Содержание

Введение.. 2

1. Роль и значение аудита основных фондов.. 3

1.1. Сущность, роль и значение аудита. 3

1.2. План и программа проведения аудита основных фондов. 7

2. Нормативное регулирование аудита операций с основными средствами и методики аудита.. 17

3. Аудит учета основных фондов на примере ООО «Триумф»  21

3.1. Краткая характеристика организации. 21

3.2. Программа аудита основных средств на ООО «Триумф». 22

3.3. Аудит состояния аналитического учета основных средств. 23

3.4. Аудит отражения в учете операций по поступлению, реализации и выбытию основных средств. 24

3.5.  Аудит начисления амортизации. 26

3.6. Аудит учета затрат на ремонт основных средств. 28

Заключение.. 30

Список используемой литературы... 31

 

Введение

С переходом России к рыночным отношениям и адаптацией российского бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности ни один из объектов учета и сам порядок организации учета, как основные средства, не претерпел более значительных изменений.

В процессе эксплуатации основных средств их стоимость разделяется на две части: одна из них в натуральной форме продолжает функционировать в производственном процессе, оставаясь самостоятельной, вторая, изнашиваясь, переносит свою стоимость на товарный выпуск продукции. В процессе реализации последней она возмещается в сумме полученной выручки, создавая основу для дальнейшего воспроизводства основных средств. В этом природа функционирования и место в процессе общественного воспроизводства основных производственных фондов. Другой состав основных средств представлен их непроизводственной частью (объекты социального характера – жилые дома, дома отдыха и т.п.). Они обслуживают процесс производства, не принимая в нем непосредственного участия, их стоимость исчезает безвозвратно. Отсюда и специфика их воспроизводства: по истечении жизненного цикла они восстанавливаются за счет собственных источников организации или национального дохода.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации аудита основных средств

В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты аудита основных средств

- изучить нормативное регулирование и методики аудита ОС

- провести аудит основных средств на материалах ООО «Триуф» 

Методологической основой написания курсовой работы являются пра­вовые и нормативные акты, имеющие прямое отношение к рассматриваемой теме, практический материал, а также труды ряда отечественных ученых-экономистов.

1. Роль и значение аудита основных фондов


1.1. Сущность, роль и значение аудита

Важнейшей функцией государственного финансового управления является финансовый контроль. Его роль особенно значительна в период формирования рыночных отношений и проведения реформ, так как особая специфика этого вида управленческой деятельности позволяет активно воздействовать на интенсивность перестроечных процессов.

Назначение финансового контроля — содействие успешной реализации финансовой политики, эффективному ис­пользованию финансовых ресурсов [7, c.3].

Финансовый контроль осуществляется путем примене­ния научно обоснованных методов установления степени со­ответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансо­вого контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансового механизма.

Истекшее  десятилетие  рыночных  преобразований  в  России  заставило  экономически  активное  население  по - новому  взглянуть  на  многие  проблемы  управления и  контроля. Руководители  различного  уровня,  учётный  персонал  предприятий  и  практикующие  аудиторы  чётко  осознали,  что  необходимы  не  только  изучение  различных  элементов  «передовых  технологий»  западной  экономики (в том  числе  международного  опыта  аудита), но  и  их  адаптация  к  реальным  условиям  нашего  отечественного  рынка. А  поскольку  рынок  России  возрождается  не  на  пустом  месте,  то  нужно  максимально  использовать  наши  собственные  достижения, наш  немалый  опыт  в  области  управления  и  контроля [2, c. 6].

В  нашей  стране  аудит  зародился  в  конце  80-х  годов  и  стал  быстро  развиваться.  Аудитор  превратился  в  весьма  важную  и  престижную  фигуру  на  возрождающемся  рынке  России. Аудиторы  напряжённо  работают,  сами  проводят  к  рынку  через  российскую  правовую  и  учётную  трясину  не  без  оснований  колеблющихся  акционеров,  а  также  более  энергичных  предпринимателей  и  представителей  властных  структур  всех  уровней  управления  страной.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства как потребителя информации о результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования  рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения [8, c. 6].

