УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Имеются следующие исходные данные  о производстве продукции на промышленном предприятии с длительным циклом производства за отчетный месяц в таблице 1.

Таблица 1

Исходные данные задачи, млн. руб.

Показатель

Сумма

Произведено готовой продукции

200

в том числе реализовано

150

Произведено полуфабрикатов

100

из них переработано в собственном производстве

120

отпущено на сторону

80

Остатки незавершенного производства


на начало месяца

10

на конец месяца

15

Ремонтным цехом произведен


капитальный ремонт своего оборудования

2

текущий ремонт оборудования

1

капитальный ремонт заводских зданий

2

монтаж металлоконструкций по заказу со стороны

5

Электростанцией произведено электроэнергии

50

в том числе


использовано на  промышленно- производственные нужды

40

отпущено жилому комплексу

10

Остатки готовой продукции на складе на начало месяца

25

Остатки готовой продукции на складе на конец месяца

20

Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной покупателем на начало месяца

15

Остатки готовой продукции, отгруженной, но не оплаченной на конец месяца

0

Реализовано бракованных изделий

4

Получена оплата за продукцию, поставленную в предыдущем периоде

25


Определить:

1.     валовой оборот , валовую продукцию и внутризаводской оборот

2.     внутризаводские элементы, товарная продукция

3.     отгруженную продукцию

4.     реализованную продукцию

5.     провести анализ  показателей балансовым методом, если в предыдущем  месяце  отчетные показатели были: ВО – 45, ВП = 300, ТП = 220, РП = 220

6.     провести анализ показателей индексным методом. Определить долю влияния каждого фактора

РЕШЕНИЕ

Определение объемов продукции в стоимостном выражении

Продуктовая программа  предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

 Продуктовая программа - центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

 Составление продуктовой программы предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе  продуктовой программы применяются натуральные и  стоимостные показатели. В  многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить  в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. При планировании продуктовой  программы  учитываются две категории  продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

При планировании продуктовой  программы на  предприятии рассматривается задача составления расписания выпуска продукции в плановом периоде (составляется календарный график). При этом следует руководствоваться следующими основными принципами[3, с. 125]:

1)    в продуктовую  программу должны включаться реальные объемы продукции;

2)    следует предусмотреть концентрацию ресурсов;

3)    необходимо увязать плановый объем продукции с производственной мощностью предприятия;

4)    распределение объемов продукции  должно быть осуществлено таким образом, чтобы обеспечить ритмичность работы всего предприятия в целом;

Начинается  составление продуктовой  программы  с разработки  номенклатурного  плана производства продукции.

Годовая  продуктовая программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию[5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства продукции, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в  тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка  плановых заданий происходит до того, как  получен отчет предыдущего года. В связи с этим  одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.

Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому  в процессе  проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.

При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и  абсолютная величина перевыполнения).

Следующим основным расчетом, без которого  не может быть обосновано определен план производства  предприятия, является расчет величины трудоемкости продуктовой  программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.

Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет  изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению  текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.

Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.

В том случае если продуктовая программа  предприятия включает большое число типоразмеров продукции, расчет обычно ведется не по каждому виду продукции, а по их группам. При этом исходят из  средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.

Зачастую в проект продуктовой  программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  с ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Определенное  контрольное и аналитическое  значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен  ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.

После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача  здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.

Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100 % объем продукции также должен быть выполнен на 100 %. Недопустимы такие случаи, когда стоимость ( по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны,  неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому  ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах  такой перерасчет называется  перерасчетом  объема продукции по методологии плана такого- то года. После этого определяется  темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель,  в частности, используется  при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.

Основным расчетом, обосновывающим продуктовую  программу  предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.

Таким образом, продуктовая  программа  предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Исходными данными для разработки продуктовой  программы  предприятия являются[2, с. 204]:

1)    данные расчетов  производственной мощности предприятия;

2)    договора с заказчиками и другими предприятиями;

3)    протоколы согласований объемов продукции;

4)    титульные списки;

5)    графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в)  смета затрат производства;

6)    графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7)    ве6домость объемов работ;

8)    распределение объемов работ по исполнителям.

В  продуктовой программе содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности  предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как  они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена.  Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот  объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая  сумма товарной продукции  и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть  ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности  предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав  реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны,  часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как  товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема  производства  определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями продуктовой  программы  предприятия выступают[4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1):

,                           (1)

где    -  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

         - стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

         -  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

1. Реализованная продукция (РП) равна 150 млн. руб.

