Содержание
Введение. 3
1. Понятие гостиницы.. 4
2. Классификация гостиниц в РФ.. 5
3. Порядок предоставления услуг гостиничных хозяйств. 8
4. Виды гостиничных услуг 10
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Гостиницу как имущественный комплекс и объект прав следует отличать от гостиницы - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, оказывающего гостиничные услуги.
Объединение понятий гостиницы как имущественного комплекса и как юридического лица, оказывающего гостиничные услуги, неизбежно ведет к тому, что четко провести границу между имуществом льготируемым и нельготируемым не представляется возможным.
Основным видом деятельности гостиниц является предоставление гостиничных услуг. Данный вид деятельности должен осуществляться на основании публичного договора. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В том случае если гостиница устанавливает различные цены для одних и тех же категорий потребителей, такие условия признаются ничтожными.
Целью данной работы является рассмотрение понятия гостиницы и порядка предоставления гостиничных услуг.
Для полного раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать характеристику понятия «гостиница»;
- Рассмотреть необходимость предоставления информации об услугах гостиниц;
- Охарактеризовать порядок предоставления гостиничных услуг;
- Определить ответственность отеля и потребителей за невыполнение обязанностей во время предоставления гостиничных услуг;
- Раскрыть суть контроля за соблюдением правил.
1. Понятие гостиницы
Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности гостиниц начинаются с того, что нет универсального определения самого термина «гостиница». Какое содержание мы вкладываем в это слово? Что имеем в виду, когда говорим «гостиница»? В обывательском представлении — это здание с отдельными комнатами для временного проживания, с администратором у входа, горничными, иногда рестораном, парикмахерской, автостоянкой и др. В комнатах всегда есть кровать, стулья, стол, может быть и телевизор, душ и прочее. Вот это и есть гостиница. Но в правовом контексте обывательское понимание не всегда корректно.
На самом деле смысл понятия «гостиница» шире, а гостиничные услуги (то есть услуги по временному проживанию) может предоставлять не только гостиница. Любое помещение для временного проживания может быть гостиницей. Чаще всего в консультациях специалисты предлагают собирательный образ понятия «гостиница», то есть из нескольких нормативных определений формируется одно.
Такое свободное обращение с терминами является недопустимым, поскольку каждый из них «работает» на свой документ.
Существует два нормативных определения понятия «гостиница». Первое представляет собой не одну стройную формулировку, а две нечеткие фразы. Прочитав их, мы понимаем, что гостиница (именно гостиница, а также гостиничное объединение, мотель, кемпинг, туристическая база, туристический комплекс, пансионат и др.) предназначена для временного проживания граждан сроком до 45 суток, независимо от места постоянного жительства и прописки, а проживать в гостинице более 45 суток можно только с разрешения администрации. Второе определение также объединяет два подпункта-предложения: гостиница (гостиница, мотель, туристическая база, горный приют, кемпинг, оздоровительное заведение, заведение отдыха, место для краткосрочного проживания в других помещениях) — это предприятие, предназначенное для временного проживания. Как видим, второе определение шире, чем первое.
Универсального понятия «гостиница» не существует, каждое из определений применяется только в контексте соответствующего нормативного документа. Что касается классификации по КВЭД, то для отнесения какого-либо предприятия, предназначенного для временного проживания, к гостиницам, нужно сначала выяснить, для каких целей и с какой степенью детализации проводится классификация. И только потом делать вывод: гостиница это или, к примеру, турбаза. Если классификация проводится на уровне отрасли, то турбазы относятся к «гостиницам и ресторанам». Классификация на уровне раздела отрасли относит турбазы к «гостиницам». Если мы классифицируем на уровне группы раздела отрасли, то турбазы — это не «гостиницы», а «другие места краткосрочного проживания».
