мСодержание





Введение. 3

1. Становление интеграционных процессов. 4

1.1. Понятие интеграционных процессов. 4

1.2. Предпосылки интеграции. 5

1.3. Цели интеграционных процессов. 6

2. Формирование интеграционных объединений. 8

2.1.Формы интеграционных процессов. 8

2.2. Виды интеграционных процессов. 10

Заключение. 15

Список литературы.. 16


Введение

Как известно, человек не может жить в изоляции. Ему постоянно приходится общаться с другими членами общества. В результате этого он вырабатывает своего рода виды отношений, которые затем применяет при общении с окружающими его людьми. На мой взгляд, аналогичный подход возможен, если говорить о государствах, существующих сегодня на нашей планете.

Современный мир столкнулся с проблемами, которые отдельные самостоятельные страны не в состоянии решить в одиночку. Такие проблемы, стоящие перед человечеством, носят название глобальных проблем. Их примерами на сегодняшний день могут служить в первую очередь проблема сохранения мира на Земле и разоружения, проблема предотвращения ядерной войны, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная проблемы, проблема отсталости наиболее медленно развивающихся стран, проблема использования ресурсов мирового океана, проблема мирного использования космоса. И все они на данный момент как нельзя актуальны. Для решения этих проблем государства объединяют свои усилия, тем самым, интегрируя в различных сферах деятельности.

В настоящее время в современном мире, постоянно изменяющемся и требующем новых идей и предложений, как никогда раньше огромное значение имеют интеграционные процессы, проходящие практически во всех регионах мира и самое главное в различных сферах деятельности и преследующие различные цели.  Все эти интеграционные объединения находятся на разных стадиях своего развития. Одни из них в большей, другие — в меньшей степени известны мировому сообществу, но, безусловно, все они играют важную роль в формировании мирового хозяйства.

Целью данной работы является рассмотрение сущности интеграционных процессов в современном мире.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть особенности становления интеграционных процессов;

-       Описать формирование современных интеграционных объединений.

1. Становление интеграционных процессов

1.1. Понятие интеграционных процессов

Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической, социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему возникновение ЕЭС было не частным фактом, не рядовым региональным событием в области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских государств, а первым крупным шагом, который отразил наступление новой крупной эпохи в истории человечества, основу которой составили перманентная НТР, невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств, быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.

Понятие "интеграция", как и сам процесс интеграции, появилось в словаре сравнительно недавно, в 20-х гг. нашего столетия, и означало "учение об интеграции". Его родоначальниками были немецкие ученые Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин "интеграция" ( integrace - лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. В этом смысле он применялся в естественных науках. Перенося его в сферу анализа общественных отношений, упомянутые авторы имели в виду объединение людей, особенно государств, в некую социально-политическую общность. Однако развитие международного сообщества, особенно в сфере экономических отношений, в тот период еще не создало необходимых предпосылок для реализации идей интеграции. Такова, кратко говоря, семантика и исторические условия возникновения этого понятия.[1]

В современной научной литературе существуют различные направления и подходы к пониманию природы и роли интеграционных процессов. Здесь можно выделить два теоретических аспекта:

-       теории интеграционных процессов;

-       теории и практика экономической интеграции.

Таким образом, экономическая интеграция (economic integration) — процесс экономи­ческого взаимодействия стран, приво­дящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму меж­государственных соглашений и согласо­ванно регулируемый межгосударствен­ными органами.

1.2. Предпосылки интеграции

Со второй половины ХХ века вслед­ствие быстрого экономического разви­тия ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств междуна­родного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие междуна­родной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все бо­лее дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным резуль­татом развития международной торгов­ли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Предпосылки интеграции следующие:

-       Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран.

-       Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей.

-       Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д.

-       Демонстрационный эффект.

-       «Эффект домино».[2]

1.3. Цели интеграционных процессов

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи.

1. Использование преимуществ эко­номики масштаба. Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятель­ные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения регио­нальных масштабов особенно четко вы­ражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внеш­неполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаи­мопонимания и сотрудничества участ­вующих стран в политической, воен­ной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проб­лемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, под­крепленных взаимными экономичес­кими обязательствами, является важ­нейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближ­него Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

3. Решение задач торговой полити­ки. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торго­вых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в об­ласти торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую сре­ду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, инте­ресы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Аме­рике и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные уси­лия в рамках многосторонних торговых переговоров.

