СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


1. Общие положения последствий продажи товаров ненадлежащего качества…4


2. Договор, как основание для предъявления потребителем требований устранить нарушения………………………………………………………………11


Заключение………………………………………………………………………...20


Список использованной литературы…………………………………………..21


Введение

Цель данной работы: описать последствия продажи товаров ненадлежащего качества.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. рассматриваются общие положения последствий продажи товаров ненадлежащего качества;

2. договор, как основание для предъявления потребителем требований устранить нарушения.

При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, следует руководствоваться статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 18 Закона «О защите прав потребителей». При этом статья 18 Закона «О защите прав потребителей» применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору предъявить любое требование из предусмотренных в настоящих статьях. Согласно пункту 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать замены такого товара только в случае обнаружения существенных недостатков. В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вправе потребовать расторжения договора купли-продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству. Учитывая это, положение статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», предусматривающее возможность предъявления требований о расторжении договора в отношении технически сложных товаров только в случае выявления существенных недостатков, применяться не должно.

1. Общие положения последствий продажи товаров ненадлежащего качества

Статья 18 «Закона о защите прав потребителей» определяет права потребителя в случае продажи товара ненадлежащего качества (в первой редакции - с недостатками). В тексте Закона эти понятия применяются как равнозначные. Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных требований по своему усмотрению при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила были сделаны три исключения, два из которых связаны с характером товара, а одно со спецификой продавца.

Первое - в отношении технически сложных товаров, перечень которых должен быть утвержден Правительством РФ. В редакции Закона 1996 г. было предусмотрено серьезное нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, либо расторгнуть договор купли-продажи, недостаточно наличия простого недостатка. Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные в статье требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.

Перечень технически сложных товаров, которые могут быть заменены лишь при наличии существенного недостатка, утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. Перечень включает: автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины автоматические, персональные компьютеры с основными периферийными устройствами, тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы. 1

Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ абзац восьмой п. 1 ст. 18 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей два изменения. Первое - установленные этим абзацем правила распространены, кроме технически сложных, также и на дорогостоящие товары. Таким образом, в этой части Закон приведен в соответствие с ГК. Второе - из числа требований, для удовлетворения которых требуется наличие существенного недостатка, исключено требование, предусмотренное абзацем шестым п. 1 ст. 18 - расторжение договора. Следовательно, наличие существенного недостатка необходимо лишь для удовлетворения требования о замене указанных товаров, а для расторжения договора достаточно обычного недостатка. С точки зрения автора такое решение не является бесспорным. Анализ ст. 475 и 503 ГК в их взаимосвязи позволяет сделать вывод: ГК исходит из правила о том, что для расторжения договора (отказа от исполнения договора) купли-продажи технически сложных или дорогостоящих товаров необходимо наличие существенного недостатка. Однако в силу п. 5 ст. 475 ГК из этого правила законом могут быть сделаны исключения, что и было реализовано Федеральным законом N 212-ФЗ.

Вторым исключением из объема прав потребителя, установленных ст. 18 в редакции 1996 г., является правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть удовлетворено лишь с согласия продавца. 1

Комиссионный магазин осуществляет продажу гражданам товаров, принятых им на комиссию, на основании договора розничной купли-продажи. Поэтому к отношениям между магазином и продавцом применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие этот вид договора, и, прежде всего, нормы ГК и Закона.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 26 Закона, эти отношения регулируются упомянутыми Правилами комиссионной торговли (Правила), которые устанавливают некоторые особенности такой купли-продажи.

Следует указать, что в части, не урегулированной Правилами, комиссионная торговля регламентируется Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55. Правила (п. 17 в редакции постановления Правительства РФ от 12 октября 1999 г. N 1143) устанавливают, что в случае продажи товара, в отношении которого, согласно действующему порядку, должна быть предоставлена информация об обязательном подтверждении соответствия установленным требованиям, о сроках годности или службы, но она отсутствует, комиссионер (продавец) обязан предоставить покупателю информацию об указанных обстоятельствах.

Рассматриваемая норма соответствует п. 2 ст. 10 Закона, который относит указанные сведения к обязательной информации и не содержит никаких исключений для комиссионных магазинов. К этому юридическому аргументу следует добавить, что упомянутая информация непосредственно связана и направлена на обеспечение безопасности покупателя. Товары, не имеющие указанной информации, а также другой обязательной информации, не должны приниматься на комиссию, так как рядом статьей Закона продажа таких товаров запрещена (ст. 5, 7), а за нарушение запрета установлена соответствующая ответственность.

