Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Правовой режим земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства____________________________________________ 4

Заключение____________________________________________________ 14

Список источников и литературы_______________________________ 16



Введение


Земельные отношения всегда находились в центре внимания общественности, были и остаются актуальными для всех слоев населения - как обладающих, так и не обладающих земельными участками.

Разговор о личных подсобных хозяйствах, малом бизнесе на селе и для села, хотелось бы начать с того, что сегодня в России насчитывается около 20 миллионов садоводов и огородников. А всего причастны к этой деятельности 60 миллионов человек. Не говоря, что все россияне без исключения заинтересованы в том, чтобы и рынки, и магазины были наполнены сельхозпродукцией и чтобы им жилось и питалось нормально.

ЗК РФ[1] по вопросам предоставления, использования и распоряжения земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства делает отсылку к федеральному закону о личном подсобном хозяйстве (п. 7 ст. 27 и п. 3 ст. 81).

О том, что данная проблема должна быть урегулирована специальным федеральным законом, сказано в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".[2]

Актуальность данного исследования подтверждается двумя причинами:

Во-первых, садоводы, огородники и дачники имеют свой закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"[3], для фермеров принят уже второй закон[4] (новая редакция предыдущего) и только владельцы личных подсобных хозяйств до сих пор были "вне закона".

Во-вторых, личным подсобным хозяйством занимается 15,5 млн. семей, которым предоставлено 6,5 млн. га земель (в среднем по 0,42 га на семью) или 3,3% сельскохозяйственных угодий от их наличия в стране. На этой площади владельцы личных подсобных хозяйств производят 92% картофеля, 77% овощей, 59% мяса, 49% молока, 42% яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в России. Личные подсобные хозяйства отстают от фермеров и сельскохозяйственных предприятий только по показателям производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, льноволокна, шерсти и некоторых других сельскохозяйственных культур.

Целью данной работы является рассмотрение правового режима земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Правовой режим земель, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства


Восточные славяне еще до образования Древнерусского государства применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

В первом случае обилие свободных земель позволяло тогда каждому пользоваться ими до тех пределов, какие можно было обработать.

Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща, либо делились на равные участки и распределялись через определенный период времени по жребию между отдельными семьями.

В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

До конца ХVI большинство крестьян не было закрепощено. Они свободно владели своими землями, выплачивали князю посошную подать. Землевладение таких крестьян (их называли черносошными) преобладало.

Только 26 ноября (по старому стилю) в 1497 году был определен срок возможного перехода крестьянина к другому князю - осенний Юрьев день. До этого переход осуществлялся свободно в течение всего года.

В дальнейшем государством принимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле, а после отмены в ХVI веке "Юрьева дня" они стали полностью крепостными (разрешался их розыск и принудительное возвращение).

При появлении на Руси вотчин (наследственных, выслужных и купленных), а затем и поместий (поместный оклад служивым людям дворянского сословия в виде земельного участка) земли черносошных крестьян сокращались вплоть до принятия Александром II 19 февраля 1861 года Манифеста, отменившего крепостное право. [5]

В ходе этой реформы каждому селению был отведен в натуре, так называемый, душевой надел. Крестьяне имели право выкупать эти наделы, а до выкупа надел поступал селению в общинное, а иногда в подворно-наследственное пользование за особые повинности или оброки тем помещикам, из земель которых эти наделы были выделены.

На основании Именного высочайшего указа Николая II от 9 ноября 1906 года (Столыпинская реформа) крестьянину было предоставлено право со своим наделом выйти из общины и образовать хутор или отруб. Выделение хуторов и отрубов было прекращено постановлением Временного правительства от 28 июня (11 июля) 1917 года.

По Декрету о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 года крестьянам предоставлялось право самим выбирать ту или иную форму землепользования: подворную, хуторскую, общинную, артельную (как решено будет в отдельных селениях и поселениях). В результате к 1922 году было создано 3,3 тыс. коммун, 10,2 тыс. сельскохозяйственных артелей, 2,5 тыс. товариществ по совместной обработке земли, 4,4 тыс. совхозов и их общая площадь оставила 3,5 млн. га или 3,2% от сельскохозяйственных земель. Как видно из этих данных подавляющая часть крестьян не спешила встать на путь коллективизации, а вела личное хозяйство.[6]

В соответствии с директивами ХV cъезда ВКП(б) в 1928 году начался период сплошной коллективизации с соблюдением классового принципа отвода земель. Колхозам отводились лучшие по качеству и ближе расположенные к селам земли, землепользования кулаков ограничивались минимальной потребительской нормой, а при их выселении земли прирезались колхозам. К 1937 году в колхозы и совхозы было вовлечено 93% общего количества крестьянских единоличных хозяйств. [7]

Крестьяне получили право иметь небольшой по площади (менее 0,5 га) приусадебный участок для ведения личного хозяйства, а все остальные земли закреплялись за колхозами и совхозами. Такая модель землепользования просуществовала (с некоторыми изменениями) до 1991 года, когда в ходе земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов землю отдали в общую долевую собственность (разделили на условные земельные доли между сельскими жителями).

