Содержание

Введение. 4

Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика и социальная работа с семьями. 6

1.1. Понятие семьи. 6

1.2. Социальные проблемы семьи. 7

1.3. Типы семей. 8

1.4. Организация социальной  работы с семьями. 10

Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков. 13

2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей   алкоголиков. 13

2.2 Психологические основы социальной реабилитации. 21

2.3. Практические рекомендации для психологов. 24

Глава III. Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном центре г. Хабаровск. 29

Заключение. 37

Список литературы.. 39

Введение

Социальная работа – одно из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности.

Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой  – оптимизировать осуществление объективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и длительного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев  в обществе.

Профессия социального работника известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлось так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся  в  вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоинтегративную и  др.

Как специалист в области социальных отношений, социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадаптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом.

Цель работы – раскрытие темы связанной с социальной работой в неблагополучных семьях ан примере города Хабаровска.

Задачи работы:

1.                        Раскрытие сущности семьи как социального института и социальной работой с семьями.

2.                        Рассмотреть общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков

3.                        Рассмотреть систему работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном центре г. Хабаровск




Глава I. Семья как социальный институт, ее характеристика и социальная работа с семьями

1.1. Понятие семьи

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. По данным переписи 1989 года в России насчитывается 40 млн.  256 тыс. Семей, т.е. 88.4 % людей живут в семьях.

Семья осуществляет следующие функции:

1.                     воспитательная;

2.                     хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

3.                     эмоциональная: культурное и духовное общение;

4.                     первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;

5.                     репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.[1]

 

1.2. Социальные проблемы семьи

Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции  - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы семьи:

1.                     трудное материальное положение семьи;

2.                     ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3.                     злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4.                     жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5.                     антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6.                     социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:

1.                     тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);

2.                     сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).[2]

 

1.3. Типы семей

Среднестатистическая семья:

-  семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

Молодая семья:

-  здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

Вторичная семья:

-  это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

Неполная семья:

-  это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

Многодетная семья:

-  где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

Типы семейных взаимоотношений

Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:

1.                     доминирующий муж и пассивная жена;

2.                     доминирующая жена и пассивный муж;

3.                     открытая борьба или соперничество;

4.                     изоляция или эмоциональное отчуждение;

5.                     псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем времени.

В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:

-  обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;

-  успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;

-  отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;

-  чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;

-  чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;

-  паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).

Примеры: мужчина рано женится на женщине, проявляющей заботу о нем, видит в ней свою мать, или, когда жена уделяет большое внимание детям, а муж ищет заботу на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на грани развода.

Развод – это одна из форм прекращения брака путем его юридического расторжения. Стадии распада брака:

-  эмоциональный распад, т.е. когда проходит любовь;

-  физический распад, прекращение интимных отношений;

-  фактический распад, это прекращение совместного ведения хозяйства, единого бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.[3]

 

1.4. Организация социальной  работы с семьями

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

Экспериментально обоснованная модель деятельности специалиста с семьей включает следующие компоненты:

-  наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

-  дифференциация семей на типы соответственно деформированности  семейных структур;

-  разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

-  вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

-  отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Диагностирование межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются две схемы (см. Приложение).

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с  наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты подразделили на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем,  что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют  на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).[4]

Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков

2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей                    алкоголиков

Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.

Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем недавно. Лишь два десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей. Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.

Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственность в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок.

Особенно важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению в раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное психическое развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую роль в становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому организация эмоционально положительного окружения, в котором воспитывается ребенок, является той основой, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный и воспитательный процесс.

Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.

Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста. физического и нервно-психического состояния ребенка.

Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен. расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.

Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции. Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже - для личных вещей.

Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.

Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.

Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и регулярность.

Прежде чем проводить психолого-педагогическую коррекцию, надо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного развития детей. Опыт работы показывает, что многие из детей, растущие и условиях семейного алкоголизма, особенно при наличии у них педагогической запущенности из-за недостатка общения с взрослыми, при первоначальном обследовании могут производить впечатление умственно отсталых.