2. Классификация гостиниц в РФ
России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям", утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 2.03.1979 года № 154. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей.— на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.[1]
Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных Положением минимальных требований, объединенных в следующие группы:
1. общие требования;
2. коммунальное оборудование здания;
3. лифт;
4. информационные услуги;
5. общественное питание;
6. характеристика номерного фонда;
7. торговое и бытовое обслуживание;
8. банковские услуги, сберкасса и пункт обмена валюты;
9. медицинский пункт с круглосуточным дежурством медперсонала, аптечный киоск;
10. культурно-спортивное обслуживание.
В 1994 году в РФ были разработаны "Положение о критериях классификации гостиниц", "Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации", а также принят ГОСТ Р 50645—94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц", согласно которому все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от одной до пяти звезд, мотели — на четыре категории с присвоением от одной до четырех звезд.
При сертификации гостиницы для присвоения ей определенной категории учитывают требования, предъявляемые:
1. к зданию и прилегающей к нему территории;
2. техническому оборудованию;
3. номерному фонду;
4. оснащению мебелью;
5. предметам санитарно-технического оснащения номера;
6. общественным помещениям;
7. помещениям для предоставления услуг питания, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;
8. персоналу и его подготовке;
9. уровню обслуживания.[2]
По формам собственности и организации управления гостиничные предприятия Российской Федерации подразделяют на следующие классификационные группы:
- муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города. По статистическим данным на 1997 г. они составили 31 % (1551 гостиница) от общего числа гостиниц;
- акционерные общества (22%);
- совместные предприятия с участием иностранного капитала (1%, 74 гостиницы);
- ведомственные гостиницы (16%);
- частные гостиницы (28%);
- гостиницы, принадлежащие общественным организациям (2%).
Гостиницы с иностранным участием резко выделяются по размерам доходной и расходной части. В процентном отношении к общероссийскому уровню это составляет соответственно 29 и 24 %.
Гостиницы, относящиеся к этой группе, распределены в России следующим образом: в Центральном регионе — 21 (20 — в Москве); Дальневосточном — 11; Северо-Западном — 7; Северном — 9; Северо-Кавказском — 7; Восточно-Сибирском — 4.
Следует отметить, что с 1992 г. в России наблюдалось сокращение числа гостиниц и номерного фонда. Особую тревогу вызывает наметившаяся в большинстве регионов страны тенденция к убыточности гостиничного хозяйства.
На долю гостиниц Москвы приходится около 66 % от доходов всего гостиничного хозяйства страны, в то время как на долю гостиниц Санкт-Петербурга приходится лишь 9%, а Краснодарского края — 4%.
В конце 1999 г. гостинично-туристский комплекс столицы насчитывал свыше 170 гостиниц, в которых работали около 28 тыс. человек. Коэффициент загрузки на конец 2003 г. в среднем составил 0,55.
Заметную роль в сокращении спроса на гостиничные услуги играют постоянно возрастающая стоимость услуг проживания, питания, а также удорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальности поездок — сократился поток экскурсантов.
3. Порядок предоставления услуг гостиничных хозяйств
Номер (место) в отеле предоставляется потребителю при предъявлении паспорта или другого документа, который удостоверяет лицо (свидетельство о рождении несовершеннолетних, которые не достигло 16 лет, удостоверение водителя, для воинских — личное удостоверение или воинский билет, удостоверение, которое выданное по месту работы потребителя, и др.), и заполнении анкеты установленного центральным органом исполнительной власти по вопросам туризма образца.
Потребитель имеет право расторгнуть договор о предоставлении гостиничных услуг в любое время при условии оплаты фактически предоставленных отелем услуг.
Порядок разрыва договора на предоставление гостиничных услуг по заказчиком определяется договором и действующим законодательством.
Отель обязан предоставить льготы тем категориям потребителей, для которых такие льготы предусмотрены, в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Без согласия потребителя/заказчика отель не имеет права предоставлять дополнительные услуги, которые не включены в договор. Потребитель/заказчик упражнению отказаться от оплаты таких услуг, а в случае их уплаты отель обязан возвратить уплаченную сумму.
Запрещается обуславливать выполнение одних услуг при условии предоставления других услуг.