4. Содействие структурной пере­стройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латин­ской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.[3]

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механиз­мов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее пред­посылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвую­щих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные рефор­мы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграци­онные группировки создаются в целях использования преимуществ объединен­ного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, об­мена опытом рыночных реформ и под­держки национальной промышленности сельского хозяйства.


2. Формирование интеграционных объединений

2.1.Формы интеграционных процессов

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.[4]

   На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств.

   Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

   Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня — общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

   Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз (ЭС), который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже непросто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции ­политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач.

2.2. Виды интеграционных процессов

Перейдем непосредственно к анализу совокупность существующих в мире интеграционных структур и пограничных им, взаимосвязанных с ними международных организаций и объединений. В качестве исходной точки систематизации интеграционных моделей возьмем принцип целей (интересов) и влияния интеграционных объединений. Вместе с тем в рамках одного и того же типа формальной интеграции в содержании, целях и функциях могут существовать существенные различия (например, Европейский союз и ОПЕК, НАТО и Западноевропейский союз и т.д.). В целом интеграционные и исполняющие определённые интегрирующие функции организации можно типологизировать в следующем порядке:

1. Региональные и межрегиональные интеграционные сообщества по целям: экономические, политико-экономические (с элементами социального интегрирования), политические, военно-политические, институционально-координационные и др.

2. Международные правительственные наднациональные организации координирующего типа. Они оказывают существенное влияние на . финансово-экономическое, политическое положение государств, на принятие ими решений в указанных областях и т.д. Исследователи Брюссельского союза международных ассоциаций считают, что численность этих организаций возрастет к 2000 г. примерно до 500 (в конце 80-х гг. их было 378).

3. Международные неправительственные организации (4676 с перспективой роста к 2000 г. до 10800). К числу таких организаций относятся профсоюзы, транснациональные корпорации и т.д. В условиях возникновения глобальных экономических систем в результате интенсификации и дифференциации международного разделения труда, глобализации, невиданного развития транспортных средств мировых коммуникаций, качественного и количественного роста обмена товаров и интенсификации передвижения капиталов изменились социально-экономическая почва бытия людей и условия их межгосударственного и интернационального общения. Все это сказывается прямо и непосредственно на интеграционных процессах и вызывает необходимость принятия соответствующих правовых, законодательных актов и других документов, в появлении которых существенную роль играют и интернациональные неправительственные организации.[5]

Рассмотренные выше типы международных интеграционных сообществ позволяют прийти к следующему выводу: интеграционные сообщества непосредственно реформирующие базисные основы индустриального общества, являются главным и определяющим направлением в социально-экономической и культурно-политической эволюции мирового социума. В рамках интеграционных сообществ возникают и действуют тысячи интернациональных правительственных и неправительственных организаций, оказывающих влияние на интегрированные структуры. Их, по всей видимости, нельзя рассматривать как органическую часть этих интеграционных суперструктур, но они являются своего рода барометром, показателем глубины и размаха указанных процессов.

Вернемся теперь к основному вопросу - о моделях интеграционных сообществ. Они, эти модели, несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс:, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечав общих тенденций в ее эволюции.

Перейдем теперь от общей типологии к характеристике существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах.

1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):

1.1.Европейский союз (ЕС).

1.2. Андская группа (Латинская Америка).

1.3. Карибский "общий рынок" (Латинская Америка).

1.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

2. Модели торгово-экономического сотрудничества:

2.1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

2.2. Североамериканская интеграция (США, Канада.Мексика).

2.3. Организация арабских стран - экспортеров нефти(ОАПЕК).

2.4. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

3. Модели международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих торговую, тарифную политику и вырабатывающих экономическую стратегию:

 3.1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

3.2. Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР).

3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ШКГАД).

4. Модели политических союзов и военных блоков:

4.1. Европейский Совет.

4.2. Организация Африканского единства (ОАЕ).

4.3. Организация Североатлантического договора (НАТО).

