СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Теоретические аспекты функционирования выездного туризма. 4
1.1. Сущность и значение выездного туризма. 4
1.2. Правовые аспекты выездного туризма. 12
2. Состояние выездного туризма в России. 13
2.1. Развитие выездного туризма в России. 13
2.2. География выездного туризма в настоящее время. 13
2.3. Технология осуществления туров выездного туризма. 18
2.4. Проблемы выездного туризма в настоящее время. 22
3. Перспективы развития выездного туризма в России в настоящее время. 30
Заключение. 32
Список литературы.. 34
Введение
Туризм - наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, в мировом экспорте товаров и услуг туризм с 1998 г. занимает первое место (532 млрд. долларов США, или 7,9 процента от 6738 трлн. долларов США), обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и др.
В последние десятилетия средние темпы роста туризма составили семь процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.
Доля России на мировом туристском рынке, несмотря на ее высокий туристский потенциал, составляет около одного процента. Количество приезжающих в нашу страну иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями на сегодняшний день равно 7,4 млн. человек [1].
Расширение туристских связей и туристской деятельности, многоукладность экономики российского туризма определяют важность правового обеспечения сферы туристского обслуживания.
Многие годы туристская деятельность, оказание туристских услуг не имели законодательного регулирования, что порождало нецивилизованное развитие туристского рынка.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации возникла известная стабильность в регулировании складывающихся в результате реформ отношений. Имущественные отношения в сфере туризма с принятием второй части Гражданского кодекса РФ были урегулированы главой 39 "Возмездное оказание услуг" (ст. ст. 779 - 783).
Итак, цель настоящей работы – рассмотреть задачи и необходимость правового регулирования въездного туризма, проблемы и перспективы туристской деятельности.
1. Теоретические аспекты функционирования выездного туризма
1.1. Сущность и значение выездного туризма
Слово «туризм» происходит от французского “tour” – прогулка. В настоящее время под туризмом понимают вид деятельности, связанный с путешествием и их обеспечением. Под туризмом понимают:
- результат передвижения людей по туристическим маршрутам,
- путешествие в пункт назначения и остановку в нем.
Под путешествием понимают выезд из региона постоянного проживания, не включающий в себя деятельность по извлечению прибыли.
Выделяется два основных определения туризма.
Согласно определению ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
В законе РФ дано несколько иное определение. Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
24 ноября 1996 года Президент РФ подписал Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ. Закон провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.
Закон определил основные понятия, используемые в сфере туризма. Так, туризм определяется как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов - переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия; туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу; туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность по организации путешествий.
Туроператор формирует, продвигает и реализует туристский продукт, а турагент лишь продвигает и реализует туристский продукт, то есть выполняет в основном функции посредника между туроператором и туристом.
Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности. Все они со ссылками на Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" помещены в Большом юридическом словаре [2].
Оказание туристских услуг есть предпринимательская деятельность. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско - правовых договоров.
Большинство норм Закона о туризме регулируют отношения между туристскими организациями и гражданами по поводу оказания туристских услуг. Следовательно, гражданско - правовая сущность этих норм бесспорна. Гражданское законодательство, в соответствии с Конституцией РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. "о" ст. 71), равно как и установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, основы ценовой политики и другие положения, определяющие правовые рамки предпринимательской деятельности (п. "ж" ст. 71).
В этой связи вряд ли оправданно наделение субъектов Российской Федерации правом принимать свои законы, регулирующие туристскую деятельность. Здесь законотворчество сводится по существу к дублированию либо введению статей, не имеющих нормативного значения, повторению норм государственных стандартов и т.д. Практическое значение таких актов невелико. "Субъекты Федерации, - как пишет Е.Л. Писаревский, - не вправе создавать законы, регулирующие туристскую деятельность, тем самым,
вторгаясь в сферу гражданско - правового регулирования" [3].
Следует поддержать предложение М.М. Маринина о принятии нового Федерального закона "О развитии туризма в Российской Федерации". Речь идет именно о развитии туризма "как сложного межотраслевого, социально - экономического комплекса (в котором участвуют практически все отрасли экономики страны и многочисленные российские и иностранные граждане). Эти вопросы имеют настолько общегосударственное и стратегическое значение, что должны относиться только к предметам ведения Российской Федерации" [4].
Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы: первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии ("общие акты"). Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность (специальные акты).
К первой группе относятся:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 года N 1202-р;
Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5154-1 "О стандартизации" (в ред. Федерального закона от 27 декабря 1995 года);
Закон РФ от 10 июня 1993 года N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (в ред. федеральных законов от 27 декабря 1995 года, 3 марта 1998 года и 31 июля 1998 года);
Федеральный закон от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе";
Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26.
Ко второй группе актов, то есть к актам, непосредственно регулирующим туристскую деятельность, кроме Федерального закона от 24 ноября 1996 года "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", относятся:
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года, установивший состав земель особо охраняемых территорий (глава XVII), в том числе земель рекреационного назначения, то есть предназначенных и используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан;
Указ Президента РФ от 2 ноября 1994 года N 2058 "О мерах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Российской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом";
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 года N 490 (с изменениями от 2 октября 1999 года и 15 сентября 2000 года);
Правила оказания услуг общественного питания. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036;
Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 года N 83 "О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов";
Положение об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;
Положение о предъявлении иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантий предоставления средств для их проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года N 1085);
Положение об оказании помощи по страховым случаям гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142;
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации";
Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Утверждена Приказом МВД РФ от 26 мая 1997 года N 310 (с изменениями от 30 июня 1998 года и 7 апреля 2000 года).
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристских услуг. К ним относятся:
Письмо Госстандарта России от 14 августа 2000 года N ЮГ-110-19/2558 "О сертификации туристских услуг и услуг средств размещения";
ГОСТ 28681.0-90 "Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания". Дата введения - 1 апреля 1991 года;
ГОСТ Р 50644-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов". Дата введения - 1 июля 1994 года;
ГОСТ Р 50645-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц". Дата введения - 1 июля 1994 года;
ГОСТ Р 50681-94 "Туристско - экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг". Дата введения - 1 января 1995 года;
ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования". Дата введения - 9 июля 1998 года;
ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования". Дата введения - 1 июля 2001 года. Этот стандарт восполнил некоторые пробелы в правовом обеспечении туристской деятельности. Например, в нем приведены определения, каких нет в Законе о туризме: экскурсант, экскурсионная услуга, туристская услуга, маршрут путешествия, направляющая сторона, принимающая сторона, договор с туристом, аннуляция и др., дана классификация туристских услуг, а также видов туров (оздоровительные, познавательные, профессионально - деловые, спортивные, религиозные, с другими целями).
Одной из форм контроля за сферой предпринимательства туристских организаций является лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. С начала 2002 года туристская деятельность осуществляется в существенно изменившихся лицензионных условиях. Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 95 утверждены: Положение о лицензировании туроператорской деятельности и Положение о лицензировании турагентской деятельности. Лицензирующим органом в этих актах определено Министерство экономического развития и торговли РФ (в его структуре действует Департамент туризма). В отличие от прежнего порядка лицензирования международной туристской деятельности в названных положениях значительно повышен уровень лицензионных требований и дополнен перечень условий, относящихся к квалификации соискателя лицензии (наличие специального образования и стажа работы в сфере туризма), а также к зданиям и помещениям, используемым для осуществления соответственно туроператорской и турагентской деятельности (документальное подтверждение наличия этих объектов и их статуса).
В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 6) многие субъекты РФ по соглашениям с Минэкономразвития России сами осуществляют лицензирование, но только турагентской деятельности. Значит, если соискателем лицензии является туроператор, то независимо от его местонахождения он может получить лицензию только в этом министерстве.
Путешествия, связанные с пересечением туристами государственной границы, предусматривают осуществление туристских формальностей, то есть проверку соблюдения туристами и туристскими организациями условий и правил, установленных государственными органами стран выезда и въезда. Туристские формальности - это паспортные, визовые, таможенные, медицинские, валютные правила, страхование туристов.
Все виды туристских формальностей регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Основные из них: Закон РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 года N 1142 о реализации отдельных норм указанного Федерального закона; Таможенный кодекс РФ; Закон РФ от 9 октября 1992 года N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"; Указ Президента РФ от 12 марта 1996 года N 371 "О совершенствовании порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации"; Указ Президента РФ от 4 мая 1998 года N 488 "О мерах по обеспечению прав граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации"; Гражданский кодекс РФ, глава 48 "Страхование".
