Содержание


 

Введение. 3

1. Коммерческие  ( внепроизводственные ) расходы предприятия. Их характеристика. 4

2. Методы списания коммерческих расходов. 7

3. Характеристика издержек обращения. Структура издержек. 8

4. Методы списания издержек обращения. 16

5. Необходимость аналитического учета коммерческих  расходов и издержек обращения. 18

Заключение. 20

Задача. 21

Список литературы.. 24

 


















Введение

Коммерческая деятельность может быть успешной лишь при условии рационального расходования средств на ее осуществление. Чтобы принимать верные решения, обеспечивающие максимальное повышение прибыли, рентабельности, устойчивости предприятия на рынке необходима полная и достоверная информация о его расходах, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности. Такими расходами в сфере обращения являются издержки.

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.



1.Коммерческие  ( внепроизводственные ) расходы предприятия. Их характеристика.


 К расходам на продажу, в соответствии с Инструкцией по  применению плана счетов, в организациях осуществляющих  промышленную и иную производственную деятельность, относятся следующие расходы:

 - на затаривание  и упаковку изделий на складах готовой продукции

 - по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства

 - комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые  сбытовым и другим  посредническим  организациям

 - по содержанию  помещений для хранения  продукции  в местах ее продажи  и оплате труда продавцов в организациях занятых  сельскохозяйственным  производством.

 -  на рекламу

 - представительские

 - другие аналогичные  по назначению расходы[1]

К расходам на затаривание  и упаковку изделий на складах готовой продукции относятся стоимость упаковочных материалов и тары, включаемой в цену продукции, стоимость услуг сторонних организаций по упаковке, начисленная заработная плата с отчислениями  за упаковку и другие расходы.

 К Расходам по доставке продукции на станцию отправления, погрузке ее в транспортные средства  относятся затраты связанные  с транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой  в транспортные средства (кроме тех случаев когда они  возмещаются покупателем сверх цены на продукцию).

К Комиссионным сборам (отчислениям), уплачиваемым  сбытовым и другим посредническим организациям, относятся расходы на выплату вознаграждений  посредническим  организациям  по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, связанным с продажей  продукции. К этим же расходам могут быть отнесены  предусмотренные Положением о составе затрат расходы, связанные  с оплатой услуг банков по осуществлению  в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных и других  аналогичных операций.

К расходам по содержанию помещений  для хранения продукции в местах ее продажи относятся расходы на  создание специальных  условий хранения  ( содержание  холодильного оборудования, вентиляция и др.)

В состав расходов  на рекламу  в соответствии  с действующим  законодательством и нормативными документами включаются:

- Спонсорский вклад  спонсора, расходы: по  контррекламе, по рекламным услугам  в справочном телефонном обслуживании, на получение  разрешения на распространение  наружной рекламы.

 - расходы на разработку, Издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных  писем, открыток и т.д.; на разработку, изготовление, распространение эскизов; на приобретение, изготовление и  распространение рекламных сувениров, образцов выпускаемой продукции т.д.; на рекламные  мероприятия через средства массовой информации ( объявления в печати, передачи по радио, телевидению; на световую и иную  наружную    рекламу; на приобретение, копирование, дублирование и демонстрацию  рекламных кино-, видео,  фильмов.; на изготовление стендов,  муляжей, рекламных щитов, указателей и т.д.  на хранение и экспедирование рекламных материалов на участие в выставках, ярмарках, экспедициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично  потерявших  свое первоначальное качество при экспонировании в витринах, на приобретение ( изготовление) и распространение призов, вручаемых  победителям  розыгрышей таких  призов во время проведения массовых рекламных компаний, на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с деятельностью предприятия.

Представительскими  расходами называются  - расходы организации по приему  и обслуживанию  представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или)  поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а так же участников, прибывших на заседания совета ( правления) или другого аналогичного органа организации.

