3. Проблемы инвестиций в современной экономике России
Проблема инвестиций в России сейчас стоит достаточно остро. Российская экономика испытывает нехватки в инвестициях. Однако наблюдается процесс утекания инвестиций за границу.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
По результатам усредненных рейтингов инвестиционного климата западных экспертных агентств, Россия занимает место в начале второй сотни стран. Однако Россия - страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион с вполне удовлетворительными условиями инвестирования[5].
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит «барометром» для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер[6].
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктур, недостаточное информационное обеспечение.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся на стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен[7].
По состоянию
на конец июня
Основные
страны-инвесторы в I полугодии
В I полугодии
Таблица 2
Общий объем иностранных инвестиций,
поступивших в
I полугодии
|
I полугодие 2006г. |
Справочно I полугодие 2005г. в % к |
|
|||
млн. долларов США |
в % к |
|||||
I полугодию 2005г. |
итогу |
|||||
I полугодию 2004г. |
итогу |
|
||||
Инвестиции |
23410 |
141,9 |
100 |
86,9 |
100 |
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
прямые инвестиции |
6445 |
143,6 |
27,5 |
131,0 |
27,2 |
|
портфельные инвестиции |
499 |
в 2,9р. |
2,1 |
135,2 |
1,1 |
|
прочие инвестиции |
16466 |
139,1 |
70,4 |
76,7 |
71,7 |
|
Основной объем иностранных инвестиций по-прежнему направляется в сферы, не требующие масштабных вложений и характеризующиеся быстрой окупаемостью (таблица 3).
Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных капиталовложений по-прежнему остаются:
- топливная (добыча и переработка нефти и угля);
- отрасли пищевой промышленности;
- рыболовство;
- производство табачных изделий;
- отрасли связи;
- торговля.
Таблица 3
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности в I полугодии 2006 года (млн.долларов США)[11]
|
Поступило |
Погашено (выбыло) |
Переоценка и прочие изменения активов и обязательств |
Накоплено на конец июня 2006г. |
|
всего |
в % к итогу |
||||
Всего |
23410 |
17804 |
3879 |
127988 |
100 |
в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
117 |
40 |
0,3 |
781 |
0,6 |
рыболовство, рыбоводство |
9 |
14 |
0,3 |
193 |
0,1 |
добыча полезных ископаемых |
5860 |
3194 |
23 |
27990 |
21,9 |
обрабатывающие производства |
5299 |
4578 |
3764 |
40924 |
32,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
194 |
89 |
4 |
868 |
0,7 |
строительство |
183 |
70 |
30 |
805 |
0,6 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
5092 |
7383 |
-5 |
27068 |
21,1 |
гостиницы и рестораны |
14 |
10 |
-0,0 |
433 |
0,3 |
транспорт и связь |
3946 |
1500 |
-45 |
11900 |
9,3 |
финансовая деятельность |
1387 |
558 |
171 |
6355 |
5,0 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
1240 |
282 |
-3 |
9990 |
7,8 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- |
1 |
-60 |
39 |
0,0 |
образование |
0,0 |
0,0 |
- |
3 |
0,0 |
здравоохранение и предостав- ление социальных услуг |
28 |
14 |
-0,0 |
60 |
0,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
41 |
71 |
0,0 |
579 |
0,5 |
Таким образом, иностранный капитал вкладывается в эксплуатацию самых эффективных природных ресурсов (нефть), а также в отрасли с быстрым оборотом капитала и относительно емким и стабильным рынком (продовольствие).
Для стабилизации экономики и активации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами, за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства[12].
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально-ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему распространяются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций, как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян[13].
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.
Национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные, потому что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере, можно на это надеяться), а также в неразбазаривании природных богатств России.
[5] Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
[6] Дубинецкий Я.Н. Экономический рост и инвестиции: новые возможности и проблемы //Проблемы прогнозирования. 2006. №5.
[7] Инвестиции для студентов ВУЗов: Учебное пособие / Маренков Н. Л. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – с. 31.
[8] Сайт РосБизнесКонсалтинг - http://www.rbc.ru.
[9] Сайт РосБизнесКонсалтинг - http://www.rbc.ru.
[10]Основные показатели системы национальных счетов Copyright © Федеральная служба государственной статистики
[11]Основные показатели системы национальных счетов Copyright © Федеральная служба государственной статистики
[12] Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Г.П. Подшиваленко и М.В.Киселевой. – М.: ЮНИТИ, 2005.
[13] Инвестиции для студентов ВУЗов: Учебное пособие / Маренков Н. Л. – Ростов на Дону: Феникс, 2004.