Действует ряд иных законодательных актов, а также актов федеральных органов исполнительной власти, детально регламентирующих осуществление каждого вида туристских формальностей, следовать которым обязаны и туристы, и туристские организации как производители и продавцы турпродукта.
Нормативные правовые акты Российской Федерации, непосредственно регулирующие или участвующие в регулировании туристской деятельности, - это система актов частного или публичного права, нормы которых, будучи юридически разнородными, входят в комплексные отрасли законодательства. Нормы комплексного законодательства объединяются по предметным и целевым признакам и входят во вторичное комплексное образование (в нашем случае - в туристское законодательство), оставаясь при этом в своих основных отраслях [5].
1.2. Правовые аспекты выездного туризма
Туристская услуга в России как юридический факт существует давно. С принятием нового гражданского законодательства тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристскую деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг.
Таким актом мог быть федеральный закон о туризме, проекты которого активно разрабатывались начиная с 1991 года. Однако формирование правовой базы российского туризма началось не с закона.
25 апреля 1994 года был принят Указ Президента РФ N 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма". В Указе было сказано: "Признать одной из приоритетных задач государства всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации". Следующим Указом Президента РФ от 22 декабря 1995 года N 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
В ней среди мер по развитию туризма названы такие, как включение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики, создание нормативно - правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике.
В Концепции намечен ряд организационных мер по активизации государственной политики в сфере туризма, созданию правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.
С учетом названной Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства РФ N 177 Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации". Программа положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране на ряд лет.
2. Состояние выездного туризма в России
2.1. Развитие выездного туризма в России
С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации выездного туризма.
Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов, лишённых зачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив – туров.
В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.
Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.
2.2. География выездного туризма в настоящее время
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 года образован Совет по туризму стран СНГ. Основными актами о сотрудничестве государств - участников СНГ в области туризма являются:
межправительственное соглашение "О сотрудничестве в области туризма". Принято правительствами государств - участников СНГ в городе Ашгабаде 23 декабря 1993 года;
рекомендательный законодательный акт "Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма". Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ 29 октября 1994 года;
межгосударственная целевая программа "Развитие туристских связей между государствами - участниками СНГ" (концепция). Одобрена постановлением Постоянной комиссии по вопросам культуры, науки, образования и информации Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 14 февраля 1996 года.
Следуя рекомендациям и развивая положения указанных актов, Правительство РФ заключило соглашения о сотрудничестве в области туризма с рядом правительств государств - участников СНГ. Вместе с тем темпы правотворчества в сфере туризма, где интеграционные процессы обусловлены всеобщей заинтересованностью стран Содружества, глубина правового регулирования туристской деятельности, режим государственной поддержки внутреннего, въездного и социального туризма, правовая защита туристов и ряд других положений правовых актов о туризме не могут удовлетворить потребности туристской практики.
Повышению значимости туризма способствуют программы и инициативы Всемирной туристской организации (ВТО), образованной в соответствии с рекомендациями Генеральной Ассамблеи ООН как международная межправительственная организация в области туризма. Российская Федерация является членом ВТО как правопреемник бывшего СССР, состоявшего в ВТО с момента ее образования (1975 г.). При активном участии ВТО, а также других международных организаций и обществ были проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма и приняты акты, оказывающие существенное влияние на развитие туризма во всех странах мира. Отметим основные из этих актов:
- Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму (Манила, Филиппины, 1980 г.). В ней определена сущность туризма во всех его аспектах и та роль, которую он призван играть в изменяющемся мире. Конференция провозгласила 27 сентября Всемирным днем туризма;
- Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму (Акапулько, Мексика, 1982 г.), определил: государственные меры должны обеспечить социальное, культурное, образовательное, политическое и экономическое руководство сферой туризма;
- "Хартия туризма" и ее раздел "Кодекс туризма", одобренные 6-й сессией Генеральной ассамблеи ВТО (София, Болгария, 1985 г.). В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса;
- Гаагская декларация по туризму, принятая Межпарламентской конференцией по туризму (Гаага, Нидерланды, 1989 г.). Декларация провозгласила десять принципов, являющихся инструментом международного сотрудничества в сфере туризма, средством сближения между народами;