К расходам, которые в целях налогообложения могут рассматриваться  как представительские относятся расходы связанные с:

 - проведением  официального приема (завтрака, обеда, или другого аналогичного мероприятия)

 - транспортным обеспечением представителей (участников)

 - посещением культурно-зрелищных мероприятий

 - буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы

  - оплатой услуг переводчиков, не состоящих  в штате предприятия

Все операции  по учету представительских расходов  как для целей  бухгалтерского учета , так и для целей  налогообложения  должны быть подтверждены первичными  учетными документами, оформленными в соответствии  с требованиями закона « О бухгалтерском учете».

Включение представительских расходов в себестоимость продукции разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения  деловой встречи, приглашенные  лица, участники со стороны организации, конкретное  назначение расходов и величина расходов.

Для целей налогообложения представительские расходы принимаются в пределах, установленных  законодательством.[2]


2.Методы списания коммерческих расходов

Собранные в течение месяца расходы на продажу  подлежат списанию в конце месяца. Коммерческие  и управленческие расходы  могут признаваться  в себестоимости проданных  продукции, товаров, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным  видам деятельности. Согласно Инструкции  по применению плана счетов, расходы на продажу «списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи», причем при частичном списании подлежат распределению   в организациях осуществляющих  промышленную и иную производственную деятельность, только расходы на упаковку и транспортировку. Следовательно, в соответствии  с действующими  нормативными документами  по бухгалтерскому учету списание расходов на продажу в организациях осуществляющих  промышленную и иную производственную деятельность, может осуществляться по одному из двух вариантов:

1)               по истечении отчетного периода расходы на продажу полностью списываются  в дебет счета 90 «Продажи»

2)               По истечении  отчетного периода расходы на продажу ( в части расходов на упаковку и транспортировку) подлежат  частичному списанию в дебет счета 90 «Продажи». Все остальные расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг) ежемесячно относятся  в полной сумме на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).






3.Характеристика издержек обращения. Структура издержек

Под издержками обращения понимают затраты материальных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением товаров от производителя к потребителю. К ним относят затраты, непосредственно связанные с процессом обращения товаров. По-этому к издержкам обращения не относят налоги (кроме налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения и производства (например, налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, единого социального налога)), штрафы, пени и неустойки; убытки от безнадежных долгов, потери от стихийных бедствий, а также расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы и др.

Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Роскомторгом РФ и согласованных Минфином РФ 20.04.95. № 1-55-/32-2 (далее - Методические рекомендации) в состав издержек обращения и производства включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства.

Основными целями учета издержек обращения являются: контроль расходов и доходов предприятия, обеспечение экономии и ; эффективности производства, выработка учетной информации ' для анализа и управления предприятием, обеспечение полноты, своевременности и достоверности учетной информации, ее соответствие целям управления, правильному исчислению налогов.

Учет издержек обращения базируется на четырех принципах:

1) соответствие учета целям и задачам управления. Организация учета и формирование учетной информации должны осуществляться с целью улучшения работы предприятия, и поэтому соответствовать требованиям совершенствования контроля, анализа, управления и планирования на предприятии;

2) единство учетной номенклатуры. Для обеспечения сопоставимости различных расходов организациями вырабатывается единая номенклатура статей издержек обращения для внутреннего управления. Эта номенклатура позволяет охватить различные особенности расходов торговой отрасли и обеспечивает единообразие в их обозначениях для всех подразделений организации; позволяет использовать номенклатурные статьи при распределении издержек по классификационным группам;

3) адекватность отчетного периода. Возникающие в текущем периоде затраты должны быть верно распределены между периодами, к которым они относятся;

4) оценка товаров по себестоимости. Издержки обращения в торговле подразделяются на относящиеся к реализованным товарам и к остатку товаров. Это связано с тем, что размеры расходов по реализованным товарам и оставшимся на предприятии не одинаковы. Первые из них относят собственно к издержкам, которые непосредственно влияют на финансовый результат от реализации товаров. Расходы по остаткам товаров считаются составной частью их себестоимости. При этом к себестоимости относят расходы на приобретение товаров до их реализации.

