Содержание

Введение 3

1. Теоретические  основы  стимулирования въездного туризма в России. 5

1. 1 Экономическая сущность и качественная специфика  въездного туризма в России. 5

1.2. Необходимость стимулирования  въездного туризма как вида деятельности со стороны государства 12

2. Практические аспекты  стимулирования въездного туризма в Российской Федерации. 15

2.1. Формирование государственной политики развития въездного туризма 15

2.2. Модель формирования политики въездного туризма в России. 17

2.3. Практика правого  стимулирования въездного туризма в России. 25

2.4. Проект создания Свободной сервисно- рекреационной  туристской зоны. 35

Заключение 36

Список литературы. 38

Введение

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного стимулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии въездного туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию въездного туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного стимулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Эффективному развитию въездного туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного стимулирования развития въездного туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения въездного туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного стимулирования въездного туризма.

Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного стимулирования развития въездного туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях, в составлении Программ развития въездного туризма и в формировании структуры Комитета стимулирования въездного туризма, придают исследованию актуальность.

Целью работы является  исследование методов  стимулирования въездного туризма в России.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1.                          рассмотреть теоретические аспекты стимулирования въездного туризма в России

2.                          рассмотреть практические аспекты регулирования въездного туризма в России

Предметом исследования являются методология, методический инструментарий, факторы, закономерности и тенденции развития государственного стимулирования въездного туризма в России.

Объектом исследования выступает деятельность государственных органов и общественных организаций по туризму на федеральном и региональном уровнях.

1. Теоретические  основы  стимулирования въездного туризма в России

1. 1 Экономическая сущность и качественная специфика  въездного туризма в России

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм как путешествие, предпринятое с определенной целью. На наш взгляд, необходимо рассматривать туризм и с точки зрения производителя как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Мы предлагаем следующее определение понятия «туризм» - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Специфика сферы въездного туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.

На микроуровне качественная специфика въездного туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом въездного туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

Туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий [1].

Операции по международному туризму — это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.

Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами.

Для международного въездного туризма характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений от въездного туризма. В 2001 г. туристским оборотом было охвачено около 450 млн. чел.

Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, удельный вес доходов от иностранного въездного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет: в Испании - 35%, Австралии — 36%, Греции — 36%, Швейцарии — 12%, Италии — 11%, Португалии — 21%, на Кипре — 52%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного въездного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). Однако в ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке — 30%, Панаме — 55%, на Гаити — 73%.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые [2].

В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами — поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими. К странам — поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

В основе роста международного въездного туризма — прежде всего экономический и социальный прогресс. С одной стороны, увеличивается объем деловых поездок и поездок с познавательными целями, с другой — совершенствуются транспортные средства, что ведет к ускорению и удешевлению поездок. Развиваются межгосударственные связи и культурный обмен между странами, усиливается желание людей лучше понять и узнать друг друга.

К числу важнейших предпосылок развития международного въездного туризма можно отнести, прежде всего, социально-экономические предпосылки, а именно: рост числа наемных рабочих и служащих в зарубежных странах; повышение их материального и культурного уровня; усиление интенсификации труда и в то же время получение работниками более продолжительных отпусков и более высокой заработной платы и др.

Дальнейшее совершенствование средств транспорта является результатом огромного научно-технического прогресса. Это привело к значительному расширению использования авиационного транспорта для туристских поездок в связи со снижением тарифов. Значительно шире стал применяться в международном туризме автомобильный и автобусный транспорт, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог и создание огромного числа станций технического обслуживания и предприятий туристской индустрии — гостиниц, ресторанов, кафе и пр.

Определенную роль сыграло и ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах, а также упрощение пограничных формальностей, а в некоторых странах их полная отмена (например, в Скандинавских странах, странах ЕС) [3, с. 198].

Существенное значение для развития международного въездного туризма имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от въездного туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристской индустрии. Под ТУРИСТСКОЙ индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 30 млн. человек.

О том, что государство уделяет значительное внимание развитию въездного туризма, говорит принятие концепции развития въездного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р) [3], которая направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии.

