Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1.Сущность и структура рынка труда________________________ 5

1.1. Сущность рынка труда______________________________________________________ 5

1.2. Структура рынка труда____________________________________________________ 14

Глава 2. Состояние и прогноз развития рынка труда в России________ 17

2.1. Динамика и тенденции развития занятости в России_________________________ 17

2.2. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г.________________________________________ 29

Заключение___________________________________________________ 32

Список литературы____________________________________________ 33


Введение


Становление рынка труда актуальная задача трансформации социально-экономических отношений. Здесь происходят наиболее глубинные изменения в ходе преобразования централизованного планового хозяйства в социально ориентированную рыночную экономику, затрагивающие интересы всех субъектов этих отношений. Поэтому эти изменения носят болезненный характер.

Важной задачей является раскрытие современного содержания понятий «труд», «рабочая сила». Труд— вечное условие жизни. Однако на протяжении исторического развития общества он претерпевает постоянные количественные и качественные изменения. Накапливаясь, они ведут к более глубоким преобразованиям, знаменующим рождение новых типов социально-трудовых отношений. Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений должна привести к становлению новой системы этих отношений, где товарный обмен способностей к труду на основе социального партнерства должен стать одной из главных ее доминант.

Опираясь на достижения мировой экономической мысли и практики, отечественной экономической науке, предстоит разработка новых теоретических концепций рынка труда. Трудность здесь заключается в том, что одни и те же категории, понятия отражали (и отражают сейчас) в значительной степени разную социально-экономическую сущность охватываемых ими явлений, а также в неприятии значительной частью населения рыночных отношений в их стихийной форме. Становление рыночных отношений в России сопровождается большой дифференциацией доходов населения, не связанной с трудовым вкладом, нарушением основополагающих прав человека, в том числе права на труд, зафиксированных Конституцией РФ, в Конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных соглашениях и конференциях по социальным вопросам.

Задачи данной работы— дать представление о рынке труда как динамичной системе, первоосновой которой выступают отношения спроса и предложения, найма (распределения) рабочей силы и обмена ее на жизненные средства (реальную зарплату); раскрыть механизм ее действия и факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы, ее мобильность и развитие.[1]

Объект изучения: рынок труда

Предмет изучения: рынок труда и механизм его функционирования

Для раскрытия поставленной цели рассмотрим ряд следующих задач:

­         Рассмотреть сущность рынка труда,

­         Привести структуру рынка труда,

­         Проанализировать оценку и перспективы развития рынка труда в России.


Глава 1.Сущность и структура рынка труда


1.1. Сущность рынка труда

 

Теория рыночной экономики рассматривает рынок труда в системе рынков экономических ресурсов (факторов). Вместе с тем важно учитывать, что труд обладает существенным отличиями от других экономических ресурсов. Это обусловлено психологическими, социальными и политическими аспектами трудовой деятельности, которые предопределяют особую роль рынка труда в системе социальных отношений и особое внимание, которое уделяется ему со стороны государства.

Важнейший компонент рынка труда — механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда — это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.[2]

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой.  Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключайся в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда — это: во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, — место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотношений отдельного предприятия и его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

В процессе регулирования общественного воспроизводства рынок выполняет шесть функций:

1)Информационная, т. е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.

2)Посредническая. В условиях развитого разделения труда экономически обособленные производители могут обмениваться результатами своего труда.

3) Стимулирование эффективного хозяйствования рационального использования органических ресурсов человеком и обществом.

С помощью механизма равновесных цен:

а) максимально оптимально формируются структурные пропорции и объем производства; б) обеспечивается рациональное распределение органических производственных ресурсов; в) вырабатываются наиболее технологические способы производства и достигается минимизация издержек при высоком качестве продукции.

4)Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен между группами общества.

5)Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

6)Функция санирования. Через механизм конкурентной борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий.[3]

Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос (С) как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1).

На представленном рисунке та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд (УС). Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

ТР=СР-УС,

где СР — совокупный рынок труда;

ТР — текущий рынок труда.

Конъюнктура рынка — это соотношение спроса и предложения во всех составляющих структуры рынка труда.

Конъюнктура рынка труда зависит от: состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технической базы; благосостояния (уровень доходов населения, в том числе душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных); Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают три типа конъюнктуры рынка труда:

1)  трудодефицитная, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

2) трудоизбыточная, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

3) равновесная, при которой спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает перелив работников между предприятиями и секторами экономики.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция — неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Например, чисто конкурентный рынок располагает большим количеством покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда. Здесь свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы.

Для полноценного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура.