- Директива Совета Европейского экономического сообщества "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" от 13 июля 1990 года N 90/314/ЕЕС (Люксембург) установила: сделать более схожими между собой законодательные акты и административные распоряжения стран - членов Общего рынка, касающиеся путешествий, отпусков и "поездок, включающих все";
- Декларация Всемирной конференции министров по туризму (Осака, Япония, 1994 г.). В ней показана роль туризма как крупнейшего мирового производителя услуг и основного источника занятости при условии дальнейшего совершенствования профессионального образования работников сферы туризма и проведения исследований в этой области;
- Заявление ВТО в области предотвращения организованного секс - туризма (Мадрид, Испания и Сент - Винсент, Балле - д'Аоста, Италия, 1995 г.), в котором отмечается, что секс - туризм принимает различные формы, приводит к серьезным последствиям: медицинским, социальным, наносит ущерб облику туристских центров. Правительствам стран, направляющих и принимающих туристов, предложено мобилизовать свои туристские администрации для принятия мер против организованного секс - туризма, для защиты детей от сексуальной эксплуатации в туризме;
- Документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Эстерсунд, Швеция, 1995 г.), установившей, что вопросы упрощения туристских формальностей должны находиться в неразрывной связи с обеспечением безопасности в туризме и выработкой взаимоприемлемых и согласованных решений;
- Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма (Монреаль, Канада, 1996 г.), определившая, что главной целью социального туризма является обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая семьи, молодежь и пожилых лиц. Декларация установила критерии для определения социального туризма;
- Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов;
- Материалы Мадридского семинара ВТО по вопросам подготовки кадров для сферы туризма (Мадрид, Испания, 2000 г.). Были отмечены недостаточная проработка правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствие единых туристских терминов и понятий, единых требований при сборе статистических данных, разные подходы к организации подготовки туристских кадров. Обучение в вузах должно быть более качественным, приспособленным к реальному предпринимательству в сфере туризма.
Туристской деятельности посвящены сотни публикаций: монографии, учебники, учебные пособия, сборники докладов и сообщений научно - практических конференций, журнальные статьи, сборники нормативных правовых актов, справочники и т.д., в которых рассматриваются вопросы экономики, управления, образования, современных технологий в туризме и др. Определенное место в этих изданиях занимают публикации по правовым проблемам в туристской индустрии.
Правительство РФ распоряжением от 11 июля 2002 года N 954-р одобрило Концепцию развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года - документ, определивший государственную политику в сфере туризма на ближайшие годы. Концепция направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии.
В ней показано место туризма в мировой экономике, отмечен недостаточный уровень внутреннего туризма в России по качественным и количественным характеристикам. Названы основные факторы, сдерживающие развитие въездного туризма, например: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру. Приведены и другие факторы.
Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках определяется Концепцией как основная задача развития туризма в России. Для ее реализации намечен ряд рекламно - информационных, экономических, организационно - правовых мер, в том числе: корректировка действующего законодательства в части развития туризма, внесение изменений и дополнений в нормативно - правовые акты в смежных с туризмом областях, принятие новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, наделение полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, совершенствование визовой политики в отношении иностранных туристов, выделение ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на развитие туризма.
Перечень конкретных мер по развитию туризма в России приведен в Плане мероприятий по реализации Концепции (приложение к ней). Правительство РФ указанным Распоряжением обязывает федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития туризма руководствоваться положениями Концепции.
2.3. Технология осуществления туров выездного туризма
Договорные отношения туриста с турфирмой складываются как отношения заказчика и исполнителя - глава 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору о возмездном оказании услуг исполнитель (турфирма) обязуется по заданию заказчика (туриста) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Однако в отличие от многих других видов оказания возмездных услуг туристские услуги, в том числе международные, имеют свою особую специфику. Например, административным законодательством регламентируется вопрос получения въездных виз, валютным законодательством - форма расчетов, таможенным - порядок пропуска через границу декларируемых товаров, имеются нормативные акты Госстандарта России о сертификации туристских услуг, акты государственных антимонопольных органов о применении к туристским услугам законодательства в сфере прав потребителей и так далее. Все эти правовые регламентации, так или иначе, должны быть отражены в договоре с туристом или же условия этого договора не должны им противоречить.
Специфика турбизнеса состоит также в том, что турфирма, как правило, сама не осуществляет международные поездки, экскурсии, путешествия и так далее, а является как бы организатором исполнения этих услуг, в реализации которых занята целая цепочка других ее партнеров.
