Оглавление:


1. Государственный кредит, его сущность, необходимость и форма организации  3

2. Тесты.. 5

3. Практическая часть. 7

Задание 1. 7

Задание 2. 13

Задание 3. 14

Задание 4. 15

Задание 5. 16

Задание 6. 21

Список литературы.. 36

 

1. Государственный кредит, его сущность, необходимость и форма организации

Государственный кредит является важным звеном централизованных финансов. Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кре5дитора или гаранта.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений, сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционна распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов бюджетных средств.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени и при благоприятных обстоятельствах может быть даже снижено.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национально производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюджетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории: очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность  привлечения ресурсов; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

2. Тесты

1. Какие применяются способы предоставления бюджетных средств:

А) бюджетное финансирование, бьюджетные дотации;

Б) бюджетное финансирование, бюджетные кредиты и ссуды;

В) бюджетные кредиты и ссуды, бюджетные субсидии;

Г) бюджетное финансирование, бюджетные субвенции.

2. В чем особенности обязательного страхования:

А) осуществляется на основе интересов государства при неблагоприятных природных событиях;

Б) применяется автоматически в силу закона;

В) используется в интересах страховщика и страхователя;

Г) действует на основании закона.

3. Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для финансирования строго целевого мероприятия – это:

А) дотации;

Б) отчисления от налогов;

В) субвенции;

Г) трансферты.

4. В какой из классификаций Федерального бюджета выделяется раздел «Национальная оборона»:

А) экономической;

Б) ведомственной;

В) функциональной;

Г) воспроизводственной.

5. В чем экономическая сущность амортизации:

А) денежная форма перечисленной на продукцию части стоимости основных фондов;

Б) процес постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их износа на производимую продукцию, превращение её в денежную форму и накопление ресурсов для последующего воспроизводства основных фондов;

В) часть стоимости прибавочного труда.

6. Наибольший удельный вес расходов на социальную сферу в общем объёме расходов характерен для:

А) федерального бюджета;

Б) территориальных бюджетов;

В) отраслевых внебюджетных фондов;

Г) Фонда финансовой поддержки региона.

3. Практическая часть.

Исходные данные для анализа приведены в таблице 1:

Таблица №1

Данные о динамике статьях бюджетных показателей

Статья расходов бюджета

2006

2007

2008

2009

2010

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Государственное управление

13,6646

14,5862

15,8693

18,2392

19,7512

Судебная власть

59,8619

78,4608

88,328

95,8647

106,8392

Международная деятельность

18,5336

38,9677

56,2014

41,6238

46,3417

Расходы бюджета

4270,11

5463,5

6570,3

7451,2

8089,9

Валовый внутренний продукт

24380

31220

34870

39480

44470

Инфляция, %

9,00

8,00

7,00

6,50

6,00


Задание 1. Рассчитать по данным таблицы удельный вес каждого из направлений расходов в расходах в целом, а также каждого из видов расходов в отдельности в целом относительно ВВП. Кроме того, рассчитать темпы прироста указанных в строке показателей. Вставить полученные данные в таблицу для анализа:

Для расчёта удельного веса отдельной статьи расходов в совокупных расходах бюджета воспользуемся следующей формулой:

Рассчитаем удельный вес приведенных статей расходов бюджетов расходах бюджета в целом:

-       государственное управление:

;

;

;

;

;

-       судебная власть:

;

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

.

Данные сведем в таблицу № 2:

Таблица 2

Данные о расходах бюджета на 2006-2010 гг

Статья расходов бюджета

2006

2007

2008

2009

2010

млрд. руб.

уд.вес, %

млрд. руб.

уд.вес, %

млрд. руб.

уд.вес, %

млрд. руб.

уд.вес, %

млрд. руб.

уд.вес, %

Государственное управление

13,6646

0,32

14,5862

0,27

15,8693

0,24

18,2392

0,24

19,7512

0,24

Судебная власть

59,8619

1,40

78,4608

1,44

88,3280

1,34

95,8647

1,29

106,8392

1,32

Международная деятельность

18,5336

0,43

38,9677

0,71

56,2014

0,86

41,6238

0,56

46,3417

0,57

Расходы бюджета

4270,10

100

5463,5

100

6570,3

100

7451,2

100

8089,9

100

Валовой внутренний продукт

24380


31220


34870


39480


44470


Инфляция, %

9,00


8,00


7,00


6,50%


6,00%




Рассчитаем отношение расходов в общем объёме ВВП:

-       государственное управление:

;

;

;

;

;

-       судебная власть:

;

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

;

-       расходы бюджета:

;

;

;

;

.