Инфраструктура рынка труда — это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателя и наемных работников на рынке труда.[4][5]

Роль государства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда

Государство с момента возникновения этого политического института выполняло, выполняет и несомненно будет выполнять до тех пор, пока сохранится сам этот институт, определенные хозяйственные функции. Важнейшая из них— разработка и задание определенных «рамочных правил игры» и обеспечение гарантий выполнения законных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами и субъектами товарного рынка, включая рынок труда (рынок рабочей силы).

Отказавшись в процессе перехода к новым формам хозяйствования от тотального огосударствления, от планово-распределительной системы, государство, особенно если провозглашает себя социальным, не может и не должно уходить с рынка. Ни в одной стране с развитой рыночной экономикой государство никогда своих регулирующих функций не ослабляло. Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»:

*               государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;

*               государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества. В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

*               разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;

*               правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;

*               разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

*               создание государственной службы занятости населения.

Конкретные меры, формирующие содержание государственной политики содействия занятости населения, направлены на развитие трудовых ресурсов и обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Среди этих мер существенное место принадлежит: созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержке трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; содействию развития способностей к производительному, творческому труду.

В соответствии с принятыми правовыми основами регулирования государством положения на рынке труда оно призвано:

*               обеспечивать социальную защиту в области занятости населения;

*               проведение специальных мероприятий, способствующих созданию условий для занятости граждан особо нуждающихся в специальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К числу таких лиц относятся: инвалиды; граждане, имеющие родственников, которым по заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход, помощь или надзор; молодые люди, не имеющие профессии и впервые ищущие работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста имеют право выхода на пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; дети инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий (катастроф); лица, освобожденные из мест лишения свободы.

На государственные органы по труду и занятости возложено также предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Как видно из сказанного, регулирование процессов на рынке труда со стороны государства в соответствии с действующим законодательством направлено преимущественно на содействие занятости населения и предотвращение или сокращение безработицы. И это вполне правомерно и справедливо. Однако нельзя не признать, что меры государственного воздействия предпринимаются, когда, ситуация экстремальна (в случае массового высвобождения, в случае трудностей, испытываемых гражданами при трудоустройстве). Между тем обеспечение эффективного использования человеческих ресурсов и кадрового потенциала общества в меньшей степени сфер влияния государственных федеральных и региональных структур.

Проблемы эффективной занятости, в первую очередь, компетенция работодателей; за государством должны оставаться функции регулирования общих правил и контроль за соблюдением трудового законодательства со стороны работодателей. Однако в условиях переходного периода к рыночным формам хозяйствования, когда далеко не все законы разработаны или приведены в соответствие с новыми условиями, работодатели могут игнорировать некоторые положения законов и нормативных документов. Поэтому государство должно:

*               контролировать соблюдение государственных стандартов в области безопасности, условий и охраны труда;

*               поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии со стоимостью воспроизводства рабочей силы и положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ), ратифицированных Российской Федерацией;

*               обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.

Государство правомочно воздействовать на работодателей, если ими допускается нарушение трудовых контрактов, ущемление экономических и социальных интересов работников, ведущих к социальной напряженности и конфликтам, предупреждение и разрешение которых— прямая обязанность государства и его исполнительных органов.

Актуальной является задача защиты российского внутреннего рынка и восстановление весьма ослабленных в последние годы хозяйственных связей со странами Содружества независимых государств (СНГ), формирование единого экономического пространства на территории стран СНГ. Здесь роль государственных законодательных и исполнительных органов представляется несомненной. На этих органах лежит и необходимость разработки законодательных и нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в новых рыночных условиях, обеспечивающих справедливое вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, результативностью и одновременно повышающих ответственность наемных работников и работодателей всех форм собственности за выполнение договорных обязательств.[6]

В решении проблем предотвращения возникновения и сокращения масштабов безработицы немало роль наряду с государственными органами призваны играть негосударственные структуры.

В целях развития негосударственных служб занятости в конце 1995 г. созданы Координационный Совет «Программы развития негосударственных служб занятости России» и рабочая группа из представителей Минтруда, Федеральной службы занятости России (в то время еще самостоятельной государственной структуры), Федеральной миграционной службы. Комитета Российской Федерации по делам молодежи и др. государственных и общественных организаций.