По желанию потребителя нему может предоставляться номер на два и больше места с оплатой стоимости номера.
Отель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, которые прибывают и выбывают из отеля.
В учреждениях (предприятиях) общественного питания, связи и бытового обслуживания, размещенных в отелях, лица, которые проживают в отеле, имеют право на обслуживание в первую очередь.
Отель обязан предоставить потребителю без дополнительной оплаты такие виды услуг:
- вызов быстрой помощи;
- доставка в номер корреспонденции;
- побудка в определенное время;
- предоставление необходимого инвентаря в зависимости от категории отеля.
Изменение постельного белья, полотенец и туалетных вещей проводится в соответствии с категорией отеля, но не реже двух раз на неделю.
Отель обеспечивает комплектность и исправность оснащения в номере, а также качество подготовки помещение под заселение.
Отель отвечает за сохранность вещей, внесенных в отель потребителем, которой проживает в нем. Вещь считается такой, что внесенная в отель, если она переданная работникам отеля или находится в отведенном для потребителя помещении.
Отель отвечает за потерю денег, других ценностей (ценных бумаг, ценностей) лишь при условии, что они были отдельно переданного отеля на сохранение.
В случае потери или повреждение вещи потребитель обязан немедленно сообщить об этом отель.
Если к окончанию срока проживание потребитель не предъявил свои требования к отелю, считается, что его вещи не были утрачены ли поврежденные.
В случае выявления забытых вещей отель обязан немедленно сообщить об этом собственника вещей (при условии, которое их собственник известный).
Забытые вещи сохраняются в отеле на протяжении шести месяцев, после чего передаются в соответствующие государственные органы для реализации или уничтожаются, о чем складывается акт установленной формы.
Потребитель обязан придерживаться этих Правил, внутренних правил проживания в отеле и правил пожарной безопасности.
Если потребитель неоднократно поднимает внутренние правила проживания в отеле, который вводит в материальный убыток, а также создает неудобства для других потребителей, отель имеет право отказать в поселении или расторгнуть договор (осуществить выселение).
4. Виды гостиничных услуг
Классификация гостиниц основана на комплексе требований к:
- материально-техническому обеспечению;
- номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;
- уровню обслуживания.
Категории обозначают символом - "*" (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня и качества обслуживания.
Гостиницы классифицируют по пяти категориям, мотели - по четырем.
Высшую категорию гостиницы обозначают - "*****", низшую - "*", высшую категорию мотеля - "****", низшую - "*".[3]
Общие требования к гостиницам любой категории.
Гостиница любой категории должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для временной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан - вывеску с его названием.
Гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход.
Архитектурно-планировочные и строительные элементы гостиницы и используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02.
Гостиница должна располагаться в благоприятных экологических условиях.
При проживании в гостинице должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья гостей и сохранность их имущества.
В здании должны быть аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию гостей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
Гостиница должна быть оборудована системами противопожарной безопасности, оповещения и средствами защиты от пожара, предусмотренными правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц.
В гостинице должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора в части чистоты помещений, состояния сантехнического оборудования, удаления отходов и эффективной защиты от насекомых и грызунов.
Все электрическое, газовое, водопроводное и канализационное оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации гостиниц и их оборудования".
Гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими:
- горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно); в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки;
- канализацию;
- отопление, поддерживающее температуру не ниже 18.5 градусов С0 в жилых и общественных помещениях;
- вентиляцию (естественную или принудительную), обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникновение посторонних запахов в номера и общественные помещения;
- радиовещание и телевидение (подводка во все номера);
- телефонную связь;
- освещение в номере естественное (не менее одного окна), искуственное.[4]
При проектировании новых и реконструировании старых гостиниц (мотелей) необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, в соответствии с ВСН 62.
Таблица 1.