Анализ современного состояния внутреннего въездного туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма (упор сделан именно на привлечение туристов из-за рубежа), в настоящее время являются:

· образ России как страны, неблагоприятной для въездного туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

· действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

· неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

· отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

· отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Правительство определяет, что главной целью государственной политики в области въездного туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Основной задачей развития въездного туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном. Выполнение указанной задачи требует [2, с.110]:

· разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

· издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

· организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере въездного туризма;

· обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

· поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере въездного туризма;

· организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере въездного туризма;

· проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

· организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

· формирования современной статистики въездного туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад въездного туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего въездного туризма требует:

· определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития въездного туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

· введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

· эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

· создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

· создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

· разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере въездного туризма;

· совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

· разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

· создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере въездного туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

· создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

· формирования региональных концепций развития въездного туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

1.2. Необходимость стимулирования  въездного туризма как вида деятельности со стороны государства

Широкое развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного въездного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму. Для координации деятельности государств в сфере въездного туризма была создана Всемирная туристская организация (ВТО)

Согласно Уставу ВТО, целями её деятельности являются поощрение въездного туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области въездного туризма.

ВТО приняла ряд деклараций в области международного въездного туризма, среди которых:

· Манильская декларация о туризме в мире (1980);

· Документ Акапулько (1982);

· Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);

· Гаагская декларация по туризму (1989).

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного въездного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА) [1].

Россия, как субъект общемировой интеграции также занимается нормотворческой деятельностью в области въездного туризма. Этот процесс идёт в соответствии с международными тенденциями в этой области.

В последнее десятилетие после принятия Конституции России идет процесс радикального обновления законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики. Создается новая правовая база хозяйственной деятельности, усиливается роль законов как актов высшей юридической силы.

Среди принятых новых законов особую значимость имеет Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая которого введена в действие с 1 января 1995 г., а часть вторая - с 1 марта 1996 г. Часть 3 Гражданского кодекса, которая регламентирует отношения в сфере международного частного права, вступила в действие с 1 марта 2002 года. Новый Гражданский кодекс (ГК РФ) устраняет многочисленные наслоения и противоречия в ранее действовавшем законодательстве, в том числе в российских законах последних лет. Он направлен, прежде всего, на стабильное стимулирование сложившихся в результате реформ отношений, определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила об имущественном обороте. Гражданский кодекс является законом прямого действия, он повседневно применяется юридическими лицами и гражданами. ГК - основной закон рынка, справедливо названный "экономической конституцией", "конституцией рыночного оборота".

Наряду с этим Гражданский кодекс дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства как сердцевины рыночных отношений, в том числе в предпринимательских отношениях и правоприменительной деятельности в сфере въездного туризма.

Туристская деятельность не может осуществляться вне и помимо правовых норм. Слабое правовое обеспечение сферы въездного туризма, туристской экономики порождало нецивилизованное развитие туристского рынка. Поэтому насущной проблемой в российском туризме стала необходимость принятия государственного акта, который исключил бы стихийное нормотворчество и направил работу тысяч отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотен иностранных туристских фирм в единое правовое русло, где наряду с нормами гражданского права действуют специальные нормы, регулирующие туристскую деятельность [2, с. 13].

Таким актом мог быть лишь федеральный закон о туризме, проекты которого стали активно разрабатываться уже в начале 90-х годов.

4 октября 1996 г. Государственная Дума приняла и 24 ноября 1996 г. Президент РФ подписал Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" [3]. В российской прессе отмечался путь прохождения проекта названного Закона от его разработки в рамках Комитета Государственной Думы по туризму и спорту с участием широкого круга специалистов органов управления туризмом, туристских ассоциаций и фирм, учебных и научных учреждений до его принятия после трех чтений в Госдуме.

Впервые туристскую деятельность регулирует правовой акт, обладающий высшей юридической силой - закон. В его преамбуле указывается, что настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации [4].

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" образует стержень правовой системы сферы въездного туризма. Изучение Закона, установление соотношений его статей с нормами гражданского, административного, экологического и других отраслей права позволит работникам туристских организаций избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности, а гражданам, пользующимся туристскими услугами, осознать свои права и обязанности

2. Практические аспекты  стимулирования въездного туризма в Российской Федерации

2.1. Формирование государственной политики развития въездного туризма

Государственное планирование развития въездного туризма представляет собой основу для управления туризмом. Исследованный нами отечественный и зарубежный опыт государственной политики стимулирования развития въездного туризма показывает необходимость решения проблем въездного туризма в общем контексте социально-экономического развития страны по ряду причин.

Во-первых, несмотря на относительно высокие экономические показатели, туристские предприятия являются неотъемлемой частью хозяйственной и социальной системы региона и страны в целом. На развитие экономики въездного туризма оказывают заметное воздействие состояние кредитно-денежной системы, уровень развития смежных народно-хозяйственных отраслей, сферы услуг в целом, налоговое и валютное законодательство.