За прошедшие годы Координационным Советом и рабочей группой сформирована информационная база данных по негосударственным службам занятости, работающим в регионах Российской Федерации, организованы стажировки в ведущих рекрутинговых фирмах Москвы и других городов России; изучался и пропагандировался опыт работы новых негосударственных служб занятости; развивались горизонтальные связи между негосударственными службами занятости и осуществлялись взаимовыгодные коммерческие и социальные проекты. Проведенные меры содействовали созданию объединений негосударственных служб занятости. Это Клубы профессионалов. Российская ассоциация рекрутинговых фирм. В настоящее время налажено взаимное информирование негосударственных служб занятости о состоянии рынков труда в регионах на основе единых методических подходов, ежемесячно Координационному Совету представляются сведения о положении дел на региональных рынках труда. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на территориальных уровнях (как правило, в административных центрах субъектов Российской Федерации) в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве и социальной защите. Негосударственные структуры содействия занятости населения нередко ведут свою работу специализированно с ориентацией на определенные контингенты лиц, ищущих работу. Так, общество занятости «Триза» (г. Москва) направляет свою деятельность на подбор по заявкам заинтересованных компаний и последующее трудоустройство высококвалифицированных специалистов немассовых профессий:

*               финансовых и банковских работников с высшим образованием и широким спектром сопутствующих знаний, свободно владеющих иностранными языками, знающих валютные операции;

*               опытных менеджеров и юристов;

*               секретарей-референтов со знанием русско-латинской машинописи, с хорошим знанием иностранного языка;

*               специалистов страхового дела.

Пресс-релиз, подготовленный «Тризой», содержит следующую характеристику ее устремлений и действий: «Объединяя усилия ведомств и организаций, фирм и агентов, заинтересованных в развитии услуг по трудоустройству граждан, в содействии максимальной реализации профессионального и творческого потенциала личности на производстве и в духовной жизни, создавая условия для обмена опытом работы в кадровом и управленческом консалтинге, в поиске, подборе и оценке, сертификации и тестировании персонала, составлении резюме, оказывая помощь студентам и выпускникам высших учебных заведений в адаптации к современному рынку кадров, объединяя профессионалов и специалистов-соискателей по клубному принципу для полнокровного отдыха и общения, выявляя и поощряя наиболее способных специалистов-соискателей, менеджеров по персоналу— организаторы «Клуба профессионалов» надеются быть полезными людям». Общество «Триза» реализует проект, одобренный Минтрудом России, Комитетом по делам молодежи и правительством Москвы, по организации «Клуба профессионалов» на изложенных в пресс-релизе началах. Его цель— создание новых условий для творческого общения специалистов и согласования их интересов с предпринимателями и работодателями. Подобные объединения, клубы по интересам функционируют и в других регионах России. В качестве форм привлечения на имеющиеся в регионах свободные рабочие места достаточно широко используются ярмарки вакансий, биржи труда и др. меры. Биржи труда, клубы ищущих работу, осуществляющие свою деятельность нередко как товарищества с ограниченной ответственностью и работающие при поддержке региональных органов по труду и занятости, играют наиболее существенную роль в трудоустройстве молодежи. Их цель — добиваться сдерживания темпов роста безработицы, способствовать достижению экономической самостоятельности молодежи и реализации ее права на труд. Организационные формы и направления деятельности негосударственных структур содействия занятости населения достаточно многообразны. Так, АО Финансовая межрегиональная корпорация «Исида» (Московская область), учредителями которой выступили Российский Союз помощи беженцам «Соотечественники», Научно-производственная корпорация «Ифро-Сервис» и физические лица, поставила целью своей деятельности участие в реализации «Программы по обустройству территории, созданию новых рабочих мест, закреплению беженцев, переселенцев и уволенных в запас военнослужащих по Московской области». По существу, это — неправительственная организация, решающая проблемы объединения финансовых, трудовых, земельных, производственных ресурсов различных организаций и ведомств на территории области для обустройства беженцев, переселенцев, создания новых рабочих мест, экономического возрождения Подмосковья, подъема жизненного уровня его населения. За несколько лет работы создана эффективная административно-производственная инфраструктура, позволяющая осуществлять намеченные планы с минимальными накладными расходами.