Данные расчётов сведем в таблицу № 3:

Таблица №3

Структура статей расходов (в % к ВВП)

Статья расходов бюджета

2006

2007

2008

2009

2010

% к ВВП

% к ВВП

% к ВВП

% к ВВП

% к ВВП

Государственное управление

0,06

0,05

0,05

0,05

0,04

Судебная власть

0,25

0,25

0,25

0,24

0,24

Международная деятельность

0,08

0,12

0,16

0,11

0,10

Расходы бюджета

17,51

17,50

18,84

18,87

18,19


Рассчитаем темпы прироста приведенных показателей, для расчёта воспользуемся методом цепных подстановок:

-       государственное управление:

;

;

;

;

-       судебная власть:

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

-       расходы бюджета:

;

;

;

.


-       ВВП:

;

;

;

.

Данные сведем в таблицу № 4:

Таблица №4

Темпы прироста отдельных статей расходов бюджета

Статья расходов бюджета

2007

2008

2009

2010

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Государственное управление

6,74%

8,80%

14,93%

8,29%

Судебная власть

31,07%

12,58%

8,53%

11,45%

Международная деятельность

110,25%

44,23%

-25,94%

11,33%

Расходы бюджета

27,95%

20,26%

13,41%

8,57%

ВВП, трлн. Руб.

28,06%

11,69%

13,22%

12,64%


Рассчитаем темпы прироста приведенных показателей, для расчёта воспользуемся базисным методом, в качестве базы возьмем данные 2006 года:

-       государственное управление:

;

;

;

;

-       судебная власть:

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

-       расходы бюджета:

;

;

;

.


-       ВВП:

;

;

;

.

Данные сведем в таблицу № 5:

Таблица №5

Темпы прироста отдельных статей расходов бюджета

Статья расходов бюджета

2007

2008

2009

2010

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Государственное управление

6,74

16,13

33,48

44,54

Судебная власть

31,07

47,55

60,14

78,48

Международная деятельность

110,25

203,24

124,59

150,04

Расходы бюджета

27,95

53,87

74,50

89,45

ВВП, трлн. Руб.

28,06

43,03

61,94

82,40

Инфляция, %

-11,11

-22,22

-27,78

-33,33


Задание 2. Проведем сравнительный анализ темпов прироста обозначенных в таблице расходов и расходов бюджета в целом. Сделать вывод о тенденциях развития государственного финансирования указанных направлений в национальной указанных направлений в национальной хозяйственной системе.

При расчёте темпов прироста показателей за базу были взяты данные 2006 г.

По данным таблицы 4 можно сделать следующие выводы:

-       государство планирует расширить финансирование социального сектора, так в 2007 г. расходы на государственное управление по сравнению с 2006 г. возрастут на 6,74%, а к 2010 г. возрастут на 44,54% по сравнению с базисным годом;

-       расходы на судебную власть в 2007 г. Увеличатся по сравнению с 2006 г. на 31,07%, а в 2008 г. на 47,55%. Правительство планирует и дальше увеличивать расходы в данном направлении, так в 2009 г. по сравнению с 2006 г. они возрастут на 60,14%, а к 2010 г. на 78,48%;

-       государство планирует увеличивать расходы бюджета направляемые на международную деятельность, так в 2007 по сравнению с 2006 г. они увеличились на 110,25%,  в 2008 г. – на 203,24%. К 2010 г.  их увеличение составит 250,04 от уровня 2006 г.

Такое увеличение перечисленных статей произойдет за счёт увеличения расходов бюджета в целом. Если в 2007 г. расходы бюджета увеличились на 27,95% по сравнению с 2006 г., то в 2010 г. их увеличение составит 89,95%.

Также планируется увеличение ВВП, его темпы прироста за весь анализируемый период составят 82,40%.