Однако правильный педагогический подход к этим детям, проведение специальных коррекционных занятий в сочетании с медикаментозным лечением дают положительные результаты, что говорит об отсутствии у них умственной отсталости. Имеющиеся же трудности в обучении и поведении связаны с задержкой психического развития по типу инфантилизма, но не с умственной отсталостью.

Несмотря на большую частоту олигофрении у потомства при семейном алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза. Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных нарушений у этих детей особенно сложна и требует нередко длительного наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий. Крайне ответственным является начало их обучения. Несформированность целого ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении. а с другой - сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе н приводить к ухудшению его психического состояния в целом.

В связи с этим важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе и правильная углубленная диагностика его психического развития.[5]

Дети из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных признаков органической неполноценности центральной нервной системы в силу грубейшей педагогической запущенности уже к дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная порой как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников и, что является недопустимым. Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

Удовлетворение так называемой сенсорной жажды Особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами разных размеров и форм, с разными функциональными значениями.

Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне развития теле- и радиотехники одним из аспектов коррекционной работы может быть воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети.

В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых условных связей играет сочетание определенного действия с ежедневно повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц (например, утром при пробуждении, перед зарядкой и т. п.), бодрого марша (при подготовке к прогулке) и т. п. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов, диафильмов, кукольных и других спектаклей, концертов, приглашая, например, самодеятельные детские коллективы из ближайших школ.

Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.

Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребенка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребенка.

Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психологического, а для младших детей— психофизиологического комфорта. Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического состояния ребенка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угождать ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные приемы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие.

Для доведения же до сознания ребенка неправильности его поступка можно использовать оценку поведения другого ребенка или сказочного персонажа, героя мультфильма и т, п. в аналогичной ситуации. Причем как хороший, так и плохой поступок персонажа в этой же ситуации, при правильном и доступном объяснении его воспитателем, обогащает социальный опыт ребенка и позволяет ему усвоить понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Наглядный пример играет огромную роль в воспитании и обучении детей. Но с формированием речи не менее, а иногда и более существенное воздействие на развитие оказывает слово.

Большое место и системе работы с детьми, родители которых страдают алкоголизмом, отводится психотерапии.[6]

Психотерапия- это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и. окружающей среде. Психотерапия детского возраста имеет свои специфические особенности, в ней большое внимание уделяется приемам отвлечения и переключения. Важной задачей психотерапии детей родителей, страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок. Психотерапия и психолого-педагогическая коррекция у детей и подростков тесно взаимосвязаны и составляют суть лечебной педагогики.

Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливается контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные приемы, помогающие ребенку избавиться от этих переживаний, зависимости от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми дошкольного возраста широко применяется игровая психотерапия, с младшими школьниками используется также и рисование, а с детьми старше 10 лет подключается планомерное проведение специальных бесед. Полезным является также прием психотерапевтической кукольной драматизации.

Все приемы психотерапии с детьми 5- 6 лет и старше сопровождаются разъясняющей психотерапией. Ребенку логически обоснованно объясняют причины его трудных взаимоотношений с товарищам и. учителями, обсуждают с ним различные жизненные проблемы: стремятся к тому, чтобы ребенок по возможности адекватно оценил себя, свое состояние и характер взаимодействия ею с окружающими.

В основе психотерапевтической работы с подростками из семей больных алкоголизмом лежит длительное, сначала в условиях индивидуальной, а затем групповой психотерапии обсуждение следующих проблем: в чем смысл жизни; что может принести удовлетворение в жизни, почему одни люди идут по пути самопожертвования и самоотдачи, а другие- потребления и корысти; почему одни способны на подвиг, а другие на преступление и т. п. Обсуждение этих вопросов предполагает большую просветительную работу, вызванную необходимостью как ликвидации пробелов в знаниях таких подростков, так и развития их самосознания.