При продаже товара с гарантийным сроком покупатель имеет право требовать передачи ему документов, подтверждающих право на использование оставшегося гарантийного срока (п. 28 Правил).

Напомню, что ГК в соответствующем случае (п. 3 ст. 503) предусматривает право покупателя вместо предъявления иных требований отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Представляется, что в практическом плане все три формулировки являются идентичными и объективно означают право покупателя на прекращение договорных отношений. Абзац восьмой п. 29 Правил (об удовлетворении некоторых требований покупателя с согласия комиссионера) применению не подлежит в соответствии с упомянутыми изменениями, внесенными Федеральным законом N 212-ФЗ.

Третье исключение, предусмотренное редакцией Закона 1996 г., касается товаров, на которые установлен срок годности. В соответствии с характером этих товаров (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и др.) потребитель вправе потребовать замены их на товар надлежащего качества или возврата уплаченной суммы, т.е. по существу, расторжения договора. Замена возможна на такой же товар или другой. На эти товары распространяются общие правила, связанные с расторжением договора (возврат недоброкачественного товара, возмещение убытков и др.). Согласно ст. 503 ГК, потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены. Вместе с тем не может практически применяться право требовать безвозмездного устранения недостатков. Потребитель не может обратиться к организации, выполняющей функции продавца, к изготовителю товара и организации, выполняющей его функции.

Пункт 4 ст. 18 Закона приведен в соответствие со ст. 503 ГК и в части последствий продажи указанных товаров ненадлежащего качества: к праву замены товара добавлено право на соразмерное уменьшение цены, а право на возврат уплаченной суммы заменено на право расторгнуть договор.

Таким образом, и данное исключение устранено: все требования, предусмотренные п. 1 ст. 18, совпадают с требованиям в отношении упомянутых групп товаров (разумеется, кроме связанных с устранением недостатков). 1 Следует обратить внимание на формулировки, касающиеся прекращения действия договора. Выше уже была отмечена в связи с комиссионной торговлей неоднозначность этих формулировок. К этому можно добавить, что в предыдущей редакции п. 4 ст. 18 это право потребителя излагалось как обязанность продавца возвратить ему уплаченную за товар сумму. А согласно новой редакции п. 4 ст. 18 потребитель вправе расторгнуть договор. Таким образом, по одному и тому же вопросу имеются несколько различных формулировок, которые, если не признать их равнозначными, означают несоответствие п. 1 ст. 18 норме ст. 503 ГК, а также различные условия реализации права на прекращение действия договора для товаров, предусмотренных п. 4 ст. 18, и других товаров (одностороннее расторжение или обращение к продавцу с требованием о расторжении договора).

При безвозмездном устранении недостатков (так называемом гарантийном ремонте) возникает вопрос о его объеме и правовом регулировании. Некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не действуют, если изделие не работает или работает ненадлежащим образом в связи с недостатками так называемых расходных материалов.

Рассмотрим пример:

Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит. Задача непростая. Например, входят ли в состав «автомобиля» аккумулятор, шины, лампы в фарах, радиоприемник и т.д. или они являются расходными материалами, комплектующими изделиями?

Для ответа необходимо обратиться к понятиям комплектности товара и комплекта товаров. Статья 478 ГК, регулирующая вопрос о комплектности товара, не содержит определения этого понятия. Напротив, ст. 479 ГК указывает, что комплект товаров - это их определенный набор. 1 При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является чисто договорным условием.

Рассмотрим пример

Типичным примером комплекта товаров является набор мебели, который может изменяться по желанию покупателя. В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать, такую совокупность составных частей, которые и образуют собственно товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части конструктивно скомпонованы в единое изделие и, как правило, самостоятельно не используются. Вместе с тем, отдельные части товара - комплектующие изделия (например, шины для транспортных средств) могут быть отделены от основной части товара, и как правило, изнашиваются быстрее последней. Именно в силу этого п. 3 ст. 470 ГК допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на основное изделие распространяется и на комплектующие изделия.

