» являются совмещение профессий, расширение зон обслуживания, многостаночная работа. Большой простор для проявления инициативы рабочих в целесообразной кооперации труда дает организация труда в комплексных бригадах с частичной или полной взаимозаменяемостью.
4. Организация и обслуживание рабочих мест.
Необходимая часть организации труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» — организация рабочих мест. Рабочее место — это первичное звено производства, зона трудовой деятельности рабочего или группы рабочих (если рабочее место коллективное), оснащенная необходимыми средствами для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается система его оснащения и планировки, подчиненная целям производства.
Оснащение рабочего места на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» складывается из совокупности средств, необходимых для осуществления производственного процесса. К ним относятся: основное технологическое и вспомогательное оборудование, технологическая оснастка — рабочий и мерительный инструмент, приспособления, запасные части; организационная оснастка — средства связи и сигнализации, рабочая мебель, тара; рабочая документация; средства коммуникации для подачи на рабочее место сырья, материалов, энергии; хозяйственный инвентарь для поддержания чистоты и порядка и др.
Полное и комплектное оснащение рабочего места позволяет наилучшим образом организовать процесс труда. Для этого необходима рациональная планировка средств оснащения — размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания, свободный доступ к механизмам и их отдельным узлам, требующим регулирования и контроля, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономия производственной площади, наличие проходов, подъездов и проездов для транспортных средств, взаимосвязь со смежными рабочими местами и с местом бригадира, мастера, другого руководителя.
6. Разработка рациональных приемов, методов труда и его нормирование.
На ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» используются следующие виды норм труда:
— норма времени — количество рабочего времени, необходимого на выполнение какого-либо изделия или какой-либо работы;
— норма выработки — количество изделий, которое необходимо выпустить в единицу времени (за один час, рабочую смену и т.д.). Между нормой времени и нормой выработки существует обратно пропорциональная зависимость;
— норма обслуживания — количество объектов (машин, механизмов, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников должны обслужить в течение единицы рабочего времени;
— норма времени обслуживания — это время, необходимое на обслуживание одного объекта. Между нормой обслуживания и нормой времени обслуживания также существует обратно пропорциональная зависимость;
— норма численности — количество работников определенного профиля и квалификации, необходимое для выполнения конкретных работ за определенный период.
Для того чтобы узнать, из каких частей складываются различные нормы труда, необходимо изучить классификацию затрат рабочего времени. В соответствии с ней все рабочее время исполнителя или группы работников подразделяется на время работы и время перерывов.
8. Создание безопасных и здоровых условий труда.
Руководители подразделений и участков регулярно занимаются проведением инструктажей по техники безопасности, проведение как и внутренних, так и внешних проверок, что обеспечивает высокий уровень безопасности производства
Далее необходимо оценить организацию труда на предприятии по направлениям.
2.3. Оценка организации труда на заводе (по направлениям)
В ходе оценки уровня организации труда на заводе выделим следующие направления: организация труда производственного персонала, организация управленческого труда.
Рассмотрим и оценим уровень организации труда основных рабочих.
Рассмотрим организацию рабочего места и производственный процесс рабочего основного производства Куляева И.Г. на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод». Карта планировки рабочего места представлена на рисунке 1.
КАРТА №1 исследования и проектирования трудового процесса |
ЛИСТ 1 |
|
|||||||||||||
(при рабочей позе стоя). Существующая. 1000 800 600 400 200 0 200 400 600 800 1000 |
|
||||||||||||||
Условные обозначения: А - оптимальная зона Б - зона легкой досягаемости В - зона досягаемости |
1. Рабочий 2. Стол 3. Контейнер для гаек 4. Контейнер с шестернями 5. Контейнерс подшипниками 6. Контейнерс фланцами муфты 7. Контейнерс валами 8. Электрогайковерт |
||||||||||||||
Рисунок 1 – Карта планировки рабочего места
Произведем анализ планировки рабочего места рабочего места слесаря-сборщикка на участке сборки узлов изделия. Сборка узла производится на столе частично вручную, частично электрогайковертом. Элементы сборки находятся в специальных контейнерах. Основное место труда слесаря сбощика находится у стола.
