Содержание


Введение. 3

1. Понятие международного терроризма. 4

2. Международное сотрудничество   США и России  в борьбе с терроризмом  6

Заключение. 11

Список литературы.. 13


Введение

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал эффективным  и уж, конечно, эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма.

Целью данной работы является исследование  сотрудничества России и США в борьбе с  международным терроризмом.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.     рассмотреть  понятие международного терроризма

2.     рассмотреть принципы международного сотрудничества США и России  в области борьбы с терроризмом





1. Понятие международного терроризма


В период существования СССР, особенно в период сталинизма, тер­рор осуществлялся против своего народа, были акты и международного терроризма. СССР и другие социалистические страны всегда оправдывали любые акции террора, если они совершались в процессе "революционных" или "освободительных" движений. Именно под  видом национально-освободительных движений СССР пытался установить прокоммунистические режимы в различных регионах мира, финансируя и вооружая террори­стические организации. Западные страны принимали против этого меры, пытались создать единый фронт борьбы с терроризмом. Для этого требова­лось создать и единую концепцию понимания этого явления и борьбы с ним. ЦРУ США предложило такое определение: «Терроризм - это угроза применения или применение насилия в политических целях отдельными лицами или группами лиц, действующими или против существующего в данной стране правительства, когда такие действия направлены на то, что­бы нанести удар или запугать более многочисленную группу, чем непо­средственная жертва, в отношении которой применяется насилие". Такое определение давало США основание считать насилие, осуществляемое "национально-освободительными движениями", террористическим[1].

Международный терроризм ЦРУ понимался таковым при условии его поддержки иностранным правительством или организацией направленный против иностранных граждан, организаций либо правительств. Террори­стическую деятельность проводят группы, ставящие задачу ниспровергнуть определенный государственный строй, исправить национальную или груп­повую несправедливость или подорвать международный порядок как ко­нечную цель своей деятельности.

Как мы видим, международный терроризм понимается большинством авторов как вид насилия (политического, уголовного), затрагивающего в той или иной степени международные отношения. Вместе с тем в опреде­лениях отсутствуют ясные указания на объект и субъект этого преступле­ния, к международному терроризму не относят террор, лишенный полити­ческих мотиваций, например массовые убийства с помощью взрывных уст­ройств, которые совершают наркодельцы для устранения конкурентов.

Международный терроризм исследовался советскими правоведами. Однако в силу объективных факторов определения такого терроризма но­сили однобокий характер. А.Н.Трайнин, первый советский исследователь международных преступлений, среди иных международных правонаруше­ний не конкретизировал данное понятие, а ссылался на Конвенцию о пре­дупреждении и пресечении терроризма 1937 года. П.С. Ромашкин также отсылает к ней. Д.Б. Левин определял международный терроризм как убийство дипломатических представителей и вообще политических деяте­лей иностранных государств в целях усиления международной напряжен­ности и раздувания политических и военных конфликтов. Данное опреде­ление неполно, оно не учитывает, что террор может совершаться по отно­шению не только к дипломатам иностранных государств, но и к прочим гражданам. Примером тому может служить захват террористами в Турции парома "Евразия". Террористы выдвинули условие освобождения заложни­ков при выполнении Россией политических требований в Чечне.

И.П. Блищенко и Н.В. Жданов писали, что международный терроризм охватывает не только насилие против представителей иностранного госу­дарства или на иностранной территории лицами, имеющими гражданство, отличное от гражданства страны места совершения террористического ак­та, но и подрывной деятельности одного государства против другого либо поощрения такой деятельности на территории одного государства с терри­тории другого[2].

И.И. Карпец рассматривал терроризм как преступление международно­го характера особого вида: это международная либо внутригосударствен­ная, но имеющая международный (охватывающая два или более госу­дарств) характер организационная н иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и по­кушений на убийство, нанесения телесных повреждений, применения наси­лия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, на­сильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.; терроризм может сопро­вождаться разрушением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов. По мнению автора, цель терроризма - нанесение ущерба демо­кратическим и прогрессивным социальным преобразованиям, собственно­сти организаций, учреждений, частных лиц; запугивание людей, насилие над ними и физическое уничтожение в угоду реакционным взглядам и идеологии фашистского, расистского, анархистского, шовинистического либо военно-бюрократического толка, а также получение преступными элементами или покровительствующими им организациями, группами, лицами материальной или иной выгоды. Целью терроризма являются также дезорганизация и нанесение ущерба нормальным отношениям между государствами. Охарактеризовав столь широко терроризм, И.И. Карпец считает, что это деяние может рассматриваться и как международное преступле­ние[3].