От соблюдения этих принципов зависит правильность и эффективность учета издержек обращения.

Классификация издержек обращения предполагает их группировку по элементам, статьям; по группам расходов, разделяемым по отношению к товарообороту (переменные, постоянные); группировка в зависимости от способа их отнесения на затраты отдельных товарных групп и структурных подразделений (центрам ответственности); группировки по периодам; по отношению к остаткам товаров; разделение  затрат в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль и др.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № ЗЗн расходы по обычным видам деятельности, к которым и следует относить издержки обращения, группируются по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99)

Рассмотрим группировку издержек по элементам. К элементу «Материальные затраты» в соответствии с п. 6 Положения о составе затрат относятся затраты по следующим статьям указанной номенклатуры:

 -   транспортные расходы;

 -    расходы на ремонт основных средств;

 -    расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

 - расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров;       

 -   потери товаров и технологические отходы;

 - расходы на тару.

К элементам «Затраты на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды» относят одноименные статьи рекомендуемой номенклатуры.

По элементу «Амортизация» отражают расходы по статье «Амортизация основных средств».

В элемент «Прочие затраты» входят издержки обращения, не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат. В соответствии с п. 10 Положения о составе затрат в этот элемент следует включать также плату за аренду, лизинговые платежи, амортизацию по нематериальным активам, номенклатурные статьи: «Расходы на рекламу», «Расходы на оплату процентов за пользование займом» (в части коммерческого или товарного кредита, не предусматривающих получение денежных сумм), если учетной политикой предприятия не предусмотрено их включение в состав себестоимости запасов, по которой они принимаются к учету в соответствии с п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 9.06.2001. № 44н.

Группировка по периодам предполагает деление издержек на расходы отчетного периода и расходы будущих периодов.

Расходы отчетного периода относятся к текущему отчетному периоду, в котором они произведены.

Расходы будущих периодов возникают в текущем периоде, но относятся к будущим периодам, например, арендная плата, вне-сенная в текущем месяце, но относящаяся к последующим месяцам или уплачиваемая за несколько месяцев вперед; оплаченные отпускные, приходящиеся на дни следующих месяцев (если предприятие не создает резерв на эти цели); плата по подписке на периодические издания, используемые в основной деятельности организации, и др[3].

Используемые в учете статьи разделяют по группам расходов, различающимся по отношению к товарообороту (переменные, постоянные). Деление издержек на переменные и постоянные связано с тем, что статьи и элементы затрат зависят от объема товарооборота не одинаково.

Условно-переменные издержки увеличиваются с ростом товарооборота и уменьшаются с его снижением. Изменение условно-постоянных издержек, как правило, не зависит от товарооборота. Деление затрат на переменные и постоянные условно потому, что с изменением обстоятельств переменные издержки могут стать постоянными, а постоянные - переменными. Выбор переменных и постоянных издержек осуществляется на предприятии, исходя из сложившихся условий.

Среди перечисленных статей к переменным можно отнести транспортные расходы, так как увеличение объема продаж требует больших объемов завоза товаров, и, следовательно, роста транспортных расходов. Увеличение товарооборота сопровождается ростом заработной платы, обеспечивающей стимулирование продаж, а с ростом расходов на оплату труда увеличиваются и суммы отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), так как их размер зависит от суммы начисленной заработной платы. Поэтому расходы на оплату и отчисления на социальные нужды тоже относят к переменным затратам.

К переменным обычно также относят расходы на хранение, подсортировку, подработку и упаковку товаров, расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займами (кроме денежных), потери товаров и технологические отходы.

Группировка затрат в зависимости от способа их отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений организаций называется калькуляционной группировкой. Она выделяет прямые и косвенные расходы.