Во-вторых, развитие туриндустрии требует концентрации значительных финансовых средств и во многих случаях предполагает, в связи с этим, наличие большого количества участников как на стадии формирования инвестиционного портфеля, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.

В-третьих, как показывает практика, наиболее высокие результаты в плане окупаемости вложенного капитала достигаются при возможности формирования конкурентоспособного комплексного туристского продукта, что предполагает наличие развитой сопутствующей инфраструктуры и специализацию на всех стадиях производства и реализации туристских услуг.

Проблемы развития въездного туризма и создания современного туристского комплекса могут быть решены, при условии осуществления государственной политики реформ и будут включены в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России.

По прогнозам ВТО, Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI в. прогнозируются наивысшие темпы развития въездного туризма, при государственной поддержке данной отрасли. Согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн. чел. в год, что составляет 2,9% - доли в мировом потоке туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (30,5 млн. чел., 1,9% - доля в мировом потоке туристов)'. Причем указанные цифры не включают объемов внутреннего въездного туризма, которые многократно превосходят въездной и выездной обороты.

Планирование развития въездного туризма может вестись на международном, национальном и региональном уровнях. На международном уровне планирование - хотя и в ограниченных объемах ведут, к примеру, Всемирная туристская организация, ЕС, региональные туристские организации. Этот уровень в структуре планирования отличается от других отсутствием системы контроля и принуждения. На национальном уровне планирование в туризме включает планы развития въездного туризма для страны в целом, однако, они должны учитывать специфику отдельных регионов. На региональном уровне планы развития въездного туризма более детализированы и специфичны, чем общенациональные, и существенно отличаются от региона к региону.

На наш взгляд, в сегодняшних условиях разделения на федеральные округа и активного формирования организационных структур управления этими округами, региональные планы целесообразно разрабатывать не только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, но и на уровне федеральных округов. Дополнительный эффект от координации туристской деятельности на уровне федеральных округов будет достигаться в результате совместного использования туристских ресурсов, находящихся на территории соседних субъектов Российской Федерации (например, рек для организации круизных маршрутов).

В 90-е годы основополагающей концепцией в сфере стимулирования въездного туризма становится концепция «устойчивого въездного туризма», которая определяет своей задачей обеспечение потребностей настоящего поколения без нанесения ущерба способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности2. Таким образом, концепция устойчивого въездного туризма требует учета долгосрочных интересов и последствий и ограничивает масштабы въездного туризма так, чтобы они превосходили возможности принимающей территории, сохраняя ее ресурсы для будущих поколений. Главным результатом такого ответственного подхода к туристской деятельности явился методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному пониманию и планированию въездного туризма.

2.2. Модель формирования политики въездного туризма в России

Совершенствование процесса планирования развития въездного туризма является переход к принципам стратегического планирования. Нами была разработана модель формирования государственной политики развития въездного туризма на основе стратегического планирования (рис.3.). Эта модель может эффективно применяться для планирования развития въездного туризма на федеральном и на региональном уровнях.

В условиях рыночной экономики с элементами государственного стимулирования, государственный план не «навязывается» предприятиям сверху, не содержит конкретной номенклатуры и объемов выпуска для каждой хозяйственной единицы (как это было в годы существования системы централизованного планирования в СССР), а представляет собой комплексный документ, который включает аналитическую и прогнозируемую информацию, а также систему программ и мероприятий, подлежащих исполнению соответствующими государственными органами.

Государственное планирование развитие въездного туризма является лишь одним из компонентов системы макроэкономического и регионального планирования. Следовательно, государственная политика стимулирования развития въездного туризма (государственная туристская политика) должна быть направлена на реализацию целей всего народного хозяйства, государства и общества в целом, на обеспечение согласованности общественных и частных интересов (блок 1). Поэтому политика в области въездного туризма должна учитывать цели социально-экономической политики, определяющей направление реформ в стране. Обоснование целей туристской политики осложняется тем, что целеполагание всегда было узким местом в теории и практике отечественного планирования.

Анализ и прогноз туристского потенциала (блок 3) могут проводиться по следующему кругу показателей: географическое положение и природно-климатические условия; демографические характеристики населения: уровень урбанизации территории, средний возраст населения; наличие объектов исторического и культурного наследия, их состояние - что является основой для развития культурно-образовательного (познавательного) въездного туризма; наличие рекреационных зон, заповедников, национальных парков, охотничьих угодий, лечебно-оздоровительных, туристических баз и домов отдыха, способствующих формированию систем лечебно-оздоровительного, рекреационного, активного (спортивного) въездного туризма.