Перечень гостиничных услуг[5]
Услуги |
* |
** |
*** |
**** |
***** |
Телевизор |
на этаже |
на этаже |
в номере |
в номере |
в номере |
Холодильник |
на этаже |
на этаже |
в номере |
в номере |
в номере |
Кондиционер |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Телефон в номере |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Радиоприемник |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ежедневная уборка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ванные |
не менее 2 на этаж |
не менее 2 на этаж |
в номере |
в номере |
в номере |
Туалеты |
не менее 1 на 5 номеров |
не менее 1 на 5 номеров |
в номере |
в номере |
в номере |
Умывальник без санузла |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Смена белья |
раз в 5 дней |
раз в 3 дня |
раз в 3 дня |
ежедневно |
ежедневно |
Смена полотенец |
раз в 3 дня |
раз в 3 дня |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
Зеркало |
1 |
1 |
минимум 1 |
более 2 |
более 2 |
Фен |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Шампунь, гель, соль для ванны |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Полотенца (на каждого гостя) |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 3 |
не менее 5 |
не менее 5 |
Охраняемая автостоянка |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Набор письменных принадлежностей |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Ковры или ковровые покрытия в зоне отдыха |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Бизнес-центр |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Спортивно-оздоровительный центр |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Парикмахерская |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Салон красоты |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Комната бытового обслуживания |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Ресторан или кафе (для гостиниц, имеющих более 50 номеров) |
- |
+ |
+ |
- |
- |
Кафе |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Ресторан |
- |
- |
- |
несколько залов, отдельные кабинеты, банкетный зал |
несколько залов, отдельные кабинеты, банкетный зал |
Швейцар |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Стирка и глажение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Химчистка |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Мелкий ремонт одежды |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Чистка обуви |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обмен валюты |
- |
- |
+ |
24 часа |
24 часа |
Прокат автомобиля |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Бронирование билетов на различные виды транспорта |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Возможность выбора любого из вариантов питания (НВ, ВВ, АИ) |
- |
Для гостиниц более 50 номеров |
Для гостиниц более 50 номеров |
+ |
+ |
Круглосуточный бар или кафе |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Обслуживание в номере |
- |
в часы завтрака |
с 7.00 до 24.00 |
с 7.00 до 24.00 |
24 часа |
Меню завтрака в номере |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Форменная одежда персонала, дифференцированная по службам, служебные значки |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Утренняя побудка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Таким образом, особенностью гостиниц является то, что процесс производства в гостинице реализуется в виде предоставления определенной гостиничной услуги. Естественно, чтобы осуществить такую услугу предприятие должно иметь основные и оборотные средства.
При этом производство и реализация услуги не зависит от времени - должна быть постоянная готовность оказать услугу. Причем, нельзя забывать и о сезонности, оказывающей значительное влияние на гостиничное хозяйство. В связи с неравномерностью спроса на гостиничные услуги, в гостиничном хозяйстве должны быть предусмотрены резервы основных, оборотных и др. средств.
Особенностью гостиничных услуг является и то, что они не нуждаются в посредниках при реализации и в создании или в помощи специальных сбытовых структур.
Кроме того, важной особенностью производства гостиничных услуг является отсутствие незавершенного производства.
Все вышеперечисленные особенности производства и реализации гостиничных услуг оказывают определенное влияние на формирование цены гостиничной услуги. Как показывает практика, на уровень цен и качества оказывают влияние следующие факторы:
- Себестоимость услуги;
- Уровень цен на аналогичные услуги у конкурентов;
- Соотношение спроса и предложения;
- Уровень заработной платы персонала и т. п.[6]
Одной из составляющей цены является, например, стоимость гостиничного номера.
Гостиничные предприятия оказывают свои услуги в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997г. № 490 (Далее – Правила). Данными Правилами закреплено положение, что цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливается исполнителем, то есть администрацией гостиницы. Гостиницы разных категорий включают в стоимость проживания различный набор услуг. Данный набор определяется требованиями, установленными стандартами для соответствующей категории гостиниц. Одни и те же услуги для гостиниц одной категории являются дополнительными, а для другой – обязательными, которые включаются в стоимость проживания. Таким образом, исходя из звездности гостиницы, исполнитель самостоятельно определяет перечень услуг, которые входят в цену номера.