Прямыми называют такие расходы, которые можно непосредственно отнести на издержки обращения конкретных структурных подразделений организации (магазинов, складов), определенные товарные группы или другие объекты, по отношению к которым рассчитываются затраты, например, расходы на подработку, упаковку конкретных товаров, расходы на оплату труда продавцов конкретных видов товаров, на рекламу можно отнести к соответствующим товарным группам без дополнительных расчетов.,

Косвенные - общие или дополнительные расходы, относящиеся ко всей организации, соотнести которые с отдельными товарами или подразделениями организации можно лишь посредством особых методов распределения или расчетным путем (расходы по заработной плате управленческого персонала, на хранение товаров, на топливо, газ, электроэнергию, амортизация и ремонт административных зданий и др.)

Группировка по отношению к остаткам товарных запасов разделяет затраты на издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров и издержки, относящиеся к реализованным товарам. Причем в издержки на остаток товаров включают лишь расходы, связанные с их приобретением (доставкой), и не включают расходы по их реализации, так как товары еще не проданы. Данное раз-деление позволяет определить сумму издержек, непосредственно участвующих в формировании финансового результата.

В основе группировки по отношению к остаткам товарных запасов лежит классификация по так называемому «бухгалтерскому» принципу, применяемому в германской и американской торговой практике. В соответствии с бухгалтерским принципом издержки делят на накладные и общеторговые.

Накладные издержки представляют собой наращение расходов покупной цены товаров до их себестоимости. С учетом требований п. 6 ПБУ 5/98 к ним следует относить расходы, связанные с приобретением товаров, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Это

транспортные расходы и проценты за пользование неденежным (товарным) кредитом.

К общеторговым издержкам относятся все остальные издержки, включая затраты по доведению товара до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (хранение, подсортировка, подработка, упаковка) и издержки, связанные с продажей товара. Они представляют собой наращение расходов до полной стоимости товара, компенсируемой продажными ценами.

Таким образом, расходы, приходящиеся на остаток товаров, состоят лишь из накладных издержек, а расходы, относящиеся к реализованным товарам, включают в свой состав, как накладные, так и общеторговые издержки.

Группировка по бухгалтерскому принципу способствует определению нижней границы (порога рентабельности) продажной цены (торговой надбавки), ниже которой реализация окажется убыточной.

Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли.

В составе издержек выделяют нормируемые и ненормируемые расходы. В отличие от ненормируемых расходов нормируемые расходы не в полной мере уменьшают налогооблагаемую часть прибыли, а лишь в пределах нормативов, установленных государством. К расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят сверхнормативные суммы нормируемых расходов, т. е. расходов на рекламу, процентов за пользование товарным кредитом, представительских расходов, компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, командировочных расходов, расходов на подготовку кадров и других в части превышения нормативных сумм. Расходование средств в пределах законодательно установленных норм обеспечивает снижение налога на прибыль. Этим объясняется значимость группировки издержек в зависимости от их влияния на налогооблагаемую прибыль.

Для управленческого учета актуальным представляется группировка затрат по степени их участия в торговых процессах (в обращении). Данная группировка предусматривает деление издержек на оперативные, т. е. непосредственно участвующие в производственно-торговых функциях; расходы по управлению и прочие расходы относительно участия в обращении. Такое деление позволит оценить экономию и эффективность управленческих расходов. Чем меньшей долей расходов, непосредственно не связанных с производственными функциями, обходится предприятие при достижении цели, тем эффективнее осуществляется управление. Постатейный учет управленческих расходов позволяет также делать необходимые сопоставления фактических расходов с утвержденными на предприятии нормами, сметами.

Среди расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды к оперативным затратам следует относить заработную плату оперативного персонала, включая продавцов, кассиров, контролеров, фасовщиков, складских работников, работников по обслуживанию холодильных установок, подсобных рабочих, оформителей витрин, заведующих секциями, отделами; прочих работников, связанных с обслуживанием покупателей; транспортные расходы. К оперативным относят также расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, амортизацию основных средств; расходы на ремонт основных средств (кроме занятых аппаратом управления). В их состав включают и расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на рекламу, расходы на оплату процентов за пользование займом (кроме денежных); расходы на тару и другие расходы, непосредственно относящиеся к производственным процессам в составе прочих затрат.