Аудиторские проверки необходимы и государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

·                   проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

·                   помощь в организации бухгалтерского учета;

·                   помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·                   помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

·                   консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

·                   экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

·                   консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

·                   разработка учредительных документов и др.;

·                   предоставление информации о будущих партнерах;

·                   информационное обслуживание клиентов;

·                   другие услуги.

Аудиторские проверки просто незаменимы в условиях рыночной экономики и на переходном этапе развития России. Аудитор не только выявляет ошибки в бухгалтерском учете и налогообложении, не только вскрывает недостатки в системе управления и организационной структуре предприятия, но способен дать самую квалифицированную консультацию по этим вопросам, Будучи независимой, аудиторская деятельность способствует не только улучшению всей работы экономического субъекта, защищает интересы его собственников, но и стоит на страже интересов государства, соблюдения законов и нормативных актов. Отсюда выявлению и решению проблем, способных помешать полноценному развитию и становлению аудита в нашей стране, должно уделяться большое внимание.

Аудиторская проверка основных средств является частью общего аудита организации – клиента.

Ее целью является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу основных средств и установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с основными средствами действующим в Российской Федерации нормативным документам.

В ходе аудита основных средств проверяют:

1.                обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств (правильность отнесения объектов к основным средствам; правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учета и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчетности, синтетического и аналитического учета);

2.                документальное оформление и отражение в учете операций поступления и выбытия основных средств (использование унифицированных форм первичной учетной документации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учета; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии основных средств);

     3. начисление и отражение в учете амортизации основных средств (правильность установления срока полезного использования; правомерность и обоснованность используемых способов начисления амортизации; правомерность применения ускоренной амортизации; правильность расчетов амортизационных отчислений; правильность отражения амортизационных отчислений в учете);

4.                отражение в учете восстановления основных средств – ремонта, модернизации и реконструкции (документальное оформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затрат по ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизации в учете).


1.2. План и программа проведения аудита основных фондов

При планировании аудита основных средств, прежде всего составляется рабочая программа. В ней содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении и т.д.

К источникам аудиторских доказательств относятся:

Устав организации; учетная политика; бухгалтерский баланс и приложения к нему; документы по учету основных средств (акты, карточки, ведомости и др.); материалы предыдущих аудиторских проверок;      сведения, полученные из бесед с руководством организации; сведения, полученные от третьих лиц; информация, полученная от службы внутреннего аудита.

При проверке операций по учету основных средств аудитору целесообразно использовать тест внутреннего контроля (табл.1). Это позволит не только оценить его надежность, но и скорректировать программу проведения проверки.

Процедуры тестирования заключаются в оценке системы внутреннего контроля, которая состоит из среды контроля (отношение руководства к системе контроля, к созданию условий контроля), средств контроля и системы бухгалтерского учета.

Таблица 1

Тест внутреннего контроля

Вопросы

Да

Нет

примечание

1. Использует ли организация унифицированные формы первичных документов




2. Разработан ли график документооборота по учету основных средств




3. Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота




4. Организован ли раздельный синтетический и аналитический учет в организации




5. Применяются ли типовые формы аналитического учета основных средств




6. Все ли объекты основных средств отражены в аналитическом учете




7. Имеется ли приказ о создании комиссии по списанию основных средств




8. Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике




9. Проводятся ли инвентаризации основных средств




10. Создается ли для проведения инвентаризации комиссия




11. Участвуют ли в проведении инвентаризации представители общественности




12. Когда была проведена последняя инвентаризация основных средств




13. Отражены ли результаты инвентаризации в учете




14. Фиксируется ли в учетных регистрах место размещения и эксплуатации основных средств




15. Имеются ли приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации




16. Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств




17. Осуществляется ли контроль за операциями с основными средствами со стороны руководства организации