В индивидуальных беседах психотерапевт обычно выясняет, какова система ценностей подростка (что он считает для себя наиболее значимым, каковы его интересы), какова его самооценка, и каких областях возникают у него притязания и каков их уровень и г. д. В дальнейшем проводится работа по выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально значимых и идах деятельности, изменению ценностных ориентации. Наряду с этим психотерапевт принимает участие в создании нормальных взаимоотношений подростков со сверстниками в учебном или трудовом коллективе.

Взаимодействие психотерапевта с детьми и подростками должно строиться на основе глубокого понимания психологических механизм он поведения ребенка. Как указывалось выше, в поколении детей и подростков из семей больных алкоголизмом нередко отмечаются более или менее выраженные расстройства, берущие начало в их характерологических реакциях. Последние во взаимодействии с окружающей средой приобретают характер стойких патологических форм реагирования, во многом предопределяя патологические направления развития личности.

К сожалению, проблема детерминации поведения до сих пор является недостаточно разработанной, что определяется в первую очередь чрезвычайной сложностью объекта воздействия - ребенка. В связи с этим очень трудно определить, какой будет реакция, если применить конкретный стимул. Тем не менее, прогнозирование характера реагирования ребенка на ту или иную ситуацию не является безнадежным делом.

Врач-психотерапевт А.И. Захаров считает, что сначала на основе данных, полученных в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением ребенка, необходимо составить программу оказания помощи. Цель такой программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. В первую очередь, это переживание, возникшее в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неспособности контролировать свои чувства.

Коррекция поведения, по мнению А.И. Захарова, может успешно осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развития воображения и расширения круга общения, приобретаются новые знания и умения. Кроме этого, через игру, возможно, дать осознать ребенку недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или конфликтных ситуаций общения. Для этого можно использовать в виде игры реальные условия.

Они имеют более определенный сценарий, заставляют ребенка вырабатывать план действий. В процессе проигрывания различных ситуаций происходит обучение приемам поведения, что значительно облегчает процесс адаптации.

В раннем возрасте, когда ребенок уже способен к самостоятельной элементарной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры с песком и водой.

Наблюдения за детьми родителей- алкоголиков показывают, что в играх с водой и песком в значительной степени преодолевается их не целенаправленность, хаотичность, быстрая пресыщаем ость. Воспитатель должен привнести в игру ребенка определенный смысл или задать мотив деятельности. Замечено, что игра с водой и песком способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражительности, возбудимости.

Сюжетно-ролевые игры могут использоваться психотерапевтом, как для диагностических, так и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Правильное, желательное поведение того или иного героя игровой ситуации обязательно поощряется, оценивается и вознаграждается.

Музыка может способствовать созданию благоприятного фона для других видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая психотерапия под музыку открывают большие возможности для преодоления конфликтных переживаний, нормализации эмоционального состояния.

Таким образом, вопрос реабилитации и коррекции психических и личностных нарушений у детей из семей алкоголиков остается изученным не в полной мере. Однако, учитывая комплексный характер патологических изменений в эмоционально-волевой сфере, в личностном развитии и поведении для таких детей можно с успехом применять общеизвестные методы психотерапии, музыкотерапии.

Особенность психолого-педагогической работы с детьми является то, что наиболее эффективными направлениями будут те, которые предполагают активную, внешне проигрываемую деятельность самого ребенка. Игра, рисование, лепка, пение, и другие формы работы ребенка позволяют ему вынести во вне объекты самопознания. Кроме этого, большой упор необходимо делать на удовлетворение сенсорной натуры ребенка и развития его речи.[7]


2.2 Психологические основы социальной реабилитации

Выше отмечалось, что очень часто алкоголизм и прочие аддиктивные проблемы становятся семейной традицией. Более пятидесяти процентов сегодняшних алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у миллионов людей имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работники могут сыграть важную роль в этом процессе посредством эффективных профилактических мер. И индивидуально, и коллективно социальные работники должны стать голосом и твёрдой силой для детей, которые не всегда могут высказаться в собственную защиту. В этом процессе можно использовать методы, которыми пользуются врачи-психологи, такие как: точная информация, подходящая для детей данного возраста, обучение навыкам, установление связей и привязанностей, вытекающих из здоровых отношений.