К расходам по управлению (управленческие) относят заработную плату бухгалтерских, экономических, коммерческих служб, хозяйственного персонала, управленческого персонала, прочих работников, связанных с организацией, планированием (прогнозированием) и управлением; расходы по аренде и содержанию основных средств, занятых службами управления, амортизацию этих средств, канцелярские,  телефонные расходы; расходы на командировки, представительские расходы, выписка периодической печати и справочных изданий; другие расходы, относящиеся к организации, планированию (прогнозированию) и управлению.

Прочие расходы относительно участия в обращении состоят из отчислений на подготовку кадров, социальных взносов, не планируемых расходов и потерь, расходов, не относящихся к оперативным или управленческим и не включенных в предшествующие статьи.

Среди расходов в аналитическом управленческом учете можно выделить и две другие группы расходов:

 1) связанные с продолжением процессов промышленного производства в сфере обращения,

2) связанные с обслуживанием актов купли-продажи или реализацией стоимости.

Такое деление важно для выявления финансовых резервов повышения прибыли от реализации, оценки целесообразности при-обретения товаров промышленной упаковки, определения оптимальной наценки на эти товары.

К первой из них можно отнести расходы по подработке, упаковке товаров и другие аналогичные расходы по доведению товаров до состояния, наиболее пригодного для реализации, придания им формы, удобной для покупателей, и т. п.; а также оплата труда работников, занятых в указанных процессах и часть управленческих расходов, условно относящихся к процессам промышленного производства. Поступление товаров в удобном виде или упаковке от поставщиков в среднем сокращает уровень данных расходов при отсутствии завышения покупных цен на такие товары.

К издержкам, связанным с обслуживанием актов купли-продажи, можно отнести, например, заработную плату продавцов, кассиров, контролеров, расходы по рекламе, а также соответствующую долю управленческих расходов


4. Методы списания издержек обращения


Для целей бухгалтерского учета согласно Инструкции по применению Плана счетов порядок списание рас-ходов, учтенных на счете 44 «Расходы на продажу», может осуществляться по одному из двух вариантов[4]:

1) По истечении отчетного периода данные расходы списываются полностью в дебет счета 90 «Продажи»,субсчет 90.2 «Себестоимость продаж»;                                                                  [

2) По истечении отчетного периода расходы подлежат распределению между  проданным товаром и остатком товара на конец месяца.

Возможность применения одного из этих вариантов   предусмотрена п. 9 ПБУ          Приказ 10/99 «Расходы организации»: «коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продуктов, работ, услуг  полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности[5] .В бухгалтерском учете в конце месяца сумма издержек обращения, приходящаяся на проданные за отчетный период товары, списывается в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90.2 «Себестоимость продаж».

Для целей налогообложения обязательность распределения издержек обращения между проданными товарами и остатком товаров на конец отчетного периода определена п. 2.18 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения, согласно которому распределению подлежат издержек обращения в части транспортных расходов и оплаты процентов за банковский кредит. «При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему  проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц  с учетом переходящего остатка, на начало месяца в следующем порядке:

1) суммируются транспортные расходы и расходы по оплате процентов за банковский кредит на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;

2) определяется сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;

3) отношением определенной в п. 1 суммы расходов на продажу к сумме проданных и оставшихся товаров (в п. 2) определяется средний процент расходов на продажу к общей стоимости товаров;

4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку непроданных товаров на конец месяца» бухгалтерского учета, при исчислении налога на прибыль.