18. Утверждаются ли документы на списание основных средств руководителем




19. Выбраны ли варианты начисления амортизации основных средств




20. Правильно ли начисляется износ по основным средствам




21. Применяется ли метод ускоренной амортизации по отдельным объектам основных средств




22. Все ли объекты приняты в расчет при начислении амортизации




23. Учитывается ли движение основных средств при начислении амортизации




24. Нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции




25. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт объектов основных средств




26. Правильно ли составляются сметы капитального ремонта основных средств




27. Не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения расходования запасных частей и материалов




28. Застрахованы ли объекты основных средств на случай пожара, стихийных бедствий




29. Использует ли организация арендованные объекты основных средств




30. Имеет ли организация филиалы, выделенные на отдельные балансы




31. Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета основных средств в филиалах:

-                    проведение выборочных инвентаризаций;

-                    проверка первичных документов по филиалам;

-                    использует данные бухгалтерского баланса





     Поскольку многие организации применяют автоматизированную форму бухгалтерского учета возникает необходимость тестирования системы автоматизации учета. 

     Приведенный перечень тестов средств контроля может быть изменен, сокращен или расширен в зависимости от отраслевой принадлежности конкретной организации, вида деятельности и т.д.

 С помощью аудиторских процедур осуществляется проверка достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. При обнаружении нарушения аудитор определяет их характер и суть, а также уровень существенности. При этом аудитор описывает аудиторские процедуры или методы обнаружения нарушений, порядок построения аудиторской выборки при ее применении, т.е. обосновывает достаточность аудиторских доказательств. По результатам проведенных аудиторских процедур аудитор может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.

Таблица 2

Аудиторские процедуры

Содержание процедуры

Используемые документы

Выводы аудитора

Проверка соблюдения положений учетной политики в отношении объектов основных средств

Учетная политика, документы 2-го уровня

Применяемые методы в области учета основных средств соответствуют (не соответствуют) положениям учетной политики

Проверка соответствия отчетных показателей (ф. №№ 1 и 5) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета

Квартальный, полугодовой и годовой балансы, форма № 5, приложение к балансу, формы ОС - №№ 6, 7, 8

Отчетные показатели соответствуют (не соответствуют) учетным данным регистров синтетического и аналитического учета

Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств

Акты приемки – передачи, счета – фактуры, накладные

Первоначальная стоимость основного средства соответствует (не соответствует) составу данной стоимости в ПБУ 6/01

Проверка источников поступления основных средств

Накладные, счета - фактуры

Источники поступления соответствуют (не соответствуют) источникам в счетах – фактурах

Проверка правильности оформления приобретенных основных средств

Акты приемки – поступления, акты оприходования основных средств

Поступающие основные средства в соответствии с нормативными актами оформляются (не оформляются) актами приемки – передачи

Проверка правильности выделения НДС при приобретении основных средств

Нормативные документы, счета – фактуры, данные по счетам 19 и 68

НДС в финансовых документах выделяется (не выделяется) отдельной строкой

Проверка правильности оформления документов при различных вариантах поступления основных средств

Нормативные документы, акты, учредительный договор

Проверка учетных регистров показала наличие (отсутствие) документов, составляемых при поступлении основных средств от различных источников

Проверка правильности использования типовых форм по учету основных средств

Учетная политика, нормативные документы, формы ОС - №№ 6, 7, 8

В предприятии используются (не используются) унифицированные формы отчетности

Проверка правильности начисления амортизации по основным средствам

Разработочные таблицы «Расчет амортизационных отчислений»

Проверенные разработочные ведомости по амортизации основных средств не содержат ошибок (содержат)

Проверка соответствия используемых методов начисления амортизации требованиям бухгалтерского учета

Нормативные документы, учетная политика

Используемый метод начисления амортизации основных средств соответствует (не соответствует) требованиям законодательства

Проверка правильности отнесения объектов основных средств к соответствующим категориям