Непосредственно сборка узла производится на столе в зоне оптивальной досягаемости (А). Контейнер с гайками находится в зоне досягаемости (В), частично выдвинувшись в зону легкой досягаемости (Б). Контейнер с валами нахъодится за пределами зоны досягаемости (за спиной рабочего, примерно в 800мм от него). Чтобы взять вал рабочий совершает поворот телом, идет к контенеру, и взяв вал, возвращается к столу. Три других контейнера расположены в зоне досягаемости. Детали, находящиеся в максимально удаленных частях контейнеров, расположены на расстояниях: 700мм от рабочего - у контейнера с шестернями (длина которого 500мм); 800мм у контейнера с фланцами муфты (длина которого 600мм); 800мм у контейнера с подшипниками (длина которого 500мм), расположение к рабочему - углом и на удалении. Слесарь, дотягиваясь до удаленных деталей, наклоняется.
Электрогайковерт берется рабочим со стола из зоны легкой досягаемости (Б) и после машинно-ручной операции снова возвращает его на постоянное место расположения.
Готовая продукция хранится на столе у границы зоны досягаемости.
Рассмотрим схему нормирования процесса производства по наблюдению специалиста по нормированию за работой слесаря- сборщика Куляева И.Г. Карта исследования и проектирования рабочего процесса представлена в приложении 1.
Важное значение в организации труда производственного персонала играет и условия труда. Рассмотри условитя труда на ФГУП «Хабаровский судостроительный завод».
Сперва определяем бальную оценку по каждому производственному фактору.
Таблица 2.7.
Факторы |
Значение |
Баллы |
1.Температура воздуха на рабочих местах в теплое время года |
18-20 |
1 |
2. Относительная влажность воздуха |
65 |
3 |
3. Скорость движения воздуха (в теплый период года) |
1,5 |
5 |
4. Токсичные вещества (кратность превышение ПДК) |
- |
- |
5. Промышленная пыль (кратность по отношению к ПДК) |
В 2 раза |
3 |
6. Промышленный шум |
Ниже ПДУ |
1 |
7. Освещенность (отклонение от нормы) |
В 1,2 раза выше нормы |
- |
8. Монотонность |
3-5 |
3 |
Сумма баллов |
|
16 |
= 16/6 = 2,67 балла
Интегральная балльная оценка тяжести труда за смену (Ит) рассчитывается следующим образом:
Ит = 19,7 - 1,62 = 19,7*2,67 – 1,6*2,672 = 41,16
Затем, зная Ит, по табл. 2.8 находим категорию тяжести труда.
Таблица 2.8
Категория тяжести труда в зависимости от значений Ит
|
Значения Ит |
|||||
До 18 |
19-33 |
34-45 |
46-54 |
55-58 |
59-60 |
|
Категория тяжести |
1 |
11 |
111 |
IV |
V |
VI |
Таким образом, категория тяжести – 111.
Определяем интегральный показатель резерва работоспособности применительно к улучшенному варианту организации труда, когда в результате проведенных мероприятий количественное значение факторов, превышающие допустимые значения, можно будет оценить на один балл меньше, то есть:
Таблица 2.9.
Факторы |
Баллы |
1.Температура воздуха на рабочих местах в теплое время года |
- |
2. Относительная влажность воздуха |
2 |
3. Скорость движения воздуха (в теплый период года) |
4 |
4. Токсичные вещества (кратность превышение ПДК) |
- |
5. Промышленная пыль (кратность по отношению к ПДК) |
2 |
6. Промышленный шум |
- |
7. Освещенность (отклонение от нормы) |
- |
8. Монотонность |
2 |
Сумма баллов |
10 |
= 10/4 = 2,5 балла
Ит = 19,7 - 1,62 = 19,7*2,5 – 1,6*2,52 = 39,25
Резерв работоспособности (Кинт, в %) рассчитывается следующим образом:
Кинт = 100-(Ит-15,6)/0,64 ,
Где 100 - потенциальный показатель максимально возможной работоспособности;
(Ит - 15,6) / 0,64 - интегральный показатель утомления.
Кинт1 = 100 – (41,16-15,6)/0,64 = 60,07 %
Кинт2 = 100 – (39,25-15,6)/0,64 = 63,05 %
Возможный прирост производительности труда (∆Пт) рассчитывается следующим образом:
∆Пт = (Кинт2 / Кинт1 - 1) К х 100 ,
Где Кинт1 и Кинт2 - показатели резерва работоспособности до и после улучшения условий труда;
К - коэффициент, учитывающий влияние роста работоспособности на производительность труда; К=0,2 (получен эмпирическим путем).
∆Пт = (63,05/60,07 – 1)*0,2*100 = 0,99%.
