СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3

1. Предпринимательство на Руси с IX до XIX вв. 4

2. Источники права в сфере предпринимательства. 5

3. Российское предпринимательство во второй половине XIX — начале XX вв. 7

4. Предпринимательство в СССР и в постсоветский период. 9

Заключение. 14

Список литературы.. 15






















Введение

Трудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно более тысячи лет. Несомненно, государство Рос­сийское за столь долгий период не смогло бы выполнить своих задач без тесного союза с русским предпринимательством. Опи­раясь на предпринимательство и частную инициативу, оно су­мело освоить безбрежные просторы страны. Благодаря само­стоятельному труду русских предпринимателей государство по­лучило мощные экономические ресурсы.

Однако XIX в. принес России глубокие перемены: финансо­вые реформы 60-х годов; крестьянскую реформу 1861 г.; зем­скую и судебную реформы 1864 г. и др. Все эти события проис­ходили в условиях кризиса феодально-крепостнической систе­мы, который проявился обострением революционной ситуации. Нарастающая роль российской буржуазии в развитии про­грессивных экономических отношений привела к демократиза­ции государственного строя России, появлению новых форм предпринимательских отношений. Наконец, в феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция.

После победы социалистической революции в октябре 1917 г. крупное и среднее предпринимательство было фактически запре­щено, и из российской жизни оказался изъятым важнейший эле­мент экономического развития. За несколько лет был ликвидирован слой предпринимателей — профессиональных организаторов эко­номики, которых Россия воспитывала столетиями. К 1920 г. было физически истреблено или вынуждено эмигрировало более 100 тыс. предпринимателей. Вплоть до 80-х годов XX в. предпринимательст­во по закону считалось уголовно наказуемым. Потеря слоя пред­принимателей была непоправимой для России. Страна лишилась уникальных тружеников, которые по своей культуре, психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей.

Русские предприниматели наряду с крестьянством в гораздо большей мере, чем другие слои общества, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального соз­нания и русской культуры.

Итак, цель работы – проследить историю российского предпринимательства.

1.   Предпринимательство на Руси с IX до XIX вв.


В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. обра­зовалось Древнерусское государство. Ус­ловно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862 — 1237 гг.), Новгородскую республику (1136 — 1478 гг.), Владимиро-Суздалъское кня­жество (1239 — 1362 гг.), хотя, разумеет­ся, велось предпринимательство и в Смоленском, Черниговском, Псковском, Полоцком и других княжествах [1].

Древнюю   Русь  называли  страной городов.  Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались  массы  товаров, продаваемых как у себя в стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда возникла традиция ярмарочной торговли. Купцы и пред­приниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринима­тельской деятельности принимали уча­стие все слои общества, в том числе князья и бояре.

Со второй половины IX в. по Волж­скому пути особенно активно велась тор­говля новгородских, суздальских, ростов­ских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем, а затем и с Константи­нополем [2].

2. Источники права в сфере предпринимательства

Ранними источниками предпринимательского права счита­ются договоры Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.), содержащие нормы торгового права, например правила регистрации отдель­ных товаров «наволок» [3].

Одним из древнейших источников предпринимательского права является Русская Правда. Это древний памятник светского писаного права Руси X—XIII вв. Русская Правда закрепляла правовые обычаи и судебную практику, регулирующую такие отношения, как нарушение прав собственности, долговые от­ношения, наследование, семейные отношения и др.

В основе построения Русской Правды лежит казуальная система, предусмат­ривающая различные жизненные ситуации, однако в ней отсутству­ет абстрактная терминология: «владение», «собственность»,  «преступление».

Значительное влияние на древнерусское право оказало окку­пационное законодательство. В период правления Золотой Орды источником права была Великая Яса Чингисхана (1206 г.), содер­жавшая нормы обычного и уголовного права. Предпринимательские отношения древней Руси испытывали влияние источников права Великого княжества Литовского (первый статут Великого княжества Литовского (1529 г.), второй и третий Литовские статуты).

Следует упомянуть и Псковскую ссудную грамоту (1467 г.).  По сравнению с Русской Правдой в ней более подробно регулирова­лось обязательственное право, например оформление договоров купли-продажи, залога, займа, мены, поклажи, разграничивались способы возникновения права собственности.