Для того чтобы осуществить тур, то есть комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов - переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, турфирма самостоятельно вступает в правоотношения со многими организациями - авиа- или иным перевозчиком, страховой компанией, консульскими службами, отелями, другими турфирмами, принимающими туристов в местах отдыха, и так далее.
Таким образом, как правильно отметили эксперты - консультанты аудиторской фирмы "ЦБА" А. Герасимова и М. Скапенкер [6], турфирма при заключении договора с туристом предоставляет ему не сами услуги, а права (гарантии) на эти услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом.
В статье 1 Закона о туризме сказано, что туристский продукт - это право на тур, предназначенное туристу для реализации. Турфирмы же (туроператоры и турагенты) - это организации, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации или только по продвижению и реализации туристского продукта.
В соответствии со статьей 9 Закона о туризме туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договоров с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур.
Приобретя такие права у других лиц и реализовав турпродукт туристу, турфирма тем самым становится ответственной перед последним по всем статьям заключенного с ним договора.
Ограничение или устранение такой ответственности в договоре с туристом в силу требований статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" расцениваются как ущемление прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, и признаются недействительными.
В соответствии со статьей 10 Закона о туризме реализация туристического продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству России, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей. В договоре в обязательном порядке должны найти отражение, прежде всего существенные условия реализации турпродукта.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в Законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
К существенным условиям договора относятся:
- информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
- сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
- порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Иные условия договора определяются по соглашению сторон.
Турист вправе требовать от туроператора или турагента записи в договор об оказании ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
- ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия;
- недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось;
- непредвиденный рост транспортных тарифов;
- введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов;
- резкое изменение курса национальных валют.
Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом согласно закону сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта.
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур, осуществляется на основании туристского ваучера [7].
2.4. Проблемы выездного туризма в настоящее время
При сообщении информации о турфирме, заключающей договор, порой не указываются ее собственные банковские реквизиты, не называется достоверная информация о туроператоре, с которым турфирма заключила договор по оказанию конкретных услуг туристу в месте отдыха. Достаточно часто в договорах отсутствует достоверная информация о потребительских свойствах турпродукта, в том числе о программе пребывания и маршруте путешествия, времени начала и окончания путешествия и его продолжительности. Как правило, указываются только даты тура. В то же время в большинстве, например, европейских отелей расчетный час заканчивается в 12 часов местного времени. И хотя оплата тура клиентом производится из расчета за целый день, из-за неоговоренности условий дальнейшего пребывания туриста после расчетного часа в отеле до отъезда из места пребывания домой, если таковое состоится после расчетного часа, туристу придется ожидать отъезда не в отеле [8].
Следует оговаривать в договоре и действия турфирмы в случае продолжительного опоздания туриста к месту оплаченного им отдыха из-за задержек транспортных средств.
Практически в заключаемых договорах не дается никакой информации об условиях безопасности туриста, о результатах сертификации турпродукта, которая предусмотрена ГОСТ Р 50644-94 "Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов", введенного в действие с 1 июля 1994 года, и ГОСТ Р 50690-94 "Туристические услуги. Общие требования", введенного в действие с 1 января 1995 года.
Необходимо иметь в виду, что государство, осуществляя контрольные функции за деятельностью туристских компаний, занимающихся международным туризмом, установило для них довольно жесткие правила, предъявляемые к сертификации своих услуг и обеспечению безопасности туристов.
Так, например, в соответствии с пунктом 11 Положения о лицензировании международной туристской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года N 1222, основанием для отказа в выдаче фирме лицензии может являться отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям безопасности.
Условиями действия выданной фирме лицензии в соответствии с названным выше Положением в первую очередь являются доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве и других обстоятельств, в том числе о наличии лицензии и сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации.
Безопасность туриста обеспечивается очень многими факторами, среди которых немаловажное значение имеет страхование. Федеральной целевой программой "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации [9], предусматривается организация эффективного страхования здоровья, жизни и багажа путешественников.