Рис.1. Блок-схема процесса формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития въездного туризма  [4,с . 154]

С целью систематизации туристских ресурсов страны необходима разработка и ведение Государственного Кадастра туристских ресурсов, подобная работа уже начата в России, на уровне регионов целесообразно разработать и вести реестр туристских ресурсов, имеющих региональное значение.

Анализ и прогноз факторов внешней среды (блок 4) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения туристской деятельности, факторов окружения, на которые государство не может оказывать прямого влияния своей туристской политикой. Анализ внешней среды позволяет своевременно спрогнозировать появление потенциальных угроз и новых возможностей и разработать адекватный план действий по достижению поставленных целей. При анализе внешней среды необходимо проводить раздельный анализ факторов для внутреннего, въездного и выездного въездного туризма, причем на федеральном уровне для въездного и выездного въездного туризма следует анализировать показатели интенсивности туристских потоков с учетом специфики отдельных стран.

В наиболее общей форме стратегическая цель государственной политики развития въездного туризма (блок 5) может быть определена следующим образом: создание конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и зарубежных граждан в туристских услугах и вносящего вклад в развитие экономики страны за счет увеличения количества рабочих мест, притока иностранной валюты, сохранения культурного и природного наследия.

Принципы формирования туристской политики (блок 6) должны отражать базовые ценности экономической политики такие, как равенство предприятий всех форм собственности, защита прав потребителей, защита национальных интересов, в их преломлении к сфере въездного туризма.

Формирование системы целевых показателей и критериев оценки эффективности (блок 7) означает разработку системы количественных показателей, позволяющих определить уровень достижения целей на каждом уровне управления. Система целевых показателей устанавливает желаемый или нормативный уровень значений показателей, в то время как критерии эффективности ориентируют исполнителей на достижение целевого уровня наиболее экономичным способом.

Эффективность государственной политики развития въездного туризма должна оцениваться, согласно цели, по следующим критериям: 1) экономическая эффективность; 2) социальная эффективность; 3) экологические последствия реализации программ и мероприятий.

Экономическая эффективность на национальном и региональном уровне может оцениваться на базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и косвенные эффекты развития въездного туризма:

- Мультипликатора дохода, который показывает дополнительный доход (заработную, плату, ренту, прибыль и т.п.), полученный в результате увеличения расходов туристов.

- Мультипликатор продаж, который измеряет дополнительные обороты (валовую выручку) турпредприятий в результате увеличения расходов туристов.

- Мультипликатор объема выпуска, который определяет объем дополнительной продукции или услуг, произведенных за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное отличие мультипликатора продаж и мультипликатора объема выпуска состоит в том, что мультипликатор объема выпуска определяет изменение объема выпущенной, но необязательно реализованной продукции. При расчете мультипликатора продаж следует учитывать, что часть продаж может совершаться из «складских запасов». Поэтому величина мультипликатора объема выпуска может быть больше (часть продукции остается в отчетный временной период на «складах») или меньше (снижение уровня «складских запасов») мультипликатора продаж.

- Мультипликатор занятости, который определяется как общее количество дополнительных рабочих мест, созданных за счет увеличения расходов туристов, либо как отношение числа рабочих мест, созданных дополнительными расходами, к общему числу рабочих мест в туристской отрасли. Расчет этого мультипликатора является наиболее сложным из-за широкого распространения временной (сезонной) и неполной занятости в туризме. Этот мультипликатор может использоваться и в качестве показателя социальной эффективности.

- Мультипликатор инвестиционный, который определяется как воздействие капиталовложений на суммарный доход. Увеличение инвестиций в отрасль въездного туризма окажет воздействие на всю экономику страны, так как последовательно затрагиваются многие отрасли народного хозяйства страны.

На уровне отдельных мероприятий и проектов оценка экономической эффективности должна базироваться на сопоставлении произведенных затрат и полученных результатов.

Окружающая среда, природная и искусственная, является наиболее фундаментальной составляющей туристского продукта. Тем не менее, как только начинает разворачиваться туристская деятельность, окружающая среда неизбежно подвергается изменениям либо для обеспечения туристкой деятельности, либо вследствие нее. Эти воздействия могут быть как положительными (это отличает туристские проекты от большинства инвестиционных проектов в других отраслях промышленности), так и отрицательными. Развитие въездного туризма невозможно без воздействия на окружающую среду, однако, за счет рационального планирования этого воздействия можно минимизировать его негативные последствия и поддерживать положительные эффекты.