Нормативные документы, справочная документация

Объекты основных средств отнесены к соответствующим (не к соответствующим) амортизационным группам

Проверка правильности оформления операций по выбытию основных средств

Акты на списание основных средств (форма ОС - № 3)

Проверенные акты выбытия основных средств ошибок не содержат (содержат)

Проверка правильности уплаты налогов по реализованным основным средствам

Журналы учета хозяйственных операций, акты на списание основных средств, расчеты

Аудиторская проверка не выявила (выявила) существенных нарушений по уплате налогов по реализованным основным средствам

Проверка правильности привязки объектов основных средств к материально ответственным лицам

Справочная документация, данные устных опросов, договоры материальной ответственности

Аудиторская проверка выявила правильность (не правильность) привязки объектов к материально ответственным лицам

Проверка правильности отражения в учете и отчетности операций по арендованным основным средствам

Данные по счетам 01, 03, 08, 001, 76, 19; журнал хозяйственных операций

Аудиторская проверка выявила отсутствие (наличие) учетных документов по арендованным основным средствам

Проверка правильности проведения переоценки основных средств и результатов ее оформления

Расчеты по переоценке основных средств, журнал регистрации хозяйственных операций

Проведенная экспертиза документов по переоценке не выявила искажений в учете (выявила)

Проверка правильности ведения учета основных средств в условиях автоматизированной формы учета

Учетная политика, руководство по работе с программами бухгалтерского учета

В организации применяется (не применяется) современное программное обеспечение, соответствующее системе учета основных средств


Приведенный перечень аудиторских процедур, по существу, позволяет получить полную информацию о достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности основных средств и системы внутреннего контроля. Однако в каждом конкретном случае разрабатывается свой перечень тестов и аудиторских процедур, поскольку организации различных отраслей и правовых форм имеют определенную специфику. При проведении аудита основных средств в крупных организациях целесообразно разбивать ряд аудиторских процедур на блоки (например, проверка начисления амортизации, проверка наличия основных средств и др.). В условиях автоматизированной формы бухгалтерского учета аудит следует проводить с учетом специфики применяемых бухгалтерских программ. Кроме того, необходимо разработать ряд аудиторских процедур в целях проверки состояния автоматизации учета в организации.

При аудиторской проверке необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.

Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, а в необходимых случаях – и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательством.

Важным вопросом при проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчеты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчетности.

Для проведения проверки аудитор привлекает первичные документы (ф. ОС -1, ОС – 6 и др.), по которым основные средства приняты к учету.

Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.

Аудитор проверяет: оформлены ли протоколы согласования цен и отражены ли денежная оценка в учредительных документах; правомерность включения других расходов в первоначальную стоимость; достоверность установления рыночной цены. Для определения рыночной цены могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций – изготовителей; сведения об уровне цен; опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Расходы, понесенные организацией по доставке таких основных средств, также включаются в стоимость объекта.

Оценка объектов, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка России, действующему на дату приобретения объектов в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление.

Аудитор должен проверить, правильно ли определен момент перехода права собственности в соответствии с условиями контракта; включены ли в стоимость таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств.

При проверке правильности оценки основных средств аудитор должен обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация); отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 «Капитальные вложения».

Для подтверждения наличия основных средств проводится проверка организации аналитического учета и результатов инвентаризации основных средств.

Проверка проведения инвентаризации основных средств осуществляется аудитором с привлечением первичных документов – инвентаризационных описей, протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации.

Проверка результатов инвентаризации необходима аудитору для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры.

С помощью процедуры прослеживания проводится проверка соответствия     показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам;      показателей отчетности и Главной книги; показателей Главной книги и регистров синтетического и аналитического учета.

2. Нормативное регулирование аудита операций с основными средствами и методики аудита


Основными нормативными документами в настоящее время, которыми руководствуются аудиторы при проведении аудита учета основных  средств являются:

-       Налоговый кодекс РФ,

-       ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,

-       Методические рекомендации по учету основных средств и другие нормативные акты.