Рассмотрим пример:

Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без так называемых расходных материалов и деталей, которые собственно не входят в состав товара. Например, порошки для копировальных аппаратов, батарейки для фонариков и различных приборов, фильтры и т.п. Потому по избежание споров по поводу того, на что именно распространяются гарантийные обязательства изготовитель (продавец) товара должен точно определить его комплектность. Согласно ст. 478 ГК, комплектность определяется договором купли-продажи. 1 Практически это может быть сделано различными способами: путем ссылки на соответствующую техническую документацию в документах, прилагаемых к товару; путем перечисления в этих документах составных частей товара; путем перечисления расходных деталей или материалов, на которые гарантийные обязательства не распространяются. Если договором комплектность товара не определена, она определяется обычаем делового оборота, т.е. сложившимися в определенной области правилами, не предусмотренными законодательством. О том, что определенная составная часть не входит в состав комплектности товара, можно заключить из указания, что цена этой части не входит в цену товара.

От комплекта товаров и комплектности товара следует отличать широко используемые в практике понятие «комплект поставки». В этот перечень обычно включают все, что передается потребителю (включая основное изделие, комплектующие изделия, запчасти, инструмент, предметы упаковки, различную документацию). Иногда комплект поставки ошибочно называют в документации комплектностью, что расширяет пределы ответственности изготовителя (продавца). Право требовать возмещения своих расходов на устранение недостатков товара возникает у потребителя в случае, если продавец, изготовитель отказались произвести ремонт, независимо от причины отказа, либо не произвели его в установленный законом срок. При предъявлении упомянутых требований факт устранения недостатков, а также сумма расходов должны быть доказаны потребителем (желательно документально). Во внимание будут приниматься только необходимые и соразмерные затраты на саму работу, приобретение запчастей, деталей, перевозку товара в соответствующих случаях и т.д. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены может быть заявлено, если недостаток товара не препятствует его использованию по назначению, однако ограничивает полноценное использование, предусмотренное условиями договора. Одновременное предъявление требований об уценке и ремонте является необоснованным. Размер уценки определяется соглашением сторон, а если соглашение не достигнуто, потребитель вправе обратиться в суд или предъявить другое требование. Под аналогичным товаром следует понимать товар, однородный купленному по функциональному назначению и классу, но отличающийся от него компоновкой составных частей, конструкцией рабочих органов или органов управления, принципом действия, внешним видом и т.п. признаками, которые в совокупности образуют понятие модели, артикула, типа. В случае возникновения спора по этим вопросам следует руководствоваться документацией на конкретную продукцию (стандарты, технические условия и т.п.).

2. Договор, как основание для предъявления потребителем требований устранить нарушения

Упомянутые в п. 1 ст. 18 «Закона о защите прав потребителей» требования могут быть предъявлены потребителем по своему выбору продавцу товара или организации, которая выполняет функции продавца на основе договора с ним. Продавцу и организации, выполняющей его функции, могут быть предъявлены любые из предусмотренных требований. Определенные требования могут быть предъявлены потребителем непосредственно изготовителю товара или организации, выполняющей его функции на основе договора. К ним относятся требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов по их исправлению и о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула). Однако потребитель вместо предъявления этих требований вправе возвратить изготовителю (но не организации, выполняющей его функции) товар с недостатками и потребовать возврата уплаченной суммы. 1 Существо отношений между изготовителем, продавцом и организациями, выполняющими их функции (третье лицо), в основном заключается в выполнении последним определенных фактических действий по реализации обязательств продавца или изготовителя, предусмотренных Законом. Из смысла Закона следует, что третье лицо действует от своего имени и за свой счет. Отношения потребителя с третьим лицом носят самостоятельный юридический характер. В этих отношениях потребитель и третье лицо имеют права и обязанности, вытекающие из Закона, и могут приобретать права и обязанности, возникающие из их собственных действий, за которые несут самостоятельную ответственность. Необходимость заключения договора с третьими лицами у изготовителя товара обусловлена его обязанностью (ст. 6 Закона) обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, а также поставку запчастей в торговые и ремонтные предприятия. Кроме того, изготовитель обязан по требованию потребителя обменять товар с недостатками. Все это практически невозможно вне места нахождения изготовителя без услуг третьего лица.