Таким образом, Правительство РФ планирует расширение финансирования анализируемых статей расходов в общих расходах бюджета.

Задание 3. Оценить изменение доли бюджетных расходов относительно ВВП.

Изменение доли бюджетных расходов относительно ВВП носит следующий характер:

-       доля расходов на социальную политику в общем весе ВВП постепенно увеличивается, так в 2010 г. она составит 0,96%, что на 0,28% больше, чем в 2007 г.;

-       доля статьи расходов на образование имеет неоднородную тенденцию динамики, так если в 2005 г. расходы по данной статье составляли 0,72%, в 2007 г. – 0,89%, а в 2010 их доля сократится по сравнению с 2007 г. на 0,12% и составит 0,77% от ВВП;

-       расходы на здравоохранение в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличились вдвое. Их доля относительно ВВП составила в 2006 г. 0,61%. Так государство планирует удерживать социальные расходы на данном уровне. В 2007 г. их доля в ВВП составила 0,66%, а в 2010 г. – 0,62%.

Расходы бюджета относительно ВВП в 2006 г. составляли 16,28%, в 2007 г. – 17,50%, в 2008 г. их доля планируется на уровне 18,84%. В дальнейшем Правительство РФ планирует поддерживать этот уровень в пределах 18%. Так в 2010 г. она составит 18,19%.

Рисунок 4. Структура расходов бюджета (% к ВВП)

Задание 4. Сравнить динамику (темпы приростов) бюджетных расходов в целом и по отдельным статьям с динамикой ВВП. Сделать вывод об изменении приоритетов государственного финансирования в указанных направлениях.

Таким образом, по трём приведенным статьям расходов бюджета Правительство РФ планирует увеличение финансирования.

Расходы бюджета возрастут практически вдвое и составят в 2010 г. 189,95% от уровня 2006 г.

С другой стороны доля перечисленных расходов в объёме ВВП сохраняет стабильный характер и колеблется в пределах 18% (в 2010 г. -  18,19%).

Это говорит о том, что увеличение финансирования статей расходов бюджета не должно повлиять на их общий объём в общественном воспроизводстве, а следовательно не приведет к его увеличению, что не повлечет дополнительных изысканий для покрытия данных расходов, а следовательно не повлияет на уровень инфляции и не создаст дополнительного налогового бремени у налогоплательщиков или дополнительных обязательств государства, так как все расходы в равной степени будут подтверждены вновь созданной стоимостью (ВВП).

Задание 5. Сопоставим полученные данные с инфляцией для получения реальных показателей изменения тенденций государственного финансирования.

Для этого разделим номинальное значение показателя, рассчитанное методом цепной подстановки на темп роста инфляции (для целесообразности формирования выводов воспользуемся накопленной инфляцией за период 2006 – 2010 гг):

-       государственное управление:

;

;

;

;


-       судебная власть:

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

-       расходы бюджета:

;

;

;

.


-       ВВП:

;

;

;

.


Данные сведем в таблицу № 6:

Таблица №6

Реальные темпы прироста статей расходов бюджета

Статья расходов бюджета

2007

2008

2009

2010

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Государственное управление

5,73%

6,98%

11,13%

5,83%

Судебная власть

26,39%

9,98%

6,36%

8,05%

Международная деятельность

93,66%

35,11%

-19,34%

7,97%

Расходы бюджета

23,74%

16,08%

9,99%

6,03%

ВВП, трлн. Руб.

23,83%

9,28%

9,86%

8,89%


Рассчитаем реальные темпы прироста показателей, рассчитанные на основе базисного метода:

-       государственное управление:

;

;

;

;



-       судебная власть:

;

;

;

;

-       международная деятельность:

;

;

;

;

-       расходы бюджета:

;

;

;

;


-       ВВП:

;

;

;

.


Данные сведем в таблицу № 7:

 

 

Таблица №7

Реальные темпы прироста статей расходов бюджета

Статья расходов бюджета

2007

2008

2009

2010

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Темп прироста, %

Государственное управление

5,73%

12,81%

24,96%

31,32%

Судебная власть

26,39%

37,75%

44,83%

55,19%

Международная деятельность

93,66%

161,35%

92,87%

105,52%

Расходы бюджета

23,74%

42,77%

55,53%

62,91%

ВВП, трлн. Руб.