Изучение экономической литературы (авторы: Подольский, Суйнц, Камышанов) позволило мне выделить основные элементы аудита основных средств

1.     Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

2.     Аудит поступления основных средств.

3.     Аудит выбытия основных средств.

4.     Аудит начисления амортизации.

5.     Аудит ремонта основных средств.

Рассмотрим их методики более подробно, при этом более полно я опишу методику Подольского, так как она наиболее приемлема в современных условиях и отвечает требованиям нового законодательства.  При проведении аудита учета основных средств на ООО «Триумф» я воспользуюсь именно этой методикой.

1. Аудит основных средств по методике Суйнца

Аудит основных средств по методике Суйнца предполагает рассмотрение и изучение следующих этапов аудиторской проверки:

1.                Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.

2.                Проверка правильности ежемесячного начисления износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, так как это связано с формированием себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) и в конечном итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации с бюджетом по налогу на прибыль.

3.                Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств, их арендой у физических и юридических лиц.

4.                Проверка оценки действующего в организации порядка учета затрат на текущий или капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах работ, исходя из принятой предприятием учетной политики на год.

5.                Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.

6.                Проверка учета капитальных вложений.

7.                Анализ в необходимых случаях, если это предусмотрено условиями заключенного договора, использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности.

2. Аудит основных средств по методике Камышанова

При проведении аудита основных средств Камышанов рекомендует первоначально проверить их сохранность и техническое состояние, законность и правильность документального оформления операций по поступлению и выбытию основных средств. Аналитический учет основных средств проверяется по инвентарным карточкам. Аудитор должен проверить правильность ведения карточек индивидуального и группового учета основных средств. Следует проверить количество инвентарных карточек. С этой целью сопоставляют данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. Необходимо убедиться в достоверности данных инвентарных карточек.

В процессе контроля необходимо проверить полноту и своевременность осуществления инвентаризации и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете. Далее необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации , учитывается при этом их движение, правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним, нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случаях перевода на консервацию, нет ли фактов прекращения начисления амортизации по объектам основных средств во время ремонта и простоя, обоснованно ли применяется метод ускоренной амортизации активной части производственных фондов.

При осуществлении аудита затрат на ремонт проверяют правильность составления плана и смет капитального ремонта. Особое внимание при этом уделяется реальности смет (иногда их составляют после завершения ремонта объекта и соответственно, сметную стоимость приравнивают к фактическим затратам). Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, их утверждает руководитель организации.

При проверке капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ли договора подряда и не была ли завышена стоимость ремонта, обусловленная договором. В заключении следует проверить правильность учета затрат на проведение ремонтов основных средств.

3. Аудит основных средств по методике Подольского

При составлении аудиторской программы проведения аудита учета основных средств мной были приняты во внимание типичные ошибки в области учета основных средств:

1.При ведении аналитического учета.

1.1. Документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы.

1.2. Ведение инвентарных карточек не по всем видам или объектам основных средств.

2. Нарушение дисциплины по осуществлению контроля за сохранностью основных средств.

2.1. Отсутствие заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие некоторых предметов, взятых в домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально.

2.3. Проведение инвентаризации реже 1 раза в 3 года.

3. Нарушение правильности начисления износа.

3.1. Начисление износа реже 1 раза в месяц.

3.2. С целью умышленного занижения конечного результата продолжается начисление износа по объектам с истекшими сроками полезного использования.

3.3. Неправомочное использование механизма ускоренной амортизации.

4. Неправильное отнесение затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

4.1. Завышение объема ремонтных работ и необоснованное списание выплаченной зарплаты.

5. Нарушение в учете аренды основных средств.

5.1. Отсутствие договоров аренды.

6. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств.

6.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.

6.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли.