 Итак, мы имеем дело с различными структурами (моделями), типами, формами и организациями интеграционных процессов, в том или ином виде охвативших" почти весь мир. Следует различать также уровни и цели интеграционных сообществ, их реальное место в общей структуре мировых интеграционных процессов и меру влияния на эволюцию международных отношений. Вместе с тем определяющим, универсальным типом интеграции является политико-экономическая модель, в которой международная кооперация и интернационализация обретают не только качественно новую, более зрелую форму, но и новые сущностные формы трансплантации интернационального регулирования и управления на политическом и экономическом уровнях всеми процессами интегративного развития. В конечном счете интеграционные сообщества, которые перерастают состояние обмена, неизбежно будут тяготеть к универсальным моделям интеграционных структур, которые обретут новые формы. Примером тому может служить формирующийся в последние годы Азиатско-тихоокеанский регион, который охватит несколько континентов с огромным экономическим потенциалом, неисчерпаемым рынком рабочей силы и потребления и т.д. В декабре 1994 г. в Майами (США) состоялась Международная конференция глав государств двух Америк, которая провозгласила создание крупнейшего в мире рынка с потребительским населением около 800 млн человек.

Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в конце XX в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие . от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не будем забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Интеграционные структуры не устраняют ни конкуренции, ни противоречий, ни разногласий. Между их участниками постоянно происходит обмен жесткими политическими и пропагандистскими ударами, хотя они и облекаются в большинстве случаев в "джентльменскую форму". Один из известных политических деятелей Франции Ж.-П.Шевеман в разгар формирования ЕС писал, что, несмотря на конфликт интересов между США и Японией, существует опасность "возникновения настоящего американо-японского кондоминиума^ имеющего тенденцию оттеснить Европу". Вместе с тем существуют, видимо, и объективные границ эффективности интеграционных процессов. Уже сейчас они вызывают немало больших и болезненных вопросов: какой будет судьба демократии и этно-национальных структур, существующих уже столетия? Что можно предложить взамен национальной культуры? Насколько прочными будут гарантии национальной и региональной, в целом - международной безопасности? Реальна ли перспектива превращения различных интеграционных моделей в единый мировой интеграционный консорциум и куда "исчезнут" при этом национальные государства? Интеграционные процессы в мире - объективное явление, но человечество еще должно научиться использовать их в интересах всеобщего и устойчиво безопасного своего развития.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности интеграционных процессов в современном мире.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-       Раскрыты особенности становления интеграционных процессов;

-       Описаны особенности формирования современных интеграционных объединений.

Как видно из вышеприведенного материала, движущей силой интеграционных процессов является стремление объединить свои усилия по разрешение различных проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Такими проблемами могут быть улучшение жизненного уровня населения этих стран, создание новых перспектив для развития экономики, использование накопленного другими странами опыта по разрешению проблем в различных сферах деятельности.

Помимо этих, интеграция в своем большинстве ставит следующие цели:

-       Использование преимуществ эко­номики масштаба;

-       Создание благоприятной внеш­неполитической среды;

-       Решение задач торговой полити­ки;

-       Содействие структурной пере­стройке экономики;

-       Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

Наиболее развитой интеграци­онной группировкой в мире является Европейский союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел все ос­новные этапы интеграционного процес­са и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствова­ния экономического союза. В рамках 25 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов про­изводства, проводится единая внешне­торговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энерге­тики, транспорта и некоторых других областях.



Список литературы

1.     Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2003.

2.     Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика (социально-ориентированный подход): Курс лекций / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Э.А. Лутохиной. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004.

3.     Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра эконом. наук, проф. М.Н.Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002.

4.     Мировая экономика: Учеб. Пособие: 2-е изд., стереотип./С.П.Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. — Мн.: «Экоперспектива», 2003.

5.     Шемянков В.Г. Мировая интеграция. Учебное пособие. — Международные отношения, 2003.





[1] Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: Инфра-М, 2003. – с. 248.

[2] Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра эконом. наук, проф. М.Н.Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2002. – с. 314.

[3] Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика (социально-ориентированный подход): Курс лекций / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Э.А. Лутохиной. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. – с. 167.

[4] Шемянков В.Г. Мировая интеграция. Учебное пособие. — Международные отношения, 2003. – с.211.

[5] Мировая экономика: Учеб. Пособие: 2-е изд., стереотип./С.П.Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. — Мн.: «Экоперспектива», 2003. – с. 481.