РП = ТП  - (Оск – Осн)         - (Оок – Оон)               (2)

Где    ТП – товарная прордукция

         РП – реализованная продукция

Отсюда,

1 способ:

ТП = РП + (ОСк – ОСн )  + (Оок – Оон)                   (3)

ТП = 150  + ( 20 – 25)  + (0 –15) = 130 (млн. руб.)

2 способ:

ТП = ОП + ΔОС                    (4)

Где    ОП – отгруженная продукция

         ΔОС – стоимость изменения остатков готовой продукции на  складе:

ТП = 135 + (20 – 25) = 130 (млн. руб.)

2. Отгруженная продукция:

ОП = ТП – ΔОС                    (5)

ОП = 130 – (-5) = 135 (млн. руб.)

3. Внутризаводские элементы (ВзЭ):

ВзЭ = 200 + (15- 10) = 205 млн. руб.

3. Внутризаводской оборот (ВзО):

1 способ:

ВзО = ПФс + ППВс  +  ТР                      (6)

ВзО = 120 + 40 + 1 = 161 (млн. руб.)

4. Валовая продукция (ВП):

1 способ:

ВП = ТП + ВзЭ                     (7)

ВП = 130 + 200 = 335 (млн. руб.)

2 способ:

ВП = ВО –  ВзО                    (8)

ВП = 496 – 161 = 335 (млн. руб.)

5. Валовый обророт:

ВО = ВП + ВзО                              (9)

ВО = 335 + 161 = 496 (млн. руб.)

Использование балансового метода для анализа показателей

В более широком смысле слово метод означает способ подхода к изучению реальной действительности  или способ исследования  природы и общества, конкретных экономических явлений. 

Применение балансового метода  в организации требует [5, с. 20]:

1)      системного подхода к изучению экономики предприятия, учета всего множества существенных взаимосвязей между различными  сторонами деятельности предприятия, в этих условиях система управления все более приобретает черты системы

2)      разработки комплекса экономических моделей, отражающих количественную характеристику экономических процессов на предприятии и задач, решаемых с помощью экономического анализа.

3)      совершенствования системы экономической информации в работе предприятия;

4)      наличия технических средств, осуществляющих хранение, обработку и передачу экономической информации о работе предприятия

Балансовый метод в предприятия служит главным образом для того, чтобы  отразить соотношения, пропори двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. Этот метод широко распространен в практике менеджмента организации, в том числе и налогового, бухгалтерского учета и анализа деятельности предприятия, а также в планировании. Но определяющую роль он играет, конечно же, в системе менеджмента и управления, в частности, широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами, а также при анализе полноты их осуществления и  использования.

Например, определяя потребность в трудовых ресурсах на предприятии, составляют баланс, в котором, с одной стороны,  показывается потребность в трудовых ресурсах предприятия, а с другой стороны, фактическое наличие трудовых ресурсов. При анализе трудовых ресурсов  сравнивают возможный фонд рабочего времени с фактическим количеством отработанных часов, определяют причины сверхплановых потерь рабочего времени. Чтобы  определить обеспеченность животных кормами, разрабатывается кормовой баланс, в котором, с одной стороны, показывается плановая потребность в фураже, а с другой, - его фактическое наличие. Для определения платежеспособности предприятия используется баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.

         Балансовый метод может использоваться в качестве основного и вспомогательного метода или приема анализа.

В качестве основного  статистический балансовый метод используется при изучении показателей, находящихся в балансовой зависимости, например, арии анализе  обеспечения предприятия сырьем,  материалами, товарами, при анализе бухгалтерского баланса.

         Как вспомогательный, статистический балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на совокупный результирующий показатель.

Если сумма влияния факиров на результирующий показатель равна отклонению результирующего показателя, то это означает, что расчеты произведены верно. Отсутствие равенства  свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах.

         Балансовый способ применяют в налоговом менеджменте также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов [1, с. 45]:

∆ у = Σ ∆ у (хi),                     (10)

где    ∆ у –  результирующий показатель

         х – факторы

         ∆ у (хi) – отклонение результирующего показателя за счет фактора

Тогда,

∆ у (хi) = ∆ у - Σ ∆ у (хi - 1),                    (11)

Как вспомогательное средство  статистический балансовый метод также используется  в налоговом  менеджменте для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результирующего показателя.