6.3. Занижение стоимости приобретенного транспортного средства с целью занижения налогооблагаемой базы при уплате налога на приобретение транспортных средств.

3. Аудит учета основных фондов на примере ООО «Триумф»


3.1. Краткая характеристика организации


Общество         с    ограниченной    ответственностью        «Триумф» зарегистрировано от 30 апреля 1997  года, в соответствии с Федеральным законом    РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Триумф» является коммерческой организацией, юридическим лицом, действующим на основании своего устава: имеет расчетный и иные счета в финансово-кредитных учреждениях России, самостоятельный баланс, имеет круглую печать со своим наименованием, эмблему и другие необходимые реквизиты.

Общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества. Члены общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке предусмотренным законодательством РФ и учредительными документами общества.

Общество «Триумф» выполняет следующие функции:

- управляет принадлежащим ему имуществом;

- организует заготовку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, в том числе и пчеловодство;

- ведет коммерческие операции на территории России;

- выполняет строительные и ремонтно-строительные работы;

- осуществляет торговую, производственную, посредническую и заготовительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которой создано общество;

Органами управления «Общества» является: общее собрание участников общества. В период между общими собраниями управление осуществляет директор общества.                                                                                                              

Экономической основой деятельности общества является имущество,  которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Имущество составляют основные и оборотные средства, приобретенные за свой счет, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Источниками финансирования общества являются:

1.  собственные   и привлеченные  средства;

2. доходы,  полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также   от   хозяйственной   деятельности,   направленной   на   достижение поставленных целей;

3. коммерческая и посредническая деятельность;

4. кредиты банков и других кредиторов;

5. иные источники, не запрещенные законом.

Общество «Триумф» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы исходя из спроса на товары и услуги. Общество осуществляет в установленном порядке бухгалтерский учет, предоставляет отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Годовой отчет финансовой деятельности общества утверждается общим собранием участником общества.


3.2. Программа аудита основных средств на ООО «Триумф»


Для проведения аудита осн6овных средств на ООО «Триумф» была составлена следующая программа, предоставленная ниже

Программа аудита на ООО «Триумф»

Проверяемая организация: ООО «Триумф»

Период аудита: 02-30 августа 2004

Количество человеко-часов: 95

Руководитель аудиторской группы: Мень И.К.

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

1

Аудит состояния аналитического учета основных средств

02-06

августа 2004

Мень И.К.

2

Аудит отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств

09-13

августа 2004

Мень И.К.

3

Аудит начисления амортизации

16-20

августа 2004

Мень И.К.

4

Аудит учета затрат на ремонт основных средств

27-30

августа 2004

Мень И.К.


3.3. Аудит состояния аналитического учета основных средств

Аналитический учет основных средств ведется по видам и отдельным инвентарным объектам с использованием инвентарных карточек, на основании которых бухгалтерия предприятия формирует инвентарную картотеку, построенную в разрезе квалификационных групп по видам основных средств. На основе инвентарной картотеки на каждую классификационную группу основных средств ведется карточка учета движения основных средств. В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт. Аналитический учет ведется в полном объеме с помощью бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия» в машинно-оринтированной форме. Однако инверторные карточки не имеют подписи исполнителя, не утверждены директором ООО «ТРИУМФ».

Аналитический учет ведется в полном объеме с помощью бухгалтерской программы «1С:Бухгалтерия» в машинно-ориентированной форме. Начальное сальдо по счету 01 «Основные средства» (карточка сч. 01 «Основные средства») соответствует  данным Главной книги и оборотно-сальдовой ведомости. Расхождений нет.  Конечное сальдо 1716857,5 тыс. руб. пао счету 01 соответствует данным главной книги и оборотно-сальдовой ведомости за 2002 год.

По окончании отчетного периода (Месяц, квартал, год) формируется отчет по основным средствам, отражающих группы основных средств, данные на начало периода (балансовая стоимость, начисленная амортизация, остаточная стоимость), движение за период, данные на конец отчетного периода.