В адаптации российских женщин к рыночным условиям участвует созданная в 1994 г. Конфедерация деловых женщин России, в рамках которой осуществляются программы, ориентированные на подготовку женщин к активной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства. Одна из таких программ реализуется при участии Европейского Союза (проект ТАСИС). В соответствии с ней создано шесть обучающих и информационных центров для женщин в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске, Самаре и Томске. Центры стали базой для оказания помощи женщинам близлежащих территорий. Почти при всех региональных представительствах конфедерации работают юридические консультации, где бесплатно разъясняют, как подготовить проекты и грамотно начать самостоятельный бизнес.[7]

1.2. Структура рынка труда


В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данной главе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и начала функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По указанному критерию можно выделить следующие компоненты:

1) субъекты рынка труда;

2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения и функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики указанных компонентов рассмотрим ниже:

Субъекты рынка труда— это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники — это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства -- менеджеру профессиональной подготовке, что может стать предметом самостоятельного анализа.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся — профсоюзы. В большинстве стран они создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Второй компонент — юридические нормы и экономические программы Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Безработица и социальные выплати, связанные с ней, — четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) — это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основной элемент инфраструктуры рынка труда -государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.[8]

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составить определенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике.[9]

Глава 2. Состояние и прогноз развития рынка труда в России


2.1. Динамика и тенденции развития занятости в России


За время реформ 90-х годов состояние занятости существенно изменилось. Для рассмотрения данного вопроса необходимо оценить систему показателей занятости, которая должна охватывать весь комплекс экономических, политических, социальных, демографических и прочих факторов в их взаимной связи и зависимости, при этом учитываются их количественные и качественные характеристики занятости.

Во-первых, показатель уровня трудового участия населения отражает главным образом количественную сторону занятости, а именно долю трудоспособного населения, вовлеченного в различные формы и виды экономической деятельности. Например, полная и неполная занятости. В ходе социально-экономического развития меняется продолжительность рабочего дня. С учетом этого потребность общественного хозяйства в рабочих кадрах наиболее адекватно может быть представлена в виде совокупности фонда рабочего времени. Численность продолжительности рабочей недели. Динамика продолжительности рабочего дня работника определяется двумя объективными факторами - возможностью его сокращения за счет увеличения производственного труда и общей необходимостью дальнейшего увеличения непроизводственного времени. С учетом повышения ценности высоко квалифицированных кадров определенное место в производстве будет занимать вторичная занятость.

Во-вторых, распределение трудовых ресурсов  по отраслям и видам деятельности диктуется формированием структуры материального производства, обеспечивая необходимостью пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, наличии характерам природных и прочих используемых ресурсов.

В-третьих, увеличение фондо - и энерговооруженности работников, условия совершенствования данного показателя является обеспечение научно-технических достижений, ускоренное внедрение их в практику хозяйствования, создание адекватной материально-технической базы общества, что создает следующие результаты – Увеличение производительности труда работников, высвобождение части из работников для деятельности на других рабочих местах.[10]

В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения  престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.[11]

Существует в теории занятости определенная дилемма о тенденции к однородности кадровой составляющей или всеобщей сегментации, то есть вопрос социальной и профессиональной однородности. Тенденция развития социально-экономической системы стимулирует качественное повышение трудового потенциала. Это выражается в повышении ценности высокого профессионального образования, внедрения непрерывного обучения, росте  престижности изобретательства. На смену этой тенденции выступает сегментация кадрового состава промышленности, идущая в унисон сегментация всего российского общества. Негативом является перекосы в вознаграждении малоквалифицированного и квалифицированного труда, низкая оплата труда квалифицированных специалистов, различия в социальном положении работников государственной и негосударственной сферы. Это питает социальную напряженность в обществе, разрушительно действует на  производственную дисциплину труда и трудовую мотивацию. Дестимулирует стремление к росту профессионализма, высокую общественную оценку и высокого профессионального обучения.[12]

Перераспределение в пользу отраслей услуг является закономерным процессом. Его необходимость вызвана тем, что в условиях НТП коренным образом меняется структура личных потребностей. Кроме того, развитие НТР сопровождается углублением общественного и технического разделения труда, ростом потребностей общественного производства в работниках умственного труда.  Еще с 50-х годов происходит процесс снижения удельного веса занятых в сельском хозяйстве. На рубеже 60-70-х годов относительное снижение занятых в промышленности и материальном производстве в целом. Во второй половине 80-х годов эти отрасли охватил процесс абсолютного высвобождения труда. Сохраняется тенденция к росту занятости в информационно-техническом обслуживании. Расширяется занятость в сфере обслуживания населения и управления. Занятость в сфере науки и научного обследования тоже возрастает.[13]

В последнее время появилась тенденция распространения неправовых трудовых практик (практик в сфере труда и занятости). Причем неправовые практики не просто распространены, они входят в процесс институционализации. Новый Трудовой Кодекс стал важным шагом в сторону упорядочения правового трудового пространства. Но он почти не затрагивает неправовые практики, порождаемые издержками налогового законодательства, распространением бедности.

В середине 90-х годов прирост занятости происходил за счет увеличения рабочих мест с неполным рабочим днем.

