Содержание


1. Теоретическая часть. 3

Методология комплексного анализа  эффективности хозяйственной деятельности  3

2. Практическая часть. 11

Задача 21. 11

Задача 45. 13

Список литературы.. 15




1. Теоретическая часть

Методология комплексного анализа  эффективности хозяйственной деятельности

Только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.

В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.

Финансовый анализ может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы:1) методы экономико-математического моделирования (экстраполяционные методы);2)  нормативные методы;3) методы экспертных оценок  [11, с.12].

Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда.

Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той или иной форме - графической, статистической, математической, логической. В любом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или обязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции рынка - необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке. [11, с.12].

Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, то есть на краткосрочный.

К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора.

Экономико-математические методы основаны на использовании корреляционного и регрессионного анализа, который позволяет устанавливать тесноту связи и вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин.

Трендовые модели прогнозирования представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей - время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода. [11, с.12].

Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.

Первым и важнейшим этапом моделирования является отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.

На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия.

На третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно описывается процесс развития спроса.

Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.

Пятый этап - оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчетов.

Экономико-математические методы эффективно используются при краткосрочном прогнозировании. Так как объективная реальность нашей экономики состоит в том, что довольно трудно выявить и определить количественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно - математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иных начальных допущениях.

При экономико-математическом моделировании может также использоваться группа методов - экспоненциальное сглаживание и прогнозирование, основанные на использовании уже сделанных прогнозов тенденций развития спроса и самых последних данных о продаже товаров.

Математические методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь зависит от выбора базисного периода, отбора факторов, от того, правильно ли определена степень устойчивости явления.

Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемого уровня потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.

Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны на физиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах.

При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов, промышленности о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.

Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач: 1) Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления. 2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год. 3) Определение групп потенциальных потребителей. 4) Оценка величины неудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров.

Основными приёмами (методами) экономического анализа являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других организаций в различных экономических районах. Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.). Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.

Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям организации, по времени возникновения и так далее, то есть анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.

На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемой организации. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.

Приёмы и методы, используемые при проведении финансового анализа, можно классифицировать.

По степени формализации:

Формализованные и неформализованные методы. Формализованные методы являются основными при проведении финансового анализа предприятия, они носят объективный характер, в их основе лежат строгие аналитические зависимости. Неформализованные методы (метод экспертных оценок, метод сравнения) основаны на логическом описании аналитических приёмов, они субъективны, так как на результат большое влияние оказывают интуиция, опыт и знание аналитика.

По применяемому инструментарию:

Традиционные способы обработки информации: сравнение; расчет относительных и средних величин, графический, группировки, балансовый.

Детерминированный факторный анализ: цепные подстановки, индексный метод, абсолютные разницы, интегральный способ, пропорциональное деление.

Стохастический факторный анализ: корреляционный, дисперсионный, компонентный, многомерный факторный.

Способы оптимизации показателей: экономико-математический, программирования, теория массового обследования, теория игр, исследования операций.

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят так же от целей субъектов финансового анализа, то есть конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов  [1, с.34].

По используемым моделям:

Дескриптивные, предикативные и нормативные типы моделей. Дескриптивные модели являются основными при оценки финансового состояния, это модели описательного характера, базирующиеся на данных бухгалтерской отчётности. Дескриптивные модели начинаются с построения балансов и бухгалтерской отчётности в различных разрезах, включая вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. Нормативные модели – модели, позволяющие сравнивать фактические результаты деятельности с законодательно установленными, средними по отрасли или внутренними нормативами предприятия. Предикативные модели – это модели-прогнозы финансового отчёта, модели динамического анализа. Приведем краткую их характеристику:

·                   Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом; определяет динамику балансовых статей, выявляет тенденции изменения отдельных статей баланса или их групп.

·                   Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

·                   Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

·                   Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

·                   Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

·                   Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель  [6, с.290].

2. Практическая часть

Задача 21

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Определить влияние следующих факторов на изменение оборота розничной торговли: средней выработки одного работника и  среднесписочной численности работников, а также долю влияния экстенсивного и  интенсивного фактора.

РЕШЕНИЕ

Таблица 1

Исходные данные

Показатели

Базовый период

Текущий период

Среднесписочная численность, чел.