Что касается продавца, следует отметить, что свои обязательства по замене недоброкачественного товара он может в принципе выполнить самостоятельно. Сложнее обстоит дело с обязанностью по безвозмездному ремонту, которая предусмотрена Законом для продавца в качестве самостоятельной функции. Избежать привлечения для этого третьего лица продавец может лишь тогда, если в месте его нахождения расположен изготовитель товара или организация, выполняющая его функции. В противном случае заключение договора с ремонтной организацией становится для продавца насущной необходимостью, если он продает товар систематически и в крупных объемах. Отсутствие ремонтной базы в этих случаях чревато для продавца серьезными экономическими потерями в связи с требованиями потребителей. Поэтому в договорах поставки целесообразно оговаривать соответствующие обязательства изготовителя, в частности обязательства, обеспечивающие своевременный ремонт, замену товара и т.д., а также порядок возмещения убытков и расходов, вызванных удовлетворением требований потребителя. Согласно ст. 518 ГК, получатель, осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки. 1 В договорах с третьими лицами изготовитель и продавец должны предусматривать их функции в пределах своих обязательств по Закону. Третьи лица могут выполнять следующие функции продавцов или изготовителей, предусмотренные Законом в связи с продажей товара ненадлежащего качества:

- принять товар у потребителя;

- обеспечить представление соответствующих необходимых доказательств, освобождающих от ответственности;

- обеспечить доставку товара и возврат его потребителю либо возместить расходы последнего по доставке;

- обеспечить проверку качества товара;

- обеспечить замену или ремонт товара в соответствии с установленными правилами, включая предоставление на это время в пользование потребителя аналогичного товара;

- выплатить последнему в соответствующих случаях неустойку и убытки.

В связи с этим продавцом и изготовителем в заключаемых ими с третьими лицами договорах должны предусматриваться взаимные обязательства и ответственность за их невыполнение. Следует подчеркнуть, что ответственность третьих лиц перед потребителем ограничивается пределами тех функций, которые на них возложены договором с продавцом или изготовителем товара. Обязанности продавца, предусмотренные п. 1 ст. 18 Закона, по своему содержанию и юридической природе носят различный характер. Безвозмездное устранение недостатков товара означает безвозмездный для потребителя ремонт купленного последним товара. 1 Остальные обязанности продавца связаны с заменой товара либо с финансовыми обязательствами. В большинстве случаев на организацию, выполняющую функции продавца (третье лицо), возлагается лишь так называемый гарантийный ремонт товара. Обязанности третьего лица вытекают из обязанностей продавца, предусмотренных Законом, и ограничиваются теми обязательствами, которые предусмотрены договором между продавцом и третьим лицом. Если предметом договора является только осуществление гарантийного ремонта товара, то третье лицо безусловно обязано:

- принять у потребителя товар с недостатками при наличии у последнего товарного или кассового чека, технического паспорта или иного заменяющего его документа;

- в случае необходимости провести проверку качества товара (по требованию потребителя - с его участием);

- при установлении в товаре недостатков определить причину их возникновения. Если возник спор по этому поводу - провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. В случае если, по мнению третьего лица, недостатки товара возникли после его передачи потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, отказать в ремонте товара. Товар не подлежит также гарантийному ремонту, если его использование по назначению невозможно в связи с выходом из строя отдельных комплектующих деталей и расходных материалов, на которые, согласно соответствующим документам продавца, гарантийные обязательства не распространяются;

- отказать в гарантийном ремонте, если истек установленный гарантийный срок или другие сроки для обнаружения недостатков товара;

- при отсутствии основания для отказа в гарантийном ремонте, обеспечить его выполнение в течение установленного срока;

- обеспечить документирование своих действий и решений в соответствии с формами документов, предусмотренных договором с продавцом.