Важным фактором, определяющим динамику общей занятости, является уровень развития отдельных географических районов. Тенденция создания дополнительных рабочих мест происходит преимущественно в городах.

Существуют и определенные тенденции в структуре  занятого населения по половому признаку. Это влияет на тенденции спроса и предложения труда, изменению гендерной структуры по отраслям производства. На динамику занятости оказывает влияние фонд оплаты труда. Значительно выросли реальные доходы в управлении и финансах, что способствовало увеличение числа занятых в этих сферах экономики.[14]

Исследования  изменений в структурах занятости позволяет сделать следующие основные выводы. Структура занятости по полу в отраслях народного хозяйства России существенно изменилась за период с 1980 по 2003 годы. В отрасли промышленности женщин с 30,7% в 1980 году уменьшилось до 18,0% в 2003 году, у мужчин с 34,4% до 26,9%. В строительстве особенных изменений не произошло, лишь колебания на 1-2% в сторону уменьшения количества занятых, женщин занято в этой отрасли приблизительно 4-5%, а мужчин –11-12%; занятых в области сельского и лесного хозяйства на 2003 год 9,8% женщин и 16,7% мужчин. Значительно изменились показатели занятых в торговле: с 12,8% у женщин в 1980 году до 18,8% в 2003, аналогично с 3,5% до 10,8% у мужчин. Увеличилось количество занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве и сфере бытового обслуживания населения на 1% у женщин и на 1,5% у мужчин. В 2 раза увеличилась занятость женщин в сфере управления и финансов и в 5 раз у мужчин, на 2003 год занято 5,9% женщин и 5,5% мужчин. Обратный процесс прослеживается в области науки и научного обслуживания, здесь количество занятых уменьшилось в 2 раза как у мужчин с 4,1% до 1,9%, так и у женщин с 4% до 1,8%.[15]

Сейчас получил распространение  принципиально  новый информационный тип распределения работников по сферам профессиональной деятельности. Его главная особенность - преобладание в составе работающих лиц, связанных с индустрией человека  обслуживанием потребностей быстроразвивающийся науки и техники.

Профессиональная занятость в России по своей сути относительно архаична. В ней все еще неоправданно высока доля мало- и неквалифицированных работников. Основную массу рабочей силы составляют инертные в плане повышения квалификации традиционных профессий, недостаточно квалифицированные кадры. В составе высококвалифицированных рабочих и специалистов преобладают работники узкого профиля: Они не могут и не хотят приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования.

По-прежнему профессиональная занятость остается ориентированной на удовлетворение потребностей отраслей материального производства в квалифицированных кадрах. Не хватает специалистов и рабочих в сфере профессиональной деятельности, связанной с удовлетворением первостепенных потребностей человека в образовании, медицинском, культурном обслуживании и т.п.[16]

Конъюнктура рынка труда — это экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени, характеризующаяся соотношением спроса и предложения, т. е. соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми, а также активно ищущими работу в общественном хозяйстве гражданами. Это соотношение формирует границы и масштабы рын-;  ка труда, определенную направленность в движении работников в сфере обращения. Как и на любом другом рынке, на рынке труда стоимость и цена рабочей силы не совпадают. Отклонение цены рабочей силы от ее стоимости определяется рядом факторов. В их числе эффективность производства, характер распределительных отношений, уровень заработной платы и структура доходов, динамика потребительского рынка, колебания цен на товары и услуги и другие факторы.

Конъюнктура рынка труда постоянно меняется. В отдельных регионах Российской Федерации спрос на рабочие места и предложение рабочей силы не совпадают по причинам, в числе которых довольно низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов, недостаточная развитость рынка жилья, сохранение режима регистрации, различия в уровне жизни и др.

На рынке труда существуют количественный и качественный дисбалансы. Количественный дисбаланс характеризуется тем, что число вакансий и свободных рабочих мест меньше, чем число незанятых людей, обратившихся в бюро трудоустройства, а также официально признанных (зарегистрированных) безработных.

Небывалых масштабов достигла несбалансированность экономики по профессиональному составу и структуре наличных рабочих мест, типичной стала ситуация, когда по одним специалистам и профессиям имеется значительный избыток, а по другим дефицит кадров. Таким образом, можно говорить о наличии в России не конкурирующих один с другим рынков рабочей силы различной квалификации .[17]

Около 60% занятых трудится не по специальности. Более 4 млн человек, в том числе около 1 млн с высшим образованием трудятся в качестве рабочих, хотя для труда даже по самым сложным рабочим профессиям не требуется наличия у работника высшего образования.