В соответствии с указанным порядком расчет издержек на остаток нереализованных товаров производим по формуле

Ио = С кдтов (Ин + Им) / (Обктов+ С кдтов )[6]


где Ио   - сумма издержек обращения  на остаток товаров

С кдтов – конечное сальдо по счету «Товары»

Ин – сумма транспортных  расходов и расходов по уплате процентов  за

пользование неденежным кредитом на начало месяца (начальное сальдо по  сч. «Расходы на продажу»

Им – транспортные расходы и проценты за кредит за месяц

О- ктов – оборот по кредиту счета «Продажи» -

Таким образом, для целей налогообложения организации торговли должны составлять дополнительный расчет по распределению между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца транспортных расходов и расходов по оплате процентов за банковский кредит (при применении первого варианта списания расходов на продажу) или только расходов по оплате процентов за банковский кредит (при применении второго варианта списания расходов на продажу) и осуществлять корректировку прибыли, сформированной по данным


5. Необходимость аналитического учета коммерческих  расходов и издержек обращения.

Формирование коммерческих расходов является ключевым и одновременно наиболее сложным элементом формирования и развития производственно-хозяйственного механизма предприятия охваченного системой управленческого финансового учета.

Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть рентабельность производства и отдельных видов продукции, взаимозависимость видов продукции и мест их в производстве, выявление резервов снижения себестоимости продукции, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий, а также обоснование решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Учёт коммерческих расходов занимает доминирующее место в общей системе бухгалтерского учета. В условиях самостоятельного планирования самими предприятиями номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен, применения действующей системы налогообложения возрастает значимость методически обоснованного учета коммерческих расходов.

Анализ затрат помогает определить эффективность расходов, уточнить, не будут ли они чрезмерными, подскажет, как установить цены, как применять сведения о затратах на ближнюю и дальнюю перспективу, как регулировать и контролировать расходы, как спланировать реальный уровень прибыли.

Синтетический  учет  обеспечивает  только  контроль  за  общей суммой расходов. Он не отвечает требованиям  оперативного контроля и управления  расходами с  учетом  целесообразности и  производственной  необходимости  произведенных  затрат. Поэтому наряду  с  синтетическим  организуется   аналитический  учет  издержек  обращения в номенклатуре  производственных расходов по  отдельным статьям.

Аналитический учет по счету « Расходы на продажу» ведется по видам и каждой статье расходов,  по местам возникновения затрат, по классификационным группам.

Аналитический учет позволяет более точно, четко и своевременно отслеживать изменение тенденций в доле, видах затрат. В результате этого возможно  быстрое реагирование на изменение ситуации и ее корректировка с целью достижения наилучшего результата работы предприятия.

Кроме этого, аналитический учет призван помочь проводить анализ издержек. Он позволяет детально проанализировать каждый элемент затрат, каждую статью затрат.



Заключение


Необходимость качественных сдвигов в экономике, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов.

 В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного снижения их величины становится одной из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.

Изучение издержек в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат.

Правильная организация учета  коммерческих расходов,  издержек  обращения  дает  возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, что позволяет в свою очередь эффективно использовать имеющиеся ресурсы.




Задача

Учет хозяйственных операций  у подрядчика, субподрядчика при строительстве локальной котельной стоимостью 10 000 000. ( ФОТ в смете 23%,  основные материалы 64%) рассчитать структуру затрат при 10% рентабельности в смете затрат. Привести  проводки довода с числовыми данными.

РЕШЕНИЕ:

Если заложенная рентабельность составляет 10%, значит сумма  затрат  должна составлять Х рублей. Для того, чтобы определить сумму затрат, составим пропорцию:

110% - 10 000 000

100%- Х

отсюда, X= 10 000 000 х 100 =  9 090 909 руб.

                            110


Фонд Оплаты труда (ФОТ)  составляет 23 %, следовательно,

ФОТ = 9 090 909 х 0,23= 2 090 909 руб

Исходя из условий задачи, основные материалы составляют 64%

Основные материалы =  9 090 909 х0,64% = 5 818 182 руб

Согласно, законодательству, в ФОТ входит ЕСН( Единый Социальный налог),который составляет 26% рассчитаем его:

ЕСН = 2 090 909 х0,26=543 636

Необходимо рассчитать  вспомогательные материалы и их долю. Она будет составлять:  9 090 909 (сумма затрат) - 2090 909(ФОТ) -  543636 (ЕСН)-5 818 182 (Осн. Материалы) = 638 182 (вспом. Материалы)