Таким образом, можно сделать вывод, что за счет улучшения условий труда предприятие сможет получить прирост производительности труда в размере 0,99%.
В целом необходимо отметить, что организация труда основных рабочих является достаточно высокой, хотя и существует возможность её оптимизации.
К следующему выделенному направлению относится организация труда управленческого персонала
При оценки организации труда руководителей наибольшее значение уделяется затратам времени.
Таблица 2.10.
Структура затрат времени руководителя подразделения
№ |
Элементы затрат рабочего времени |
Затраты времени, мин. |
Индекс |
Затраты времени в % |
1 |
Получение задания от руководителя |
20 |
ПЗ |
4,167 |
2 |
Получение приборов для изучения использования рабочего времени |
45 |
ОРМ |
9,375 |
3 |
Консультация с начальником отдела, руководителем бюро по выполнению работы |
15 |
ПЗ |
3,125 |
4 |
Ознакомление с методикой расчета, анализа, рекомендациями |
35 |
ПЗ |
7,291 |
5 |
Расчерчивание форм для анализа (вручную) |
25 |
И |
5,208 |
Продолжение таблицы 2.10.
6 |
Запись в формы данных из журнала учета |
20 |
И |
4,167 |
7 |
Проведение стандартных расчетов, пользуясь инструкцией |
25 |
ФЛ |
5,208 |
8 |
Внесение данных расчетов в заготовленную форму |
20 |
И |
4,167 |
9 |
Проведение анализа показателей, подготовка выводов и рекомендаций |
90 |
Т |
18,75 |
10 |
Обсуждение полученных вариантов решения, выводов и рекомендаций с руководителем |
20 |
Т |
4,167 |
11 |
Выдача заданий цеховым специалистам на подготовку дополнительной информации |
10 |
А |
2,083 |
12 |
Вызов цеховых специалистов в связи с подготовкой совещания |
20 |
А |
4,167 |
13 |
Ожидание получения информации от смежного отдела |
45 |
ПНР |
9,375 |
14 |
Отдых |
10 |
ОТЛ |
2,083 |
15 |
Получение приборов для изучения затрат времени и труда |
20 |
ОРМ |
4,167 |
16 |
Производственная гимнастика |
15 |
ОТЛ |
3,125 |
17 |
Посторонние разговоры |
15 |
ПНД |
3,125 |
18 |
Получение информации от цехов по ранее выданному заданию и запись данных в журнал |
20 |
И |
4,167 |
19 |
Уборка рабочего места |
10 |
ОРМ |
2,083 |
ИТОГО |
480 |
|
100 |
Проанализируем затраты рабочего времени:
1) Степень экстенсивного использования рабочего времени:
Кэ = (Ф – П) / Ф
Ф – фонд рабочего времени;
П – регламентированные и нерегламентированные перерывы в работе.
Кэ = (480 – 45 – 10 – 15 – 15) / 480 = 0,823
2) Коэффициент потерь времени, зависящих от работника:
Кпнд = ПНД / Трв
Кпнд = 15 / 480 = 0,031
3) Коэффициент потерь времени, вызванных нарушением режимов работы:
Кпнр = ПНР / Трв
Кпнр = 45/ 480 = 0,094
4) Удельный вес регламентируемых перерывов
Котл = ОТЛ / Трв
Котл = 25 / 480 = 0,052
Сперва определяем структуру затрат рабочего времени по содержанию труда, которая представлена на рисунке 2
Рисунок 2 - Структура затрат рабочего времени
Далее определяем структуру затрат рабочего времени по характеру деятельности, которая представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура затрат рабочего времени по характеру деятелньости
Таким образом, интенсивность труда, согласно рекомендуемым значениям, среднего уровня, для ее повышения, с моей точки зрения необходимо устранить нарушения трудовой дисциплины на предприятии путем введения штрафных санкций за личные беседы, опоздания и т.п.; сократить до минимума время вынужденных перерывов в работе путем улучшения согласования между начальниками отделов и другими подразделениями; удельный вес регламентируемых перерывов не достаточен, согласно нормативным значениям, следует ввести практику технических перерывов на 10-15 минут через каждые 2 часа работы на восстановление физических и умственных возможностей.
Безусловно ошибки в организации труда персонала негативно сказываются на результаты работы предприятия.
2.4. Влияние уровня организации труда на технико-экономические показатели работы предприятия
В настоящее время одной из наиболее важней статей расходов на предприятии является расходы на оплату труда. В связи с этим показатели эффективности использования трудовых ресурсов приобретают особое значение.
