Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1.Творчество С.А.Есенина………………………………………………………...5
2.Тема пути, дороги в творчестве С.Есенина…………………………………….8
2.1.Тема пути, дороги в русской литературе……………………………………..9
2.2.Особенности изображения образа дороги в лирике Есенина……………….10
2.3.Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога»……………15
Заключение………………………………………………………………………....18
Список используемой литературы………………………………………………...19
Введение
Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На лирике Есенина лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время, и предчувствием неизбежности конца патриархальной Руси, и постепенным осознанием важности “индустриальной мощи” для будущего его Родины: и пафосом любви “ко всему живому на земле”.
Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в “песенный плен” удивительная гармония чувства и слова, мысли и образы, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. “Лирическим чувствованием” проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах Родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях. Теплом и светом согреты и есенинские картины русской природы. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинно вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и “зеленокосая” есенинская березка - самый любимый образ поэта, и его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”, и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.
Объектом настоящего исследования выступила тема пути, дороги в творчестве С. А. Есенина.
Цель нашей работы состоит в следующем:
Раскрыть особенности изображения образа дороги, пути в лирике С.Есенина;
Показать эволюцию развития этого образа в лирике С.Есенина
Описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образ дороги.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть особенности творчества С.А.Есенина;
· остановится на образе дороги в произведениях русской литературы;
· рассмотреть особенности изображения образа дороги в лирике С.Есенина;
· выявить, как и какими средствами создается поэтический образ дороги.
1.Творчество С.А.Есенина
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом как в России, так и за рубежом. Произведения поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Есенин прожил немного, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихотворения. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихотворениях, полных любви к русской земле:
О Русь - малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отразилось в поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных, - писал поэт. Такие строки, на наш взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это жизнь. Дед Есенина, "яркая личность, широкая натура", по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин знал песни, как редко кто их знал, он любил их - грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки - на них воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров.
С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Он (Блок) написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: "Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения". Позже стихотворения Сергея Есенина начали печатать столичные журналы: Мечтатель сельский - я в столице стал первокласснейший поэт. Один из рецензентов сказал о ранних стихотворениях поэта: "Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии".
Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали: Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Стихотворение "Русь" - это замечательное и знаменитое произведение, это художественное кредо поэта. По настроению "Русь" чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви!
Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном". Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы "Черный человек". Это последнее поэтическое произведение Есенина. Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:
Вот так страна!
Какого ж я рожна,
Орал, что я с народом дружен.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
И сам я здесь ни капельки не нужен.
С горы идет кpecmъянcкuй комсомол,
Наяривая под гармошку рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева- Кумача, но молодежь не знала Ходасевича, талантливого от бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности - лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их произведения читают, любят, им верят. Есенин "кровью чувств" писал свои стихотворения. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия - это его судьба. Еще раньше в стихотворении "Устал я жить в родном краю" он предрекает свое будущее:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою, уйду бродягою и вором...
А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора.
В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В "Черном человеке" он пишет трагические строки: "Друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь". Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Существует мнение, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки ("в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей") говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью. Но, тем не менее, в его поэзии мы находим такие строки:
«Много дум в тишине я продумал,
Много песен про себя сложил,
И па этой по земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
2. Тема пути, дороги в творчестве С.Есенина
Одной из главных тем в лирике С.Есенина является тема родины, России, которая развивается на протяжении всего его творчества.
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Русь предстает перед нами как нечто святое, ср.:
Гой, ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя…
(Гой, ты, Русь, моя родная,64)
Сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль бесконечна:
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал»» - Библию. Но даже желание слиться с новой жизнью не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и маю, но только лиры милой не отдам» И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
"Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Неотделим от темы и образа родной земли мотив дорожных странствий — один из важнейших в творчестве Есенина.
2.1. Тема пути, дороги в русской литературе.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого образа в лирике Есенина, рассмотрим образ дороги в творчестве других писателей. Образ пути, дороги – традиционный образ в русской литературе. Это и духовный путь, движение человеческой души, и. путешествия героев русской литературы.
Образ пути-дороги мы впервые встречаем в фольклоре, в произведениях устного народного творчества. В творчестве таких писателей как, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Некрасов, А.П. Чехов, А.Т. Твардовский, Н.Рубцов и т.д. мы также находим этот образ. Например, образ дороги в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является ключевым, странники путешествуют по бескрайним дорогам России в поисках ответа на свой вопрос.