23,84%

34,16%

46,17%

57,95%


Рассчитаем отношение расходов бюджета в реальных ценах к общему объёму ВВП и реальный ВВП путем деления номинального показателя на коэффициент (темп роста) инфляции (накопленной). Данные сведем в таблицу № 8:

Таблица №8

Структура расходов бюджета в реальных ценах (% к ВВП)

Статья расходов бюджета

2006

2007

2008

2009

2010

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Социальная политика

0,0004%

0,0003%

0,0003%

0,0003%

0,0004%

Образование

0,0019%

0,0018%

0,0018%

0,0016%

0,0021%

Здравоохранение

0,0006%

0,0009%

0,0011%

0,0007%

0,0009%

Расходы бюджета

14,88%

13,89%

14,05%

13,27%

12,07%


Характер изменения анализируемых показателей, запланированные Правительством РФ в реальном выражении носят аналогичную тенденцию, что и в номинальном, представим динамику графически на рисунке ?:

Рисунок Динамика структуры расходов бюджета

Так, если в номинальном выражении расходы бюджета возрастут на 89,45%, то в реальном на 62,91% или на 26,54% их рост  ниже, чем номинальный. То есть в 2010 г. расходы бюджета возрастут на 62,91% в ценах 2006 г.

Аналогичная ситуация наблюдается по перечисленным статьям расходов:

-       расходы на государственное управление в ценах 2006 г. увеличатся на 31,32%;

-       расходы на судебную власть – 55,19%

-       расходы на международную деятельность на 105,52%;

-       ВВП – 57,95%.

Накопленный темп прироста инфляции за анализируемый период в целом составит 42,20%.

Задание 6. Сформировать окончательный вывод об уровне развития национальной хозяйственной системы, об изменении государственного финансирования и о возможных тенденциях развития бюджетного финансирования.

Структура приведенных статей расходов федерального бюджета в разрезе разделов  функциональной классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2006 – 2010 гг остается достаточно стабильной.

Предварительное распределение расходов федерального бюджета является результатом выверки и согласования позиций с субъектами бюджетного планирования и включает объем расходных обязательств, поддержанных или зарезервированных к включению в федеральный бюджет на заседаниях рабочей группы (подкомиссии) по бюджетным вопросам Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу (протокол №1 от 1 марта 2007 г., протокол №2 от 17 марта 2007 г.).

Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 7 998,7 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и  103,5 процента. 

Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.

В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу  "Общегосударственные вопросы" характеризуются следующими данными:

Показатели

2007

(закон)

Проект бюджета:

2008

2009

2010

Общий объем, млрд.руб.

808,2

899,7

976,4

1042,3

Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, %

14,8

13,7

13,1

12,9

Прирост к предыдущему году, млрд.руб


91,5

76,7

65,9

Прирост к предыдущему году, %


11,3

8,5

6,7

Рост к уровню 2007 года, %

100,0

111,3

120,8

129,0


Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы:

(в процентах к общему объема расходов по разделу)

Подразделы

2007

(закон)

Проект бюджета:

2008

2009

2010

Функционирование Президента Российской Федерации

0,8

0,8

0,9

0,9

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

0,8

0,8

0,8

0,9

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

0,2

0,2

0,2

0,2

Судебная система

9,5

9,8

9,8

10,3

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

22,2

22,1

21,7

20,9

Обеспечение проведения выборов и референдумов

1,6

0,4

0,3

0,4

Международные отношения и международное сотрудничество

5,0

7,0

4,8

4,7

Государственный материальный резерв

8,4

7,7

7,1

7,1

Фундаментальные исследования

6,2

6,5

7,1

8,1

Обслуживание государственного и муниципального долга

20,3

20,9

21,8

23,7

Резервные фонды

0,6

0,5

0,5

0,5

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

0,6

1,6

1,4

2,5

Другие общегосударственные вопросы

23,5

22,1

23,6

20,0

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0

100,0


По данному разделу бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а также на реализацию инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевые  программы, составляют:

 на 2008 год  -   40,5  млрд. рублей,

на 2009 год  -    38,5  млрд. рублей,

на 2010 год  -    38,1  млрд. рублей.