Пунктом 15 Правил установлен перечень услуг, которые исполнитель обязан предоставить потребителю бесплатно, независимо от категории гостиницы:
- вызов скорой помощи;
- пользование медицинской аптечкой;
- доставка в номер корреспонденции по ее получении;
- побудка к определенному времени;
- предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
Правилами установлено, что исполнитель имеет право установить либо почасовую, либо посуточную оплату проживания.
Пунктом 13 Правил установлено, что плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом – с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа плата за проживание с клиента не взимается. Фактически это означает, что если клиент вселился в номер, предположим в 3 часа ночи, то плата за проживание с него начнет взиматься только с 12 часов текущих суток.
При выезде клиент обязан освободить номер гостиницы в 12 часов в день отъезда. Если клиент задерживается с выездом, то плата за проживание взимается в зависимости от просрочки в следующем порядке:
- не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
- от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
- от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты).
В том случае, если клиент намерен остановиться в гостинице на срок не более суток (24 часа), то плата за проживание с него взимается за полные сутки.
Заключение
В ходе проделанной работы было рассмотрено понятие гостиницы и порядок предоставления гостиничных услуг.
Были решены такие задачи как:
- Дана характеристика понятия «гостиница»;
- Рассмотрена необходимость предоставления информации об услугах гостиниц;
- Охарактеризован порядок предоставления гостиничных услуг;
- Определена ответственность отеля и потребителей за невыполнение обязанностей во время предоставления гостиничных услуг;
- Раскрыта суть контроля за соблюдением правил.
Гостиничное хозяйство является в соответствии с вышеназванным классификатором группой, которая включается в отрасль народного хозяйства с кодом 90000 "Жилищно-коммунальное хозяйство". К гостиничному хозяйству согласно приведенному классификатору относятся гостиницы, за исключением туристских гостиниц, дома колхозника, общежития для приезжих. В соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. N 490, гостиницей является имущественный комплекс, предназначенный для предоставления соответствующих услуг. Таким образом, гостиница как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с классификатором относится к отрасли народного хозяйства с кодом 90000 "Жилищно-коммунальное хозяйство".
В зависимости от разрядности гостиницы устанавливается оплата номеров и других услуг. Разрядность характеризует лицо, имидж гостиницы. Критерии, по которым оцениваются гостиницы и номера в них, согласовываются и утверждаются национальными и международными организациями, объединяющими туристские предприятия и фирмы.
Список литературы
1. Классификация гостиниц «Государственный стандарт Российской Федерации (Гост Р 50645-94) Туристско-экскурсионное обслуживание». - Справочная система Гарант.
2. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 25 апреля 1997 г. N 490 (ред. от 15.09.2000). - Справочная система Гарант.
3. Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции. Учебное пособие: – СПб.: Издательство «Союз», 2003.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский торговый дом «Герда», 2003.
5. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства // Пер с англ. Е.Б. Цыганова. – М.: Аспект – пресс, 2002.
6. Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг гостиниц // Отель. – 2004. - №3. – с. 33 – 44.
7. Бондаренко Н. Кто зажигает гостиничные звезды // Отель. – 2002. – №3. – с. 66 - 79.
[1] Ахмин А.М., Гасюк Д.П. Основы управления качеством продукции. Учебное пособие: – СПб.: Издательство «Союз», 2003. – с. 101.
[2] Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб: Издательский торговый дом «Герда», 2003. – с. 159.
[3] Классификация гостиниц «Государственный стандарт Российской Федерации (Гост Р 50645-94) Туристско-экскурсионное обслуживание». - Справочная система Гарант. – п.4.
[4] Азар В. Вспомнить о стандартизации услуг гостиниц // Отель. – 2004. - №3. – с. 39.
[5] Бондаренко Н. Кто зажигает гостиничные звезды // Отель. – 2002. – №3. – с. 68.
[6] Бондаренко Н. Кто зажигает гостиничные звезды // Отель. – 2002. – №3. – с. 71.