В советское время на разных этапах развития страны устанавливались различные ограничения на ведение личного хозяйства. Так, в 50-70х годах устанавливалось предельное поголовье скота, и даже количество плодово-ягодных насаждений, которые разрешалось иметь. Вводился обязательный план сдачи государству молока, мяса, яиц, картофеля и т.д. Было установлено и непосильное налоговое бремя, которое делало экономически невыгодным ведение личного хозяйства.

До 1991 года размер приусадебного участка зависел от вида деятельности гражданина.

Если колхознику выделяли до 0,50 га, то постоянному рабочему и специалисту совхоза - до 0,30 га, сельскому врачу, учителю, почтальону или продавцу - до 0,25 га, сельскому жителю (работающему в других отраслях народного хозяйства) - до 0,15 га. Такая иерархия строго соблюдалась, и в случае увольнения из колхоза или совхоза приусадебный участок "обрезали" до 0,15 га, а у городских жителей, купивших или получивших по наследству жилой дом в сельской местности, - до 0,06 га (статьи 60, 66, 73 Земельного кодекса РСФСР, введенного в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 года).

Земельный кодекс РСФСР, принятый Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года[8], устранил такую дискриминационную норму к гражданам,

занимающимся разными видами деятельности. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, стали устанавливаться органами местного самоуправления одинаковыми для всех без исключения граждан (ст. 36). Эта же норма повторена и в Земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ст. 33).

Личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции также не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов от личного подсобного хозяйства не надо.

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 3 Закона.

Те граждане, которые имеют Свидетельства о праве собственности, о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования, либо заключили договор аренды на земельный участок, могут не беспокоиться - закон их признает. Гражданам, которые имеют на руках только выписку из решения правления колхоза или из приказа директора совхоза о предоставлении им земельного участка для ведения личного хозяйства (о предоставлении приусадебного участка), лучше переоформить свои права на землю в соответствии с действующим законодательством в районных регистрационных палатах. После этого у них также проблем не возникнет.

Закон устранил противоречия с Земельным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым (ст. 78 и 81) личные подсобные хозяйства отнесены к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям поселений, где они фактически находятся.

Согласно п. 1, 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"[9] для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений, и земельный участок за черной поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

На приусадебном земельном участке разрешается возводить жилые, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например, закон для скота, оборудованное место дойки, водопоя или мелиоративные сооружения, навесы для защиты от дождя и другие подобные сооружения возводить на нем можно.

При ведении личного подсобного хозяйства разрешается выращивать все виды сельскохозяйственных культур, включая использование теплиц без ограничения их площади, содержать все виды сельскохозяйственных животных, пчел и птицы без ограничения их поголовья и количества, но с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (ст. 6). В случаях, если

гражданин захочет разводить крокодилов или калифорнийских червей, то ему уже придется платить налоги, так как такой вид деятельности для личного подсобного хозяйства не предусмотрен. Закон предписывает (п. 4 ст. 4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п. 5 ст. 4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).

В случае, если этот максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение сверхнормативной площади (продать, подарить, отказаться), либо обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства и платить налоги от доходов с продажи выращенной продукции.

Законодатель ввел этот ограничитель в целях предотвращения случаев приобретения в собственность или в аренду десятков и даже сотен гектаров для ведения личного подсобного хозяйства и ухода от налогообложения больших объемов реализуемой продукции.

На личные подсобные хозяйства решено распространить меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (п. 3 ст. 7).

Как уже отмечалось выше, личные подсобные хозяйства производят значительную долю продовольствия и значит должны поддерживаться государством также как и сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и у них не идет трудовой стаж. Теперь им разрешено (ст. 9) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и таким образом зарабатывать себе пенсию.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"[10] по объему небольшой, всего 11 статей, но в них прописаны те особенности, которых нет в гражданском и земельном законодательстве, а также в нем восполнены те пробелы, которые имеются в гражданском и земельном законодательстве в отношении владельцев личных подсобных хозяйств.

В целом Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" преследует цель в максимальной степени упростить регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства и защитить права этих граждан. Применение норм данного закона позволит обеспечить создание полноценных условий для развития и функционирования деятельности граждан по ведению личного подсобного хозяйства.

Определение личного подсобного хозяйства имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п.1 ст. 2) и деятельностью по реализации этой продукции (п.4 ст. 2). Кроме того, в п.2 ст. 2 закреплено, что ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции

- от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Эта принятая правовая норма поставила точку в вопросе о том, кого следует считать главой личного подсобного хозяйства и с какого возраста (как было прежде установлено в колхозном дворе). Настоящий Федеральный закон не вводит понятий "глава" и "члены личного подсобного хозяйства". Оно ведется гражданином на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном им для этих целей совместно с членами его семьи. При этом допускается, что член семьи может и не проживать совместно с этим гражданином.