В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в дейст­вие нотариальная (крепостная) форма сделок.

Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предос­тавили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансо­вые обязанности [4].

В период правления Петра I начинается унификация россий­ского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товари­щества, товарищества на вере). Российские предприниматели со­вместно с иностранными пайщиками создают акционерные ком­пании. Развитие предпринимательской деятельности контролиру­ется государством через Берг-, Мануфактур- и Коммерцколлегии.

Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена коди­фикация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать за­коны по старому Соборному Уложению, дополнив их положе­ниями Указа о единонаследии.

1800 г. ознаменовался принятием Устава о банкротах. Этот до­кумент регламентировал ведение учета и бухгалтерии всеми торго­выми людьми по определенному образцу. Значение Устава было огромно как для развития науки о коммерции, так и для разреше­ния споров, поскольку в несистематизированных записях, ведущих­ся каждым купцом по-разному, разобраться было очень сложно. При Александре I продолжилась деятельность по кодификации, проводимая в правление Екатерины II и Павла I.

Вступление в царствование Николая I ознаменовалось нача­лом работы (1826 г.) по составлению Свода законов Российской Империи.

3. Российское предпринимательство во второй половине XIX — начале XX вв.

Особый этап русского предпринимательства приходится на конец XIX - начало XX вв. Он связан с отменой крепостного права 19 февраля 1861 г. и проведением реформ: земской, го­родской, судебной, военной, просвещения и печати 1864— 1874 гг. Широкие слои населения России получили право заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в управлении государством. Под контролем Сената с 1863 г. издается периодическое Собрание узаконений и распоряжений пра­вительства, в которое входят уставы акционерных и кредитных обществ, постановления министров, публикуется сенатская практика.

Происходит быстрый рост различных организационно-правовых форм эконо­мической деятельности. Предпринимате­ли создают общества: в 1866 г. — Русское техническое общество, в 1867 г. Общест­во для содействия развитию русской промышленности. В 70-е — 80-е годы со­стоялись торгово-промышленный съезд с участием представителей правительст­ва, ряд отраслевых съездов, на которых согласовывались вопросы экономиче­ской политики, проводимой прави­тельством, предпринимателями и фи­нансистами [5].

В этот период произошли большие изменения   в   структуре   предпринима­тельства. Лидерство в деловом мире по­степенно перешло от фабрикантов тра­диционных отраслей (текстильных, переработки  сельхозпродуктов  и  т.п.)  

Усиливается роль банков и страховых учреждений, ведущий становится акционерная форма предпринимательства.

Быстро развивается предпринимательское законода­тельство, ширится коопера­тивное движение. Издаются «Устав о промышленности заводской и фабричной» (рег­ламентирующий деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый «Ремесленный устав», типовые «Торговый устав», «Биржевой устав» и «Устав о торговой несостоятельности». В 1895 г. принято «Положение об учреждении мелкого кредита», предусматривающее создание кредитных, ссудно-сберегательных товариществ и волостных банков и касс. В 1897 г. принимается «Примерный устав потребительских кооперативных обществ», в 1898 г. — уставы сельскохозяйственных обществ и товариществ. В это время в предпринимательском праве окончательно сфор­мировалось понятие «юридическое лицо».

Символом предпринима­тельства новой эпохи ста­новится деятельность семьи Рябушинских и концерна Стахеева. Рябушинские — выходцы из крестьян Ка­лужской губернии — уже в середине XIX в. организуют несколько небольших тек­стильных фабрик. Во вто­рой половине века они расширяют свою деятель­ность, строят хлопчатобумажные предприятия, занимаются кре­дитными операциями, развивают льняную, стекольную, бумаж­ную и полиграфическую промышленность.

Аграрная реформа, начавшаяся в 1905 г., активизировала пред­принимательские отношения среди крестьянства и ускорила фор­мирование класса сельской буржуазии. Правовое регулирование экономики становится одной из основных задач законодателя.

В октябре 1906 г. принимается указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других быв­ших податных сословий».