В рамках указанного раздела предполагается финансирование таких федеральных целевых программ как: "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» (7,6 млрд. рублей, 8,4 млрд.рублей, 10,9 млрд.рублей, соответственно),      «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» (1,2 млрд.рублей, 1,4 млрд.рублей, 1,1 млрд.рублей, соответственно)  "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 -2010 годы"      (0,4  млрд. рублей, 0,4 млрд.рублей, 0,3 млрд.рублей, соответственно), "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы (проект),  а также федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Кроме того, будет осуществляться финансирование строительства и реконструкции зданий и сооружений федеральных органов государственной власти, объектов фундаментальной науки.

Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению деятельности Президента Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации: "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе", "Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации", "Об Администрации Президента Российской Федерации" и другими.

В их составе предусмотрены средства на:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации в объеме 34,4  млн.рублей в 2008 году (на 6,2% выше уровня 2007 года), 35,3 млн.рублей в 2009 году и 36,2 млн.рублей в 2010 году;

обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации в объеме 3137,0 млн.рублей в 2008 году (на 13,9% выше уровня 2007 года), 3514,9 млн.рублей в 2009 году и 3855,8 млн.рублей в 2010 году;

обеспечение деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в объеме 1057,0 млн.рублей в 2008 году (на 16,5% выше уровня 2007 года), 1177,4 млн.рублей в 2009 году и 1295,5 млн.рублей в 2010 году;

обеспечение аппарата Управления делами Президента Российской Федерации в объеме 887,9 млн.рублей в 2008 году (на 10,7% выше уровня 2007 года), 981,3 млн.рублей в 2009 году и 1066,3 млн.рублей в 2010 году;

государственную поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, в объеме 1500,0 млн.рублей в 2008 году (на 20,0% выше уровня 2007 года), 2000,0 млн.рублей в 2009 году и 2000,0 млн.рублей в 2010 году;

Рост бюджетных расходов на эти цели обусловлен:

увеличением ассигнований на денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и денежное содержание государственных гражданских служащих на 375,2 млн.рублей в 2008 году, 326,2 млн.рублей в 2009 году и 293,1 млн. рублей в 2010 году;

увеличением других ассигнований на обеспечение деятельности Президента Российской Федерации на 475,6 млн. рублей в 2008 году, 821,0 млн.рублей в 2009 году и 292,9 млн.рублей в 2010 году.

Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению деятельности Федерального Собрания Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

В их составе предусмотрены ассигнования на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников (без расходов на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в избирательных округах и субъектах Российской Федерации):

депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  в объеме 1532,2 млн.рублей в 2008 году (на 13,8% выше уровня 2007 года), 1764,2 млн.рублей в 2009 году и 1950,4 млн.рублей в 2010 году;

члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации  в объеме 538,0 млн.рублей в 2008 году, 640,6  млн.рублей в 2009 году и 719,8  млн.рублей в 2010 году;

аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в объеме 3187,7 млн.рублей в 2008 году (на 12,5% выше уровня 2007 года), 3594,2 млн.рублей в 2009 году и 3889,8 млн.рублей в 2010 году;

аппарат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в объеме 1891,2 млн.рублей в 2008 году (на 14,0% выше уровня 2007 года), 2047,2 млн.рублей в 2009 году и 2248,3 млн.рублей в 2010 году.

Рост бюджетных расходов на эти цели обусловлен:

увеличением ассигнований на денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации и денежное содержание государственных гражданских служащих на 440,2 млн.рублей в 2008 году, 580,4 млн.рублей в 2009 году и 448,7 млн. рублей в 2010 году;

увеличением других ассигнований на обеспечение деятельности депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников на 273,4 млн. рублей в 2008 году, 316,4 млн.рублей в 2009 году и 314,5 млн.рублей в 2010 году, в том числе выделением дополнительных ассигнований на приобретение, модернизацию и расширение состава средств вычислительной техники на 2008 год  в сумме 118,6 млн. рублей и на 2009 и 2010 годы, соответственно, 35,0 млн. рублей и 60,0 млн. рублей.