Крайне медленно решаются вопросы устранения социально тупиковых, дискомфортных рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно в отраслях с преимущественно женской занятостью, простых неквалифицированных видов труда в сельском хозяйстве и сфере услуг.

До сих пор профессиональный дисбаланс остается чрезвычайно большим.

В связи с крайне низкой инвестиционной активностью последних 10лет производственный аппарат подавляющего большинства отраслей изношен на 60-70% и в ближайшие 5 лет начнет интенсивно выбывать, сокращая тем самым рабочие места.

Главная причина такого положения дел определяется, во-первых, слабой связью предприятий и организаций народного хозяйства с образовательными учреждениями и, во-вторых, плохим предвидением потребности производства в кадрах.

В число первопричин входит отказ базовых экономических механизмов, что связано с кризисом сложившейся системы разделения труда, методов распространения научно-технических достижений и др.[18].[19]

Говоря об общей динамике занятости можно привести данные Российского статистического ежегодника за 1996 год. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2010 года. При показателях экономически активного населения в 1990 году 75,7 млн. человек, среднегодовая численность занятых в экономике 75,3, в 1995году при 73,5 –67,1 млн. человек, в 2003 при 72,0 – 650 млн. человек, в 2010 при 71,0 – 67,4 млн. человек.[20]

Говоря о динамике и тенденциях развития занятости нужно отметить и о политике государства в области занятости населения. Как известно, существуют пассивные и активные программы занятости, а также самостоятельный поиск работы гражданами. Пассивные  инструменты государственной политики направлены на поддержку доходов безработных граждан в период активного поиска работы, это – выплата пособий по безработице, досрочных пенсий по старости, материальной помощи ( не более 1 МРОТ), доплата на лиц, находящихся на содержании безработного, а также  оплата временной нетрудоспособности, стипендий гражданам, направленным на обучение службой занятости. Российская Федерация тратит на проведение политики занятости 0,3% ВВП, причем 70% расходов тратится на реализацию мероприятий направленных на реализацию  мероприятий пассивной составляющей(1,с.8). К активным мерам относятся содействие малому  и среднему предпринимательству. Профобучение и переобучение безработных, в рамках которых можно осуществлять субсидированную занятость, а также организация общественных и временных работ. Самостоятельное трудоустройство возможно посредством рекомендаций, обращения в Государственную службу занятости, обращения в коммерческие службы трудоустройства, по газетным статьям, путем рассылки резюме способом direct mail и использование Интернета. В настоящий момент численность банка вакансий и безработных приближаются, но это не говорит о благополучии ситуации. На государственных предприятиях выплачивают низкую заработную плату, а в частном секторе высокая оплата труда сочетается с несоблюдением статей законодательства. Большим дефицитом в России стали высококвалифицированные, в отечественной промышленности сейчас 5% рабочих высокой квалификации, а в развитых странах этот показатель превышает 40%.[21] Способствовать увеличению предложения рабочих будут действия предприятий: увеличение заработной платы, соблюдение режима труда, хорошие условия труда, возрождение «социального пакета». Агентства по трудоустройству, кадровые (рекрутенговые) агентства, агентства поиска, отбора, эксклюзивного поиска «хендхантеры» или компании по поиску руководителей. И, наконец, многообразие сайтов в Интернете, также существенно влияет на динамику развития занятости.

В числе основных параметров, которые будут определять показатели экономического роста и занятости в России и на динамику которых общество может в той или иной степени влиять, следующие:

1.Численность экономически активного населения. Объективно, этот показатель определяется уровнем благосостояния семей: если он ни­зок, появляется необходимость выхода на рынок труда дополнительных контингентов рабочей силы. На данный процесс можно оказывать воз­действие главным образом средствами социальной политики, в частности, эффективной социальной защитой наиболее слабозащищенных слоев на­селения.

2.Стоимость одного рабочего места. Мы предложили наиболее достижимую в ближайшем будущем величину стоимости рабочего места в промышленности (включая все хозяйственные формы). Однако рациональный выбор отраслевой структуры производства, соотношения между основным производством и инфраструктурными отраслями, а также меж­ду предприятиями различных масштабов дают возможность варьировать этот показатель.

3. Рост числа малых и средних предприятий, повышение их доли в общем объеме продукции и численности промышленно-производственного персонала. Как мы указывали, деятельность МП несколько понижает общий показатель эффективности производства, однако потеря качества в данном случае может быть компенсирована увеличением количества этих предприятий. Как показывает мирохозяйственный опыт, рост их чи­сла, также как и активизация производственной деятельности, во многом определяются государственной политикой в налоговой (льготы, налого­вые «каникулы»), организационной (помощь в материально-техническом снабжении, маркетинге), социальной (социальная защита лиц, наиболее нуждающихся в работе) областях.