В семьях алкоголиков царит правило, сводящееся к отказу, обману чувств, принципу “никаких разговоров”. Таким образом, дети алкоголиков часто не понимают, что происходит у них в семье. Поэтому не удивительно, что они во всём обвиняют себя. Преобладающее у многих детей чувство – это не страх, гнев или обида; это – постоянное непреодолимое замешательство.

Детям алкоголиков нужна точная информация об алкоголе, о прочих наркотиках, а также об алкоголизме как о болезни. Узнав об отрицании, провалах памяти, рецидивах и исцелении, дети могут не только понять, что происходит у них в семье, а также понять, что они не должны себя за это винить, и что они не могут всё изменить к лучшему. Крайне важно преподнести эти важные факты детям, учитывая их возраст, чтобы они не были более потрясены, отягощены и не испытывали бы замешательство.

Вот то, что важно слышать детям алкоголиков:

-   Алкоголизм-– это болезнь.

-   Ты не можешь улучшить создавшегося положения.

-   Ты достоин того, чтобы тебе помогли.

-   Ты не один.

-   Есть надёжные люди и организации, которые могут помочь.

-   Есть надежда.

Дети алкоголиков попадают в группу повышенного риска в отношении поведенческих и эмоциональных проблем. Давая детям возможность приобрести разнообразные жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями, связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти дети могут обучиться разнообразным методам преодоления тяжёлой ситуации и уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить своим отрицательным эмоциям накопляться внутри до тех пор, пока дети не будут готовы разразиться гневом, или у них не разболится голова и живот. Психолог может научить их, как выражать свои чувства здоровым образом, особенно надёжным людям, которым они могут доверять. У других детей может не хватать уверенности и чувства собственного достоинства. Эти дети могут научиться любить и уважать себя через жизненные ситуации, которые дают им возможности преуспеть и расцвести.

Обследования эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению навыкам и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности рассматривает несколько защитных факторов, позволяющих частным лицам преодолеть препятствия и оправиться от неблагоприятной обстановки. Доктор Эмми Вернер провела продольное обследование и обнаружила многие аспекты, которые позволят детям углубить свои силы и гибкость. Примером служат:

-   Автономия и независимость

-   Прочная социальная ориентация и социальные навыки

-   Способность участвовать в действиях, требующих проявления услужливости

-   Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными ситуациями

-   Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации

-   Способность заслужить положительное внимание со стороны других

-   Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь

-   Установление близкой связи с другими людьми.

Даже если они вернутся в семьи с активной аддикцией, дети алкоголиков, получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.

Несмотря на то, что точная, подходящая для конкретного детского возраста информация и обучение навыкам безгранично помогают детям, самым важным даром являются те установленные связи и привязанность, которые они приобретают через здоровые отношения с другими людьми. Из-за нарушенных обещаний, грубых слов и угроз жестокого отношения к ним дети, растущие во многих семьях алкоголиков, слишком хорошо выучивают правило “Не верь”; молчание и изоляция могут стать их постоянными спутниками.

Создание доверия – это процесс, а не событие. Ключом к нему является время. При лечении у психолога этот процесс может стать критически важным событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом свете. Более того, ребёнок может укрепить собственные сильные стороны и собственную гибкость в результате сознательного моделирования поведения заботливого взрослого.[8]

 

2.3. Практические рекомендации для психологов

Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности. Особенно важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют желательные взаимоотношения с их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется то, что психологи именуют проблемой “социальной отчуждённости”. Их отношения с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.

Психологи имеют много стратегий для оценки природы взаимоотношения человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.

Хотя психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения с родителями. Например, клиент может перейти от отношений, характеризовавшихся крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием и горечью. Крайне важно помочь детям алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или от того, покинули ли они дом.  

Однако психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента трезвости и не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а не с семьёй клиента, должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента. Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней среде.

Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также создать структуру для выживания клиента и для роста клиента как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому психолог должен уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков развить отношения с их сверстниками.