Расходные обязательства по обеспечению деятельности Правительства Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Их увеличение в основном обусловлено повышением денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации и денежного содержания государственных служащих (в 2008 году – на 126,8 млн.рублей., в 2009 году – на 89,8 млн.рублей, в 2010 – на 98,3 млн. рублей) и иных расходов на обеспечение деятельности Аппарата Правительства Российской Федерации (в 2008 году – на 61,2 млн.рублей., в 2009 году – на 235,5 млн.рублей, в 2010 – на 62,5 млн. рублей), в том числе – выделением дополнительных ассигнований в сумме 7,4 млн. рублей на информационные услуги и на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. № 999 "О Комиссии по вопросам улучшения социально-экономического положения в Южном федеральном округе" (организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии).

Кроме того, предусмотрены дополнительные ассигнования, связанные со структурными изменениями в Аппарате Правительства Российской Федерации, в 2008 году – 46,4 млн. рублей, в 2009 году – 57,2 млн. рублей и в 2010 году – 62,1 млн. рублей.

Расходные обязательства Российской Федерации в сфере судебной системы определяются следующими  законодательными и нормативными правовыми актами:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации";

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

постановление  Правительства Российской  Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы".

В их составе предусмотрены средства на:

обеспечение деятельности судебной системы в объеме 80,7 млрд.рублей в 2008 году (на 10,2% выше уровня 2007 года), 87,5 млрд.рублей в 2009 году и 96,0 млрд.рублей в 2010 году;

реализацию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" в части прочих расходов в объеме 1177,9 млн.рублей в 2008 году (на 13,4% выше уровня 2007 года), 1248,3 млн. рублей в 2009 году и 2334,1 млн.рублей в 2010 году, в рамках которой предусмотрены мероприятия по обеспечению открытости и прозрачности правосудия путем информатизации судов и обеспечению безопасности и охраны зданий судов.

Увеличение бюджетных ассигнований на эти цели обусловлено в основном:

увеличением заработной платы (с начислениями) судьям, в связи с индексацией должностных окладов судей по уровню роста потребительских  цен с 1 июля 2008 года на 7% и с 1 июля 2009 года на 6,8% и с 1 января 2010 года на 6,5% - всего на сумму 1270,0 млн.рублей в 2008 году, 3840,8 млн.рублей в 2009 году, 7854,3 млн.рублей в 2010 году, 

и соответствующим увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям на сумму 26,5 млн.рублей в 2008 году, 80,6 млн.рублей в 2009 году, 164,4 млн. рублей в 2010 году.

Расходные обязательства Российской Федерации в сфере международных отношений и международного сотрудничества определяются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 764 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих";

постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 642 "О межгосударственной телерадиокомпании "Мир";

Указ Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 г. № 1771 "О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями";

постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 400 "Об утверждении нормативов размещения представительств Российской Федерации в иностранных государствах, федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов Российской Федерации и их сотрудников за рубежом";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 г. № 401 "Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 644 "О порядке оказания помощи иностранным  государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций";

постановление   Правительства   Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 1451 "О комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций";

постановление  Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 980 "О компенсации произведенных за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с эвакуацией граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций";

отдельные решения Правительства Российской Федерации о проведении мероприятий федерального значения, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Кроме того, расходные обязательства, исполняемые по данному подразделу, обусловлены международными договорами и соглашениями с участием Российской Федерации, в том числе:

Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года;

Конвенцией государств-участников СНГ "О Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ" от 26 мая 1995 года;

Соглашением государств-участников СНГ о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 12-25 декабря 1991 года;

Договором   об  учреждении  Евразийского  экономического  сообщества  от 10 октября 2000 года;

Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года;

Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 год;

иными межгосударственными и межправительственными договорами и соглашениями о сотрудничестве с иностранными государствами, вступлении, присоединении Российской Федерации к международным организациям, а также участием Российской Федерации в инициативах "Группы восьми".

В связи с внесением изменений в Бюджетную классификацию Российской Федерации в указанном подразделе учитываются ассигнования, ранее предусматриваемые в самостоятельном подразделе "Международная экономическая и гуманитарная помощь" на 2008 год в сумме 171,0 млн. рублей, 2009 год - 172,6 млн. рублей, 2010 год - 162,0 млн. рублей.