Все остальные функции продавца, предусмотренные Законом, в том числе доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг и возврат их потребителю, выполнение финансовых обязательств, предоставление на время ремонта потребителю аналогичного товара осуществляются третьим лицом, если это специально предусмотрено договором. Таким образом, функции третьего лица по гарантийному ремонту включают действия (деятельность) которые оставляют материальный результат (отремонтированное изделие), а также другие действия, которые такого результата не оставляют. Принятием Закона РФ «О защите прав потребителей», одного из первых рыночных законов, принципиально был изменен характер отношений между продавцом и ремонтными предприятиями. Происшедшая замена плановых связей между ними свободными договорными отношениями привела к фактическому распаду системы гарантийного ремонта, существовавшей в стране. Изготовители товара, продавцы по различным причинам не заключали с ремонтными предприятиями соответствующие договоры, перестали снабжать их запасными частями и необходимыми материалами для ремонта. В связи с этим предприятия стали отказывать потребителям в осуществлении гарантийного ремонта. Описанная ситуация не изжита полностью и сегодня. Одной из главных причин создавшегося положения является недостаточное понимание юридической природы новых отношений в рассматриваемой области со стороны всех трех участников этих отношений, а также взаимных прав и обязанностей, вытекающих из Закона о защите прав потребителей. Юридическое положение организации, с которой продавец заключил договор о выполнении его функций, предусмотренных Законом, в случае обращения к ней потребителя с теми или иными требованиями определяется тем, что она не оказывает последнему самостоятельные (договорные) технические, финансовые или иные услуги. Она выполняет обязанности и осуществляет права продавца, предусмотренные Законом. Правовой основой отношений между продавцом и третьим лицом, помимо Закона, является ст. 313 ГК РФ, предусматривающая возможность возложения должником выполнения своих обязательств перед кредитором на третье лицо. Пунктом 1 ст. 313 ГК предусмотрено важное правило о том, что в этом случае кредитор (потребитель) обязан принять исполнение предложенное за должника (продавца) третьим лицом. 1 Иными словами, потребитель не вправе обращаться со своими требованиями к продавцу, если последний заключил договор с третьим лицом о выполнении его функций. Из сказанного следует, что к отношениям между продавцом или третьим лицом с потребителем в связи с последствиями приобретения недоброкачественного товара не могут применяться правила гл. 3 Закона и гл. 39 Гражданского кодекса РФ, а должны применяться нормы гл. 1 и 2 Закона и соответствующие нормы ГК РФ. Третье лицо не вступает в договорные отношения с потребителем, обратившимся к нему с требованиями в связи с продажей недоброкачественного товара. Поэтому третье лицо как бы и не должно отвечать за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед потребителем. Ответственность в этом случае должна нести сторона по договору купли-продажи, т.е. продавец. Однако, ст. 403 ГК, устанавливая такое правило, предусматривает в то же время, что законом может быть установлена прямая ответственность непосредственного исполнителя обязательства, т.е. третьего лица. Именно такой порядок ответственности предусмотрен Законом в ст. 18 и 23. Таким образом, в отношениях с потребителем третье лицо выступает как самостоятельный субъект права, действует от своего имени и несет за свои действия ответственность, предусмотренную законом и договором с продавцом. Это, в частности, означает, что третье лицо в случае спора выступает не только в качестве ответчика, но само может предъявить потребителю соответствующие требования.

Рассмотрим пример:

Например, предусмотренное п. 5 ст. 18 Закона требование о возмещении расходов на проведение экспертизы для определения причин возникновения недостатков товара, а также связанных с ее проведением расходов на хранение и транспортировку товара. Функции, которые могут быть по договору возложены продавцом на третье лицо, включают в принципе удовлетворение всех требований потребителя, предусмотренных п. 1, 6 и 7 ст. 18 Закона, включая требования о расторжении договора купли-продажи и возмещении убытков. Среди изложенных выше функций особе внимание следует обратить на выяснение и проверку обстоятельств, которые могут являться основанием для отказа потребителю в удовлетворении его требований. К этим обстоятельствам относятся: получение у потребителя товарного или кассового чека, технического паспорта или иного заменяющего документа, установление момента возникновения недостатков товара, установление наличия гарантийного срока на товар (его составные части), установление даты начала и окончания гарантийного срока, конкретных пунктов правил использования, хранения и транспортировки товара, которые нарушены потребителем, установочных данных и характера действий лиц, приведших к появлению в товаре недостатков, характера и вида непреодолимой силы, явившейся причиной возникновения недостатков. К этой группе действий следует также отнести обязанность доказывания обстоятельств, освобождающих продавца и третье лицо от ответственности перед потребителем. При выполнении возложенных по договору функций продавца третье лицо обязано соблюдать все правила, предусмотренные Законом и договором с продавцом, в том числе ст. ст. 18-24 Закона. При этом важное значение имеет документирование своих действий третьим лицом, поскольку оно несет ответственность как перед потребителем, так и перед продавцом, которому обязано предоставлять в необходимых случаях документацию, подтверждающую правомерность своих действий, и суммы, произведенных расходов, если это предусмотрено договором. Договор должен содержать перечень тех требований потребителя из предусмотренных ст. 18 Закона, которые продавец поручает рассматривать третьему лицу. 1 В договоре должны быть также установлены все конкретные обязанности продавца и третьего лица, вытекающие из объема полномочий, передаваемых последнему, а также механизм финансовых и других взаимоотношений, связанных с выполнением договора, размер вознаграждения, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, включая возмещение убытков, понесенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед потребителем по вине другой стороны. По своей правовой природе договор между продавцом и третьим лицом является договором об оказании возмездных услуг, который регулируется гл. 39 ГК РФ. Поскольку договор между исполнителем и потребителем услуг регулируется этими же нормами ГК, комментарии к ним будут изложены при комментировании гл. 3 Закона. Третье лицо несет ответственность перед продавцом и потребителем. Перед продавцом третье лицо отвечает за выполнение своих обязательств по договору в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. При этом продавец в соответствующих случаях вправе потребовать возмещения убытков, расторжения договора и т.п. Продавец несет ответственность перед третьим лицом за надлежащее и своевременное исполнение своих обязательств по договору: предоставление необходимой информации потребителю, правильное оформление документов на товар, снабжение запчастями, обменным фондом и т.д., в соответствии с общими нормами гражданского законодательства. Перед потребителем третье лицо несет прямую ответственность в пределах, переданных ему функций, за их надлежащее и своевременное исполнение на основании ст. 18 - 23 Закона и соответствующих норм гражданского законодательства.