Таким образом, законодательство допускает три вида собственности на сельскохозяйственную продукцию, произведенную и переработанную при ведении личного подсобного хозяйства:

1) совместная собственность гражданина и членов его семьи ст.253 Гражданского кодекса РФ);

2) долевая собственность гражданина и членов его семьи (ст. 245 и 252 Гражданского кодекса РФ);

3) собственность гражданина, права которого на земельный участок прошли государственную регистрацию (ст.40 и 41 Земельного кодекса РФ) или совместную собственность этого гражданина и его супруги (ст. 256 Гражданского кодекса РФ).

Главная особенность этой категории земель состоит в том, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

Статья 78 ЗК устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для использования в целях ведения товарного сельскохозяйственного производства, а также для иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (в частности, это создание защитных насаждений, мелиоративных систем, проведение научно-исследовательских и учебных программ в области сельского хозяйства).

В соответствии с перечисленными целями земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться как гражданам, так и юридическим лицам.

Гражданам земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этом случае гражданин приобретает правовой статус индивидуального предпринимателя и использует предоставленный земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" правом на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.[11]

Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой сельских и городских поселений.

Поэтому в ст.4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"[12] вполне логично установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселения (приусадебный земельный участок), который имеет правовой режим категории земель поселений и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок), который имеет правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Приусадебный земельный участок используется дляоснове проектной документации производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных знаний, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно ст.61 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ[13] строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается по инициативе заказчика (гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство) и за его счет в соответствии с градостроительной документацией, со строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и утверждается заказчиком. Утвержденная проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство.

Согласно Градостроительному кодексу РФ разрешение на строительство - это документ, удостоверяющий право собственника, владельца, пользователя или арендатора земельного участка осуществить застройку этого земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения, сооружения, благоустройство территории.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления на срок не более чем три года на основании заявления заказчика. Подготовку документов для выдачи разрешения на строительство осуществляют органы архитектуры и градостроительства.

Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:

1) несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;

2) несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.

Если строительство жилого дома, другого здания, строения, сооружения будет осуществлено без получения разрешения на строительство или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил, то в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ[14] такое строительство является самовольной постройкой.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не сможет зарегистрировать на нее право собственности, а также не вправе ею распоряжаться (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом за его счет, кроме случаев, когда право собственности на самовольную постройку признается судом. Такое решение суд может принять при условии, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Сооружения, например, загон для скота, оборудованное место дойки, водопоя, навесы для защиты от дождя, мелиоративные сооружения возводить можно. При этом в соответствии Градостроительным кодексом РФ[15] получать разрешение на строительство не требуется в случае возведения временных сооружений.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом по порядку предоставления таких земель сделана отсылка к земельному законодательству. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования землей не устанавливаются, так как в соответствии с п. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 20 Земельного кодекса РФ предоставление новых земельных участков гражданам на этих правах после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается (после 30.10.2001 г.).

Порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен в ст. 28-33 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В законодательстве РФ таких случаев не установлено, а в субъектах РФ этот вопрос решается по-разному. Например, Закон Ивановской области "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам" от 31.12.2002 г. № 111-03 разрешает предоставлять земельные участки бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства вынужденным переселенцам, гражданам, создавшим семьи и нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, имеющим земельные участки, права на которые не были ими оформлены и зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться без предварительного согласования места его размещения, т.е. согласно п. 2 этой же статьи - только на торгах (конкурсах, аукционах). Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов (конкурсов, аукционов) не допускается, а передача в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых на торгах (конкурсах, аукционах) для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии со ст. 38 Земельного кодекса РФ и ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ детализированы в постановлении Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".[16]

Пункт 5 ст. 4 предписывает субъектам РФ своими законами устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

В случае, если этот максимальных размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение "сверхнормативной площади" (продать, подарить, отказаться, передать в аренду), либо обязан в этот же срок осуществить государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или государственную регистрацию в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства.

Введение такого ограничения максимального размера общей площади личного подсобного хозяйства продиктовано логикой недопущения создания суперкрупных личных подсобных хозяйств, использующих на праве собственности или аренды десятки и даже сотни гектаров для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, не облагаемой подоходным налогом.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" не устанавливает механизма выявления суперкрупных личных подсобных хозяйств и порядка устранения допущенных нарушений по превышению этого максимального размера общей площади личного подсобного хозяйства.