Одним из важнейших показателей эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда, которая в свою очередь зависит от таких факторов как:
1. Квалификация персонала
2. Уровень механизации и автоматизации производства
3. Уровень разделения труда на предприятии
4. Рациональность организации рабочего места
5. Рациональная организация обслуживания рабочего места
Большинство из этих факторов относятся именно к организации труда, что показывает прямое влияние организации труда на технико-экономические показатели деятельности предприятия.
Рассмотрим пример влияния организации труда на показатели работы предприятия на примере участка цеха №1.
Уборка стружки и уборка рабочего места остается за станочниками, поскольку это нормируемое для них время. Потери времени по вине рабочего остаются на прежнем уровне, поскольку разработка мероприятий, направленных на повышение трудовой дисциплина, не имеет отношения к данной задаче.
На первом этапе определяется годовой объем работ по каждому виду обслуживания (Qi)
Qi =Чор * Тсм * di * Д,
где: Чор - численность основных рабочих (станочников);
Тсм - длительность смены, час;
di — доля затрат рабочего времени на i — й вид обслуживания в сменном фонде времени (в долях единицы);
Д - количество рабочих дней на протяжении года.
Q1 = 55 * 8 * 0, 7 * 220 = 67760 ч
Q2 = 55 * 8 * 0, 04 * 220 = 3872 ч
Q3 = 55 * 8 * 0,026 * 220 = 2516, 8 ч
Q4 = 55 * 8 * 0,033 * 220 = 3194, 4 ч
Q5 = 55 * 8 * 0,005 * 220 = 484 ч
Q6 = 55 * 8 * 0,011 * 220 = 1064, 8 ч
Q7 = 55 * 8 * 0, 05 * 220 = 4840 ч
Q8 = 55 * 8 * 0,006 * 220 = 580, 8 ч
Q9 = 55 * 8 * 0, 04 * 220 = 3872 ч
Q10 = 55 * 8 * 0, 03 * 220 = 2904 ч
Затем определяется требуемая численность вспомогательных рабочих по каждому из видов обслуживания (Чi):
Чi = Qi * (1 – Ксн) / Фгод * Коп,
где: Qi — годовой объем работ i - го вида обслуживания;
Ксн - коэффициент уменьшения объема работ при организации централизованного обслуживания;
Фгод - годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час;
Коп - доля оперативного времени в сменном фонде времени вспомогательного рабочего.
Ч1 = 67760 * (1 – 0,24) / 1730 * 0,89 = 34 чел.
Ч2 = 3872 * 0,76 / 1539,7 = 2 чел.
Ч3 = 2516,8 * 0,76 / 1539,7 = 1 чел.
Ч4 = 3194,4 * 0,76 / 1539,7 = 2 чел.
Ч5 = 486 * 0,76 / 1539,7 = 0 чел.
Ч6 = 1064,8 * 0,76 / 1539,7 = 1 чел.
Ч7 = 4840 * 0,76 / 1539,7 = 2 чел.
Ч8 = 580,8 * 0,76 / 1539,7 = 0 чел.
Ч9 = 3872 * 0,76 / 1539,7 = 2 чел.
Ч10 = 2904 * 0,76 / 1539,7 = 1 чел.
После определения численности вспомогательных рабочих по каждому виду обслуживания рассчитывается их общая численность, рассматривается возможность совмещения профессий при округлении численности в меньшую сторону.
Общая численность вспомогательных рабочих:
34 + 2 + 1 + 2 + 1 + 2 + 2 + 1= 45 чел.
При совмещении профессий это число можно уменьшить до 30 человек.
В заключении рассчитывается повышение производительности труда:
- у станочников (по условиям задачи их численность остается прежней) в связи с уменьшением времени отвлечения на выполнение несвойственных им работ;
- по всей совокупности рабочих (численность станочников + численность вспомогательных рабочих).
Производительность труда:
- станочники:
Qгод. 1 = 55 * 8 * (0,7 + 0,04 + 0,026 + 0,033 + 0,005 + 0,011 + 0,006 + 0,04) * 220 =
= 83344,8 ч
Таким образом, производительность труда у станочников увеличится на (83344,8 - 67760) = 15584,8 ч
- станочники + вспомогательные рабочие:
Qгод. 2 = (55 + 30) * 8 * 0,861 * 220 = 128805,6 ч
Таким образом, производительность труда по всей совокупности рабочих увеличится на (128805,6 - 67760) = 61045,6 ч
Список использованной литературы
1. Адамчук В.В. Организация и нормирование труда.- М.: Дело, 1999.