Необходимо определять возможное воздействие развития въездного туризма на окружающую среду уже на ранней его стадии, поскольку легче и дешевле избежать ущерба для окружающей среды путем корректировки или отклонения планов развития, чем устранить ущерб, причиненный в случае осуществления проекта.

Общая схема экологической оценки намечаемых программ и мероприятий должна включать в себя следующие этапы:

1) Анализ воздействия турпредприятий на окружающую среду (масштабы потребности в земельных участках, водных ресурсах, сырье; масштабы производимых отходов и загрязнения; изменение состава флоры и фауны; эрозия почв и т.д.);

2) Выявление ареала воздействия туристских предприятий на окружающую среду и оценка современного состояния природных ресурсов в этом ареале;

3) Прогноз изменений природной системы в результате развития въездного туризма;

4) Стоимостная оценка экологических последствий (расчет ущерба, причиняемого невосполнимой утратой определенных свойств окружающей среды; подсчет затрат, необходимых для реализации мероприятий, способных предотвратить ухудшение состояния среды);

5) Прогноз социальных последствий, обусловленных изменениями природной среды;

6) Анализ предусмотренных по программе природоохранных мероприятий;

7)    При необходимости - корректировка или отклонение плана.

Оценка социального развития въездного туризма показывает степень воздействия въездного туризма на состояние системы образования, здравоохранения, криминальную ситуацию и миграционные процессы. Кроме того, оценивается нагрузка на инфраструктуру (автомобильные дороги, сети электроснабжения, системы утилизации отходов, системы водоснабжение), поскольку их дополнительное использование может создавать серьезные проблемы для местного населения. Немаловажное значение имеет влияние въездного туризма на эстетическое восприятие территории (рост застройки, новые архитектурные стили, мусор).

Оценка ресурсных возможностей страны (блок 10) на всех уровнях планирования должна вестись с учетом привлечения ресурсов частного сектора и бюджетов нижестоящих уровней.

Реализация Концепции стимулирования развития въездного туризма в регионе должна осуществляться на основе комплекса региональных и муниципальных целевых программ развития въездного туризма, разрабатываемых при необходимости до уровня отдельного поселка.

Целевая программа развития въездного туризма (блок 11) представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, экологических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение основных задач развития въездного туризма в регионе. Она является одним из инструментов управления развитием сферы въездного туризма, способом концентрации ресурсов для решения актуальных проблем развития въездного туризма в стране и регионе.

По нашему мнению в сфере въездного туризма следует реализовать как федерально-региональные, так и чисто региональные целевые программы. К федерально-региональным целевым программам, реализуемым во всех регионах Российской Федерации, могут относиться, например, программы развития детского и молодежного въездного туризма. Федерально-региональные программы должны использоваться и в тех случаях, когда туризм рассматривается в качестве одного из основных инструментов оживления экономической активности в депрессивных регионах страны. Причем, такие программы могут покрывать как территорию всего субъекта Федерации, так и носить локальный характер (например, город-курорт Сочи, исторический центр Санкт-Петербурга) и межрегиональный характер. Региональные целевые программы должны учитывать специфику и все особенности региона. Анализ целевых программ показывает, что чаще всего вопросы въездного туризма не выделяются в качестве отдельной программы, а решаются в рамках комплексных программ социально-экономического развития территорий либо в другие целевые программы.

Государственный контроль (блок 14) должен осуществляться в двух формах: во-первых, как текущий контроль, направленный на оценку реализации планов конкретных мероприятий по развитию въездного туризма; во-вторых, как стратегический контроль, направленный на оценку уровня достижения поставленных целей. Объектами стратегического контроля являются состояние и степень использования туристского потенциала страны (региона), а также реализация запланированных целевых программ. Кроме того, система стратегического контроля включает в себя мониторинг внешней и внутренней среды, изменений в экономической и социальной политике государства.

2.3. Практика правого  стимулирования въездного туризма в России

Глава II Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" "Государственное стимулирование туристской деятельности" является, по существу, сердцевиной этого правового акта. Именно здесь заявлены наиболее важные законодательные установления: о месте въездного туризма в экономике России, о принципах государственного стимулирования туристской деятельности, о целях, приоритетных направлениях и способах (путях) государственного стимулирования сферой въездного туризма. Так, в статье 3 указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации. Впервые в норме закона заявлено, что туризм - отрасль экономики России и что этой отрасли придается одно из первенствующих значений [3].

Далее, формулируя принципы государственного стимулирования туристской деятельности, Закон возлагает на государство обязанности содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, определять и поддерживать направления самой туристской деятельности (т е делать выбор, по каким направлениям развивать отечественный туризм), формировать представление о России как стране, благоприятной для въездного туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений

Среди основных целей государственного стимулирования туристской деятельности в статье 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

При этом в статье 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" записано, что приоритетными направлениями государственного стимулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного въездного туризма. Остановимся более подробно на этом указании Закона.