Инвентаризация основных средств согласно учетной политике предприятия проводится 1 раз в три года. Последняя инвентаризация была проведена в 2001 году. По результатам инвентаризации излишков и недостач выявлено не было. Акты и инвентаризационные описи оформлены правильно.

Стоимость объектов основных средств по итогам 2002 года сформирована верно и отражена в бухгалтерском балансе за 2002 год правильно. Данные аналитического и синтетического учета совпадают.


3.4. Аудит отражения в учете операций по поступлению, реализации и выбытию основных средств

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность  документального оформления, а также реальность их оценки.

Целесообразность строительства и приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путём сопоставления даты оприходования средств по счёту 01 “Основные средства” с датами, указанными в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм. Несвоевременное их оприходование ведёт за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации. Отдельно проверяют операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.

Необходимо проверить правильность оценки основных средств. Поступившие в организацию новые основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты по их возведению (сооружению) и приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. Приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в    документах на их оплату.

Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением   случаев достройки и дооборудования объектов,    произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств.

Документальной проверке подлежат также операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств. Правильность и своевременность оформления документами выбытия основных средств устанавливают проверкой данных первичных документов, сопоставлением аналитического и синтетического учета, законность их ликвидации устанавливают по актам на списание. В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подмены их старыми.

На ООО «Триумф» ежемесячно проводятся акты проверки технического состояния основных средств. Созданная приказом директора предприятия комиссия производит осмотр объектов основных средств и оформляет свое решение о непригодности объектов основных средств к дальнейшей эксплуатации. В случае возникновения вопроса о целесообразности списания объекта основных средств могут быть привлечены силы специализированных организаций. Так в августе 2002 года ООО «Фирма Волна» выдало заключение о нецелесообразности ремонта объекта основных средств. Акты на списание основных средств оформлены своевременно и полно.

В 2002 году на ООО «ТРИУМФ» все новые основные средства предприятия были приобретены по договорам купли-продажи основных средств. Поступление основных средств сопровождается транспортными накладными, счета-фактуры оформлены верно, акты приема -  передачи основных средств подписаны обеими сторонами. Стоимость объектов основных средств сформирована верно.

Выбытие основных средств в результате реализации на ООО «ТРИУМФ» оформляется договорами купли-продажи основных средств, счета-фактуры покупателям выписываются своевременно, передача основных средств оформляется актами приема-передачи. Все первичные документы оформлены верно. Финансовый результат от продажи основных средств сформирован верно.


3.5.  Аудит начисления амортизации

Следует проверить расчет амортизации основных средств с учетом их движения в течение года, то есть с учетом их поступления и выбытия. В течение года размер амортизации за отчетный месяц определяется исходя из суммы амортизации, начисленной за предыдущий месяц, скорректированной по установленным нормам в связи с изменением в составе основных средств за предыдущий месяц, а также в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Следовательно, сумму амортизации, подлежащую начислению в отчетном периоде, рассчитывают на основе начисленной амортизации в предыдущем месяце, к которой прибавляют начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычитают сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации без учета движения приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительной величине остаточной стоимости   основных средств.

При проверке документов при начислении и учету амортизации основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производиться во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения продлевают нормативный срок службы основных средств. По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность. 

Согласно учетной политики на 2002 год ООО «ТРИУМФ» применяло линейный способ амортизации основных средств. По всем объектам основных средств правильно выбрана норма амортизации, суммы амортизации исчислены верно.  Суммы амортизации отражаются на синтетическом счете 02 «Износ основных средств». Сальдо начальное соответствует данным оборотно-сальдовой ведомости за 2002 год и расхождений не имеет.  Сальдо конечное 368257,5 тыс. руб. соответствует данным оборотно-сальдовой ведомости.

Применяемые нормы амортизации выбраны правильно. Начисление сумм амортизации производится своевременно и в полном объеме.