4. Замещение труда капиталом и обратное соотношение. Активное использование этого показателя в ряде случаев может оказаться целесообразным, особенно в глубинных районах России, в регионах, облада­ющих избыточным и в то же время не очень качественным трудовым потенциалом.[22]

Конечно, динамика производства и занятости определяется не только указанными показателями. Большое значение будут иметь формирова­ние рационального соотношения между авангардными и традиционным; отраслями, использование эффекта мультипликативных производствен­ных связей, реализуемых от развития тех или иных производств.

Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и продолжает испытывать негативное воздействие социально-экономического кризиса 90-х годов, обусловившего спад в промышленном секторе и сельском хозяйстве, снижение спроса на рабочую силу, рост общей и регистрируемой безработицы.

При сокращении внутреннего валового продукта в 1990 - 1998 годах на 42,5 процента численность занятых уменьшилась с 75,3 до 63,6 млн. человек, или на 15,3 процента.

Наибольшее сокращение произошло в промышленности, где численность работников сократилась на 8,6 млн. человек, а доля работающих в общей численности занятых в экономике снизилась с 30,3 до 22,2 процента. При этом структурные процессы в промышленности в 90-е годы привели к значительному снижению численности занятых в наиболее приоритетных наукоемких отраслях.

Предложение рабочей силы на рынке труда в 1990 - 2003 годах оставалось относительно высоким и определялось экономическими, демографическими, миграционными, образовательными, социально-психологическими и другими факторами.

Численность населения трудоспособного возраста, приостановившись в росте в начале 90-х годов (зарегистрированный в 1993 году минимум составил 83,7 млн. человек), увеличилась к началу 2001 года до 87,3 млн. человек. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны" и вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е годы, предопределили увеличение численности населения трудоспособного возраста. Эта тенденция сохранится и в 2003 - 2005 годах, которые станут последними годами увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.

Определенное влияние на рынок труда в России оказывает миграция населения. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения России. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению компенсирующей роли миграции (в 1998 - 2001 годах миграционный прирост составил около 0,1 процента).

Более существенно присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 млн.человек). Сфера приложения труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля и сельское хозяйство.

Составляющие значительный объем экономически активного населения нелегальные мигранты оказывают на рынок труда неоднозначное действие: с одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав рабочей силы.

В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем, проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц, имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента.

С 1999 года в экономике начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям, возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу развития, когда для экономического роста на основе технологической модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на локальных рынках труда.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень производительности труда, которая выступает в качестве определяющего фактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн.человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза.

Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды.

Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места.

Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения.

Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности.

Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2003 -2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 млн. человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тыс. человек, или на 40,1 процента.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства.

Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992 - 1999 годах численность занятых уменьшилась на 3,1 млн. человек, то в 1999 - 2001 годах произошло увеличение на 1,5 млн. человек.

В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 млн. человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10 - 12 млн. человек.

Наиболее важная социально-экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе.

В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5 - 3 раза.

Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 млн.человек.

Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 г. (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 млн. человек, или 15 процентов экономически активного населения.

Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 г. - 2,8 млн. человек, или 3,8 процента экономически активного населения.

Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 млн. человек в 2003 году до 5,7 млн. человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2003-2001 годах - 1,1 млн. человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 млн. человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента).


2.2. Развитие рынка труда в 2003-2005 г.г.


На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003 - 2005 годах окажут воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003 - 2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 млн. человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тыс. человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тыс. человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2003 - 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003 - 2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.[23]



Заключение


В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций: активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.

На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается): естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.

Падение уровня жизни в России приводит к снижению потребительского спроса, что сдерживает предложение товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения товаров и услуг в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется, по крайней мере, тремя обстоятельствами:

1. Объемы предложения товаров и услуг на рынке, полностью удовлетворяющие платежеспособный спрос, весьма близки или даже выше рациональных норм потребления на душу населения .

2. Уровень оплаты труда определяется стоимостью рабочей силы и обеспечивает покупательную способность на очень высоком уровне удовлетворения потребностей.

3. Антимонопольные меры эффективно обеспечивают наличие жесткой конкуренции между продавцами (производителями) за покупателя (заказчика).

Действие этих трех факторов предопределяет такое соотношение спроса и предложения, при котором цены на основные потребительские товары и услуги общедоступны.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны  стать борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.


Список литературы


1.                                  Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001.-80с.