Рассмотрим пример:

Третье лицо несет перед потребителем ответственность и за действия, не предусмотренные договором с продавцом. Например, за причинение вреда здоровью или имуществу потребителя. Поскольку гл. 39 ГК не регулирует вопросы ответственности исполнителя (третьего лица) перед заказчиком (продавцом), они должны решаться (согласно ст. 783 ГК) на основании соответствующих норм ГК об общих положениях о подряде (параграф 1 гл. 37). Конкретно к рассматриваемым отношениям применимы ст. 704 (ответственность за ненадлежащее качество материалов и оборудования, предоставленных третьим лицом); ст. 705 (о распределении рисков случайной гибели или повреждения материалов или товара); ст. 713 (об использовании материалов, предоставленных продавцом); ст. 714 (об ответственности третьего лица за несохранность материалов и товара, переданного продавцом (потребителем); ст. 716 (право третьего лица на отказ от исполнения договора и возмещение убытков в случае, когда продавец не заменил предоставленные им недоброкачественные материалы); ст. 719 (право третьего лица на отказ от исполнения договора и возмещение убытков в случае, когда продавец не выполняет своих обязательств по договору). Основания и пределы ответственности третьего лица перед потребителем (в пределах переданных ему функций продавца) определяются нормами Закона об ответственности продавца, самого третьего лица и договором купли-продажи.

Закон устанавливает определенные дополнительные услуги, которые должны быть безвозмездно предоставлены потребителю в связи с осуществлением своих прав. Эти услуги должны предоставляться любым обязанным лицом, к которому потребитель обратился со своими требованиями. Одной из таких услуг является доставка товара. Независимо от просьбы покупателя доставка крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврат их потребителю осуществляются силами продавца, изготовителя, предприятия, выполняющего их функции, и за их счет. Это означает, что обязанное лицо обеспечивает подготовку указанных товаров к транспортировке (включая упаковку), погрузку и разгрузку, собственно перевозку, независимо от характера предъявленного требования.

Покупатель вправе потребовать документально оформить принятие товара к перевозке (накладная, квитанция и т.п.). В случае неисполнения обязанности по доставке и возврату товара, а также при отсутствии вообще какого-либо обязанного лица в месте нахождения потребителя, доставка и возврат товара могут быть осуществлены потребителем за счет обязанного лица, которое должно возместить ему необходимые расходы. Стоимость доставки и возврата определяется в соответствии с документами, выданными транспортной организацией (счет, накладная и т.п.), либо на основе действующих в данной местности расценок на необходимые работы. Под местом нахождения потребителя следует понимать его место жительства, т.е. тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Исходя из общего положения о том, что гражданские права должны осуществляться разумно и добросовестно и не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц (ст. 10 ГК), следует признать самостоятельную доставку допустимой в предусмотренных Законом случаях, лишь ближайшему обязанному лицу, известному потребителю, и с минимальными, необходимыми затратами. В противном случае потребитель, при наличии спора, рискует не получить полного возмещения произведенных им расходов.

Заключение

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить эти недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара на товар надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены либо расторгнуть договор. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Список использованной литературы


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).


2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).


3. Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 30.12.2001) «О защите прав потребителей».


4. Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»


5. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст.482.


6. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» Парций Я.Е., М.: 2002 г.



1 Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» Парций Я.Е., М.: 2002 г. С. 87.

1 Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» Парций Я.Е., М.: 2002 г. С. 89.

1 Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 30.12.2001) «О защите прав потребителей».

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» Парций Я.Е., М.: 2002 г. С. 118.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 30.12.2001) «О защите прав потребителей».

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 30.12.2001) «О защите прав потребителей».