При работе с клиентами, у которых мало здоровых отношений со сверстниками, психолог может сосредоточиться на развитии у них различных социальных навыков. Например, некоторые психологи могут поощрять посещение клиентом различных общественных мероприятий, где он или она может познакомиться с новыми людьми. Клиенты из семей алкоголиков, у которых плохо развито чувство собственного достоинства, явно видят себя как людей неинтересных и считают, что никому не нравится с ними разговаривать. Если психолог в состоянии помочь клиенту развить положительное представление о себе в своих отношениях с другими людьми, с которыми он или она входит в контакт, психолог сделает важный шаг, помогая клиенту делать надстройки на данном фундаменте для установления эффективных важнейших взаимоотношений, необходимых для его роста в семье и вне семьи.

Дети, растущие в семье алкоголика, часто убеждены, что они не обладают ресурсами или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни, включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может проникнуть во все аспекты их жизни.

Когда клиент испытывает чувство беспомощности во всех своих отношениях, психолог сталкивается с его отношением “я ничего не могу поделать”. Большинство подобных чувств возникает у клиента ввиду отсутствия у него или у неё ценной для него или её самобытности. Часто дети алкоголиков не в состоянии видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как помочь себе. Психологи должны убедиться, что их клиенты приобрели чувство собственного достоинства и способность оценивать свои достижения, вне зависимости от их личностей как детей алкоголиков. Для этого их разговоры с клиентами должны не касаться обстановки в семье, а больше сосредотачиваться на стремлениях и ожиданиях клиента вне ощущаемых семейных нужд.

Одна из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том, чтобы помочь им понять, что они не могут изменить чужое поведение, воздействие которого им может придётся переносить. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Если психолог поможет клиенту развить чувство самообладания над собственной жизнью, он будет способствовать открытию клиентом того, что он или она - это личность с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. При работе над чувством беспомощности, развитие у клиента чувства ценной самобытности может привести к нахождению клиентом внутренних ресурсов. Эти ресурсы могут улучшить способности клиента определять результаты поведения своих родителей-алкоголиков, хотя они не могут сдерживать поведения своих родителей.  Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков делают вывод, что их несчастье или счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они осознают неспособность распоряжаться собственной жизнью. Работая с такими клиентами, психолог не должен допускать того, чтобы клиент вместо того, чтобы по-прежнему возлагать всю ответственность за свои проблемы на родителей, теперь бы стал возлагать ответственность за своё счастье на психолога.

Помощь детям алкоголиков в том, чтобы разобраться в своих чувствах и установить эффективные отношения с другими людьми, будет очень полезна для преодоления воздействия родителя-алкоголика. Более того, психолог сможет помочь, если он или она поможет таким детям развить чувство уверенности в самих себе. Клиенты должны верить в то, что они в состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. Если психологу удастся развить у своих пациентов такую самоуверенность, то успех психолога превзойдёт просто помощь клиенту в том, как выжить в семье алкоголика. В таком случае, помощь психолога может означать, что клиент не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками.[9]


Глава III. Система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном центре г. Хабаровск

Семейные проблемы, среди которых на первом месте сегодня стоят алкоголизм и наркомания – основные причины, приводящие детей в Социально-реабилитационный центр (с приютом) для несовершеннолетних г. Хабаровск. Хотя СРЦ работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, работники центра видят свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Однако такой благоприятный исход кризисной ситуации возможен не всегда. Поэтому реализовать право ребенка воспитываться в семье призвана замещающая семья, поиск которой вторая важнейшая задача СРЦ.

Базовым процессом деятельности Центра определен процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, который имеет цель преодоление социальной дезадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении созданы хорошие бытовые условия, обучение ведется по оптимальным программам, в том числе индивидуальным. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации (семья, школа …), поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. Большинство воспитанников СРЦ – дети из неблагополучных семей. Общим критерием неблагополучия семей, где есть "трудные" дети, является деформация или полное разрушение их воспитательной функции. Среди таких семей устойчивое большинство составляют семьи, в которых есть родители-алкоголики.

В большинстве своем именно из таких семей попадают в СРЦ так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:

-   Непринятие социальных норм и правил

-   Сквернословие

-   Склонность к бродяжничеству

-   Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакурение

-   Совершение правонарушений

-   и т. д.