Нередко в договорах определяется, что все вопросы, связанные с заболеванием туриста и несчастными случаями с ним, решаются между заказчиком (туристом) и страховой компанией в порядке, предусмотренном соглашением, заключенным между ними. Турфирма в связи с этим снимает всю ответственность за безопасность туриста с себя, передавая ее страховщику. В тех случаях, когда страхование осуществлено самим туристом или когда турист застрахован турфирмой без каких-либо нарушений законодательства о страховании и когда он надлежащим образом получил от турфирмы необходимую информацию, подобная оговорка никаких возражений не вызывает.
Однако зачастую турист поручает собственное страхование турфирме, но получает от нее ненадлежаще оформленный договор страхования (страховой полис), по которому ему отказывают в предоставлении предусмотренной в страховом договоре (полисе) медицинской помощи во время тура. Чтобы упредить такое, в договоре на туристское обслуживание обязательно нужно оговорить и обязательства турфирмы на подобный случай.
Необходимо иметь в виду, что институт страхования - это наиболее сложная сфера деятельности, требующая очень серьезного подхода к составлению и заключению правоустанавливающих документов. Прежде всего, договор страхования должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему Законом Российской Федерации "О страховании", действующим международным нормам.
Кроме того, статья 17 Закона о туризме устанавливает, что в страховом полисе при организации международного тура должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. По требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением путешествия.
При заключении договора турист должен быть проинформирован в турфирме о том, имеются ли в месте проведения тура какие-либо страховые агенты или представительства страховой компании, их адресах и телефонах. Должен быть четко регламентирован вопрос на случай, если тур состоится по нескольким государствам, а страховой полис составлен только на русском и английском языках.
При таких обстоятельствах страховой полис, не имеющий перевода на язык страны временного пребывания, по общему правилу не имеет юридической силы и турист может быть поставлен в условия, когда в случае заболевания или несчастного случая он окажется совершенно незащищенным, если этот вопрос не будет достаточно четко и ясно урегулирован в договоре с турфирмой.
Очень часто в договорах не указывается порядок встречи, проводов и сопровождения туристов. Хотя в договорах или турпутевках в числе пакета услуг турфирмы упоминается слово "трансфер", под ним в профессиональных кругах подразумевается встреча и проводы, однако более полная расшифровка этому термину не дается. Для туристов же подчас совершенно не ясно, кто и когда их должен сопровождать до аэропорта и из аэропорта в России и должно ли быть вообще такое сопровождение, какие меры принимает турфирма при задержке времени вылета из России, кто и каким образом сопровождает их в месте отдыха за границей. Не даются иные письменные пояснения на этот счет, в том числе о графике работы, обязанностях и характере деятельности гида - переводчика, количестве затрачиваемого им ежедневно времени по сопровождению туристов и так далее.
Очень важным является отражение в договоре розничной цены турпродукта и порядка его оплаты. Зачастую называются цены в так называемых условных единицах, иностранной валюте. Однако фактические расчеты осуществляются в рублях по неоговоренным курсам, значительно превышающим установленные Центробанком Российской Федерации или валютной биржей.
Необходимо иметь в виду, что нередко турфирмы при заключении договоров принимают на себя обязательства по получению въездных виз, приобретению авиа- или железнодорожных билетов, выполнению других сопутствующих организации тура услуг.
Однако если в договоре или приложениях к нему не делается соответствующая "разбивка" цен, то вся оплаченная туристом сумма, отраженная в договоре или путевке и квитанции об оплате (приходном ордере), будет считаться общей ценой турпродукта и именно из этой цены при возникновении каких-либо споров в последующем будут осуществляться расчеты штрафных санкций и иные расчеты.
Нередко в заключаемых договорах с туристами турфирмы недостаточно четко регламентируют свои обязанности перед клиентами. Установленные договорами права и обязанности сторон бывают настолько несопоставимы друг с другом, что неравноправность туриста по отношению к правам и явное ущемление прав потребителя заметно даже непрофессионалу. Установив строгий режим штрафных санкций только для одного туриста, турфирмы тем самым обеспечивают себе довольно вольготные условия во взаимоотношениях с клиентами на случай невыполнения собственных обязательств по туристскому обслуживанию, предусмотренных договором и российским законодательством.
В разработанных турфирмами типовых формах договоров на туристское обслуживание особого внимания заслуживают положения об ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.
Очень вольно и порой незаконно трактуются в договорах так называемые форс - мажорные обстоятельства. Фактически, вопреки пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, фирмы относят к таковым отмену, изменение или несоблюдение расписания движения самолетов и других видов транспорта.