В "Словаре международного права" 1986 г. международный терроризм оценивался как совокупность общественно опасных в международном масштабе деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющих осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами.

2. Международное сотрудничество   США и России  в борьбе с терроризмом

Борьба с преступностью осуществляется главным образом путем при­менения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и вос­питательного характера. Однако только этих мер для достижения положи­тельных результатов может быть недостаточно, все большую роль начинает играть сотрудничество государств. Такое сотрудничество, развиваясь, отражает эволюцию межгосударственных отношений вообще, процесс развития ме­ждународного права. Это сотрудничество нельзя рассматривать изолиро­ванно, ибо оно, как губка, впитывало черты международного права пред­шествующих исторических периодов, в его нормах и принципах фиксиро­вались результаты сотрудничества государств по другим проблемам[4].

Региональное и глобальное сотрудничество можно рассматривать в качестве перекрещивающихся стратегий, которые дополняют друг друга. Такой подход оказывает синтетическое воздействие, особенно в случаях, когда результаты совместных операций ощущаются на национальном уровне и поощряют государства к разработке внутреннего права в соответ­ствии с их обязательствами, принятыми на международном уровне. Но су­ществуют различия в исходных предпосылках, лежащих в основе двусто­роннего сотрудничества, с одной стороны, и многостороннего сотрудниче­ства, с другой стороны, особенно тогда, когда предпринимаются усилия по многостороннему сотрудничеству в глобальных формах. Двусторонний подход основывается на так называемой эволюционной модели сотрудни­чества, для которой характерно постепенное укрепление системы двусто­ронних связей. Такой процесс носит планомерный характер и предусматри­вает тщательное укрепление и постепенное расширение норм, механизмов и инструментов сотрудничества. Укрепление двустороннего сотрудничест­ва осуществляется снизу вверх, стержневым моментом являются понятия целесообразности и практичности. Конечная цель отнюдь не игнорируется, но осознается, что для ее достижения потребуется много времени. Привер­женцы двустороннего подхода считают наилучшей основой для развития сотрудничества совпадение интересов двух государств, которые сталкива­ются с аналогичными проблемами и проявляют готовность решить эти про­блемы. Эффективность в значительной степени зависит от воли государств, и это наилучшим образом проявляется в случаях, когда отдельные государ­ства готовы налаживать активное и стабильное сотрудничество для дости­жения общих целей. При этом действующие двусторонние договоры о вза­имной помощи и выдаче, а также различные другие формы содействия обеспечивают модель для более высокого уровня сотрудничества.

Комплексный подход к международному сотрудничеству состоит в том, что, поскольку проблема носит глобальный характер, наилучшим ре­шением является деятельность, широкая по масштабам, многосторонняя по форме и глобальная по охвату. Признается необходимость упорядочить ситуацию, которая может оказаться "довольно беспорядочным набором глобальных, региональных и двусторонних механизмов, созданных без уче­та общих параметров". Применение многостороннего подхода позволило бы исправить сложившееся положение. Сотрудничество развивалось бы постепенно, без какой-либо общей стратегии, однако на современном этапе процесс требует планирования и регулирования, в частности за счет при­менения более комплексных и долгосрочных подходов, например, разра­ботки конвенции о борьбе против организованной транснациональной пре­ступности. Ключевая концепция многостороннего подхода состоит в том, что для решения острых проблем необходимы кардинальные меры, но такой подход наталкивается на традиционную приверженность национально­му суверенитету. Но в действительности речь идет не об утрате суверените­та, а о том, готовы ли государства пожертвовать частью формальных тре­бований, связанных с ним, чтобы предотвратить разрушения в результате деятельности транснациональных преступных организаций. Как и боль­шинство других теоретических схем, многосторонний подход ориентирован на определенную конечную цель и предусматривает наиболее короткий и прямой путь ее достижения. Такой подход, действующий сверху вниз, учи­тывает различные проблемы и в то же время исходит из неумолимой логи­ки, которая обеспечивает стимулы для их преодоления[5].

В каждый исторический период международная борьба с преступно­стью хранила черты своей эпохи. В период рабовладения все межгосудар­ственные связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к практике выдачи политических беглецов. Данные связи, есте­ственно, имели только двусторонний характер и развивались в немногих регионах. Развитых принципов сотрудничества не существовало. При фео­дализме круг государств, имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями, расширился, активная роль в этом принадлежала церкви. И хотя межгосударственные связи по-прежнему ограничивались заключением до­говоров и практикой выдачи преступников, детальнее стал определяться круг лиц, подлежащих выдаче. В период феодализма широко применялись обычные нормы, но появлялось все большее количество договоров. Господствующим принципом был принцип борьбы с политическими преступ­лениями[6].

