3. Перспективы развития выездного туризма в России в настоящее время

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм внутренней и международной  торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий только  иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма  достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы только валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. По прогнозам экспертов, бурное развитие туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2008 году международный туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире.

Туризм как отдельная отрасль возникает в XIX веке в связи с ростом потребности в туристских услугах. Социальная база туризма существенно расширилась в XX веке в связи с ростом доходов, развитием системы социального (в том числе и пенсионного) обеспечения, перераспределением доходов.

По мнению различных аналитиков, в основе развития туризма в последние лежат следующие факторы:

1.     Экономический рост  и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.

2.     Совершенствования всех видов транспорта и как следствие – удешевление поездок.

3.     Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

4.     Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.

5.     Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

6.     Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

7.     Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

По данным журнала «Туризм и отдых»  масштабы туристической деятельности возросли в 2005 году по сравнению с 2003 в  1,5 раза, и к 2008 году данная отметка будет составлять 2,3 раза [1]. Причем идет возрастание влияния  выездного туризма. Итак, прогнозы и подсчеты экспертов о бурном развитии туризма на ближайшие пятилетие  оправдались.

Однако в связи с резким удорожанием туристских услуг, особенно транспортной составляющей, туризм в отдаленные туристские центры, в том числе и на отечественные морские курорты, которых осталось так мало при огромной протяженности береговой линии страны, к сожалению, в значительной части находящейся вне курортных климатических зон, основной упор в развитии внутреннего туризма должен быть сделан на максимальное использование местных туристских ресурсов. Строить новые туристские объекты гостиничной сферы затруднительно, а восстановление старых проблематично, так как в руках государства осталось только 5% фонда здравниц, а 45%, находящиеся в ведении учреждений, в большей части закрыты в связи недееспособностью этих предприятий и отсутствием финансирования даже на производственные нужды, не говоря уже об объектах социально-культурной сферы.

Тем не менее, даже если не учитывать фактор ставшей регулярной традицией невыплаты заработной платы по году в некоторых регионах, люди остаются людьми и потребность у жителей северной страны, коей и является Россия в большей части своей территории, летом отдыхать - вполне естественна и традиционна, как ежедневная сиеста у жителей жаркого Средиземноморья. В 2003 г. по среднестатистической оценке 50% граждан России не смогли выехать в туристскую поездку на отдых и остались проводить свой отпуск дома (условно на своем дачном участке) по причине отсутствия достаточных средств, адекватных высокой стоимости туристских услуг [2]. При этом следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных центрах является исключительно неблагоприятной и жителям просто жизненно необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В этом аспекте деревенский туризм с использованием туристских ресурсов региона является единственной альтернативой для организации отдыха горожан.

Можно ожидать, что это при надлежащем формировании направления развития туристской деятельности туристские агентства на местах (а бюро путешествий и экскурсий системы профсоюзов были и, надо думать, еще существуют практически чуть ли не в каждой крупной деревне или поселке) обратят внимание на этот вид организованного туризма и примут надлежащие меры для выявления ресурсов этого туристского продукта, цивилизованного продвижения его на туристские рынки ближайших городов и промышленных центров, реализации столь нужных населению туристских услуг.




[1] Квартальнов В.А. Введение в бизнес туроперейтинга // Туризм и отдых. 2005. № 21. С. 3-4.


[2] Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения. - М.: Бухгалтер, 2004 г. С. 121.