В структуре затрат вспомогательные материалы будут составлять:

638 182/ 9 090 909= 7%

Ответ: 



статья

 Доля (%)

 Сумма


Основные материалы

64

5 818 182

Вспомогательные материалы

7

638 182

ФОТ

23

2090909

ЕСН

6

543636

 

Учет у подрядчика

 

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Приобретение  основных материалов

10.8

60

5 818 182

Приобретение вспом. материалов

10.8

60

638 182

Передача  осн. Мат-ов субподрядчику

10.7

10.8

5 818 182

Передача  вспом. Мат-ов субподрядчику

10.7

10.8

638 182

Списана стоимость   основных мат-ов, переданных субподрядчику

20

10.7

5818 182

Списана стоимость   вспомогат. мат-ов, переданных субподрядчику

20

10.7

638182

Акцептован счет субподрядчика на выполнение СМР

20

60

2 898 000

Списаны затраты на ГП

43

20

9 354 364

Выставлен счет заказчику *

62

90.1

10 000 000

Списана готовая продукция на реализацию

90.2

43

9 354 364


*Чтобы получить 10 000 000 нужно стоимость материалов, умножить на 1.1 ( рентабельность 10%) получим (638182+5 818 182 )х1,1= 7102 000, следовательно  выполнение работ составляет 10 000 000-7 102 000=2 898 000

Учет у  субподрядчика

Операция

Дебет

Кредит

Сумма

Получены  основные мат-лы от подрядчика

003

-

5 818 182

Получены  вспом.матлы от подрядчика

003

-

638 182

Начислена з/пл

20

70

2 090 909

Начислен ЕСН с ФОТ

20

69

543 636

Списана стоимость   основных мат-ов, для выполнения работ иждивением подрядчика

-

003

5818 182

Списана стоимость   вспомогат мат-ов, для выполнения работ иждивением подрядчика

-

003

638182

Списаны затраты на ГП (ГП принята к учету)

43

20

2 634 545

Выставлен счет на оплату выполненных СМР *

62

90.1

2 898 000

Списана себестоимость ГП на реализацию

90.2

43

2634545


себестоимость готовой продукции

 2634 545х 1,1 (рентабельность 10%)= 2 898 000 руб.


Список литературы



1.     Федеральный  Закон  от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. От 30.06.2003) «О Бухгалтерском учете» (Принят ГД РФ 23.02.1996)

2.     Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33Н «ОБ  утверждении Положения по  бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99» ( в редакции 30.03.2001г.)-ПБУ 10/99 «Расходы организации

3.     Бухгалтерский учет  в торговле : Учеб.пособие\Под ред. МИ. Баканова.-М.: Финансы и статистика,2002.-576 с.

4.     Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет.-М. «Омега»,2004.

5.     Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие.- М.: Форум;Инфра-М,2003-272с.

6.     Елисеева С.В. Удалова Л.В. Бухгалтерский учет с 2001года: практические  рекомендации по применению налогового законодательства и нового плана счетов.-Н.»Сибвузиздат»,2001.-516с









[1] Елисеева С.В. Удалова Л.В. Бухгалтерский учет с 2001года: практические  рекомендации по применению налогоаого законодательства и нового плана счетов.-Н.»Сибвузиздат»,2001.- с. 34.

[2] Хамидуллина Г.Р. Управление затратами: Планирование, учет, контроль, анализ издержек обращения – М:. «Экзамен»,2004-с.147.

[3] Хамидуллина Г.Р. Управление затратами: Планирование, учет, контроль, анализ издержек обращения – М:. «Экзамен»,2004-с.157.

[4] Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие.- М.: Форум;Инфра-М,2003- с. 177.

[5] Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33Н «ОБ  утверждении Положения по  бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99» ( в редакции 30.03.2001г.)-ПБУ 10/99 «Расходы организации»

[6] Бухгалтерский учет  в торговле : Учеб.пособие\Под ред. МИ. Баканова.-М.: Финансы и статистика,2002.-576 стр.