2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом.- М.: Знание, 2000
3. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 1999
4. Грязное А.Я. Основы организации и оплаты труда.- М.: Юрист, 2000.
5. Завельский М.Г. Экономика и социология труда.- М.: Знание, 2000.
6. Колосницына М.Г. Экономика труда.- М.: Дело, 1998.
7. Костюков Н.И. Организация, нормирование и оплата труда.- М.: Экономика, 1999.
8. Кулинцев И.И. Экономика и социология труда.- М.: ИНФРА-М, 1999.
9. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения.- М.: МИК, 1999.
10. Погосян Г.В. Практикум по экономике, организации и нормированию труда.- М.: ИНРА-М, 2001.
11. Рофе А.И. Научная организация труда.- М.: МИК, 1998.
12. Рофе А.И. рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда.- М.: МИК 1999.
13. Рофе А.И., Жуков А.Л. Теоретические основы экономики и социологии труда.- М.: Логос, 1999.
14. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 1999.
15. Федченко А. Стимулирование работников: зарубежный опыт. Человек и труд. – 2001. - №3. –С.79-81.
Приложение 1
|
КАРТА №1 Исследования и проектирования трудового процесса |
ЛИСТ 3 |
|||||||||||||||
|
Исследование существующего метода труда |
||||||||||||||||
Содержание трудового процесса по приемам |
ЛЕВАЯ рука |
ПРАВАЯ рука |
Туловище, ноги |
|
|||||||||||||
№ пп |
Содержание трудового процесса по приемам |
№ пп |
Наименование микроэлемента (МЭ) |
Код МЭ и его факторы |
Затраты времени (тыс доли мин) |
№ пп |
Наименование микроэлемента (МЭ) |
Код МЭ и его факторы |
Затраты времени (тыс доли мин) |
№ пп |
Наименование микроэлемента (МЭ) |
Код МЭ и его факторы |
Затраты времени (тыс доли мин) |
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|||
1 |
Переместить вал к столу |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Повернуть туловище |
ПТ (j180) (ОС1) |
28.9 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Ходить |
Х (S0,8 ) (СТ1) |
10.4 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Нагнуться до пола |
НП |
7.0 |
|
|||||
4 |
Протянуть руку |
ПР (S 100) (К2) |
4.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Взять |
В (P2,1;l340) (ОС2;К2) |
5.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Выпрямиться |
ВНП |
17.0 |
|
|||||
7 |
Переместить в пространстве |
П (S 750; P2,1; l340) (К1;ОС2) |
21.7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Повернуть туловище |
ПТ (j180; P 2,1) (ОС1) |
36.0 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Ходить |
Х (S 0,8; P 2,1) (СТ1) |
11.2 |
|
|||||
10 |
Переместить в пространстве |
П (S 150; P2,1;l 340) (К2;ОС2) |
9.7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1 |
Переместить вал к столу |
11 |
Установка на плоскости |
УП (P 2,1; l 340) (ОС2;ОР1;У1) |
14.9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
12 |
Убрать руку |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Установка шестерни на вал |
|
|
|
|
13 |
Протянуть руку |
ПР (S 150) (К2;ОС2) |
4.9 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
14 |
Взять |
В (P 2,1; l 340) (ОС2;К2) |
5.5 |
|
|
|
|
|
|||||
15 |
Протянуть руку |
ПР (S 400) (К2;ОС2) |
10,0 |
14а |
Держать |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
16 |
Взять |
В (P 0,63;l 55) (ОС2;К2) |
2.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
17 |
Переместить в пространстве |
П (P 0,63;l 55; S 500) (К3;ОС2) |
12.5 |
18 |
Перехватить |
ВП |
3.5 |
|
|
|
|
|
|||||
19 |
Установить на вал |
УО (P 0,63; L110) (ОС2; П3;ОР2) |
21.5 |
18а |
Держать |
Д |
|
|
|
|
|
|
|||||
20 |
Убрать руку |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
3
|
Установка подшипника на вал |
21 |
Протянуть руку |
ПР (S 500) (К2;ОС2) |
11.1 |
|
|
|
|
22 |
Поворот тела |
ПТ (j45) (ОС2) |