В последние годы наблюдается значительное преобладание выездного въездного туризма над въездным и, следовательно, превышение вывоза валюты над ввозом. Причин тому множество, но основная из них - безудержная коммерциализация въездного туризма и, как следствие, резкое падение конкурентоспособности внутреннего, а за ним и въездного въездного туризма. Поэтому государственное стимулирование туристской деятельности в этой части будет нацелено прежде всего на восстановление приемлемого баланса въездного и выездного въездного туризма, оживление внутреннего въездного туризма, что в общем должно способствовать формированию представления о России как о стране, благоприятной для въездного туризма [1].

Среди мер, обеспечивающих государственную поддержку и развитие внутреннего и въездного въездного туризма, - предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, которые занимаются туристской деятельностью на территории России и привлекают иностранных граждан для занятия туризмом на территории России (статья 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" )

Особое значение для подъема отечественного въездного туризма имеет закрепление в Законе статуса социального въездного туризма как приоритетного, поддерживаемого государством и развивающегося с помощью государства.

В статье 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определены также способы государственного стимулирования туристской деятельности. К ним относятся, создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта; установление правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития въездного туризма; прямые бюджетные ассигнования на разработку и реализацию целевых программ развития въездного туризма; создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налоговое и таможенное стимулирование; предоставление льготных кредитов, установление налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействие кадровому обеспечению туристской деятельности, развитие научных исследований в сфере туристской индустрии; содействие участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечение картографической продукцией; иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Каждый из перечисленных в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" способов (путей) государственного стимулирования туристской деятельности представляет собой крупное явление, влекущее принятие законодательных и иных правовых актов, развивающих и расширяющих предмет правового стимулирования, каким выступает туристская деятельность. При этом каждый из этих способов имеет свой круг, свою характеристику отношений, возникающих в государственном регулировании того или иного направления туристской деятельности [1]

В статье 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" о туристской деятельности устанавливается, что в целях зашиты прав и интересов туристов осуществляется лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии и сертификация туристского продукта.

Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95 "О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности" (с изм. и доп. от 3 октября 2002 г.) [2] утверждён порядок лицензирования туристской деятельности, в том числе международной. Положение регулирует порядок и условия лицензирование международной туристской деятельности, осуществляемой российскими и расположенными на территории Российской Федерации иностранными организациями, независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического липа.

Лицензия на осуществление международной туристской деятельности является официальным документом, который разрешает осуществление международной туристской деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия ее осуществления.

Под международной туристской деятельностью понимается прием иностранных туристов на территории Российской Федерации и направление туристов за рубеж.

Лицензии, выданные Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму, действительны на всей территории Российской Федерации. Госкомитет вправе передать полномочия по лицензированию международной туристской деятельности соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии, выданные этими органами исполнительной власти, действительны на всей территории РФ после включения лицензиата в реестр юридических и физических лиц, получивших такие лицензии. Ведение реестра осуществляет Госкомитет.

Если лицензию намерена получить организация, созданная иностранными юридическими и физическими лицами либо с участием иностранных инвестиций, а также иностранный гражданин, осуществляющий на территории РФ предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, такая лицензия выдается только Госкомитетом РФ.

В январе-феврале 1997 г. Госкомитет РФ по физической культуре и туризму делегировал (путем заключения или перезаключения соответствующих договоров) право выдачи лицензий на осуществление международной туристской деятельности органам управления туризмом большинству субъектов Российской Федерации. Туристские организации и индивидуальные предприниматели в сфере въездного туризма, которые находятся на территориях, не вошедших в эту группу, должны обращаться по вопросу получения лицензии или ее продления непосредственно в Госкомитет РФ по физической культуре и туризму.

Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача лицензии осуществляется за плату, размер которой устанавливается Госкомитетом по физической культуре и туризму по согласованию с Минфином РФ.

В Положении о лицензировании международной туристской деятельности приведен перечень документов, представляемых для получения лицензии, описан порядок принятия решения о выдаче или отказе выдачи лицензии, указаны условия проведения дополнительной экспертизы представленных документов, основания для отказа о выдаче лицензии, срок действия лицензии и порядок его продления, определен порядок переоформления лицензии в случае реорганизации, изменения наименования, юридического адреса лицензиата, утраты лицензии, а также изложены иные правила ведения лицензионной деятельности.