3.6. Аудит учета затрат на ремонт основных средств

При проведении аудита мной были проверены правильность составления плана и смет капитального ремонта. Особое внимание при этом уделяется реальности смет.

Проверяя операции по ремонту основных средств, следует убедиться, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов, запасных частей, которые впоследствии были похищены; не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. Целесообразность и законность операций по ремонту устанавливаются на основе проверки первичных документов. Чтобы установить факты незаконного списания запасных частей и ремонтных материалов на выполнение работы, используется встречная сверка документов, контроль документов по взаимосвязанным операциям, опрос должностных и материально ответственных лиц, выборочная контрольная инвентаризация выполненных работ, письменные запросы подрядчиков.

Также следует проверить правильность учета затрат на проведение ремонтов основных средств. В этом случае надо руководиться учетной политикой предприятия, имея в виду, что организация может по своему усмотрению применять один из следующих вариантов включения в себестоимость продукции расходов по ремонту основных средств:

· фактические затраты по всем видам ремонтов списывают на дебет счетов 20, 29, то есть включают в себестоимость продукции непосредственно по мере их осуществления,

· создается ремонтный фонд, отчисления в который определяются исходя их балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов, утверждаемых организацией за год.

· отнесение фактических затрат по ремонту основных средств на расходы будущих периодов с последующим равномерным списанием в течение не более двух лет.

НА ООО «ТРИУМФ» создается ремонтный фонд. Средства ремонтного фонда используются  в связи с его целевым назначением.

Таким образом, проведенный мной аудит основных средств на ООО «Триумф» позволил высказать мне мнение о достоверности  бухгалтерского учета основных средств за 2002 год.

Заключение

За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерского учета, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

На основе представленных бухгалтерских документов мной была проведена аудиторская проверка основных средств на ООО «Триумф»  за 2002 год. Аудит был осуществлен по следующим направлениям:

1. Аудит состояния аналитического учета основных средств

2. Аудит отражения в учете операций по поступлению, реализации и выбытию основных средств

3. Аудит начисления амортизации

4.Аудит учета затрат на ремонт основных средств

Проведенный аудит основных средств на ООО «Триумф» позволил высказать мне мнение о достоверности  бухгалтерского учета основных средств за 2002 год.


Список используемой литературы

1.                Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая), (с изменениями на 07 июля 2003 года);

2.                Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (с изменениями на 30 августа 2002 года);

3.                Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (с изменениями на 30 марта 2001 года);

4.                Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02»

5.                Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447. "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями на 17 сентября 2002 года);

6.                Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с изменениями на 30 декабря 1999 г.);

7.                Приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

8.                Регистры налогового учета, рекомендуемые МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса РФ. «Рипэл плюс», Новосибирск, 2002 г.

9.                Анализ финансового состояния предприятия по данным бухгалтерского баланса // Консультант бухгалтера, 1998 .- № 4.- С.3- 9.

10.           Волошин А.Е., Клименко А.В. Аналитические регистры налогового учета // Налоговый вестник. – 2003. - №1.

11.           Костылев В.А. Бухгалтерский и налоговый учет в организации // Аудиторские ведомости. – 2002. - №№4-6.

12.           Макарьева В.И. О признании доходов и расходов при методе начисления и кассовом методе в бухгалтерском и налоговом учете // Налоговый вестник. – 2003. - №5.

13.           Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК Учеб.-практ.пособие для вузов. М.: 2003.

14.           Данилевский Ю. А.,  Шапигузов С. М., Ремизов Н. А. : Старовойтова Е.В. Аудит : Учеб. Пособие. М. : «Дело и Сервис», 2003

15.           Дряхлов В. П. Аудит: конспект лекций. М.: 2002

16.           Ефимова О. В. Финансовый анализ. -М.: Бухгалтерский учет, 1996.-315 с.

17.           Камышанов П. И. Аудит: стандарты и практика. М.: «Элиста», 2002.

18.           Терехов А. А. Аудит: законодательные решения. М.: 2003