10.7 |
|
|||
23 |
Взять |
В (P 0,16; l 70) (ОС2;К2) |
2.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
24 |
Переместить в простр. |
П (S 700; l 70) (ОС2;К3) |
14.9 |
|
|
|
|
25 |
Поворот тела |
ПТ (j45; P 0,16) (ОС2) |
9.7 |
|
|||||
|
|
|
|
26 |
Перехватить |
ВП |
3.5 |
|
|
|
|
|
|||||
27 |
Установить на вал |
УО (P 0,16; L 65) (ОС2; П3;ОР1) |
7.2 |
27а |
Держать |
Д |
|
|
|
|
|
|
|||||
4 |
Установка фланца муфты на вал |
28 |
Повернуть в гориз. плоск |
ПОГ (P2,89;l340;j180) (ОС2) |
9.0 |
28 |
Повернуть в гориз. плоск |
ПОГ (P2,89;l340;j180) (ОС2) |
9.0 |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Установка фланца муфты на вал |
29 |
Отпустить руку |
ОТ1 |
0 |
29 |
Отпустить руку |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|||
30 |
Протянуть руку |
ПР (S 100) (К2;ОС2) |
4.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
31 |
Взять |
В (P 2,89; l 340) (ОС2;К1) |
5.4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
32а |
Держать |
Д |
|
32 |
Протянуть руку |
ПР (S 400) (К2;ОС2) |
10.5 |
|
|
|
|
|
|||||
32а |
Держать |
Д |
|
33 |
Взять |
В (P1,08; l105) (ОС2;К2) |
3.7 |
|
|
|
|
|
|||||
32а |
Держать |
Д |
|
34 |
Переместить в пространст |
П (S600;l105) (ОС2;К3) |
14.8 |
|
|
|
|
|
|||||
35 |
Перехватить |
ВП |
3.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
36а |
Держать |
Д |
|
36 |
Установить на вал |
УО (P1,08; L50) (ОС2; П3;ОР1) |
16.6 |
|
|
|
|
|
|||||
36а |
Держать |
Д |
|
37 |
Отпустить |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Закручивание гайки на вал |
36а |
Держать |
Д |
|
38 |
Протянуть руку |
ПР (S500) (К2;ОС2) |
10.6 |
|
|
|
|
|
|||
36а |
Держать |
Д |
|
39 |
Взять |
В (P0,04;l24) (ОС2;К2) |
1.2 |
|
|
|
|
|
|||||
36а |
Держать |
Д |
|
40 |
Переместить в простр. |
П (S500;l24) |
11.2 |
|
|
|
|
|
|||||
41 |
Перехватить |
ВП |
3.5 |
42 |
Установить на вал |
УО (P0,04) (ОС2;П2;ОР1) |
0.3 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
43 |
Вращать рукой |
ВРР (D24) (СТ1) |
11.2 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
44 |
Освободить руку |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
45 |
Протянуть руку |
ПР (S250) (ОС2;К2) |
7.5 |
|
|
|
|
|
|||||
5 |
Закручивание гайки на вал |
42а |
Держать |
Д |
|
46 |
Взять |
В (P5;l200) (ОС2;К1) |
3.8 |
|
|
|
|
|
|||
42а |
Держать |
Д |
|
47 |
Переместить в простр |
П (S150;P5;l 200) (К3;ОС2) |
12.2 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
48 |
Установить на размер |
УР |
30 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
49 |
Нажать |
НР |
3.0 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
51 |
Нажать с усилием |
НРУ |
9.0 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
52 |
Отпустить |
ОТ2 |
1.2 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
53 |
Разъединить |
Р (P 5;L240) (ОС2;П2) |
23.2 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
54 |
Переместить по поверхн |
ПП (S150; S 5;l200) (ОС2) |
9.3 |
|
|
|
|
|
|||||
42а |
Держать |
Д |
|
55 |
Отпустить |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|||||
6 |
Перемещение собранного узла к месту хранения |
56 |
Переместить по поверхн |
ПП (S600;P4,01;l 340) (ОС2) |
22.7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
57 |
Отпустить |
ОТ1 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ИТОГО время сборки узла (без машинно-ручной работы и учета типа производства)[1] |
490,2 |
|
|||||||||||||||
[1] Данный показатель не несет повторного счета по одновременно производимым движениям. Из двух микроэлементов труда, совершаемых одновременно, выбирался больший по времени. Однако совмещение частично перекрывающихся трудовых движений здесь пока не учтено. Завершение анализа существующего процесса труда см выше.