В творчестве Н.Рубцова этот мотив является ключевым. В раннем творчестве тема дороги несла в себе возможность общения и новых встреч с людьми, то в более поздних стихотворениях от всего этого осталась только "дорожная мука", не сулящая впереди, во тьме ничего, кроме усталости и уныния. В 1970 году он пишет стихотворение «Дорожная элегия» Оно все пронизано тоской по близким и родственным душам, мучительным ощущением одиночества и утрат, того, что все дальше, все глуше". Лейтмотивом звучат начальные и завершающие слова о неизбежности расставания:
Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник.
И страшно немного
Без света, без друга
Дорога, дорога,
Разлука, разлука…
2.2.Особенности изображения образа дороги в лирике С.Есенина
Нами было рассмотрено 233 стихотворения, из них непосредственно образ дороги мы нашли в 22 стихотворениях. Хотя во многих стихотворениях поэта мотив странствия, путешествия присутствует, например,
«Проходили калики деревнями,
выпивали под окнами квасу,
у церквей пред затворами дренвими
поклонялись пречистому Спасу…»
(Калики, 54).
«Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?»
(Край ты мой заброшенный, 70)
Анализ образа пути, дороги в произведениях С.Есенина позволяет нам сделать следующие выводы.
Лирический герой в произведениях Есенина покинул отчий дом, он странствует по свету, ср.:
«Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу, меня прогонит от порога
(Устал я жить в родном краю, 129)
«А там, за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я…
Долга, крута дорога, несчетны склоны гор;
Но даже с тайной бога
Веду я тайно спор…»
(О Русь, взмахни крылами, 106)
«Опять дорогой верстовою,
Наперекор твоей беде,
Бреду и чую яровое
По голубеющей воде»
(О край дождей и непогоды, 83)
«В дорогу дальнюю, не к битве, не к покою,
Влекут меня незримые следы,
Погаснет день, мелькнув пятой златою,
И в короб лет улягутся труды…
Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
Холмы плешивые и слегшийся песок,
И пляшет сумрак в галочьей тревоге,
Согнув луну в пастушеский рожок»
(Голубень, 84)
Стихотворение «Не ругайтесь. Такое дело» написано Есениным в 1922 году, и многие исследователи отмечают, что мотив странствия, мотив дороги здесь связан с внутренним мироощущением поэта, чувством оторванности от родной почвы, веры. В какой – то момент поэт почувствовал себя чужим, посторонним, лишним в родном отечестве
«Нет любви ни к деревне, ни к городу,
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси»
(Не ругайтесь. Такое дело, 148)
Во многих стихотворениях дорога для поэта – это живое существо, Есенин обращается к дороге, просит совета, помощи, ср.:
«Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.
Грусть ты или радость теплишь?
Иль к безумью правишь бег?
Помоги мне сердцем вешним
Долюбить твой жесткий снег.
Дай ты мне зарю на дровни,
Ветку вербы на узду.
Может быть, к вратам господним
Сам себя я приведу».
(Серебристая дорога, 118)
«Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми, осина, не пыли, дорога.
Пусть несется песня к милой до порога»
(Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело, 215)
В стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы» дороге присущи действия человека: она дремлет, мечтает, ждет, ср.:
«Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось»
(Нивы сжаты, рощи голы, 115)
В некоторых стихотворениях образ дороги тесно связан с образами странников, богомольцев, ср.:
«Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный»
(Шел господь пытать людей в любови, 58)
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли богом
Стучит берестяной клюкой
(Не ветры осыпают пущи, 60)
«По дороге идут богомолки,
Под ногами полынь да комли.
Раздвигая щипульные колки,
На канавах звенят костыли»
(По дороге идут богомолки,69)
С.Есенин поэтизирует образ дороги, относится к ней с нежностью, часто употребляет различные эпитеты: дорога у него белая, серебристая, желтая – вся наполнена теплом и солнцем, тропинка не кривая, а кривенькая.
По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.
Распевали про любимые
Да последние деньки:
«Ты прощай, село родимое,
Темна роща и пеньки»
( По селу тропинкой кривенькой, 62)
По стилю это стихотворение близко к народным песням, фольклору.