В 1910-1916 гг. в России возникло крупнейшее предпринимательское объединение — концерн Стахеева, сформировав­шееся на основе «системы участия», «личной унии» разнообраз­ных предприятий, подчиненных единой системе управления и контроля путем сближения Русско-Азиатского банка с семей­ным предприятием — торговым домом «И. Г. Стахеев» (город Елабуга). Концерн возглавили крупнейшие предприниматели России А.И. Путилов, П.П. Батолин, И.И. Стахеев.

Вопреки устоявшемуся мнению о каком-то особом зависи­мом положении России от иностранного капитала общий объем зарубежных вложений в промышленность составлял не более 9—14% всех промышленных капиталов, т.е. не больше чем в ве­дущих западноевропейских странах, что было связано с общей тенденцией к интернационализации капитала.

Отечественные предприниматели определяли всю промыш­ленную политику России. Иностранцы обычно допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия побаивалась вкладывать свои капиталы. В стране было достаточно внутрен­них средств, чтобы вложить их в промышленность.

На протяжении 1876 — 1880 гг., вплоть до 1913 г., наша страна имела непрерыв­ный активный торговый баланс. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высо­ко ценили иностранцы.

С момента отмены крепостного права по 1913 г. объем про­мышленного производства вырос в 10 — 12 раз. Торговля и об­щественное питание были одними из самых развитых в мире. Широкая предпринимательская деятельность позволила России во второй половине XIX — начале XX вв. сделать мощный про­мышленный рывок и стать одним из наиболее развитых и бога­тых государств [6].

Организационно-правовые формы предпринимательской дея­тельности были унифицированы применительно к требованиям европейских рыночных отношений. Российская юридическая наука и законодатель подробно разрабатывают понятие «юри­дические лица», которые подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления, част­ные (общества, товарищества) и учреждения.

Юридические лица формировались путем соглашения не­скольких лиц, концессионным (специальным разрешением вла­сти), явочным (путем регистрации) порядком. Частные юриди­ческие лица подразделялись на товарищества полные и на вере, а также акционерные общества.

4. Предпринимательство в СССР и в постсоветский период


После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктри­на «слома» старого экономического и государственного устрой­ства России [7].

Предпринимательские отношения в стране существенно изме­нились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, го­сударственное регулирование. Имущественный оборот в структур­ном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и част­ный оборот, обслуживающий потребителя.

Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и под­верглись репрессиям. В несколько этапов были национализиро­ваны промышленность, финансы и транспорт. Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Со­ветов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, ес­ли они противоречили «революционному правосознанию».

В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой экономической политики (НЭПа) были возро­ждены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратить­ся в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ожесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство практически перестало существовать в законных формах [8].

Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал юри­дическими лицами различные формирования, но не предостав­лял прав юридического лица тем объединениям, которые суще­ствовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности» [9].

Одной из организационно-правовых форм хозяйствования были тресты. В 1921-1922 гг. тресты функционировали на основе хо­зяйственной и правовой самостоятельности. С 1927 г. они превра­тились в органы государства, выполнявшие плановые задания. Тресты имели свой организационный центр, где концентрирова­лись и государственные предприятия. Декретом о трестах 1923 г. все имущество этих образований делилось на основной и оборот­ный капитал. Весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался государственный оборот, т.е. вышестоящие органы могли перераспределять основной капитал между государ­ственными предприятиями.

Использовали и такие формы хозяйствования, как товарище­ства и акционерные общества. Особенностями акционерных об­ществ были складочный капитал и свободное распоряжение ак­ционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в эту форму хозяйствования. Был налажен выпуск привилегированных акций, определенное число мест в правле­нии закреплялось за государственными органами, вводился ре­жим «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали вы­ступать предприятия «дочернего», вторичного типа.

Итак, значительное число акционерных обществ стало чисто государственными образованиями. На них распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность госу­дарственных предприятий. Использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Создавались они по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой-либо минимум учредите­лей, не было общих собраний, а также членов правлений.

Постановлением СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям пред­приятия» [10]. В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хо­зяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции об­ществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов.

Государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами. По существу они со­храняли черты государственного предприятия. Смешанные акцио­нерные общества рассматривались как переходная ступень к госу­дарственным предприятиям. Акционерная форма стала неприем­лемой для государственных предприятий и постепенно была вы­теснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества.

Использовалась и такая организационно-правовая форма, как синдикаты. Они создавались по инициативе трестов и решали общие для них вопросы (сбыта продукции, кредитования и др.). ВСНХ не в состоянии был контролировать великое множество трестов и хотел сузить круг субъектов своего контроля. Таким образом, и появились синдикаты, выполнявшие функцию главков или даже министерств. Тресты были монопольными организа­циями в определенных отраслях. Подчиненность их правительст­ву говорила о том, что главным монополистом во всех сферах жизни стало государство. Юридическая природа синдикатов ока­залась непонятной.

Институт синдикатов имел не частноправовой, а публично-правовой характер. Основу синдиката составляли не договорные отношения, а властеотношения. На синдикаты возлагались сле­дующие задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов; устранение конкуренции и установление об­щей плановой организации путем согласованного выступления на рынке; проведение общегосударственной линии в определен­ной отрасли промышленности. В дальнейшем синдикаты оконча­тельно превратились в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, ставшие впослед­ствии государственными.

В начале 20-х годов с прежними корпорациями было покон­чено. Народное хозяйство работало как одна корпорация или фабрика с множеством цехов (предприятий). Решения практиче­ски по всем важным вопросам принимались наверху (правительством, министерством), а предприятия имели право и обязанность только выполнять их. Возможность предприятия принимать самостоятельные решения и оформлять их норматив­ными актами определялась каждый раз вышестоящим государст­венным органом индивидуально.

Административно-командные методы управления продолжали действовать и после Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Однако экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям раз­решалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие во­просы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, ус­танавливать условия соревнования. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате стано­вилось тормозом на пути экономического и социального развития.

Перестройка общества, объявленная в стране в 1985 г., выдвину­ла задачу расширения инициативы и самостоятельности предпри­ятий. Однако очередной законодательный бум (Закон о государст­венном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятель­ности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго цен­трализованной системы министерств и ведомств.

В то же время принятие Закона об общих началах предпри­нимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной ини­циативы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу раз­витию свободного предпринимательства.










Заключение


Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной эко­номики.

Проводимые в настоящее время в России рыночные рефор­мы предусматривают создание свободного рынка товаров и ус­луг, расширение и укрепление сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях основными действующими лица­ми в экономике страны становятся предприниматели.

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за пле­чами слишком долгий опыт командно-административных мето­дов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери.

Для того чтобы сдерживать эту стихию необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, иму­щественных отношений предпринимателей.

За годы реформ юридическое понимание предприниматель­ства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Рос­сийской Федерации (ГК РФ) — ст. 2 п.1, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.





Список литературы


  1. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М.: ИНФРА-М, 1998. – 430 с.
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /под ред. О. М. Козарь, А. Л. Маковского, С. А. Хохлова. – М.: Спарк, 1996. – 704 с.
  3. Владимирский – Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону, 1995. – 690 с.
  4. Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. – 570 с.
  5. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 490 с.
  6. История государства и права СССР / Под ред. К. А. Софроненко. - М.: Просвещение, 1967. – 509 с.
  7. История государства и права СССР / Под ред. Г. С. Калинина и А. Ф. Гончарова. - М.: Политиздат, 1972. Ч. 1. – 509 с.
  8. Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 654 с.
  9. Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. – М.: ПРИОР. 2004. – 390 с.
  10. Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. 2002. N 2.



[1] Хорькова Е. П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. – М.: ПРИОР. 2004. С. 24.

[2] Там же. С. 16.

[3] Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. С. 20.

[4] Там же. С. 131.

[5] Там же. С. 304.

[6] Предпринимательское право: Учебник для вузов/ Под. ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ, 2003. С. 112.

[7] История государства и права СССР / Под ред. К. А. Софроненко. - М.: Просвещение, 1967. С. 43.


[8] Ершова И. В., Иванова Т. М. Предпринимательское право: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2004. С. 128.

[9] Там же. С. 169.

[10] Владимирский – Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону, 1995. С. 112.