Орган, уполномоченный осуществлять лицензирование международной туристской деятельности, вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее в случае предоставления лицензиатом соответствующего заявления; обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ; нарушения лицензиатом законодательства РФ, регулирующего въезд и пребывание иностранных туристов и выезд российских туристов за рубеж, таможенных правил, правил охраны природы, памятников истории и культуры, о защите прав потребителей; нарушения лицензиатом условий действия лицензии.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" сертификации подлежат туристские продукты, реализуемые туроператорами и турагентами. Сертификация проводится по правилам сертификации туристских услуг, утвержденным Госстандартом России в письме Письмо Госстандарта РФ от 14 августа 2000 г. N ЮГ-110-19/2558 "О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения".

На основании Правил проводится сертификация туристского продукта но требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни и здоровья туристов, сохранности имущества туристов, окружающей природной среды, соответствия туристской услуги функциональному назначению, точности и своевременности исполнения требования соответствия содержатся в Гражданском кодексе РФ, Законах «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в других нормативных правовых актах, а также в международных стандартах и государственных стандартах России.

В соответствии с Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" запрещается рекламировать продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации но не имеющие сертификата соответствия.

Конечно же практика правового стимулирования не может обойти вопросы международного сотрудничества в сфере въездного туризма, которые очерчены в главе VШ Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В статье 18 записано, что правовую основу международного сотрудничества в сфере въездного туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

Указанный Закон принят Государственной Думой 16 июня 1995 г. и подписан Президентом РФ 15 июля 1995r. Он определяет порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации. Эти вопросы в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). Международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

В статье 19 Закона о туристской деятельности говорится о возможности создания федеральным органом исполнительной власти в сфере въездного туризма представительств за пределами Российской Федерации. Цель создания представительств - продвижение туристского продукта на мировом туристском рынке. Порядок создания деятельности и ликвидации представительств определяется Правительством РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Рост массовости и доступности международного въездного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе. Для России перспективы международного сотрудничества в сфере въездного туризма, можно сказать, безграничны. При этом такое сотрудничество наиболее эффективно реализуется в системе международных туристских организаций [4, с. 176]

Базовое формирование международного сотрудничества в сфере въездного туризма осуществляют региональные экономические комиссии, специальные учреждения и программы Организации Объединенных Наций.

Центральная и решающая роль в поддержании сотрудничества по развитию въездного туризма принадлежит Всемирной туристской организации (ВТО), образованной как международная межправительственная организация в области въездного туризма 2 января 1975 г. при активном участии Организации Объединенных Наций. Основной целью ВТО, согласно ее Уставу, является "содействие развитию въездного туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религий".

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кто эти услуги оказывает. Потребительские права туриста изложены также в Законе о защите прав потребителей, где определены его права при обнаружении им недостатков оказанной ему услуги (ст. 29). В частности, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков, соответствующего уменьшения цены услуги, возмещения расходов и т. д. Данные нормы Закона о защите прав потребителей и Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" носят императивный характер. Поэтому отсылка к договору, ограничивающему ответственность, изложенная в ст. 401 ГК, не применяется. Следовательно, турфирма при заключении с туристом договора не вправе снимать или ограничивать свою ответственность (кроме случаев форс-мажорных обстоятельств) за недостатки при оказании туристских услуг, возникшие из-за нераспорядительности партнеров или по иным зависящим от них причинам.

Туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ). Приобретя такие права у других лиц и реализовав турпродукт туристу, турфирма тем самым становится ответственной перед последним по всем статьям заключенного с ним договора. Ограничение или устранение такой ответственности в договоре с туристом в силу требований ст. 16 Закона о защите прав потребителей надо расценивать как ущемление прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, и признавать недействительными.

Каков порядок реализации туристского продукта? Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" такая реализация происходит на основании договора, который следует заключать в письменной форме. Договор должен соответствовать законодательству России, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. В договоре обязательно должны найти отражение существенные условия реализации турпродукта - предмет договора, условия, которые названы в законе (в данном случае в Законе о туризме) или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.

Практически заключаемые договоры не содержат информации об условиях безопасности туриста, о результатах сертификации турпродукта, которая предусмотрена ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов", введенным в действие с июля 1994 года и ГОСТ Р 50690-94 "Туристские услуги. Общие требования", введенным в действие с 1995 года [10, с. 166].