 С появлением капитализма в международной борьбе с преступностью произошли кардинальные изменения. Во-первых, стало общепризнанным совершенно новое правило: не выдавать политических деятелей и сотруд­ничать только в борьбе с общеуголовными преступлениями, что, однако, не означало точного следования этому принципу на практике. Во-вторых, сам предмет сотрудничества стал шире. Между государствами начали заклю­чаться соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений. Одним из первых документов такого рода явилась принятая Венским конгрессом 4 февраля 1815 г. Декларация, в которой заявлялось о недопустимости тор­говли африканскими неграми. Вслед за ней были приняты соглашения о борьбе с торговлей женщинами и детьми, незаконным распространением наркотических веществ и др. Далее чрезвычайно усилилась роль уголовно­го закона в деле борьбы за мир и безопасность, равноправие народов и на­ций, против геноцида, расовой дискриминации и т.д. Новые принципы международного права в ряде случаев обеспечиваются также силон внутриго­сударственного принуждения. Например, многие государства приняли спе­циальные акты, запрещающие пропаганду войны. Увеличилась роль меж­дународных соглашений в борьбе с преступлениями. И дело не только в том, что увеличивается число таких соглашений, но и в том, что теперь вначале вырабатывается договор, а затем, в соответствии с его установлениями, принимаются внутригосударственные законы[7].

Существенная черта современного состояния международной борьбы с преступностью — возрастание роли международных организаций в каче­стве организационных и координирующих центров.






















Заключение

Как показала наша собственная практика, недооценка опасности терроризма привела к тому, что эта угроза превратилась в акт агрессии международного терроризма против России и на территории России, причем, в ее самом масштабном и жестком проявлении.

Мировое сообщество также не вполне адекватно оценило масштабы и интернациональный характер той угрозы, которая исходит сегодня от мирового терроризма, зацепившегося за часть территории России и впитывающего международных преступников со всего мира.

Важным направлением сотрудничества России и США является борьба с международным терроризмом, непосредственно затронувшим обе страны, и значение этого сотрудничества признается самыми компетентными амери­канскими экспертами.

Дружеские отношения с Соединен­ными Штатами не должны завоевываться ценой замалчивания существующих между Россией и США разногласий, ценой утраты собственной внешнеполитической по­зиции, и тем более – ценой участия (все чаще обсуждаемого в последнее время) россий­ских солдат в урегулировании кризисных ситуаций, порожденных авантюрными дейст­виями вашингтонской администрации.

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом:

·        воссоздание устойчивого блокового мира;

·        упреждение, блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

·        недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т.п., развенчание терроризма всеми силами СМИ;

·        передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

·        разрешение переговоров с террористами только этим спецслужбам и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;

·        никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей – потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв.


Список литературы

1.     Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и угловно-правовое исследование. М., 2001

2.     Белая книга Российских спецслужб. М., 2000

3.     Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2001

4.     Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Харьков., 2001.

5.     Кабанов П.А. Политический терроризм: причины и некоторые меры предупреждения //Следователь. 2001. №3.

6.     Качмазов О. Уголовная ответственность за терроризм //Законность. 2003. №8.

7.     Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 2001. №5.

8.     Кудаев. А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма //Российская юстиция. 2002. № 10.

9.     Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования //Государство и право. 2001. № 8.

10.                       Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 2001. № 8.

11.                       Международное уголовное право. Под. ред. Кудрявцева В.Н. М., 2000

12.                       Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) //Следователь. 2001. № 5.





[1] Комиссаров В.С., Емельянов В.П. Террор, терроризм, «государственный терроризм»: понятие и соотношение //Вестник Московского университета. 2001. №5

[2] Миньковский Г., Ревин В. Характеристика терроризма и некоторые направления повышения эффективности борьбы с ним //Государство и право. 2001. № 8

[3] Международное уголовное право. Под. ред. Кудрявцева В.Н. М., 2000

[4] Чуфаровский Ю.В. Терроризм – глобальная проблема современности (методологический анализ) //Следователь. 2001. № 5

[5] Качмазов О. Уголовная ответственность за терроризм //Законность. 2003. №8

[6] Кудаев. А. Ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма //Российская юстиция. 2002. № 10

[7] Гончаров С.А. Особенности терроризма в России //Актуальные проблемы Европы. Вып. 4. Проблемы терроризма. М., 2001