В стихотворениях более позднего периода образ дороги мрачный, наполненный грустью, тоской. Это связано с внутренним состоянием поэта, с его душевными переживаниями, ощущениями ненужности своей родине, ср.:
«Вижу сон. Дорога черная.
Белый конь. Стопа упорная.
И на этом на коне
Едет милая ко мне.
Едет, едет милая,
Только нелюбимая»
(Вижу сон. Дорога черная, 202)
«Тяжко и горько мне…
Кровью поют уста…
Снеги, белые снеги –
Покров моей родины –
Рвут на части.
На кресте висит
Ее тело,
Голени дорог и холмов
Перебиты…»
(Сельский часослов, 306)
Помимо этого, в зрелом творчестве С.Есенина появляется мотив прожитой жизни, пройденного пути, поэт как бы оглядывается назад, думая о скоротечности жизни, вспоминая свое детство, юность.
«И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь»
(В том краю, где желтая крапива, 76)
«Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок»
(Мне грустно на тебя смотреть, 179)
Здесь исследователи отмечают взаимосвязь образа пути, дороги с темой ухода и возвращения: поэт подобно евангельскому блудному сыну вновь вернется на свою дорогу, к Отчему дому.
2.3.Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога»
Поподробнее остановимся на одном из стихотворений, где появляется образ дороги.
«О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба – старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины…
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого – то нет, и тонкогубый ветер
О ком – то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому – то пятками уже не мять по рощам
Щербленный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров»( О красном вечере задумалась дорога, 81)
Это стихотворение было написано в 1916 году и принадлежит уже к периоду творческой зрелости Есенина (хотя поэту не исполнился еще двадцать один год). Образ дороги появляется уже в первых строчках. У Есенина в этом стихотворении образ дороги неразрывно связан с темой родного дома— со всем тем, что оставил он в родном краю и о чем не мог забыть: и кусты рябины, и избу – старуху, и пахучий мякиш тишины. Второе четверостишие, на наш взгляд, имеет очень большое значение. Автор говорит об особой поре, столь знакомой деревенскому жителю: поздняя осень, холод, когда мечтается о теплой избе и запахе домашнего хлеба. Здесь же появляется и образ “желтоволосого отрока”, с интересом смотрящего “сквозь синь стекла... на галочью игру”. Быть может, Есенин вспомнил себя, только на пять-шесть лет моложе, представил свои полудетские впечатления. Следующие строчки привносят в стихотворение элемент таинственности. О ком же шепчет “тонкогубый ветер”, кто сгинул в тумане осенней ночи? Мы думаем, что в этом произведении речь идет о вечном движении жизни, о невозможности вернуться к себе прежнему, тому самому “желтоволосому отроку”: Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы.
Заключение
Таким образом, проанализировав лирику С.А.Есенина и остановившись на рассмотрении образа пути, дороги в его творчестве, мы можем сделать следующие выводы.
Непосредственно образ дороги встречается не так часто, хотя мотив странствия в стихотворениях поэта является одним из основных.
Чаще всего образ дороги дается в своем прямом значении: лирический герой, путники, богомольцы странствуют по дорогам России.
Наряду с этим в произведениях образ дороги дается в значении «пройденный жизненный путь». Этот мотив также является одним из основных в творчестве С.Есенина и связан с темой смерти, одиночества.
Стихотворения, в которых появляется образ дороги полны лиризма, нежности. Дорога неразрывно связана с жизнью природы и человека.
Образ дороги изменяется на протяжении всего творчества С.А.Есенина, если в ранней лирике он наполнен теплом и светом, то в поздних произведениях появляются более мрачные краски.
Список используемой литературы
1. Базанов В.Г. С.Есенин и крестьянская Россия. М., «Советский писатель», 1982.
2. Бельская Л.Л. Песенное слово: поэтический мир С.Есенина. М., 1990.
3.
Есенин
С.А. Собрание сочинений в трех томах. Том
4. Зайцев В.А. Николай Рубцов. М., изд. МГУ, 2002.
5. Овчинников Д.А. Певец России: Очерк творчества С.Есенина. Тула, 1992.
6. Марченко А.М. Поэтический мир С.Есенина. М., 1989.
7. Русская литература. Большой учебный справочник, М., «Дрофа», 1999.
8. Солнцева Н.М. С.Есенин. М., 1997.
9. Хализев В.Е. Теория литературы, М., «Высшая школа», 2004.
11. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М., 1956.