О намерении любым путем уклониться от ответственности свидетельствует, в частности, часто встречающееся в договорах слово "и других". Например когда речь идет о "других" видах транспорта, то сюда, кроме трансферных автобусов, вряд ли что-либо еще можно отнести. По смыслу данной нормы выходит, что если турфирма изменит, скажем, расписание своих автобусов и не отвезет вовремя туриста в аэропорт, из-за чего последний опоздает на самолет, то фирма, заключившая с туристом договор, освобождается от какой-либо ответственности перед туристом за некачественное обслуживание.
Необходимо обращать внимание и на формулировки в договорах о сроках и порядке предъявления претензий и разрешении возникающих споров. Как правило, они записываются стандартно: "Споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством". В соответствии со статьей 10 Закона о туризме претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Однако встречаются случаи, когда турфирмы, действующие на российском рынке, особенно с иностранным капиталом, включают в этот раздел оговорку о рассмотрении спора по месту и законам страны пребывания туриста.
Наряду с существенными условиями, по соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены и другие условия исполнения обязательств. Особенно это может касаться регламентации взаимоотношения сторон в случаях получения виз, покупки авиа- или железнодорожных билетов и транспортировки туристов и по другим вопросам, которые туристу во время переговоров представляются неясными.
Например, известно, что ответственность по вопросам, связанным с перевозкой заказчика и его багажа до места назначения и обратно, всегда возлагается на авиа- или иную транспортную компанию. В развитие этого тезиса турфирмы ссылаются на правила международных перевозок пассажиров и багажа.
Между тем, если приобретением билетов для туриста занимается турфирма, принявшая обязательство и о трансфере туриста, в соответствии со статьями 8 и 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" она обязана своевременно предоставить потребителю всю необходимую информацию об авиакомпании - перевозчике, с которой турфирма заключила договор о перевозке туриста, характере рейса (чартерный или иной), точном времени (отъезда) вылета, времени задержки (отъезда) вылета, о правилах, действующих в этой транспортной компании, о ее юридическом адресе, о международных соглашениях с этой компанией российского аэропорта или железной дороги и иную, необходимую пассажиру для защиты своих прав, информацию.
Подобная и иная информация предоставляется турфирмой в письменном виде в форме приложений к договору, инструкций туристу и другой форме. Необходимо также иметь в виду, что действующие на российском рынке иностранные компании в соответствии с законодательством в сфере прав потребителей обязаны предоставлять информацию об услуге российским потребителям на русском языке. Это же относится и к реализуемым билетам на перевозку туристов. Если турфирма приобретает для своего клиента билет на иностранном языке, она обязана сделать его перевод.
Итак, в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой для надлежащих случаев форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Когда договор не соответствует требованиям закона или иных правовых актов, такая сделка признается ничтожной, если закон не устанавливает иных последствий нарушения.
Поэтому, если турфирма все же заключила с клиентом договор, который, хотя и "защищает" ее со всех сторон, но при этом противоречит закону, такой договор не только не имеет никакой юридической силы, он является к тому же и прямым свидетельством недобросовестности этой фирмы на рынке туристских услуг [10].
При подобных обстоятельствах турист (заказчик) имеет полное право на подачу исполнителю (турфирме) претензии, взыскание убытков, штрафных санкций (пеней) и компенсацию морального вреда.
Турист может также обратиться за защитой своих прав в государственные органы:
- Госкомитет Российской Федерации по физической культуре и туризму;
- антимонопольные органы;
- общественные объединения по защите прав потребителей;
- органы местного самоуправления - по месту нахождения турфирмы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребители при обращении с исками в судебные органы освобождаются от государственной пошлины.
Рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, судебная практика исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о ее свойстве и характеристиках, имея в виду, что по Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" исполнитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора.
Ссылки исполнителя на подписанные в указанных выше случаях условия договора, если эти условия противоречат закону, рассматриваются судом с учетом положений о недействительности договора.
В судах Российской Федерации рассматривается немало дел о взыскании конкретных сумм компенсации за моральный вред. Имеющиеся по данному вопросу специальные судебные постановления дают возможность убедиться в том, что нет однозначного его решения.
3. Перспективы развития выездного туризма в России в настоящее время
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм внутренней и международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий только иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 1995 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы только валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. По прогнозам экспертов, бурное развитие туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2005 году международный туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире.