В работе с "трудным" несовершеннолетним и его семьей сотрудниками Центра выделяются следующие этапы.

1.                     Диагностический

2.                     Коррекционно-реабилитационный

3.                     Постреабилитационный

На каждом этапе осуществляется комплексный подход:

-   Социально-правовая помощь

-   Медицинская

-   Психолого-педагогическая

Особенно важен первый этап. На основе диагностики составляются программы реабилитации с ребенком, заполняется социальный паспорт семьи, в котором отражаются основные сведения о семье. Работа с семьями воспитанников на этом этапе начинается со сбора первоначальной информации о семье, розыск родителей, родственников несовершеннолетних. Специалистами по социальной работе делаются запросы в Областное адресное бюро с целью выяснения прописки родителей. В течении суток отправляются сообщения в ТОО согласно места жительства или прописки ребенка. Копия сообщения отправляется в Управление образования Администрации г. Хабаровск. Если ребенок проживает в другом регионе или не знает места своего жительства, запросы делаются в Адресные бюро других регионов. Специалисты Центра тесно сотрудничают с КДН. При поступлении безнадзорного ребенка запрашивается следующая информация:

-   о семье, личности ребенка;

-   состоит ли на учете;

-   семейно-бытовые условия.

На основании полученных сведений принимается решение о возможности возвращения несовершеннолетнего в семью.

Одновременно осуществляется и психолого-педагогическая, медицинская диагностика. Как правило, у таких детей наблюдаются отклонения в психоэмоциональной сфере, внешняя агрессивность, тревожность. Психологическая диагностика позволяет понять причины возникновения проблем, трудностей воспитания, обучения, отклоняющихся форм поведения. Эти дети физически ослаблены, с различными хроническими заболеваниями. Среди которых отмечаются так называемые социальные болезни, которые составляют 33.4%. Среди них "лидирует" социальная и педагогическая запущенность.

Важная роль в системе работы СРЦ с трудными детьми и семьей принадлежит второму этапу – оказанию помощи семье и реабилитация детей и подростков. В период пребывания в СРЦ трудных детей и подростков, независимо от сроков пребывания, им оказывается психосоциальная, медицинская, коррекционно-реабилитационная помощь. Такие дети ставятся на особый контроль специалистами СРЦ. Поэтому с трудными детьми работают психологи, врач-психотерапевт, социальный педагог. При получении сведений специалисты разыскивают и связываются с родителями, родственниками, приглашают их на консультацию в СРЦ, выезжают на патронаж, проводят беседы; психологи и психотерапевт помогают родителям в установлении отношений с ребенком, проводят консультации и т.д. Трудновоспитуемость детей и подростков из неблагополучных семей проявляется не только в плохом поведении, агрессивности, побегах и мелких правонарушениях, но и социальных пороках, таких как наркомания, табакокурение, алкоголизм и т.д. Поэтому, с целью профилактики таких состояний среди воспитанников СРЦ, в учреждении ведется работа по следующим направлениям:

-   Наркомания. Выделена ставка социального педагога, имеющего специальное образование и курирующего вопросы профилактики алкоголизма, наркомании и табакокурения среди несовершеннолетних СРЦ

-   Совместная работа врачей-педиатров со специалистами подросткового наркодиспансера

-   Совместная работа специалистов СРЦ с КМПНП (врачом-наркологом, психологом) по выявлению зависимых детей и их дальнейшей госпитализации

Врачом-наркологом проводятся обследования несовершеннолетних, консультации специалистов СРЦ и воспитанников, профилактические беседы и лекции с несовершеннолетними. Психологом – групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетними, с последующим лечением, семинары.

Исходя из результатов диагностики, для каждого поступившего ребенка составляется индивидуальная программа социальной реабилитации, один из элементов которой - обязательная трудовая деятельность. Центр имеет достаточную материальную базу для организации трудовой деятельности детей и подростков: мастерские по обучению швейному делу, столярному мастерству и ремонтным работам; кабинет компьютерных игр и ЭВМ; мини-типографию с полным набором оборудования: компьютер, принтер, ризограф, резак, переплетная машина; телеви­деоаппаратуру; мини-пекарню; тренажерный зал с оборудованием фирмы Кетлер.