2.                                  Боровик В., Похвощев В. Метаморфозы российского рынка труда //Федерализм. 2001. №3. С.99-124

3.                                  Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8.С.20-26.

4.                                  Вишневская Н.Т. Рынок труда в канун 21 века. Основные тенденции // Труд за рубежом.2001.№2.С.3-27.

5.                                  Грачев М.: Современные тенденции формирования рынка труда в странах с развитой экономикой.//Вопросы экономики.1991 - №9

6.                                  Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002.-567с.

7.                                  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с.

8.                                  Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)

9.                                  Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3.-С.6-22.

10.                             Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989.-120с.

11.                             Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001.-236с.

12.                             Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н. - 450с.

13.                             Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.1994 - 520с.Т. 2

14.                             Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39-84.

15.                             План действий правительства РФ по реализации в 2003 году программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004) // Internet: www.economy.gov.ru.

16.                             Прокопов Ф. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица в переходной экономике //Человек и труд.1999.№2.С.28-33, №3.С.48-52.

17.                             Пчелинцев О.С. Двенадцать лет преобразований экономики России: правильно ли был поставлен диагноз? // Проблемы прогнозирования.2003.№3.С.6-22.

18.                             Романовский Р. Рынок труда в России и его перспективы //Российский экономический журнал. -1995 - №9

19.                             Рынок труда. Под общей ред. д.э.н.проф. Булакова В.С. и д.э.н.проф. Волгина Н.А. - Москва 1998.-445с.

20.                             Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф. Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен»,2003.-448с.

21.                             Сажина М. Рынки ресурсов // Российский экономический журнал. 1996,№4

22.                             Семенов А. Механизмы управления процессом создания рабочих мест //Проблемы теории и практики управления. 2001. №5. С.76-81.

23.                             Семенов А.С., Кузнецов С.Г. Взаимосвязь динамики занятости и важнейших макроэкономических показателей // Вопросы статистики.1999.№9.С.28-33.

24.                             Синдяшкина П.О. Свободные руки // Экономика и жизнь.2003.№44.

25.                             Сосновская Л.Н. Занятость населения в сфере услуг: перспективы равития и методы прогнозирования расчетов.Воронеж,1990.104с.

26.                             Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9. С.3-16

27.                             Фишер С. И др. Экономика М.-1998. - 310с.

28.                             Экономика и социология. Серия «Учебники, учебные пособия». Под ред. Б.Ю.Сербиновского и В.А.Чуланова. Ростов-на-Дону, «Феникс»,1999. 320с.




[1] Рынок труда. Учебник. Под ред. проф. Б.Д.Бреев; Н.А.Волгина. - М.: «Экзамен», 2003.

[2] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс М.-1994.-520с. Т. 1. С.315.

[3] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с.(С.298.)

[4] В.В.Адамчук, Ю.П.Кокин,  Р.А.Яковлев «Экономика труда» (Москва ЗАО «Финстатинформ» 1999.-492с.) С.66-71.

[5] Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.-861с. (С. 302-304.)

[6] Булаков В.С.,Волгин Н.А. Рынок труда. Москва: 1998.-445с.(С.290-294.)

[7] Булаков В.С.,Волгин Н.А. Рынок труда. Москва: 1998.-445с. (С. 304-309.)

[8]А.С.Булатов Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство БЕК, 1999.-620с.(С.35-39.)

[9]А.С.Булатов Экономика 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство БЕК, 1999.-620с. (С. 40-44.)

[10] Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002. С.27

[11] Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8. С.18

[12] Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. М., 2002. С.272

[13] Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3. С.22

[14] Котляр З.А. Структура занятости населения: проблемы совершенствования. М., 1989. С.84

[15] Коровкин А.Г. Динамика и структура занятого населения России по полу // Проблемы прогнозирования.2003.№3.-С.6

[16] Тенденции на рынке труда в 2001 году //Вопросы статистики. 2002. №9.,с.9.

[17] Боровик В., Похвощев В. Метаморфозы российского рынка труда //Федерализм. 2001. №3, с.109.

[18] Стратегии занятости /отв. ред. Г.С. Чижова. М.: Экономика, 1990, с.123.

[19] Стратегии занятости /отв. ред. Г.С. Чижова. М.: Экономика, 1990. С.121

[20] Кузьмин С.А. Занятость: стратегия России. М.,2001. С.274

[21] Базир М.А. Методы и средства политики занятости в Российской Федерации.Самара,2001 С.40

[22] Обзор основных тенденций Российской экономики (из экономического обзора ОЭСР) // Вопросы экономики.2002.№5.С.39

[23] Концепция действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2003 г. N 568-р)