Видимо в этом случае в соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ будет на практике применяться аналогия закона (применяется законодательство, регулирующее сходные отношения). В данном конкретном случае можно ориентироваться на нормы ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"[17], в которой установлено, что если нарушаются требования максимального размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников, и собственник не произведет в течение года отчуждение "сверхнормативной площади", то учреждение юстиции (регистрационная палата) обязано в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ, который в течение месяца обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка.

Земельный кодекс РФ (п. 7 ст. 27) и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (абзац второй п. 1 ст. 1) не определили ограничение оборотоспособности земельных участков личных подсобных хозяйств. Их нет в перечне земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (пункты 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ) и на них не распространяется Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" с земельными участками личного подсобного хозяйства можно совершать любые сделки в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Это означает, что они находятся в свободном гражданском обороте с соблюдением двух условий:

1) размер земельных участков личного подсобного хозяйства не может превышать максимального размера общей площади земельных участков, установленных законом субъекта РФ в соответствии с п. 5 ст. 4 настоящего Федерального закона;

2) объектом купли-продажи и аренды могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Заключение


Существует ряд проблем, тормозящих дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства, в первую очередь, организационно-правового и финансово-экономического плана, разрешение которых, требует безотлагательного вмешательства официальных структур федерального и местного уровня.

До сих пор не разработана правовая база регулирования личного подсобного хозяйства, как хозяйства специфической организационно-правовой формы. В результате права владельцев личного подсобного хозяйства слабо защищены и часто нарушаются, не отрегулированы взаимоотношения личного подсобного хозяйства с государственными структурами, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными предприятиями, организациями сервиса и т.д.

Развитие производства в личном подсобном хозяйстве сдерживается почти полным отсутствием механизации труда. Содержание животных в личном подсобном хозяйства требует кардинальных изменений, в первую очередь, в отношении переустройства животноводческих помещений. Необходима разработка проектов современных животноводческих помещений для личного подсобного хозяйства с учетом всех нормативных требований (дизайн, соответствующий метраж, микроклимат и т. д.), вместо тех приспособленных сараев, в которых владельцы личного подсобного хозяйства содержат своих питомцев. В таких модернизированных помещениях отдельные технологические операции возможно механизировать. К ним можно отнести доение, поение и стрижку животных. Владельцы личного подсобного хозяйства должны иметь возможность приобретать по лизингу малую мобильную механизацию для выращивания растениеводческой продукции.

Существует большой пробел в кредитовании личного подсобного хозяйства. Впервые в этом году Департаментом сельского хозяйства Нижегородской области выделены незначительные финансовые средства из областного бюджета для кредитования владельцев личных подсобных хозяйств, с целью приобретения ими племенных животных, элитных семян, сельскохозяйственного оборудования и т. д.

Отсутствуют кооперативы (снабженческие, сбытовые) для обслуживания личного подсобного хозяйства, утратила свои позиции в этом направлении Потребкооперация, которая традиционно этим занималась. Очень актуально создание кредитных организаций, которые могли бы предоставлять кредиты или займы владельцам личного подсобного хозяйства, по более упрощенной схеме, чем банки.

Владельцы личного подсобного хозяйства, особенно в традиционных российских деревнях, - в основном, люди старшего поколения. Нужно вовлечь в эту работу молодежь и если это удастся, то, может, действительно из их рядов сложится класс крестьян, которые могут вернуть былую славу российского крестьянства.

Таким образом, необходима прямая адресная поддержка этого важнейшего аграрного сектора со стороны государства с принципиальным подходом к личному подсобному хозяйству, как к полноценному субъекту экономики, а на региональном уровне - разработка программ и проектов по развитию личных подсобных хозяйств населения с учетом факторов материального, организационного, хозяйственного, экономического и социального характера, свойственного каждому из субъектов Российской Федерации.


Список источников и литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147

3.     Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2881

4.     Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями от 7 июля 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018

5.     Афанасьев В. Н. Развитие личных подсобных хозяйств как один из основных путей выхода сельского хозяйства из кризиса. М., 2000.

6.     Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право. Учебник для вузов. М., 2003. С. 222.

7.     Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". М.: "Волтерс Клувер", 2004.

8.     Копач К.В. Личное подсобное хозяйство сельского населения и его интеграция с общественным производством. М., 2000. 280 с.



[1] Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 44. Ст. 4147

[2] Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018

[3] Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"  // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 16.

Ст. 1801.

[4] Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 24. Ст. 2249.

[5] Сыродоев Н. А. История земельного права // Правоведение. 1999. № 4. С. 238 – 251.

[6] Там же. С. 252.

[7] Сыродоев Н. А. История земельного права // Правоведение. 1999. № 4. С. 238 – 251.

[8] Земельный кодекс РСФСР принят Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768. (не действует)

[9] Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2881

[10] Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2881

[11] Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 24. Ст. 2249.

[12] Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2881

[13] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16

[14] Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1994. № 32.Ст. 3301.

[15] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1. Ст. 16


[16] Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46.Ст. 4587.

[17] Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"  // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018