Между тем государство, осуществляя функцию контроля за деятельностью туристских компаний, занимающихся международным туризмом, установило для них довольно жесткие требования, предъявляемые к сертификации услуг и обеспечению безопасности туристов. Так, согласно п. 11 Положения о лицензировании международной туристской деятельности основанием для отказа в выдаче фирме лицензии может стать отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям безопасности. Условиями действия выданной фирме лицензии в соответствии с названным Положением в первую очередь будет доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве и других обстоятельствах, в том числе о наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации [11,с . 65].

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Под убытками по смыслу ст. 15 ГК понимают не только прямые потери, но и упущенную выгоду и другие потери (которые указанной фирмой были подведены под понятие "косвенные убытки").

2.4. Проект создания Свободной сервисно- рекреационной  туристской зоны

В качестве организационного механизма, который может активизировать развитие въездного туризма на региональном уровне нами предлагается проект создания Свободной сервисно-рекреационной туристской зоны (ССРТЗ). Основной целью создания такой зоны является стимулирование развития различных видов въездного туризма за счет привлечения иностранных и отечественных инвесторов. ССРТЗ необходимо наделить финансовыми, внешнеторговыми, административными льготами и льготами, связанными с налоговым стимулированием отдельных видов деятельности. Вся система предоставляемых льгот для туриндустрии и туристской инфраструктуры должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной зоны, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.

Государственное централизованное стимулирование процессом создания, и особенно функционирования ССРТЗ, должно носить ограниченный нормативный характер. Мы считаем, что для управления ССРТЗ необходимо создать Холдинговую корпорацию экономического развития въездного туризма (ХКЭРТ) в ССРТЗ. Учредителями ХКЭРТ ССРТЗ должны стать: администрация региона, Правительство РФ, крупные коммерческие банки и другие структуры. Одновременно при руководстве ССРТЗ должен быть создан Фонд социально-экономического развития ССРТЗ, в своей деятельности тесно увязанный с ХКЭРТ ССРТЗ.

Заключение

         В ходе выполнения работы была достигнута  ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько выводов по работе.

Анализ современного состояния внутреннего въездного туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма (упор сделан именно на привлечение туристов из-за рубежа), в настоящее время являются:

· образ России как страны, неблагоприятной для въездного туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

· действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

· неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

         Основной задачей развития въездного туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном.

Государственное планирование развития въездного туризма представляет собой основу для управления туризмом. Исследованный нами отечественный и зарубежный опыт государственной политики стимулирования развития въездного туризма показывает необходимость решения проблем въездного туризма в общем контексте социально-экономического развития страны по ряду причин.

Проблемы развития въездного туризма и создания современного туристского комплекса могут быть решены, при условии осуществления государственной политики реформ и будут включены в средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития России.

Список литературы

1.                 Письмо Госстандарта РФ от 14 августа 2000 г. N ЮГ-110-19/2558 "О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения"

2.                 Белозеров Б.П. К вопросу о правовой защите интересов граждан в сфере въездного туризма // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые записки юридического факультета. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2002. - Вып. 8. –360 с.

3.                 Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. - М., 2001. –360 С.

4.                 Головатюк А.В. Отдельные аспекты организационно-правового механизма развития въездного туризма: применение международного опыта в России. -  М.,  2000. – 340 С.

5.                 Гражданско-правовые договоры в сфере международного въездного туризма: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ Ошноков А.Н..-М.,2002.-125 С..

6.                 Луговская А. Третейский суд и туризм // Русский адвокат. - М.; Изд. Моск. Коллегии адвокатов "Канон", 2003. - № 2 - 3. – с. 23= 27

7.                 Ошноков А.Н. Некоторые проблемы коллизионного стимулирования договоров в области международного въездного туризма // Международное частное право: современная практика: Сборник статей. - М.; ТОН - Остожье, 2000. – 120 С.

8.                 Правовое стимулирование туристско-экскурсионных услуг // Экономика и жизнь. – 2000. -  N 44. - с. 35.

9.                 Правовые и организационные аспекты участия государства в развитии въездного туризма. Проблемы и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Шендрикова А.И.. - С.-Пб., 2000. - 20 с.

10.              Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения // Экономика и жизнь -  2003.  - N 14. – с. 23

11.              Черных  Н. Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов. . – М.: Финист, 2003. – 256 с.

12.              Белозеров Б.П. К вопросу о правовой защите интересов граждан в сфере въездного туризма // Проблемы правоотношений в социально-культурной сфере: Ученые записки юридического факультета. - С.-Пб.; Изд-во СПбГУП, 2002. - Вып. 8. - с.48-50

13.              Луговская А. Третейский суд и туризм // Русский адвокат. - М.; Изд. Моск. Коллегии адвокатов "Канон", 1996. - № 2 - 3. - с.59-61