Чб

Чт


81

87

Средняя выработка одного работника, тыс. руб.

Вб

Вт


172

161,5

Оборот  розничной торговли, тыс. руб.

Обб

Обт


13932

14050,5


1. метод цепных подстановок:

Об = Ч* В                     (1)

Влияние изменения численности:

ΔОб (Ч)  = Чт * Вб – Чб * Вб = 87*172 – 81 * 172 = 1032 (тыс. руб.)

Влияние изменения выработки:

ΔОб(В) = Чт * Вт – Чт * Вб = 87* 161,5 – 878172 = - 913,5 (тыс. руб.)

Общее влияние:

1032- 913,5 = 118,5 (тыс. руб.)

Проверка:

14050,5 – 13932 = 118,5 (тыс. руб.)

2 метод: метод абсолютных разниц:

Влияние изменения численности:

ΔОб (Ч) = (Чт – Чб) * Вб= ((87- 81) * 172 = 1032 (тыс. руб.)

Влияние изменения выработки:

ΔОб(В) = Чт * (Вт – Вб ) = 87 * (161,5 – 172) = -913,5 (тыс. руб.)

Общее влияние:

1032 – 913,5 =  118,5 (тыс. руб.)

3 метод:

1. рассчитываем корректировочный коэффициент:

87: 81 = 1,074

2. корректируем результирующий показатель:

13932 * 1,074 = 14963 (тыс. руб.)

3. Влияние изменения  численности:

14963 – 13932 = 1031 (тыс. руб.)

4. Влияние изменения выработки:

14050,5 – 14963 = -912,5 (тыс. руб.)

5. Общее влияние:

1031  - 912,5 = 118 ,5 (тыс. руб.)

Таким образом, под влиянием двух факторов в целом оборот розничной торговли увеличился на 118,5 тыс. руб.

В том числе доля  влияния роста численности ( интенсивного фактора):

1032 : (1032 + 913,5) = 1032: 1945,5 = 0,53 или 53 %

Доля влияния экстенсивного фактора:

100 – 53 = 47 %


Задача 45

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Приведены исходные данные, характеризующие  оборот розничной торговли и численность работников райпо за 2 периода в таблице 2

Таблица 2

Исходные данные

Показатели

Базисный период

Текущий период

Оборот розничной торговли, тыс.руб.

ОБб

ОБТ


13200

15600

Индекс цен


ИЦ


-

1,08

Среднесписочная численность, чел.

Чб

Чт


80

75


На основании данных определить:

-                           среднюю  выработку одного работника в действующих и сопоставимых ценах

-                           прирост оборота  розничной торговли всего, в том числе за счет изменения цен, средней выработки и численности работников

РЕШЕНИЕ

1. Средняя выработка определяется делением оборота торговли на  численность:

Средняя выработка в базовом периоде:

Вб = 13200 : 80 = 165 (тыс. руб.)

Средняя выработка в текущем периоде в действующих ценах:

Вт = 15600 : 75 = 208 (тыс. руб.)

Средняя выработка в сопоставимых ценах равна произведению выработки в базовом периоде на индекс роста цен:

165 * 1,08 =  178,2 (тыс. руб.)

2. Общее изменение оборота торговли:

15600 – 13200 = 2400 (тыс. руб.)

Влияние изменения численности:

ΔОб (Ч)  = Чт * Вб – Чб * Вб = 75*165 – 80 *165 =  - 825 (тыс. руб.)

За счет изменения численности оборот торговли уменьшился на 825 тыс. руб.

Влияние изменения выработки:

ΔОб(В) = Чт * Вт – Чт * Вб = 75 * 208 – 75 * 165 = 3225  (тыс. руб.)

За счет изменения выработки оборот торговли увеличился на 3225 тыс. руб.

Общее влияние:

3225- 825 = 2400  (тыс. руб.)

Таким образом, в целом под влиянием двух факторов в целом оборот торговли  увеличился на  2400 тыс. руб.

Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2000. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2000. – 351 с.

5)    Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2000. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2000. – 111с.

11)                      Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)                      Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Сенини В.С. Введение в туризм. – М.: Риприкт, 2002. – 259 с.

14)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2000. – 558с.

15)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2000. – 656 с.

16)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384