Программа трудовой адаптации строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. Группы формируются с учетом возраста и родственных связей несовершеннолетних.

В трудовую деятельность детей 3-7 лет включены элементы самообслуживания, обучение навыкам ухода за домашними животными, растениями, развивающий творческий труд (лепка, поделки из природного материала, ткани, картона, бумаги, тесьмы и т. д.). Включение в трудовую деятельность и знакомство с профессиями происходят в игровой форме. Все взаимоотношения «ребенок-взрослый» в данной возрастной группе строятся на принципах доброты.

Трудовая реабилитация детей 7-10-летнего возраста строится на канонах красоты. Кроме перечисленных видов деятельности для младших групп детей 7-10 лет привлекаем к выполнению некоторых ремонтных работ в мастерски (мелкий ремонт мебели, одежды), к участию в уборке спален, столовой, игровых площадок, к посильному общественно полезному труду: выращивание цветов летом, уборка снега зимой, дежурство в столовой, при входе в здание и т. д.

У многих подростков, поступивших в Центр, как и у детей младшего возраста, отсутствуют навыки личной гигиены, самообслуживания, культуры труда, но, по наблюдениям специалистов, структура норм их поведения очень пластична и поддается формированию.  Правильно подобранный вид деятельности, учет индивидуальных особенностей каждого подростка дает шанс компенсировать тот или иной недостаток, позволяет ему раскрыть свои способности, а главное, дает возможность реализовать потребность в самоутверждении.

Для стимулирования интереса к труду применяются как моральные (похвала, одобрение, участие в выставке работ), так и материальные стимулы. Были введены «трудовые книжки», расчет производится по итогам за неделю, а с ноября с успехом действуют «чековые книжки». В «чековых книжках» отмечаются начисления заработанный средств за каждую неделю. Причем учитываются качество изделий, дисциплина, качество самообслуживания. В конце каждого месяца подросток может приобрести игрушки, книги, сладости и другие важные для него вещи. Имея честным трудом заработанные деньги, дети учатся распределять доходы, готовятся к жизни в семье и социуме.

Роль воспитателя в процессе социальной адаптации несовершеннолетнего воспитанника приюта определяется не только отслеживанием режимных моментов жизни ребенка, но и обязывает педагога находить оптимальные пути вовлечения ребенка в процесс социализации.

Из опыта работы с воспитанниками стало очевидным, что пробелы в знаниях культуры поведения и речевого этикета влекут за собой проблемы адаптации ребенка к новым для него условиям жизни. Ликвидации подобных пробелов посвящена специально разработанная программа центра.

Цель программы: создание запаса нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлений для улучшения социальной адаптации девочек 7-10 лет к жизни.

Задачи программы:

1.                     Помочь подростку в выработке жизненных ценностей, установок и целей;

2.                     Создать определенный запас нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлений;

3.                     Помочь в формировании таких этических, эстетических и духовных качеств личности несовершеннолетнего, которые будут способствовать положительным эмоциональным контактам с окружающим миром и обществом.

В ходе реализации программы ожидается получить следующие результаты:

1.                     Развитие у несовершеннолетнего избирательного и осознанного отношения к носителям духовных ценностей в мире (природа, вещи, произведения искусства, внешний облик и поведение людей, свои собственные действия);

2.                     Подкрепление убежденности подростка в том, что нравственные качества, как доброта, трудолюбие, терпимость, целеустремленность, справедливое отношение к себе и людям и составляют красоту и истинную ценность человеческой личности;

3.                     Привитие нравственно-этической и эстетической культуры в поведении и деятельности подростка;

4.                     Закрепление способности к созидательному общению и труду.

Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми

В центре действует программа культурно-речевого воспитания, которая строится на гуманистической теории личности.

Учитывая целевую группу - девочки младшего школьного возраста, необходимо обратить особое внимание на обязательное включение в ход занятий элементов игровой терапии, релаксационных упражнений, а также различные развивающие игры и тесты.