В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должен соответствовать величине общего прироста результирующего показателя.

Статистический балансовый метод может быть использован при построении детерминированных аддитивных  факторных моделей. В анализе можно встретить  модели, построенные на основе товарного баланса [4, с. 67],

Он + П =  Р + В + Ок,                     (12)

Откуда,

Р = Он + П – В – Ок,                      (13)

где    Он – остаток товаров на начало года,

         Р – продажа товаров

         В – другие источники расхода товаров,

         Ок – остаток товаров на конец года

         Иногда статистический балансовый метод используют  для определения величины влияния отдельных факторов  на прирост результативного показателя. Например, одна из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего фактора можно определить, вычтя из общего прироста результативного показателя результата влияния двух факторов.:

∆ У с = ∆ У общ - ∆ У а - ∆ У в,                       (14)

         1. Анализ валового оборота:

ВО = ВП + ВзО          

1 – базовый период

2 – отчетный период

Общее изменение ВО:

ΔВО  =   ВО2 – ВО 1= 496 – 450 =  46 (млн. руб.)

Общее изменение ВО:

ΔВО = ΔВП + ΔвзО                                 (15)

Влияние изменения валовой продукции на оборот:

ΔВП =  335 – 300 = 35 (млн. руб.)

Изменение ВзО:

ΔВзО = ΔВО – ΔВП = 46 – (335 – 300) = 11 (млн. руб.)

Общее изменение оборота:

ΔВО = 35 + 11= 46 (млн. руб.)

2. Анализ валовой продукции:

ВП = ТП + ВзЭ

ΔВП = ΔТП + Δ ВзЭ                                (16)

ΔВП = 335 – 300 = 35 (млн. руб.)

ΔТП = 130 – 220  =  - 90 (млн. руб.)

Тогда, Δ ВзЭ =  35 – (– 90) = 125  (млн. руб.)

Тогда, ΔВП =  - 90  + 125 = 35 (млн. руб.)

За счет изменения  товарной продукции  валовая продукция снизилась на 90 млн. руб., за счет изменения  внутризаводских элементов  выросла на 125 млн. руб.

Использование индексного метода для анализа показателей

1. Определяем  коэффициент реализации в отчетном и базовом году

Кр1 = РП1: ОП1 = 220: 200 =1,1

Кр2 = Рп2 : ОП2 = 150 : 135 = 1,1

2. Определяем коэффициент отгрузки:

Ко1 = ОП1 : ТП1 = 200 : 220 = 0,909

Ко 2 = ОП2 : ТП2 = 135 : 130 = 1,04

3. Определяем коэффициент товарности:

Кт1 = Тп1: Вп1 = 220 : 300 = 0,73

Кт2 = Тп2 : Вп2 = 130 : 335 = 0,39

4. Определяем коэффициент соотношения валовой продукции и оборота:

Кс1 = ВП 1 : ВО1 = 300 : 450 = 0,67

Кс2 = ВП2:ВО2 = 335:496 = 0,68

5. Общее изменение реализованной продукции:

150 – 220 = - 70 (млн. руб.)

6. Влияние изменения коэффициента реализации:

(1,1 – 1,1) * 1,04*0,39*0,68 * 450 = 0 (млн. руб.)

7. Влияние изменения  коэффициента отгрузки:

1,1 * (1,04 – 0,909) * 0,39 * 0,68 * 450 = 17,2 (млн. руб.)

8. Влияние изменения  коэффициента товарности:

1,1 * 0,909 * (0,39 – 0,73) * 0,68 * 450 =-113 (млн. руб.)

9. Влияние изменения коэффициента соотношения валовой продукции и  валового оборота:

1,1 * 0,909 * 0,73 * (0,68 – 0,67) * 450 = 3,3 (млн. руб.)

10. Влияние изменения валового оборота

1,1 * 0,909 * 0,73 * 0,67 * (496 – 450) = 22,5 (млн. руб.)

11. Общее влияние:

17,2 –113+3,3 + 22,5 = - 70 (млн. руб.)
























Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2000. – 351 с.

5)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2000. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2000. – 111с.

11)                      Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)                      Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Сенини В.С. Введение в туризм. – М.: Риприкт, 2002. – 259 с.

14)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2000. – 558с.

15)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.

16)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384