Ассигнования на оказание международной экономической и гуманитарной помощи выделяются в соответствии с отдельными решениями, принимаемыми в установленном порядке Правительством Российской Федерации.

Снижение их объемов в 2008 и 2010 году по сравнению с уровнем предыдущего года обусловлено уточнением прогнозируемого курса доллара США на данный период.

В составе подраздела также предусмотрены бюджетные ассигнования на:

выплату взносов Российской Федерации в бюджеты свыше 200 международных организаций на общую сумму 17,5 млрд. рублей в 2008 году, 18,2 млрд. рублей в 2009 году и 18,9 млрд. рублей в 2010 году, в том числе по перечислению долевых взносов в бюджет Союзного государства, а также на содержание межгосударственных структур, созданных государствами - участниками СНГ, и обеспечение сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества в 2008 году в сумме 4,6 млрд. рублей, в 2009 году – 5,0 млрд. рублей, в 2010 году – 5,7 млрд. рублей;

обеспечение деятельности более 400 представительств федеральных государственных органов и учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации,  на общую сумму по 9,5 млрд. рублей в 2008 году и в 2009 году и 9,8 млрд. рублей в 2010 году;

строительство, реконструкцию и приобретение в общем количестве 96 объектов общегражданского назначения за пределами территории Российской Федерации в объеме 3,0 млрд. рублей в 2008 г., 3,2 млрд. рублей в 2009 г. и 4,1 млрд. рублей в 2010 году;

оказание государственной поддержки 30,0 млн. человек соотечественников, проживающих за рубежом, на общую сумму  406,7 млн. рублей в 2008 году, 406,7 млн. рублей в 2009 году и 483,1 млн. рублей в 2010 году;

мероприятия по оценке недвижимости, признанию прав и регулированию отношений по собственности Российской Федерации за пределами ее территории на общую сумму 54,2 млн. рублей в 2008 г., 54,5 млн. рублей в 2009 г. и 55,8 млн. рублей в 2010 году;

мероприятия федерального значения, связанные с внешнеэкономической деятельностью, на общую сумму 427,5 млн. рублей в 2008 г., 418,5 млн. рублей в 2009 г. и 405,0 млн. рублей в 2010 году;

взнос в уставный капитал ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» в объеме 2,5 млрд. рублей в 2008 году, 2,5 млрд. рублей в 2009 году.

         В среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение тенденции роста бюджетных ассигнований на указанные цели, поскольку дипломатические усилия по обеспечению международной стабильности должны подкрепляться весомыми финансово-экономическими рычагами. Эти ресурсы в целом позволят реализовать приоритеты государственной политики, направленные на активизацию международного сотрудничества в рамках председательства России в ряде международных организаций и форумов, взаимодействие с российской диаспорой, поддержку и защиту прав соотечественников за рубежом, восстановление престижа и конкурентоспособности отечественной дипломатической службы. В частности увеличение бюджетных ассигнований  обусловлено:

ростом ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации (на общую сумму 20,9 млн. рублей в 2008 году, 33,3 млн. рублей в 2009 году, 337,5 млн. рублей в 2010 году);

расширением масштабов оказания помощи развитию беднейших развивающихся стран и государств Содружества Независимых Государств, на предоставление гуманитарной помощи на двухсторонней и многосторонней основах, а также выполнение финансовых обязательств в рамках "Группы восьми" (на 105,5  млн.рублей в 2008 году, 70,4 млн.рублей в 2009 году);

резервированием средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ЗАО "Росэксимбанк", осуществляемым на цели поддержки экспорта российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг), на общую    сумму 2277,9 млн. рублей, в том числе 414,4 млн. рублей  в 2008 году, 662,9 млн. рублей в 2009 году и 1 200,6 млн. рублей в 2010 году;

необходимостью завершения строительства и реконструкции ранее начатых объектов, учитывая изменения стоимости строительства и реконструкции, в том числе связанные с ужесточением требований по безопасности дипломатических представительств России за пределами ее территории;

а также внесением в 2008 году 15,5 млрд. рублей на взнос в уставной капитал Евразийского банка развития.

Список литературы


1.     Поляк Г. Б. Финансы: Учебник, М., ЮНИТИ, 2007 г.

2.     www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ.

3.     www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»