Программа предусматривает проведение групповых занятий продолжительностью 40-50 минут. Занятие делится условно на три составных части:

1.                     Организационный момент, включающий различные методы организации внимания детей (игры, считалки и т.д.);

2.                     Основную часть, включающую объяснение и анализ изучаемого материала (в основном, это готовый текст по теме, который разбирается, обсуждается в группе); а также проведение различного рода игр: ролевая игра, где ребенок выполняет отведенную ему воспитателем роль; режиссерская игра, где ребенок использует в игре вспомогательные предметы; сюжетно-ролевая игра, где дети разыгрывают определенный сюжет.

3.                     Заключительную часть, включающую закрепление пройденного материала и работу со снятием напряжения, усталости и т.д. Для закрепления пройденного материала используется метод повторения устойчивых этикетных фраз и выражений по изучаемой теме хором или по одному, а также обсуждение шутливых тестов по изучаемой теме.

Данная программа была апробирована на воспитанницах группы «Золушка» в июне-декабре 2004 года. По итогам реализации программы можно сделать следующие выводы: уровень знаний и умений девочек стал на порядок выше, отношения в группе стали уравновешеннее, дружнее, никто в группе не употреблял вредные для организма вещества (хотя почти все девочки до поступления в приют имели опыт курения, токсикомании, употребления алкоголя), четко соблюдались правила общения и поведения в зависимости от ситуации и т.д.[10]


Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

1.                    Раскрыта сущность семьи как социального института и социальной работой с семьями.

2.                    Рассмотрены общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков

3.                    Рассмотрена система работы с детьми из семей алкоголиков в Социально-реабилитационном центре г. Хабаровск

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию – первичной базисной социализации личности ребенка – в силу разного рода причин или социальных дефицитов  структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые  коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения. Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом. Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов.

Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие.

Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социальной реабилитации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая социальная реабилитация способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство. Вопрос такой реабилитации является относительно новым в отечественной практике. Еще совсем недавно государство боролось исключительно с проблемой алкоголизма родителей. При этом, в случае неспособности этих родителей осуществлять свои прямые семейные функции, детей передавали в специализированные детские дома и интернаты. Лишь в последнее время появилось понимание того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер.

Сегодня практика социальной работы в городе Хабаровске с  детьми алкоголиков содержит примеры такого комплексного подхода. Содействуя с различными антиалкогольными фондами, общественными и церковными организациями, государственные социальные службы осуществляют специализированные    социально-психологические    реабилитационные программы. Такие программы уже на первичном уровне позволяют осуществлять контакт с детьми из неблагополучных семей. Впоследствии для таких детей составляется индивидуальный план реабилитации. Один из элементов программы реабилитации - обязательная трудовая деятельность. Трудовая адаптация строится исходя из возрастных и психофизиологических особенностей детей. К сожалению, эффективность этой адаптации напрямую зависит от материальной оснащенности центра социальной реабилитации, что является значительной проблемой в условиях хронического недофинансирования подобных центров.


Список литературы




1.                        Антология социальной работы./Под ред. М.В.Фирсова. - М.: Сварогъ, 2004.

2.                        Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2002.

3.                        Григорьеа С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной, 2004, №8. – С. 12-19

4.                        Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы социальной работы. -  М.: Институт социальной работы, 2004.

5.                        Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2002.

6.                        Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 2005.

7.                        Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации. – М.: Логос, 2004.

8.                        Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Дело, 2003.

9.                        Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001.

10.                   Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: ЮНИТИ, 2004.





[1] Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. - М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 129

[2] Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: Юристъ, 2002. – С. 161

[3] Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 118

[4] Антология социальной работы./Под ред. М.В.Фирсова. - М.: Сварогъ, 2004. – С. 83

[5] Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. – М.: Дело, 2003. – С. 69

[6] Григорьеа С.И. Социальная работа в России: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной, 2004, №8. – С. 12-19

[7] Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 115

[8] Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 2005. – С. 183

[9] Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы социальной работы. -  М.: Институт социальной работы, 2004.  – С. 119

[10] Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации. – М.: Логос, 2004. – С. 173