Туризм как отдельная отрасль возникает в XIX веке в связи с ростом потребности в туристских услугах. Социальная база туризма существенно расширилась в XX веке в связи с ростом доходов, развитием системы социального (в том числе и пенсионного) обеспечения, перераспределением доходов.
По мнению различных аналитиков, в основе развития туризма в последние лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствования всех видов транспорта и как следствие – удешевление поездок.
3. Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
5. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
6. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
По данным журнала «Туризм и отдых» масштабы туристической деятельности возросли в 2005 году по сравнению с 2003 в 1,5 раза, и к 2008 году данная отметка будет составлять 2,3 раза [11]. Причем идет возрастание влияния выездного туризма. Итак, прогнозы и подсчеты экспертов о бурном развитии туризма на ближайшие пятилетие оправдались.
Заключение
С принятием нового гражданского законодательства тысячи отечественных туристских организаций и индивидуальных предпринимателей, а также сотни иностранных туристских фирм нуждались в специальном государственном акте, который исключил бы стихийное нормотворчество и, наряду с нормами гражданского и предпринимательского права, непосредственно регулировал бы туристскую деятельность, обеспечивая цивилизованное оказание услуг.
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ провозгласил туристскую деятельность приоритетной отраслью экономики России; установил принципы государственного регулирования туристской деятельности; определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма и др.; закрепил структуру договора по оказанию туристских услуг; решил ряд важных правовых и организационных вопросов.
Законодательные понятия являются, по существу, правовыми регуляторами туристской деятельности.
Из методических соображений нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере туризма, можно разделить на две группы: первая группа - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии. Вторая группа - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность.
В сфере туризма действует ряд государственных стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристских услуг.
Одной из форм контроля за сферой предпринимательства туристских организаций является лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. С начала 2002 года туристская деятельность осуществляется в существенно изменившихся лицензионных условиях.
Объектом межгосударственного регулирования становится туристская деятельность, осуществляемая в странах СНГ. В соответствии с решением глав правительств Содружества Независимых Государств в сентябре 1994 года образован Совет по туризму стран СНГ.
Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года - документ, определивший государственную политику в сфере туризма на ближайшие годы, она направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии.
Согласно одному из принципов Гаагской декларации о туризме (апрель 1989 года) туризм должен планироваться на государственном уровне, поскольку он имеет такое же значение, как и другие виды экономической и социальной деятельности, для чего требуется создание подлинной национальной туристской политики и принятие парламентами государств отдельного законодательства о туризме, а если потребуется - Кодекса туриста.
Быстрыми темпами идет возрастание влияния выездного туризма. Прогнозы и подсчеты экспертов о бурном развитии туризма на ближайшие пятилетие оправдались.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Литература, 1995. – 330 с.
2. Белов А. П. Международное предпринимательское право. - М.: ПРАВО, 2001. – 322 с.
3. Богалдин – Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере гостиничного дела. - М.: Отдых и туризм, 2004. – 321 с.
4. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 890 с.
5. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. - М.: Юрист, 1997. – 432 с.
6. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4.
7. Квартальнов В.А. Введение в бизнес туроперейтинга // Туризм и отдых. 2005. № 21.
8. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 954-р // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2902.
9. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 422 с.
10. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. - Владивосток: Восток, 2002. – 432 с.
11. Российская газета. 1996. 21 марта.
12. Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения. - М.: Бухгалтер, 2002 г. – 308 с.
13. Филлиповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Турист, 2003. – 190 с.
[1] Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 954-р // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2902.
[2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. С. 493, 635 - 636.
[3] Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. - Владивосток: Восток, 2002. С. 79.
[4] Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 7 - 8.
[5] Алексеев С.С. Теория права. - М.: Литература, 1995. С. 198.
[6] Туристский бизнес: особенности бухучета и налогообложения. - М.: Бухгалтер, 2002 г. С. 167.
[7] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 4. С. 12 - 14.
[8] Филлиповский Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. - М.: Турист, 2003. С. 109.
[9] Российская газета. 1996. 21 марта. С. 3.
[10] Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. - М.: Юрист, 1997. С. 292.
[11] Квартальнов В.А. Введение в бизнес туроперейтинга // Туризм и отдых. 2005. № 21. С. 3-4.